Научная статья на тему 'Праздничные мероприятия для детей в Челябинской области в 1920-1930-е гг'

Праздничные мероприятия для детей в Челябинской области в 1920-1930-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
131
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куляшова М. А.

The article is devoted to a problem of forming the Soviet festive culture. The author traces mechanisms of formation the new children's holidays directed to communistic ideology on materials of archives and press of Southern Ural. As all Soviet holidays, the children's holidays had a powerful ideological base developed in the twentieth of the 20th century. The next decades, despite some change within ideological filling, the general structure of the children's holidays remained the same. They had not only entertaining, but also educational character. Having gone through a change of a political context children's holidays were directed to socialization of the coming generation aimed at forming worthy citizens of the Motherland.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FESTIVE ARRANGEMENTS FOR CHILDREN IN CHELYABINSK AREA IN 1920-1930

The article is devoted to a problem of forming the Soviet festive culture. The author traces mechanisms of formation the new children's holidays directed to communistic ideology on materials of archives and press of Southern Ural. As all Soviet holidays, the children's holidays had a powerful ideological base developed in the twentieth of the 20th century. The next decades, despite some change within ideological filling, the general structure of the children's holidays remained the same. They had not only entertaining, but also educational character. Having gone through a change of a political context children's holidays were directed to socialization of the coming generation aimed at forming worthy citizens of the Motherland.

Текст научной работы на тему «Праздничные мероприятия для детей в Челябинской области в 1920-1930-е гг»

31. ПМА, 3003, 2005-2006, Бийский, Шелаболихинский, Тогульский районы АК; Гребенщиков. Егоркинажизнь....

32. Швецова. «Поляки». С. 54.

33. Гуляев С. Алтайские каменщики // Санкт-петербургские ведомости. 1845. № 27. С.117.

34. Швецова. «Поляки»... С. 50-51.

35. Бернштам Т.А. Молодёжь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала ХХ вв. Л., 1988. С. 98.

36. ПМА, 2001, 2003-2006, Кытмановский, Бийский, Чарышский, Солтонский, Шелаболихинский, Тогульский районы АК; Белослюдов. Свадебный ритуал. С. 198; Гуляев С. Этнографические очерки Южной Сибири // Библиотека для чтения. 1848. Т. 90. Ч. 1. С. 46.

37. Белослюдов. Свадебный ритуал. С. 198.

38. Гуляев. Этнографические очерки. С. 25, 46.

39. Гребенщиков. Егоркина жизнь..

40. АЛИК БГПУ. Ф. 1. Оп. 1: Третьяковский район, с. Екатериновка; Кытмановский район, 2001, с. Новодуплинка.; ПМА, 2001, 2004-2006, Кытмановский, Чарышский, Солтонский, Тогульский районы АК.

41. Швецова М. Из поездки в Ридерский край // ЗЗСОРГО. 1898. Кн. 25-26. С. 11-12.

NORMS OF GIRLS' BEHAVIOUR IN RUSSIAN ALTAI VILLAGES IN OF THE 19th — FIRST THIRD OF THE 20th CENTURIES

E.A. Koljaskina

The article views relationships in a youth circle and ideas at the Altai Russians about norms of girls' behaviour. The regulation of the youth behaviour, first of all girls' behaviour, pursued one goal: to provide their future happy family life. General Russian traditions always lay foundation to norms of girls' behaviour; the girl's reputation is of great importance either.

© 2009

М.А. Куляшова

ПРАЗДНИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В 1920-1930-е гг.

Великий российский педагог К.Д. Ушинский еще в XIX в. дал важный совет взрослым: «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительное событие в годовой детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события в нашей жизни до другого. И как тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники!..»1.

Значение праздников особенно ощущалось в переломные моменты. Именно тогда они становились сферой социальных экспериментов. К 1917 г. Россия находилась в состоянии системного кризиса — политического, экономического, нравственного. «В настоящее время мы переживаем полное безвластие, — писала 12 октября 1917 г. челябинская газета «Народная свобода», — и чувствуется общественная тоска по сильной и твердой власти, которая была бы действительной защитницей демократических начал государственного строения»2. Вся полнота власти в стране перешла к партии большевиков.

В послереволюционные годы, формируя новую жизнь, советское государство в первую очередь заботилось о детях. Воспитание поколения будущих строителей коммунизма стало одной из приоритетных задач советского общества. Особое внимание уделялось конструированию новых праздников для детей, как действенному средству идейно-политического воспитания.

Значение детских революционных праздников отмечал А.В. Луначарский: «Для нас, взрослых, революционный праздник неминуемо связан с деловой стороной: каждый год это подведение итогов, это планы на будущее, это смотр своих сил. Но для ребят на первое место должно выступить основное: праздничность праздника. ...надо прежде всего уметь создать веселый детский день, день коллективной детской радости» .

В начале января 1924 г. А.В. Луначарский посетил Челябинск. Осмотрев несколько детских домов, школ и Дом просвещения, он отметил: «У вас в Челябинске я с удовольствием убедился, что основной тон работы взят правильно»4.

Уже в 1920 г. власти города занялись обустройством детских садов-парков, открытие которых было приурочено к 1 Мая 1920 г.5 Партийные и административные структуры с большим вниманием относились к детским праздникам даже в самые тяжелые годы.

Планы праздников подробно разрабатывались и высылались на места. Так, в циркулярах «День Октябрьской Революции для детей» содержались указания о том, как сделать этот день памятным, праздничным: «.необходимо перед праздником как-нибудь улучшить социальное положение, условия жизни детей во всех детских учреждениях (детских домах, общежитиях-коммунах, школах, садах, очагах, колониях и др.), потому что здесь находится более пролетарский элемент беспризорных детей»6.

Далее в циркуляре говорилось о том, что необходимо хоть как-то одеть и обуть нуждающихся детей. Предлагалось за счет субботника починить ношеные вещи и нашить новые из всех имеющихся запасов. В счет субботника предписывалось произвести уборку помещений, устроить баню, стирку, стрижку. Важно было участие в субботнике самих детей — им доверялась уборка и украшение помещения.

Циркуляр также содержал рекомендацию, непосредственно касающуюся праздника. Каждое учреждение должно было выработать программу этого мероприятия. При ее создании следовало привлекались детей с их инициативами. «В день праздника побольше веселья, ласки детям, побольше уюта и красоты; необходимо, чтобы день Октябрьской Революции в стенах школы и других дет-

7

ских учреждениях имел вид детского праздника» — такие рекомендации давал местный отдел народного образования. Предлагалось сводить школьников в те-

атр, цирк или на концерт, устроить праздничный стол. Для детей дошкольного возраста нужно было найти теплое помещение, где они могли бы побегать, поиграть под руководством воспитателей.

На заседании Советов Баландинского и Прохоровского районов в 1921 г. было принято постановление, где было указано: «Празднование 1 Мая провести следующим образом: для детей школьного возраста поставить спектакль и

о

сделать угощение из пожертвованных и отчисленных средств сельсовета» . А после говорится об устройстве митингов и спектаклей для взрослых.

На объединенном собрании заведующих детскими домами и школами Челябинска в 1922 г. после заслушивания отчетов о чествовании 5-й годовщины Октябрьской революции было подчеркнуто: «.праздник переживается детьми восторженно. Желательно, чтобы такие праздники устраивать чаще: ими воспитывать в детях дух гражданственности»9. На этом же собрании было вынесено постановление, отметить день смерти великого писателя Л.Н. Толстого (литературными утренниками и вечерами).

В 1923 г. все еще очень важно было накормить и одеть детей, а потом, по возможности, «оборудовать дома и школы играми: гигантские шаги, качели и прочее, и осуществить ряд мероприятий, способствующих общественному оживлению»10. Для детей желанным подарком, кроме необходимых одежды, обуви, питания, были газеты — они использовались в качестве тетрадей11.

Внимание уделяли и художественному оформлению в праздничные дни. Все

общественные здания в обязательном порядке должны были украшаться флага-

12

ми, и, если это возможно, иллюминацией .

Несмотря на голод и нищету — первомайская комиссия г. Челябинска в 1923 г. посчитала возможным включить в программу праздника специально для детей инсценировку «Четыре времени года». Причем было решено договорить-

13

ся о доставке детей из отдаленных районов на автомобилях13.

В связи с 20-летней годовщиной со дня Декабрьского восстания Московских рабочих в 1905 г. школам, избам-читальням и культурно-просветительным учреждениям была поставлена задача «провести широкую кампанию на местах, используя все возможности для освещения истории революции 1905 г., вытекающих из нее уроков и связи их с современной политикой Партии и Советской Власти»14. Предлагалось организовать культурные развлечения, инсценировки, спектакли, игры, музыкальные и хоровые выступления. Особое внимание уделялось художественному оформлению мероприятия. Были рекомендованы темы для бесед, докладов, выставок, стенных газет, плакатов15.

Детским праздникам уделялось огромное внимание и со стороны городских властей. Это можно увидеть на примере проведения 10-летия Октябрьской революции в Челябинске. В смете праздника, кроме средств, отведенных на украшение города, на фейерверк, разметку парада, типографские работы, организацию массового хора и на инсценировку, имеются две статьи: «угощение детям» и «подарки детям». На них было запланировано более 48 % средств (от 100 %, выделенных городским советом на празднование). Подарки и угощения предназначались для 6,5 тысяч детей — школьников, воспитанников детских домов города, и беспризорников16.

Формирование новой праздничной культуры на первых порах не отрицало

традиции. Наряду с советскими, в провинции отмечались и христианские праздники. Так, на пленарном заседании объединенных культотделов при профсоюзах 19 и 20 апреля 1921 г. было принято решение о заказе для предприятий и мастерских кустарных промыслов на изготовление к Пасхальной неделе (15 мая) разнообразных игрушек для раздачи их при открытии детских

17

площадок17. А по воспоминаниям людей, учеба которых приходилась на середину 1920-х гг., школьников отпускали на Пасхальные каникулы, при этом ребятам напоминали, что «религия — опиум для народа» и проводили различные мероприятия под названиями «Антипасха», «Красная пасха».

В 1920-е гг. впервые начали проводиться, получившие широкое распространение в 1930-е гг., тематические недели. Например, лозунг Недели ребенка (она начиналась 10 января 1921 г.) звучал так: «Рабочие и крестьяне! Ваша обязанность улучшить в эту неделю условия жизни ребенка». Все организации, желающие устроить для детей спектакли, концерты и другие мероприятия, должны были зарегистрироваться в губернском комитете партии. Также для детей в

18

эти дни проводились централизованные елки и спектакли .

Исходя из присланного циркуляра Народного комиссариата здравоохранения о проведении Недели охраны подростков и детей, 27 сентября 1926 г. заседание санитарно-эпидемиологического подотдела (Санэпида) при Окружном отделе здравоохранения (Окрздравотделе) с представителями Окружного отдела народного образования (ОкрОНО) и комсомола постановило: создать комиссию и поручить ей разработать план проведения Недели охраны подростков и детей в г. Челябинске, что и было сделано19.

Весной 1927 г. по всему Челябинскому округу должен был пройти трехднев-ник Охраны материнства и младенчества (по сельским районам с 20 апреля до 1 мая, а в городе 7, 8 и 9 мая). Разрабатывался подробный план проведения трех-

дневника с постановкой докладов, концертов, бесед, оформлением красных

20

уголков, устройством выставок и т.д.

Международная детская неделя проходила ежегодно по всей стране. В октябре 1932 г. она была проведена в очередной раз. В плане, утвержденном на общем собрании воспитанников одного из детских домов, были оговорены основные моменты празднования Международной детской недели и Октябрьской революции. Предполагалось провести беседы, организовать спектакли, угощение, украсить помещения и подготовить стенгазеты, организовать «ударные

21

бригады», а также премировать лучших работников и воспитанников21.

В 1920-е гг. еще было возможным критиковать действия новой власти. И в центре, и на местах много говорилось о том, что государство в начале 1920-х гг. было вынуждено сократить сеть школьных и детских учреждений, в результате чего массы детей оказались на улице, лишенные участия взрослых. Для воспитания растущей смены партийцев был найден дешевый и действенный путь, единственно возможный в то время: началось создание массового детского движения — 19 мая 1922 г. было принято решение о начале формирования отрядов юных пионеров во всех городах и селах страны.

Пионеры привлекались к активному участию в «повседневной борьбе и работе рабочего класса: через борьбу и труд для борьбы и труда»22. Пионерское воспитание включало в себя общественно-политическое, трудовое и физиче-

ское воспитание, а также развитие у ребят творчества и тяги к знаниям. Первые пионерские отряды в Челябинской губернии были организованы на основе спортивных кружков, которые в это время существовали в городе. Пионерское движение привлекало внимание ребят своей яркой формой и атрибутикой (галстук, форма, барабан и т. д.).

В мае 1923 г. было проведено первое пионерское мероприятие — День костра, в котором участвовали Железнодорожный и Городской районы Челябинска. В июле 1923 г. в городе проходила Международная детская неделя, во время которой состоялись слеты, костры, концерты. Через полгода, к январю пионерская организация по Городскому району насчитывала около 800 человек. Летом 1924 г. пионерское движение захватило и деревню, и теперь по округу насчитывалось 9 деревенских и 17 городских отрядов, имеющих в среднем по 50

23

человек . С середины 1920-х гг. они начали активно проводить пионерские праздники и мероприятия.

В газете «Советская правда» за 31 августа 1924 г. (№ 197) был опубликован подробный план проведения Международной детской недели, которая открывалась в Челябинске 1-го сентября торжественным заседанием юных пионеров: 2-го сентября на Алом поле в 3 часа дня был устроен детский митинг, после митинга проводились массовые игры, спортивные выступления, концерт; 3-го сентября пионеры звеньями ходили по предприятиям, знакомили рабочих с пионерским движением; 4-го сентября были организованы поездки ребят по деревням для пропаганды и агитации пионерского движения среди молодежи и для организации новых отрядов пионеров; 5-го сентября проходили вечера пионерской самодеятельности в клубах для рабочих и красноармейцев24.

В 1930-е гг. в дни праздников детей Челябинска обслуживали цирк и кинотеатры. Расходы по проведению таких утренников городские власти относили на счет хозяйственных, кооперативных, общественных организаций25. Для ребят в школе устраивались беседы, сборы пионерских отрядов, пионерские ко-

26

стры, детские утренники, костюмированные вечера26.

С момента возникновения пионерские отряды принимали активное участие

в городских демонстрациях. Учащихся организовывали по районам, а затем со-

27

единяли в общую детскую колонну, но такой порядок не был правилом27.

В 1935 г. Президиум Челябинского Облисполкома принял постановление о проведении праздника, посвященного окончанию учебного года. В дни празднования украшали здания, улицы и площади. Устанавливались договоренности о художественном обслуживании детей, как в городе, так и в сельской местности. Исходя из постановления, разрабатывался подробный план мероприятия: пионеры и школьники подводили итоги учебы, работы пионерских отрядов, физкультурной и кружковой работы, художественной самодеятельности. Предлагалось устраивать выставки, галереи ударников учебы и лучших педагогов, выставки детского творчества. Учащихся награждали премиями и подарками.

Основной праздник проводился следующим образом: школьники собирались по районам, затем приходили на Алое поле, а от Алого поля общей демонстрацией шествовали к Парку культуры и отдыха, открытие которого в 1935 г.было назначено на 5 июня и приурочено к окончанию учебного года. Во время торжественного открытия парка был запланирован митинг на стадионе с подведением

итогов учебного года. Ребята из разных школ участвовали в фигурном построении огромной пятиконечной звезды. На стадионе парка проводилась городская Спартакиада пионеров и школьников по легкой атлетике, шла массовая сдача норм ГТО (государственная программа «Готов к труду и обороне»), на 20 площадках были устроены игры в волейбол, городки, эстафеты и т.д. В рамках развлекательной программы предлагались: пение, танцы, аттракционы, катание на машинах, велосипедах, стрельба по движущимся мишеням и проч.

Ребята, участвовавшие в демонстрации, должны были иметь единую форму: белые блузы и рубашки, темные юбки и брюки. Участники Спартакиады были одеты в красные майки и черные трусы. Все участники праздника — учащиеся старше 4 класса. Колонны оформлялись цветами, эмблемами, воздушными шарами, авиамоделями, волейбольными сетками, мячами, музыкальными инструментами. Праздник обслуживали актеры, музыканты, торговые ларьки, санитарные палатки, радиоузел, справочные и служба охраны порядка парковой

28

территории .

В 1936-1939 гг. партийные организации усилили работу по внедрению политически акцентированных пионерских и комсомольских ритуалов в проведение молодежных и детских праздников. Одним из первых таких праздников был праздник Новогодней елки, который до 1936 г. проводился как Рождественский праздник. В Челябинской области елки устраивались с 1920-х гг.29.

В 1930-е гг. усилилась пропаганда спорта и физкультуры среди детей и молодежи. В 1939 г. впервые в Советском Союзе начали отмечать День физкультурника. Ко II Всесоюзному Дню физкультурника 18 июля 1940 г. в Челябинске на стадионе «Динамо» был устроен спортивно-гимнастический праздник; его участники прошли через весь город. Пионеры и школьники маршировали отдельной колонной под лозунгом «Спасибо товарищу Сталину за радостное и счастливое детство». В гимнастических выступлениях на стадионе принимали участие около 100 ребят30.

В истории развития праздничных мероприятий для детей можно выделить отдельные этапы их становления. В начале 1920-х гг., когда шла Гражданская война, и в стране свирепствовали голод и нищета, — государство устраивало праздники, которые частично ослабляли социальную напряженность и помогали хоть в какой-то мере решать жизненно важные проблемы общества.

Во второй половине 1920-х гг., в связи с созданием пионерской организации, дети заняли первую ступеньку коммунистической иерархии — они стали участниками политических акций и праздников наравне со взрослыми.

С середины 1930-х гг. появились самостоятельные праздники детства и пионерии, которые приобрели яркую и зрелищную форму. Как и все советские праздники, они имели под собой мощную идеологическую базу, основа которой складывалась в 1920-1930-е гг.. Советский праздник рассматривался как единение народа в общем радостном эмоциональном порыве на базе единых политических убеждений. Нет общих праздников — нет нации, народа, государственности. Это понимали идеологи и практики в 1920-1930-е гг. Они предложили эффективные механизмы организации детского и молодежного движения. Все последующие десятилетия, при изменении идеологического наполнения, общая схема детских праздников и других форм творчества оставалась

неизменной: военно-патриотические игры; тимуровское движение; поисковые экспедиции; спортивные соревнования и интеллектуальные олимпиады. Все это остается востребованным и по сей день.

Детские праздники носят не только развлекательный, но и воспитательный характер. При изменении общественно-политического контекста они по-прежнему направлены на социализацию подрастающего поколения, цель которого — формирование достойных граждан своего Отечества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. 5-е изд. М., 1989. С. 169.

2. Скрипов А.С. Челябинск. XXвек. Челябинск: Изд-во. Т. Лурье, 2000. С. 47—48.

3. Луначарский А.В. О массовых празднествах, эстраде и цирке / Сост., редакция, вступ. статья и коммент. Сим. Дрейдена. М., 1981. С. 126.

4. Скрипов. Ук. соч. С. 82.

5. ОГАЧО. Ф. 172. Оп. 1 Д. 7. Л. 71.

6. ОГАЧО. Ф. Р-862. Оп. 1. Д. 4. Л. 94; Ф. Р-939. Оп. 1. Д. 32.

7. ОГАЧО. Ф. Р-862. Оп. 1. Д. 4. Л. 94; Ф. Р-939. Оп. 1. Д. 32.

8. ОГАЧО. Ф. 115. Оп. 1. Д. 15. Л. 17.

9. ОГАЧО. Ф. 106. Оп. 1. Д. 786. Л. 15.

10. ОГАЧО. Ф. 172. Оп. 1. Д. 483. Л. 58.

11. Советская правда. 1923. 13 ноября. С. 3.

12. ОГАЧО. Ф. 172. Оп. 1. Д. 483. Л. 58.

13. ОГАЧО. Ф. 106. Оп. 1. Д. 857. Л. 19, 21.

14. ОГАЧО. Ф. 424. Оп. 1. Д. 25. Л. 7-8.

15. ОГАЧО. Ф. 424. Оп. 1. Д. 25. Л. 7-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. ОГАЧО. Ф. 220. Оп. 1. Д. 88. Л. 405.

17. ОГАЧО. Ф. Р-453. Оп. 1. Д. 42. Л. 126.

18. Советская правда. 1921. 6 января. С. 1-2.

19. ОГАЧО. Ф. 112. Оп. 1. Д. 193. Л. 2.

20. ОГАЧО. Ф. 112. Оп. 1. Д. 185. Л. 156, 157, 159-161, 176, 196, 248.

21. ОГАЧО. Ф. 220. Оп. 2. Д. 28. Л. 17-17 об.

22. Стремяков М. Первое мая и пионеры // Праздник 1-го мая. Изд. МГСПС «Труд и книга» М., 1925. С. 43.

23. Советская правда. 1924. 31 августа.

24. Там же.

25. ОГАЧО. Ф. 220. Оп. 1. Д. 433. Л. 6-7.

26. ОГАЧО. Ф. 792. Оп. 4. Д. 522. Л. 51, 147.

27. ОГАЧО. Ф. 220. Оп. 4. Д. 538. Л. 82, 107, 111.

28. ОГАЧО. Ф. 282. Оп. 1. Д. 102. Коробка 13. Л. 747, 752-754.

29. ОГАЧО. Ф. 453. Оп. 1. Д. 76. Л. 363-364.

30. ОГАЧО. Ф. 220. Оп. 4. Д. 538. Л. 82.

FESTIVE ARRANGEMENTS FOR CHILDREN IN CHELYABINSK AREA

IN 1920-1930

M.A. Kuljashova

The article is devoted to a problem of forming the Soviet festive culture. The author traces mechanisms of formation the new children's holidays directed to communistic ideology on materials of archives and press of Southern Ural. As all Soviet holidays, the children's holidays had a powerful ideological base developed in the twentieth of the 20th century. The next decades, despite some change within ideological filling, the general structure of the children's holidays remained the same. They had not only entertaining, but also educational character. Having gone through a change of a political context children's holidays were directed to socialization of the coming generation aimed at forming worthy citizens of the Motherland.

© 2009

А.В. Черных

КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДНОСТЬ РУССКИХ ПРИКАМЬЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА В 1920-1930-е гг.

Политические, социально-экономические и идеологические преобразования в России, связанные с социалистическим строительством в послереволюционные годы, отразились на всех сторонах существования русских крестьянских сообществ и их культуре. Новые политико-идеологические условия стали причиной структурных изменений всех социо-нормативных практик и в целом системы народного календаря. Началась трансформация их мировоззренческих оснований. Существенные изменения календарная обрядность русских Пермского Прикамья претерпела в 1920-1930-е гг. в связи с начавшимися процессами кооперации сельского хозяйства и колхозным строительством.

В этот период произошла актуализация аграрных общественных праздников, связанных с началом и завершением весенних и осенних полевых работ. Они имели «трудовую» основу и отвечали новым идеологическим установкам советской власти. Уже в начале 1920-х гг. в агитационных материалах партийных органов появились указания — обратить внимание на формирование новой «аграрной» культуры и активизировать работу по проведению осенних «Дней Урожая»1.

Для формирования новых «аграрных» практик власть стремилась использовать уже сложившиеся традиционные формы. Советские колхозные мероприятия по случаю завершения уборки первоначально часто заменяли престольные праздники, также приходившиеся на конец осени. Документы советских и партийных органов наглядно отражают эти процессы: «Коуровское земельное общество Карагайского района Пермского округа отказалось от празднования некото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.