Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАЗЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАЗЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
84
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КАЗЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПУБЛИЧНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ФИНАНСОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / БЮДЖЕТНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / PUBLIC ENTERPRISES / PUBLIC EDUCATION / FINANCIAL RESPONSIBILITY / CIVIL RESPONSIBILITY / BUDGET RESPONSIBILITY / TAX RESPONSIBILITY / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шепелева Дина Викторовна

Рассмотрены правовые аспекты юридической ответственности казенных предприятий. Юридическая ответственность за нарушения финансовой деятельности казенных предприятий может быть административной, гражданской, финансовой и даже уголовной. Анализ ответственности казенных предприятий позволяет отметить, что на законодательном уровне не в полной мере обеспечен механизм ответственности за нарушения порядка осуществления финансовой деятельности, которая связана с обеспечением финансовых операций по перечислению прибыли, осуществлению бюджетных заимствований, обеспечением эффективности использования имущества предприятия, предоставлением собственнику и уполномоченному органу необходимой информации. Следует отметить, что для оптимального участия публичных образований в экономических отношениях унитарные предприятия реализуют государственные заказы, осуществляют государственные закупки, взаимодействуя как с потенциальными контрагентами, так и с собственником - государством или публично-правовым образованием, в том числе через сеть Интернет. Но не всегда данная деятельность происходит без нарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC ENTERPRISES LEGAL ASPECTS OF LEGAL RESPONSIBILITY

We consider legal aspects of legal responsibility of public enterprises. Legal liability for violations of the financial activities of public enterprises can be administrative, civil, financial and even criminal. Analysis of the responsibility of public enterprises allows us to note that at the legislative level, the mechanism of responsibility for violations of the order of financial activity, which is associated with the provision of financial transactions for the transfer of profits, the implementation of budget borrowing, ensuring the efficiency of the use of the property of the enterprise, providing the owner and the authorized body of the necessary information, is not fully provided. It should be noted that for the optimal participation of public entities in economic relations, unitary enterprises implement government orders, carry out government procurement, interacting both with potential contractors and with the owner - the state or public legal entity, including through the Internet. But not always, this kind of activity is going on without violations.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАЗЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

© Шепелева Д.В., 2018

DOI 10.20310/2587-9340-2018-2-8-14-20 УДК 343

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАЗЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Д.В. Шепелева

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 125993, Российская Федерация, г. Москва, Ленинградский пр-т, 49 E-mail: dianasaxara@rambler.ru

Аннотация. Рассмотрены правовые аспекты юридической ответственности казенных предприятий. Юридическая ответственность за нарушения финансовой деятельности казенных предприятий может быть административной, гражданской, финансовой и даже уголовной. Анализ ответственности казенных предприятий позволяет отметить, что на законодательном уровне не в полной мере обеспечен механизм ответственности за нарушения порядка осуществления финансовой деятельности, которая связана с обеспечением финансовых операций по перечислению прибыли, осуществлению бюджетных заимствований, обеспечением эффективности использования имущества предприятия, предоставлением собственнику и уполномоченному органу необходимой информации. Следует отметить, что для оптимального участия публичных образований в экономических отношениях унитарные предприятия реализуют государственные заказы, осуществляют государственные закупки, взаимодействуя как с потенциальными контрагентами, так и с собственником - государством или публично-правовым образованием, в том числе через сеть Интернет. Но не всегда данная деятельность происходит без нарушений.

Ключевые слова: ответственность; казенные предприятия; публичные образования; финансовая ответственность; гражданская ответственность; бюджетная ответственность; налоговая ответственность; административная ответственность

Большинство видов юридической ответственности, а именно: административная, гражданская, финансовая и уголовная свойственны казенным предприятиям за нарушение ими их финансовой деятельности.

Юридическая ответственность за нарушения финансовой деятельности казенных предприятий может быть различной: как административной, так и гражданской, финансовой и даже уголовной.

Непосредственно финансовая ответственность казенных предприятий имеет комплексный характер и включает различные виды ответственности.

Рассмотрев возможную ответственность данных предприятий, мы отмечаем, что механизм привлечения к ответственности за нарушения в отдельных сферах финансовой деятельности имеет существенные пробелы в области нормативного регулирования.

Кроме того, если рассматривать гражданско-правовую ответственность, рассматриваемое предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника, но по своим обязательствам несет ответственность всем принадлежащим имуществом.

В тех случаях, когда имеется нехватка имущества учреждения, собственник несет субсидиарную ответственность по соответствующим обязательствам, кроме того, в случае нехватки имущества казенного предприятия оно перестает быть ответчиком ввиду объективной невозможности взыскания имущества.

Данное положение устанавливает, что в данном случае собственник, который представляет собой публично-правовое образование, является ответчиком, и иск предъявляется ему.

Таким образом, для удовлетворения требований кредиторов используется нераспределенное имущество, составляющее казну публично-правового образования (абзац 1 пункта 1 статьи 126, абзац 2 пункта 4 статьи 214, абзац 2 пункта 3 статьи 215 ГК РФ).

Недостаток имущества казенного предприятия устанавливается исключительно в ходе исполнения соответствующего акта, выданного судебным органом, то есть какое-либо бремя доказывания на истце не лежит.

Финансовая ответственность данных предприятий, учитывая ее разнообразие, предусмотрена в различных сферах, ввиду чего ответственность обусловлена характером нарушенного законодательства и отдельных правоотношений, в свою очередь, само финансовое правонарушение следует считать основанием для характерной ответственности.

Рассматривая валютную ответственность, отметим, что правонарушение не в данной сфере, совершенное казенным предприятием, есть виновное и противоправное деяние, совершенное данным предприятием, которое, являясь субъектом валютных правоотношений, допустило нарушение правил валютного контроля (обращения), за что законодательством установлена соответствующая ответственность.

Казенные предприятия, в свою очередь, представлены в роли резидентов России как созданные в соответствии с законом юридические лица (пункт «е» части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»1).

Валютное законодательство рассматривает возможность казенных предприятий нести валютную ответственность. Подобная ответственность возникает, прежде всего, при пользовании и распоряжении денежными знаками Российской Федерации, ее ценными бумагами при взаимодействии с нерезидентами страны.

Главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации установлен полный перечень налоговых правонарушений, свойственных рассматриваемому нами типу предприятий.

Так, к налоговой ответственности предприятие привлекается за попытки в установление налогов и сборов и налогового контроля, а также нарушения в сфере уплаты налогов.

Говоря о бюджетной ответственности, уточним, что при совершении подобного правонарушения казенным предприятием органом финансового контроля направляется соответствующее уведомление, содержащее перечень мер принуждения. Так, на практике казенное предприятие может нести ответственность при нецелевом расходовании субсидий. В таком случае выданная субсидия подлежит полному возврату в бюджет публично-правового образования, а предприятие дополнительно вносит плату за нецелевое пользование средствами.

Таким образом, нами установлено, что ответственность предприятий за нарушения в финансовой сфере тесно связана со следующими факторами.

1. Бюджетные заимствования - хоть выделение казенным предприятием субсидий имеет нормативное закрепление3, а перечисление субсидий осуществляется в принятые соответствующим органом сро-

4

ки , на деле мы сталкиваемся с периодическими отсрочками рассмот-

1 О валютном регулировании и валютном контроле (ред. от 30.12.2015): федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.

2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

3 Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным казенным предприятиям оборонно -промышленного комплекса в 20142016 годах: постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 351 (ред. от 30.12.2013) // СЗ РФ. 2008. № 19. Ст. 2187.

4 Об утверждении Порядка предоставления субсидий муниципальным казенным предприятиям сельского поселения Пешковское Солнечногорского муниципального

рения заявления на получение или проекта приказа на предоставление субсидии. Оплата государственного заказа также может выполняться с некоторыми задержками, что негативно сказывается на возможности исполнить налоговое обязательство и превращается в клубок правонарушений. Отдельно скажем, что подобной проблеме не уделено должного внимания законодателя, особенно в сфере условий, исключающих налоговое правонарушение.

2. Финансовые операции, прежде всего, связаны с перечислением прибыли, ввиду того, что существует реальное требование к предприятиям рассматриваемого предприятия в сфере бюджетных отчислений и их отсутствия, и ответственности за подобную деятельность.

Это положение также не имеет официального порядка и не закреплено в законе. На практике распространено привлечение руководителя к ответственности. Так, нами выяснено, что «согласно пункту 30 Устава федерального казенного предприятия «Союзплодоимпорт», генеральный директор предприятия действует на принципе единоначалия и несет персональную ответственность за результаты хозяйственной деятельности предприятия»5. Кроме того, Устав казенного предприятия Тамбовской области «Дирекция капитального строительства» говорит, что «директор предприятия действует на принципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами, законами Тамбовской области, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тамбовской области, настоящим Уставом и заключенным с ним трудовым догово-ром»6. В дополнение отметим, что пункт 7 Порядка составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных и казенных предприятий области... Тамбовской области говорит, что «ответственность за выполнение утвержденных плановых показателей экономической эффективности деятельности предприятия возлагается на руководителя предприятия».

района Московской области: постановление администрации сельского поселения Пешковское Солнечногорского муниципального района Московской области от 20.03.2015 № 47. Доступ из СПС Гарант.

5 Об утверждении Устава федерального казенного предприятия «Союзплодоимпорт» (ред. от 11.03.2011): Распоряжение Правительства РФ от 11.03.2002 № 286 -р // СЗ РФ. 2002. № 11. Ст. 1072.

6 О создании казенного предприятия Тамбовской области «Дирекция капитального строительства»: постановление администрации Тамбовской области от 15.02.2006 № 129. Доступ из СПС Гарант.

3. Оптимальное пользование имуществом рассматриваемого предприятия предусматривает ответственность за нарушение законодательства по вопросам пользования собственностью. Так, статья 9 Закона Тамбовской области «Об управлении государственной собственностью Тамбовской области» говорит, что «относится к полномочиям администрации Тамбовской области».

4. Предоставление необходимой информации органу. Так, пункт 4 Порядка и формы отчета государственных унитарных и казенных предприятий Тамбовской области устанавливает, что «за представление недостоверной отчетности руководитель предприятия несет установленную законодательством Российской Федерации ответствен-

7

ность» .

Вместе с тем у собственника имеется возможность подать иск руководителю унитарного предприятия. Данный иск направлен на возмещение причиненных предприятию убытков. Важным считаем, что руководитель несет материальную ответственность по убыткам предприятия исключительно при доказанной его вине.

Поэтому на сегодняшний день важным считаем возможность скорейшего решения проблем нормативно-правового регулирования, связанных с ответственностью казенного предприятия в части зачисления прибыли в бюджет, применением санкций из данной сферы, возможностью принудительного списания средств со счетов предприятия в бюджет. Предлагаем в нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность казенных предприятий регионального и муниципального уровня, предусмотреть возможность внесения положения, предусматривающего финансовые санкции в виде взыскания пени в размере, равной учетной ставке Центрального банка Российской Федерации от суммы невнесенного платежа за каждый день просрочки, начиная

7 Об утверждении Порядка и формы отчета государственных унитарных и казенных предприятий области: постановление администрации Тамбовской области от 13.08.2014 № 901; Об утверждении Правил предоставления субсидий федеральным казенным предприятиям, отнесенным к ведению Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, на финансовое обеспечение затрат, связанных с производством и доставкой в субъекты Российской Федерации лекарственных средств и препаратов для ветеринарного применения для обеспечения проведения противоэпизооти-ческих мероприятий в субъектах Российской Федерации: приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 04.06.2015 № 228. Доступ из СПС Гарант.

ShepelevaD.V. Public enterprises legal aspects of legal responsibility

с дня, следующего за установленным сроком внесения платежа, по день фактической уплаты включительно.

Поступила в редакцию 03.09.2018 г. Отрецензирована 03.10.2018 г. Принята в печать 06.11.2018 г.

Информация об авторе

Шепелева Дина Викторовна - кандидат юридических наук, доцент, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: dianasaxara@rambler.ru

Для цитирования

Шепелева Д.В. Правовые аспекты юридической ответственности казенных предприятий // Актуальные проблемы государства и права. 2018. Т. 2. № 8. С. 14-20. Б01 10.20310/2587-9340-2018-2-8-14-20.

DOI 10.20310/2587-9340-2018-2-8-14-20 PUBLIC ENTERPRISES LEGAL ASPECTS OF LEGAL RESPONSIBILITY

D.V. Shepeleva

Financial University under the Government of the Russian Federation 49 Leningradskiy Ave., Moscow 125993, Russian Federation E-mail: dianasaxara@rambler.ru

Abstract. We consider legal aspects of legal responsibility of public enterprises. Legal liability for violations of the financial activities of public enterprises can be administrative, civil, financial and even criminal. Analysis of the responsibility of public enterprises allows us to note that at the legislative level, the mechanism of responsibility for violations of the order of financial activity, which is associated with the provision of financial transactions for the transfer of profits, the implementation of budget borrowing, ensuring the efficiency of the use of the property of the enterprise, providing the owner and the authorized body of the necessary information, is not fully provided. It should be noted that for the optimal participation of public entities in economic relations, unitary enterprises implement government orders, carry out government procurement, interacting both with potential contractors and with the owner - the state or public legal entity, including through the Internet. But not always, this kind of activity is going on without violations.

Keywords: responsibility; public enterprises; public education; financial responsibility; civil responsibility; budget responsibility; tax responsibility; administrative responsibility

Received 3 September 2018 Reviewed 3 October 2018 Accepted for press 6 November 2018

Information about the author

Shepeleva Dina Viktorovna - Candidate of Jurisprudence, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Activity. Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation. E-mail: dianasaxara@rambler.ru

For citation

Shepeleva D.V. Pravovyye aspekty yuridicheskoy otvetstvennosti kazennykh predpriyatiy [Public enterprises legal aspects of legal responsibility]. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava - Current Issues of the State and Law, 2018, vol. 2, no. 8, pp. 14-20. DOI 10.20310/2587-9340-2018-2-8-14-20. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.