Научная статья на тему 'ПУБЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ'

ПУБЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
235
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС В ПРАВЕ / ПУБЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС / ЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС / РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шепелев Денис Викторович

Проанализирована одна из центральных категорий юридической науки «интерес», отмечено, что при исследовании интереса необходимо различать интерес общества (публичный интерес) и интерес личности и иных социальных групп (частный интерес). Уровень теоретического осмысления законодателем понятий, производных от категорий «интерес», «правовой интерес», «публично-правовой интерес», сегодня явно не отвечают потребностям нормотворческой, правореализационной и интерпретационной практик. Сделано предположение о том, что в настоящее время объективно требуется повышение роли публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений. Это в равной степени относится и к правотворческой, и правореализационной деятельности. Своевременно выявляя интересы людей, коллективов, общества в целом, выстраивая их иерархию и осуществляя их согласование, законодатель нуждается в научно обоснованном понимании самого механизма закрепления интересов, в том числе и публичных интересов в праве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУБЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ»

УДК 340.11

ПУБЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ © Д.В. Шепелев

Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина 125993, Российская Федерация, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9 E-mail: denn0508@yandex.ru

Аннотация. Проанализирована одна из центральных категорий юридической науки «интерес», отмечено, что при исследовании интереса необходимо различать интерес общества (публичный интерес) и интерес личности и иных социальных групп (частный интерес). Уровень теоретического осмысления законодателем понятий, производных от категорий «интерес», «правовой интерес», «публично-правовой интерес», сегодня явно не отвечают потребностям нормотворческой, правореализа-ционной и интерпретационной практик. Сделано предположение о том, что в настоящее время объективно требуется повышение роли публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений. Это в равной степени относится и к правотворческой, и правореализа-ционной деятельности. Своевременно выявляя интересы людей, коллективов, общества в целом, выстраивая их иерархию и осуществляя их согласование, законодатель нуждается в научно обоснованном понимании самого механизма закрепления интересов, в том числе и публичных интересов в праве.

Ключевые слова: интерес в праве; публичный интерес; личный интерес; реализация интересов; правотворчество; законодатель

Тема интереса звучала уже в римском правоведении. В настоящее время актуальность исследования интереса обусловлена происходящими в стране радикальными экономическими, политико-юридическими и культурными преобразованиями, проводимой судебной реформой. Слово «интерес» происходит от латинского "interest", что означает «иметь значение». Ведущим мотивом в римском праве было обеспечение защиты справедливых интересов свободных людей. Выдающийся немецкий юрист Р. Иеринг воспринял этот подход и впервые выразил его в абстрактно-теоретической форме. Он по праву считается родоначальником юриспруденции интересов, так как возвел интерес в ранг основной правовой категории. В ней интересы признаются целью права, а также одновременно выступают детерминантом и содержанием. Изменение общества неизбежно оказывает сильное воздействие на право. «С интересами народа также изменяется его право,

назначение которого в том и заключается, чтобы охранять непреложные жизненные требования общества путем принуждения» [1, с. 83]. Категория «интерес» является предметом исследования многих наук: экономической теории, правоведения, философии, психологии, социологии, что доказывает ее теоретическую и практическую значимость. Отечественная социологическая наука под интересом понимает объективное отношение социальных субъектов (индивида, групп индивидов, общества) к предметам и явлениям окружающей действительности, обусловленное положением этих субъектов и включающее в себя их объективно существующие социальные потребности, средства и пути их удовлетворения. Тем самым термин «интерес» употребляется для обозначения двух различных, хотя и взаимосвязанных явлений: интереса как явления их сознания («субъективный интерес»), а также интереса как явления общественного бытия людей («объективный интерес»).

Интерес в объективном праве выполняет множество функций: выступает осознанной потребностью (мотивом) волевого поведения человека, обусловленной юридическим фактом, предпосылкой на предъявление иска, основанием для вступления в процесс, критерием определения процессуального положения, основанием для отвода и т. д. Стоить вместе с тем отметить, что до сих пор отсутствует целостная концепция интереса и его роли в правоведении.

Все исследования интереса как юристами, так и представителями других отраслей знаний так или иначе рассматривают соотношение субъективного и объективного элементов в интересе. Причем в одно время предпочтение отдается объективной стороне интереса, где последний выступает в качестве явления общественного бытия людей, а в другое - субъективной. Внимание акцентируется на различии частных и публичных интересов во множестве трудов как современных ученых, так и дореволюционных. Так, по мнению Г.Ф. Шершеневича, «противоположение мира частных, семейных интересов общественным интересам представляется каждому настолько естественным, что им пользуются, как основанием для различия между публичным и частным правом» [2, с. 12]. Лишь советские ученые, ограниченные рамками марксистско-ленинской теории, наивно предполагали, что можно создать «нового человека», который будет действовать в соответствии с интересами общества. Отечественная история подтверждает абсурдность данной позиции. Перспективным в данном случае представляется получивший в последнее время распространение подход, заключающийся в поиске объяснения социальных явлений, а не выявлении

причинных связей. Важно подчеркнуть то, что целенаправленность является особенностью общественных наук. В том смысле, что поведение социального субъекта всегда направлено на достижение какой-либо цели. И тогда результат деятельности зависит от нее и избранных средств. Первоначальные условия, в которых находился субъект, играют далеко не первостепенную роль.

Если рассмотреть интерес с этих позиций, то можно отметить, что чаще всего цели отдельных лиц не совпадают с интересами общества. Особенно, если учесть тот момент, что практически полным выразителем интересов общества являются государство и его аппарат, реализующие свои задачи. Хотя это скорее субъективный или ситуационный фактор, и его влияние можно пытаться свести к минимуму, все же он имеет значение. Если рассмотреть интересы, выраженные в праве с таких позиций, то можно отметить присутствие как публичного предположительно объективного интереса, так и одновременно частного субъективно-объективного. Интересы, выступая в объективном праве критерием правомерности действий, непременно носят публичный характер, и тогда их оценка не может быть зависима от правильности и степени осознания. В ряде случаев все же под интересом понимается индивидуальный интерес. Тогда важную роль играет сознание. Для определения правовых последствий зачастую имеет значение фактический интерес, реализуемый субъектом правоотношений.

Таким образом, при исследовании интереса необходимо осуществлять различие между интересом общества (публичным интересом) и интересом личности и иных социальных групп (частным интересом). Следует сказать, что в разные исторические периоды под публичным интересом в той или иной степени понимались общая воля, общий интерес, общее благо, общественный интерес или государственный интерес и др.

В советский период отсутствовала частная собственность, поэтому частное по природе своей в обществе не признавалось. Было принято считать, что будь то личные, коллективные или общественные интересы, они существуют в виде определенной системы как отдельное, общее и особенное. Личные интересы в свою очередь подчинялись коллективным, а коллективные - народным. Любые частные интересы, выходящие за рамки государственных, не признавались, а публичные интересы понимались как государственные.

В современный период государственности публичные интересы отождествляются с государственными интересами, в том числе с инте-

ресами государства как собственника федерального имущества, то есть как публично-правового собственника.

Стоит констатировать, что в действующем законодательстве отсутствует легальное определение публичных интересов, только в части 2 статьи 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности» можно обнаружить определение «жизненно важных интересов» (составной части публичных интересов) как совокупности потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства1.

В правоприменительной практике публичный интерес понимается по-разному. В одних случаях, судебные органы привязывают его к интересам общественным, связывая с социальным характером государственной деятельности, а в других - с «государственным интересом» и др. [3]. Необходимо отметить, что характерной особенностью современного периода является то, что гражданское общество стало активно участвовать в защите публичных интересов2. Только гражданское общество способно объединить индивидуальные интересы в интересы общества, и, возможно, это будет трансформироваться в нормативно закрепленные интересы государства.

В современный период категория публичного интереса на теоретическом уровне исследуется такими учеными, как Ф.Н. Багаутдинов, А.В. Кряжков, А.А. Павлушина, Ю.А.Тихомиров, К.Ю. Тотьев, Л.В. Туманова и др.

Необходимо отметить, что в основном исследуемый термин практически не раскрывается авторами, так как используется в правовой литературе на отраслевом уровне. В связи с этим попытаемся с точки зрения общеправовой теории обобщить и проанализировать указанную правовую категорию.

Важно подчеркнуть, что категория публичного интереса используется в законодательстве в качестве объекта защиты как на внутригосударственном, так и международном уровне [4]. Так, арбитражно-про-цессуальное законодательство предусматривает, что в случаях, определенных федеральным законом, государственные органы, органы ме-

1 О безопасности: закон Российской Федерации от 05.03.1992 г. № 2446-I (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.

2 По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева: особое мнение судьи Кононова А.Л. в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 19.12.2005 г. № 12-П // СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 335.

стного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд для защиты публичных интересов. В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд. Также используется термин «публичный интерес» в качестве основания для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу.

В условиях нынешней правовой действительности законодателю следует задуматься о введении реального механизма защиты публичных интересов.

Под механизмом защиты необходимо понимать систему правовых средств, при помощи которых обеспечиваются разрешение правовых споров и устранение препятствий в реализации законных публичных интересов. К элементам данного механизма следует отнести: 1) юридические нормы, регулирующее поведение субъектов в конкретной ситуации; 2) правоотношения, в рамках которых осуществляются меры защиты; 3) акты реализации прав и обязанностей субъектов конфликтной ситуации.

Нынешнее российское общество и его государственно-правовая и судебные системы находятся в переходном состоянии. Для него характерна жесткая и нередко жестокая борьба за коренные интересы, объектом которых являются собственность и власть. Стремительно нарастает острота проблем в области национальных отношений, экономической безопасности, доверия к власти, обеспечения правопорядка и законности, сохранения семьи и здоровья населения. Дисгармония интересов, присутствующих на федеральном, региональном и иных уровнях, проявляющаяся в разнообразных конфликтах, может достигнуть критической точки. В этой ситуации значительно возрастает роль права как санкционированного государством нормативного средства согласования и защиты правомерных интересов в преодолении негативных тенденций и обеспечении динамизма проводимых реформ.

Одним из факторов, обеспечивающих в современный период объективное изучение интереса в праве, следует считать устранение имевшего место в недалеком прошлом идеологического давления на исследователя в области гуманитарного знания. Объективные реалии советского общества и официальные доктрины задавали единственный и вполне определенный подход к изучению интересов и права в социалистическом обществе. Признавая в качестве единственно научной методологию, основанную только на признании вторичности сознания и

первичности бытия, исследователь концентрировался на видении интереса исключительно как объективного явления. Такая интерпретация интереса логически не допускала возможности включения его в содержание права, а лишь позволяла говорить об отражении его в праве. Пришло время объективно исследовать проблему интереса в праве, соотношения и баланса публичных и частных интересов, опираясь на значимые научные результаты, полученные отечественными и западными учеными-юристами.

Повышение роли публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений объективно обусловлено современным этапом развития Российского государства, что равно относится к правотворческой и правореализационной деятельности. Законодателю следует уделять этому процессу более детальное внимание.

Качественно иные интересы, возникающие со сменой государственного строя, социальных слоев и классов, граждан, отдельных групп людей и должностных лиц, требуют должного правового выражения. Законодатель нуждается в научно обоснованном понимании самого механизма закрепления интересов, в том числе и публичных интересов в праве, так как необходимо выявлять интересы общества в целом, выстраивая их иерархию и согласование. Представляется важным поднять уровень нормотворческой, правореализационной и интерпретационной практики теоретического осмысления процесса перехода социальных интересов в правовую сферу, определить природу правового интереса, разграничить широко используемые законодателем понятия, производные от категорий «интерес», «правовой интерес» или «публично-правовой интерес».

Список литературы

1. Иеринг Р. Интерес и право. Ярославль, 1880.

2. Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Тула: Автограф, 2001.

3. Багаутдинов Ф.Н. Публичные и личные интересы в российском уголовном судопроизводстве и гарантии их обеспечения на предварительном следствии: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004.

4. Андреева Т.К. Проблема законодательного регулирования публичности в АПК РФ // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. 2004. № 7. С. 132144.

Поступила в редакцию 22.02.2017 г. Отрецензирована 27.03.2017 г. Принята в печать 04.09.2017 г.

Информация об авторе

Шепелев Денис Викторович - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории государства и права. Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Москва, Российская Федерация. E-mail: denn0508@yandex.ru

Для цитирования

Шепелев Д.В. Публичный интерес как правовая категория // Актуальные проблемы государства и права. 2017. Т. 1. № 2. С. 6-13.

UDC 340.11

PUBLIC INTEREST AS A LEGAL CATEGORY

© D.V. Shepelev

Kutafin Moscow State Law University

9 Sadovaya-Kudrinskaya St., Moscow, Russian Federation, 125993

E-mail: denn0508@yandex.ru

Abstract. One of the central categories of legal science "interest" is examined, it is noted that during the study of interest it is necessary to distinguish between the interest of society (public interest) and the interest of the individual and certain social groups (private interest). The level of legislator's theoretical understanding of definitions derived from the categories like "interest", "legal interest" and "public law interest" clearly does not meet the needs of law-making, application of laws and interpretive practices. The assumption is made that at the present time it is required to enhance the role of public interests in legal regulation of social relations. This equally applies to law-making and application of laws activities. The legislator requires scientific understanding of the mechanism of consolidation of interests, including public interest in law by identifying the interests of people, groups and society as a whole and establishing their hierarchy and implementing their agreement in due time.

Keywords: interest in law; public interest; personal interest; realization of interests; legislation; legislator

References

1. Iering R. Interes i pravo [Interest and Law]. Yaroslavl, 1880. (In Russian).

2. Shershenevich G.F. Kurs grazhdanskogo prava [Civil Law Course]. Tula, Avtograf Publ., 2001. (In Russian).

3. Bagautdinov F.N. Publichnye i lichnye interesy v rossiyskom ugolovnom sudoproizvodstve i garantii ikh obespecheniya na predvaritel'nom sledstvii: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk [Public and Private Interests in the Russian Criminal Proceedings

and Guarantees of Their Provision of the Preliminary Investigation. Dr. jurid. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2004. (In Russian). 4. Andreeva T.K. Problema zakonodatel'nogo regulirovaniya publichnosti v APK RF [The problem of legal regulation of publicity in The Commercial Procedure Code of the Russian Federation]. Vestnik Vysshego arbitrazhnogo suda Rossiyskoy Federatsii - Bulletin of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation, 2004, no. 7, pp. 132-144. (In Russian).

Received 22 February 2017 Reviewed 27 March 2017 Accepted for press 4 September 2017

Information about the author

Shepelev Denis Viktorovich - Candidate of Jurisprudence, Senior Lecturer of the Department of Theory of State and Law. Kutafin Moscow State Law University, Moscow, Russian Federation. E-mail: denn0508@yandex.ru

For citation

Shepelev D.V. Publichnyy interes kak pravovaya kategoriya [Public interest as a legal category]. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava - Current Issues of the State and Law, 2017, vol. 1, no. 2, pp. 6-13. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.