Научная статья на тему 'БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОГЛАШЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ С ОСОБЫМ РЕЖИМОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОГЛАШЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ С ОСОБЫМ РЕЖИМОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС / БАЛАНС ЧАСТНЫХ И ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ / ПРИНЦИПЫ ПРАВА / ТЕРРИТОРИИ С ОСОБЫМ РЕЖИМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черешнева И.А.

Статья посвящена исследованию баланса частных и публичных интересов через призму соглашения об осуществлении деятельности на территориях с особым режимом предпринимательства. В ходе работы анализируется ряд вопросов: интерес в праве, частные и публичные интересы, признаки баланса интересов. Автор приходит к выводу, что баланс частных и публичных интересов представляет собой общеправовой принцип, реализация которого в рамках территорий с особым режимом становится возможной посредством заключения соглашения об осуществлении деятельности, поскольку отношения между частным и публичным субъектами основываются на началах координации, тем самым идея обмена и сотрудничества находит свое воплощение. В результате данное соглашение рассматривается и как форма государственно-частного партнерства, и как стимулирующее средство государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности соответственно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Черешнева И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BALANCE OF INTERESTS FROM THE PERSPECTIVE OF THE BUSINESS TERMS AGREEMENT IN THE TERRITORIES WITH A SPECIAL REGIME OF ENTREPRENEURSHIP

The article studies a balance between private and public interests in terms of a business terms agreement on the territories with special entrepreneurship arrangements. In the course of this work, a number of issues are analyzed: interest in law, private and public interests, elements of the balance of interests. The author comes to the conclusion that the balance of private and public interests is a general legal principle. Within the territories with special arrangements the implementation of the principle becomes possible through a business terms agreement due to the fact that the relation between private and public entities are based on coordination. Thus, the concept of exchange and cooperation is embodied. As a result, the given agreement is considered both as a form of public-private partnership, and as a incentivizing vehicle of government regulation of the economy and business operations, respectively.

Текст научной работы на тему «БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОГЛАШЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ С ОСОБЫМ РЕЖИМОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА ЧЕРЕШНЕВА

Институт государства и права Российской академии наук

119019, Российская Федерация, Москва, ул. Знаменка, д. 10

E-mail: iachereshneva@gmail.com

SPIN-код: 5980-1729

DOI: 10.35427/2073-4522-2021-16-4-chereshneva

БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОГЛАШЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ С ОСОБЫМ РЕЖИМОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация. Статья посвящена исследованию баланса частных и публичных интересов через призму соглашения об осуществлении деятельности на территориях с особым режимом предпринимательства. В ходе работы анализируется ряд вопросов: интерес в праве, частные и публичные интересы, признаки баланса интересов. Автор приходит к выводу, что баланс частных и публичных интересов представляет собой общеправовой принцип, реализация которого в рамках территорий с особым режимом становится возможной посредством заключения соглашения об осуществлении деятельности, поскольку отношения между частным и публичным субъектами основываются на началах координации, тем самым идея обмена и сотрудничества находит свое воплощение. В результате данное соглашение рассматривается и как форма государственно-частного партнерства, и как стимулирующее средство государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности соответственно.

Ключевые слова: интерес, баланс частных и публичных интересов, принципы права, территории с особым режим осуществления хозяйственной деятельности, особые экономические зоны, соглашение об осуществлении деятельности, государственно-частное партнерство

IRINA A. CHERESHNEVA

Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences 10 Znamenka str., Moscow 119019, Russian Federation E-mail: iachereshneva@gmail.com SPIN-код: 5980-1729

BALANCE OF INTERESTS FROM THE PERSPECTIVE OF THE BUSINESS TERMS AGREEMENT ON THE TERRITORIES WITH SPECIAL ENTREPRENEURSHIP ARRANGMENTS

Abstract. The article studies a balance between private and public interests in terms of a business terms agreement on the territories with special entrepreneurship arrangements. In the course of this work, a number of issues are analyzed: interest in law, private and public interests, elements of the balance of interests. The author comes to the conclusion that the balance of private and public interests is a general legal principle. Within the territories with special arrangements the implementation of the principle becomes possible through a business terms agreement due to the fact that the relation between private and public entities are based on coordination. Thus, the concept of exchange and cooperation is embodied. As a result, the given agreement is considered both as a form of public-private partnership, and as a incentivizing vehicle of government regulation of the economy and business operations, respectively.

Keywords: interest, balance of private and public interests, legal principles, territories with special arrangements for conduct of economic operations, special economic zones, business terms agreement, public-private partnership

1. Введение

Категория «баланс интересов» уже давно вошла в орбиту внимания представителей юридической науки. При этом круг исследований необычайно широк: мы можем встретить труды, посвященные данной проблематике, как в теории права, так и применительно к той или иной отрасли юридического знания1. Цель настоящей работы заключается в рассмотрении баланса частных и публичных интересов в контексте территорий с особым режимом осуществления хозяйственной деятельности (далее — территории с особым режимом), назначение которых заключается в пространственном и инновационном развитии экономики посредством установления в границах опреде-

1 Например, см.: в теории права — Першина И.В. Интерес в праве: Дисс. ... кацд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002; в гражданском праве — Пьянкова А.Ф. Концепция баланса интересов и ее место в гражданском праве России // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 2. С. 117—130; в предпринимательском праве — Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М., 2001; в сфере обеспечения безопасности — Мальцев В.А. Баланс интересов в сфере обеспечения безопасности: понятие и механизм государственно-правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 18. С. 5—10; в сфере правосудия — Даньков А.А. Обеспечение баланса публичных и частных интересов в сфере правосудия: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2014 и др.

ленной территории особого режима предпринимательства. При этом ключевой выступает идея сотрудничества и партнерства между государством, с одной стороны, и субъектами предпринимательской деятельности — с другой, что находит свое воплощение в соглашении об осуществлении деятельности на такой территории.

Государство, осуществляя регулирование экономики и предпринимательской деятельности, имеет в своем арсенале целый комплекс различных форм, методов и средств государственного регулирования. Не случайно представители экономической науки предположили, что регулирование выступает формой государственного вмешательства в рыночную экономику в целях обеспечения публичных интересов2. Однако на смену традиционным административным методам воздействия приходят договорные, стимулирующие методы и средства ввиду заинтересованности государства как в притоке частных инвестиций в экономику (и отечественных, и иностранных), так и в коммерциализации результатов научных исследований и разработок, увеличении доли научно-технической продукции и инноваций на внутреннем рынке, а также в использовании знаний и компетенций предпринимательского сообщества3. В результате субординация сменяется координацией, а на первый план выходит идея договора и взаимообмена, обеспечивается баланс.

2. Интерес в праве

Прежде чем приступить к исследованию баланса частных и публичных интересов применительно к территориям с особым режимом, обратим свое внимание на категорию «интерес в праве». Для начала необходимо отметить, что в юридической доктрине отсутствует единство мнений относительно соотношения потребности и интереса.

Так, существует точка зрения, в соответствии с которой категория «интерес» определяется через потребность4; согласно другой — эти по-

2 См.: Boadway R.F., Bruce N. Welfare Economics. New York, 1984. P. 210.

3 При этом для эффективной реализации проектов в сфере государственно-частного партнерства большое значение приобретают знания и умения предпринимательского сообщества, на что обращается внимание и в зарубежных исследованиях. См.: Brenski W, Galibarczyk M. Public—Private Partnerships Being a Chance to Realize the Investments in the Age of Local Government Debt // Private Interest and Public Interest in European Legal Tradition / Ed. by Sitek B., Szczerbowski J.J., Bauknecht A.W., Szpanowska M. and Wasyliszyn K. Olsztyn, 2015. P. 174.

4 См.: Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. URL: http:// civil.consultant.ru/elib/books/1/ (дата обращения: 30.04.2021).

нятия нельзя отождествлять5, поскольку, во-первых, «всякий интерес является производным от соответствующей ему потребности, он обусловлен ею, возникает на ее основе»6, а во-вторых, ввиду того, что интерес включает в себя «не только потребности, но также пути и средства их удовлетворения»7. Исходя из последнего атрибута интереса, его можно определить как «характеристику отношения субъекта к объективным жизненным условиям, выражающуюся в мотивированности и целенаправленности деятельности, преследующей удовлетворение определенных потребностей»8. Кроме того, в контексте соотношения субъективного и объективного в интересе наиболее верной нам видится позиция, согласно которой «интерес в праве рассматривается как единство объективных и субъективных факторов»9 (смешанная концепция интереса).

Если при исследовании вопроса содержания частного и публичного интересов мы можем говорить о некоем единодушии взглядов ученых в отношении первых, поскольку частные интересы определяются как «охраняемые правом интересы, присущие конкретным лицам и социальным группам»10 (юридическим лицам), то применительно к содержанию вторых — вести речь о солидарности не приходится. При этом основным «камнем преткновения» становится вопрос соотношения публичного интереса с общественным и государственным интересами соответственно.

«Классической» можно назвать дефиницию публичного интереса, данную Ю.А. Тихомировым, согласно которой последний представляет собой «признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией ее существования и развития»11. И если «частный интерес служит цели удовлетворения потребностей личности, то публичный — цели обеспечения существования общества как единого целого. Иными словами, частный интерес — это охраняемый правом интерес, присущий гражданам и юридическим лицам, тогда как публичный интерес — это признанный государством и обеспечен-

5 См.: Курбатов А.Я. Указ. соч. С. 58.

6 Борисенков А.А. Представления об индивидуальном интересе и их значение для изучения национальных интересов // Вестник СИБИТа. 2015. № 3 (15). С. 62.

7 Лавриненко В.Н. Интересы как категория исторического материализма // Вестник МГУ. Сер. «Философия». 1964. № 1. С. 65.

8 Першина И.В. Указ. соч. С. 15.

9 Там же.

10 Курбатов А.Я. Указ. соч. С. 60.

11 Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. C. 55.

ный правом общественный интерес»12. Тем самым публичный интерес определяется через интерес общественный. При этом необходимо провести разграничение между вопросами, непосредственно относящимися к общественным интересам, в том смысле, что они представляют законный интерес для общества, и теми, которые просто интересны обществу на обычном человеческом уровне13. С правовой точки зрения основной фокус внимания, безусловно, должен быть сосредоточен на законных интересах.

Означает ли сказанное, что под публичными интересами понимаются только интересы общества, которые получили признание со стороны государства и которые обеспечиваются правом? И раз государство их признает, то можно ли тогда вести речь о соответствии государственных интересов интересам общества? Представляется, что нет. Безусловно, в совершенном мире можно было бы говорить о полном совпадении общественных и государственных интересов, однако реальность гораздо богаче и сложнее идеальных моделей. Потому, на наш взгляд, важно указать и на существование государственных интересов. Сказанное, в свою очередь, развенчивает «миф о государстве, у которого нет никаких иных целей, кроме заботы об общественных интересах»14. Ввиду вышеизложенного к общественным интересам следует добавить и интересы государственные (здесь речь идет не об их противопоставлении, а, напротив, подчеркивается их общая основа15, исходя из чего разница между ними должна быть сведена к минимуму), которые в совокупности составляют публичные интересы, что, в свою очередь, свидетельствует о неоднородности последних.

Например, «вполне реальной является ситуация, при которой публичный интерес на муниципальном уровне может отличаться от такового на уровне субъекта Федерации и на федеральном уровне»16.

12 Тихомиров Ю.А. Публичное право: падения и взлеты // Государство и право. 1996. № 1. С. 56.

13 См.: Public interest: A guide to the public interest test. URL: https://www.ombudsman. parliament.nz/resources/public-interest-guide-public-interest-test (дата обращения: 05.06.2021).

14 Толстых П.А. Теоретико-методологический анализ категории «интерес» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 5 (19): В 2 ч. Ч. II. C. 188.

15 См.: Чугурова Т.В. Процессуальные формы защиты публичных интересов в российском праве: Дисс. ... канд. юрид. наук. Самара, 2007. С. 46.

16 Бакаева О.Ю., Погодина Н.А. О соотношении частных и публичных интересов // Журнал российского права. 2011. № 4 (172). С. 45.

Кроме того, зачастую при выработке того или иного государственного решения интересы различных ведомств могут входить в противоречие друг с другом. В этой связи показательной видится точка зрения Ю.А. Тихомирова, согласно которой «общее родовое понятие публичного интереса сочетается с видовыми нормативными понятиями — интересы общества и государства, национальной безопасности, общие интересы, интересы наций, народов, населения, общеэкономические интересы, интересы экологического благополучия, региональные и местные интересы...»17.

Резюмируя вышеизложенное, частный интерес можно представить «как меру (способ) удовлетворения потребностей личности, в то время как публичный — в качестве способа обеспечения существования общества как единого целого»18. Задача же права как раз таки и заключается в поддержании состояния равновесия, обеспечении как баланса частных и публичных интересов, так и того, чтобы реализация индивидуумом своего частного интереса «работала» на общее благо, а не в ущерб ему.

3. Баланс частных и публичных интересов

В Петровскую эпоху слово «баланс» было заимствовано в русский язык из французского, «где balance в значении "равновесие" возникло из balance "уравновешенные весы", восходящего к латинскому bilanx "весы с двумя чашками"»19. На феномен равновесия как определяющего признака содержания категории «баланс интересов» (применительно к сфере обеспечения безопасности) указывает и В.А. Мальцев20. Кроме того, ученый выделяет равновесность в качестве единственной качественной определенности данной категории21. Однако тождества между состоянием равновесия и балансом интересов он не проводит, дополняя последнее рядом ключевых признаков: «установление требований (принципа) целесообразности в реализации тех или иных интересов субъектов правоотношений; установле-

17 Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов // Журнал российского права. 2001. № 5. С. 7.

18 Бакаева О.Ю., Погодина Н.А. Указ. соч. С. 42.

19 Этимологический онлайн-словарь русского языка Н.М. Шанского. URL: https://lexicography.onIine/etymology/shansky/%D0%B1/%D0%B1%D0%B0%D0% BB%D0%B0%D0%BD%D1%81 (дата обращения: 16.05.2021).

20 См.: Мальцев В.А. Указ. соч. С. 7.

21 См.: там же. С. 8.

ние пределов осуществления прав и свобод граждан; соразмерность; реализация принципа справедливости»22.

А.Ф. Пьянкова, исследуя баланс интересов в гражданском праве, отмечает такие сущностные характеристики данного понятия, как «соразмерность в установлении прав и обязанностей субъектов правоотношения, их осуществлении и защите; наличие у сторон равных возможностей для реализации своих законных интересов; баланс интересов характеризует правоотношение в состоянии сотрудничества; динамичность»23.

В свою очередь, А.А. Даньков к основным элементам баланса интересов относит: «равновесие, понимаемое как справедливое (разумное) соотношение взаимных прав и обязанностей носителей интересов, обеспечивающее устойчивость правоотношений; целесообразность, учитываемую при реализации сталкивающихся, иерархически выстроенных интересов; пределы реализации прав и свобод, не представляющие угрозы существованию государственности; соразмерность (адекватность) средств и методов, используемых при реализации (ограничении) интересов; динамический характер соотношения интересов»24.

Таким образом, взгляды правоведов на ключевые признаки баланса интересов в основе своей совпадают. Мы полагаем, что применительно к балансу частных и публичных интересов стержневой характеристикой данной категории выступает состояние равновесия, при котором находящиеся на одной чаше весов частные интересы соизмеряются с находящимися на другой публичными, в результате чего достигается их согласованность. Кроме того, к сущностным признакам баланса частных и публичных интересов, на наш взгляд, целесообразно отнести соразмерность (имеется в виду не только соразмерность самих потребностей, но и средств их удовлетворения), достижение состояния согласованности (поскольку баланс интересов — это всегда консенсус в противовес его парной категории — конфликту), а также установление пределов реализации как частных, так и публичных интересов. При этом нам представляется, что частные и публичные интересы должны выступать в качестве своеобразной системы сдержек и противовесов по отношению друг к другу. По справедливому замечанию председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина, «ба-

22 См.: Мальцев В.А. Указ. соч. С. 8.

23 Пьянкова А.Ф. Указ. соч. С. 117.

24 Даньков А.А. Указ. соч. С. 80.

ланс интересов между государством и правами и свободами отдельной личности является самым болезненным аспектом проблемы конституционных ценностей»25. В этой связи характерно, что «обеспечение баланса публичных и частных интересов в сфере предпринимательской деятельности достигается с помощью установления пределов реализации интересов предпринимателей и пределов вмешательства государства в их частные дела»26.

Определив основные признаки исследуемой категории, постараемся уяснить ее сущность. Например, цивилист А.Ф. Пьянкова определяет баланс интересов в качестве многоаспектного понятия, видя в нем и общеправовой принцип, и цель правового регулирования, и характеристику правоотношения27. В свою очередь, А.А. Даньков рассматривает баланс частных и публичных интересов в качестве универсального общеправового принципа28.

Академик В.В. Лаптев относил принцип сочетания частных и публичных интересов к основным принципам предпринимательского права29, на это, в частности, указывают и другие представители науки предпринимательского права30. Кроме того, данная правовая категория «признается общим принципом международного права и применяется судебными органами в большинстве развитых зарубежных стран»31, в том числе и в России.

Так, Конституционный Суд РФ в своем постановлении 32 указал, что с учетом конституционных принципов (здесь и далее выделено мной. — И.Ч.) соразмерности государственного вмешательства в пра-

25 Зорькин В.Д. Национальные интересы, современный миропорядок и конституционная законность. URL: http://www.ksrf.ru/ru/News/Speech/Pages/View Item.aspx? ParamId=15 (дата обращения: 05.04.2021).

26 Кабанова И.Е. Влияние принципа баланса частных и публичных интересов на правовое регулирование предпринимательской деятельности // Проблемы реализации принципов права в предпринимательской деятельности: Монография / Отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М., 2016. C. 256.

27 См.: ПьянковаА.Ф. Указ. соч. С. 119.

28 См.: Даньков А.А. Указ. соч. С. 86.

29 См.: Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. М., 2006. С. 13.

30 См.: БелыхВ.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М., 2008. С. 87.

31 Старженецкая Л.Н. Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России. М., 2018. C. 131.

32 Постановление Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2005 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20

ва и свободы граждан, баланса частных и публичных интересов федеральный законодатель вправе наделить рядом публичных нормотвор-ческих, исполнительно-распорядительных, контрольных полномочий автономные публично-правовые субъекты — саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

Несмотря на то что принцип баланса частных и публичных интересов не получил своего нормативного закрепления в Основном законе, в доктрине «существуют различные варианты обозначения данного принципа, отражающие его сущностные идеи как "принципа справедливости", "принципа соразмерности", "принципа минимального ограничения прав частных субъектов в публичных интересах" и др.»33. Полагаем, что сказанное согласуется и с отмеченными ранее ключевыми признаками баланса интересов.

Таким образом, на основании вышеизложенного мы рассматриваем категорию «баланс частных и публичных интересов» в качестве общеправового принципа, пронизывающего всю систему права, а также выступающего фундаментом правотворческой и правореализацион-ной деятельности. В этой связи хотелось бы разделить точку зрения А.А. Данькова, согласно которой «содержательная наполненность данного принципа близка таким общеправовым принципам, как верховенство права, законность, справедливость, разумность и гуманизм»34.

4. Реализация принципа баланса частных и публичных интересов в соглашении об осуществлении деятельности на территориях с особым режимом

По нашему убеждению, территории с особым режимом создаются государством в целях пространственного развития экономики посредством установления в границах определенной территории особого правового режима предпринимательства. Поскольку такой режим можно отнести к числу преферинциальных (льготных) правовых режимов, постольку государство, предоставляя их резидентам определенные льготы и преимущества, прежде всего, заинтересовано в социально-экономическом развитии того региона, в пределах которого устанавливается этот режим, в том числе за счет осуществляе-

Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева» // СПС «КонсультантПлюс».

33 Старженецкий В.В. Россия и Совет Европы: право собственности. М., 2004. C. 58.

34 Даньков А.А. Указ. соч. С. 85.

мой предпринимателями хозяйственной деятельности. Получается, что резиденты таких территорий не только удовлетворяют свой частный интерес, но и участвуют в реализации публичного интереса, что свидетельствует о претворении в жизнь идеи обмена, сотрудничества и взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности, с одной стороны, и государством — с другой.

Так, известный экономист Дж. Бьюкенен утверждал, что «политика есть сложная система обмена между индивидами, в которой последние коллективно стремятся к достижению своих частных целей, так как не могут реализовать их путем обычного рыночного обмена. Здесь нет других интересов, кроме индивидуальных. На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике — соглашаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каждому: от местной пожарной охраны до суда»35. В контексте территорий с особым режимом предприниматели, например, осуществляют только тот вид предпринимательской или иной экономической деятельности, который определен соглашением об осуществлении деятельности, в том числе исходя из цели создания территории, а взамен получают возможность вести свой бизнес на иных, отличных от общих условиях. Ведь «действительная роль государства в сфере регулирования предпринимательской деятельности — обеспечение публичных интересов путем установления ограничений или стимулирования определенных видов предпринимательства»36. Соответственно в рамках исследуемых территорий речь преимущественно идет о стимулировании.

Каким же образом можно обеспечить баланс частных и публичных интересов применительно к территориям с особым режимом? Нам представляется, что в рамках соглашения об осуществлении деятельности, которое мы рассматриваем и как стимулирующее средство государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности, относя его к собственно правовым средствам (договор), и как одну из форм государственно-частного партнерства.

Ввиду того, что особые экономические зоны (далее — ОЭЗ) выступают одним из видов территорий с особым режимом37, мы проиллюстрируем реализацию принципа баланса частных и публичных

35 Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики // Вопросы экономики. 1994. № 6. С. 107.

36 Мамонтов В.А. Правовое обеспечение публичных интересов в сфере предпринимательской деятельности: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 10.

37 См.: Черешнева И.А. Система территорий с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности // Юрист. 2018. № 3. С. 49—55.

интересов на примере соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне (далее — соглашение).

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»38 (далее — ФЗ «Об ОЭЗ») соглашение об осуществлении деятельности (в зависимости от типа особой экономической зоны: портовая, промышленно-производственная, технико-внедренческая, турист-ско-рекреационная) заключается между резидентом особой экономической зоны — субъектом предпринимательской деятельности, Министерством экономического развития Российской Федерации (или органом исполнительной власти субъекта РФ в случае передачи ему полномочий по управлению территорий), а также управляющей компанией.

При этом на резидента возлагается обязанность по ведению только того вида предпринимательской деятельности, который предусматривается в соглашении, а также инвестиционные обязательства (осуществить инвестирование и капитальные вложения в объеме и в сроки, предусмотренные соглашением). В свою очередь, Министерство экономического развития обязуется предоставить резиденту в аренду земельный участок (если это требуется резиденту для ведения предпринимательской деятельности). Кроме того, в соглашении может быть предусмотрена обязанность уполномоченного органа заключить с резидентом договор аренды государственного и (или) муниципального имущества (в случае его наличия), которое располагается в границах ОЭЗ для осуществления соответствующего вида деятельности. На управляющую компанию возлагается обязанность по обеспечению создания объектов инфраструктуры на территории ОЭЗ, а также ряд обязанностей по организации хозяйственной деятельности в границах ОЭЗ.

Опираясь на субъектный состав соглашения, мы можем увидеть реализацию частного интереса резидента посредством осуществления на территории ОЭЗ определенного вида предпринимательской деятельности. В то же время частный интерес ограничивается интересом публичным: вести можно только тот вид деятельности, который закреплен в соглашении, при этом такой вид будет различаться в зависимости от типа ОЭЗ. Тем самым государство, учитывая специализацию территории, стремится достичь целей создания ОЭЗ, в том числе благодаря предпринимательским усилиям резидента. В результате частные интересы уравновешиваются публичными и наоборот. Кроме

38 СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 2). Ст. 3127. Труды Института государства и права РАН. 2021. Том 16. № 4

того, выход резидента за пределы допустимых соглашением видов деятельности (существенное нарушение резидентом условий соглашения) может повлечь расторжение соглашения в судебном порядке (ст. 20 ФЗ «Об ОЭЗ») и, как следствие, утрату статуса резидента.

В свою очередь, возложенные на управляющую компанию обязанности и осуществляемые ей функции по публичной организации предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ (фактически управляющая компания реализует публичный интерес) обеспечивают создание не только комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности резидентами, но и «вносит свою лепту» в выравнивание социально-экономического положения регионов. Например, управляющая компания, создавая объекты инфраструктуры, снижает издержки резидентов на осуществление предпринимательской деятельности, одновременно стимулируя экономику региона. Тем самым соглашение об осуществлении деятельности позволяет государству выстраивать отношения с субъектами предпринимательской деятельности на началах координации, благодаря чему частный интерес резидентов (получение прибыли, развитие своего дела) уравновешивается с публичными интересами (инновационное и пространственное развитие экономики, привлечение инвестиций, обеспечение благосостояния всего общества), в результате чего достигается их баланс.

5. Заключение

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, интерес можно представить в качестве отношения субъекта к бытию, которое выражается в деятельности, имеющей целенаправленный характер, и благодаря осуществлению которой происходит удовлетворение потребностей субъекта. Кроме того, интерес в праве необходимо рассматривать в качестве единства объективных и субъективных факторов.

Под частными интересами понимаются охраняемые правом интересы физических и юридических лиц, в то время как под публичными — обеспечиваемые правом и признаваемые государством общественные интересы. При этом публичные интересы неоднородны, в связи с чем данная категория выступает родовой по отношению к иным: государственным, национальным, региональным и др. Подчеркнем, что в демократическом обществе разница между государственными и общественными интересами должна быть сведена к минимуму.

Во-вторых, центровым признаком категории «баланс интересов» выступает признак состояния равновесия, наряду с ним мы выделяем такие признаки, как соразмерность, достижение состояния согласованности и установление пределов реализации как частных, так и публичных интересов. Данные пределы выступают в качестве сдерживающих факторов по отношению друг к другу. Кроме того, мы полагаем, что баланс частных и публичных интересов следует рассматривать в качестве универсального общеправового принципа, пронизывающего собой всю систему права.

В-третьих, в сфере правового регулирования территорий с особым режимом наиболее полную реализацию принцип баланса частных и публичных интересов получает в рамках соглашения об осуществлении деятельности, которое позволяет уравновесить частный интерес резидента таких территорий с публичными интересами, обусловленными как инновационным, так и пространственным развитием экономики. Соглашение об осуществлении деятельности воплощает в себе идею обмена, сотрудничества и взаимодействия частного и публичного субъектов; возникающие между ними отношения строятся на началах координации, в связи с чем это соглашение можно рассматривать как одну из форм государственно-частного партнерства. Наряду с этим оно же входит в арсенал стимулирующих средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.

В заключение отметим, что в обществе столкновение частных и публичных интересов неизбежно, в этой связи задача права как раз и заключается в том, чтобы обеспечить их баланс. В этой связи не случайно, что Рудольф фон Иеринг основное предназначение права видел в «уравнивании интересов в обществе и нахождение баланса между ними»39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Бакаева О.Ю., Погодина Н.А. О соотношении частных и публичных интересов // Журнал российского права. 2011. № 4 (172). С. 36-47.

Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М.: Проспект, 2008.

Борисенков А.А. Представления об индивидуальном интересе и их значение для изучения национальных интересов // Вестник СИБИТа. 2015. № 3(15). С. 60-68.

Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики // Вопросы экономики. 1994. № 6. С. 104-113.

39 Цит. по: Бакаева О.Ю., Погодина Н.А. Указ. соч. С. 41. Труды Института государства и права РАН. 2021. Том 16. № 4

Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. URL: http://civil. consultant.ru/elib/books/1/ (дата обращения: 30.05.2021).

Даньков А.А. Обеспечение баланса публичных и частных интересов в сфере правосудия: Дисс. ... канд. юрид. наук. М.: Российская академия правосудия, 2014.

Зорькин В.Д. Национальные интересы, современный миропорядок и конституционная законность. URL: http://www.ksrf.ru/ru/News/Speech/Pages/ViewItem.aspx? ParamId=15 (дата обращения: 05.04.2021).

Кабанова И.Е. Влияние принципа баланса частных и публичных интересов на правовое регулирование предпринимательской деятельности // Проблемы реализации принципов права в предпринимательской деятельности: Монография / Отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2016.

Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М.: ЮрИнфоР, 2001.

Лавриненко В.Н. Интересы как категория исторического материализма // Вестник МГУ. Сер. «Философия». 1964. № 1. С. 51-66.

Мальцев В.А. Баланс интересов в сфере обеспечения безопасности: понятие и механизм государственно-правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 18. С. 5-10.

Мамонтов В.А. Правовое обеспечение публичных интересов в сфере предпринимательской деятельности: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М.: Московский университет МВД России, 2012.

Першина И.В. Интерес в праве: Дисс. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2002.

Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. М., 2006.

Пьянкова А.Ф. Концепция баланса интересов и ее место в гражданском праве России // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 2. С. 117-130.

Старженецкая Л.Н. Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России. М.: Статут, 2018.

Старженецкий В.В. Россия и Совет Европы: право собственности. М.: Горо-дец, 2004.

Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов // Журнал российского права. 2001. № 5. С. 3-12.

Тихомиров Ю.А. Публичное право: падения и взлеты // Государство и право. 1996. № 1. С. 56-72.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. М.: Бек, 1995.

Толстых П.А. Теоретико-методологический анализ категории «интерес» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 5 (19): В 2 ч. Ч. II. C. 187-190.

Черешнева И.А. Система территорий с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности // Юрист. 2018. № 3. С. 49-55.

Чугурова Т.В. Процессуальные формы защиты публичных интересов в российском праве: Дисс. ... канд. юрид. наук. Самара: Самарский государственный экономический университет, 2007.

Boadway R.F., BruceN. WelfareEconomics. New York: Basil Blackwell Inc, 1984.

Brenski W, Galibarczyk M. Public-Private Partnerships Being a Chance to Realize the Investments in the Age of Local Government Debt // Private Interest and Public Interest in European Legal Tradition / Ed. by B. Sitek, J.J. Szczerbowski, A.W. Bauknecht, M. Szpanowska and K. Wasyliszyn. Olsztyn, 2015. P. 171-189.

Public interest: A guide to the public interest test. URL: https://www.ombudsman. parliament.nz/resources/public-interest-guide-public-interest-test (дата обращения: 05.06.2021).

REFERENCES

B'yukenen, Dzh. (1994). Konstitutsiya ekonomichesko ipolitiki [The Constitution of Economic Policy]. Voprosyekonomiki [Economic Issues], (6), pp. 104-113. (in Russ.).

Bakaeva, O. Yu. and Pogodina, N.A. (2011). O sootnoshenii chastnykh i publichnykh interesov [The Correlation between Private and Public Interests]. Zhurnal rossiiskogo prava [Journal of Russian Law], (4) 172, pp. 36-47. (in Russ.).

Belykh, V.S. (2008). Pravovoe regulirovaniepredprinimatel'skoi deyatel'nosti v Rossii: Monografiya [The Legal Regulation of the Business Activity in Russia: Monograph]. Moscow: Prospekt. (in Russ).

Boadway, R.F. and Bruce, N. (1984). Welfare Economics. New York: Basil Blackwell Inc. (in Eng.).

Borisenkov, A.A. (2015). Predstavleniya ob individual'nom interese i ikh znache-nie dlya izucheniya natsional'nykh interesov [Conceptions of an Individual Interest and their Meaning for the Analysis of the National Interests]. VestnikSIBITa [The Bulletin of SIBIT], (3) 15, pp. 60-68. (in Russ).

BreAski, W. and Galibarczyk, M. (2015). Public-Private Partnerships Being a Chance to Realize the Investments in the Age of Local Government Debt. In: Sitek B., Szczerbowski J.J., Bauknecht A.W., Szpanowska M. and Wasyliszyn K. eds. Private Interest and Public Interest in European Legal Tradition. Olsztyn, pp. 171-189. (in Eng.).

Chereshneva, I.A. (2018). Sistema territorii s osobym rezhimom osushchestvleniya predprinimatel'skoi deyatel'nosti [The System of Territories with a Special Business Activity Regime]. Yurist [Lawyer], (3), pp. 49-55. (in Russ).

Chugurova, T.V. (2007). Protsessual'nye formy zashchitypublichnykh interesov vrossiis-komprave [Procedural forms of Protiction of Public Interests in Russian Law]. The Candidate of Legal Sciences Thesis. Samara: Samara State University of Economics. (in Russ).

Dan'kov, A.A. (2014). Obespechenie balansapublichnykh i chastnykh interesov v sfere pravosudiya [The Provision of the Balance of Public and Private interests within justice system]. The Candidate of Legal Sciences Thesis. Moscow: Russian Academy of Justice.

Gribanov, V.P. Osushchestvlenie i zashchita grazhdanskikh prav [Exercise and Protection of Civil Rights] [online]. Available at: http://civil.consultant.ru/elib/books/1/ [Accessed: 30.05.2021]. (in Russ).

Kabanova, I.E. (2016). Vliyanie printsipa balansa chastnykh i publichnykh interesov na pravovoe regulirovanie predprinimatel'skoi deyatel'nosti [The Influence of the Principal of the Balance of Public and Private Interests on Legal Regulation of Business Activity]. In: V.K. Andreev and M.A. Egorova eds. Problemy realizatsii printsipov prava v predprinimatel'skoi deyatel'nosti: monografiya [The Implementation Issues of Legal Principles in Business Activity]. Moscow: Yusticinform. (in Russ).

Kurbatov, A. Ya. (2001). Sochetanie chastnykh ipublichnykh interesovpripravovom re-gulirovanii predprinimatel'skoi deyatel'nosti [The Conjunction of Private and Public Interests in Legal Regulation of Business Activity]. Moscow: YurInfoR. (in Russ).

Laptev, V.V. and Zankovskii, S.S. eds. (2006). Predprinimatel'skoe (khozyaistvennoe) pravo [Entrepreneurial Law: Textbook]. Moscow. (in Russ).

Lavrinenko, V.N. (1964). Interesy kak kategoriya istoricheskogo materializma [The Interest as a Category of Historical Materialism]. Vestnik MGU.Seriya «Filosofiya» [Moscow State University Bulletin. Philosophy series], (1), pp. 51-66. (in Russ).

Mal'tsev, V.A. (2007). Balans interesov v sfere obespecheniya bezopasnosti: ponyatie i mekhanizm gosudarstvenno-pravovogo regulirovaniya [The Balance of Interests in Savety Provision and the Mechanism of State-Legal Regulation]. Konstitucionnoe i municipal'noe parvo [The Constitutional and Municipal Law], (18), pp. 5-10. (in Russ).

Mamontov, V.A. (2012). Pravovoe obespechenie publichnykh interesov v sfere predprinimatel'skoi deyatel'nosti [Legal Provision of Public Interests in Business Activity]. The Candidate of Legal Sciences Thesis' Abstract. Moscow: Moscow University of the MIA of Russia. (in Russ).

P'yankova, A.F. (2014). Kontseptsiya balansa interesov i ee mesto v grazhdanskom prave Rossii [The Concept of Balance of Interests, and its Place in Russian Civil Law]. Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki [Perm University Herald. Juridical Sciences], (2), pp. 117-130. (in Russ).

Pershina, I.V. (2002). Interes vprave [Interest in Law]. The Candidate of Legal Sciences Thesis. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod Academy of the MIA of Russia. (in Russ).

Public interest: A guide to the public interest test. [online]. Avaliable at: https://www. ombudsman.parliament.nz/resources/public-interest-guide-public-interest-test [Accessed 5 June 2021]. (in Eng.).

Starzheneckaya, L.N. (2018). Pravovoe regulirovanie nalogooblozheniya kontrolirue-mykh inostrannykh kompanii: opyt zarubezhnykh stran i Rossii [Legal Regulation of Taxation of Controlled Foreigh Companies: Foreign and Russian practices]. Moscow: Statut, 2018. (in Russ).

Starzhenetskii, V.V. (2004). Rossiya i Sove tEvropy: pravo sobstvennosti [Russia and Council of Europe: Property Law]. Moscow: Gorodec. (in Russ).

Tikhomirov, Yu.A. (1995). Publichnoeparvo [Public Law]. Moscow: Bek. (in Russ).

Tikhomirov, Yu.A. (1996). Publichnoe pravo: padeniya i vzlety [Public Law: ups and downs]. Gosudarstvoiparvo [State and Law], (1), pp. 56-72. (in Russ).

Tikhomirov, Yu.A. (2001). Publichno-pravovoe regulirovanie: dinamika sfer i meto-dov [Public-Legal Regulation: Dynamics of Fields and Methods]. Zhurnal rossiiskogo prava [Journal of Russian Law], (5), pp. 3-12. (in Russ).

Tolstykh, P.A. (2012). Teoretiko-metodologicheskii analiz kategorii «interes» [Theo-ritical-methodical Analysis of the Category of Interest]. Istoricheskie, filosofskie, politi-cheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii ipraktiki [Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Culturology and Art Criticism. Theory and Practice Issues], (5) 19, V 2-h ch. Ch. II, pp. 187-190. (in Russ).

Zor'kin, V.D. Natsional'nye interesy, sovremennyi miroporyadok i konstitutsionnaya za-konnost' [National Interests, Modern World Order and Constitutional Legitimacy] [online]. Available at: http://www.ksrf.ru/ru/News/Speech/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=15 [Accessed: 05.04.2021). (inRuss).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Черешнева Ирина Анатольевна — младший научный сотрудник сектора гражданского права, гражданского и арбитражного процесса Института государства и права РАН.

AUTHOR'S INFO:

Irina A. Chereshneva — Junior Researcher, Civil Law, Arbitration and Civil Proceedings Department, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Черешнева И.А. Баланс интересов через призму соглашения об осуществлении деятельности на территориях с особым режимом предпринимательства// Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2021. Т. 16. № 4. С. 152-168. DOI: 10.35427/2073-4522-2021-16-4-chereshneva

FOR CITATION:

Chereshneva, I.A. (2021) The Balance of Interests from the Perspective of the Business Terms Agreement in the Territories with a Special Regime of Entrepreneurship. Trudy Institutagosudarstvaiprava RAN -Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 16(4), pp. 152-168. DOI: 10.35427/2073-4522-2021-16-4-chereshneva

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.