Научная статья на тему 'Правовые ценности как средство гармонизации публичного и частного интереса'

Правовые ценности как средство гармонизации публичного и частного интереса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
частный интерес / правовые ценности / право / публичный интерес / правосудие / закон / private interest / legal values / law / public interest / justice / law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Екатерина Викторовна Малыковцева

Проблемным вопросом правового регулирования является поиск баланса частного и публичного в праве. Определение пределов государственного вмешательства в частно-правовую сферу, а равно возможности частно-правовой регуляции, способно предопределить весь ход правового развития отечественной правовой системы. Действенным правовым средством, отражающим публично-правовые начала в праве являются правовые ценности. Именно они способны гармонизировать интересы личности, общества и государства, а их отражение в действительном праве – фактор, способствующий эффективности правореализации и повышению уровня доверия к праву в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal values as a means of harmonizing public and private interest

A problematic issue of legal regulation is the search for a balance between private and public in law. Determining the limits of state interference in the private legal sphere, as well as the possibility of private legal regulation, can prejudge the entire course of legal development of the domestic legal system. Legal values are an effective legal tool that reflects public law principles in law. It is they who can harmonize the interests of the individual, society and the state, and their reflection in real law is a factor that contributes to the effectiveness of law enforcement and increase the level of confidence in the law as a whole.

Текст научной работы на тему «Правовые ценности как средство гармонизации публичного и частного интереса»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 340.132

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-183-186 NIION: 2003-0059-6/21-098 MOSURED: 77/27-003-2021-06-297

Правовые ценности как средство гармонизации публичного

и частного интереса

Екатерина Викторовна Малыковцева

Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, sidk77@yandex.ru

Аннотация. Проблемным вопросом правового регулирования является поиск баланса частного и публичного в праве. Определение пределов государственного вмешательства в частно-правовую сферу, а равно возможности частно-правовой регуляции, способно предопределить весь ход правового развития отечественной правовой системы. Действенным правовым средством, отражающим публично-правовые начала в праве являются правовые ценности. Именно они способны гармонизировать интересы личности, общества и государства, а их отражение в действительном праве - фактор, способствующий эффективности правореализации и повышению уровня доверия к праву в целом.

Ключевые слова: частный интерес, правовые ценности, право, публичный интерес, правосудие, закон

Для цитирования: Малыковцева Е. В. Правовые ценности как средство гармонизации публичного и частного интереса // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 6. С. 183-186. https://doi. org/10.24412/2073-0454-2021-6-183-186.

Original article

Legal values as a means of harmonizing public and private interest

Ekaterina V. Malykovtseva

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia,

sidk77@yandex.ru

Abstract. A problematic issue of legal regulation is the search for a balance between private and public in law. Determining the limits of state interference in the private legal sphere, as well as the possibility of private legal regulation, can prejudge the entire course of legal development of the domestic legal system. Legal values are an effective legal tool that reflects public law principles in law. It is they who can harmonize the interests of the individual, society and the state, and their reflection in real law is a factor that contributes to the effectiveness of law enforcement and increase the level of confidence in the law as a whole.

Keywords: private interest, legal values, law, public interest, justice, law

For citation: Malykovtseva E. V. Legal values as a means of harmonizing public and private interest. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021;(6):183-186. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2073-0454-2021-6-183-186.

Источником большинства вопросов правового регулирования является столкновение частного и публичного начала. Данная проблема имеет два аспекта: это и определение меры вмешательства государства в сферу частного интереса, и определение пределов

частного регулирования. Право должно разрешать конфликты, но не создавать их. Решение вопроса баланса частного и публичного в праве способно разрешить многие правовые коллизии, сделать правовое воздействие более эффективным и прогнозируемым.

© Ma^biKOB^Ba E. B., 2021

№ 6 / 2021 - Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

183

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Право не может целиком отражать исключительно частное или публичное. Рассуждая о том, что общество определяет пределы государственного воздействия и сдерживает государство именно с помощью такого института как право, не лишают государство своего собственного публичного интереса. Публичный интерес государства отражает не только общественный интерес, но и то, что актуально для власти. Право обладает свойством общеобязательности, тем самым, общество, отдает на откуп государству установление тех интересов, которые подпадают под его охрану. Государство не может не защищать свои интересы, интересы общества, поэтому отражение в праве публичного начала — такая же составляющая или вторая сторона содержания правового регулирования. Каков баланс соотношения частного и публичного? Скорее всего, его не следует искать во внешних проявлениях права, в формальных установлениях или ждать определения этих границ от государства. Данный баланс заложен в самом праве, иначе бы право выродилось и исчезло. Либо общество, отказавшись от сферы публичного интереса, по сути, отказалось бы от права как такового. Либо право, отражающее лишь публичные начала правового регулирования, не выполняло бы свое функциональное назначение, так как лишить сферу «частного» правовой регуляции или отказаться от «частного», невозможно.

Какие правовые средства способны отражать баланс частного и публичного? Ответ на данный вопрос содержится во внутренних механизмах воспроизводства права, в частности, данным свойством обладают правовые ценности. В правовых ценностях находят отражение те начала, которые необходимы обществу в качестве публичных или же частных. Через призму правовых ценностей происходит гармонизация частного и публичного интереса. Общество и государство признают значимыми, необходимыми, нужными именно те правовые явления и процессы, которые способны разрешить правовой спор или определить оптимальные варианты правового взаимодействия с позиции согласования воль. При этом даже если между субъектами происходит частно-правовое взаимодействие, урегулированное с помощью диспози-тивного метода правового воздействия, государство тем самым признает границы собственного «вмешательства» или «невмешательства», подспудно обеспечивая действенность установленных механизмов. Механизмы правового регулирования, в частности, наиболее оптимальные правовые средства, являющиеся правовыми ценностями, вырабатываются самим правом, то есть, появляются, формируются в недрах общественной правовой жизни. Задача государства — создать оптимальные механизмы, с помощью которых эти инструменты будут функционировать. Задача государства — ограничить сферу своего вмешательства

в эту область правовой жизни. Задача государства — придать характер обязательных установлений той правовой практике, которая вырабатывается субъектами — участниками частно-правовых отношений самостоятельно.

В качестве примера можно рассмотреть действие норм обычного права в новое время. Каким образом данная правовая ценность отражает баланс частного и публичного? Во-первых, круг вопросов, которые входили в сферу регулирования данного источника права. Государство ограничивало власть во вмешательство в эту сферу правового регулирования, при этом ограничило не только в сфере нормоустановле-ния, отдав регуляцию на откуп нормам обычного права, но и установив запрет использования в судах норм государственного права. Так, по Закону о волостных судах они не могли выносить решения иначе, чем на основании норм обычного права (данный пример следует приводить с оговоркой, что оптимальной формой судебного решения было решение суда сельского схода, волостные суды организовывались несколько по иному территориальному принципу, поэтому полностью заменить существовавшие ранее суды не представилось возможным) [3, с. 20-21].

В рассмотренном выше примере обычай как правовая ценность формировался эволюционно на протяжении фактически всей истории становления отечественного права. И современное отечественное право определяет правовой обычай в качестве источника права. Специфика регионального правотворчества раскрывает уникальные особенности проявления силы данной правовой ценности.

Интересным является следующий момент. Может ли государство самостоятельно, без «проверки» правовой практикой и общественным правосознанием, устанавливать правовые средства, считая их правовой ценностью? Государство может и часто именно так внедряются заимствованные правовые институты или инструменты. Речь также идет о правовых идеях и идеалах, о том, что является средством идеологического воздействия в отношении общества. В большинстве своем без должного механизма их внедрения они так и остаются идеалами, лозунгами, программами. Но, если то или иное правовое средство, признаваемое государством и внедряемое с помощью правотворчества, становится со временем частью правовой действительности, и при этом обладает качеством эффективности, со временем оно превращается в правовую ценность. Так, примирительные процедуры при работающих правореализационных механизмах могут быть эффективным средством правового регулирования, способным не только определить баланс частного и публичного интереса в праве, согласовать интересы сторон, но и с одной стороны, разгрузить государство, а с другой стороны, действительно разрешать право-

JURISPRUDENCE

вые конфликты в указанной сфере с позиции интереса, а не с позиции права (подразумевается, государства). К сожалению, способность функционировать не является главной чертой того ли иного явления, необходимы среда, условия. А в этом отношении не всегда продуманные решения государства, приводят не к положительному эффекту, а к очередному дисбалансу в праве или рождают правовую зону «отчуждения».

Так, проблема неработоспособности частно-правовых способов разрешения юридических конфликтов содержится в механизмах установления данных правовых инструментов, а так же в их необеспеченности правореализационными механизмами. Классическим примером, к сожалению, является часть судебной реформы, а точнее попытка внедрения частно-правовых процедур разрешения юридических конфликтов. Замечательные правовые идеи нашли воплощение исключительно в законодательстве. Статистика пропорционального уменьшения количества дел, рассмотренных с помощью медиации, ежегодно уменьшается, а количество дел, рассматриваемых судами, пропорционально увеличивается.

Неэффективность правотворческого решения в дальнейшем, как правило, воплощается в расширение объема содержания полномочий правоприменителей, позволяя разрешить юридическую ситуацию «вместо», а не с позиции помочь разрешить с позиции интереса, т. е. помочь достичь решения «самостоятельно». Изначально государство не должно предоставлять правоприменителям возможность вмешиваться в содержательную сторону разрешения спора, государство должно обеспечить возможность такого разрешения, при котором интересы обеих сторон будут удовлетворяться с позиции интереса, а значит, самостоятельно.

В каких бы случаях государство не защищало бы публичный интерес, оно так или иначе в своих решениях затрагивает частный интерес. Если это публичный интерес, то задача — не задавить частное. Если это частный интерес, задача — не вторгнуться в сферу публичного или не затронуть интересы третьих лиц. В договоре как правовой ценности соотношение частного и публичного проявляется наиболее ярко. Данная форма правового взаимодействия веками существовала в различных сферах правовой регуляции. На современном этапе развития права договор претендует на звание универсальной правовой ценности. Данные правовые конструкции не только являются универсальными с точки зрения использования всеми правовыми системами, но и «прочно обосновались не только в материально-правовой, но и в процессуально-правовой сфере» [4, с. 20].

Отражение правовых ценностей на всех стадиях правового воздействия — важнейший фактор, обеспечивающий действенность и эффективность права. Специфика национальной правовой системы предо-

пределяет, что является правовой ценностью на каждой стадии правового регулирования. Так, правовой ценностью правотворчества в Великобритании является судебный прецедент, в правовой системе Германии — закон. По сути, когда речь идет о правотворчестве в форме законотворчества, правовой ценностью должна являться законотворческая процедура. Человек не может знать содержание каждого закона, но порядок его принятия, порядок придания общеобязательной силы тем или иным установлениям государства, должны признаваться в качестве оптимальных, необходимых, эффективных, значимых процедур, в процессе которых устанавливаются те правила, которые не могут противоречить «духу» права.

Сама процедура создания правотворческого акта изначально предусматривает механизмы гармонизации частного и публичного интереса, проявляющиеся на каждой стадии правотворческого процесса. Классическими примерами являются процедуры создания судебного прецедента в странах англо-саксонской правовой семьи, или же процедура формирования правового обычая.

В правореализационных механизмах в наибольшей степени проявляется нарушение баланса частного и публичного начал в праве (при наличии дисбаланса). В большей степени это касается правосудия, которое, с одной стороны вскрывает эти «зазоры» неотрегулированные на предшествующих стадиях правового воздействия, с другой стороны, именно через суд, право способно гармонизировать столкновение интересов личности, государства, общества. Так, правовыми ценностями большинства стран англо-саксонской правовой семьи являются судебный иск, сама судебная процедура, различные формы разрешения юридических конфликтов. При этом каждое право приходит к тому оптимальному набору способов разрешения юридических конфликтов, которые в полной мере отражают не только национальную специфику, традиции, но и возможности общества и государства. В данном аспекте, возникает вопрос, насколько оправданна в современных реалиях национальной правовой системы формализация деятельности третейский судов (современный арбитраж). В части проблем судебной реформы причиной является нарушение баланса частного и публичного в праве и, как следствие, отсутствие ценностной основы, либо уход от устоявшихся правовых процедур в сторону политических приоритетов. Вездесущий контроль государства или желание все взять в «свои руки» часто отрабатывает назад, и вместо успешной реформы общество и государство получает новые проблемы. Само право становится источником неправа. Как верно отмечает Председатель Конституционного Суда В. Зорькин: «Именно «ножницы» между нормами, укорененными в обществе, и тенденциями пропагандируемых и наблюдаемых изменений

№ 6/2021

Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

185

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

в российской реальности являются серьезным фактором того растущего социокультурного раскола, который с тревогой отмечают социологи и из-за которого они считают нынешнюю относительную российскую стабильность хрупкой и неустойчивой» [1, с. 14].

Говоря о законности, как о режиме действия права, мы обозначаем целый комплекс правовых средств, гарантирующих неуклонное воплощение в жизнь правовых предписаний. Среди них средства профилактики, предупреждения, контроль и надзор за деятельностью должностных лиц, конституционный контроль и др. Важным элементом являются средства обеспечения реализации норм права. Для успешного функционирования на практике, указанный арсенал правовых средств должен иметь характер доступных, признанных инструментов правового воздействия. Даже в механизмах юридической ответственности не должно ограничиваться правовое достоинство человека, т.е. правовые процедуры должны иметь значимость для индивида, а по сути, представлять собой правовую ценность. Когда эти векторы сойдутся, позитивное право, правоприменитель не будут стороной силы, а субъект — подчиненной стороной. По сути, даже в публичных правоотношениях, государство и частное лицо должны выступать не как две конфликтующие стороны, они должны быть двумя участниками, разрешающими юридический конфликт.

Многие современные юридические научные школы придерживаются мнения, что баланс в сфере частного и публичного заложен в политических ценностях. Так, Председатель Конституционного Суда В. Зорькин считает, что баланс частного и публичного начал обеспечивают конституционные ценности. В качестве примера можно привести следующую цитату: «Верховенство права как нормы (меры) свободы, выраженной в равенстве, или справедливости, является одной из важнейших основ (или начал) цивилизованного социума, исходя из которой устанавливается баланс свободы, власти и закона» [2, с. 8].

Правовые ценности — то, что признается и част-

ным интересом и публичным, и как следствие их внедрение изначально предполагает согласие воль, поэтому они способны быть средством гармонизации частного и публичного начал в праве. Право каждого общества способно к выработке собственной ценностной основы, благодаря которой право может выполнять возложенные на него функции — регулировать и охранять общественные отношения. Учет правовых ценностей на каждой стадии правового регулирования, их отражение, обеспечение — важнейший фактор эффективности правотворческих решений и действия права в целом.

Список источников

1. Зорькин, В. Д. Право силы и сила права. Лекция на V Международном Юридическом форуме в Санкт-Петербурге в 2015 году// Теория государства и права. 2016. № 1. С. 9-26.

2. Зорькин, В. Д. Ценностный подход в конституционном регулировании прав и свобод // Журнал российского права. 2008. № 12 (144). С. 3-14.

3. Леонтьев, А. А. Волостной суд и юридические обычаи крестьян. Изд. 2-е. М. : ЛЕНАНД, 2016.

4. Момотов, В. В. Экономическая и правовая ценность договора в судебном процессе // Журнал российского права. 2019. № 1 (265). С. 19-25.

References

1. Zorkin, V. D. The right of force and the power of law. Lecture at the V International Legal Forum in St. Petersburg in 2015// Theory of state and law. 2016. No. 1. P. 9-26.

2. Zorkin, V. D. The value approach in the constitutional regulation of rights and freedoms // Journal of Russian Law. 2008. No. 12 (144). P. 3-14.

3. Leontiev, A. A. Volost court and legal customs of peasants. Ed. 2-E. M.: LENAND, 2016.

4. Momotov, V. V. Economic and legal value of the contract in the judicial process // Journal of Russian Law. 2019. No. 1 (265). P. 19-25.

Информация об авторе

Е. В. Малыковцева - доцент кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author E. V. Malykovtseva - Associate Professor of the Department of Theory of State and Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 15.06.2021; одобрена после рецензирования 01.10.2021; принята к публикации 25.10.2021.

The article was submitted 15.06.2021; approved after reviewing 01.10.2021; accepted for publication 25.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.