Научная статья на тему 'Основные аспекты нормативно-правовой базы современной педагогики (в помощь молодому учителю математики)'

Основные аспекты нормативно-правовой базы современной педагогики (в помощь молодому учителю математики) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / МАТЕМАТИКА / УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поладова В.

Профессиональное поле деятельности школьного учителя-предметника предполагает не только блестящее изложение содержательного аспекта своего предмета и владение психолого-педагогическими основами обучения и воспитания учеников, но и умелым использованием нормативно-законодательной базы в сфере образовательных услуг на всех ступенях ее функционирования: федеральном и региональном уровнях, в рамках учебного предмета и образовательной структуры. С целью удобства применения нормативно-правовых актов учителем математики автором статьи была собрана и классифицирована достаточно полная информация по образовательной законодательной базе по трем основным аспектам: общие нормативно-образовательные документы на федеральном уровне; законодательно-нормативные документы математического направления; учебно-нормативные материалы на уровне образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поладова В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN ASPECTS OF THE LEGAL FRAMEWORK OF MODERN PEDAGOGY (TO HELP A YOUNG TEACHER OF MATHEMATICS)

Vocational school field of activity of a teacher involves not only a brilliant exposition of the substantive aspect of his subject and mastery of psychological-pedagogical bases of training and education of pupils and the skilful use of normative-legal base in the sphere of educational services at all levels of its operation: the Federal and regional levels, within the framework of the subject and the educational structure. For the purpose of convenience of application of normative legal acts a mathematics teacher the author of the articles were collected and classified enough information on the educational legal framework in three main aspects: the overall legal educational documents at the Federal level; legislative-normative documents mathematics; educational and regulatory materials on the level of educational organizations.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты нормативно-правовой базы современной педагогики (в помощь молодому учителю математики)»

THE MAIN ASPECTS OF THE LEGAL FRAMEWORK OF MODERN PEDAGOGY (TO HELP A

YOUNG TEACHER OF MATHEMATICS)

Poladova V.

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, IIT Department,

Moscow innovative University

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ (В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ МАТЕМАТИКИ)

Поладова В.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра ЭиИТ, Московский инновационный университет

Abstract

Vocational school field of activity of a teacher involves not only a brilliant exposition of the substantive aspect of his subject and mastery of psychological-pedagogical bases of training and education of pupils and the skilful use of normative-legal base in the sphere of educational services at all levels of its operation: the Federal and regional levels, within the framework of the subject and the educational structure. For the purpose of convenience of application of normative legal acts a mathematics teacher the author of the articles were collected and classified enough information on the educational legal framework in three main aspects: the overall legal educational documents at the Federal level; legislative-normative documents mathematics; educational and regulatory materials on the level of educational organizations.

Аннотация

Профессиональное поле деятельности школьного учителя-предметника предполагает не только блестящее изложение содержательного аспекта своего предмета и владение психолого-педагогическими основами обучения и воспитания учеников, но и умелым использованием нормативно-законодательной базы в сфере образовательных услуг на всех ступенях ее функционирования: федеральном и региональном уровнях, в рамках учебного предмета и образовательной структуры. С целью удобства применения нормативно-правовых актов учителем математики автором статьи была собрана и классифицирована достаточно полная информация по образовательной законодательной базе по трем основным аспектам: общие нормативно-образовательные документы на федеральном уровне; законодательно-нормативные документы математического направления; учебно-нормативные материалы на уровне образовательной организации.

Keywords: legislative base, normative legal acts, mathematics, mathematics teacher.

Ключевые слова: законодательная база, нормативно-правовые акты, математика, учитель математики.

«Знать должны и взрослые, и дети о правах, что защищают их на свете» Народная мудрость.

Современная социально-экономическая структура нашего общества отличается крайней динамичностью, постоянным обновлением содержательных направлений, подвижностью и вариативностью всех ее составляющих, включая политическую, техническую, культурную, предпринимательскую и т.д. сферы и, наконец, образовательную область. Это предполагает постоянное взаимодействие школы и учителя как основного субъекта образовательного процесса с окружающим их информационным пространством с целью дополнения, расширения, уточнения, осмысления психолого-педагогических знаний в деле обучения и воспитания молодого поколения, обязательным компонентом которых, несомненно, является нормативно-правовая база школьного учебного процесса, регламентирующая юридическое взаимодействие всех сторон государственных образовательных услуг. Законодательные основы Российской

Федерации начинают действовать с момента рождения ребенка: Статья 43 п. 1 «Конституции РФ» -«Каждый имеет право на образование», и предоставляют ему полный перечень непрерывных образовательных услуг вплоть до его профессионального самоопределения и самореализации как специалиста в любой трудовой сфере [1]. Помочь маленькому человечку найти себя во всем многообразии профессий, а также познакомиться с законодательно-правовыми основами обучения - важнейшая задача школьного учителя, а в дальнейшем, административно-преподавательского состава СПО и ВПО. Знаменитый византийский император Флавий Юстиниан, реформатор законов о римском праве неустанно повторял: ««Знать законы - значить воспринять не их слова, но их содержание и значение». Это предполагает хорошее знание нормативно-правовой базы школьными учителями-предметниками и преподавателями различных образовательных структур всех ступеней обучения: дошкольной, школьной, среднего и высшего профессиональных звеньев, базовым компонентом которых является математическая подготовка. Но, к

ной политики нашей страны в области образовательных услуг. Как надеется автор статьи, разработка в нужный момент окажется хорошей информационным справочным материалом для учителей и преподавателей математики. Для удобства содержательная часть скомпонована в табличной форме и включает следующие законодательные акты: Общие нормативные образовательные документы на федеральном уровне (Таблица 1); Законодательно -нормативные образовательные документы математического направления (Таблица 2); Учебно-нормативные материалы на уровне образовательной организации (Таблица 3).

Рассмотрим их подробнее.

Таблица 1

I. Общие нормативные образовательные документы на федеральном уровне:_

№ Документ

1 Женевская декларация прав ребенка 1924 года. Характеристика: Декларация состояла из пяти основных принципов, направленных, в частности, против детского труда и рабства, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Ассамблея призвала своих членов руководствоваться положениями декларации с целью защитить детей и улучшить их благосостояние. Основные положения: 5-ь принципов Женевской декларации: 1. Ребёнку должны быть предоставлены средства, необходимые для его нормального развития, как физического, так и духовного. 2. Голодный ребёнок должен быть накормлен; больному ребёнку должна быть оказана помощь; ошибающийся ребёнок должен быть поправлен; а сирота и бездомный ребёнок должны получить приют и поддержку в трудную минуту. 3. Ребёнок должен получать помощь в тяжёлое время испытаний в первую очередь. 4. Ребёнок должен расти в атмосфере любви и быть защищенным от всех форм эксплуатации. 5. Ребёнок должен воспитываться в сознании, что его лучшие качества должны служить на пользу другим людям. Интернет-ресурсы: https://clck.ru/JDqmV

2 Декларация прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года [6]. Характеристика: Состоит из преамбулы и 10 принципов, направленных на обеспечение детям счастливого детства. Основные положения: Принцип 1. Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Интернет-ресурсы: http ://docs.cntd.ru/document/1901035.

3 «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [5]. Характеристика: Состоит из преамбулы, 3-х частей и 54 статей. Является основополагающим документом, направленным на защиту прав ребенка до его совершеннолетия 18 лет. Основные положения: Статья 2. 1. Государства - участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

сожалению, как показывает педагогическая практика, не любой учитель математики владеет в полной мере арсеналом образовательных законодательно-правовых знаний. Это объясняется рядом субъективных причин: исторически сложившейся разобщенностью математики и юриспруденции как отдельных наук; профессиональным акцентом математика только на своей дисциплине в виду ее сложности и абстрактности; нехваткой времени на изучение других дисциплин и т.д. Частичному разрешению этой проблемы посвящена данная работа, целью которой является краткое изложение основ нормативно-закононадельной базы государствен-

2. Государства - участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи. Интернет-ресурсы: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 9959/.

4 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенными Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6 -ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) [1]. Характеристика: Состоит из 2-х разделов, 9-ти глав и 137 статей. Является основополагающим документом внутригосударственной политики РФ. Основные положения: Статья 43. 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Интернет-ресурсы: https://legalacts.ru/doc/Konstitucija-RF/razdel-i/glava-2/statja-43/#100165.

5 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") [7]. Характеристика: Состоит из Введения, 8-и разделов и 4-х приложений. Основные положения: Раздел III. Пункт 4. 4. Развитие образования Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Интернет-ресурсы: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 82134/.

6 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. От 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» [2]. Характеристика: Состоит из 15 глав и 111 статей. Регламентирует законодательную базу государственной политики РФ в области образования. Основные положения: Глава 2. Система образования. - Статья 10. Структура системы образования 1. Система образования включает в себя: 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности; 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы; 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Интернет-ресурсы: https://legalacts.ru/doc/273 FZ-ob-obrazovanii/

7 Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [4]. Характеристика: ФГОС - это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. ФГОС-ы обеспечивают: единство образовательного пространства РФ; преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Основные положения: Каждый стандарт включает 3-вида требований: 1) требования к структуре образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) требования к результатам освоения основных образовательных программ. Выделяют: - ФГОС дошкольного образования; - ФГОС начального общего образования (1-4 кл.); - ФГОС основного общего образования (5-9 кл.); - ФГОС среднего (полного) общего образования (10-11 кл.); - ФГОС среднего профессионального образования; - ФГОС высшего образования по направлениям подготовки бакалавриата; - ФГОС высшего образования по направлениям подготовки специалитета; - ФГОС высшего образования по направлениям подготовки магистров; - ФГОС высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре; - ФГОС высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры; - ФГОС высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки; - ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Интернет-ресурсы: https://fgos.ru/.

8 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. От 22.05.2019) «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПин 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993). [8]. Характеристика: Состоит из 13-и разделов и 7-и приложений. Определяет санитарно-гигиенические нормы обучения в общем образовании. Основные положения: I. Общие положения и область применения 1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях. Интернет-ресурсы: https://clck.ru/JDqog

9 <Письмо> Минобрнауки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» (вместе с «Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся») [9]. Характеристика: Состоит из 6-и разделов. Определяет материально-техническую базу общеобразовательного учреждения. Основные положения: 1. Пояснительная записка 1.1. Цели и назначение Рекомендаций

Целью разработки Рекомендаций по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием ... является формирование методической основы для создания региональных (муниципальных, институциональных) программ обновления материально -технической базы общеобразовательных учреждений ...». Интернет-ресурсы: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rf-ot-24112011-n-md-155203/.

10 Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (С изменениями и дополнениями от: 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24, 31 января 2012 г., 23 июня 2015 г., 7 июня 2017 г.) [11]. Характеристика: Состоит из Пояснительной записки и 2-х частей. Определяет федеральный компонент содержания общего образования. Основные положения: Пояснительная записка Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта общего образования. Вместе с тем по своей социально -педагогической сути данный стандарт - это, во-первых, обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образование и, во-вторых, выражение возрастающей ответственности государства за повышение качества образования нации. Интернет-ресурсы: https://base.garant.ru/6150599/.

11 Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 №2 1312 (ред. От 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования [12]. Характеристика: Состоит из пояснительной записки и 2-х частей (начальное и основное, и среднее общие образования). Определяет базисные и примерные учебные планы общего образования. Основные положения: I. НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ И ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Федеральный базисный учебный план разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и является основой для разработки региональных (национально-региональных) учебных планов и учебных планов образовательных учреждений. В федеральном базисном учебном плане предложено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности. Для образовательных учреждений с русским и родным (нерусским) языком обучения предложены примерные учебные планы с традиционным (недельным) распределением учебных часов. II. СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Среднее (полное) общее образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Интернет-ресурсы: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrazovanija-rf-ot-09032004-n-1312/.

12 <Письмо> Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников» [21]. Характеристика: Определяет федеральный перечень учебников. Основные положения: Федеральный перечень учебников сформирован в соответствии с Порядком формирования федерального перечня учебников (утвержден приказом Минобрнауки России от 5 сентября 2013 г. N 1047 - Приказом Минобрнауки России от 18 июля 2016 г. N 870 настоящий приказ признан утратившим силу). Интернет ресурсы: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-29042014-n-08-548/.

13 Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) ПРИКАЗ 08 мая 2019 г. № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образова-

тельных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345» [13]. Характеристика: Представлены изменения в федеральный перечень учебников, рекомендуемых при реализации общего образования. Основные положения: Перечень рекомендуемых учебников. Интернет-ресурсы: https://clck.ru/JDr62

14 Программа формирования универсальных учебных действий (УУД) [14]. Характеристика: Определяет категориально-понятийный аппарат УУД. Основные положения: Характеристики УУД. Интернет-ресурсы: https://clck.ru/JDr36

15 Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте) [15]. Характерика: Состоит из 4-х разделов. Определяет характеристики профессиональной деятельности педагогов общего и специального образования. Основные положения: I. Общие сведения Дошкольное образование Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее образование Интернет-ресурсы: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf.

16 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Мин-здравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"" [16]. Характеристика: Состоит из 4-х разделов. Регламентирует перечень педагогических кадров, их должностные обязанности и квалификационные характеристики. Основные положения: Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" I. Общие положения 1. "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее -ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. 2. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" ЕКС состоит из четырех разделов: I - "Общие положения", II - "Должности руководителей", III - "Должности педагогических работников", IV - "Должности учебно-вспомогательного персонала". Интернет-ресурсы: https://rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html.

17 Письмо Министерства образования и науки РФ от 6 февраля 2014г. № 09-148 «О направлении материалов» - «Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» и «Рекомендации по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом» [17]. Характеристика: Состоит из 6-и разделов и определяет этические отношения участников образовательного процесса: педагогов, администрации, родителей и учеников. Основные положения:

1.Общие положения 1.1.Кодекс профессиональной этики педагогических работников (далее - Кодекс) дошкольной организации разработан в целях реализации нормы ч. 4 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии Федерации, законодательством РФ, международным правом, принятыми в обществе нормами морали и нравственности. 1.2.Кодекс представляет собой свод правил и принципов профессионального поведения педагогического работника во время образовательного процесса и (или) выполнения трудовой функции. 1.3. Целями Кодекса являются: установление единых норм поведения педагогических работников в дошкольной организации; укрепление авторитета педагогических работников в дошкольной организации и обществе; обеспечение права педагогических работников дошкольной организации на справедливое и объективное расследование нарушения ими норм профессиональной этики; Интернет-ресурсы : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70490592/.

18 Утверждено приказом № 41 от 12.02.2016 «Положение о единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей» [18]. Характеристика: Состоит из 5 разделов. Определяет требования к устной и письменной речи учащихся, характеристики цифровых отметок, устных и письменных ответов, требования к ведению ученических тетрадей и их проверок. Основные положения: 1. Общие положения 1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с пунктом Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 1.2 Владение грамотной речью является непременным условием творческого развития каждого школьника. Ведущая роль в овладении культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуационными навыки принадлежит образовательной организации. В связи с этим необходима такая постановка преподавания всех предметов в гимназии, при которой воспитание речевой культуры учащихся осуществляется в единстве, общими силами всех учителей; требования, предъявляемые на уроках русского языка, должны поддерживаться учителями всех предметов, как на уроках, так и во внеклассных занятиях. Администрация гимназии направляет, координирует и контролирует работу по осуществлению данного Положения, включает вопросы о требованиях к устной и письменной речи в работу педагогических советов, в систему внутриш-кольного мониторинга, организует обмен опытом учителей-предметников и проводит совместные заседания методических объединений, посвященные вопросам повышений культуры речи. Интернет-ресурсы : https://clck.ru/JDr6Z

Методические рекомендации о соблюдении единого орфографического режима в начальной школе [20]. Характеристика: Состоит из 12 пунктов. Регламентирует количество ученических тетрадей, правила их оформления и выполнения различного рода работ. Основные положения: Вводная часть Необходимо отметить, что так называемый «Единый орфографический режим» «Единые требования к устной и письменной речи учащихся к проведению письменных работ и проверке тетрадей». Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М) утратил свою силу Приказом Министерства просвещения РСФСР от 18.12.1987 г. № 224. На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в вышеуказанном документе) и те позиции, которые, необходимо привнести в общую схему оформления работ. Интернет-ресурсы : https://clck.ru/JDr7f

19

20 Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. От 10.06.2019) Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - начального общего, основного общего и среднего общего образования [22]. Характеристика: Состоит из 3-х разделов и 33-х пунктов. Определяет порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам. Основные положения: I. Общие положения

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Интернет-ресурсы: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-30082013-n-1015/.

21 Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" [23]. Характеристика: Регламентировано 80 организаций, осуществляющих издание учебных пособий. Основные положения: 1. Утвердить прилагаемый перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Интернет-ресурсы: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71336240/.

Таблица 2 II. Законодательно-нормативные образовательные документы математического направления:

№ Документы

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506 -р г. Москва. Концепция математического образования [3]. Характеристика: Состоит из 5-и разделов и представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации. Основные положения: I. Значение математики в современном мире и в России. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. II. Проблемы развития математического образования. Проблемы мотивационного характера; Проблемы содержательного характера; Кадровые проблемы. III. Цели и задачи Концепции. Цель настоящей Концепции - вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. IV. Основные направления реализации Концепции. 1. Дошкольное и начальное общее образование. 2. Основное общее и среднее общее образование. 3. Профессиональное образование. 4. Дополнительное профессиональное образование, подготовка научно -педагогических работников образовательных организаций высшего образования и научных работников научных организаций, математическая наука. 5. Математическое просвещение и популяризация математики, дополнительное образование. V. Реализация Концепции. Интернет-ресурсы: https://rg.ru/2013/12/27/matematika-site-dok.html.

1

2 Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-018580-6 [10]. Характеристика: Определяет основу содержания математики общего образования И систему УУД. Основные положения: Концепция Фундаментального ядра содержания общего образования С.3 Система базовых национальных ценностей С. 9 Система основных элементов научного знания в средней школе С. 12 Математика С. 35 Система универсальных учебных действий С. 66

Интернет-ресурсы: http://school57.tgl.ru/sp/pic/File/FGOS /Fundament yadro.pdf.

3 Методическое письмо Минобрнауки России от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» [19]. Характеристика: Состоит из 4-х разделов. Определяет Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе; Виды контроля результатов обучения; Методы и формы организации контроля; Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников. Основные положения: Раздел 4. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников: Математика Оценивание письменных работ. В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки. Ошибки: - незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения; - неправильный выбор действий, операций; - неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков; - пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа; - несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам; - несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам. Недочеты: - неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин); - ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок; - неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков; - наличие записи действий; - отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа. Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше. Оценивание устных ответов. В основу оценивания устного ответа обучающихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота. Ошибки: - неправильный ответ на поставленный вопрос; - неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; - при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения. Недочеты: - неточный или неполный ответ на поставленный вопрос; - при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его; - неумение точно сформулировать ответ решенной задачи; - медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника; - неправильное произношение математических терминов. Особенности организации контроля по математике. Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.). Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности обучающихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых

содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5 - 6 минут урока. Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными. Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе. Интернет-ресурсы: https://legalacts.ru/doc/metodicheskoe-pismo-minobrnauM-rossii-ot-19Ш998-n-156114-15-kontrol/.

Таблица 3 III. Учебно-нормативные материалы на уровне образовательной организации:

№ Документы

1 Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования [2].

2 Образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации [2].

3 Федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти [2].

4 В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы (ООП), по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы. К основным образовательным программам относятся: 1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования; 2) основные профессиональные образовательные программы: а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена; б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы спе-циалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки; 3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. К дополнительным образовательным программам относятся: 1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы; 2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки [2].

5 Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы [2].

6 Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся [2].

7 Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося [2].

8 Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [2].

9 Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц [2].

10 Тематический план, календарно-тематический план - документ, раскрывающий последовательность изучения разделов и тем программ, устанавливающий распределение учебных часов по разделам и темам дисциплины, как из расчета максимальной учебной нагрузки ученика, так и аудиторных занятий. Образовательное учреждение имеет право включать дополнительные темы по сравнению с примерными программами учебных дисциплин, но при этом уровень подготовки определяется Государственными требованиями, а также дополнительными требованиями к уровню подготовки обучающегося, установленными самим образовательным учреждением. Когда в тематическом плане проставляются конкретные даты проведения уроков, он становится кален-дарно-тематическим [25].

11 Технологическая карта урока - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности, деятельность учителя и деятельность обучающегося, результат (формируемые УУД) [24].

Безусловно, оперирование основами современной образовательной нормативно-правовой базой является неотъемлемой частью профессионализма школьного учителя и преподавателя любого учебного учреждения, служит свидетельством его педагогического мастерства и опыта. Как сказал наш президент В.В. Путин: «Все должны понять, что жить, соблюдая закон, гораздо комфортнее и выгоднее, чем пытаться его обойти».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. Конституция РФ. Статья 43 [Электронный вариант]. - URL: https://legalacts.ru/doc/Konstitucija-RF/razdel-i/glava-2/statja-43/#100165 (Дата обращения 21.07.2019).

2. Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. Конституция РФ. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. От 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный вариант]. - URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (Дата обращения 21.07.2019).

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506 -р г. Москва. Концепция математического образования [Электронный вариант]. - URL: https://rg.ru/2013/12/27/matematika-site-dok.html (Дата обращения 21.07.2019).

4. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный вариант]. -URL: https://fgos.ru/. (Дата обращения 21.07.2019).

5. Женевская декларация прав ребенка 1924 года

[Электронный вариант]. - URL:

https://clck.ru/JDrEC. (Дата обращения

21.07.2019).

6. Декларация прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года [Электронный вариант]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1901035. (Дата обращения 21.07.2019).

7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") [Электронный вариант]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82134/. (Дата обращения 21.07.2019).

8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. От 22.05.2019) «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПин 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993) [Электронный вариант]. - URL: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-glavnogo-gosudarstvennogo-sanitarnogo-vracha-rf-ot-29122010-n_4/. (Дата обращения 21.07.2019).

9. <Письмо> Минобрнауки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» (вместе с «Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся») [Электронный вариант]. - URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rf-ot-24112011-n-md-155203/. (Дата обращения 21.07.2019).

10. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. -

4-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. - 79 с. -(Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09018580-6.

11. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (С изменениями и дополнениями от: 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24, 31 января 2012 г., 23 июня 2015 г., 7 июня 2017 г.) [Электронный вариант]. - URL: https://base.gar-ant.ru/6150599/. (Дата обращения 21.07.2019).

12. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 (ред. От 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования [Электронный вариант]. - URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrazovanija-rf-ot-09032004-n-1312/. (Дата обращения 21.07.2019).

13. Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) ПРИКАЗ 08 мая 2019 г. № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345» [Электронный вариант]. - URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/prikaz-minprosa-rossii-ot-08-

05-2019-n233 -o-vnesenii-izmenenij -v-federalnyj -perechen-uchebnikov.html. (Дата обращения 21.07.2019).

14. Программа формирования универсальных учебных действий (УУД) [Электронный вариант]. - URL: https://clck.ru/JDrJs (Дата обращения 21.07.2019).

15. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте) [Электронный вариант]. -URL:

http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001 .pdf (Дата обращения 21.07.2019).

16. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"" [Электронный вариант]. - URL: https://rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html (Дата обращения 21.07.2019).

17. Письмо Министерства образования и науки РФ от 6 февраля 2014г. № 09-148 «О направлении материалов» - «Модельный кодекс

профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» и «Рекомендации по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом» [Электронный вариант]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/704905 92/ (Дата обращения 21.07.2019).

18. Утверждено приказом № 41 от 12.02.2016 «Положение о единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей» [Электронный вариант]. - URL: http://sch11.goruno-dubna.ru/wp-content/uploads/2016/05/Polozhenie -o -edinyh-trebovaniyah-k-ustnoj -i-pismennoj -rechi-uchashhihsya.pdf. (Дата обращения 21.07.2019).

19. Методическое письмо Минобрнауки России от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» [Электронный вариант]. - URL: https://legalacts.ru/doc/metodicheskoe-pismo-minobrnauki-rossii-ot-19111998-n-156114-15-kontrol/. (Дата обращения 21.07.2019).

20. Методические рекомендации о соблюдении единого орфографического режима в начальной школе [Электронный вариант]. - URL: https ://74205s8. edusite.ru/DswMedia/metodicheskiere komendaciioedinomorfograficheskomrejime.pdf (Дата обращения 21.07.2019).

21. 21. <Письмо> Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников» [Электронный вариант]. - URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-29042014-n-08-548/ (Дата обращения 21.07.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. 22. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. От 10.06.2019) Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - начального общего, основного общего и среднего общего образования [Электронный вариант]. - URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-30082013-n-1015/ (Дата обращения 21.07.2019).

23. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" [Электронный вариант]. -URL:

https ://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/713362 40/ (Дата обращения 21.07.2019).

24. Трунина М.В. Технологическая карта урока / М.В. Трунина [Электронный вариант]. -URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-

tekhnologii/2015/03/03/tekhnologicheskaya-karta-uroka (Дата обращения 21.07.2019).

25. Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный вариант]. - URL: https://didacts.ru/termin/tematicheskii-plan.html (Дата обращения 21.07.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.