ПРАВО
ВЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ «новых» ФГОС
Анатолий Борисович Вифлеемский,
действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор экономических наук e-mail: [email protected]
Последние годы много говорится о содержательных аспектах ФГОС, ученые «ломают копья», споря о последствиях внедрения стандартов, рассуждая и об их влиянии на содержание образования. Маститые академики пишут статьи и книги со своими трактовками видения ФГОС, однако почти никто не задумывается над правовыми аспектами внедрения новых ФГОС, о взаимовлиянии ФГОС и других нормативных правовых актов. А ведь при этом все рассуждения о пользе ФГОС приобретают совершенно иную окраску.
• ФГОС • СанПиН • основные, дополнительные и примерные основные образовательные программы • урочная и внеурочная деятельность • нагрузка учащихся
Что такое ФГОС
В соответствии с определением, данным Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), Федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утверждённых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Многие, прочитав это определение, не читают дальше положения закона, регламентирующие ФГОС. А зря! Ведь в таком случае они не понимают, что входит в понятие «требования». Особенно печально, когда это не понимают авторы статей и книг на тему ФГОС, так как в таком случае они вводят в заблуждение и своих читателей.
Согласно статье 11 Федерального закона № 273-ФЗ федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объёму;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Таким образом, мы видим, что ФГОС определяют разнообразные требования не просто к «образованию определённого уровня» (в том числе к дошкольному, начальному, основному или среднему общему образованию), а прежде всего к образовательным программам, реализуемым образовательной организацией.
Это и логично, если обратиться к статье 12 того же закона, устанавливающей, что именно образовательные программы определяют содержание образования. И ФГОС устанавливает требования к образовательным программам, которые, в свою очередь, определяют содержание образования.
Поэтому, говоря о содержании образования, никак нельзя обойтись без разговора об образовательных программах.
Основные и примерные основные образовательные программы
К основным образовательным программам, в соответствии со статьёй 12 Федерального закона № 273-ФЗ, относятся в том числе основные общеобразовательные программы дошкольного, начального, основного общего и среднего общего образования.
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
Что касается других основных общеобразовательных программ, то организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с фе-
деральными государственными образовательными стандартами и с учётом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Таким образом, кроме ФГОС, необходимо учитывать ещё и примерные основные образовательные программы, хотя формально на уровнях начального, основного и среднего общего образования это надо делать только в случаях, когда по этим программам получена государственная аккредитация.
В отличие от просто образовательных программ примерные основные образовательные программы разрабатываются с учётом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено Федеральным законом № 273-ФЗ. По результатам экспертизы примерные основные образовательные программы включаются в реестр, являющийся государственной информационной системой. Закон также устанавливает, что информация в реестре примерных основных образовательных программ общедоступна.
Важность этой нормы нельзя переоценить, ведь тем самым рушится бизнес
Просвещения» по изданию неких программ, которые это издательство называет «примерными», а школы послушно используют в своей деятельности. Однако правовых оснований для использования в качестве примерных основных программ, издаваемых в настоящее время издательством «Просвещение» (и другими издательствами), на сегодня нет.
Порядок разработки примерных основных образовательных программ, их экспертизы и ведения их реестра был утверждён приказом Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594, а уже 07.10.2014 в него были внесены изменения, что не может не свидетельствовать об отсутствии «глубокой проработки»
нормативных правовых актов, издаваемых федеральным образовательным ведомством. Самих же примерных основных образовательных программ на момент написания статьи не было.
Примерная основная образовательная программа, в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ, — это учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объём и содержание образования определённого уровня и (или) определённой направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
Если сопоставить это понятие с требованиями, из которых состоят ФГОС, то можно сделать вывод, что примерная основная образовательная программа — это фактически официальная трактовка ФГОС (здесь и структура образовательной программы и условия и много чего ещё дополнительно). Кроме того, примерная основная программа — это ещё и важнейший документ для финансирования дошкольного и общего образования: ведь именно в ней, а не в неких письмах Минобрнауки России, должны находиться примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
Под образовательной программой в Федеральном законе № 273-ФЗ понимается комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), других компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Нам не удалось найти ни одного образовательного учреждения, которое бы сделало образовательную программу, соответствующую данному определению Федерального закона № 273-ФЗ. Никто не включает в образовательные программы свои оценочные материалы, да и рабочие материалы учебных предметов многие считают собственным «ноу-хау».
Однако статья 29 «Информационная открытость образовательной организации» требует, чтобы образовательные организации обеспечивали открытость и доступность, в том числе информации «о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой».
Казалось бы, такую информацию можно вывесить на сайт школы в сети Интернет. Однако это не все требования, которые предъявляются к образовательным организациям. Закон определил, что Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, в том числе её содержание и форма её предоставления, устанавливается Правительством РФ. И постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 были утверждены Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации».
Правила содержат несколько больше требований по размещению информации, чем собственно статья 29 Федерального закона № 273-ФЗ. Правила императивно определяют, что образовательная организация размещает на официальном сайте информацию:
• об уровне образования;
• формах обучения;
• нормативном сроке обучения;
• сроке действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации);
• описании образовательной программы с приложением её копии;
• учебном плане с приложением его копии;
• аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (при наличии);
• календарном учебном графике с приложением его копии;
• методических и иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса;
• реализуемых образовательных программах
с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;
• и многое другое (см. Правила).
Чувствуется, что готовили эти Правила некомпетентные люди, которые не удосужились прочитать закон и понять, что же собственно такое образовательная программа. Ведь учебный план — это часть образовательной программы, и зачем тогда его дважды размещать?
При этом мною специально выделено требование о размещении не только описания образовательной программы, но и её копии. Следуя правилам русского языка, толковать иначе эту норму не получается — копия образовательной программы должна быть на сайте каждой образовательной организации.
Если же мы будем говорить про образовательный комплекс (их очень много создано в Москве), то в этом комплексе должно быть четыре основные образовательные программы (по одному для каждого уровня общего образования). Подчеркну, что именно четыре, так как московские образовательные комплексы реализуют и программы дошкольного образования, а для них также должна быть разработана основная образовательная программа образовательного комплекса.
Учитывая, что сегодня отсутствуют примерные основные образовательные программы, вполне
можно использовать старые образовательные программы (в том числе и названные издательством «Просвещение» как «примерные») и законных оснований для признания этих программ чему-то не соответствующим я не вижу.
Такая позиция вполне совпадает с официальной позицией Рособрнадзора. В письме Рособрнадзора от 07.02.2014 № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО» указывается, что примерные основные образовательные программы дошкольного образования являются учебно-методической документацией, которая позволяет организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам дошкольного образования, использовать прошедшую экспертизу модель для эффективной организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Учитывая, что Законом устанавливается переходный период до 1 января 2016 года, в течение которого образовательные организации должны привести наименования и уставы образовательных учреждений (часть 5 статьи 108) в соответствие с требованиями федерального законодательства в сфере образования, Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ и Ро-собрнадзор обращают внимание на недопустимость требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершённого цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных
программ, которые призваны создать методическую базу полноценного внедрения ФГОС в системе дошкольного образования.
В письме Минобрнауки России от 10.01.2014 № 08—5 «О преждевременности требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО» признаётся, что «также остались содержательно неурегулированными вопросы осуществления контроля и оценки качества дошкольного образования».
Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России считает преждевременным требовать от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, оценки соответствия образовательной деятельности и подготовки учащихся в организациях, реализующих программы дошкольного образования, требованиям ФГОС ДО при отсутствии разработанных и утверждённых критериев оценивания.
Представляется, что и другие уровни общего образования находятся не в лучшей ситуации, поэтому предъявлять требования соответствия ФГОС по иным уровням общего образования также преждевременно до разработки и занесения в реестр соответствующих примерных основных образовательных программ.
На практике проверяющие уже начинают проверять введение новых ФГОС и требовать, в частности, «показать» 10 часов вне-урочки. Такие действия незаконны, их следует оспаривать, в том числе, при необходимости, обращаясь в суд.
Что же касается внеурочной деятельности, далее мы рассмотрим, каким образом её можно организовать с учётом установленных санитарных норм и правил.
ФГОС и СанПиН
Если действительно начинать работать по ФГОС, то необходимо вспомнить о наличии СанПиН, регламентирующих образовательную деятельность в школах. Напомним, что наиболее важная в организационном отношении новация ФГОС — внеурочная деятельность, которая, как считается, будет направлена на учёт индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.
Требования к организации внеурочной деятельности содержатся во ФГОС всех уровней общего образования (за исключением дошкольного).
В соответствии с пунктом 19.10 ФГОС начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, план внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования.
План внеурочной деятельности обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей учащихся через организацию внеурочной деятельности, определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для учащихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учётом интересов учащихся и возможностей образовательного учреждения.
Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. Цифра «1350» очевидным образом перешла из утратившего силу Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196. Согласно пункту 42 Типового положения продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учёта
государственной (итоговой аттестации), в пер-33 недели.
вом классе
Если перемножить требуемые некоторыми проверяющими 10 часов внеурочной деятельности и продолжительность обучения в каждом классе, мы получим именно 1350 часов. Однако новый ФГОС отнюдь не требует, чтобы было 10 часов в неделю внеурочной деятельности в течение всего периода обучения. Требования ФГОС будут выполнены, даже если будет один час в неделю в какие-то недели, а в другие вообще может не быть внеурочной деятельности.
В то же время количество учебных недель ФГОС не регулирует, однако такая регламентация может появиться в примерных основных образовательных программах. Вполне возможно, что в этих примерных программах «под новым соусом» окажутся в результате прежние положения приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утверждён приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 и не содержит конкретных временных формулировок про внеурочную деятельность. При этом этот ФГОС также устанавливает, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультур-но-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д.
Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение (пункт 13 ФГОС основного общего образования).
Обратим внимание на положение о чередовании урочной и внеурочной деятельности (почему, будет понятно чуть ниже).
В рамках регламентации «Организационного раздела основной образовательной программы» ФГОС основного общего образования определяет, что нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет пять лет. Количество учебных занятий за пять лет не может составлять менее 5 267 часов и более 6 020 часов (пункт 18.3.1 ФГОС основного общего образования). Понятие «учебное занятие» при этом в этом приказе не расшифровывается.
А вот приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» о регламентации урочной и внеурочной деятельности сформулирован уже иначе, хотя и в аналогичном пункте «18.3. Организационный раздел основной образовательной программы» ФГОС:
18.3.1. Учебный план среднего (полного) общего образования (далее — учебный план) — один из основных механизмов, обеспечивающих достижение учащимися результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. Количество учебных занятий за два года на одного ученика — не менее
2 170 часов и не более 2 590 часов (не более 37 часов в неделю).
18.3.2. План внеурочной деятельности.
Для обеспечения индивидуальных потребностей учащихся основная образовательная программа предусматривает внеурочную деятельность.
План внеурочной деятельности — организационный механизм реализации основной образовательной программы.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности учащихся на ступени среднего (полного) общего образования (до 700 часов за два года обучения).
Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.
Таким образом, ФГОС среднего общего образования достаточно чётко устанавливает, что внеурочная деятельность может занимать в среднем 350 часов в год, что при 35-не-дельном учебном году составляет ровно 10 часов в неделю.
А вот теперь обратимся к СанПиН 2.4.2.2821-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утверждённому постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189.
Согласно пункту 10.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 количество часов, отведённых на освоение уча-
Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах
при 6-дневной неделе, не более при 5-дневной неделе, не более
1 - 21
2-4 26 23
5 32 29
6 33 30
7 35 32
8-9 36 33
10-11 37 34
щимися учебного плана общеобразовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей.
Таким образом, в СанПиН под учебными занятиями понимается как урочная, так и внеурочная деятельность.
И если в рамках «старых» ФГОС, основанном прежде всего на базисном учебном плане, все обращали внимание на первый абзац этого пункта, то в условиях нового ФГОС следует обратить особое внимание на второй абзац пункта 10.5.
Получается, что привычная всем таблица из пункта 10.5. СанПиН 2.4.2.2821—10 касается не только урочной нагрузки учащихся, но и их внеурочной деятельности!
А теперь сопоставим требования 10.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 и ФГОС. Получается, что на уровне начального образования до 10 уроков в неделю может быть заменено на внеурочную деятельность.
Отметим, что формулировка «до 1350 часов за четыре года обучения» позволяет отвести на внеурочную деятельность и до 0 часов — ведь 0 это же до 1350? Впрочем, с нулём план внеурочной деятельности не сделаешь, а придирки неизбежны. А вот четыре часа за четыре года обучения (по одному часу в год) вполне можно выделить и целый план внеурочной деятельности из четырёх пунктов написать. Требования ФГОС будут формально выполнены.
На уровне основного общего образования предельный объём учебных занятий со-
ставляет 6020 часов. Собственно, это и есть предельно допустимая образовательная нагрузка в академических часах при шестидневной неделе. Сколько из этих часов отдавать на внеурочную деятельность, стандарт вообще никак не прописывает, а в школах сегодня практически вся эта нагрузка отводится под урочную деятельность.
ФГОС среднего общего образования количество учебных занятий ограничивает 37 часами в неделю, что совпадает с предельно допустимой СанПиН учебной нагрузкой в 10—11-х классах. Из этих 37 часов 10 часов в неделю может быть отведено на внеурочную деятельность (естественно, что количество часов внеурочной деятельности в различные недели может быть разным, главное, чтобы в сумме с уроками не было превышения предельно допустимой учебной нагрузки).
Наверное, многие старшеклассники будут рады замене 10 уроков в неделю некими «внеурочными мероприятиями», но будут ли рады родители, что вместо 37 уроков в неделю их ребёнок будет получать лишь 27 уроков?
Внеурочная деятельность: рекомендации
ФГОС общего образования содержат такого рода положения: «При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта».
Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03—296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» контролирующими органами используется на практике в качестве требований по организации внеурочной деятельности. Письмо содержит некие «организационные модели внеурочной деятельности», среди которых и группы продлённого дня и «дополнительное образование образовательного учреждения» и «дополнительное образование
можно привлекать родительскую общественность и других социальных партнёров для реализации внеурочной деятельности».
В результате становится понятно, что в головах разработчиков ФГОС была полная юридическая каша, а с введением нового закона «Об образовании в РФ» никто (включая Минобрнауки России и многочисленных контролёров из Рособрнадзора) не удосужился проанализировать соответствие таких рекомендаций (превращающихся на практике в требования) положениям нового закона.
Итак, из ФГОС следует, что внеурочная деятельность — часть основной общеобразовательной программы. Следовательно, чтобы её реализовать, необходима лицензия на реализацию основных общеобразовательных программ. В противном случае учреждение дополнительного образования нарушает условия выданной ему лицензии, в которой указаны те образовательные программы, которые оно имеет право реализовать.
При этом после вступления в силу нового закона «Об образовании в РФ», учреждения дополнительного образования вообще не вправе реализовывать основные образовательные программы. В соответствии со статьёй 23 Федерального закона № 273-ФЗ организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. При этом организации дополнительного образования вправе ещё осуществлять лишь образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения. Другие образовательные программы реализовывать учреждения дополнительного образования просто не вправе!
Если же на базе учреждений дополнительного образования школы будут реализовать основные образовательные программы (в части внеурочной деятельности), то это будет ведение образовательной деятельности без лицензии. Ведь необходимо заключить договор аренды или безвозмездного пользования помещений учреждений дополнительного образования и внести это место ведения образовательной деятельности в лицензию (приложение к лицензии). Но в таком случае о каком использовании «возможностей учреждений дополнительного образования» будет идти речь?!
Соответственно несуразица очевидна в указанном письме Минобрнауки и по поводу модели «дополнительное образование образовательного учреждения», ведь дополнительная и основная образовательная программы — это совершенно разные программы. А уж привлечение родительской общественности и других социальных партнёров вызывает уже не удивление, а просто смех: на каких условиях будет осуществляться такое привлечение — гражданско-правовые договоры или с оформлением трудовых отношений? А кто будет проверять требования к квалификации, наличие у «общественности» специального образования, соответствие требованиям ЕКС и профессиональным стандартам? Или можно в рамках освоения ФГОС обойтись без всего этого? Тогда почему бы просто не поручить уборщице заниматься внеурочной деятельностью — профориентацией по профилю её непосредственной работы?!
Проверяющие также требуют в школах наличие локальных актов согласно Примерному перечню локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования, являющемуся приложением к указанному письму Минобрнауки России. Однако они не задумываются, что этот перечень также вызывает недоумение: в частности, почему для организации внеурочной деятельности
необходимо Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг (пункт 12 Перечня), разве можно реализовать часть стандарта, на которую получены деньги из бюджета, за счёт средств родителей? Ведь статья 101 Федерального закона № 273-ФЗ чётко устанавливает, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Некоторые выводы:
Итак, можно сформулировать две версии, почему ФГОС оказались такими, какие они есть:
1. ФГОС делали профессионально некомпетентные люди: несмотря на то, что это крайне важный нормативно-правовой акт в системе образовательного права, юристы к созданию этого документа
не привлекались, а про положения СанПиН 2.4.2.2821 — 10 просто забыли.
2. Это фактически стало диверсией против российского образования с целью экономии бюджетных средств и сокращения расходов на школы (или, как минимум, их неувеличения). Помнится,
в прессе была дискуссия в рамках введения ФГОС начального образования. Все говорили, что необходимо дополнительное финансирование на 10 часов в неделю внеурочной деятельности. Однако с учётом СанПиН 2.4.2.2821 — 10 получается, что никакого дополнительного финансирования на внеурочную деятельность не надо, ведь финансирование рассчитывается, так или иначе, с учётом предельно допустимой недельной нагрузки школьника.
И даже не знаю, какая версия печальнее...
Возможно ли внести изменения в СанПиН 2.4.2.2821-10 и исключить «внеурочную деятельность» из объёма предельной недельной нагрузки ученика? Полагаю, что нет, это просто недопустимо. Ведь задумайтесь, каким тогда должен быть режим дня школьника, делающего ежедневные домашние задания при шестидневной неделе!
Освоение ФГОС в школе посредством учебных занятий (урочной деятельности) и занятий по плану внеурочной деятельности суммарно требует времени старшеклассника до 47 часов в неделю (37 часов урочной работы и 10 часов внеурочной деятельности). Выполнение домашних заданий требует 21 часа в неделю (с учётом выполнения их ограничения 3,5 часами в день). Следовательно, учебной деятельностью старшеклассник будет занят 68 часов в неделю, что составляет более 11 часов в день (не считая единственного выходного дня — воскресенья).
Учитывая рекомендации о восьмичасовом сне, времени для приёма пищи, гигиенические процедуры, времени на дорогу в школу и обратно, каким образом в распорядке дня школьника может быть найдено время для занятий спортом, освоения дополнительных образовательных программ, выполнения работы по дому, прогулок на свежем отдыхе и т.д. (в том числе просто отдыха)?
Таким образом, полагаю, что «новые» ФГОС — непродуманные и непрорабо-танные документы, влекущие большие проблемы для российского образования. Сомневаюсь, что замена уроков внеурочной деятельностью приведет к росту качества образования!
При этом все ФГОС не соответствуют новому закону «Об образовании в Российской Федерации» хотя бы потому, что в них содержатся ссылки на «старый», утративший силу Закон РФ «Об образовании». Рекомендации же по внедрению ФГОС в условиях Федерального закона № 273-ФЗ вообще полностью игнорируют новое законодательство и фактически призывают к его нарушению. Следовательно, принятие новых ФГОС общего образования в ближайшие годы неизбежно, а российскую школу ждут новые перетряски.
Также ждём новых познавательных книг о сверхновых ФГОС, которые, естественно, будут ещё лучше, чем предыдущие. Интересно, о каком подходе в сверхновых ФГОС будет идти речь? Впрочем, если проводить аналогию со звёздами, как бы эти сверхновые ФГОС не оказались бы чёрными дырами для российского образования. НО