Научная статья на тему 'Правовые вопросы формирования и расходования бюджетными учреждениями средств стипендиального фонда в РФ'

Правовые вопросы формирования и расходования бюджетными учреждениями средств стипендиального фонда в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СТИПЕНДИАЛЬНЫЙ ФОНД / СТИПЕНДИЯ / PUBLIC INSTITUTIONS / SCHOLARSHIP FUND / EDUCATIONAL GRANT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Берестнев Михаил Александрович, Темнов Эдуард Сергеевич

В данной статье рассматривается правовая природа стипендиального фонда, а также исследуются отдельные особенности правового статуса бюджетных учреждений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Берестнев Михаил Александрович, Темнов Эдуард Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL ISSUES OF FORMATION AND SPENDING FUNDS OF THE SCHOLARSHIP FUND BY BUDGETARY INSTITUTIONS

The legal nature of the scholarship fund, as well as some features of the legal status of public institutions are examines in the artickle.

Текст научной работы на тему «Правовые вопросы формирования и расходования бюджетными учреждениями средств стипендиального фонда в РФ»

Берестнев Михаил Александрович, канд. юрид. наук, заведующий кафедрой государственного и земельного права, тел. 8(4872)35-36-34, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

Пустомолотов Игорь Иванович, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского и земельного права, тел. 8(4872)57-34-73, [email protected] (Россия, Тула,ТулГУ)

THE KEY FEATURES OF THE WAY TO ENFORCE THE CIVIL LIABILITIES.

M.A. Berestnev, I.I. Pustomolotov

An attempt was made to understand the legal nature, role and place of the legal means to ensure the civil liabilities in the modern Russia civil law. The analiysis was performed due to the improvement of the concept of civiol law.

Keywords: ways to enforce civil liabilities, protection obligations, security for obligation under the agreement, liability

Berestnev M.A., candidate jurid. sciences, Head of Chair civil and land law, 8(4872)35-36-34, E-mail: [email protected] (Russia, Tula, Tula State University).

Pustomolotov I.I., candidate jurid. sciences, assistant professor of Chair civil and land law, 8(4872)57-34-73, E-mail: [email protected] (Russia, Tula, Tula State University).

УДК 347:378.014.543.3(470)

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СРЕДСТВ СТИПЕНДИАЛЬНОГО

ФОНДА В РФ

М.А. Берестнев, Э.С. Темнов

В данной статье рассматривается правовая природа стипендиального фонда, а также исследуются отдельные особенности правового статуса бюджетных учреждений

Ключевые слова: бюджетное учреждение, стипендиальный фонд, стипендия

Получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, является мерой социальной поддержки и стимулирования обучающихся. В образовательных организациях реализуется данная мера за счет средств стипендиального фонда образовательной организации.

Из содержания пункта 8 статьи 36 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [13, Ст.7598] следует, что под стипендиальным фондом понимаются средства, выделяемые организации, осуществляющей образовательную деятельность, на стипендиальное обеспечение обучающихся, в пределах которых выплачивается государственная академическая стипендия студентам, государственная

социальная стипендия студентам, государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам в размерах, определяемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом мнения совета обучающихся этой организации и выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

Размер стипендиального фонда образовательной организации определяется исходя из двух составляющих. Во-первых, из общего числа студентов, обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Во-вторых, установленных Постановлением Правительства РФ от 10.10.2013 года № 899 [7, Ст. 5360] нормативов, которые определяют минимально возможный размер соответствующей стипендии, выплачиваемой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Если стипендиальный фонд формируется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации или бюджетных ассигнований местного бюджета, то нормативы для его формирования устанавливаются, соответственно, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (пункт 10 статьи 36 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Существенное влияние на порядок формирования и расходования стипендиального фонда оказало Постановление Правительства РФ от 18.11.2011 года № 945 «О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования» (далее - Правила № 945) [5, Ст. 6666].

Образовательная организация, учитывая бюджетный характер формирования стипендиального фонда, должна строго соблюдать положения данного нормативного правового акта для исключения претензий со стороны контролирующих государственных органов, на что обращалось особое внимание в письме Минобрнауки России от 12.02.2014 года № 05-262 «О Правилах совершенствования стипендиального обеспечения» [3].

В рамках пункта 2 Правил № 945 предусмотрено увеличение стипендиального фонда учреждений высшего образования и назначение повышенных государственных академических стипендий студентам, имеющим достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности.

В соответствии с Правилами № 945 численность студентов учреждения высшего профессионального образования, получающих повышенную академическую стипендию, не может составлять более 10 процентов общего числа студентов, получающих государственную академическую стипендию. Данное положение вполне обосновано и при должном правоприменении обеспечивает стимулирование студентов к успешному освоению образовательных программ.

При назначении повышенных стипендий организация может использовать на повышение стипендий за достижения в учебной деятельности не более 20 процентов общего объема увеличения стипендиального фонда (доведенных до образовательной организации средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий по совершенствованию стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных образовательных организациях высшего образования) (пункт 5 Правил № 945). Действительно, важной составляющей процесса обучения является содействие активности обучающихся не только в учебной деятельности, но и в научно -исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной. Образовательные организации должны стимулировать участие студентов в научных, спортивных, культурных мероприятиях, в том числе посредством материального поощрения.

Формирование стипендиального фонда федеральных образовательных организаций высшего образования происходит через предоставление бюджетных субсидий федерального бюджета. Образовательные организации высшего образования создаются, как правило, в форме бюджетных учреждений, т.е. некоммерческих организаций, созданных Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (статья 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [11, Ст. 145]).

С принятием Федерального закона от 08.05.2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [12, Ст. 2291] реализовано внедрение нового механизма финансирования образовательных организаций как части более широкой реформы бюджетных учреждений в Российской Федерации.

Произошло изменение в механизмах бюджетного финансирования образовательных организаций, в основе которого лежит переход от сметного финансирования к бюджетным субсидиям.

Федеральный закон от 08.05.2010 года № 83-ФЗ определил типы государственных учреждений (бюджетные, автономные и казенные), их правовой статус, повысил степень самостоятельности учреждений в распоряжении доходами от приносящей доход деятельности, а также регламентировал вопросы формирования государственных заданий и финансового обеспечения их выполнения для различных типов государственных учреждений.

Бюджетным и автономным образовательным учреждениям финансовые средства на выплату стипендий выделяются учредителями в виде так называемых субсидий на иные цели. Субсидии на иные цели предоставляются бюджетным и автономным учреждениям наряду с основной финансовой составляющей - субсидией бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в рамках которого происходит реализация образовательной программы высшего образования.

Предоставление субсидий на иные цели регулируется абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ [1, Ст. 3823].

В развитие положений абзаца 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ Минобрнауки России издан Приказ от 29.11.2013 года № 1290 «Об утверждении Порядка предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации»

[9].

Таким образом, субсидии, предоставляемые бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (абзац 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ), не включают в себя затраты на формирование стипендиального фонда. Стипендиальное обеспечение обучающихся осуществляется за счет субсидий на иные цели.

В рамках настоящей работы проводился мониторинг стипендиального обеспечения образовательных организаций высшего образования. Мониторинг включал в себя два этапа. В ходе первого этапа собирались сведения о расходовании образовательными организациями средств стипендиального фонда за 2013 год, о размерах выплат в период с сентября по декабрь 2013 года и о текущих размерах стипендиальных выплат. Общее количество образовательных организаций, предоставивших указанные данные, составило более 500. На втором этапе проанализированы 443 стипендиальных положения образовательных организаций высшего образовании. Второй этап мониторинга проводился на основании информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в сети «Интернет».

Проведенный мониторинг стипендиального обеспечения образовательных организаций высшего образования позволил установить следующее соотношение направления расходования средств стипендиального фонда:

- 47,9 % средств направлялись на выплату государственных академических стипендий;

- 11,7 % средств направлялись на выплату государственных социальных стипендии;

- 15,4 % средств направлялись на выплату материальной поддержки (помощи);

- 11,6 % средств направлялись на выплату повышенной государственной академической стипендии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.11.2011 года № 945 «О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования»;

- 10,2 % средств направлялись на выплату повышенной государственной социальной стипендии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.07.2012 года № 679 «О повышении стипендий нуждающимся студентам первого и второго курсов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично» [6, Ст. 3909];

- 3,1 % средств направлены на иные цели.

Приведенные цифры показывают, что больше половины средств (59,5%), выделяемых из федерального бюджета на материальную поддержку студентов, направлялась на выплату государственной академической стипендии и повышенной государственной академической стипендии.

Довольно значительная часть средств стипендиального фонда в размере 15,4% направлялась образовательными организациями на оказание материальной поддержки (помощи) обучающимся.

Для оказания материальной помощи нуждающимся студентам профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования, осуществляющим оказание государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяются средства в размере двадцати пяти процентов предусматриваемого им размера стипендиального фонда (пункт 15 статьи 36 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Решение об оказании материальной помощи принимается руководителем образовательной или научной организации на основании личного заявления обучающегося в размерах и в порядке, которые определяются локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся.

Кроме средств для оказания материальной поддержки нуждающимся студентам профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования выделяются средства для организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами в размере месячного размера стипендиального фонда по образовательным программам среднего профессионального образования и двукратного месячного размера стипендиального фонда по образовательным программам высшего образования.

Мониторинг стипендиального обеспечения обучающихся позволил выявить отдельные нарушения в части необоснованного расходования средств стипендиального фонда.

В ряде образовательных организаций производились выплаты из средств федерального бюджета, предусмотренных на стипендиальное обеспечение обучающихся, старостам студенческих групп в виде доплаты к государственной академической стипендии, либо отдельной выплаты.

В ходе Мониторинга также выявлены случаи выплат из средств федерального бюджета, предусмотренных на стипендиальное обеспечение обучающихся, премий и/или материальной помощи студентам за участие в научной, общественной, культурно-массовой, спортивной деятельности. Отмечена также выплата материальной помощи или премий из средств федерального бюджета, предусмотренных на стипендиальное обеспечение аспирантов.

С вопросом расходования стипендиального фонда тесно связан вопрос обложения налогом на доходы физических лиц различных выплат, осуществляемых в пользу обучающихся. И если со стипендиальными выплатами проблем не возникает, то в отношении материальной помощи, надбавок и прочих выплат ситуация не совсем однозначная.

Так, согласно пункту 11 части 2 статьи 217 Налогового кодекса РФ [2, Ст. 3340], не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые указанным лицам этими учреждениями; стипендии, учреждаемые Президентом Российской Федерации, органами законодательной (представительной) или исполнительной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации, благотворительными фондами; стипендии, выплачиваемые за счет средств бюджетов налогоплательщикам, обучающимся по направлению органов службы занятости.

По мнению налоговых органов, единовременная материальная помощь, выплачиваемая из средств стипендиального фонда нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, не подпадает под действие положений статьи 217 Налогового кодекса РФ и подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13% в общеустановленном порядке.

Это приводит к тому, что на средства, являющиеся по своей природе дополнительной федеральной мерой социальной поддержки, начисляется налог. Стоит также отметить, что ранее Федеральная налоговая служба России давала прямое указание на освобождение указанных сумм от налогообложения (письмо ФНС России от 04.03.2005 года № 04-1-03/848 [4]).

В целях освобождения выплачиваемой студентам материальной помощи от обложения НДФЛ в Государственную Думу РФ вносился законопроект «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса РФ». Из

текста законопроекта следовало, что суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые за счет средств стипендиального фонда студентам, аспирантам, докторантам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Документ не был поддержан Правительством РФ и до настоящего времени не принят. Стоит отметить, что в случае принятия законопроекта потери консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2012 и 2013 годах составили бы более 1 млрд. рублей ежегодно [11].

По нашему мнению, учитывая характер и назначение материальной помощи, законодателю необходимо вернуться к обсуждению вопроса налогообложения данного вида выплат. Материальная помощь также как и стипендиальные выплаты должна быть освобождена от обложения налогом на доходы физических лиц.

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. ст. 3823.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. N 32. ст. 3340.

3. Письмо Минобрнауки России от 12.02.2014 года № 05-262 «О Правилах совершенствования стипендиального обеспечения» // СПС «Консультант плюс».

4. Письмо ФНС России от 04.03.2005 года № 04-1-03/848 // СПС «Консультант плюс».

5. Постановление Правительства РФ от 18.11.2011 N 945 «О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования» // Собрание законодательства РФ. 21.11.2011. N 47. ст. 6666.

6. Постановление Правительства РФ от 02.07.2012 N 679 «О повышении стипендий нуждающимся студентам первого и второго курсов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично» // Собрание законодательства РФ. 09.07.2012. N 28. ст. 3909.

7. Постановление Правительства РФ от 10.10.2013 N 899 «Об установлении нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» // Собрание законодательства РФ. 21.10.2013. N 42. ст. 5360.

8. Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» // Российская газета. N 8. 19.01.2011.

9. Приказ Минобрнауки России от 29.11.2013 N 1290 «Об утверждении Порядка предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» // Российская газета. N 295. 30.12.2013.

10. Проект Федерального закона N 88702-6 «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».

11. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. N 3. ст. 145.

12. Федеральный закон от 08.05.2010 года № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Собрание законодательства РФ. 10.05.2010. N 19. ст. 2291.

13. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. N 53 (ч. 1). ст. 7598.

Берестнев Михаил Александрович, канд. юрид. наук, заведующий кафедрой гражданского и земельного права, тел. 8(4872)35-36-34, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

Темнов Эдуард Сергеевич, канд. техн. наук, проректор по учебно-воспитательной работе ТулГУ, тел. 8(4872)35-36-34, [email protected] (Россия, Тула,ТулГУ)

THE LEGAL ISSUES OF FORMATION AND SPENDING FUNDS OF THE SCHOLARSHIP FUND BY BUDGETARY INSTITUTIONS M.A. Berestnev, E.S. Temnov The legal nature of the scholarship fund, as well as some features of the legal status of public institutions are examines in the artickle.

Keywords: public institutions, scholarship fund, educational grant

Berestnev M., candidate jurid. Sciences, Head of Chair civil and land law of the Faculty of TSU, 8(4872)35-36-34, E-mail: [email protected] (Russia, Tula, Tula State University).

Temnov E., candidate of technical Sciences, Prorector for educational work of TSU, 8(4872)35-36-34, E-mail: [email protected] (Russia, Tula, Tula State University)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.