Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ПРАВОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
185
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕСЫ / ПРАВОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ПРИНЦИПЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПУБЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / ГЛАСНОСТЬ / ФЕДЕРАЛИЗМ / ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ / ПРАВОСПОСОБНОСТЬ / INTERESTS / LEGAL INTERESTS / PRINCIPLES / GOVERNMENTAL ENTERPRISES / PUBLIC INTERESTS / SEPARATION OF POWERS / PUBLICITY / FEDERALISM / LEGAL PERSONALITY / LEGAL CAPACITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шепелев Денис Викторович

Исследование посвящено актуальности законного интереса, что обусловлено происходящими в стране радикальными экономическими, политико-юридическими и культурными преобразованиями, проводимой судебной реформой. Слово «интерес» происходит от латинского “ interest ”, что означает «иметь значение». Интерес в объективном праве выполняет множество функций: выступает осознанной потребностью (мотивом) волевого поведения человека, обусловленной юридическим фактом, предпосылкой на предъявление иска, основанием для вступления в процесс, критерием определения процессуального положения, основанием для отвода и т. д. Стоит вместе с тем отметить, что до сих пор отсутствует целостная концепция интереса и его роли в правоведении. Если рассмотреть интерес с этих позиций, то можно отметить, что чаще всего цели отдельных лиц не совпадают с интересами общества. Особенно если учесть тот момент, что практически полным выразителем интересов общества является государство со своим аппаратом, реализующим свои задачи. Хотя это скорее субъективный или ситуационный фактор, и его влияние можно пытаться свести к минимуму, все же он имеет значение. Если рассмотреть интересы, выраженные в праве с таких позиций, то можно отметить присутствие как публичного предположительно объективного интереса, так и одновременно частного субъективно-объективного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL INTERESTS AND ACTIVITIES PRINCIPLES OF GOVERNMENTAL ENTERPRISES

The study is devoted to the relevance of legitimate interest, which is due to the radical economic, political, legal and cultural transformations taking place in the country, carried out by the judicial reform. The word “interest” comes from the Latin “interest”, which means “to be important”. Interest in objective right performs many functions: it acts as a conscious need (motive) of a person's volitional behavior, due to a legal fact, a prerequisite for filing a claim, the basis for entering into the process, the criterion for determining the procedural position, the basis for challenge, etc. It should be noted, however, that there is still no holistic concept of interest and its role in legal science. If we consider the interest from these positions, it can be noted that most often the goals of individuals do not coincide with the interests of society. Especially when we take into account the fact that almost the full expression of the interests of society is the government with its apparatus, implementing its tasks. However this is more of a subjective or situational factor, and its impact can be tried to be minimized, still it has a value. If we consider the interests expressed in law from such positions, we can note the presence of both public presumably objective interest, and at the same time private subjective-objective.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

© Шепелев Д.В., 2018

DOI 10.20310/2587-9340-2018-2-8-6-13 УДК 346.244

ПРАВОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Д.В. Шепелев1,2

1)1 Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)

125993, Российская Федерация, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9

2) Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 125993, Российская Федерация, г. Москва, Ленинградский пр-т, 49 E-mail: denn0508@yandex.ru

Аннотация. Исследование посвящено актуальности законного интереса, что обусловлено происходящими в стране радикальными экономическими, политико-юридическими и культурными преобразованиями, проводимой судебной реформой. Слово «интерес» происходит от латинского "interest", что означает «иметь значение». Интерес в объективном праве выполняет множество функций: выступает осознанной потребностью (мотивом) волевого поведения человека, обусловленной юридическим фактом, предпосылкой на предъявление иска, основанием для вступления в процесс, критерием определения процессуального положения, основанием для отвода и т. д. Стоит вместе с тем отметить, что до сих пор отсутствует целостная концепция интереса и его роли в правоведении. Если рассмотреть интерес с этих позиций, то можно отметить, что чаще всего цели отдельных лиц не совпадают с интересами общества. Особенно если учесть тот момент, что практически полным выразителем интересов общества является государство со своим аппаратом, реализующим свои задачи. Хотя это скорее субъективный или ситуационный фактор, и его влияние можно пытаться свести к минимуму, все же он имеет значение. Если рассмотреть интересы, выраженные в праве с таких позиций, то можно отметить присутствие как публичного предположительно объективного интереса, так и одновременно частного субъективно-объективного.

Ключевые слова: интересы; правовые интересы; принципы; государственные предприятия; публичные интересы; разделение властей; гласность; федерализм; правосубъектность; правоспособность

Являясь критерием правомерности действий в объективном праве, интересы имеют исключительно публичный характер. Ввиду этого степень осознания не может выступать в качестве воздействующего на

интересы элемента. Однако в отдельном перечне случаев, когда сознание играет главную роль, интерес может быть представлен в качестве индивидуального. Отсюда реализуемый субъектом правоотношений интерес является основой определения правовых последствий.

В свою очередь, публичный интерес в правоприменительной практике предстает в различных трактовках. В отдельных случаях судебными органами он рассматривается в качестве общественного интереса (учитывая социальный характер государственной деятельности), а в других предстает как интерес государственный. Нам следует уточнить, что защита публичных интересов - это неотъемлемый признак современного гражданского общества, исключительно в его компетенции находится возможность включения и трансформации индивидуальных интересов в общественные с дальнейшей возможностью преобразования в государственные [1, с. 15].

Повышение роли публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений объективно обусловлено современным этапом развития нашего государства, что равно относится к правотворческой и к правореализационной деятельности. Законодателю следует уделять этому процессу более детальное внимание [2, с. 25].

Условия создания казенных предприятий предусмотрены соответствующими законами, их роль состоит в удовлетворении публичных интересов путем реализации товаров по установленным ценам, особенно в убыточных сферах деятельности.

Казенное предприятие предстает перед нами как юридическое лицо со свойственными ему признаками, а именно: расчетным счетом в кредитных организациях, самостоятельным балансом, а также круглой печатью со всеми требуемыми реквизитами.

Кроме того, отметим, что казенное предприятие, как юридическое лицо, имеет определенный перечень прав и обязанностей, направленных на здоровое распределение и образование финансовых ресурсов собственников (публично-правовых образований).

Причиной образования казенных предприятий федерального значения мы считаем поддержание возможности государственного бюджетного субсидирования, что, в свою очередь, может означать убыточность затрагиваемой казенным предприятием сферы деятельности, а также необходимость материального обеспечения. Учитывая существующие экономические тенденции, естественным процессом становится распределение фондов денежных средств хозяйствующих субъек-

тов, как объектов финансовой деятельности, как государства, так и муниципальных образований.

Следует отметить, что те или иные отношения, завязанные на финансовой деятельности рассматриваемых нами предприятий, то есть такие, как финансирование, бюджетирование или налогообложение представляют особый интерес для государственного или муниципального сектора, это обусловлено в первую очередь тем, что государство возлагает на данный тип предприятий важнейшие задачи по реализации как своих нужд, так и всего общества, например, в сферах безопасности или социального обеспечения.

Ввиду приведенных выше сведений можно сделать вывод, что само существование казенных предприятий продиктовано необходимостью государства в обеспечении себя и общества зачастую нишевыми товарами и услугами.

Отметим, что руководящие начала, как базовые принципы складывающейся системы права - это основа реализации финансовой деятельности. Мы считаем, что принципам присущи объективно-субъективные качества, так как объективность, прежде всего, выражается в связи с наличием отдельных категорий общественных отношений, а субъективность - в связи с тем, что они являются результатом сознательно-волевой деятельности, то есть правотворчества. Вместе с тем принципам должно быть присуще верное и полное описание закономерностей развития общества.

Теория права, например, считает, что принципы сродни несущей конструкции, которая является основой для всей системы права в целом. Так, М.Н. Марченко отмечает, что «они служат своеобразными ориентирами для правотворческой (оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки и издания нормативных актов), правоприменительной и правоохранительной деятельности, а от степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы» [3, с. 33].

В исследовании мы рассматриваем принципы как базовые идеи, дающие базовую же основу содержания права, устанавливая не только его сходства, но и общие для всех субъектов правила поведения, которые либо имеют прямое закрепление в законе, либо исходят из его сути.

Поэтому, в нашем понимании, приоритет публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, социальная направленность финансовой деятельности, федерализм, равноправие субъектов Россий-

ской Федерации, единство финансовой политики и денежной системы, самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления, разделение властей; участие граждан в финансовой деятельности государства, плановость и законность осуществления финансовой деятельности, гласность, публичность, подконтрольность и подотчетность обществу, предсказуемость и доступность общественному пониманию; научная обоснованность, рациональность и эффективность, экономичность и бережливость в расходовании денежных средств предстают перед нами как общие принципы финансовой деятельности государства.

Отметим, что принципы финансовой деятельности неверно отождествлять с принципами финансирования, так как последние представляют собой деятельность по оптимизации и экономии использования бюджетных средств и т. д.

Специальными принципами рассматриваемых учреждений мы считаем универсальные принципы, свойственные любому казенному предприятию, поэтому установить и анализировать основополагающие начала деятельности считаем невозможным.

Однако, анализируя финансовую деятельность унитарных предприятий, нам стоит обратить внимание на императивность их учреждения, так как они учреждаются исключительно в установленном законом порядке через принятие документации в органах власти, что подтверждается нашими словами в отдельном исследовании, говорящем, что «уставы федеральных казенных предприятий утверждаются Правительством Российской Федерации, например, федеральное казенное предприятие «Союзплодоимпорт», федеральное казенное предприятие «Тамбовский пороховой завод», федеральное казенное предприятие «Алексинский химический комбинат», федеральное казенное предприятие «Горный». Утверждение уставов региональных и муниципальных казенных предприятий осуществляется соответствующими органами власти» [4, с. 115].

Рассматриваемые предприятия в своей деятельности оперируют положением, гласящим, что следует не допускать возможности приостановки или прекращения реализуемых функций, что также предопределяет их хозяйственную самостоятельность. В случае нарушения указанного положения либо отдельного использования имущества не по назначению собственник предприятия имеет право изъять принадлежащее ему имущество.

Унитарные же предприятия подобных положений и санкций за их нарушение не имеют, кроме тех случаев, когда предприятия совершают с имуществом неправомерные действия.

В данном случае речь идет исключительно о существующих целях и задачах казенных предприятий. Так, возвращаясь к нашему раннему исследованию, отметим, что «согласно уставу федерального казенного предприятия «Тамбовский пороховой завод», предприятие создано в целях обеспечения производства боеприпасов, патронов к оружию и их составных частей, находящихся в сфере национальных интересов Российской Федерации и обеспечивающих национальную безопасность». Кроме того, устав учреждения устанавливает, что «предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему на праве оперативного управления движимым и недвижимым имуществом, в том числе передавать его третьим лицам по договорам аренды, с согласия Федерального агентства по управлению государственным имуществом, данного с учетом предложений Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, и в пределах, не лишающих предприятие возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом»1.

Делаем вывод, что диктуемый государственными или муниципальными интересами целевой характер присущ правосубъектности казенного предприятия.

Принцип целевой правосубъектности мы выделяем, исходя из того, что границы области правосубъектности данных предприятий изначально определены согласно целям учреждения и его деятельности.

Кроме того, социальная роль и значимость казенного предприятия в сфере его финансовой деятельности стоит наравне с нормативностью ее же регулирования.

Так, следует учитывать, что казенные предприятия создаются в социально значимых целях, являясь в большинстве случаев убыточными.

Как справедливо отмечается в научных исследованиях, основополагающая идея создания казенных предприятий выражается как осуществление требуемой государством и необходимой как для него, так и для общества в целом хозяйственной деятельности, связанной с отсутствием реальной прибыли и наличием убытков, покрываемых из государственного бюджета.

1 Устав федерального казенного предприятия «Тамбовский пороховой завод»: распоряжение Правительства РФ от 25.08.2006 № 1189-Р. URL: https://zakonbase.ru/ content/part/489041 (дата обращения: 25.08.2018).

Следует отметить в качестве специального принцип эффективности деятельности казенных предприятий, заключающийся в достижении рационального соотношения между затратами и целевым эффектом, полученным при функционировании предприятия. Данный принцип является руководящим началом при определении критериев эффективности.

Список литературы

1. Керимов Э.С. Конституционно-правовые основы государственного управления в сфере финансовой деятельности Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2006. 26 с.

2. Шепелев Д.В. Проблемы реализации и защиты интересов в праве: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 202 с.

3. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М.: Юристъ, 2005. 504 с.

4. Шепелева Д.В. Казенное предприятие как субъект финансового права: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. 218 с.

Поступила в редакцию 04.09.2018 г. Отрецензирована 05.10.2018 г. Принята в печать 06.11.2018 г.

Информация об авторе

Шепелев Денис Викторович - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории государства и права. Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Москва, Российская Федерация; доцент департамента правового регулирования экономической деятельности. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: denn0508@yandex. ru

Для цитирования

Шепелев Д.В. Правовые интересы и принципы деятельности государственных предприятий // Актуальные проблемы государства и права. 2018. Т. 2. № 8. С. 6-13. DOI 10.20310/2587-9340-2018-2-8-6-13.

DOI 10.20310/2587-9340-2018-2-8-6-13

LEGAL INTERESTS AND ACTIVITIES PRINCIPLES OF GOVERNMENTAL ENTERPRISES

D.V. Shepelev1'2

Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

9 Sadovaya-Kudrinskaya St., Moscow, 125993, Russian Federation

2) Financial University under the Government of the Russian Federation

49 Leningradskiy Ave, Moscow, 125993, Russian Federation

E-mail: denn0508@yandex.ru

Abstract. The study is devoted to the relevance of legitimate interest, which is due to the radical economic, political, legal and cultural transformations taking place in the country, carried out by the judicial reform. The word "i n-terest" comes from the Latin "interest", which means "to be important". Interest in objective right performs many functions: it acts as a conscious need (motive) of a person's volitional behavior, due to a legal fact, a prerequisite for filing a claim, the basis for entering into the process, the criterion for determining the procedural position, the basis for challenge, etc. It should be noted, however, that there is still no holistic concept of interest and its role in legal science. If we consider the interest from these positions, it can be noted that most often the goals of individuals do not coincide with the interests of society. Especially when we take into account the fact that almost the full expression of the interests of society is the government with its apparatus, implementing its tasks. However this is more of a subjective or situational factor, and its impact can be tried to be minimized, still it has a value. If we consider the interests expressed in law from such positions, we can note the presence of both public presumably objective interest, and at the same time private subjective-objective.

Keywords: interests; legal interests; principles; governmental enterprises; public interests; separation of powers; publicity; federalism; legal personality; legal capacity

References

1. Kerimov E.S. Konstitutsionno-pravovyye osnovy gosudarstvennogo upravleniya v sfere finansovoy deyatel'nosti Rossiyskoy Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Constitutional and Legal Basis of Public Administration in the Sphere of Financial Activity of the Russian Federation. Cand. jurid. sci. diss. abstr.]. Makhachkala, 2006, 26 p. (In Russian).

2. Shepelev D.V. Problemy realizatsii i zashchity interesov v prave: dis. ... kand. yurid. nauk [Problems of Realization and Protection of Interests in Law. Cand. jurid. sci. diss.]. Moscow, 2011, 202 p. (In Russian).

3. Marchenko M.N. Problemy teorii gosudarstva i prava [Theory Problems of State and Law]. Moscow, Yurist Publ., 2005, 504 p. (In Russian).

4. Shepeleva D.V. Kazennoye predpriyatiye kak sub"yekt finansovogo prava: dis. ... kand. yurid. nauk [State Enterprise as a Subject of Financial Law. Cand. jurid. sci. diss.]. Moscow, 2016, 218 p. (In Russian).

Received 4 September 2018 Reviewed 5 October 2018 Accepted for press 6 November 2018

Information about the author

Shepelev Denis Viktorovich - Candidate of Jurisprudence, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory State and Law. Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Moscow, Russian Federation; Associate Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Activity. Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation. E-mail: denn0508@yandex.ru

For citation

Shepelev D.V. Pravovyye interesy i printsipy deyatel'nosti gosudarstvennykh predpriyatiy [Legal interests and activities principles of governmental enterprises]. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava - Current Issues of the State and Law, 2018, vol. 2, no. 8, pp. 6-13. DOI 10.20310/2587-9340-2018-2-8-6-13. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.