Научная статья на тему 'Дипломатическая деятельность технитов Диониса в Афинах (II-I вв. До Н. Э. )'

Дипломатическая деятельность технитов Диониса в Афинах (II-I вв. До Н. Э. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
312
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИТЫ / ДИОНИС / ДИПЛОМАТИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ЦЕРЕМОНИИ / ПОЛИС / TECHNITAI / DIONYSUS / DIPLOMACY / COOPERATION / CEREMONY / POLIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Булычёва Елена Владимировна

Статья посвящена дипломатической деятельности технитов Диониса в Афинах (II-I вв. до н. э.). Техниты Диониса представляли собой творческий союз, который занимался организацией различных празднеств и церемоний. Анализ источников показывает, что у них были резиденции на территории разных полисов и эллинистических государств. Техниты выступали в качестве дипломатов, которые старались поддерживать культурные контакты с различными правителями, способствуя установлению мира и спокойствия на греческой земле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diplomatic Activities by Technitai of Dionysus in Athens (II-I Centuries BC)

The article is devoted to diplomatic activities technical of Dionysus in Athens mainly from II to I centuries BC. Technitai of Dionysus was a creative union, which was engaged in the organization of various festivals and ceremonies. According to Demosthenes and Xenophon, the technitai of Dionysus frst appeared in Athens in the IV century BC. The corporation of Dyonisial technitai, most likely, was a completely independent association of citizens within the Athenian polis. Probably, these unions were completely independent in making their decisions. The analysis of the sources shows that from III century BC they had their residences on the territory of different poleis and the Hellenistic states. Technitai acted as diplomats who tried to maintain cultural contacts with different rulers and states, promoting peace and tranquility in the Hellenistic World. Hellenistic rulers were very supportive of the technitai because they were interested in making this union propagate their glory and greatness through technitai’s activities. At the same time, relations between Rome and technitai were controversial. Some Roman authors (for example, Cicero) speak of technitai negatively. However, Sulla treated them with respect. The activities of technitai were able if not to prevent military conficts, then at least to lower the level of military aggression.

Текст научной работы на тему «Дипломатическая деятельность технитов Диониса в Афинах (II-I вв. До Н. Э. )»

УДК 93/94

Булычёва Е. В.

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕХНИТОВ ДИОНИСА В АФИНАХ (11-1 ВВ. ДО Н. Э.)

Статья посвящена дипломатической деятельности технитов Диониса в Афинах (11-1 вв. до н. э.). Техниты Диониса представляли собой творческий союз, который занимался организацией различных празднеств и церемоний. Анализ источников показывает, что у них были резиденции на территории разных полисов и эллинистических государств. Техниты выступали в качестве дипломатов, которые старались поддерживать культурные контакты с различными правителями, способствуя установлению мира и спокойствия на греческой земле.

Ключевые слова: техниты, Дионис, дипломатия, сотрудничество, церемонии, полис.

С самых истоков истории человечества война, вражда, постоянные конфликты, к сожалению, представляют собой действительную реальность. В мировой истории сложно найти период, когда военная агрессия не была угрозой мирному существованию. При этом люди всегда задумывались над тем, как предотвратить страшные столкновения, что именно сделать, чтобы не допустить развязки военного конфликта. Уже в самые древние времена стали появляться дипломаты, направляющие свои усилия на предотвращение военной опасности и подписание мирного соглашения. В Древней Греции конфликты чаще всего возникали между отдельными государствами — полисами. Для урегулирования этих противоречий, как правило, использовались различные приёмы дипломатии. С одной стороны, это была официальная дипломатия, когда власти полисов сами вели переговоры или действовали с помощью посредников. Какие-либо военно-политические проблемы греческие полисы также часто решали через специальных уполномоченных лиц, которые выступали в качестве послов доброй воли. Как правило, они выбирались на народном собрании полиса из числа наиболее состоятельных, уважаемых лиц. В поздний классический и эллинистический периоды (]У-1 вв. до н. э.) дипломатические функции стали

выполнять ораторы и артисты, граждане, обладающие даром красноречия, чьи слова могли прозвучать убедительно и понятно. С другой стороны, существовала, так называемая неофициальная дипломатия, когда послами доброй воли выступали отдельные сообщества. К таковым может быть отнесён и такой древний международный древнегреческий институт, как амфиктиония. Так назывались религиозные союзы, возникавшие рядом со святилищем какого-либо особо чтимого божества. Амфиктиониям принадлежало особое право устанавливать «божий мир» — иеромению. Эти союзы также вели переговоры между отдельными полисами, старались предотвращать возможные вооружённые конфликты.

В данной статье речь пойдёт о дипломатической деятельности союза творческих людей — технитов Диониса в Афинах, которые в разные периоды греческой истории являлись послами доброй воли. Мы рассмотрим их деятельность в период позднего эллинизма (II-I вв. до н. э.), поскольку именно от этого времени сохранился материал, позволяющий представить их дипломатическую активность.

Техниты (ремесленники) Диониса впервые появились в Афинах в IV в. до н. э. По описанию Демосфена и Ксенофон-та, они представляли собой некий союз театральных мастеров, которые именовали себя технитами Диониса (Dem. XIX.192; Xen. Cyrop. VIII.3). В современной историографии есть немало работ, посвящённых этому сообществу. Прежде всего, исследователи обращают внимание на социальный состав их участников, характер их деятельности1. Основным источником, в котором содержатся сведения о деятельности этого сообщества, является эпиграфический материал из Афин и других областей греческого мира (в первую очередь, из Дельф), островных территорий — Керкиры, Кипра, а также из Малой Азии2. Надписи, в которых речь идёт об этом сообществе, в

1 См., напр.: Фролов Э. Д., Никитюк Е. В., Петров А. В., Шарнина А. Б. Альтернативные социальные сообщества в античном мире. СПб., 2002. С. 258-259.

2 Ф. Поланд собрал полный список эпиграфических свидетельств о технитах Диониса. См.: Poland F. Technitai // RE. R. 2. Bd. X. 1934. Надписи о союзах технитов Диониса также собраны в сборнике: Pickard-Cambridge A. The Dramatic Festivals of Athens. Oxford, 1969. P. 307320. Для нашей статьи особый интерес представляют надписи, которые содержатся в сборнике Чарльза Мичела: Recueil d'inscriptions Grecques par Charles Michel. Bruxelles, 1897-1900.

основном относятся к III-I вв. до н. э. При этом договоры, которые дошли до нашего времени, сохранились весьма фрагментарно, что, безусловно, создаёт трудности при изучении деятельности союза. О действиях афинских технитов в основном свидетельствуют данные эпиграфики с конца II — начала I вв. до н. э. В сочинениях греческих авторов упоминания о технитах весьма отрывочны; как правило, они связаны лишь с отдельными описаниями характера и места их деятельности.

Как показывают данные эпиграфики, союз технитов Диониса в Афинах состоял преимущественно из местных уроженцев (Syll3. 447-452), в то время, как в других областях греческого мира в этот союз в основном объединялись деятели искусства из разных городов. В союзы входили актёры, музыканты, их наставники и организаторы празднеств. Имя бога Диониса, судя по всему, появилось не сразу, а со временем3. Характер деятельности этого сообщества отличался своей масштабностью. Техниты разъезжали по всей греческой ойкумене, они умели организовывать любые театральные выступления, а также торжественные шествия и церемонии. Им также принадлежала заметная роль в проведении Элевсинских мистерий4. К тех-нитам Диониса обращались правители эллинистических государств, стремившиеся к проведению весьма разнообразных театральных фестивалей и праздничных церемоний. Стремление технитов содействовать культурным контактам между различными территориями эллинистического мира стало основой их дипломатической миссии. Материал эпиграфики содержит сведения о том, что, начиная с III в. до н. э., полисные власти предоставляли технитам Диониса возможность иметь свои резиденции, представительства на разных территориях. Участники союза являлись послами доброй воли, для которых местные власти устанавливали ряд дипломатических привилегий. Так, судя по данным надписи, относящейся к III-II вв. до н. э. (Syll3. 399.I.15), для членов союзов технитов Диониса из Афин управление Дельфийской амфиктионии утвердило некоторые льготы. Во-первых, представителям союза гарантировалась свобода передвижения повсюду, как в мирное, так и в

3 Булычёва Е. В. Техниты Диониса — представители интеллигенции в Древней Греции // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. 2013. № 2. С. 115.

4 Скржинская М. В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. СПб., 2010. С. 192.

военное время. Во-вторых, давалось освобождение от военной службы (ЭуП3. 399.1.15). При этом в документе сами властные структуры объясняют причины установления подобных льгот. В частности, говорится, что это делается для того, чтобы «тех-ниты могли беспрепятственно совершать обряды, установленные богам» ^уП3. 399.1.15). Данная надпись свидетельствует о том, что техниты Диониса приобретали международное признание и авторитет. Возможно, одной из важнейших причин этому было их участие в культовых обрядах и церемониях, что особенно ценилось в античном мире. Техниты Диониса, скорее всего, были совершенно самостоятельным объединением граждан внутри полиса. Мы не располагаем точными данными о взаимоотношениях технитов с властью афинского полиса, но отдельные данные, сохранившиеся в отношении технитов Ионии, свидетельствуют, что эти союзы были вполне независимы в принятии своих решений5.

С конца III до I вв. до н. э. техниты Диониса в Афинах старались способствовать поддержанию дипломатических отношений с другими территориями. При этом можно разделить направления их дипломатии на: 1) отношения внутри Греции, с другими полисами и 2) взаимодействие с эллинистическими государствами за пределами греческого мира. Эпиграфический материал представляет сведения о том, что, начиная с 245 г. до н. э. афинские техниты способствовали установлению сотрудничества с Беотией. Сохранился декрет Афин, в котором сказано о переговорах афинских технитов с властью беотийского города Феспий об участии афинских артистов, поэтов и флейтистов на знаменитом агоне Муз в Беотии (ВСН. ХГХ.1895.Р. 324). В этом документе особенно важным является указание на то, что награды афинян в творческих состязаниях будут такими же, как и для граждан самих Феспий (ВСН. ХГХ.1895.Р. 324). От II в. до н. э. сохранилась надпись, в которой также речь идёт о победителе на фестивале в Феспиях афинского артиста (ВСН. ХГХ.1895.Р. 336. № 10.1.10), что свидетельствует о сохранении культурного сотрудничества между полисами. Это особенно важно, поскольку военно-политические отношения между Афинами и Беотией складывались весьма сложно, приводя к локальным конфликтам. Военные столкно-

5 Цит. по: Фролов Э. Д., Никитюк Е. В., Петров А. В., Шарнина А. Б. Указ. соч. С. 295.

вения между Афинами и Беотией начались ещё в V в. до н. э. В результате Афины даже захватили беотийские земли и удерживали их под контролем до 447 г. до н. э.6 Однако после этого инициатива перешла к Беотии, которая совместно со Спартой нападала на афинские территории в годы Пелопоннесской войны. После завоевания Греции Македонией Афины и Беотия уже не враждовали открыто, но их вряд ли можно было бы назвать союзниками7. В связи с этим переговоры технитов Афин и беотийцев имели важное значение для налаживания отношений между полисами (пусть даже, если это происходило только в культурной сфере).

В нашем распоряжении, к сожалению, очень немного сведений о взаимоотношениях афинских технитов с эллинистическими государствами. Однако по некоторым имеющимся свидетельствам, можно представить характер этих отношений. Мы располагаем надписью афинских артистов из сообщества технитов Диониса, которая посвящена восхвалению царя Каппадокии Ариарата V (163-130 до н. э.) (ГС. П2.1330.!.Ьте 10). Начало документа сохранилось весьма фрагментарно, но, судя по всему, первые строки были посвящены обращению технитов к царю Каппадокии с просьбой даровать им возможность выступать с гастролями на его землях, а также участвовать в священных празднествах. Царь даёт им своё согласие и даже посылает какие-то дары (ГС. П2.1330.!.10Л5-17). В ответ на это техниты объявляют о почестях, которые они воздадут царю на крупнейших афинских праздниках — Па-нафинеях, Дионисиях и Элевсиниях (ГС. П2.1330.!.23-26). Кроме того, афинские техниты обещают совершать торжественные жертвоприношения в честь царя, царицы и их детей (ГС. П2.1330.!.43-45). Техниты Диониса в Афинах также принимают особое решение: ежемесячно устраивать выступления в специальные дни, организованные в честь Ариарата V и названные его именем (ГС. П2.1330!.38-42).

Подобные отношения в I в. до н. э. Афинский союз технитов Диониса устанавливает с царём Понта Митридатом

6 Кутергин В. Ф. Беотийский союз в 379-355 гг. до н. э. Саранск, 1991. С. 5-57.

7 Холод М. М. Беотийский союз и Филипп II после битвы при Хе-ронеи (338 г. до н. э.) // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. 2008. Вып. 7. С. 138.

VI (132-63 до н. э.). Афиней сообщает, что техниты устроили в его честь пиршество с богатыми жертвоприношениями (Athen. V.212.48). При этом он отмечает, что техниты даже были готовы обожествить понтийского царя, назвав его новым Дионисом. В отличие от ситуации с правителем Каппадокии, нам подлинно не известно о политике Митридата по отношению к технитам Диониса в Афинах. Однако по сведениям того же Афинея техниты участвовали в театральных выступлениях на территории Понтийского царства, что позволит предположить, наличие двусторонних дружеских отношений. В связи с такой дипломатией технитов Афинского союза возникает вопрос о пользе дипломатической деятельности союза не только для них самих, но и всего полиса в целом. II-I вв. до н. э. — время весьма напряжённое в жизни эллинистического мира. У эллинистических государств Греции и Малой Азии появляется общий противник — Рим. В связи с этим греческие полисы и малоазийские монархи объединяют свои действия, совместно выступая против римской политики. Из трудов античных авторов и эпиграфического материала известно о переговорах между полисной властью Афин с царями Каппадокии и Пон-та8. В связи с этим политика технитов Диониса, направленная на поддержание добрососедских отношений, соответствует общей дипломатической направленности.

В тоже время отношения с общим противником — Римом — у технитов и полисных властей, видимо, складывались по-разному. В 82 г. до н. э. войска римского диктатора Сул-лы разгромили Афины. Несмотря на это, отношения между афинскими технитами и римской властью оставались вполне дружественными. Из письма самого Суллы мы узнаём о том, что техниты выступали перед ним и приняли его приглашение гастролировать в Риме. Диктатор отнёсся к ним с большим почтением и написал в своём письме: «Римский сенат и архонты дали привилегии союзу в знак уважения к почитанию Аполлона и Муз и вашей политии»9. Не ясно, о каких привилегиях идёт речь, возможно, они связаны с правом гастролировать на территории римского государства. Важно то,

8 Габелко О. Л. К династической истории эллинистической Каппадокии: царский дом Ариаратидов // АМА. 2009. Вып. 13. С. 92-119.

9 Цит. по: Фролов Э. Д., Никитюк Е. В., Петров А. В., Шарнина А. Б. Указ. соч. С. 255.

что Сулла от имени римского сената объявляет об уважении к деятельности, которой занимаются техниты. Диктатор также отмечает, что с почётом относится к их политии. Скорее всего, под политией здесь подразумевается их самостоятельность. Творческие люди в понимании римского диктатора действуют независимо от афинской власти, что весьма важно для его политики. Подобное отношение власти и технитов вызывало в античном мире неоднозначное отношение к дипломатии этого союза. Эллинистические правители весьма благосклонно относились к технитам, поскольку они были заинтересованы в том, чтобы этот союз занимался пропагандой их славы и величия посредством своего творчества. В надписи из малоазийского Теоса сказано, что местные правители передают технитам земельный участок и право иметь свою резиденцию (SEG. 11.580.1.17). Плутарх сообщает, что в I в. до н. э. армянский царь Тигран II приглашал технитов на церемонию открытия выстроенного им театра (Plut. Luc. 29). C другой стороны, античный автор Афиней осуждает технитов, которые объявили посланника Митридата вестником Нового Диониса и устроили в его честь обильные жертвоприношения (Athen. V.212.48). Римский оратор Цицерон возмущался поведением всех греков и технитов в частности. Он с негодованием отмечает, что граждане Греции объявили царя Митридата спасителем Азии (Cic. Pro Flacco. 25). Однако здесь необходимо понимать, что отношение античных авторов к действиям технитов вполне объяснимо. У них были свои собственные политические взгляды, сформировавшиеся под влиянием определённых обстоятельств. Например, Цицерон был настоящим патриотом, который, естественно, поддерживал Рим, ведущий борьбу с понтийским правителем Митридатом.

На основании вышесказанного можно сделать некоторые выводы. Техниты Диониса в Афинах представляли собой самостоятельный союз в рамках греческого полиса, который занимался разными сферами деятельности. В II-I вв. до н. э. они выполняли дипломатические функции, состоявшие в налаживании отношений с другими полисами, а также эллинистическими монархами. Будучи творческим и религиозным объединением, техниты Диониса старались способствовать налаживанию культурного сотрудничества. В античном мире культурные контакты всегда имели огромное значение. Со-

трудничество в области религии, науки и искусства было способно если не предотвратить военные конфликты, то, по крайней мере, снизить уровень военной агрессии.

Литература

Булычёва Е. В. Техниты Диониса — представители интеллигенции в Древней Греции // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. 2013. № 2. С. 115-117. Габелко О. Л. К династической истории эллинистической Кап-падокии: царский дом Ариаратидов // АМА. 2009. Вып. 13. С. 92-119.

Кутергин В. Ф. Беотийский союз в 379-355 гг. до н. э. Саранск, 1991.

Скржинская М. В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. СПб., 2010. Фролов Э. Д., Никитюк Е. В., Петров А. В., Шарнина А. Б. Альтернативные социальные сообщества в античном мире. СПб., 2002.

Холод М. М. Беотийский союз и Филипп II после битвы при Херонеи (338 г. до н. э.) // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. 2008. Вып. 7. С. 47-58. Pickard-Cambridge A. The Dramatic Festivals of Athens. Oxford, 1969.

Poland F. Technitai // RE. R. 2. Bd. X. 1934. Sp. 2473-2558.

Булычёва Елена Владимировна, доцент кафедры всеобщей истории, кандидат исторических наук, доцент (Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия); эл. почта: bulychevalena@ yandex.ru.

Diplomatic Activities by Technitai of Dionysus in Athens (II-I Centuries BC)

The article is devoted to diplomatic activities technical of Dionysus in Athens mainly from II to I centuries BC. Technitai of Dionysus was a creative union, which was engaged in the organization of various festivals and ceremonies. According to Demosthenes and Xenophon, the technitai of Dionysus first appeared in Athens in the IV century BC. The corporation of Dyonisial technitai, most likely, was a completely independent association of citizens within the Athenian polis. Probably, these unions were completely independent in making their decisions. The analysis of the sources shows that from III century BC they had their residences on the territory of different poleis and the Hellenistic states.

Technitai acted as diplomats who tried to maintain cultural contacts with different rulers and states, promoting peace and tranquility in the Hellenistic World. Hellenistic rulers were very supportive of the technitai because they were interested in making this union propagate their glory and greatness through technitai's activities. At the same time, relations between Rome and technitai were controversial. Some Roman authors (for example, Cicero) speak of technitai negatively. However, Sulla treated them with respect. The activities of technitai were able if not to prevent military conflicts, then at least to lower the level of military aggression.

Key words: technitai, Dionysus, diplomacy, cooperation, ceremony,

polis.

Elena Bulycheva, Assistant Professor of the Department of World History, Candidate of Historical Sciences, Docent (Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia); e-mail: bulychevalena@yandex.ru.

References

Bulychjova E. V. Tehnity Dionisa — predstaviteli intelligencii v Drevnej Grecii // Vestnik Literaturnogo instituta im. A. M. Gor'kogo. 2013. № 2. S. 115-117.

Gabelko O. L. K dinasticheskoj istorii jellinisticheskoj Kappadokii: car-skij dom Ariaratidov // Antichnyj mir i arheologija. 2009. Vyp. 13. S. 92-119.

Kutergin V. F. Beotijskij sojuz v 379-355 gg. do n. je. Saransk, 1991. Skrzhinskaja M. V. Drevnegrecheskie prazdniki v Jellade i Severnom Pri-

chernomor'e. SPb., 2010. Frolov Je. D., Nikitjuk E. V., Petrov A. V., Sharnina A. B. Al'ternativnye socia-

l'nye soobshhestva v antichnom mire. SPb., 2002. Holod M. M. Beotijskij sojuz i Filipp II posle bitvy pri Heronei (338 g. do n. je.) // Mnemon. Issledovanija i publikacii po istorii antichnogo mira. 2008. Vyp. 7. S. 47-58. Pickard-Cambridge A. The Dramatic Festivals of Athens. Oxford, 1969. Poland F. Technitai // RE. R. 2. Bd. X. 1934. Sp. 2473-2558.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.