Научная статья на тему 'Праздничное обращение главы государства к нации как идеологема (на материале речей В. В. Путина)'

Праздничное обращение главы государства к нации как идеологема (на материале речей В. В. Путина) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
245
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ПРАЗДНИЧНОЕ ОБРАЩЕНИЕ К НАЦИИ / ИДЕОЛОГЕМА / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОБЫТИЙНАЯ МОДЕЛЬ / ЯЗЫКОВЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ / MEDIA AND POLITICAL DISCOURSE / HOLIDAY MESSAGE TO NATION / IDEOLOGEME / VALUE ORIENTATIONS / MANIPULATIVE TECHNOLOGIES / EVENT MODEL / LINGUISTIC REPRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Степанова Марина Александровна

В статье рассматриваются особенности праздничных обращений главы государства к нации с точки зрения существования данных речевых продуктов в медиа-политическом пространстве страны в качестве особых единиц идеологем. Материалом исследования послужили тексты новогодних обращений Президента Российской Федерации В. В. Путина. Исследование посвящено анализу когнитивной структуры традиционного новогоднего президентского поздравления как уникальной формы репрезентации идеологических смыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOLIDAY MESSAGE OF THE HEAD OF THE STATE TO THE NATION AS AN IDEOLOGEME (BY THE MATERIAL OF V. V. PUTIN’S SPEECHES)

The article discusses the features of head of state’s holiday messages to the nation in terms of the existence of these speech products in the media and political space of the country as special units ideologemes. The material of the study is based on the texts of the New Year holiday messages of the Russian President Vladimir Putin. The research is devoted to the analysis of the cognitive structure of the traditional New Year's presidential holiday message as a unique form of ideological meanings representation.

Текст научной работы на тему «Праздничное обращение главы государства к нации как идеологема (на материале речей В. В. Путина)»

Степанова Марина Александровна

ПРАЗДНИЧНОЕ ОБРАЩЕНИЕ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА К НАЦИИ КАК ИДЕОЛОГЕМА (НА МАТЕРИАЛЕ РЕЧЕЙ В. В. ПУТИНА)

В статье рассматриваются особенности праздничных обращений главы государства к нации с точки зрения существования данных речевых продуктов в медиа-политическом пространстве страны в качестве особых единиц - идеологем. Материалом исследования послужили тексты новогодних обращений Президента Российской Федерации В. В. Путина. Исследование посвящено анализу когнитивной структуры традиционного новогоднего президентского поздравления как уникальной формы репрезентации идеологических смыслов. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/12-1M7.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 12(66): в 4-х ч. Ч. 1. C. 160-163. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/12-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

160

ISSN 1997-2911. № 12 (66) 2016. Ч. 1

4. Матарыкина Н. Д. Неологизмы немецкого молодежного сленга на рубеже XX-XXI веков: дисс. ... к. филол. н. М., 2005. 214 с.

5. Розен Е. В. На пороге XXI века. Новые слова и словосочетания в немецком языке. М.: Менеджер, 2000. 192 с.

6. Степанова М. Д., Чернышева И. И. Лексикология современного немецкого языка. М: Академия, 2003. 252 с.

7. Dittmar N. Grundlagen der Soziolinguistik. Ein Arbeitsbuch mit Aufgaben. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1997. 358 S.

8. Elsen H. Neologismen. Formen und Funktionen neuer Wörter in verschiedenen Varianten des Deutschen. Tübingen: Gunter Narr Verlag, 2004. 199 S.

9. Herberg D. Neuer Wortschatz Neologismen der 90-er Jahre im Deutschen. Berlin: Walter de Gruyter, 2004. 393 S.

10. http://www.bild.de/ratgeber/2015/jugendlicher/voting-jugendwort-des-jahres-2015-top-30-begrifTe-41891482.bild.html

(дата обращения: 06.08.2016).

11. http://www.epochtimes.de/live-stream/unterhaltung/merkeln-rumoxidieren-oder-smombie-jugendsprache-2015-a1260 733.html (дата обращения: 06.08.2016).

12. http://www.spiegel.de/spiegel/print/index-2015-52.html (дата обращения: 30.09.2016).

13. http://www.urbia.de/archiv/forum/th-4671483/gesunde-ernaehrung-was-bedeutet-das-konkret.html (дата обращения: 06.09.2016).

14. https://www.tatsachen-ueber-deutschland.de/de/jugend/neue-ideen/beruehmte-institute-internationale-teams (дата обращения: 14.08.2016).

15. https://www.tatsachen-ueber-deutschland.de/de/jugend/viele-chancen/alles-ist-bestens-organisiert (дата обращения: 14.08.2016).

16. https://www.tatsachen-ueber-deutschland.de/it/node/539 (дата обращения: 14.08.2016).

17. https://www.tatsachen-ueber-deutschland.de/uk/node/530 (дата обращения: 14.08.2016).

18. Kinne М. Neologismus und Neologismenlexikographie im Deutschen // Deutsche Sprache. 1996. № 24. S. 327-358.

19. Lewandowski Th. Linguistisches Wörterbuch. 3.-5. überarb. Aufl.: in 3 Bändern. Heidelberg - Wiesbaden: Quelle und Meyer, 1990. 1287 S.

20. Schippan T. Lexikologie der deutsche Gegenwartssprache. Thübingen: Max Niemeyer Verlag, 2002. 316 S.

NEOLOGISMS FUNCTIONING IN THE GERMAN YOUTH SLANG

Snigireva Ol'ga Mikhailovna, Ph. D. in Philology Zakharova Tat'yana Vladimirovna, Ph. D. in Philology Orenburg State University snigirevaolga@bk. ru; tanja-zacharowa@rambler. ru

The article discusses the functioning of neologisms in the German youth slang, the study of which becomes increasingly relevant in terms of expanding international contacts. The paper considers the notion of the German slang and the tendency of youth language enrichment, as well as the peculiarities of neologisms in the German youth slang. The authors mark a range of topics, in which neologisms are most common, in order to determine a stable thematic range. Main attention is paid to the analysis of the ways of neologisms formation by the material of the contemporary German-language magazines.

Key words and phrases: subculture; slang; youth slang; neologism; ways of neologisms formation.

УДК 8; 81-114.4

В статье рассматриваются особенности праздничных обращений главы государства к нации с точки зрения существования данных речевых продуктов в медиа-политическом пространстве страны в качестве особых единиц - идеологем. Материалом исследования послужили тексты новогодних обращений Президента Российской Федерации В. В. Путина. Исследование посвящено анализу когнитивной структуры традиционного новогоднего президентского поздравления как уникальной формы репрезентации идеологических смыслов.

Ключевые слова и фразы: медиаполитический дискурс; праздничное обращение к нации; идеологема; ценностные установки; манипулятивные технологии; событийная модель; языковые репрезентации.

Степанова Марина Александровна, к. филол. н., доцент

Нижневартовский государственный университет mstepanova2@gmail. com

ПРАЗДНИЧНОЕ ОБРАЩЕНИЕ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА К НАЦИИ КАК ИДЕОЛОГЕМА (НА МАТЕРИАЛЕ РЕЧЕЙ В. В. ПУТИНА)

Жанр «поздравление» привлекает внимание исследователей-лингвистов как уникальное явление, актуализирующее множество параметров конкретной лингвокультуры. В последнее десятилетие было выполнено несколько глубоких исследований, в которых на материале различных языков (русская, американская, немецкая и французская лингвокультуры) и различных типов дискурса изучались как собственно жанровая специфика поздравления [4; 8], структура фрейма речевого акта поздравления [5], так и возможности концептуального и коммуникативного анализа, а также лингвокогнитивного моделирования поздравления как процедуры речевого этикета [2; 3]. Однако необходимость дальнейшего исследования речевых продуктов жанра «поздравления» обусловлена, на наш взгляд, возможностью выявления некоторых важных особенностей отдельных категорий поздравительных обращений как социально значимых идеологически маркированных единиц.

Имманентной характеристикой медиаполитического дискурса, как известно, является его театральность, которая имеет многочисленные проявления и реализации, в том числе в заданности, традиционности отдельных форматов коммуникации. В качестве примера такой формы коммуникации можно рассматривать праздничное (новогоднее/рождественское) обращение главы государства к нации. В данной статье анализу подлежит только текстовая составляющая поздравительного обращения главы государства.

Структурно-семантическая матрица новогоднего (рождественского) обращения обязывает лидера нации говорить об итогах - важнейших событиях - уходящего года и намечать перспективы существования страны в году наступающем (ср. «Уже через несколько минут очередной год нашей жизни станет годом прошлым. Он стремительно уходит в историю, а мы вспоминаем самые важные события» [6]). Заданность и стереоти-пизированность формата подобных речевых продуктов позволяет выстроить инвариантную событийно-ориентированную (мультикомпонентную) модель развертывания таких текстов, которая делает возможным сегментировать отдельные идеологические смыслы, репрезентируемые в них.

Новация данной работы видится в попытке показать возможности использования событийной модели для анализа конкретного типа элементов медиаполитического пространства.

Когнитивная модель события представляет собой структурированность нескольких неотъемлемых компонентов: познающий субъект, оценивающий взаимодействие участников, приводящее к некоему изменению в определенных пространственно-временных рамках. Намеренное фокусирование на каждом отдельном элементе данной структуры (профилирование) может приводить к принципиальной избирательности в раскрытии сущности референтного события, события как фрагмента объективной реальности. Представляется, что акцентирование нужной информации в рамках жестко заданного формата, имеющего самую широкую целевую аудиторию, создает значительный потенциал для продуктивного идеологического манипулирования, для транслирования установок «ценности/антиценности».

Рассмотрим сегментацию идеологически релевантных смыслов в текстах обращений Президента РФ 31.12.2013 г. и 31.12.2014 г. [6; 7]. Использование событийной модели позволяет вычленить «направления идеологизации», установить векторы приращения идеологических смыслов относительно естественных структур референтных событий: участники - изменение - пространство-время - общая оценка (авторизованная оценка высказывающегося).

Таблица 1.

Сегментированность событийно-релевантных идеологических смыслов

Компоненты событийной модели Репрезентация идеологических смыслов (ценности/антиценности)

2013 2014

участники мы/наше, единство, вместе, общее, семья, близкие, родители, дети мы/наше; семья, дети, родные, близкие, друзья

vs. террористы, жертвы

изменение единение, сплочение; борьба; поддержка; восстановление, строительство; труд, движение вперед; исполнение общих планов и замыслов; отстаивать свои интересы; становиться лучше, богаче, удобнее поддержка; возвращение в родной дом; мечта, труд, победа

vs. проблемы, испытания, страдания; бедствия, стихия; террор

пространство Россия, Родина (страна, где живем, любим), дом, семья Россия, Родина (Крым, Севастополь)

время прошлое, традиция поколений; будущее, надежда, мечта история, будущее (сложности)

vs. будни

оценивающий субъект благополучие, вера, достоинство, дружба, забота, здоровье, любовь, милосердие, надежность, оптимизм, помощь, понимание, радость, самоотверженность, согласие, счастье, честь, щедрость благородство, внимание, доброта, достоинство, забота, любовь, надежность, ответственность, понимание, правда, солидарность, сплоченность, справедливость, терпение, честь, щедрость

162

^БЫ 1997-2911. № 12 (66) 2016. Ч. 1

Объем данной статьи не позволяет детально рассмотреть данные по всем новогодним обращениям президента В. В. Путина (1999-2006 гг., 2012-2015 гг.), однако и на примере двух выступлений вполне очевидно прослеживаются определенные тенденции. Так, элемент «УЧАСТНИКИ» репрезентируется языковыми единицами, представляющими определенное лексико-семантическое единство: «мы», «наше», «единство», «вместе», «общее», «семья», «близкие», «родители», «дети», «родные», «друзья» (5 совпадений в двух текстах, см. выделенные единицы в таблице), которые актуализируют важнейшие ценностные смыслы, транслируемые лидером нации. Выступающий видит в своей аудитории друзей, родных, не отделяет себя от народа, считает принципиальной ценностью семью и счастьем - общение с близкими, представляет эксплицитно идею единения нации.

Отметим, что в выступлении от 31 декабря 2013 г. президент вводит противовес-антиценность «террористы/жертвы» [6], что, казалось бы, не является оправданным с точки зрения речевого жанра «поздравление» в целом, однако укладывается в событийно-релевантную идеологизированность президентского обращения к нации. 2013 г. стал для России годом испытаний - теракты в Волгограде, серьезное наводнение на Дальнем Востоке, как следствие, глава государства призывает общество к сплоченности. При этом, как известно, призыв сплотиться «против» может быть поддержан быстрее, чем призыв выступить «за».

Те же смыслы «единение», «сплочение» актуализируются в явном виде с использованием данных языковых единиц в структурном элементе событийной модели «ИЗМЕНЕНИЕ», что соотносится с категорией активного действия, взаимодействия участников события. Как показывает анализ лингвистического материала, этот элемент событийной структуры, как правило, в текстовом выражении представлен шире прочих, что, по всей видимости, объясняется самой природой событийности как онтологической данности. В указанных текстах встречаем следующие единицы, маркированные идеологическими смыслами: «борьба», «поддержка», «труд», «движение вперед», «исполнение общих планов и замыслов», «отстаивать свои интересы», «возвращение в родной дом», «победа», противопоставляемые антиценностям «проблемы», «испытания», «страдания», «террор». Ведущими ценностями действия и взаимодействия обозначаются «поддержка» и «труд» (дублирование в рассматриваемых текстах).

Относительно пространственно-временного блока событийной модели, вероятно, можно предсказать принципиальное наличие следующей жанроорганизующей характеристики новогоднего поздравления -темпоральное противопоставление «уходящее/прошлое - будущее». Однако в эту стереотипизированность снова встраиваются идеологически оправданные смыслы «унитарности» и примирения всех представителей сообщества: «ПРОШЛОЕ: история, традиции», «БУДУЩЕЕ: надежда, мечта»».

В пространственном сегменте безусловный акцент - использование фундаментальной идеологемы «Родина», которая поддерживается идеологемами «дом», «семья». В выступлении 2014 г. использованы ключевые пространственно-закрепленные идеологемы «Крым», «Севастополь», встроенные в метафорическую конструкцию «твердо решили вернуться в свой родной дом»» [7].

Обязательным компонентом событийной структуры представляется оценивающий субъект, поскольку именно оценка трансформирует факт в событие (см. работы Н. Д. Арутюновой [1]). Оценочные лексические единицы - неотъемлемая составляющая текстов жанра «поздравление». Рассматриваемые в данном исследовании тексты включают значительное количество языковых единиц, обозначающих лучшие качества и характеристики человеческой натуры и человеческих отношений: «вера», «достоинство», «дружба», «забота», «любовь», «милосердие», «надежность», «оптимизм», «помощь», «понимание», «самоотверженность», «согласие», «честь», «щедрость», «благородство», «внимание», «доброта», «ответственность», «солидарность», «сплоченность», «справедливость», «терпение», «благополучие», «радость», «счастье» (7 совпадений в указанных текстах, см. Табл. 1).

Использование данных единиц позволяет утвердить и усилить общую позитивную оценку прожитого года как многогранного фрагмента изменяющейся действительности, закрепить в восприятии каждого, кто смотрит выступление, значимость своих личных достижений и достижений государства в целом.

Представляется, что фиксирование основных идеологически релевантных дублирующихся смыслов создает единый жесткий каркас послания согражданам - «мы едины, мы вместе боремся, трудимся, побеждаем, мы любим и ценим друг друга, свою семью, свой дом, свою Родину, свою историю и традиции, мы заслуживаем счастья, у нас есть будущее».

Резюмируем вышесказанное:

• праздничное обращение лидера государства к народу представляет собой сложную идеологическую единицу - идеологему;

• использование инвариантной событийной модели (участники, изменение, пространство, время, оценивающий субъект) позволяет сегментировать идеологические смыслы;

• все событийно релевантные компоненты праздничного обращения главы государства могут быть использованы в приращении идеологически значимых смыслов;

• совмещение и дублирование идеологических смыслов способствует возрастанию манипулятивного потенциала всей идеологической единицы.

Список литературы

1. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. 339 с.

2. Варавкина В. Ю. Новогоднее обращение главы государства: жанровая специфика и лингвокогнитивное моделирование образа адресата: автореф. дисс. ... к. филол. н. Омск, 2009. 22 с.

3. Вдовина Е. В. Поздравление и пожелание в речевом этикете: концептуальный и коммуникативный анализ: автореф. дисс. ... к. филол. н. М., 2007. 21 с.

4. Дудкина Н. В. Речевой жанр «поздравление» в русской и американской лингвокультурах: автореф. дисс. ... к. филол. н. Ростов-на-Дону, 2011. 17 с.

5. Низеева Д. Р. Структура фрейма речевого акта поздравления в современном немецком языке: автореф. дисс. ... к. филол. н. Нижний Новгород, 2010. 21 с.

6. Новогоднее обращение к гражданам России (31 декабря 2013 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/20022 (дата обращения: 28.01.2016).

7. Новогоднее обращение к гражданам России (31 декабря 2014 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/47446 (дата обращения: 28.01.2016).

8. Сухотерина Т. П. «Поздравление» как гипержанр естественной письменной русской речи: автореф. дисс. ... к. филол. н. Барнаул, 2007. 22 с.

HOLIDAY MESSAGE OF THE HEAD OF THE STATE TO THE NATION AS AN IDEOLOGEME (BY THE MATERIAL OF V. V. PUTIN'S SPEECHES)

Stepanova Marina Aleksandrovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Nizhnevartovsk State University mstepanova2@gmail. com

The article discusses the features of head of state's holiday messages to the nation in terms of the existence of these speech products in the media and political space of the country as special units - ideologemes. The material of the study is based on the texts of the New Year holiday messages of the Russian President Vladimir Putin. The research is devoted to the analysis of the cognitive structure of the traditional New Year's presidential holiday message as a unique form of ideological meanings representation.

Key words and phrases: media and political discourse; holiday message to nation; ideologeme; value orientations; manipulative technologies; event model; linguistic representations.

УДК 81-26

В статье рассмотрена ономастика тувинцев села Верхнеусинское Ермаковского района Красноярского края. Автором описаны антропонимы, топонимы, зоонимы, функционирующие в данной местности, и их особенности. Анализ антропонимов свидетельствует, что у усинских тувинцев в основном употребляются личные имена, заимствованные из русского языка, но встречаются также исконно тувинские и монгольско-тибетские. В топонимии данной местности особо выделяются двойные наименования географических объектов. Клички домашних животных у усинских тувинцев близки к зоонимам литературного тувинского языка.

Ключевые слова и фразы: тувинский язык; ономастика; собственные имена; антропонимы; топонимы; зоонимы.

Сувандии Надежда Дарыевна, к. филол. н., доцент

Тувинский государственный университет suvandiin@mail. ги

ОСОБЕННОСТИ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН УСИНСКИХ ТУВИНЦЕВ

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 16-04-18016.

Одним из важнейших памятников культуры каждого народа является его ономастика. В ней отражается вся многовековая история этноса: географическое расположение, природные условия, материальная и духовная культура.

Изучением ономастики тувинского языка интересовались многие ученые. Первые сведения о собственных именах отражены в работе известного тюрколога Н. Ф. Катанова [2] в начале XX столетия. Дальнейшие научные исследования по собственным именам написаны уже во второй половине XX века, спустя более 60 лет, З. Б. Чадамба [9], С. И. Вайнштейном [1], Б. И. Татаринцевым [7], Б. К. Ондар [4], Н. Д. Сувандии [6] и др.

Цель данной статьи - изучение и выявление особенностей употребления собственных имен у усинских тувинцев.

В с. Верхнеусинское в настоящее время проживают представители свыше 10 национальностей, примерно 15% жителей - это этнические тувинцы, в повседневной речи употребляющие русский язык, за исключением людей пожилого и среднего возраста, которые по мере необходимости используют и родной тувинский.

В связи с тем, что ономастика традиционно членится на разделы в соответствии с категориями объектов, носящих собственные имена, - антропонимика, топонимика, зоонимика и т.д. [3, с. 346], - в статье рассматриваются материалы, касающиеся именно названных разделов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.