Научная статья на тему 'Правовые средства защиты прав и законных интересов потребителей при приобретении услуг по организации туристского похода (маршрута повышенной опасности) при уклонении от заключения договора о реализации туристского продукта в законодательстве и судебной практике: некоторые аспекты'

Правовые средства защиты прав и законных интересов потребителей при приобретении услуг по организации туристского похода (маршрута повышенной опасности) при уклонении от заключения договора о реализации туристского продукта в законодательстве и судебной практике: некоторые аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-ND
153
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / CONSUMER PROTECTION / ТУРИЗМ / TOURISM / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / LITIGATION CASES ON CONSUMER PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осауленко Лидия Николаевна

Проводится анализ организационных и правовых средств, прав и законных интересов потребителей туристских услуг, сопряженных с экстремальными, горными, приключенческими и иными видами туризма, при организации подобного вида путешествий в рамках самостоятельного туризма без соответствующего документального оформления возникающих в этой связи правоотношений. В статье дается характеристика последних изменений законодательства в области защиты прав потребителей, определяются проблемные (с точки зрения обеспечения реализации потребительских прав граждан) аспекты в законодательстве и судебной практике. Материал может быть использован в деятельности органов и организаций при осуществлении ими функций по защите прав потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL MEANS FOR PROTECTION OF THE RIGHTS AND LEGAL INTERESTS OF CONSUMERS WHEN PURCHASING SERVICES ON ORGANIZATION OF TOURIST TRIP (A ROUTE HIGH RISK) WHILE AVOIDING THE CONTRACT ON REALIZATION OF TOURIST PRODUCT IN THE LEGISLATION AND JURISPRUDENCE: SOME ASPECTS OF

This article presents an analysis of the institutional and legal means, the rights and legal interests of consumers of tourism services, involving extreme, mountain, adventure and other types of tourism, this type of travel as an autonomous tourism without the appropriate documentation of the legal relationship. This article describes the latest changes in legislation in the field of consumer protection are the problem (from the point of view of the consumer rights of citizens) aspects of the legislation and judicial practice. The material can be used in the work of the bodies and organizations in carrying out the functions of consumer protection.

Текст научной работы на тему «Правовые средства защиты прав и законных интересов потребителей при приобретении услуг по организации туристского похода (маршрута повышенной опасности) при уклонении от заключения договора о реализации туристского продукта в законодательстве и судебной практике: некоторые аспекты»



15

ел

ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ УСЛУГ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПОХОДА (МАРШРУТА ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ) ПРИ УКЛОНЕНИИ ОТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА О РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ

Л.Н. Осауленко

LEGAL MEANS FOR PROTECTION OF THE RIGHTS AND LEGAL INTERESTS OF CONSUMERS WHEN PURCHASING SERVICES ON ORGANIZATION OF TOURIST TRIP (A ROUTE HIGH RISK) WHILE AVOIDING THE CONTRACT ON REALIZATION OF TOURIST PRODUCT IN THE LEGISLATION AND JURISPRUDENCE: SOME ASPECTS OF

L.N. Osaulenko

Управление защиты прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Проводится анализ организационных и правовых средств, прав и законных интересов потребителей туристских услуг, сопряженных с экстремальными, горными, приключенческими и иными видами туризма, при организации подобного вида путешествий в рамках самостоятельного туризма без соответствующего документального оформления возникающих в этой связи правоотношений. В статье дается характеристика последних изменений законодательства в области защиты прав потребителей, определяются проблемные (с точки зрения обеспечения реализации потребительских прав граждан) аспекты в законодательстве и судебной практике. Материал может быть использован в деятельности органов и организаций при осуществлении ими функций по защите прав потребителей.

Ключевые слова: защита прав потребителей, туризм, судебная практика рассмотрения дел о защите прав потребителей.

This article presents an analysis of the institutional and legal means, the rights and legal interests of consumers of tourism services, involving extreme, mountain, adventure and other types of tourism, this type of travel as an autonomous tourism without the appropriate documentation of the legal relationship. This article describes the latest changes in legislation in the field of consumer protection are the problem (from the point of view of the consumer rights of citizens) aspects of the legislation and judicial practice. The material can be used in the work of the bodies and organizations in carrying out the functions of consumer protection.

Keywords: consumer protection, tourism, litigation cases on consumer protection.

Законодательство, регулирующее правоотношения с участием потребителей туристских услуг, постоянно совершенствуется и обновляется, последние изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об основах туристской деятельности) и отдельные законодательные акты Российской Федерации были внесены Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 47-ФЗ (далее — Закон № 47-ФЗ) и, в первую очередь, касаются усиления государственных гарантий защиты потребительских прав туристов.

Так, согласно статье 4.1 Закона об основах туристской деятельности (здесь и далее в редак-

ции Закона № 47-ФЗ) одним из условий осуществления туроператорской деятельности в сфере выездного туризма является членство в соответствующем объединении туроператоров, сведения о чем будут включаться в единый федеральный реестр туроператоров.

Кроме того, согласно статье 9 Закона об основах туристской деятельности, туроператор несет ответственность за действия турагента по исполнению обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.

При этом предусмотрено, что туроператор на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» обязан

06965827

16

ЗНиСО

размещать информацию о турагентах, осуществляющих продвижение и реализацию сформированного им туристского продукта.

Отдельным важным блоком внесенных изменений следует считать закрепление права потребителей на получение экстренной помощи, представляющей собой действия по организации эвакуации, в т. ч. оплате услуг по перевозке и размещению, гарантией которой будет являться предусмотренный статьей 11.4 Закона об основах туристской деятельности компенсационный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма.

Компенсационный фонд по общему правилу будет формироваться за счет взносов туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, перечисляемых в денежной форме в размере 0,1 % объема денежных средств, полученных каждым туроператором от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта, по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, но не менее, чем в размере 100 тыс. рублей.

Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей при осуществлении туристской деятельности (согласно статье 19.1 Закона об основах туристской деятельности) возлагается на Роспотребнадзор, как на соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Кроме того, Законом № 47-ФЗ внесены соответствующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, дополненный статьей 14.51, устанавливающей ответственность за нарушения законодательства о туристской деятельности, согласно части 1 которой нарушение туроператором установленного порядка предоставления сведений о включении в единый федеральный реестр туроператоров влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 3—5 тыс. рублей; на юридических лиц — 20—30 тыс. рублей.

При этом установлено, что полномочия как по составлению протоколов об административных правонарушениях, так и по рассмотрению данной категории дел, — компетенция органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (статья 23.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), т. е. Роспотребнадзора.

В то же время, при явном усилении гарантий обеспечения защиты потребительских прав граждан, выезжающих на отдых за пределы государства, проблемной, с точки зрения обеспечения реализации потребительских прав граждан, остается такая отрасль туристской деятельности, как организация туристских походов (маршрутов повышенной опасности).

Сложность вопроса заключается в том, что формированием, продвижением и реализацией туристского продукта (фактически осуществляя туроператорскую деятельность), сутью которого является организация экстремальных, горных, приключенческих и иных видов туризма, связан-

ных с преодолением препятствий в природной среде (перевалов, вершин, порогов, каньонов, ^ пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных на искусственном рельефе, занимаются всевозмож- 5 ные некоммерческие организации (клубы тури- ^ стов) без соответствующего документального н— оформления возникающих в этой связи правоот- с= ношений. сф

Закон Российской Федерации от 7 февраля ст 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» с= (далее — Закон о защите прав потребителей) регу- <-у лирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, ^ импортерами, продавцами при продаже товаров ^ (выполнении работ, оказании услуг).

При этом наличие потребительских правоотношений как таковых подразумевается, поскольку объектами правоотношений с участием потребителей являются действия участников соответствующих договоров, в случае приобретения услуг по организации путешествия — договора о реализации туристского продукта.

Причем, в соответствии со ст. 10 Закона об основах туристской деятельности наличие договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных указанным федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком обязательно.

Договор о реализации туристского продукта между исполнителем и потребителем считается заключенным, если между сторонами в письменной форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям этого договора (п. 12 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 г. № 452).

Согласно ст. 4.1. Закона об основах туристской деятельности осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее также — финансовое обеспечение).

Одновременно с этим, общественная некоммерческая организация, являясь добровольным объединением граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, согласно ст. 117 Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которой она создана, и соответствующую этим целям.

Таким образом, происходит подмена понятий и деятельность некоммерческой общественной организации, в случае если цели ее создания — содействие развитию самодеятельного туризма, для достижения которой она осуществляет организацию туристских походов, не рассматривается как туроператорская.

06965827

17

ел

Следовательно, подобные организации не несут обязанности быть включенными в единый федеральный реестр туроператоров, а значит государственная мера правового принуждения в виде юридической ответственности в случае нарушения установленных законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения с участием потребителей туристских услуг, к ним не применяется.

Соответственно, возможность применения мер административного воздействия со стороны уполномоченного органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка в случае нарушения законодательства о защите прав потребителей исключена. Потребитель в подобной ситуации, фактически приобретая туристский продукт, сопряженный с высоким риском возникновения возможности нанесения ущерба здоровью, имущественным (материальным) интересам или морального вреда, лишает себя каких-либо гарантий защиты своих потребительских прав административно-правовыми методами.

По общему правилу защита нарушенных потребительских прав граждан в подобном случае будет осуществляться в порядке ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации в суде.

Одновременно с этим необходимо иметь в виду, что при судебном рассмотрении дел, возникших в связи с осуществлением и защитой прав потребителей, учитывается то обстоятельство, что законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, — с другой стороны.

Принимая указанное обстоятельство, а также согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», суды не вправе руководствоваться законодательством о защите прав потребителей при разрешении споров, вытекающих из отношений между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также из отношений, возникающих в связи с приобретением гражданином — предпринимателем товаров, выполнением для него работ или предоставлением услуг не для личных, семейных, домашних и иных нужд, а для осуществления предпринима-

тельской деятельности либо в связи с приобретением товаров, выполнением работ и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей предприятий, учреждений, организаций (абз. 2 п. 1 указанного Постановления).

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что уклонение исполнителя от заключения договора возмездного оказания услуг (в рассматриваемом случае) лишает гражданина — потребителя предусмотренных законодательством о защите прав потребителей гарантий, при нарушении его соответствующих прав и законных интересов.

Однако, нормой п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда гражданские отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Одновременно положениями ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации установлено, что в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

В тоже время, как показывает практика, неоднозначно определенная в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 г. № 7 позиция приводит к минимизации случаев реализации судами своих полномочий по применению «аналогии закона» при рассмотрении дел о защите прав потребителей в подобных случаях.

В связи с этим, очевидно, что единообразие применения указанных норм закона при отправлении правосудия на всей территории Российской Федерации может быть установлено только на уровне высшего судебного органа — Верховного Суда Российской Федерации, что, безусловно, должно способствовать усилению государственных гарантий защиты прав потребителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российская газета № 5773 от 5 мая 2012 г. http:// www.rg.ru/2012/05/05/turizm-dok.html

2. Российская газета № 5226 от 7 июля 2010 г. http:// www.rg.ru/2010/07/07/verh-sud-dok.html

Контактная информация:

Осауленко Лидия Николаевна,

тел.: 8 (499) 973-18-39, 8 (926) 268-48-15,

e-mail: LidiyaOsaulenko@yandex.ru

Contact information: Osaulenko Lidija,

phone: 8 (499) 973-18-39, 8 (926) 268-48-15, e-mail: LidiyaOsaulenko@yandex.ru]

06965827

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.