Научная статья на тему 'Предоставление земельных участков льготным категориям граждан'

Предоставление земельных участков льготным категориям граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1422
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ОДНОКРАТНОЕ И БЕСПЛАТНОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фаттахова Р. Р.

Статья посвящена проблемам, возникающим при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства отдельным категориям граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предоставление земельных участков льготным категориям граждан»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Р. Р. ФАТТАХОВА, старший преподаватель кафедры профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

R. R. FATTAHOVA, senior instructor of the chair of professional training of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia (Ufa)

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ЛЬГОТНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН

ALLOCATION OF LAND LOTS TO CITIZENS RECEIVING BENEFITS

Аннотация. Статья посвящена проблемам, возникающим при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства отдельным категориям граждан.

Ключевые слова и словосочетания: право собственности, земельные участ-

ки, индивидуальное жилищное строительство, однократное и бесплатное предостав-

УДК 349.3

ление.

Annotation. The article is devoted to problems arising in the provision of land lots for individual housing construction of certain categories of citizens.

Keywords and phrases: the right of ownership, land lots, individual housing construction, single and free provision.

Жилищное обеспечение граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в целом, и особенно многодетных семей и семей, воспитывающих детей-инвалидов является предметом постоянного повышенного внимания законодателя. В настоящее время приняты и достаточно эффективно реализуются различные федеральные и региональные программы, направленные на улучшение жилищных условий указанных категорий граждан [1]. Однако существует комплекс проблем законодательного и практического порядка, снижающих эффективность усилий государства в указанной сфере.

В Послании Президента от 30 ноября 2010 года Федеральному Собранию Российской Федерации Дмитрий Медведев поручил Правительству совместно с регионами проработать порядок бесплатного предоставления земельных участков для строительства

жилых домов или дач при рождении третьего и последующего ребенка с целью создания режима наибольшего благоприятствования для многодетных семей, а именно - повышения рождаемости, поддержки многодетных семей.

В 2011 году Дмитрием Медведевым был подписан Федеральный Закон от 14.06.2011 г. № 138-ФЗ, согласно которому были внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации. Граждане, имеющие трех и более детей, получили право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Установление предельных (максимальных и минимальных) разме-

ч©

S S

sj ¿g

Д В

&

«

S

S g

S

S S i

1

£ S

I

В

ров земельных участков, предоставляемых бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, предполагалось осуществлять посредством издания соответствующих законов субъектами Российской Федерации.

Практическая реализация данных социальных мер была сопряжена с достаточно серьезными препятствиями практического плана. Отметим, что в густонаселенных регионах страны спрос на меры господдержки традиционно высок. Так, к примеру, в городах Москва и Санкт-Петербург свободных земель практически нет. В Чеченской Республике и в Республике Ингушетия, где демографическая ситуация значительно лучше, чем в целом в России, рождаемость сверхвысокая, возможность предоставления земельных участков значительно ограничена.

Очередные изменения в Земельный кодекс Российской Федерации внесены Федеральным законом Российской ^ Федерации от 23 июня 2014 года № 171-^ ФЗ. Вышеуказанная поправка утратила 52 силу с 1 марта 2015 года. С этого же ^ срока подпункт 6 статьи 39.5 изложен в | новой редакции Федеральным законом Российской Федерации № 487-ФЗ от 29 ^ декабря 2014 года. Ца С 1 марта 2015 года порядок по-

| становки граждан, имеющих трех и бо-Ц лее детей, на учет в качестве лиц, Ц имеющих право на предоставление зе-^ мельных участков в собственность бес-^ платно, порядок снятия с данного учета, | порядок предоставления, основания для ^ отказа, предельные размеры земельных ^ участков устанавливаются на регио-¡! нальном уровне.

® Органами государственной вла-

^ сти субъектов Российской Федерации у может быть предусмотрено требование ^ о том, что такие граждане должны со-^ стоять на учете в качестве нуждающих-И ся в жилых помещениях или у таких § граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления

таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вышеуказанным категориям граждан в собственность бесплатно осуществляется однократно [2].

Для решения задач, направленных на поддержку льготных категорий граждан в Республике Башкортостан, 28 мая 2015 года внесены изменения в Закон Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з «О регулирование земельных отношений в Республике Башкортостан ».

Так, на территории Республики Башкортостан правом на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства однократно и бесплатно обладают отдельные категории граждан:

1) граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации;

2) молодые семьи, возраст супругов которых на дату подачи заявления не превышает 35 лет, либо неполные семьи, состоящие из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, имеющего одного и более детей, нуждающиеся в жилых помещениях на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством, не являющиеся собственниками жилых помещений;

3) граждане, имеющие трех и бо-

лее несовершеннолетних детей;

4) граждане, имеющие несовер-

шеннолетнего ребенка-инвалида.

Земельные участки указанным

выше категориям граждан выделяются в собственность. Однако для того, чтобы при реализации земли не были ущемле-

ны права детей, наделы оформляются в долевую собственность.

В случае, если гражданин получил бесплатно в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства, то в последующем членам его семьи по вышеуказанным основаниям земельный участок для индивидуального жилищного строительства не предоставляется. Исключениями являются несовершеннолетние граждане, оформившие земельные участки в долевую собственность в порядке бесплатного предоставления земельных участков для ИЖС. После достижения ими совершеннолетия и при наличии оснований, предусмотренных выше, они смогут воспользоваться правом получения земельных участков бесплатно повторно [3].

Для постановки на учет указанные граждане вправе обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением с указанием основания, а также цели использования земельного участка. Заявления заинтересованных граждан и прилагаемые к ним документы уполномоченным органом не позднее следующего дня после принятия направляются в комиссию по вопросу бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства с целью принятия решения о постановке указанных граждан на учет либо об отказе в постановке на учет. Земельная комиссия в течение 30 календарных дней принимает решение о постановке заявителя на учет либо об отказе в постановке его на учет.

Гражданин, состоящий на учете, снимается с учета на основании решения земельной комиссии в следующих случаях:

1) подачи им заявления о снятии с учета;

2) перемены места жительства заявителя (выезд на постоянное место жительства в другой муниципальный район на территории Республики Баш-

кортостан или в другой субъект Российской Федерации);

3) смерти гражданина, состоящего на учете;

4) если на дату принятия земельной комиссией решения о предоставлении земельного участка заявитель перестал соответствовать условиям пунктов 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Закона [3].

Достижение детьми (одним из детей) совершеннолетия после постановки на учет и до принятия уполномоченными органами решения о предоставлении бесплатно земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства не является основанием для снятия граждан с учета (граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, и граждан, имеющих несовершеннолетнего ребенка-инвалида).

Для постановки на учет граждан, имеющих право на получение земельных участков однократно и бесплатно ^ для целей индивидуального жилищного ^ строительства на территории городско- ^ го округа города Уфы, решением Совета ^ городского округа города Уфы РБ в де- § кабре 2015 года был утвержден Адми- ^ нистративный регламент по предостав- ^ лению данной услуги. ^

Административный регламент з определяет сроки, последовательность действий, а также порядок взаимодейст- I вия с заявителями при предоставлении § муниципальной услуги [4]. =2

Земельные участки указанным | категориям граждан предоставляются в | порядке очередности. Учет граждан ве- § дется в Автоматизированной информа- Ц ционной системе «Учет граждан, нуж- 8 дающихся в жилых помещениях» от- | дельно по каждой категории. Изменения 15 в Автоматизированную информацион- Л ную систему «Учет граждан, нуждаю- ^ щихся в жилых помещениях» вносятся § должностным лицом уполномоченного Ц республиканского органа исполнитель- ^ ной власти в области земельных отно-

шений либо органа местного самоуправления, на которое возложена такая обязанность.

собственности, а также из территорий, государственная собственность на кото-

рые не разграничена.

На начальном этапе реализации

Программы городу пришлось столкнуться с проблемой отсутствия сформированных земельных участков, подходящих для данного вида целевого использования [5]. Первые подходящие территории были выявлены в Калининском районе (территория «Елкибаево -Федоровка - Самохваловка»), где сегодня формируется основная масса участков для льготников. Так, Администрацией городского округа города Уфы Республики Башкортостан за период 2013-2015 гг. было предоставлено 1454 участка (см. таблицу 1) [6].

Таблица 1. Предоставление земельных участков льготным категориям граждан за 2013-2015 гг.

Категории граждан Предоставлено земельных участков

2013 г. 2014 г. 2015 г.

Граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей 621 341 124

Граждане, имеющие ребенка-инвалида 195 153 11

Работники бюджетной сферы 3 - -

Молодые семьи (возраст супругов не более 35 лет) 3 - -

Граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях 3 - -

Итого 825 494 135

В целях противодействия коррупции, которая является одной из серьезнейших угроз безопасности страны, на официальном сайте Администрации городского округа города Уфы www.ufacity.info в разделе «Электронные очереди» предусматривается получение соответствующей информации об очередности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Заинтересованным лицом после введения в поля поиска персональных данных заявителя будет доступна информация об очередности [5].

Участки предоставляются из земель, находящихся в муниципальной

Всего в 2015 году было запланировано предоставление 455 земельных участков гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, и гражданам, имеющим ребенка-инвалида, после проведения кадастровых работ по межеванию данных участков.

Проблема нехватки земельных участков в республике выявилась в процессе реализации закона «О регулировании земельных отношений в Респуб-

лике Башкортостан». Существует дефицит участков, необходимых для обеспечения всех льготных категорий граждан.

Администрацией городского округа города Уфы данная проблема решается путем расширения границ населенных пунктов, ведется работа по подбору дополнительных территорий. Достигнуто соглашение в результате переговоров, проведенных с администрациями соседних муниципальных рай-

онов - Уфимского и Благовещенского -о возможности предоставления уфим-цам-льготникам земельных участков в данных районах.

Расширение границ населенных пунктов для предоставления участков происходит за счет земель сельскохозяйственного назначения. В результате возникают задержки с выделением участков при переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли под индивидуальное жилищное строительство. Также формирование новых земельных участков требует больших финансовых затрат.

Особое внимание уделяется вопросу строительства инженерных коммуникаций на территориях, предоставляемых льготным категориям граждан [7]. Земельных участков, снабженных инженерными коммуникациями и предназначенных для жилищного строительства, в Уфе на сегодняшний день почти не осталось. Когда для этих целей изыскивались первые территории, одним из ключевых критериев была близость участков к уже существующим населенным пунктам, что позволяло решить на первых порах вопрос с инженерными коммуникациями, дорогами и объектами социальной инфраструктуры. Строительство дорог, водопроводов, газопроводов и прочих инженерных сетей

требует серьезных финансовых затрат, и эта работа не может осуществляться за счет граждан.

Не все новые обладатели земельных участков смогут приступить к строительству жилья в связи с отсутствием денежных средств. В результате чего выделенные земельные участки гражданами, как правило, не осваиваются, а реализуются (продаются).

Среди данных категорий граждан имеются такие, у которых не погашены ипотечные кредиты на покупку или строительство жилья, имеются земельные участки, доставшиеся в наследство и т. п.

В таких условиях для решения проблем было бы целесообразным разработать и внести некоторые изменения в нормативную базу, обеспечивающую реализацию прав рассматриваемых категорий граждан на получение земельных участков. Необходимо предусмотреть выдачу «Земельных сертификатов», которые бы давали возможность предоставления компенсационной денежной выплаты, исходя из рыночной стоимости земельного участка, как альтернативное предоставление.

Во избежание мошеннических действий со стороны третьих лиц следует учесть практику предоставления материнского капитала.

Ч© 2

<5

>и >и >и

ЛИТЕРАТУРА

1. Хисматуллин О. Ю., Арутюнян М. С. Актуальные вопросы совершенствования законодательства в сфере реализации жилищных прав сотрудников полиции // Евразийский юридический журнал. 2015. № 6 (85).

2. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2011 № 136-ФЗ // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

3. Закон Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з (ред. от 28.05.2015 г) «О регулирование земельных отношений в Республике Башкортостан» (принят Государственным Собранием - Курултаем РБ 23.12.2003) // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

4. Административный регламент, утвержденный постановлением Администрации городского округа города Уфы Республики Башкортостан от 30.12.2015 г. № 4327 «Постановка на учет граждан, имеющих право на получение земельных участков однократно и бесплатно для

8

I

£

£

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I §

целей индивидуального жилищного строительства» // [Электронный ресурс]. Доступ из спра-вочно-правовой системы «Консультант Плюс».

5. Официальный сайт Администрации городского округа города Уфы // [Электронный ресурс]. URL: http://ufacity.info/find/ocher.php (дата обращения 11.03.2016).

6. Хисматуллин О. Ю., Арутюнян М. С. К вопросу о правовом регулировании государственной регистрации некоторых видов объектов недвижимого имущества // Правовое государство: теория и практика. 2010. № 4 (22).

7. Пономарева Е. В., Чернова Г. Ш. К вопросу об административном обследовании объектов земельных отношений // Аграрное и земельное право. 2015. № 11 (131).

© Фаттахова Р. Р.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

УДК 343.26:343.235.1

Б. З. МАЛИКОВ, профессор кафедры уголовного права и криминологии Уфимского юридического института МВД России, доктор юридических наук, профессор (г. Уфа)

B. Z. MALIKOV, professor of the chair of criminal law and criminology of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, doctor of law, professor (Ufa)

Р. Р. ЕЛИЗАРЬЕВА, адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

ч

R. R. ELIZARIEVA, post-graduate of the chair of ^ criminal law and criminology of Ufa Law Institute of

| the Interior Ministry of Russia (Ufa) &

£ ПОНЯТИЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА

§ СУДИМОСТИ В МЕХАНИЗМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

^ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

в ц

Ц THE CONCEPT AND VALUE OF INSTITUTION OF CRIMINAL LAW

I CONVICTION PREVENTION MECHANISM RECIDIVISM

0 «

s

1

Аннотация. В настоящей статье раскрываются теоретические аспекты институтов судимости и рецидива, их взаимообусловленности в механизмах уголовной | ответственности и уголовно-правового воздействия. Значимость данной статьи обусловлена тем, что это направление заключается в защите основ конституционного строя и целостности государства, прав и законных интересов граждан, а также ® должно оказывать воспитательное воздействие в отношении судимых лиц. В случаях, | когда предупредить повторное преступление со стороны судимого лица не удалось, ^ механизм института судимости влечет в отношении виновных более строгое наказа-^ ние и в целом повышенную уголовную ответственность.

^ Ключевые слова и словосочетания: судимость, рецидив, преступление, осуж-

§ денный, предупреждение рецидива преступлений.

Annotation. This article describes the theoretical aspects of the institutes convictions and

aq relapse, their interdependence in the mechanisms of criminal responsibility and criminal law. The

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.