УДК 398.332
Б01: 10.28995/2073-6355-2018-10-173-181
Празднество Анакий в Аттике и Северном Причерноморье в IV в. до н. э.
Елена В. Булычева Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена проблеме организации и финансирования праздника Анакий в Аттике и Северном Причерноморье (IV в. до н. э.). Основным источником являются данные эпиграфики. В статье рассматривается история создания этого празднества, его отличительные черты. Анакии - празднество в честь героев Диоскуров - являлись не только государственным, но и домашним праздником, что делало его особенно важным для граждан греческого полиса.
Организацией праздника занимались жрецы, должностные лица полиса, а также представители религиозных организаций, среди которых известны оргеоны и фиасы. Организация праздничных церемоний, жертвоприношений и соревнований требовала немалых расходов. В связи с этим особый интерес представляет вопрос о финансировании празднества. Средства на организацию поступали как из полисной казны, так и от частных лиц и коллективов. Особый интерес представляют данные договоров об аренде священных земель в Аттике, в которых говорится о том, какое количество средств поступает на организацию празднества Анакий, проводимых в Аттике в IV в. до н. э.
Анакии представляли собой один из наиболее почитаемых праздников в Северном Причерноморье и Аттике. Изучение характера его организации и финансирования дает возможность представить особенности проведения его и других торжеств в греческих полисах.
Ключевые слова: Анакии, Аттика, праздник, организация, финансирование, храм, жертвоприношение
Для цитирования: Булычева Е.В. Празднество Анакий в Аттике и Северном Причерноморье в IV в. до н. э. // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. № 10 (43), ч. 2. С. 173-181. БО!: 10.28995/2073-6355-2018-10-173-181
© Булычева Е.В., 2018
Anakiie Festival in Attica and the Northern Black Sea Region in the 4 th Century B.C.
Elena V. Bulycheva Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article is devoted to the issue of organizing and funding the festival Anakii in Attica and the Northern Black sea coast (4th century BC). The main source is epigraphic data. The article discusses the history of that festival, its distinctive features. Anakie - a festival in honor the heroes of the Dioscuros heroes was not only the public but also a home holiday, making it especially important for the citizens of the Greek Polis.
The organisation of the festival was in the hands of the priests, officials of the Polis, as well as representatives of religious organizations, including well-known orgeones and thiasi. The organization of the festive ceremonies, sacrifices, competitions required considerable expenses. In this regard, the issue of financing of the festival is of particular interest. Funds for the organization and financing came from the Treasury of the polis, as well as from individuals and groups. Of particular interest are the data on rent agreements of leases of sacred land in Attica, which describe how the amount of funds supplied to the organization and financing of Anakii festival held in Attica in the fourth century BC.
Anakii represented one of the most revered holidays in the Northern Black sea and Attica. The study of the nature of its organization and funding makes it possible to imagine the features of its and other celebrations in the Greek Polises.
Keywords: Anakii, Attika, holiday, organization, financing, temple, sacrifice
For citation: Bulycheva EV. Anakii Festival in Attica and the Northern Black Sea Region in the 4th Century B.C. RSUH/RGGU Bulletin. "History. Philology. Cultural Studies. Oriental Studies" Series. 2018;10:173-81. DOI: 10.28995/2073-6355-2018-10-173-181
Введение
Праздник - одна из важнейших форм культуры и общественной жизни каждого народа. В древности празднества играли гораздо более важную роль, чем в наше время. При этом важно отметить, что в современном мире праздники, даже религиозные, стали неким декоративным элементом быта населения. В античное время празднества всегда были связаны с религией. Поэтому у греков одно из слов, обозначающих праздник, звучало как бита, т. е. жертвоприношение. Интересно отметить, что Диодор Сицилийский
именно этим словом назвал праздник на Боспоре, на который очень спешил царь Евмел из Синдики в конце IV в. до н. э. (ЫЫ. ХП.25). Современные ученые отмечают, что изучение характера проведения торжественных мероприятий в древнем мире дает возможность весьма подробно представить повседневную жизнь народа. Исследование праздничных церемоний позволяет охарактеризовать общество не меньше, чем изучение его политической, военной или экономической истории [1 с. 295]. В современной историографии существует немало работ, посвященных греческим празднествам и церемониям. При этом авторы, как правило, обращают внимание на религиозный характер мероприятий, подробно рассматривают проведение мусических и спортивных агонов. При этом в современной историографии практически неизученным является вопрос о характере организации, проведении и значении различных локальных празднеств и церемоний в Древней Греции. Как правило, исследователи уделяют внимание организации церемоний в Малой Азии и Северном Причерноморье, в то время как местные празднества на территории Аттики остаются малоизученными. Кроме того, подробно не исследуется вопрос о финансовых затратах, необходимых для проведения праздничного мероприятия. В то же время это весьма важный вопрос, поскольку, как известно, ни одно торжество не будет проведено на должном уровне без необходимых затрат.
Празднества Анакий были распространены по всей греческой ойкумене, но, судя по всему, более всего они были известны на территории Афин и Северного Причерноморья. При этом в исследовательской литературе этому античному торжеству посвящено немного работ. В отечественной историографии есть упоминания в трудах В.В. Латышева [2 с. 139] и М.В. Скржинской [3 с. 240]. В зарубежной историографии можно выделить работу Х. Парке, посвященную проведению Анакий [4 с. 102]. При этом авторы обращают внимание на характер проведения празднества, практически не затрагивая важный вопрос об источниках финансирования церемоний. В нашей статье мы постараемся рассмотреть вопрос об организации этого торжества, о его финансировании и, конечно, о значении Анакий в жизни аттического полиса и Северного Причерноморья.
История происхождения праздника
Из эпиграфического материала и сообщений античных авторов известно, что празднование Анакий было связано с почитанием мифологических братьев-близнецов (анактов) Диоскуров. Согласно древнему преданию, братья Кастор и Поллукс были
детьми красавицы Леды. При этом считалось, что, хотя их общим отцом назывался царь Тиндарей, его родным сыном был Кастор, а Поллукс признавался сыном верховного бога Зевса. Поэтому только Поллукс мог быть бессмертным. Братья были дружны между собою и прославились: Кастор - как укротитель коней, а Поллукс - как кулачный боец. О Диоскурах слагали разные мифы. В частности, о том, что они похитили невест у своих родичей - Афаредитов. Кроме того, они поссорились с ними из-за дележа стада быков. Спор перешел в настоящую драку, и Кастора убили. Зевс поразил убийцу молнией. Бессмертный Поллукс был взят Зевсом на Олимп, но тот пожелал уделить часть своего бессмертия брату. С тех пор братья-близнецы (анакты) стали сиять на небосводе в виде созвездия Близнецов. Благодаря этому мифу граждане греческих полисов почитали Диоскуров как своих божественных покровителей, посвящая им праздничные торжества. Праздник в честь Диоскуров (в отличие от многих других церемоний в Греции) имел не только религиозное, но и светское значение. Воздавая почести братьям-близнецам, греческие граждане выражали свое особое почитание семьи. Судя по данным эпиграфики и нарративным источникам, в 1У-Ш вв. до н. э. это празднество было особенно распространено на территории Афин и Северного Причерноморья. Однако начало празднику было положено в архаический период. Можно предположить, что первыми его начали отмечать граждане древней Спарты. Павсаний в «Описании Эллады» отмечает, что впервые торжества в честь Диоскуров (Тин-доридов, анактов) стали устраивать на территории спартанского полиса (111.8.1). Античный автор также считает, что впоследствии это торжество стало популярным в Аттике, а почитание братьев-близнецов в Спарте нашло отражение в памятниках спартанского искусства. В частности, он повествует, что сохранялся храм Диоскуров вблизи спартанского Дромона, а также великолепный алтарь (111.8.4; 111.14.7). Как уже отмечалось, в поздний классический и эллинистический периоды церемонии в честь Диоскуров стали популярными на территории Аттики и Северного Причерноморья.
Организация и финансирование Анакий
К сожалению, в нашем распоряжении нет подробного источника, посвященного Анакиям. Сведения об этом мероприятии можно почерпнуть благодаря отдельным, фрагментарным надписям. Тем не менее, используя этот материал, постараемся представить картину организации и финансирования Анакий. По свидетельству
древних авторов (Xen. Hell. 14.5.7), в Афинах еще во времена Писистрата был выстроен храм Диоскуров - Анакейон, где, по-видимому, проводились торжественные церемонии в честь братьев-близнецов, а также проходила важнейшая часть празднества - конные состязания [5 с. 100]. Таким образом, можно предположить, что праздник Анакий в Аттике, как и в Спарте, берет начало еще в архаическое время. На территории Северного Причерноморья почитание Диоскуров также восходит к архаической эпохе [4 р. 63]. Праздник в честь Диоскуров особенно интересен тем, что он сочетал в себе черты общего гражданско-религиозного и семейного торжества. В связи с этим, судя по отдельным сведениям источников, он отмечался как на территории всего полиса, так и в узком семейном кругу. Поскольку Диоскуры считались усопшими, гостями подземного царства, их почитание проходило в последние дни месяца [4 р. 65]. Празднование начиналось с культовых жертвоприношений, которые проводились в храме Диоскуров (Paus. III.14.6).
Основную часть праздника составляли состязания в конных ристаниях. Из Ольвии сохранилось сообщение о том, что к конным состязаниям допускались исключительно коренные граждане полиса, которые должны были перед началом соревнований принести клятву богам (Syll. 3.186). Судя по фрагментарным данным надписей из Аттики и Северного Причерноморья, эти соревнования проходили на дроме, как правило, рядом с храмом или алтарем, построенном в честь братьев Диоскуров (IPE. I2. 32, 34). Точно неизвестно, на какие виды делились конные агоны на этом празднестве. Возможно, как и на других праздниках, могли быть отдельные соревнования в беге колесниц и состязания всадников. После завершения соревнований полис награждал победителей и призеров состязаний. Греческие полисы всегда гордились своими победителями. Поэт Пиндар отмечал, что победа в соревновании считалась не просто личным достижением гражданина, но проявлением особого расположения божества к атлету (Pind. OI. VIII. 65-71). Судя по данным археологических раскопок, победители в соревнованиях на Анакиях также награждались призами. В Херсонесе обнаружена бронзовая гидрия IV в. до н. э. с выбитой на венчике надписью «приз из Анакий» [5 с. 101]. Эта весьма редкая находка, по-видимому, свидетельствует о победе гражданина Херсонеса на празднике Анакий, скорее всего, в конных состязаниях. В качестве призов часто использовались богато украшенные вазы. В ольвийском некрополе найдена ваза, которая датируется рубежом IV-III вв. до н. э. Судя по росписи этой вазы, можно предположить, что она являлась наградой победителю в конных ристаниях, поскольку изображает данные соревнования.
При этом среди исследователей нет единого мнения по вопросу о том, на каких соревнованиях она вручалась - Анакиях или Аполлониях [6 с. 29].
Как и к другим греческим праздникам, к проведению Анакий власти полиса тщательно готовились. В первую очередь, конечно, организаторами и основными распорядителями праздничных торжеств выступали жрецы. Они принимали участие в праздничных ритуалах, проводили культовую часть праздника, а также следили за проводившимися спортивными состязаниями. У греков не существовало специальной касты жрецов [7 p. 79]. Их функции могли выполнять полноправные граждане, не запятнанные какими-либо неблаговидными проступками. По-видимому, важным было то, чтобы жрец служил при храме тех божеств, в честь которых проходило празднество. В данном случае это были жрецы святилища Диоскуров (Paus. III.14.7). Со своими обязанностями жрец знакомился перед вступлением в должность, получая необходимые знания от предшественников. Сохранилась интересная надпись из Фанагории, которая датируется уже римским временем. В ней содержится частично сохранившийся устав о порядке жертвоприношений на одном из местных праздников (КБН. 1005). К сожалению, большая часть текста утеряна, можно прочитать лишь отдельные строки. В них говорится о том, что существует определенный порядок принесения жертв и специальные клятвы, которые обязаны приносить жрецы во время различных обрядов (КБН. 1005, lines 6-7). Возможно, что подобные указания существовали и для жреческого персонала на Анакиях. Но, к сожалению, такие сведения не сохранились. Кроме жрецов, организацией праздничной церемонии занимались должностные лица полиса. Судя по надписям из Аттики, это были демархи. В договорах об аренде священных земель из Аттики, датированных IV в. до н. э., говорится о том, что демархи обязаны следить за перечислением средств, полученных от сдачи в аренду земель храмов, на праздничные церемонии [8 с. 12]. В частности, в договоре о сдаче в аренду земельного участка дема плотейцев демарху предписано следить за своевременным поступлением средств от сдачи в аренду священной земли на жертвоприношения во время праздника Анакий (IG. II2. 1172, lines 2-5).
Как уже отмечалось, праздник был не только общеполисным, но и семейным. В связи с этим в своих домах граждане готовили для Диоскуров угощение, посвящали им пищу и ложе [4 с. 64]. Возможно, граждане придавали особое значение почитанию Диоскуров как братьев-близнецов, надеясь на их помощь в сохранении родственных связей в семье.
Организация и проведение праздничных церемоний (жертвоприношения, вручение призов за победу в соревнованиях) требовали вложения определенных средств. В связи с этим возникает важный вопрос о финансировании этих мероприятий. Каждый греческий полис тратил немалые средства на финансирование праздника. Для этого строились и обновлялись театры и стадионы, храмы и алтари [3 с. 13]. На деньги полиса нанимались тренеры атлетов, изготовлялись одежды для жрецов и других участников церемоний, покупались жертвенные животные, вино и оливковое масло, то есть все, что было необходимо для проведения церемонии. Следует отметить, что многие граждане и иностранцы делали разнообразные вклады для проведения праздников. В надписи из Фанагории говорится о том, что несколько лиц совершили пожертвования в честь празднества Анакий, они принесли масло для светильников и смеси вина с медом (КБН. 1005). Интересно отметить, что смешение вина с медом составляло часть церемонии многих жертвоприношений, это было обязательной частью ряда ритуалов [9 с. 51]. В некрополе Ольвии обнаружены чернофигурные амфоры, изготовленные на рубеже IV-III вв. до н. э., которые были посвящены гражданам за победу в конных ристаниях и беге колесниц [6 с. 29]. Можно предположить, что они могли посвящаться атлетам, победившим в Анакиях.
Коллективы граждан полиса также принимали участие в финансировании праздничных церемоний. В надписи сообщества Саламиниев речь идет о пожертвовании священных животных на празднество в честь Диоскуров (Greek historical inscriptions. 37, lines 93-94). Согласно надписи о сдаче в аренду земельных участков дема плотейцев из Аттики, часть доходов, полученных от арендной платы, должна поступать на празднества в честь различных богов и героев (IG. II2. 1172, lines 2-5). В частности, на торжества Анакий выделяется 1200 драхм из доходов, полученных от аренды священных земель.
Заключение
Таким образом, на основании всего сказанного можно прийти к некоторым выводам. Анакии были одним из самых известных праздников в Аттике и Северном Причерноморье. На их организацию и проведение выделялись немалые средства как из полисной казны, так и из семейного бюджета частных лиц. При этом следует отметить, что, к сожалению, в нашем распоряжении не так много источников, посвященных этому празднеству, что затрудняет изучение вопросов, связанных с его организацией и финансированием.
Литература
1. Маринович Л.П. Гражданин на празднике Великих Дионисий и полисная идеология // Человек и общество в античном мире / Под ред. Л.П. Маринович. М.: Наука, 1998. С. 294-318.
2. Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Ч. 2: Богослужебные и сценические древности. СПб.: Наука, 1992. 396 с.
3. Скржинская М.В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. СПб.: Алетейя, 2010. 464 с.
4. Parke H.W. Festivals of the Athenians. London: Thames and Hudson, 1986. 202 p.
5. Зубарь В.М. Боги и герои античного Херсонеса. Киев: Стилос, 2005. 190 с.
6. Фармаковский Б.В. Раскопки некрополя древней Ольвии в 1901 году // Известия императорской археологической комиссии. Вып. 8. СПб.: Тип. Гл. упр. уделов, 1903. С. 26-32.
7. Pickard-Cambridge A. The Dramatic Festivals of Athens. Oxford: Clarendon press, 1969. 358 р.
8. Булычева Е.В. Роль демарха в аренде священной земли в древней Аттике (IV в. до н. э.) // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2017. № 10 (31), ч. 1. С. 9-16.
9. Зайцева К.И. Культовые чаши V-I вв. до н. э. // Труды Государственного Эрмитажа. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. Т. 28. С. 38-53.
References
1. Marinovich LP. Citizen at the feast of the Great Dionysius and political ideology. V: Man and society in the ancient world. Moscow: Nauka Publ., 1998. p. 294-318. (In Russ.)
2. Latyshev VV. Essay on Greek Antiquities. Part 2: Liturgical and Scenic Antiquities. Sankt-Peterburg: Nauka Publ., 1992. 396 p. (In Russ.)
3. Skrzhinskaya MV. The Ancient Greek Holidays in Hellas and Northern Black Sea Coast. St. Petersburg: Aletheia Publ., 2010. 464 p. (In Russ.)
4. Parke HW. Festivals of the Athenians. London: Thames and Hudson, 1986. 202 p.
5. Zubar' VM. Gods and Heroes of Ancient Chersonesos. Kiev: Stilos Publ., 2005. 190 p. (In Russ.)
6. Farmakovskii BV. Excavations of the Necropolis of Ancient Olbia in 1901. V: News of the Imperial archaeological Commission. Iss. 8. Sankt-Peterburg: Tipografiya Glavnogo upravleniya udelov Publ., 1903. p. 26-32. (In Russ.)
7. Pickard-Cambridge A. The Dramatic Festivals of Athens. Oxford: Clarendon press Publ., 1969. 358 p.
8. Bulycheva EV. The Role of the Demarchos in Renting Sacred Land in Ancient Attica (4th century BC). RSUH/RGGU Bulletin. "History. Philology. Cultural Studies. Oriental Studies" Series. 2017;10:9-16. (In Russ.)
9. Zaitseva KI. Cult Bowls, 6t - 1st centuries BC. Works of the State Hermitage Museum. Sankt-Peterburg: Dmitrii Bulanin Publ., 1997. Vol. 28. p. 38-53. (In Russ.)
Список сокращений
КБН - Корпус боспорских надписей / Ред. В.В. Струве. М.; Л.: Наука, 1965. 951 с. IG. - Inscriptiones Graecae. Consiluo et avetoritate academiae literarum Borusssica. Vol 2-3. Berlin, 1924.
Syll3d. - Dittenberger W. Sylloge inscriptionum Craecarum. Vol. 1-4. Leipzig: Lipsiae S. Hirzel, 1915-1924 (3d ed).
List of abbreviations
КБН - Struve VV., ed. Corpus of Bosphorus inscriptions. Moscow; Leningrad: Nauka, 1965. 951 s.
IG. - Inscriptiones Graecae. Consiluo et avetoritate academiae literarum Borusssica.
Vol. 2-3. Berlin, 1924. Syll3d. - Dittenberger W. Sylloge inscriptionum Craecarum. Vol. 1-4. Leipzig: Lipsiae S. Hirzel, 1915-1924 (3d ed).
Информация об авторе
Елена В. Булычева, кандидат исторических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, г. Москва, Миусская пл., д. 6; [email protected]
Information about the author
Elena V. Bulycheva, PhD. in History, associate professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya sq., Moscow, Russia, 125993; [email protected]