Научная статья на тему 'Правозащитные традиции Русской православной церкви'

Правозащитные традиции Русской православной церкви Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
184
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REMEDIAL MISSION / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / JUSTICE / ТРАДИЦИЯ ПЕЧАЛОВАНИЯ / TRADITION INTERCESSION / RIGHT OF SANCTUARY / INITIAL RIGHT / БИБЛЕЙСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАВА / BIBLE UNDERSTANDING OF THE RIGHT / ПРАВОЗАЩИТНАЯ МИССИЯ / HUMAN RIGHTS / КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фетисов Тимофей (Протоиерей)

Статья посвящена выявлению исторических и канонических оснований деятельности Церкви по защите прав человека в Византии и России. Автор делает вывод о существовании различий, контрастно отделяющих церковное служение печалования от деятельности светских правозащитных центров, а также предлагает практические рекомендации для дальнейшего становления и развития института печалования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW DEFENDING TRADITIONS OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Article is devoted revealing of the historical and initial bases of activity of Church on protection of human rights in Byzantium and Russia. Works on protection unfairly suffering are defined as service of mercy and traditional mission of intermediary of Church between the state and a society. Practical recommendations for the further formation and institute development intercession are in summary offered

Текст научной работы на тему «Правозащитные традиции Русской православной церкви»

РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 271.2 (470) ББК 86

Т. Фетисов (протоиерей) ПРАВОЗАЩИТНЫЕ ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Статья посвящена выявлению исторических и канонических оснований деятельности Церкви по защите прав человека в Византии и России. Автор делает вывод о существовании различий, контрастно отделяющих церковное служение печалования от деятельности светских правозащитных центров, а также предлагает практические рекомендации для дальнейшего становления и развития института печалования.

Ключевые слова: правозащитная миссия, справедливость, традиция печалования, каноническое право, библейское понимание права, права человека.

LAW DEFENDING TRADITIONS OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Article is devoted revealing of the historical and initial bases of activity of Church on protection of human rights in Byzantium and Russia. Works on protection unfairly suffering are defined as service of mercy and traditional mission of intermediary of Church between the state and a society. Practical recommendations for the further formation and institute development intercession are in summary offered.

Key words: remedial mission, justice, tradition intercession, right of sanctuary, initial right, bible understanding of the right, human rights.

Раскрывая вопрос о традициях служения Правде Божией на Русской земле, хотелось бы вспомнить, что принимаемое на Руси христианство благодаря деятельности Владимира Крестителя предстало перед русскими людьми как осуществление эсхатологического идеала Царства Божьего. Очевидно, что бедность и безвинные страдания русских людей просвещенный светом Евангелия святой князь считал грехом и общественным злом. Никто не должен голодать и дрожать от холода в государстве, провозгласившем себя христианским. В описании личности Владимира митрополитом Иларионом явственно ощущается попытка осуществления первым христианским государем Правды Божией, справедливости на Русской земле: «Ты, о честная глава, был нагим - одеяние, ты был алчущим - насыщение, ты бил жаждущим - охлаждение их утробы, ты был вдовам вспомоществование, ты был странствующим - обиталище, ты был бескровным - покров, ты был обидимым - заступление, убогим - обогащение» [5, с. 51].

Обращает на себя внимание то, что справедливость понимается святым князем как проявление милующей любви, в которой необходимо отыскивать истоки особого русского понимания права, суть которого заключается не в простом

регулировании общественных отношений, а «в смысле их исправления по идеям высшей правды» [12, с. 125].

Основанная князем Владимиром Русская церковь естественно восприняла от своей Константинопольской Матери-Церкви традиции защиты прав неправедно гонимых. При этом заслуживает внимания совершенно неслучайное терминологическое отличие в определении правозащитной миссии Церкви на Руси: то, что называлось в Византии служением посредничества, «меситией», у нас стало именоваться печалованием, несущим в себе одновременно эмоциональные оттенки сострадания и жалости и таким образом более точно передающим высший евангельский смысл правозащитной деятельности Церкви.

Что касается многочисленных фактов заступничества иерархов и духовенства нашей Церкви, то примечательно, что во всех этих случаях главным побудительным мотивом являлось милосердие, а не признание неких изначальных прав, которые необходимо защищать. В этом смысле весьма показателен текст «Чина исповедания и обещания архиерейского», употреблявшегося до новой редакции 1901 года при постав-лении в сан епископа: «В мирския дела не входить мне, разве какая явная неправда показана

будет, о том первее увещать, а потом и писать к его императорскому величеству на таковых, по Апостолу: заступати немощныя» [9, с. 52]. Как видим, защита правды предписывается опять-таки в контексте милосердия. И здесь не может быть двух мнений, ибо отрывок из «Деяний Апостольских», на который ссылается чин, повествует не о правах человека, а о материальной поддержке неимущих: «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "Блаженнее давать, нежели принимать"» (Деян. 20, 35).

Несмотря на вышеизложенное, миссия правозащиты на Руси никогда не утрачивала характер посредничества Церкви между государством и народом. Так, мы обнаруживаем весьма интересные факты передачи государством Русской православной церкви особых полномочий по контролю чиновников в истории освоения Сибири. В то время «самым распространенным способом обогащения воевод и их чиновников было необоснованное заключение сибирских аборигенов под стражу с целью получения взятки пушниной, угрожая суровым приговором». В этой ситуации церковной администрации были переданы функции контроля над светскими чиновниками в колонизируемом крае: «в дошедшем до нас царском "Наказе" от 08.02.1625 второму тобольскому архиепископу Макарию, в частности, предписывалось "о государевых и всяких думных делах" с тобольскими воеводами "советовати и мысль своя им во всякия дела давати"» [9, с. 52]. Архиепископ, согласно этому «Наказу», был обязан зорко следить, чтобы светские власти не допускали «небреженья» или отягощения населения незаконными поборами при исполнении своих административных обязанностей. В противном случае архиепископ после двукратного или трехкратного увещевания воевод и дьяков должен был сообщать о непорядках царю и просить его вмешательства. Известно, что до средины XVII века сибирские архиереи не раз пользовались этим правом [10].

Упоминаемый «Наказ», как и другие документы, свидетельствует о «немалых прерогативах Церкви при осуществлении ею "печалования" о сибирских аборигенах. Заботясь об увеличении поступления ценной пушнины от аборигенов, Москва строго предписывала ненасильственные методы при их обращении миссионерами в христианство. Мало того, руководству сибирской церкви (как и казанской) предписывалось осуществлять общую защиту от притеснений местных властей всего аборигенного населения, незави-

симо от того, какую веру они исповедывали и собирались ли креститься. Архиепископ получал право рассматривать вместе с воеводами уголовные дела по обвинению аборигенов, которые практически всегда передавались «на высочайшее решение, задерживая исполнение любых воеводских приговоров» [10].

Замечательная традиция печалования практически угасает в Синодальный период и окончательно прерывается большевистским переворотом. Начальной попыткой возрождения этого института в Русской православной церкви (далее -РПЦ) можно считать появление вероучительного документа - Социальной концепции РПЦ, разработанной под руководством будущего патриарха Кирилла. В концепции впервые авторитетно декларируется: «Традиционной областью общественных трудов Православной церкви является печалование перед государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп. Такое печа-лование является долгом Церкви, осуществляемым через устное или письменное обращение к органам государственной власти» [7, с. 30]. Слова святейшего владыки никогда не расходятся с делом. Глубоко обеспокоенный фактами социальной несправедливости в жизни российского общества, патриарх публично обращается к власти с архипастырским увещеванием: «Плохо и греховно, когда человека унижает чиновник, когда солдат бесправен перед своими сослуживцами, когда в детских приютах и домах престарелых притесняют детей и стариков. Этому надо противодействовать...». Нельзя «закрывать глаза на те безобразия, которые творятся в нашем обществе», - и здесь «ссылки на патриотизм, на идею некоего общего национального достоинства» неуместны. «Настало время, когда православные люди должны активно участвовать в защите прав и достоинства человека, исходя из своего мировоззрения и своей веры» [11]. Данное заявление было произнесено накануне принятия на состоявшемся в апреле 2006 года Х Соборе Всемирного русского народного собора (далее - ВРНС) Декларации о правах человека и достоинстве личности. 5 декабря того же года решением Собора создается Правозащитный центр Международной общественной организации ВРНС. Таким образом, посредством общественной организации Церковь официально принимает на себя бремя попечения о правах человека и народа в целом. Данная инициатива канонически закрепляется на состоявшемся в 2008 году Архиерейском соборе, где принимаются «Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свобо-

Религиозно-правовые исследования

де и правах человека». В них, в частности, определяются следующие важные области для правозащитных трудов:

- отстаивание права людей на свободное исповедание веры, совершение молитвы и богослужения, сохранение духовно-культурных традиций, следование религиозным принципам как в частной жизни, так и в общественной сфере;

- противостояние преступлениям на почве национальной и религиозной вражды;

- охрана личности от произвола лиц, облеченных властью, и работодателей, а также от насилия и унижения в семье и коллективе;

- защита жизни, свободного выбора и достояния людей в ходе межнациональных, политических, экономических и социальных конфликтов;

- пастырское попечение о воинах, о сохранении их прав и достоинства в условиях боевых действий и несения службы в мирное время;

- забота об уважении достоинства и прав людей, находящихся в социальных учреждениях и местах заключения, с особым вниманием к положению инвалидов, сирот, престарелых и других беспомощных людей;

- защита прав наций и этнических групп на их религию, язык и культуру;

- попечение о тех, чьи права, свобода и здоровье страдают из-за действий деструктивных сект;

- поддержка семьи в ее традиционном понимании, отцовства, материнства и детства;

- противодействие вовлечению людей в коррупцию и другие виды преступности, а также в проституцию, наркоманию, игроманию;

- забота о справедливом экономическом и социальном устройстве общества;

- недопущение тотального контроля над человеческой личностью, ее мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование современных технологий и политических манипуляций;

- воспитание уважения к законности, распро-

Литература

1. Барсов Т. В. Константинопольский патриарх и его власть над Русской церковью. СПб., 1878.

2. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. М., 1994. Т. 3.

3. Введенский Д. И. Учение Ветхого Завета о грехе. Свято-Троице Сергиева Лавра, 1900.

4. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Киев, 2006.

странение положительного опыта реализации и защиты прав человека;

- экспертиза правовых актов, законодательных инициатив и действий органов власти с целью предотвращения попрания прав и достоинства человека, ухудшения нравственной ситуации в обществе;

- участие в общественном контроле за соблюдением законодательства, в частности, регулирующего церковно-государственные отношения, а также за исполнением справедливых судебных решений [8, с. 27-28].

Итак, принятием этого документа Русская православная церковь окончательно восстановила свое древнее право и обязанность печало-вания, тем самым взяла на себя огромную пастырскую ответственность не только за судьбы отдельных верующих граждан, но и за социальную, правовую и общественно-политическую сферы жизни Российского государства. Можно предположить, что дальнейшее развитие правозащитной миссии требует учреждения при патриархе и в каждой епархии должности, подобной византийскому экдику.

На наш взгляд, самыми востребованными в сегодняшней России областями применения права печалования являются пенитенциарная и судебная системы, то есть те сферы, где проблемы нарушения прав человека стоят наиболее остро. Обеспечивая представительство своих общественных защитников в общественных наблюдательных комиссиях, Церковь смогла бы гарантировать соблюдение прав заключенных и беспристрастный пересмотр их дел в судах в случае явного несправедливого приговора. Такая практика, несомненно, способствовала бы удержанию того высокого кредита доверия, который Русская православная церковь имеет в российском обществе, закрепляла бы за ней традиционный статус посредника между народом и государством, что имело бы огромное миссионерское значение.

Bibliography

1. Barsov T. V. Patriarch of Constantinople and his power over the Russian Church. Saint Petersburg, 1878.

2. Bolotov V. V. Lectures on the history of the ancient Church. Moscow, 1994. Vol. 3.

3. Vvedenskii D. I. Old Testament teaching about sin. Holy Trinity St. Sergius Lavra, 1900.

4. Sarin S. M. Asceticism of the Orthodox Christian doctrine. Kiev, 2006.

5. Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати // Памятники литературы Древней Руси. XI век. М., 2003.

6. Об основах учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека: доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. URL: http://www.pravoslavie.ru/jumal/27002.htm

7. Основы социальной концепции Русской православной церкви. М., 2001.

8. Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека. М., 2010.

9. Печалование духовенства за опальных в первенствующей Церкви Греко-Российской вообще и в древнерусской по преимуществу. М., 1876.

10. Покровский Н. Н. Русская православная церковь в освоении Сибири. URL: http://zaimka. ru/religion/pokrovsky1 .shtml

11. Соборные слушания «Права человека и достоинство личности. Церковно-общественный взгляд». URL: http://www. blagovest-info.ru/index. php?ss=2&s=4&id=4803

12. Соловьев В. С. Духовные основы жизни // Социальное значение религиозной личности. Вышний Волочек, 1903.

5. Metropolitan Hilarion. Word on law and grace // Monuments of literature of ancient Russia. XI century. Moscow, 2003.

6. On the basis of the doctrine of the Russian orthodox church on human dignity, freedom and human rights: report of metropolitan Kirill of Smolensk and Kaliningrad, Chairman of the Department for External Church Relations of the Moscow patriarchate. URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ 27002.htm

7. Bases of the social concept of the Russian orthodox church. Moscow, 2001.

8. Basic Teaching of the Russian orthodox church on human dignity, freedom and rights. Moscow, 2010.

9. Intercession of the clergy in the early Church disgraced Greek Russian general, and in the ancient Russian predominantly. Moscow, 1876.

10. Pokrovsky N. N. Russian orthodox church in the development of Siberia. URL: http://zaimka-.ru/religion/pokrovsky1 .shtml

11. Conciliar hearing «Human Rights and dignity of the individual. Church and public opinion». URL: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss= 2&s=4&id=4803

12. Solovyov V. S. Spiritual foundations of life // Social significance of religious identity. Vishny Vo-lochek, 1903.

УДК 323.1 ББК 66 + 86

P. P. Фатхутдинов

ДЖАМААТЫ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ

В статье рассматриваются основные научные подходы в современной политологии к изучению джамаатов и радикальных этнорелигиозных групп на Северном Кавказе. Автор анализирует институциональные факторы формирования радикальных групп и указывает на необходимость применения комплексных методов противодействия росту радикального этнорелигиозного экстремизма.

Ключевые слова: этнорелигиозный экстремизм, терроризм, Северный Кавказ, ислам, сообщества, джамааты, институциональные факторы.

RADICAL ISLAMIST GROUPS IN THE NORTHERN CAUCASUS: INSTITUTIONAL FACTORS

OF FORMATION

In the article the main scientific approaches in contemporary political science to the studies of radical ethno-religious groups in the Northern Caucasus are analyzed. The author studies institutionalfactors of radical groups' formation and comes to the conclusion that one needs to use the complex institutional methods of ethno-religious radicalism growth.

Key words: ethno and religious extremism, terrorism, Northern Caucasus, Islam, communities, political science, institutionalfactors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.