Научная статья на тему 'Участие оргеонов в экономической жизни афинского полиса в IV В. До Н. Э'

Участие оргеонов в экономической жизни афинского полиса в IV В. До Н. Э Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
156
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГЕОНЫ / РЕЛИГИОЗНОЕ СООБЩЕСТВО / RELIGION COMMUNITY / ГРЕЦИЯ / АТТИКА / ATTICA / АРЕНДА / RENT / ПРОДАЖА / SALE / ПОЛИС / POLIS / ТЕМЕНОС / ORGEONES / GREEK / THEMENOS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Булычева Елена Владимировна

Статья посвящена проблеме участия оргеонов в экономической жизни афинского полиса в IV в. до н. э. Оргеоны представляли собой религиозное сообщество граждан греческого полиса, в которое входили представители различных социальных групп. На основании данных эпиграфики из Аттики IV в. до н. э. автор проводит анализ сделок по аренде и продаже общественной земли, в которых оргеоны играли особую роль, выступая в качестве арендодателей и продавцов недвижимости. Сообщество проявляло финансовую активность, занимаясь вопросами кредитования и внесения налогов. В целом делается вывод о том, что оргеоны регулировали многие вопросы экономической жизни греческого полиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The participation of the orgeones in the economic life of the Greek polis in the IV B.C

The article is devoted to the problem of the participation orgeones in the economic life of the Greek polis in the IV B.C. The orgeones is the religion community for people from various social groups. The article is analyses the inscriptions from Attica IV B.C. about transactions on rent and sale of public land in which orgeons played specific role, acting as lessors and sellers of real estate. The community was financially active dealing in crediting and taxpaying. Generally the conclusion is drawn that orgeons regulated many questions in the economic life of Greek polis.

Текст научной работы на тему «Участие оргеонов в экономической жизни афинского полиса в IV В. До Н. Э»

Человек и общество в цивилизациях древности и Средних веков

Е.В. Булычева

УЧАСТИЕ ОРГЕОНОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ АФИНСКОГО ПОЛИСА В IV в. до н. э.

Статья посвящена проблеме участия оргеонов в экономической жизни афинского полиса в IV в. до н. э. Оргеоны представляли собой религиозное сообщество граждан греческого полиса, в которое входили представители различных социальных групп. На основании данных эпиграфики из Аттики IV в. до н. э. автор проводит анализ сделок по аренде и продаже общественной земли, в которых оргеоны играли особую роль, выступая в качестве арендодателей и продавцов недвижимости. Сообщество проявляло финансовую активность, занимаясь вопросами кредитования и внесения налогов. В целом делается вывод о том, что оргеоны регулировали многие вопросы экономической жизни греческого полиса.

Ключевые слова: оргеоны, религиозное сообщество, Греция, Аттика, аренда, продажа, полис, теменос.

В древней Аттике IV в. до н. э. существовали земельные участки - теменосы, посвященные какому-либо божеству или герою, обычно примыкающие к месту культа или окружающие его1. Теменосы находились в распоряжении территориальных объединений (демов, фил и фратрий), но в основном принадлежали храмовым организациям. Прежде всего такими организациями являлись оргеоны2. Как правило, оргеоны являлись членами частных религиозных ассоциаций, группировавшихся вокруг культов богов и героев. История их создания, по-видимому, уходит в глубокую древность, но впервые они отчетливо фиксируются для времени Солона. Об этом прежде всего свидетельствует ученый грамматик Селевк из Александрии (первая половина I в. н. э.) в специальном комментарии к скрижалям законов Солона (Бе1еис. Ар. Бшф3. Что представляли собой оргеоны первоначально - сказать трудно, но несомненна их связь с культом. Тот же Селевк из Александрии отмечает, что «оргеонами называются те, кто устраивают собрания в честь неких богов или героев» (Бе1еис. Ар. Бшф. Для дальнейшего,

© Булычева Е.В., 2013

более точного определения этой категории лиц, которые в Афинах назывались оргеонами, существенной представляется выступающая в древних текстах связь оргеонов с такими ячейками греческой гражданской общины, как роды и фратрии (Ро1их. VIII. 107). Таким образом, объединения оргеонов - одни из наиболее древних на территории Аттики, ведущие свое происхождение как минимум с архаической эпохи и достигшие расцвета уже в послеклассиче-ское время, в период эллинизма. Как отмечает И.В. Меланченко, современная наука располагает довольно скудными и часто противоречивыми сведениями о деятельности этих ассоциаций4. Надписи оргеонов, которые сохранились до нашего времени, в силу своей лапидарности малоинформативны. Вероятно, причиной того, что объединения оргеонов практически обходят вниманием нарративные источники, можно считать, во-первых, их сугубо частный характер, во-вторых, отсутствие с их стороны попыток влиять на общественную и политическую жизнь, т. е. определенный замкнутый характер, что присуще некоторым религиозным организациям древности. Центральное место в рамках деятельности этих объединений занимали отправление культа и организация религиозных мероприятий в честь бога или героя, которому был посвящен данный союз оргеонов. Для этих целей оргеоны собирались один раз в год и совершали жертвоприношения, после чего устраивали пир5. Э.Д. Фролов отмечает, что оргеоны встречались в течение года еще несколько раз для проведения других церемоний, их деятельность была расширена6. Н. Джоунс считает, что с конца классической эпохи получает развитие новая тенденция - оргеоном может стать любой, кто внесет определенную сумму на нужды объединения7. По мнению Н. Джоунса, многие «спонсоры» получали в благодарность высшие должностные посты в руководстве ассоциации. Таким образом, члены объединения старались укрепить свою финансовую базу. Оргеоны являлись активными участниками различных экономических операций в аттическом обществе. Экономический статус оргеонов может быть выявлен с помощью указаний в надписях об их участии в различного рода сделках, прежде всего по аренде и продаже общественной земли, а также по данным документов о закладных операциях с землей и другими видами имущества. Кроме того, эти документы дают представление о характере деятельности оргеонов, статусе этих объединений и содержат другие ценные сведения, позволяющие расширить наше представление о них.

Оргеоны участвовали в аренде земель, принадлежавших храмам. До нашего времени сохранились две надписи о сдаче в аренду земли святилищ оргеонами. Надпись о сдаче в аренду земельного

участка святилища оргеонов героя Иатра найдена в начале ХХ в. и датируется 333 г. до н. э.8 Обширная надпись, посвященная сдаче в аренду союзом оргеонов - почитателей героя Эгрета своего святилища, найдена в начале ХХ в. немецкими археологами у подножия холма Нимф (к западу от Ареопага) и датируется 307-306 гг. до н. э. (перевод текста надписи приведен по сборнику IG. II2. 2499)9.

Об участии оргеонов в финансовых мероприятиях, связанных с куплей-продажей или кредитованием имущества, сведений гораздо меньше, чем о других организациях. Тем не менее некоторая информация содержится в источниках. К началу III в. до н. э. относится декрет, найденный на Ареонах, где указан список должников. В качестве их финансовых кредиторов выступают оргеоны. Члены этой организации являются должностными лицами, которые представляют свои денежные средства в помощь должникам, финансируя ремонт, строительство зданий и другие работы. При этом суммы указаны небольшие, что, по-видимому, свидетельствует о малом масштабе проводимой сделки (Hesperia. 1942. 11. P. 282, no. 55).

Используя данные этих надписей, а также другие документы и сведения нарративных источников, попытаемся представить статус оргеонов и их участие в экономической жизни полиса.

Оргеоны строились наподобие гражданских корпораций, в надписях они называют себя общиной или союзом10. Судя по данным надписей, они собирались на собрания и принимали совместные постановления. Так, в надписи о сдаче в аренду имущества ор-геонов Эгрета сказано, что арендатор должен действовать в соответствии с определенными предписаниями (IG. II2. 2499, lin. 20-25), которые скорее всего вырабатывались совместно оргеонами. Выработанные ими постановления датировались временем правления афинских архонтов-эпонимов (IG. II2. 2499, lin. 20). Среди таких документов могли быть и совместные решения оргеонов о награждении отдельных членов сообщества, оказавших особые услуги (Syll3. III. № 1096; Syll3. № 1097). Формой награды мог служить золотой венок, который затем награжденный должен был посвятить обратно в святилище чтимого сообществом божества. Иногда согласно совместному постановлению оргеонов к этому добавлялось освобождение от членского взноса11. При этом постановления оргеонов, по-видимому, могли приниматься как частным образом, т. е. только самими оргеонами без какого-либо вмешательства, так и совместно с полисной администрацией, что зависело от специфики рассматриваемого вопроса. Так, решения частного характера о награждении членов ассоциации оргеонов принимались ими самостоятельно (Syll3. № 1096, 1097), а вопросы о сдаче в аренду

земли святилищ они согласовывали с полисными структурами. В надписях об аренде сада героя Иатра и святилища оргеонов Эгрета сказано, что оргеоны должны поставить в святилище на всеобщее обозрение списки с соглашениями и указать время правления архонтов (Pleket. № 43; IG. II2. 2499).

Судя по сведениям надписей, общины оргеонов имели своих должностных лиц: попечителей храмов, казначеев, так называемых устроителей праздничных пиров (Syll3. № 1096, 1097). Во главе администрации оргеонов был гестиатор, на которого возлагалась обязанность организации жертвоприношений и банкета12. В зависимости от величины объединения кроме гестиатора в администрацию могли входить также эпимелеты, казначей, секретарь и, конечно же, жрецы. В надписи об аренде оргеонов Эгрета сказано об управляющих оргеонов, которым арендатор должен передавать арендную плату ежегодно (IG. II2. 2499, lin. 20). Судя по этому замечанию, можно предположить, что среди оргеонов выбирались управляющие, в обязанность которых входили различные экономические обязательства, в частности сбор арендной платы.

Религиозные сообщества часто устраивали торжественные жертвоприношения и обязательные сопряженные с ними ритуальные трапезы в честь какого-либо божества.

Как часто устраивались такие церемонии - трудно сказать, возможно, один раз в год. В надписи об аренде земельного участка ор-геонов Эгрета сказано о совершении жертвоприношения оргеона-ми Эгрета в честь своего героя в месяце Боэдромионе, когда арендатор святилища должен был предоставлять его открытым для названного сообщества (IG. II2. 2499, lin. 30). Однако Э.Д. Фролов полагает, что жертвоприношения могли совершаться неоднократно, а в случае, указанном в надписи об аренде земли оргеонов, речь идет о каком-то официальном празднике, но это не должно исключать проведения время от времени каких-либо других церемо-ний13, поскольку сами сообщества устраивались для проведения таких празднеств. Средства для проведения этих мероприятий религиозное сообщество получало от различных пожертвований. Во-первых, это могли быть попечения частных лиц - членов организации оргеонов. Так, в надписи из Пирея, повествующей о союзе оргеонов - почитателей фракийской богини Бендиды (329-328 гг. до н. э.) сказано, что «Эвфиес и Дексий, бывшие попечители храма, осуществили свое попечение прекрасно, ревностно и достойно» (Syll3. № 1095, lin. 3-4). В другом документе говорится о том, что граждан следует похвалить за их честность и добродетель к богам и в отношении союза оргеонов (Syll3. № 1096, lin. 5-6). При этом не

сказано прямо, за что следует хвалить граждан, но можно предположить, что речь идет не только об их моральном долге, но и о финансовой помощи для оргеонов и их святилища.

Во-вторых, средства поступали от сдачи в аренду принадлежавшего сообществу имущества. Об этом свидетельствуют надписи о сдаче в аренду имущества героя Иатра и святилища Эгрета. Содержание этих документов дает возможность представить, какие виды собственности сдавали в аренду, какую сумму получали оргеоны в виде арендной платы. Судя по всему, в аренду поступало немалое количество имущества. Так, в договоре оргеонов героя Иатра сказано, что в аренду сдается земельный участок с хозяйственными постройками на нем (Pleket. № 43, lin. 15-21). В надписи об аренде святилища оргеонов Эгрета также говорится о передаче в аренду земельного участка с садом и многочисленными хозяйственными и культовыми постройками на нем (IG. II2. 2499, lin. 5-10; 20-30; 40). В первом случае арендная плата взимается в размере 20 драхм ежегодно, во втором она составляет 200 драхм, что также позволяет судить о том, что святилище оргеонов Эгрета было весьма масштабное. При этом возникает вопрос, насколько эта плата была высока и как она могла удовлетворить финансовые потребности оргеонов. В надписи из Пирея, датированной 329-328 гг. до н. э., говорится, что оргеоны готовы увенчать попечителя святилища золотым венком стоимостью в 100 драхм (Syll3. № 1095, lin. 9-10). В другом постановлении оргеонов, принятом после 350 г. до н. э., речь идет о возможности увенчать золотым венком двух попечителей храма, при этом стоимость каждого такого венка составляет 500 драхм, т. е. в целом - 1000 драхм (Syll3. № 1096, lin. 7-8). Исходя из этого можно сделать вывод, что оргеоны располагали немалыми средствами. Арендная плата, которую назначали оргеоны в случае сдачи в аренду святилища, - 20 или даже 200 драхм - вряд ли могла являться для них важной статьей дохода. Скорее всего, сообщество оргеонов не столько заботилось о получении больших денежных средств от аренды, сколько старалось обеспечить должный уход за святилищем. Об этом свидетельствуют условия арендного соглашения. Так, в договоре о сдаче в аренду оргеонами святилища Эгрета сказано: «Он (арендатор) должен заботиться о деревьях, растущих в святилище, и, если какое-либо из деревьев погибнет, пусть он заменит его и передаст то же самое количество» (IG. II2. 2499, lin. 15-20). Забота об уходе за землей, принадлежащей храму, являлась одним из важнейших дел в различных территориально-административных и религиозных объединениях Аттики. Так, в договорах об аренде земель святилищ, которую проводят аттические

демы, арендатору постоянно предписываются требования тщательного ухода за землей14. При этом, как и в случае аренды оргеонов Эгрета, с арендатора не берется большая арендная плата15. Судя по этим данным, финансовая выгода не была основной целью сдачи священных земель в аренду.

Отечественный исследователь В.Н. Андреев отмечает, что аттические сообщества являлись по своему характеру весьма патриархальными и для них аренда была не коммерческим мероприятием, а скорее патриархальным, выступала данью традиции16. При этом к самим оргеонам полис предъявлял финансовые требования, которые прежде всего выражались в обязанности уплачивать чрезвычайный налог - эйсфору. Так, в надписи о сдаче в аренду святилища оргеонов Эгрета сказано: «...если случится какой-либо чрезвычайный налог (эйсфора), то платить его оргеонам согласно оценке имущества» (IG. II2. 2499, lin. 37-39). В исследовательской литературе уже многие годы не прекращается спор относительно уплаты эйсфоры17. Тем не менее на основе имеющихся в нашем распоряжении источников можно попытаться представить характер эйсфоры вообще и в связи с уплатой оргеонами в частности. Эйсфо-ра - чрезвычайный налог, взимаемый афинским государством в соответствии с решением Народного собрания в условиях чрезвычайной опасности и в связи с материальной необходимостью. Первый известный случай взимания эйсфорой относится к 428 г. до н. э., когда в результате восстания на Лесбосе над Афинами нависла угроза опасности (Thuc. III. 19). Из сообщений Фукидида и Демосфена видно, что обложению эйсфорой подлежало большинство граждан (особенно состоятельные), а также метеки (Dem. XIV. 19, 27; XXVII. 7). Данные надписей свидетельствуют о том, что этому виду налогообложения подлежали не только частные лица, но и общественные организации, отдельные коллективы граждан, среди которых были демы, фратрии, а также оргеоны18. Так, в договоре о сдаче в аренду теменоса оргеонов Эгрета говорится, что эйсфору должны вносить оргеоны Эгрета (IG. II2. 2499, lin. 27-29). Арендодатель указывается в качестве основного плательщика чрезвычайного налога в договоре о сдаче в аренду земельного участка пирей-цами (Agora. XV, Р. 226, lin. 6-9). Это важные свидетельства, дающие представление о том, что не только частные лица, но и целые коллективы были причастны к уплате эйсфоры, т. е. это было делом общественной, можно сказать, полисной важности. Кроме того, само по себе участие оргеонов во внесении чрезвычайного налога, по-видимому, может свидетельствовать о следующем. Во-первых, поскольку налог был делом государственной важности, то, значит,

оргеоны являли собой пример патриотов, преданных делу служения полису, неукоснительно выплачивающих эйсфору. Во-вторых, поскольку среди оргеонов были иностранные граждане, то их участие в уплате эйсфоры подтверждает появившуюся в науке, но еще не совсем обоснованную точку зрения о том, что к ее выплате были при-частны иностранцы19. Кроме того, интересно отметить, что в уплате эйсфоры участвовало религиозное объединение (оргеоны).

Судя по данным договора о сдаче в аренду теменоса оргеонов Эгрета, можно предположить, что за уплатой эйсфоры следила администрация оргеонов, которая была заинтересована в уплате этого вида налога (IG. II2. 2499, lin. 39-40). Выплата эйсфоры являлась делом государственной важности, и потому за этим строго наблюдали специальные должностные лица20. По-видимому, сначала сумма налога поступала в местную казну, а затем вместе с другими средствами отправлялась в казну полиса. В историографии существуют споры о том, какая сумма эйсфоры взималась, на основании каких критериев она определялась. Нарративные источники предлагают разные данные по этому вопросу. Демосфен сообщает, что подлежащее обложению имущество оценивалось примерно в 6 тыс. талантов (XIV. 19, 27). Полибий сообщает о цифре 5750 талантов (II. 62, 7). По-видимому, это сумма оценки не всего имущества Аттики, а только того имущества, которое подлежало налогообложению. Эйсфора взималась в соответствии с оценкой имущества. При этом сведения об этом весьма противоречивы. В речах Демосфена против опекунов (XXVII, XXVIII, XXIX) говорится, что опекуны оценили имущество, оставленное отцом оратора в 3 таланта, а такая оценка соответствует имуществу в 15 талантов. Однако Демосфен противоречит сам себе. С одной стороны, он сообщает, что раз оценка стоимости имущества равнялась 3 талантам, то оставленное ему имущество составляло 15 талантов. С другой стороны, оратор приводит сумму чуть больше 13 талантов (XXVII. 7). А из этого имущества, согласно завещанию отца Демосфена, более 3 талантов получали опекуны сына (XXVIII. 44-45). Следовательно, наследникам доставалось еще меньше имущества. При этом также возникает вопрос, включалось ли в оценку стоимости все имущество или только какая-то его часть. В некотором смысле на этот вопрос отвечает содержание надписи о сдаче в аренду теменоса оргеонов Эгрета. В этом договоре сказано, что эйсфора взимается со всего имущества. При этом в договоре дано описание этой собственности: земельный участок, различные хозяйственные постройки, строительные материалы и разнообразная ритуальная утварь (IG. II2. 2499, lin. 29-32; 36-40).

Таким образом, имущество, подлежащее налогообложению, было весьма разнообразно и многочисленно. Судя по содержанию надписей об аренде священных участков, оргеоны не только уплачивали эйсфору, но и выполняли ряд других обязательств перед полисом. В частности, они выступали активными участниками финансирования различных мероприятий, которые имели как локальное, так и общеполисное значение. По всей видимости, такие мероприятия проходили во время празднования Великих Па-нафиней, Великих Дионисий и ряда местных празднеств. Оргео-ны устраивали пиры по случаю Фесмофорий21. Некоторые жертвоприношения, которые финансировали оргеоны, устраивались перед началом спортивных состязаний (IG. II2. 2499, lin. 30).

Кроме участия в процессе сдачи земли в аренду, оргеоны занимались также сделками по продаже общественных земельных участков. К середине IV в. до н. э. относится надпись о продаже ор-геонами имущества, возможно, земельного участка (IG. II2. 1599). К сожалению, текст надписи сохранился весьма фрагментарно, что не позволяет полностью раскрыть его содержание, но сохранившаяся часть договора может быть переведена следующим образом: «Общая сумма <...> От имени оргеонов <...> Эпимелеты <...> В Керамике. Однопроцентный налог: 10 драхм <...> Продал <...> Покупатель: Харий, сын Хар. Однопроцентный налог <...> Алкимах <...> Харелид». По-видимому, оргеоны наряду с другими ассоциациями Аттики участвовали в сделках по продаже22. При этом сложно точно установить мотивы их участия в сделке. Вероятно, один из мотивов заключался в желании организаций избавиться от некачественного имущества, в том числе и земли, которая была в их распоряжении. Данные эпиграфики свидетельствуют, что часто в распоряжении ассоциаций находились окраинные земельные участки, горные массивы, рвы и холмы, а также нуждающиеся в ремонте помещения (IG. II2. 1593, 1594, 1601), уход за которыми требовал немало усилий и средств, которых могло не быть в собственности коллективов граждан. В некоторых случаях организации, наоборот, старались выгодно реализовать объект продажи, чтобы получить достойную прибыль. Так, П. Гиро сообщает, что в ряде случаев даже на заброшенных участках была вода (водоемы или колодцы), что позволяло продавцам получать немалый доход23. Сделки по продаже, судя по данным эпиграфики, проводились по определенным правилам, с участием должностных лиц организации или полиса; по-видимому, специально подбирались ответственные за выполнение условий операции. Так, в договоре оргеонов сказано об участии эпимелетов. При этом в самой надписи не говорится об их функци-

ях, но из других документов можно почерпнуть некоторую информацию. Об участии эпимелетов в экономических делах территориальных организаций помогает судить эпиграфический материал из Хиоса. В документе фратрии клатидов (SIG. 987, lin. 36-41) сказано о том, что эпимелеты следят за организацией сделок с недвижимостью и осуществляют своевременную запись об этом на специальных стелах. Таким образом, можно предположить, что оргеоны старались точно соблюдать общепринятые в Аттике правила организации экономических мероприятий.

Документы, посвященные экономической деятельности орге-онов, позволяют сделать некоторые дополнительные (к уже имеющимся сведениям) выводы о статусе этих сообществ. Очевидно, следует отметить разницу их положения в разные периоды. Первоначально сообщество оргеонов было официальной корпорацией афинских граждан, таким же, как, например, территориально-административные подразделения полиса (филы, фратрии и демы). Такими, скорее всего, были объединения оргеонов, представленные в документах об аренде теменоса Эгрета, сада Иатра. Однако со временем наряду с сообществами государственного, официального уровня (juris publici) стали появляться и частные организации (juris privati). Сообщество оргеонов, имеющих частный характер, по-видимому, представлено в договоре об аренде земельного участка героя Иатра. В самом начале текста надписи сказано, что «в аренду сдал Харопс фалереец и оргеоны героя Иатра» (Pleket. 43, lin. 1-2). Речь идет о совместном участии в аренде оргеонов и частного лица. Возможно, что в данном случае мы имеем пример возрастания частной инициативы в организации коммерческой стороны дела. Сообщества оргеонов частного характера, скорее всего, представлены в документах о продаже имущества оргеонов и их участии в кредитовании начиная с III в. до н. э. (IG. II2. 1289). При этом можно предположить, что сообщества частного характера росли в числе по мере возрастания роли частной инициативы в учреждении новых ассоциаций, растущего проникновения в их ряды людей так называемого нечистого происхождения, среди которых было немало метеков и даже рабов24. Еще одной причиной роста числа сообществ оргеонов частного характера могло быть распространение чужеземных культов, увлечение которыми становилось все более заметным в конце IV - начале III в. до н. э. Немало сведений об этом содержится в античных нарративных источниках. Например, у Страбона сказано: «Афиняне проявляли постоянную склонность к иноземным заимствованиям как вообще, так и в отношении чужеземных богов. Действительно, они восприняли так много чужезем-

ных богов, что за это их даже осмеивали в комедии. Это относится к фракийским и фригийским обрядам» (Strab. X. 3, 18). У Платона имеются свидетельства о том, что в Афинах начиная с конца

V в. до н. э. справлялись празднества в честь фракийской богини Бендиды (Plat. Resp. I, 328 b). Об этих празднествах сообщает и Демосфен (Dem. XVIII. 259-260). Судя по данным надписей, с конца

V в. до н. э. в Афинах существовали две корпорации оргеонов, почитавшие Бендиду. Одна состояла из фракийцев, живших в Афинах и имевших от Афинского полиса право на организацию священной корпорации и приобретения земельного участка, сооружения на нем святилища (ссылка на это пожалование содержится в надписи оргеонов, которая датируется началом III в. до н. э. - IG. II2. № l283 - «пусть народ Афин пожалует фракийцам обитель. Пусть у них будет право владения недвижимостью и возведение святилища...»). Другая корпорация состояла в основном из афинян и некоторых неграждан полиса25. Таким образом, статус оргеонов менялся со временем, что вряд ли может вызвать удивление, поскольку в целом происходили изменения в жизни греческого полиса.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что в IV в. до н. э. оргеоны принимали участие в экономической жизни полиса, являясь, как и другие ассоциации (демы, филы, родовые организации), деловыми участниками в социально-экономической сфере жизни афинского полиса.

В дальнейшем об участии оргеонов в экономических делах содержится немного информации (возможно, и из-за слабой сохранности источников). Тем не менее некоторые сведения имеются. К началу III в. до н. э. относится декрет, найденный во время раскопок на Ареонах, в котором указан список должников. В качестве их кредиторов указаны оргеоны (Hesperia. 1942. 11. P. 282, no. 55). Членами этой организации являлись должностные лица, которые представляли средства в помощь должникам, финансируя ремонт зданий и другие строительные работы. При этом суммы указаны небольшие, что, по-видимому, свидетельствует о малом масштабе сделки.

К концу III в. до н. э. относится надпись, содержащая информацию о споре, возникшем среди членов сообщества оргеонов (IG. II2. 1289). Согласно тексту надписи, некоторые члены ассоциации оргеонов забирали собственность организации себе, продавали ее или сдавали в аренду. Возможно, это происходило по причине того, что у самой организации не оказывалось средств для содержания имеющегося в их распоряжении имущества, поэтому продажа или сдача в аренду были необходимы для того, чтобы поддерживать

статус оргеонов, проводить различные культовые мероприятия, которые являлись для них традиционными. Последняя имеющаяся в нашем распоряжении надпись о коммерческой деятельности ор-геонов относится к римскому периоду - это фрагмент декрета ор-геонов Бендиды, датируемый началом I в. до н. э. (IG. II2. 1035). Надпись представляет собой соглашение оргеонов на сдачу в аренду части собственности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что участие оргеонов в экономической жизни полиса продолжалось на протяжении всего периода их существования.

Примечания

1 Андреев В.Н. Аттическое общественное землевладение II // Вестник древней истории. 1972. № 4. С. 12.

2 В историографии есть немало работ, посвященных оргеонам. Как правило, исследователи рассматривают вопросы, связанные с историей появления этого сообщества, их участия в духовной жизни Аттики. У. Фер-гюсон отмечает, что для Аттики классической эпохи следует выделять две категории таких ассоциаций. Одни из них объединяли в своих рядах граждан, другие включали в себя иностранцев, проживающих на территории Аттики. См.: Ferguson W.S. The Attic Orgeones // Harward Theological Review. 1944. Vol. 37. P. 73. H. Джоунс занимается рассмотрением оргеонов прежде всего как участников культового сообщества: Jones N.F. The Аssociations of Qassical Athens. Oxford, 1999. Вопросы, связанные с организацией культовых мероприятий оргеонов, подробно рассматривает отечественная исследовательница Ю.Б. Устинова: Устинова Ю.Б. Частные культовые сообщества у греков (Аттика VI-IV вв. до н. э.) // Быт и история в античности. М., 1988. Э.Д. Фролов уделяет внимание многим вопросам, связанным с деятельностью оргеонов: Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988. Менее всего исследователи уделяют внимание проблемам участия оргеонов в экономической жизни полиса.

3 Что собой первоначально представляли оргеоны, трудно сказать. Несомненно, что они имели прямую связь с культом. На это указывает сама этимология слова «оргеоны» - собрания в честь тайных священнодействий. Древние авторы отмечали, что оргеоны - это те, кто по демам в установленные дни совершают некие жертвоприношения (Pollux. VIII. 107). Иногда этим же словом могли обозначаться и те, кто руководил обрядом священнодействия, т. е. жрецы (Hesych., Suid). По подсчетам исследователей, численность оргеонов одного объединения колебалась от 12 до 30 человек. См.: Ferguson W.S. Op. cit. P. 73. Ю.Б. Устинова отмечает, что их количество могло составлять и 100 человек. См.: Устинова Ю.Б. Указ. соч. С. 198.

4 Меланченко И.В. Афинская демократия. М., 2007. С. 133.

5 Устинова Ю.Б. Указ. соч. С. 198.

6 Фролов Э.Д., Никитюк Е.В., Петров А.В., Шарнина А.Б. Альтернативные социальные сообщества в античном мире. СПб., 2002. С. 212.

7 Jones N.F. Op. cit. P. 260-261.

8 Надпись содержится в сборнике М. Плекета: Pleket M. Epigraphica. Leiden, 1964. № 43. Перевод: «На следующих условиях сдал в аренду Харопс фалереец и оргеоны Героя этот сад Фрасибулу из дема Ало-пеки за 20 драхм арендной платы ежегодно на 30 лет. Выплачивать арендную плату в месяце таргелионе. Дозволяется Фрасибулу, ежели пожелает, возвести постройку за собственный счет на участке за каналом. По истечении срока аренды Фрасибулу покинуть участок, забрав сосуды, деревянные части и двери, если к чему-либо не склоняет Харопс и оргеоны. Пусть Фрасибул поставит на святилище списки с этих соглашений. Время составления документа (начальствует архонт) Никократ».

9 Перевод текста о сдаче в аренду святилища оргеонами Эгрета: «Боги! Оргеоны сдали в аренду святилище Эгрета Диогнету, сыну Аркесила, из дема Мелиты на десять лет за плату 200 драхм ежегодно. Ему следует использовать храмовые земли и построенные здесь здания в соответствии с их священным статусом. Диогнет будет осуществлять побелку тех из стен, которые в этом нуждаются, и все прочее будет пристраивать и оборудовать Диогнет, когда ему заблагорассудится. Когда пройдет время, в конце десятого года ему следует уйти, забрав с собой древесину, черепицу и дверные створки, но он не должен ничего трогать, кроме этого. Он должен заботиться о деревьях, растущих в святилище, и, если какое-нибудь из деревьев погибнет, пусть он заменит это и передаст то же самое количество. Диогнет должен платить арендную плату ежегодно кому-либо из управляющих оргео-нов, ежегодно: половину - 100 драхм первого числа месяца боэдроме-он, остальные - 100 драхм первого числа месяца элафеболиона. Когда же оргеоны в месяце боэдромионе будут совершать жертвоприношения своему герою, пусть Диогнет предоставляет в их распоряжение открытым дом, где находится храм, и навес, и кухню, и ложа, и столы для двух триклинеев. Если Диогнет не уплатит арендную плату в установленное время или не сделает другие дела, предписанные в арендном соглашении, аренда будет считаться недействительной, и он будет лишен древесины, черепицы и дверей, а оргеонам будет позволено сдать (святилище) в аренду кому пожелают. Если будет установлен какой-либо чрезвычайный налог (эйсфора), платить его орге-онам в соответствии с оценкой стоимости имущества. Диогнет пусть запишет условия соглашения на каменную стелу, которая установлена в храме. Срок аренды начинается с архонта, который будет после архонта Корэба».

10 Например, в надписи - постановлении союза оргеонов-почитателей сказано: «Клеэнет, сын Клеомена, из дема Мелиты внес предложение: постановить оргеонам: поскольку Каллиад, сын Филина, из дема Пирея и Лисимахид, сын Филина из дема Пирея являются мужами добрыми в от-

ношении союза оргеонов Амина, Асклепия и Дексиона, похвалить их за добродетель и честность по отношению к богам и в отношении союза ор-геонов и увенчать каждого из них золотым венком» (Syll3. III. № 1096).

11 Фролов Э.Д., Никитюк Е.В., Петров А.В., Шарнина А.Б. Указ. соч. С. 211.

12 Устинова Ю.Б. Указ. соч. С. 198.

13 Фролов Э.Д., Никитюк Е.В., Петров А.В., Шарнина А.Б. Указ. соч. С. 212.

14 В договоре об аренде земельного участка святилища бога Гермеса де-моты предъявляют к арендатору следующие требования: «Пусть арендатор возделывает земельный участок попеременно. Половину он должен засеять пшеницей и ячменем, половину бобовыми» (IG. II2. 2493, lin. 7-8). В том же договоре говорится: «Дважды ежегодно нусть окапывает смоковницы и все остальные плодовые деревья» (IG. II2. 2493, lin. 10-11). В другой надниси, повествующей о сдаче в аренду сада Анол-лона Ликея, сказано: «Арендатор должен посадить новые (деревья), ис-нользуя отростки от старых... На теменосе же нельзя рубить ни культурных, ни иных деревьев» (IG. II2. 2501, lin. 11-14).

15 Так, в надниси о сдаче в аренду земельного участка демотов эксонейцев арендная плата составляет 152 драхмы ежегодно (IG. II2. 2492, lin. 1-3); в постановлении о сдаче в аренду священного участка она варьируется от 88 до 152 драхм (Hesperia. 1983. 52. P. 106).

16 Андреев В.Н. Аттическое общественное землевладение V-III вв. до н. э. // Вестник древней истории. 1967. № 2. С. 58.

17 Глускина Л.М. Проблемы социально-экономической истории Афин IV в. до н. э. Л., 1975. С. 119-139.

18 При аренде земельного участка пирейцев предписывается уплата эйс-форы пирейцами в соответствии с оценкой стоимости имущества (Agora. XV, lin. 6-9). В надниси об аренде тейтрасийцев содержится но-добное предписание, в котором говорится, что уплата эйсфоры возлагается на дем (Pleket. № 41, lin. 36-37).

19 Jones A. Athenian Democracy. Oxford, 1964. P. 57.

20 В арендном договоре дема тейтрасийцев сообщается, что арендная нлата должна быть нередана прежде всего демарху (Pleket. № 41, lin. 39-40). Таким образом, можно предположить, что за сбором эйсфоры следила местная администрация полиса. Единого государственного бюджета в Афинах не существовало. В классическую эноху в полисе было несколько денежных касс, каждая из которых имела свои источники по-нолнения и свою структуру расходов. См.: Меланченко И.В. Указ. соч. С. 58-59. В некоторых документах говорится о порядке выплаты эйсфоры. Так, в декрете из Милета о выплате эйсфоры жителями греческой колонии сказано, что милетяне сами должны произвести оценку стоимости имущества, а сведения обязаны представить вышестоящей инстанции (lin. 55-61).

21 Булычева Е.В. Финансирование празднеств в Древней Греции (на примере Аттики) // Олимпийские игры: История и современность.: Сб. науч. ст. М., 2012. С. 110.

22 Демы, фратрии, родовые организации участвовали в сделках по продаже земли и другого вида имущества начиная c IV в. до н. э. (IG. II2. 1593-1601).

23 Guiraud P. La propriété foncière en Grèce jusqu'à la conquête romaine. P., 1893. P. 416.

24 Фролов Э.Д., Никитюк Е.В., Петров А.В., Шарнина А.Б. Указ. соч. С. 213.

25 Меланченко И.В. Указ. соч. С. 76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.