Научная статья на тему 'Субъекты договора о предоставлении туристских услуг'

Субъекты договора о предоставлении туристских услуг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1452
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ТУРАГЕНТ / ТУРОПЕРАТОР / БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ / БАНКРОТСТВО / ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TOURIST / CONSUMER / TOUR AGENT / TOUR OPERATOR / BANK GUARANTY / BANKRUPTCY / MEDIATION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яворский Роман Иванович

В статье проведен комплексный анализ правового положения сторон по договору о предоставлении туристских услуг, определена специальная правосубъектность сторон, в частности туроператора. На основе проведенного исследования сделан ряд выводов, касающихся правового регулирования туроператорской и турагентской деятельности. Автором обосновано нецелесообразность требования законодателя о наличии банковской гарантии для турагента. Предложен иной порядок обеспечения прав туристов в случае банкротства туроператора. В статье исследуется правовой статус туриста, как потребителя услуг по договору о предоставлении туристских услуг и определяются его основные права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parties of an agreement on the travel services provision

The article deals with a comprehensive analysis of the legal status of parties of an agreement on the travel services provision. It defines special legal personalities of the parties, in particular, a tour operator. On the basis of the undertaken research the author gives a number of conclusions concerning the legal regulation of the tour operator and travel agent activities, emphasizing an inexpediency of the legislative demand to provide a bank guarantee for the travel agent. The paper suggests an alternative way of securing the tourists’ rights in case of bankruptcy of the tour operator. This article studies the legal status of the tourist as a service consumer under the agreement on the travel services provision, and defines the tourists’ principle rights.

Текст научной работы на тему «Субъекты договора о предоставлении туристских услуг»

УДК 347.214.2 (477+470+571)

Яворский Роман Иванович

ассистент кафедры гражданского права и процесса Львовского национального университета имени Ивана Франко [email protected]

СУБЪЕКТЫ ДОГОВОРА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

Yavorskyy Roman Ivanovych

Assistant of

the Civil Law and Procedure Subdepartment, Lviv National University [email protected]

PARTIES OF AN AGREEMENT ON THE TRAVEL SERVICES PROVISION

Аннотация:

В статье проведен комплексный анализ правового положения сторон по договору о предоставлении туристских услуг, определена специальная правосубъектность сторон, в частности туроператора. На основе проведенного исследования сделан ряд выводов, касающихся правового регулирования туроператорской и турагентской деятельности. Автором обосновано нецелесообразность требования законодателя о наличии банковской гарантии для турагента. Предложен иной порядок обеспечения прав туристов в случае банкротства туроператора. В статье исследуется правовой статус туриста, как потребителя услуг по договору о предоставлении туристских услуг и определяются его основные права.

Ключевые слова:

турист, потребитель, турагент, туроператор, банковская гарантия, банкротство, посредническая деятельность.

Summary:

The article deals with a comprehensive analysis of the legal status of parties of an agreement on the travel services provision. It defines special legal personalities of the parties, in particular, a tour operator. On the basis of the undertaken research the author gives a number of conclusions concerning the legal regulation of the tour operator and travel agent activities, emphasizing an inexpediency of the legislative demand to provide a bank guarantee for the travel agent. The paper suggests an alternative way of securing the tourists’ rights in case of bankruptcy of the tour operator. This article studies the legal status of the tourist as a service consumer under the agreement on the travel services provision, and defines the tourists’ principle rights.

Keywords:

tourist, consumer, tour agent, tour operator, bank guaranty, bankruptcy, mediation activities.

Постановка проблемы. Проблема определения правового статуса сторон договора о предоставлении туристских услуг в отечественной и зарубежной литературе считается весьма актуальной. Практика выполнения договоров в данной сфере свидетельствует о противоречиях, возникающих в правоприменительной практике.

Состояние исследования. Вопросами правового статуса субъектов договора о предоставлении туристских услуг занимались такие известные ученые, как: С.Л. Соловьев, Е.В. Ахтямова, Н.Н. Гудыма, Я.Е. Парций, Н.В. Сирык, А.А. Терещенко, А.Е. Толстова, Ю.А. Чененов.

Целью статьи является исследование правового статуса сторон договора и их специальной правосубъектности.

Изложение основного материала. Элементами любого правоотношения являются субъект и объект и субъективное гражданское право и субъективная гражданская обязанность. Поскольку договор, согласно ст. 509 ГК, является самым распространенным основанием возникновения обязательственного правоотношения, в нем соответственно также есть определенные субъекты, а именно: одна сторона (должник), обязан совершить в пользу другой стороны определенные действия (передать имущество, выполнить работу, оказать услугу или уплатить деньги) либо воздержаться от определенного действия в пользу другой стороны - кредитора. Вторая сторона (кредитор) уполномоченный требовать от должника исполнения указанной обязанности. В ч. 2 ст. 510 ГК установлено, что в обязательстве на стороне должника или кредитора могут быть одно или одновременно несколько лиц. Если каждая из сторон в обязательстве имеет одновременно и права, и обязанности, она считается должником в том, что обязана совершить в пользу второй стороны, и, одновременно, кредитором в том,что она имеет право требовать от нее [1].

Гл. 63 ГК, регулирующая общие положения о предоставлении услуг, в частности, в ст. 901 именует стороны по договору о предоставлении услуг на «исполнителя» и «заказчика», где первый обязуется по заданию заказчика оказать услугу, которая потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления соответствующей деятельности, а заказчик обязуется оплатить исполнителю указанную услугу, если договором не установлено иное.

Гражданский кодекс не определяет специальных требований к сторонам договора, в частности, исполнителя, поскольку именно выяснения правосубъектности последнего вызывает проблемы в теории и практике. Для этого следует обратиться к законам и подзаконным нормативноправовым актам, регулирующим порядок предоставления туристских услуг. Так, в ст. 5 ЗУ «О туризме» в ч. 2 указано что те, кто осуществляют и/или обеспечивают туристскую деятельность, являются:

- Туристские операторы - юридические лица, созданные согласно законодательству Украины, для которых исключительной деятельностью является организация и обеспечение создания туристского продукта, реализация и предоставление туристских услуг, а также посредническая деятельность по предоставлению характерных и сопутствующих услуг и которые в установленном порядке получили лицензию на туроператорскую деятельность.

- Туристские агенты - юридические лица, созданные согласно законодательству Украины, а также физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют посредническую деятельность по реализации туристского продукта туроператоров и туристских услуг других субъектов, а также посредническую деятельность по реализации характерных и сопутствующих услуг.

ЗУ «О туризме» [2] также определяет субъектами туристской деятельности и других участников (учреждения временного размещения, питания, гиды-переводчики, экскурсоводы, спортивные инструкторы, проводники). Однако эти субъекты не являются предметом исследования, поскольку не выступают сторонами договора о предоставлении туристских услуг - самостоятельными лицами, имеющими соответствующие права и обязанности именно в исследуемом договоре, а их услуги выступают только составным элементом туристских услуги как комплексного явления.

Организующий характер деятельности туроператора выражается, прежде всего, в осуществлении им сделок с третьими лицами, в силу которых последние обязуются выполнить полностью или частично долг организатора путешествия перед туристом. Этим, однако, роль туроператора как организатора не исчерпывается. Туроператор осуществляет постоянный контроль за надлежащим исполнением обязательств по договорам, заключенным с туроператором [3, с. 34].

Туроператор фактически выступает посредником между туристом и иностранными контрагентами, которые сформировали набор услуг, но выступает от своего имени. И в связи с этим Ю.А. Чененов называет туроператора посредником первого уровня, который самостоятельно формирует туры от своего имени (согласно ЗУ «О туризме»), а турагент - посредник второго уровня, не занимается непосредственно формированием тура и не выступает от своего имени, а только его реализует и продвигает [4, с. 78].

Подробно остановимся на специальной правосубъектности туроператоров. Согласно ЗУ «О туризме» и Приказу «Об утверждении Лицензионных условий осуществления туроператорской и турагентской деятельности» [5], туроператором может быть только юридическое лицо. Данное требование закреплено и в ст. 4.1 ФЗ РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» [6]. Следующим специальным условием деятельности туроператора является наличие лицензии на существующее дело. Условия и порядок лицензирования туроператорской деятельности регулируются ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» [7] и Приказом «Об утверждении Лицензионных условий осуществления туроператорской и турагентской деятельности» [8].

Согласно п. 30 ч. 3 ст. 9 ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» [9], туроператорская деятельность подлежит лицензированию. Его требование к туроператорской деятельности предусмотрено в ряде стран, в частности в РФ, Белоруссии, Германии, Франции, Великобритании, Казахстане и других.

Можно выделить следующие требования предоставления лицензии на осуществление туроператорской деятельности в Украине, в соответствии с Приказом в п. 3, 4, 5:

- общие требования к помещению (офиса) туроператора;

- квалификационные требования к кадровому составу работников туроператора;

- требования к финансовому обеспечению деятельности туроператора.

Последним из перечисленных условий является условие о наличии банковской гарантии или другого кредитного учреждения. Размер финансовой гарантии для туроператоров, занимающихся внутренним туризмом, составляет эквивалент не менее 10 000 евро. Размер финансовой гарантии для туроператора, занимающегося международным туризмом должен составлять эквивалент не менее 20 000 евро.

Директива ЕС 90/314 от 13 июня 1990 г. «О пакетных путешествиях, турах и отдыхе» в ст. 7 закрепляет также обязательное страхование туроператоров перед туристами в случае их банкротства [10].

Согласно ст. 15 ЗУ «О туризме», использование гарантии осуществляется только в случае возникновения обстоятельств его неплатежеспособности или в результате нарушения процесса о признании его банкротом только для целей, связанных с необходимостью покрытия расходов туриста по его возвращению на место жительства (пребывания) и возмещение стоимости предоставленных услуг, предусмотренных договором [11].

По мнению диссертанта, этому вопросу следует уделить особое внимание, поскольку в теории и на практике не существует единого мнения о порядке применения этой гарантии. Во-первых, стоит обратить внимание на размер финансового обеспечения, которое составляет 20 000 евро, который не позволяет гарантировать возмещение всем туристам стоимости предоставленных услуг и оплату расходов, связанных с возвращением туристов на место жительства (пребывания). Так, туроператор «А.Е.Т. Джоин Ап» в течение 2012 г. предоставил туристские услуги для 75 000 туристов [12]. Если учесть, что средняя стоимость путевки составляет сумму, эквивалентную около 500 евро, то возможность получить возмещение по настоящей гарантии могут не более 40 туристов. Ряд практиков и ученых отстаивают необходимость увеличения размера гарантии до суммы, составляющей эквивалент в 500 000 евро. По мнению автора, такое внесение изменений в ЗУ «О туризме» создаст условия, когда большинство туроператоров будут обязаны прекратить свою деятельность или стать обычными турагентами, поскольку не смогут выплачивать услуги финансового учреждения по предоставлению гарантии на такую сумму. Это в большей степени касается узкоспециализированных туроператоров, занимающихся небольшим сегментом услуг.

По мнению некоторых ученых, в практике в сфере туристского бизнеса следует закрепить норму, согласно которой размер финансового обеспечения для туроператора, занимающегося выездным туризмом, будет определяться в зависимости от годового объема предоставленных туристских услуг за предыдущий отчетный период. Так, для операторов совокупный объем выручки за предыдущий отчетный период, который является меньшим 500 тыс. грн. - банковская гарантия в сумме, эквивалентной 10 000 евро, до 3 млн грн. - в сумме, эквивалентной 30 000 евро, до 5 млн грн. - в сумме, эквивалентной 50 000 евро; более 10 млн грн. - 100 000 евро.

По нашему мнению, данное предложение будет неправильно защищать права туристов, поскольку приведет к намеренному занижению объемов предоставленных услуг за соответствующий отчетный период.

Следующей проблемой, касающейся финансовой гарантии туроператора, есть основание ее использования, а именно: «в случае возникновения обстоятельств его неплатежеспособности или в результате нарушения процесса о признании его банкротом». Согласно ст. 1 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» [13], должника, которым в данном случае является туроператор, закон определяет как «субъект предпринимательской деятельности (юридическое лицо или физическое лицо - предприниматель), способного выполнить в течение трех месяцев свои денежные обязательства после наступления установленного срока их выполнения, которые подтверждены судебным решением, вступившим в законную силу, и постановлением об открытии исполнительного производства, если иное не предусмотрено настоящим Законом». Также дано определение понятия «неплатежеспособность - неспособность субъекта предпринимательской деятельности выполнить после наступления установленного срока денежные обязательства перед кредиторами не иначе, как через восстановление его платежеспособности». То есть основанием для применения гарантии финансового учреждения является неплатежеспособность, что определяется соответствующим законом и устанавливается судом.

Согласно ч. 1 ст. 10 ЗУ «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»: «Дело о банкротстве возбуждается хозяйственным судом, если бесспорные требования кредитора (кредиторов) к должнику совокупно составляют не менее трехсот минимальных размеров заработной платы, не были удовлетворены должником на протяжении трех месяцев после установленного для их погашения срока, если иное не предусмотрено этим Законом. Бесспорные требования кредиторов - денежные требования кредиторов, подтвержденные судебным решением, вступившим в законную силу, и постановлением об открытии исполнительного производства, согласно которому в соответствии с законодательством осуществляется списание средств со счетов должника. В состав этих требований, в том числе по уплате налогов, сборов (обязательных платежей), не включаются неустойка (штраф, пеня) и иные финансовые санкции». То есть на практике с момента фактического наступления неплатежеспособности туроператора к признанию этого факта со стороны соответствующего субъекта (хозяйственного суда) проходит значительный отрезок времени. Как было уже отмечено диссертантом, особенностью туристской услуги является текучесть во времени, то есть непосредственно услуга предоставляется в течение короткого времени и данный механизм, прописанный в ЗУ «О туризме», не позволяет защитить права туристов и возвращение последних в место постоянного проживания (пребывания). Учитывая вышеприведенные аргументы предлагается ис-

ключить норму об обязательном финансовом обеспечении туроператора, а взамен ввести обязанность туроператора при каждом заключении договора о предоставлении туристских услуг осуществлять страхование своего риска перед туристами, включая в общую стоимость риск невыполнения договора для обеспечения возврата туриста к месту проживания (пребывания) как это практикуется в ряде европейских стран, в частности во Франции [14].

Автор исследования также отстаивает позицию, согласно которой финансовое обеспечение для туроператоров, занимающихся въездным туризмом, нецелесообразно, поскольку назначением гарантии туроператора является возвращение туриста с места отдыха и возмещения стоимости не предоставленных и ненадлежащим образом предоставленных услуг туроператором и исключительно в случае неплатежеспособности или возбуждение производства о его банкротстве. При занятии исключительно услугами по въездному туризму туроператор не заключает договоров непосредственно с туристами, но заключает - по приему туристов с инициативным туроператором, соответственно практического применения данная гарантия не имеет. А в случае не предоставления или ненадлежащего предоставления туристских услуг туроператором въездного туризма, его контрагент (инициативный туроператор) подает иск согласно нормам международного частного права.

Следующим субъектом является турагент. К 2010 г. турагентская деятельность наряду с туроператорской подлежала лицензированию, что было закреплено ст. 9 ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности». Согласно ст. 5 ЗУ «О туризме», турагентом в отличие от туроператора может быть как юридическое лицо, так и физическое лицо - предприниматель. Турагент всегда выступает от имени, в интересах и за счет туроператора или иного участника туристских отношений в соответствии с Приказом и договорной практики, сложившейся в сфере туризма.

Согласно ст. 15 ЗУ «О туризме», турагенты обязаны осуществить финансовое обеспечение своей гражданской ответственности на сумму, эквивалентную 2 000 евро. По мнению автора, данная норма не имеет практического применения ввиду того, что турагент не является стороной договора о предоставлении туристских услуг и не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора об их предоставлении, поскольку является посредником. Средства, оплаченные туристом турагенту, носят транзитный характер. Практика зарубежных стран показывает, что турагент действительно должен иметь гарантию для осуществления турагентской деятельности. Очевидно, что законодатель включая данную норму в Закон исходил из тех позиций, что турагент заключает с туроператором такой вид договора о сотрудничестве как договор комиссии, где турагент выступает от своего имени и является стороной договора о предоставлении туристских услуг. Из вышеприведенных аргументов предлагается исключить из ст. 15 ЗУ «О туризме» положение о финансовом обеспечении турагента.

Рассматривая вопрос правосубъектности турагента как субъекта туристской деятельности, следует обратить внимание на ч. 4 ст. 37 ЗУ «О туризме»: «Посредническая деятельность на территории Украины по заключению договоров на туристское обслуживание с иностранными субъектами т туристской деятельности не допускается. Она может осуществляться только через туроператоров, созданных по законодательству Украины. Соглашения, заключенные с нарушением этих положений, являются недействительными». Данной нормой законодатель фактически закрепил разницу между туроператором и турагентом в сфере внешнеэкономической деятельности, где турагенту запрещено заключение посреднических (в данном случае агентских договоров, договоров поручения) договоров с иностранными субъектами. Если смоделировать ситуацию, то турагент, перебирая на себя роль инициативного туроператора, заключает договор о сотрудничестве с рецептивным туроператором на туристское обслуживание в стране пребывания потенциальных туристов. Инициативный туроператор, по сути, выступает посредником между рецептивным туроператором и туристом в том, что инициативный туроператор контрактов с непосредственными поставщиками услуг не заключает, но выступает от своего имени, то есть стороной договора. Законодатель, вводя такое ограничение, очевидно исходил из следующих позиций:

А) Турагент, заключая такие договора, не будет выступать стороной договора, соответственно субъектом ответственности будет иностранный участник туристской деятельности, и в случае нарушения условий договора турист будет обязан обращаться по местонахождению рецептивного туроператора согласно ЗУ «О международном частном праве», что значительно усложнит защиту прав и законных интересов туристов-потребителей.

Б) Для въезда в большинство стран предусматривается необходимость получения разрешения для въезда в страну. Согласно ч. 2 ст. 17 ЗУ «О туризме»: «Субъект предпринимательской деятельности, получивший лицензию на туроператорскую деятельность, имеет исключительное право на предоставление услуг по оформлению документов для выезда за пределы Украины», то

есть заключение посреднического договора между турагентом и иностранным субъектом будет нецелесообразным без возможности турагентом оформлять выездные документы.

В) В соответствии со ст. 15 Закона Украины «О туризме» турагент должен иметь гарантию банка или другого кредитного учреждения на сумму, эквивалентную 2 000 евро. Такая сумма является слишком низкой для возмещения ненадлежащим образом предоставленных или не предоставленных услуг туристу в случае неплатежеспособности или нарушении производства по признании лица банкротом. Более того, автором обосновывается необходимость исключения ст. 15 ЗУ «О туризме» положение об обязательной наличие гарантии.

Учитывая вышеприведенные аргументы, представляется интересным дело № 2-3731/09 по иску ЛИЦО_1 к ООО «Минарди» о признании договора-поручения недействительным о взыскании материального и морального вреда, которое рассматривалось в Ленинском районном суде г. Винница.

Иск мотивирован тем, что 06.07.2009 г. между компанией CORONA ImpEx LLC был заключен договор о предоставлении услуг № 90082, согласно условиям которого за плату в размере 5 997,00 евро, компания взяла на себя обязательства предоставить истцу туристские услуги по программе международной системы обмена отдыхом «Ар Си Ай», путем обеспечения соответствующим «помещением» и организации отдыха сроком на 1 неделю в курортном клубе Sunset Beach Club, который расположен в Испании (Коста дель Соль) с выдачей отпускного Сертификата.

Суд, исследовав обстоятельства дела, пришел к выводу о нарушении ст. 17 ЗУ «О туризме», согласно которой деятельность в сфере туристских услуг осуществляется при наличии таких лицензий, как туроператорская, так и турагентская на то время.

Суд, ссылаясь на ст. 37 ЗУ «О туризме», отметил: «Представительская деятельность на территории Украины по заключению договоров на туристское обслуживание с иностранными субъектами туристской деятельности не допускается. Соглашения заключены с нарушением требований настоящей статьи, являются недействительными».

Суд в своем решении постановил о недействительности договора и возмещении убытков в двойном размере [15].

С другой стороны следует обратиться к анализу другого контрагента договора о предоставлении туристских услуг - туриста. Для выяснения содержания этого срока, по мнению автора, необходимо провести анализ соответствующих нормативно-правовых актов. Так, в Конвенции ООН о таможенных льготах для туристов 1954 г. под словом «турист» понимается: «Любое лицо, независимо от его расы, пола, языка и религии, которое находится на территории Договаривающегося государства, кроме того государства, в котором это лицо обычно проживает и остается там не менее 24 часов и не более 6 месяцев в течение любого двенадцатимесячного периода с разрешенной целью, кроме целей профессиональной деятельности, оплачиваемой в стране, что посещается». Подобное определение дано в Римской Конференции по туризму и международным путешествиям 1963 г. [16].

Понятие туризм дается в ст. 1 ЗУ «О туризме» и определен как «временный выезд лица с места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых или иных целях без осуществления оплачиваемой деятельности в месте, куда лицо отъезжает». Понятие турист определяется как «лицо, которое осуществляет путешествие по Украине или в другую страну с не запрещенной законом страны пребывания целью на срок от 24 часов до одного года без осуществления любой оплачиваемой деятельности и с обязательством покинуть страну или место пребывания в указанный срок».

По мнению В.А. Квартального, под туризмом следует понимать временное перемещение лиц с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в своей стране в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или профессиональных целях, но без занятия оплачиваемой работы в посещаемом месте [17, с. 231].

Так, М.Б. Биржаков считает, что «турист - это временный посетитель, который ночуют в определенной местности или стране, которая отличается от места его постоянного проживания» [18, с. 37].

По мнению Т.Т. Сунарчиной, «туристом» следует считать потребителя туристских услуг, который находится с этой целью вне места своего проживания как минимум с одним ночлегом и не более 6 месяцев подряд без занятия предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью [19, с. 167].

Рядом ученых поднимался вопрос относительно категории «турист» к лицам, находящимся в служебной командировке в месте отличном от места жительства. По мнению В.А. Квартального, на этих лиц распространяется понятие «турист», поскольку источником оплаты является не страна пребывания, а место постоянного проживания. Более того, в ст. 1 ЗУ «О туриз-

ме» туристом определяется лицо, которое в «профессионально-деловых» целях посещает другую местность. Очевидно, что закон и международные конвенции, давая определение понятию «турист», имели целью выделить данную категорию с трудовыми эмигрантами, приезжающими в соответствующую страну.

По мнению автора, для более полного исследования вопроса выяснения субъектного состава договора о предоставлении туристских услуг является сопоставление понятий «турист» и «потребитель», поскольку на туриста, как стороны договора, распространяется и правовой статус «потребителя» и распространяются права и гарантии, предоставляемые в соответствии с ЗУ «О защите прав потребителей». Согласно ст. 1 Закона Украины «О защите прав потребителей»: «Потребитель - физическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует или намеревается приобрести или заказать продукцию для личных потребностей, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника», а исходя из определений, даваемых международно-правовыми актами и ЗУ «О туризме» можно с уверенностью утверждать, что турист является потребителем услуг.

В качестве второй стороны по договору о предоставлении туристских услуг может выступать также и юридическое лицо. Данный случай является характерным в случае, когда юридическое лицо заказывает комплекс туристских услуг для своих работников или организовывает группу. Однако стоит отметить, что непосредственными получателями - потребителями услуг - являются физические лица, на которых распространяется ЗУ «О защите прав потребителей». В данном случае можно говорить о таком виде договора, как «договор в пользу третьего лица».

Выводы. Сторонами договора о предоставлении туристских услуг являются туроператор и турист. Большинство договоров о предоставлении туристских услуг заключаются при посредничестве турагента, который в определенных случаях выступает стороной договора на стороне исполнителя услуг, поскольку предоставляет информационно-консультативные услуги туристу. ЗУ «О туризме» устанавливает специальные требования к туроператору, в частности, наличие лицензии и банковской гарантии. Несмотря на обширный перечень субъектов, которые обеспечивают туристскую деятельность в Украине, непосредственными субъектами исследуемого договора являются туроператор и турагент. На стороне заказчика может выступать как физическое лицо - потребитель - так и юридическое лицо, которое заключает договор в пользу третьего лица.

Ссылки:

1. Цивільний кодекс України від 16.01.2003 р. № 435-ІУ // Відомості ВРУ. 2003. № 40-44. Ст. 356.

2. Закон України «Про туризм» від 15.09.1995 р. № 324/95 // Відомості ВРУ. 1995. № 31. Ст. 231.

3. Баразгова Э.Г. Туристские услуги в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., Ст. 198.

4. Чененов Ю.А. Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 192.

5. Наказ Міністерства інфраструктури України «Ліцензійні умови провадження туроператорської діяльності» від 10.07.2013 р. № 465.

6. Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ.

7. ЗУ «Про ліцензування певних видів господарської діяльності».

8. Наказ Міністерства інфраструктури ...

9. ЗУ «Про ліцензування певних видів ... ».

10. Council Directive 90/314/EEC of 13 June 1990 on package travel, package holidays and package tours // EUR-Lex.

URL: http://eur-

lex.europa.eu/smartapi/cgi/sga_doc?smartapi!celexplus!prod!DocNumber&lg=en&type_doc=Directive&an_doc=1990&nu_ doc=314 (дата обращения: 14.10.2013).

11. Закон України «Про туризм» .

12. Інформація про кількість відправлених туристів закордон туристичним оператором А.Е.Т. Джоін Ап. URL: http://joinup.ua/about/today/ (дата обращения: 14.10.2013).

13. Закон України «Про відновлення платоспроможності боржника або визнання його банкрутом» від 14.05.1992 р. № 2343 ХІІ // Відомості ВРУ. 1992. № 31. Ст. 440.

14. Чененов Ю.А. Указ. соч. С. 29.

15. Судова справа № 2-3731/09 від 28.07.2009 р. URL: http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/6208818 (дата обращения: 15.10.2013).

16. Римская Конференция по туризму и международным путешествиям. 1963.

17. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. М., 2003. 356 с.

18. Биржаков М. Б. Введение в туризм. СПб., 1999. 256 с.

19. Сунарчина Т.Т. Гражданская правосубъектность коммерческой туристской организации в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. Ст. 241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.