Правозащитная и правоохранительная виды деятельности органов прокуратуры Российской Федерации: к вопросу о наполнении смысловых объемов
Потапова Лариса Валерьевна,
доцент кафедры прокурорской деятельности Уральского государственного юридического университета E-mail: lvpotapova2014@yandex.ru
Представленная научная статья посвящена анализу смысловых объемов правоохранительной и правозащитной деятельности, реализуемых органами прокуратуры Российской Федерации в качестве самостоятельных юридических процессов. В тексте сделан акцент на отсутствие к настоящему времени в специальной правовой литературе единообразного восприятия правоохранительной деятельности с позиции ее содержательного наполнения, признаков и значения. Автором даны субъективно окрашенные определения правоохранительной и правозащитной деятельности через призму направлений работы органов российской прокуратуры. Отмечено, что прокуратуре Российской Федерации предоставлена законодательно оформленная возможность (обязанность) как одновременного использования режимов охраны и защиты, так и их чередование.
Сегодня прокуратура России с помощью спектра надзорных и ненадзорных полномочий, образующих ее компетенцию, способствует обеспечению, поддержанию, восстановлению нарушенных прав, свобод, интересов, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности. Совокупностью разновекторных действий, сопряженных с применением правовых инструментов (правовых средств), органы прокуратуры Российской Федерации сохраняют стабильность: поддерживают законность и правопорядок на всей территории государства. Выдвинуто суждение о прокуратуре как об уникальном правоохранительном и правозащитном элементе структуры государственного механизма, единственном в государстве органе конституционного надзора; сформулирован вывод о необходимости укрепления ее позиций на законодательном уровне, в частности, посредством проведения реформаций, которые могут быть рассмотрены как важнейшее условие формирования полноценного гражданского общества и окончательного построения правового государства.
Ключевые слова: прокуратура, правоохранительная, правозащитная виды юридической деятельности; правовые инструменты.
е
CJ
Е
см см о см
<3
Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 129 провозгласила прокуратуру единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на всей ее территории, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции[1]. На уровне Основного закона общества и государства в фокус внимания поставлена особая роль прокуратуры по обеспечению соблюдения прав и свобод человека и гражданина теми органами, должностными лицами, организациями, перечень которых содержится в специальном правовом акте[2].
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ) в лице соответствующих субъектов. Приоритетные позиции в решении этих задач занимают органам прокуратуры.
Цели, предназначение, функции, компетенция органов прокуратуры имеют ярко выраженный правозащитный, правоохранительный оттенки.
В пункте 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» четко прописаны цели: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Обозначенная законодательная конструкция позволяет наталкивает на вывод о необходимости рассмотрения прокуратуры в статусе правозащитного и правоохранительного элемента государственного аппарата.
Вместе с тем, охрана права и защита права -не являются категориями с тожественным содержательным наполнением. Это разновидности деятельности юридической, базис которой образует единство компонентов правового механизма, обеспечивающих включение и реализацию режимов охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов иных лиц, общества и государства в целом. Прокуратура РФ, несомненно, является государственным институтом, принимающим активное участие в формировании гражданского общества, создающим необходимые условия для его эффективного функционирования.
На протяжении всех исторических периодов менялось восприятие прокуратуры в общественном
сознании: от карательной силы до органа, к которому может обратиться любой человек в случае потребности в получении юридического консультирования, при посягательстве, воспрепятствовании в реализации, нарушении принадлежащих ему прав и свобод. В этой связи, часто используется выражение: «Прокуратура - это адвокатура для бедных».
Сегодня прокуратура России через спектр надзорных и ненадзорных полномочий, образующих ее компетенцию, способствует поддержанию, обеспечению, восстановлению нарушенных прав, свобод, интересов, нарушенной законности, привлечению виновных лиц к ответственности. Совокупностью разновекторных действий органы прокуратуры сохраняют стабильность: поддерживают законность и правопорядок на всей территории государства.
Органам прокуратуры Российской Федерации предоставлена законодательно оформленная возможность (обязанность) одновременного использования как режимов охраны и защиты, так и их чередование.
К настоящему времени в юридической литературе не достигнут консенсус в понимании правоохранительной деятельности с позиции содержательного наполнения, признаков; ученые неоднозначно трактуют и ее значение. Широкий диапазон взглядов позволяет выдвигать и обосновывать различные авторские подходы.
Правоохранительной можно называть такую государственно-властную деятельность, в основание которой положен комплекс взаимосвязанных мер, направленных на предупреждение нарушений закона, причин и условий, им способствующих.
Правозащитная деятельность - система законодательно очерченных мероприятий, направленная на устранение всяческих препятствий к реализации права, свободы, интереса. Правозащитные механизмы включаются тогда, когда возникает потребность в восстановлении нарушенной законности, нарушенного права (свободы, интереса), привлечению виновных в этих нарушениях лиц к установленной законом ответственности, иными словами, когда необходимо восстановить социальную справедливость в узком и широком смыслах[3].
В представленных определениях критерием разграничения сходных юридических процессов выступает момент совершения правонарушения. Но несмотря на условное различие, имеется множество сходных черт: цель; правовые инструменты; государственно-властный характер; субъект реализации охраны и\или защиты и т.п.
Российская прокуратура - правоохранительный и правозащитный государственный институт.
«Око государево» неоднородно с точки зрения своего функционального окраса. В соответствии с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложено выполнение полномочий по следующим направлениям:
- надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
- надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, все формы предварительного расследования;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, применяющих меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
- надзор за исполнением законодательства РФ о несовершеннолетних;
- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
- участие в правотворческой деятельности;
- участие в осуществлении международного сотрудничества;
- участие в осуществлении уголовного преследования;
- участие в рассмотрении дел судами (включая все, предусмотренные Конституцией РФ, формы судопроизводства).
И в каждой из обозначенных сфер прокуратура преследует цели охраны и защиты общества и государства, личности; защиты интересов, прав, свобод.
Эффективное осуществление как правоохранительной, так и правозащитной работы требует обеспеченности необходимыми и достаточными правовыми инструментами, в роли которых выступают полномочия, воплощенные в реальных правовых средствах.
Правовые средства, в свою очередь, классифицируются по разным основаниям. Это могут быть правовые средства превентивного характера; правовые средства, направленные на выявление нарушений закона; правовые средства реагирования на нарушения закона. Кроме того, имеется определенная специфика при диффернциирова-нии правовых средств, применяемых в ненадзорном пространстве.
При осуществлении надзора традиционно рассматривают правовые инструменты профилактического воздействия; выявления нарушений закона; реагирования на нарушения. Такая градация коррелирует со стадиями надзора как непрерывного государственного процесса.
В части профилактики органы прокуратуры используют широкий арсенал правовых механизмов (средств): профилактические беседы (особенную актуальность данный инструмент приобретает при осуществлении надзора за исполнением законодательства РФ о несовершеннолетних); правовое информирование, просвещение (в некотором смысле даже правовая пропаганда); информационные письма и доклады; ежедневный мониторинг
сз о
о Л о
о сз о в
информационного интернет - контента; работа по рассмотрению обращений; направление (объявление) предостережения о недопустимости нарушения закона в статусе самостоятельного акта прокурорского реагирования, предусмотренного ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и прочее.
К правовым средствам выявления нарушений закона отнесена прокурорская проверка. Основания, сроки, порядок и некоторые особенности ее организации и проведения отмечены в тексте Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также в правовых актах Генерального прокурора РФ (в частности, определения специфики проверочного мероприятия в привязке к конкретной отрасли надзора).
Средства реагирования представлены актами прокурорского реагирования (установлены Федеральным законом «О прокуратуре РФ», приказами и указаниями Генерального прокурора РФ), а также правовыми механизмами судебной защиты (например, обращение прокурора с исковым заявлением).
Максимально ярко правозащитная направленность деятельности органов российской прокуратуры проявляется через реализацию полномочий (правовых средств) при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, обозначенного законодателем в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры (ст. 1, глава 2 Раздела 3 Федерального закона «О прокуратуре РФ»). Прокуратура обеспечивает реализацию, охраняет, защищает, восстанавливает права и свободы, установленные Конституцией РФ (личные, социальные, экономические, политические, духовные), воспринятые на уровне федерального законодательства, либо непосредственно, либо в опосредованном режиме (например право на жизнь прокуратурой обеспечивается и охраняется через надзор за исполнением трудового, экологического законодательства РФ и т.д.).
Ненадзорные направления деятельности органов прокуратуры также обеспечены и используют в полном объеме разнообразные правовые средства, их набор обусловлен спецификой вида деятельности, в котором они применяются.
Для примера: участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами позволяет использовать следующие правовые средства: обращение с иском в суд в защиту неопределенного круга лиц, в защиту нарушенных прав лиц, которые по разнообразным причинам (оценочного характера) не могут самостоятельно совершить указанные действия; дача заключения по делу (после вступления в судебный процесс на любой его ^ стадии); внесение апелляционных, кассационных © и надзорных представлений в случаях усмотрения е! незаконного, необоснованного, несправедливого й решения суда.
~ При осуществлении правотворческой деятель-^ ности органы прокуратуры осуществляют экспер-
тизу законопроектов, дают заключения на данные проекты, а в случае принятия незаконного правового акта поднадзорным объектом - реагируют на данный факт принесением протеста, добиваются исполнения требований, в нем содержащихся.
Прокуратура России на протяжении более 300 лет выступает мощнейшим рычагом воздействия на общество, является той силой, которая обеспечивает стабильность государства; охраняя и защищая интересы, права и свободы, она, тем самым, устанавливает законность и правопорядок.
Несмотря на доказанную временем способность к успешному выполнению многообразных обязанностей правоохранительного и правозащитного толка, безусловно, прокуратуре требуется обновление. Речь идет о необходимости усиления прокурорской власти в аспекте придания большего императива тем правовым средствам, которые находятся в распоряжении органов прокуратуры для реагирования на выявленные нарушения закона.
Современная прокуратура в известной степени является посредником между нарушителем и тем, чьи права, свободы и интересы нарушены, иначе, окончательным арбитром в разрешении правового конфликта выступают органы правосудия. Прокуратура лишена прямой законодательной возможности восстановления законности, нарушенных прав, свобод и интересов. Требуется придание максимальной обеспечительной силы мерам прокурорского реагирования. Представляется, только такой подход позволит успешно достигать тех целей, которые намечены.
Таким образом, прокуратура России - уникальный правоохранительный и правозащитный элемент структуры государственного механизма [4], единственный в стране орган конституционного надзора (не контроля); укрепление ее позиций на законодательном уровне (посредством проведения реформаций) - необходимое условие формирования полноценного гражданского общества и построения правового государства.
Литература
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.93 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 года;
2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 //РГ, № 39, 18.02.1992;
3. Изложенные в тексте определения, безусловно, носят субъективный характер и не содержат претензий на признание их единственно верными - примечание автора;
4. Каинов А.С. Прокуратура как особый правоохранительный орган \\ Юридическая наука. 2016. № 3. С. 101.
HUMAN RIGHTS AND LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES OF THE PROSECUTION AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION: ON THE ISSUE OF FILLING SEMANTIC VOLUMES
Potapova L.V.
Ural State Law University
The presented scientific article is devoted to the analysis of the semantic volumes of law enforcement and human rights activities implemented by the prosecution authorities of the Russian Federation as independent legal processes. The text focuses on the absence to date in the special legal literature of a uniform perception of law enforcement from the standpoint of content, features and meaning. The author gives subjectively colored definitions of law enforcement and human rights activities through the prism of the areas of work of the Russian prosecutor's office. It is noted that the Prosecutor's Office of the Russian Federation is provided with a legally formalized opportunity (duty) of both the simultaneous use of security and protection regimes, and their alternation.
Today, the Prosecutor's Office of Russia, with the help of a range of supervisory and non-supervisory powers that form its competence, contributes to ensuring, maintaining, restoring violated rights, freedoms, interests, bringing perpetrators to the responsibility established by law. By a combination of multi-vector actions associated with the use of legal instruments (legal means), the prosecution au-
thorities of the Russian Federation maintain stability: they maintain law and order throughout the state.
A judgment has been put forward about the prosecutor's office as a unique law enforcement and human rights element of the structure of the state mechanism, the only body of constitutional supervision in the state; the conclusion is formulated about the need to strengthen its position at the legislative level, in particular, through reforms, which can be considered as the most important condition for the formation of a full-fledged civil society and the final building of a law-based state.
Keywords: prosecutor's office, law enforcement, human rights types of legal activities; legal instruments.
References
1. The Constitution of the Russian Federation. Adopted by a nationwide vote on 12/12/93 with amendments approved during a nationwide vote on 07/01/2020;
2. Federal Law «On the Prosecutor's Office of the Russian Federation» dated January 17, 1992 No. 2202-1 //RG, No. 39, February 18, 1992;
3. The definitions set forth in the text, of course, are subjective and do not contain claims to recognize them as the only true ones -the author's note;
4. Cainov A.S. Prosecutor's office as a special law enforcement agency \\ Legal science. 2016. No. 3. P. 101.