Научная статья на тему 'Организация и финансирование праздников Афродиты в Афинах и Северном Причерноморье в V-IV вв. До Н. Э'

Организация и финансирование праздников Афродиты в Афинах и Северном Причерноморье в V-IV вв. До Н. Э Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
483
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДПИСИ / АФИНЫ / СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ / ПРАЗДНЕСТВА / АФРОДИТА / ПОЛИС / ГРАЖДАНЕ / INSCRIPTIONS / ATHENS / NORTHERN BLACK SEA / CELEBRATIONS / APHRODITE / POLIS / CITIZENS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Булычева Елена Владимировна

Цель статьи рассмотреть систему организации и финансирования праздников в честь богини Афродиты в Афинах и Северном Причерноморье в V-IV в. до н. э. Основным источником является эпиграфический материал. Изучение содержания надписей дает представление о том, как были организованы празднества, из каких средств происходило их финансирование. Праздники играли важную социальную роль, они способствовали консолидации граждан, их ответственности перед полисом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organising and financing Aphrodite festivals in Athens and the Northern Black Sea in the V-IV B.C

The purpose of the article is to consider the system of organising and financing Aphrodite festivals in Athens and the Northern Black Sea in the V-IV B. C. The important source is the epigraphical material. The text of the inscriptions allows to study how the festivals were organized and financed. The festivals played an important social role and promoted citizens consolidation as well as their responsibility towards the polis.

Текст научной работы на тему «Организация и финансирование праздников Афродиты в Афинах и Северном Причерноморье в V-IV вв. До Н. Э»

Человек и общество в цивилизациях древности и Средних веков

Е.В. Булычева

Организация и финансирование праздников Афродиты в Афинах и Северном Причерноморье в У-ТУ вв. до н. э.

Цель статьи - рассмотреть систему организации и финансирования праздников в честь богини Афродиты в Афинах и Северном Причерноморье в У-1У в. до н. э. Основным источником является эпиграфический материал. Изучение содержания надписей дает представление о том, как были организованы празднества, из каких средств происходило их финансирование. Праздники играли важную социальную роль, они способствовали консолидации граждан, их ответственности перед полисом.

Ключевые слова: надписи, Афины, Северное Причерноморье, празднества, Афродита, полис, граждане.

Праздники являются одной из важнейших форм общественной жизни и культуры каждого народа. В эпоху Античности в Древней Греции и Риме празднества, как правило, справлялись в честь богов и героев. Современные ученые полагают, что изучение организации праздника и отношение к нему разных членов общества является очень важным для понимания характера народа1. Жизнь граждан в Древней Греции состояла из череды будней и праздников. О значении последних неоднократно писали античные авторы. Страбон замечает, что праздничный отдых является весьма полезным, особенно в сочетании с проведением священных обрядов (X. 3.9). Он также полагает, что отдых отвлекает ум от человеческих занятий и способствует обращению подлинно свободного ума к божественному (X. 3. 10).

В отечественном антиковедении существует немного работ, посвященных вопросам организации и проведения праздников

© Булычева Е.В., 2016

в Древней Греции. Самым крупным исследованием по данной теме, появившемся в последнее время, следует назвать монографию М.В. Скржинской2. Более ранними работами по этому вопросу являются труды отечественных и зарубежных авторов, в которых особенно подробно освещены проблемы, связанные с системой проведения празднеств в греческом мире в эллинистическое время, а также труды, посвященные наиболее известным мероприятиям - Олимпийским и Панафинейским играм3. Как правило, ученые уделяют особое внимание изучению вопросов, связанных с проведением крупных праздников в древнегреческом мире, в частности Элевсинским мистериям и Панафинейским играм. В то же время практически отсутствуют исследования, в которых рассматриваются проблемы организации локальных празднеств в греческом полисе. В связи с этим целью настоящей статьи является рассмотрение вопросов, связанных с организацией и финансированием праздников в честь Афродиты, которые справляли на территории Афин и Северного Причерноморья. Основным источником изучения является эпиграфический материал, надписи, посвященные организации праздников, а также отдельные договоры об организации аренды священных земель, в которых есть сведения о предоставлении средств на мероприятия в честь богини. Кроме того, будут использованы сведения античных авторов, касающиеся вопросов организации и проведения празднеств.

Впервые праздники в честь Афродиты начали отмечать в Северном Причерноморье в VII в. до н. э. Рожденная из морской пены богиня считалась покровительницей мореходов, а со временем стала почитаться как покровительница любви и красоты. В честь нее начиная с VII в. до н. э. стали возводиться храмы, первые из которых появились в боспорских городах Ките и Нимфее4. М.В. Скржинская отмечает, что сейчас благодаря археологическим раскопкам известны места, где справляли праздники в честь Афродиты на Боспоре, в Борисфене и Ольвии5. Археологический и эпиграфический материал с территории Северного Причерноморья предоставляет нам возможность довольно подробно ознакомиться с организацией церемоний в честь богини6. Одним из самых распространенных в классический период становится праздник Апа-турий, который справляется в разных полисах в честь различных богов - Зевса, Афины и Афродиты. Данные, которые есть в нашем распоряжении в отношении организации праздника, связаны с сообщениями Геродота, Платона, Страбона и Павсания. Геродот отмечает, что Апатурии праздновали во многих областях Греции (Hist. I. 147). Он сообщает, что его празднуют афиняне и почти все

ионийцы, кроме жителей Эфеса и Колофона, которые не отмечают Апатурии. В честь Афродиты Апатурии справляли прежде всего на территории Афин и Северного Причерноморья.

Название праздника «Апатурии» первоначально, по-видимому, означало «совместный праздник отцов фратрии»7. Как известно, с архаического периода существовало деление греческого полиса на демы, филы и фратрии. Фратрии представляли собой древнейшие родовые и религиозные объединения, которые входили в состав административных подразделений полиса8. В классический период фратрии стали утрачивать свое политическое значение, но сохраняли роль организации граждан по родовому и религиозному принципу. В связи с этим Апатурии были религиозно-родовым празднеством. Воссоздать картину празднования Апатурий в честь Афродиты мы постараемся благодаря некоторым надписям, посвященным этому мероприятию, а также используя описание древнегреческих авторов.

Апатурии справляли осенью, в месяце пианепсионе в течение трех дней. В первый день члены фратрии собирались на совместную трапезу. Второй день посвящался организации жертвоприношений. Последний день был связан с детьми и подростками. В этот день, как сообщает Платон (Tim. 21 b), отцы представляли фратрии своих родившихся детей (мальчиков) и приносили жертвы в честь Афродиты. При этом Платон отмечает, что в каждой фратрии были свои правила для принесения жертвоприношений. В одних фратриях в качестве жертвы приносили овцу, в других козу (Tim. 21 b). После жертвоприношения происходила важная процедура внесения имени ребенка в особые списки, они служили основанием для принятия мальчика в равноправные члены братства после достижения им совершеннолетия. Платон также сообщает, что были случаи, когда кто-нибудь из фратрии оспаривал происхождение ребенка, протестовал против принятия его во фратрию. В таком случае проводилось голосование и принималось заключительное решение (Tim. 21 b). Третий день афинских Апатурий включал в себя определенную культурную программу, которая сопровождалась различными мусическими состязаниями. Мальчики должны были наизусть декламировать поэмы Гомера, а также читать стихи разных греческих поэтов. Это был конкурс, на котором следовало проявить себя лучшим декламатором, чтобы получить специальную награду (Tim. 21 b). В этот же день происходил очень важный обряд посвящения в будущие воины, когда подростки переходили из положения детей в разряд эфебов, юношей, которые должны были служить в ополчении, защищая свою родину. Страбон в «Ге-

ографии» отмечает, что они должны были в процессе этого посвящения подносить Гераклу сосуд с вином и отрезанный локон своих волос (XI. 2. 10). Такое подношение, по-видимому, символизировало переход из детства во взрослую жизнь9. Интересно отметить, что подобная процедура происходила не только во время Апатурий, но и при проведений празднеств в честь других богов в разных областях греческого мира. В Милете такое приношение осуществлялось в честь Зевса, в Северном Причерноморье во славу Дионису и Афине10. В этот же день выступали поэты и драматурги, представлявшие на суд зрителей свои поэтические произведения. При этом в основе этих работ, по-видимому, должен был присутствовать определенный миф; Страбон полагает, что, возможно, граждане Афин, как и жители Северного Причерноморья, вспоминали мифический сюжет об обмане, который принес победу афинскому царю Мелан-фу в поединке с беотийцем Ксанфом (XI. 2. 10). Согласно преданию, когда на Афродиту напали гиганты, она позвала на помощь Геракла и спрятала его в одной из пещер. Затем она стала принимать гигантов по одному и отдавала их Гераклу, чтобы он убивал ее врагов. Кроме того, Страбон сообщает, что для создания драмы в Северном Причерноморье, прежде всего на территории Боспора, поэты использовали еще один миф, посвященный Афродите и Гераклу. Согласно этому повествованию, в роли хтонического начала выступают гиганты, а уничтожавшие их Афродита и Геракл утверждают право эллинов на земли у Боспора Киммерийского. Известно, что на других празднествах в честь богов сочинителям также предлагалось создавать произведения на мифологические сюжеты, связанные с историей возникновения праздника11. Можно предположить, что устроители празднества делали это специально, чтобы граждане помнили о традициях основания праздника.

Другим известным празднеством в честь богини Афродиты были Афродисии. Сведения о них можно почерпнуть из сообщений Афинея, а также благодаря тексту надписей. Афиней в своем сочинении «Пир софистов» сообщает, что этот праздник начали справлять в V в. до н. э. в Афинах (XIII. 590f). Мнение этого автора подтверждает надпись середины V в. до н. э., посвященная сдаче в аренду земельного участка дема Плотейцев (IG. II2. 1172, lin. 8-10). Афиней также отмечает, что со временем, возможно в IV в. до н. э., этот праздник стали организовывать на Эгине и других островах, находящихся недалеко от Афин (XIII. 590f). Афродисии устраивали в месяце таргелионе. Праздник проходил в течение одного дня с утра до поздней ночи. Как и другие празднества, Афродисии начинались с жертвоприношения в честь богини (IG. II2. 1172, lin. 10).

Основной частью праздника являлись песни и танцы в исполнении красивых девушек полиса. При этом Афиней отмечает, что со временем эти выступления стали наполняться неким эротизмом, к исполнению привлекались гетеры (например, знаменитая Фри-на, муза скульптора Праксителя), что вызывало недовольство полисных властей (XIII. 590 1).

С течением времени стал меняться образ богини, что, по-видимому, влияло на проведение празднеств в ее честь. В конце IV в. до н. э. Афродиту стали представлять как покровительницу мореплавания. В связи с этим в Ольвии и на территории афинского полиса появляется празднество в честь Афродиты Понтии (т. е. морской). Подробности организации и проведения этого торжества нам неизвестны. Сведения надписей (НО. 68. №Б. I2. 168) предоставляют некоторую информацию об этом мероприятии. Праздник длился один день. Вначале проходили жертвоприношения у статуи богини, причем в ряде случаев могла проводиться установка самой статуи (НО. 68). Далее следовали выступления танцовщиц и артистов. Праздник завершался на берегу моря, что, по-видимому, свидетельствовало о его назначении.

Как мы видим, все празднества требовали определенной организации и финансирования. В связи с этим постараемся выяснить, кто отвечал за порядок проведения празднеств и какими средствами пользовались их устроители.

За организацией мероприятий на древнегреческих праздниках следили специальные лица. Как свидетельствуют тексты надписей и сообщения античных авторов, чаще всего это были жрецы, поскольку празднества носили религиозный характер. Например, на территории Херсонеса жрецы были главными уполномоченными лицами при организации празднеств, справляемых в честь богини Артемиды (НЭПХ. 111, 112). Павсаний в «Описании Эллады» сообщает, что жреческая администрация также должна была следить за исполнением всех таинств в честь богини Деметры. Кроме жреческого персонала, в организации празднеств активно участвовали и религиозные сообщества - оргеоны и фиасы12. В отношении Апатурий, проводившихся в Афинах, у нас нет подробной информации об организаторах этого праздника, но, опираясь на отрывочные сведения источников и данные из Северного Причерноморья, постараемся сделать некоторые предположения. Как уже выше говорилось, основным устроителем являлись фратрии. Можно предположить, что определенные обязанности по организации Апатурий брал на себя глава фратрии -фратриарх. Именно эти должностные лица проводили тщательную проверку списков, в которые вносились имена новых членов объеди-

нения13. Они могли совершать эти действия по собственной инициативе или по распоряжению народного собрания полиса. Кроме того, фратриархи следили за финансированием мероприятий. В частности, в текстах надписей о сдаче в аренду священных земель сказано, что именно фратриархи должны наблюдать за поступлением средств от аренды на организацию различных празднеств и религиозных церемоний (IG. II2. 1242. line. 16-17). Данные Северного Причерноморья представляют информацию о том, что в Пантикапее существовали почитатели Афродиты, которые объединялись в религиозные союзы-фиасы и активно участвовали в организации праздника Апа-турий (КБН. 971, 972). По предположению В.П. Яйленко, фиас, проводивший Апатурии, появился на Боспоре в конце IV в. до н. э.14 и продолжал активно существовать в эллинистическое время, получая поддержку местной монархической власти.

Праздники сопровождались жертвоприношениями, что требовало немалых затрат. В связи с этим возникает вопрос о том, как финансировались эти мероприятия, какие средства использовались для их организации. Некоторые сведения об этом нам предоставляет эпиграфический материал. На рубеже V-IV в. до н. э. появляется документ о сдаче в аренду земельного участка плотейцев. В самом начале этого договора (IG. II2. 1172, lin. 2-4) перечисляются разные суммы, полученные от сдачи в аренду земель, которые должны быть потрачены на организацию религиозных церемоний, открывавших крупнейшие праздники в афинском полисе. В первую очередь говорится о том, что дему следует потратить на празднества в честь Афродиты 1200 драхм (сумма по тем временам немалая). В договоре об аренде земель родовой организацией Саламиниев (Greek historical inscriptions. 37) также сказано о доходах от сдачи земельных угодий в аренду, которые должны быть отправлены на финансирование празднеств в честь богов и героев. В частности говорится, что на праздники в честь Афродиты Саламинии жертвуют овец и коз (Greek historical inscriptions. 37, lin. 81-83). Кроме того, в конце документа указана общая сумма затрат, из которых организация предоставляет денежные средства на все празднества (lin. 94-95). Таким образом, на основании этих данных мы можем сделать вывод о том, что различные полисные сообщества активно участвовали в организации празднеств в честь Афродиты. Праздники в честь богини могли финансироваться из средств, полученных от сдачи в аренду земельных участков. Судя по данным эпиграфики и археологических раскопок, кроме коллективов, в финансировании мероприятий в честь богини принимали участие частные лица. Во время Афродисий в Северном Причерноморье местные жители приносили

в дар богине раковины, устрицы, мидии и убивали во время жертвоприношений морских чаек (КБН. 30).

Интересно, что в некоторых случаях не только местные жители, но и приезжие приносили пожертвования в честь богини. Так, В.П. Яй-ленко указывает несколько надписей, в которых идет речь о том, что вино для жертвоприношений во время Афродисий приносили не только местные граждане, но и пришедшие из других мест15. Известно также, что со временем финансированием праздников стали заниматься жрецы храмов Афродиты, которые на собственные средства устанавливали статуи в честь богини и приносили ей праздничные дары16.

На основании всего вышесказанного постараемся сделать некоторые выводы.

Праздники в честь Афродиты проходили в Северном Причерноморье и Афинах. При этом характер празднования был практически схожим, что свидетельствует о социальной общности разных полисов. Празднества объединяли граждан. В их организации и финансировании принимали участие как целые коллективы, так и отдельные граждане. По-видимому, это было связано с определенными религиозными представлениями. Греки верили, что боги незримо присутствуют на празднествах, которые устраивают в их честь. В связи с этим благосклонное отношение небожителей к людям зависит от правильно сделанных жертвоприношений, а также от качества художественного мастерства, с которым граждане исполняют музыкальные произведения или танцы17. Последнее особенно могло быть важно для Афродиты, которая наряду с Аполлоном была покровительницей искусства. Поэтому хорошо организованный праздник оказывался залогом доброго отношения богини к тем, кто его устраивал и принимал в нем непосредственное участие.

Принятые сокращения

КБН - Корпус боспорских надписей. М.: Наука, 1965. НО - Надписи Ольвии. Л.: Наука, 1968.

IG - Inscriptiones Graecae. Consiluo et avetoritate academiae literarum Borussica. Vol. I—III. Berlin: Walter de Gruyter, 1956.

Примечания

Маринович Л.П. Гражданин на празднике Великих Дионисий и полисная идеология // Человек и общество в античном мире. М.: Наука, 1998. С. 295. Скржинская М.В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. СПб.: Алетейя, 2010.

3 См., например: Simon E. Festivals of Attica. Madison: University of Wisconsin Press, 1983; The Panathenaic Festival in Ancient Athens. Princeton: Princeton University Press, 1992; Русяева А.С. Религиозные празднества // Ольвия. Античное государство в Северном Причерноморье. Киев, 1999. С. 555-570; Гвоздева Т.Б. Великие Панафинеи в тени Олимпийских игр // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. М., 2011. № 2. С. 36-47.

4 Молева Н.В. О культе Афродиты в Китейском святилище // Молева Н.В. Очерки сакральной жизни Боспора. Нижний Новгород, 2002. С. 101-103.

5 Скржинская М.В. Указ. соч. С. 78.

6 Русаева А.С. Религия и культы античной Ольвии. Киев: Наукова думка, 1992. С. 103; Сокольский Н.И. Культ Афродиты в Кепах // Вестник древней истории. 1973. № 4. С. 91.

7 Латышев В.В. Очерк греческих древностей. СПб.: Наука, 1992. С. 134.

8 Меланченко И.В. Афинская демократия. М.: КРАФТ, 2007. С. 181-183.

9 Скржинская М.В. Указ. соч. С. 86.

10 Латышев В.В. Указ. соч. С. 96.

11 Кошеленко Г.А. Боспорский вариант мифа о гибели титанов // Боспорский сборник. М., 1992. С. 154.

12 Булычева Е.В. Финансирование празднеств в Древней Греции (на примере Аттики) // Восток и Запад: приоритеты эпох. Олимпийские игры: история и современность. М.: РУДН, 2012. С. 112-113.

13 Меланченко И.В. Указ. соч. С. 182.

14 Яйленко В.П. Женщина, Афродита и жрица Спартокидов в новых боспорских надписях // Женщина в античном мире. М.: Наука, 1995. С. 236.

15 Там же. С. 259, 260.

16 В надписи из Ольвии III в. до н. э. сообщается, что жрец Афродиты Понтин Агрот поставил мраморный алтарь и посвятил дары во время празднования в честь Афродиты (НО. 68).

17 Нилльсон М. Греческая народная религия. СПб.: Алетейя, 1998. С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.