Научная статья на тему 'Правовые возможности реализации жилищных вопросов молодой семьи на примере Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан'

Правовые возможности реализации жилищных вопросов молодой семьи на примере Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
215
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые возможности реализации жилищных вопросов молодой семьи на примере Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан»

кого обеспечения, приняв соответствующее постановление Пленума Верховного Суда РФ для единообразного применения судами норм жилищного права с учетом специфики расселения граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку в данном случае целью переселения является не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищ-

Гуманитарные аспекты реформирования ЖКХ itarian aspects of the housing and utilities reform

ных условий с точки зрения безопасности.

Список литературы:

1. Закатова А. Ученый совет Федерации // Рос. газета. - 2013. - 26 сентября.

2. Электронный ресурс. - Режим доступа: http:// www.reformagkh.ru/myhouse.

3. Там же.

Лавринец Е.М.

студент юридического факультета

ГБОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан», Россия, г. Уфа

ПРАВОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНЫХ ВОПРОСОВ МОЛОДОЙ СЕМЬИ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

LEGAL poSSIBILITIES of REALizATioN of HouSING

problems of young fAMILIES on the example of the

administration of KALININSKY DISTRICT, ciTY DISTRICT

of ufA of the Bashkortostan republic

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека - необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д. Отсюда важность жилищного законодательства, призванного регулировать жилищные отношения [1].

Решение жилищного вопроса и удовлетворение жилищных потребностей граждан осуществляются в рамках жилищных отношений, которые представляют собой общественные отношения, складывающиеся в связи с непосредственным удовлетворением жилищной потребности граждан.

Конституция Российской Федерации закрепляет право на жилище и относит данное право к группе важнейших социально-экономических прав граждан. Конституционное право на жилище заключается в том, что государство принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем и имел возможность улучшить свои жилищные условия путем приобретения друго-

го жилья. Таким образом, жилищные права граждан, в том числе молодых семей, охраняются законом.

Обеспечению права на жилище способствует система определенных мер помощи гражданам, желающим улучшить свои жилищные условия. Согласно ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Реализация этой конституционной нормы предполагает необходимость разработки и внедрения различных организационно-правовых и финансовых мероприятий, способствующих удовлетворению жилищных потребностей населения.

Одной из главных потребностей молодой семьи является потребность в отдельном жилье. Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут уплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями

Bulletin USUES. Science. Education. Economy. Series: Economy. № 1 (7), 2014

121

Гуманитарные аспекты реформирования ЖКХ Humanitarian aspects of the housing and utilities

первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа.

На сегодняшний день в рамках действующих жилищных программ Администрацией Калининского района г. Уфы молодые семьи включаются в число участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы [2]. Механизмом реализации данной программы является предоставление социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Социальная выплата предоставляется в размере не менее 30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья молодым семьям, не имеющим детей, 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья молодым семьям, имеющим одного ребенка и более, а также неполным молодым семьям, состоящим из одного родителя и одного ребенка и более.

Как видно, размер социальной выплаты является не достаточным для приобретения жилого помещения. Поэтому одним из условий Программы является наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Положительной стороной данной Программы является то, что молодая семья может получить социальную выплату при рождении (усыновлении) ребенка (детей) на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитным (ипотечным) договорам (договорам займа) на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

Социальная выплата на погашение основной суммы долга и уплату процентов в случае рождения (усыновления) ребенка выплачивается в размере списания 8 кв. метров в случае рождения первого ребенка, 12 кв. метров - второго ребенка, 16 кв. метров - третьего и последующих детей.

Перечисление социальных выплат из бюджета Республики Башкортостан осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных образований Республики Башкортостан на счета организаций, с которыми молодые семьи заключили договоры об улучшении жилищных условий.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1050 от 17.12.2010 г. «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» молодые семьи могут использовать социальную выплату для погашения основной сум-

reform

мы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года [3].

Также Администрация Калининского района г. Уфы принимает граждан для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, оказывая поддержку в виде предоставления социального жилищного ипотечного кредитования в соответствии с постановлением главы Администрации г. Уфы [4].

Право на участие в Программе имеют граждане, постоянно проживающие и зарегистрированные в г. Уфе, признанные органами местного самоуправления по месту их жительства нуждающимися в жилых помещениях по тем же основаниям, которые предусмотрены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по городскому округу город Уфа Республики Башкортостан с учетом средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Башкортостан, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации для расчета размеров социальных выплат, составляет 27,800 рублей.

В рамках этой Программы на 1 апреля 2012 года по Администрации Калининского района г. Уфы включены 1924 гражданина, в том числе молодые семьи. За время работы Программы получили жилье в новых домах более 400 молодых семей.

Также молодые семьи смогли улучшить свои жилищные условия, став участниками Республиканской программы «Развитие малоэтажного жилищного строительства в Республике Башкортостан «Свой Дом» на 2007-2010 годы» [5]. Многие молодые семьи желают приобрести земельный участок и жить в «своем доме». Стать участником Программы имеют право граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Республике Башкортостан, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с жилищным законодательством, и имеющие финансовую возможность.

Строительство малоэтажного жилья сегодня осуществляется с помощью новых технологий и материалов: деревянное домостроение; объемно-модульное деревянное домостроение; каркасно-панельное деревянное домостроение и другое.

В рамках этой Программы оказывается государственная поддержка гражданам и молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий в виде предоставления исполнителями Программы -государственным унитарным предприятием «Фонд жилищного строительства Республики Башкорто-

122

Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. № 1 (7), 2014

Гуманитарные аспекты реформирования ЖКХ Humanitarian aspects of the housing and utilities reform

стан», государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан «Управление малоэтажным строительством» - денежных займов на строительство индивидуального жилья подрядным способом.

На сегодняшний день граждане и молодые семьи приобрели земельные участки и дома в поселках Республики Башкортостан: Шамонино, Жуково, До-рогино, Нагаево, Юматово и др.

Несмотря ни на что, обеспечение жильем молодых семей в Республике Башкортостан, признанных в соответствии с действующим законодательством нуждающимися в улучшении жилищных условий, по-прежнему остается актуальной проблемой, от решения которой зависит будущее города, республики, страны. Улучшение жилищных условий молодых семей приводит к повышению рождаемости и улучшению демографической ситуации в республике, поэтому государство должно поддерживать молодые семьи и оказывать помощь в улучшении жилищных условий.

Список литературы: 1. Грудцына Л.Ю. Жилищное право России:

учебник / под ред. Н. М. Коршунова. - М.: Эксмо, 2005.

2. О Республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы: постановление Правительства Респ. Башкортостан от 28 апреля 2011 г. № 131 // Ведомости Гос. Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. - 2011. - № 9. - Ст. 1000.

3. Собр. законодательства Рос. Федерации. -2011. - № 5. - Ст. 739.

4. Об утверждении Правил реализации Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования: постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 20 декабря 2006 г. № 6485.

5. О республиканской программе «Развитие малоэтажного жилищного строительства в Республике Башкортостан «Свой Дом» на 2007-2010 годы: постановление Правительства Респ. Башкортостан от 29 декабря 2007 г. № 408 // Ведомости Гос. Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. - 2008. - № 4. - Ст. 236.

Сарвартдинов М.Р.

студент юридического факультета

ГБОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан», Россия, г. Уфа

ОСОБЕННОСТИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА САМОВОЛЬНЫЕ ПОСТРОЙКИ

peculiarities of purchasing property RIGHTS foR unauthorized constructions

Гражданский кодекс Российской Федерации [1] (далее - ГК РФ), а именно статья 219, определяет правовые последствия создания новой вещи, но в случае самовольной постройки устанавливаются иные правила, которые закреплены в статье 222 данного Кодекса, которая и определяет специфику самовольных строений, являющихся также, по сути, вновь созданной вещью. В отличие от статьи 219 ГК РФ лицо, осуществившее самовольное строение, права собственности на него не приобретает.

Согласно статье 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земель-ном участке, не отведенном для этих целей, либо создан-

ное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Исходя из этого, для признания постройки самовольной достаточно наличие хотя бы одного из трех видов нарушения:

1) несоблюдение процедуры строительства;

2) существенное нарушение градостроительных и строительных норм;

3) строительство на участке, не предназначенном для строительства.

Данная статья позволяет определить самовольную постройку как недвижимое имущество. Как мы видим, перечень объектов недвижимости, которые создаются на земельном участке и могут быть при-

В^^т USUES. Science. Education. Economy. Series: Economy. № 1 (7), 2014

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.