Научная статья на тему '2009. 04. 011. Бондаренко М. Е. Государственные пантеоны древнегреческих полисов Северного Причерноморья / МГУ им. М. В. Ломоносова. Ист. Фак. - М. : макс Пресс, 2007. - 247 с. , табл. - библиогр. : С. 189-242'

2009. 04. 011. Бондаренко М. Е. Государственные пантеоны древнегреческих полисов Северного Причерноморья / МГУ им. М. В. Ломоносова. Ист. Фак. - М. : макс Пресс, 2007. - 247 с. , табл. - библиогр. : С. 189-242 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
260
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ / ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС / РЕЛИГИОЗНЫЙ КУЛЬТ / АНТИЧНАЯ МИФОЛОГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПАНТЕОНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 04. 011. Бондаренко М. Е. Государственные пантеоны древнегреческих полисов Северного Причерноморья / МГУ им. М. В. Ломоносова. Ист. Фак. - М. : макс Пресс, 2007. - 247 с. , табл. - библиогр. : С. 189-242»

2009.04.011. БОНДАРЕНКО М.Е. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПАНТЕОНЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ПОЛИСОВ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ / МГУ им. М.В. Ломоносова. Ист. фак. - М.: МАКС Пресс, 2007. - 247 с., табл. - Библиогр.: с. 189-242.

Ключевые слова: Северное Причерноморье, древнегреческий полис, религиозный культ, античная мифология, государственные пантеоны.

В реферируемой работе канд. ист. наук М.Е. Бондаренко исследуются государственные пантеоны древнегреческих полисов Северного Причерноморья, рассматриваются государственные культы, существовавшие в северопонтийских полисах на протяжении античной эпохи. Книга состоит из введения, четырех глав и заключения. Во введении представлена историография рассматриваемой проблемы.

В первой главе рассматривается пантеон Тиры - ионийской колонии на правом берегу Днестровского лимана, существовавшей с VI в. до н.э. до VI в. н.э. На основании археологического материала, а также данных нумизматики, римских источников автор приходит к выводу, что на протяжении почти всей истории античной Тиры государственный статус сохраняли культы Деметры, Афины, Диониса, Геракла, Гермеса и Тираса. Культы Аполлона, Асклепия, Зевса и Понта были государственными только в эллинистическую эпоху и в первые века нашей эры приходят в упадок. Культы Кибелы, Геры, Тихе, Сераписа приобретают государственный статус уже в римский период. Сравнивая государственный пантеон Тиры на протяжении всего античного периода, автор приходит к выводу, что в ГУ-1 вв. до н.э. главным тирским божеством являлась Деметра, в римский период чисто полисные греческие культы угасают, им на смену приходят восточные и римские, в том числе культ Римских императоров (с. 34). Преобладание земледельческих божеств на всем протяжении античного периода, считает автор, свидетельствует о большом значении сельского хозяйства в экономике Тиры.

Глава вторая посвящена пантеону Ольвии - крупного ионийского полиса, основанного милетскими колонистами в VI в. до н.э. в низовьях Гипаниса (Южный Буг). В VI в. до н.э. - III в. н.э. государственный пантеон Ольвии возглавляли Аполлон, существовав-

ший в двух ипостасях - Аполлон Врач (I^xpo^) и Аполлон Дельфиний (AsA^ivioq), Ахилл и Зевс. Параллельно с ними официально почитались Гермес, Дионис, Посейдон, Демос и Тихе. В середине III в. до н.э. наблюдается увеличение числа государственных культов, которое автор связывает с охватившим в этот период Ольвию кризисом. Резкое изменение количественного состава ольвийского государственного пантеона на рубеже эр автор объясняет социально-политическими и экономическими последствиями гетского разгрома Ольвии в середине I в. до н.э. Принципиально новые культы, связанные с римским влиянием - Римских императоров, Сераписа и Исиды, Асклепия и Гигиеи, появляются только в III в. н.э. (с. 80).

В главе третьей исследуется пантеон Херсонеса Таврического - дорийского полиса, основанный во второй половине V в. до н.э. выходцами из Гераклеи Понтийской на юго-западе Крымского полуострова. Возглавляла херсонесийский государственный пантеон богиня Дева (nap9SVog), чей культ был учрежден на самом раннем этапе существования полиса, но по источникам прослеживается с IV в. до н.э. «Богиня Дева была таврской по происхождению, однако, выполняя функции Артемиды и Тихе, она со временем превратилась в подлинно синкретическое божество и выступала как грозная воительница и защитница Херсонеса Таврического» (с. 106). Существовали специальные государственные празднества -Парфении, посвященные богине Деве. Судя по данным нумизматики, расцвет государственного культа Девы приходится на IV-I вв. до н.э. К концу IV в. н.э. культ Девы был полностью уничтожен христианами. В целом культы богини Девы, Геракла, Зевса и Диониса почти на всем протяжении античного периода имели государственный статус. Культы Афины, Аполлона, Гелиоса и Диоскуров являлись государственными только в эпоху эллинизма, а в римское время пришли в упадок. Во II в. до н.э. увеличивается число государственных культов, что, по мнению автора, связано со скифо-херсонесскими войнами. Расцвет культов Гермеса, Афродиты, Аск-лепия и Гигиеи автор связывает с влиянием Римской империи, где они пользовались большой популярностью (с. 130).

В главе четвертой - «Пантеон Боспорского царства» - отмечается, что формирование Боспорского царства, в состав которого вошли Пантикапей, Феодосия, Кепы, Гермонасса, Нимфей, Фана-гория и др. греческие полисы, происходит в конце V - первой по-

ловине IV в. до н.э., тогда же начинает формироваться общебос-порский государственный пантеон.

До I в. н.э. главным государственным культом Боспорского царства являлся культ Аполлона Врача. В первой половине V или даже последней четверти VI в. до н.э. в Пантикапее на вершине первого кресла горы Митридат был возведен большой храм его имени - шестиколонный периптер ионического ордена. Храмы Аполлона Врача были построены в Гермонассе, Фанагории, Лабри-се (Семибратнее городище). Государственный культ Аполлона Врача нашел свое отражение в нумизматике. В III-II вв. до н.э. Боспорское царство поддерживает тесные отношения с крупнейшими центрами почитания Аполлона - Дельфами, Делосом, Диди-мами (с. 136). Однако в первые века н.э. государственный культ Аполлона теряет свое главенствующее положение на Боспоре, хотя официальное почитание его продолжается вплоть до II в. н.э.

Богиня Афродита официально почиталась на Боспоре в двух ипостасях - как Небесная (Oupavia) и Судоначальница (Чаиархц), однако эпиклеза «Урания» появляется в боспорских надписях только с IV в. до н.э., что может быть связано с новой религиозной политикой Спартокидов. Остатки общественных святилищ Афродиты Урании найдены в Пантикапее, Нимфее, Фанагории, в Кепах, в Гермонассе. Главным боспорским святилищем богини являлся Апатур, находившийся на территории Азиатского Боспора, но до сих пор не локализованный (с. 141).

На протяжении всего существования Боспорского царства государственный статус сохраняли культы Зевса Сотера, Геракла, Посейдона, Кибелы и Асклепия. Государственные культы Демет-ры, Диониса, Артемиды, Афины, Диоскуров, Гермеса, Гекаты и Ахилла отправлялись в основном на протяжении классической и эллинистической эпох. В первые века н.э. государственный статус приобретают культы Ареса, Геры, Бога Высочайшего и Римских императоров. Если в эллинскую эпоху главным покровителем Бос-пора являлся Аполлон Врач, то в римское время эту роль играла Афродита Урания. И хотя в связи с бурными событиями рубежа эр увеличивается количество государственных культов (таких, как культы Мена, Гелиоса, египетских богов), в составе боспорского государственного пантеона всегда преобладали чисто греческие божества (с. 184).

Сравнительный анализ государственных пантеонов греческих полисов Северного Причерноморья, отмечает автор в заключение, особенно на первом этапе их существования, свидетельствует о достаточно близком религиозном мировоззрении граждан этих ионийских (за исключением Херсонеса) по своему происхождению государств. Однако в первые века н.э. состав пантеона существенно рознится, и общим для всех северопонтийских государств остается только культ Римских императоров, что свидетельствует о значительной религиозной разобщенности, с одной стороны, и усилении римского влияния - с другой, что постепенно приводит эти государства к полной зависимости от Рима.

О.Л. Александри

СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ

2009.04.012. ЭЛЛИОТ Д. ТРИ ВРЕМЕНИ ДЖОАН СКОТТ. ELLIOTT D. The three ages of Joan Scott // American hist. rev. -Wash., 2008. - Vol.113, N 5. - P. 1390-1403.

Ключевые слова: гендер, гендерные исследования, исторический анализ.

Работа Дайан Эллиот входит как составная часть в подборку материалов, помещенных в журнале «The American Historical Review» к 20-летию публикации статьи Джоан Скотт «Гендер: Полезная категория исторического анализа».

Автор статьи, профессор исторического факультета СевероЗападного ун-та (США) строит свой анализ темы на оригинальной аллегории. Она замечает, что статья Джоан Скотт содержала анализ бинарной оппозиции («мужское» - «женское»); однако сама эта оппозиция рассматривалась в контексте эволюции понятия «гендер», т.е. в троичной временной перспективе: прошлое, настоящее, будущее. С этой точки зрения, указывает Д. Эллиот, статья Д. Скотт может быть представлена как «изучение двойственности и троичности», что во многом отвечает самовосприятию средневекового общества. Люди Средневековья мыслили в терминах дихотомии: «тело»-«душа», «мирской»-«церковный», «женский»-«мужской». Но при этом одной из ключевых концепций средневековой фило-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.