Проблемы регулирования защиты прав потребителей...
Подводя итог сказанному, отметим, что наследственное право Германии предоставляет наследодателю более широкие возможности по выбору того или иного вида завещательных распоряжений, чем наследственное право России. Таким образом, принцип свободы завещания, впервые закрепленный законодателем в ст. 1119 Гражданского кодекса РФ, в российской практике достаточно ограниченно реализован. Единственно допустимой формой
завещания в России является, в сущности, нотариально удостоверенное завещание. В то время как наследственное право Германии рассматривает завещание не только как одностороннюю сделку (только такое понимание завещания соответствует российскому праву), но и сделку между двумя лицами, наглядным примером чему является совместное завещание супругов.
Литература
1. Гражданский кодекс РФ (Часть третья).
2. Абраменков М.С. Наследование по завещанию в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительноправовой аспект. Наследственное право. 2008. № 4. С. 45.
3. Булаевский Б.А., Ярошенко К.Б. Наследственное право, М: «Волтерс Клувер», 2005. С. 157—158.
4. Путинцева Е.П. Способы выражения последней воли наследодателя по законодательству РФ и ФРГ. Нотариальный вестник. 2008. № 1. С. 31.
5. СухановЕ.А. Гражданское право. В 2 томах. Том 1. Полутом 1. М: «Волтерс Клувер», 2005. С. 289.
6. Gerhard Robbers. Einfuhrung in das deutsche Recht, Baden-Baden: Nomos Verl. Ges., 1994. S.247.
7. Beate Backhaus, Eva Marie. Vererben und Erben, Stiftung Warentest Vert., Berlin: 2005. S. 248—249.
УДК 347
ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИИ
Гольц Т.В., преподаватель, tgolts@hotmail.ru,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The author examines the development of tourism in Russia and the legal regulation for tour operators and travel agencies. The article analyses aspects of consumer rights in tourism industry that require protection by legal action.
В статье раскрываются проблемы развития туризма в Российской Федерации и правового регулирования деятельности туроператоров и турагентств. Анализируются вопросы, требующие правового решения в целях повышения эффективности защиты прав потребителей при получении услуг в сфере туризма.
Key Words: tourism, services, travel agency, tour operator, law.
Ключевые слова: туризм, услуги, турагентства, туроператор, право.
Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила основы правового статуса гражданина (человека), наделив его ценными правами и корреспондирующими им обязанностями. Поскольку человек, свободно рас-
поряжаясь своими правами и свободами, взаимодействует с другими себе подобными субъектами, то их интересы нередко сталкиваются в противоречиях. Цивилизованное общество должно поставить задачу согласовать эти инте-
53
ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
ресы, способствовать достижению компромиссов даже при несовпадении ни целей, ни задач, в том числе при противодействии потребителя и предпринимателя.
Провозгласив «высшей ценностью» права и свободы человека, Конституция РФ закрепила за ним: право на жизнь, право на охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу, право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, в том числе равенством всех перед судом, а также право на отдых (ст. 20, 37, 41-43, 45-46).
Основы правового статуса гражданина как потребителя кроме Конституции РФ находят свое выражение в федеральных законах и иных нормативных правовых актах. Так, Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) [2. С. 301; 2. С. 410] регулирует вопросы, связанные с защитой гражданских прав (ст. 11, 12, 14), определяет право и дееспособность граждан и юридических лиц (главы 3 и 4), содержит положения о сделках (глава 9), об ответственности за нарушения обязательств (глава 25), а также общие положения о договоре (подраздел 2 ГК РФ).
ГК РФ является одним из основополагающих кодифицированных законодательных актах, регулирующих сферу гражданских правовых отношений, которая включает в себя в том числе отношения по оказанию услуг потребителю.
Общие правила, регулирующие способы и порядок защиты прав потребителей, распространяющиеся в том числе на сферу туризма, содержатся в Федеральном законе от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» [3. С. 766].
Реализовывая свое конституционное право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ), гражданин-человек свободен в своем выборе отдыха: кто-то отдыхает в кругу своей семьи, кто-то любит путешествовать по просторам своей родины, а кого-то привлекают история либо климатические условия зарубежных стран, тем более что свободный выезд за пределы Российской Федерации гарантируется Конституцией РФ [1].
Туризм в соответствии со ст. 1 ФЗ РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяется как «времен-
ные выезды (путешествия) граждан российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» [4. С. 1]. А туристская деятельность соответственно определяется как «туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий» [4. С. 1].
Коренные преобразования в российском государстве, связанные с формированием рыночной экономики, создали условия для формирования новых методов туристического обслуживания со стороны предпринимателей, развивающих туристический бизнес, государства, поскольку туризм очень часто оказывался в разных странах именно тем фактором, который оказывал большое влияние на развитие различных отраслей в экономике страны.
Развитие туризма - рычаг, содействующий большему объему валютных поступлений, тем самым влияющий на различные секторы экономики, а соответственно идет формирование собственной туристической индустрии.
Туризм играет значительную роль в создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса, формировании валового внутреннего продукта, (США, Испания, Италия, Египет, Турция и др.). Он оказывает достаточно большое влияние на многие отрасли экономики: сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство, страхование, банковскую деятельность, производство товаров народного потребления и др., что способствует всему социально-экономическому развитию страны.
Туризм является одним из самых высокодоходных видов бизнеса в мире. По данным всемирной туристической организации (ВТО), с ним связано каждое 16-е рабочее место, он использует примерно 7% мирового капитала, что касается мировых потребительских расходов, то они составляют 11% , налоговые поступления составляют 5%. Приведённая статистика характеризует прямой экономический эффект функционирования индустрии туризма. Развитому туризму можно дать категорию как одного из главных «феноменов XX века» [9. С. 222].
54 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1
Проблемы регулирования защиты прав потребителей...
Россия в силу географического расположения, великолепных природных ландшафтов, в некоторых местах не тронутых рукой человека, своеобразной культурой и обычаев позволяет сохранить свою туристическую самобытность и привлекательность для туристов всего мира. Однако без государственного регулирования туристической деятельности на общенациональном и международном уровнях перспективы дальнейшего развития туристического бизнеса в России будут сомнительны.
Целью государственной политики в исследуемой сфере является создание современной высокоэффективной и конкурентоспособной туристической индустрии, способной обеспечить в первую очередь потребности российских и иностранных граждан в туристических услугах, тем самым предоставив возможность гражданам реализовать конституционное право на «обеспечение достойной жизни и свободного развития человека» [1].
Туризм на современном этапе развития экономики России занимает все более значимое место. На совещании, проходившем 1 августа 2008 года в г. Угличе Ярославской области, Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что богатейшее культурно-историческое наследие страны и уникальные природные условия представляют собой грандиозный ресурс для развития туризма. По мнению Президента РФ, именно в туризме заложена одна из точек роста для многих российских регионов.
Повышенное внимание к исследуемой отрасли объясняется ее способностью вносить достойный вклад в развитие всей экономики страны, в т.ч. за счет притока иностранной валюты, налоговых поступлений в бюджет, увеличения количества рабочих мест, сохранения, преумножения и рационального использования культурного и природного наследия.
Несмотря на то, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека в России является конституционным правом и, бесспорно, должно быть приоритетным по сравнению с пополнением федерального бюджета, однако фактически наблюдается обратная тенденция, которая направлена больше на приток иностранных туристов и пополнение бюджета. Примером этому является строительство фешенебельных отелей в лучших уголках России, выделение земельных участков для строительства гостиничных комплексов, здравниц, домов отдыха, туристических баз, предназначен-
ных для обслуживания иностранных туристов и т.п. Отдых российских граждан в таких местах доступен не всем желающим, ввиду отсутствия у них способности оплатить высокие цены за обслуживание. И многим из них можно рассчитывать только на «социальный туризм», который включает в себя предоставление услуг малообеспеченным гражданам: пенсионерам, инвалидам, школьникам, студентам за счет финансирования из федерального бюджета. Объем и качество таких услуг пока остаются неудовлетворительными, а правоохранительные органы не всегда могут отреагировать надлежащим образом на жалобы граждан ввиду ненадлежащего правового регулирования данной отрасли.
Проблема ненадлежащего правового регулирования в исследуемой сфере касается не только «социального», но и «выездного» и «внутреннего» туризма. «Внутренним» туризмом является туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в РФ, а «выездным» — туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну [4. С. 1].
«Выездной» туризм, несмотря на определенные финансовые кризисы в стране, пользуется большой популярностью в России. Граждане, имея материальные средства и желание свой досуг провести за пределами своей страны, приобретают у российских предпринимателей (турфирм) туристические путевки. Вложив не мало денежных средств в приобретение путевки, потребитель вправе рассчитывать на достойный отдых и предоставление ему обещанных услуг туристическими компаниями, заключившими с ними договор. К сожалению, анализ правоприменительной практики, информации СМИ показывает, что очень высок процент ненадлежащего предоставления потребителю туристического продукта, а иногда непредоставление его вообще. Из-за этого туристы не только не могут реализовать свое право на достойный отдых, но и несут серьезные материальные убытки, а также нравственные (а нередко и физические) страдания, защита от которых гарантируется государством (ст. 19 Конституции РФ).
Нередко потребитель не может защитить свои нарушенные права и свободы (даже с помощью профессионального юриста) ввиду того, что туристические фирмы в собственных интересах ловко используют недостаточность
55
ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
правового поля в туристической деятельности, доверчивость и юридическую неосведомленность потребителей, а самое главное — безнаказанность турфирм за неисполнение либо ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
Безнаказанность будет продолжаться до тех пор, пока государство не создаст надлежащее правовое поле, нормами которого будут регулироваться гражданско-правовые отношения в области туризма, и жесткий контроль за их исполнением.
Отношения в сфере туристской деятельности являются сложными, потому что в них принимают участие как минимум четыре стороны: туристическая фирма (туроператор), турист (потребитель), государство и организация туристической индустрии (перевозчики, средства размещения, предприятия общественного питания и др.)
Во многих странах, в том числе в России, туроператору предоставлено право привлекать к туристической деятельности третьих лиц — турагента, который выступает в разных правовых формах: и как агент, и как представитель, и как одно из подразделений туристической фирмы [4. С. 9]. Поэтому турагент как лицо, наделенное правом заниматься туристской деятельностью (непосредственная работа с туристом по реализации турпродукта) наряду с правами должен иметь обязанности перед туристами. Однако, как правило, турагент снимает с себя всякие обязательства перед туристом, заключая такие договоры, из содержания которых для лица, не имеющего специального юридического образования, на первый взгляд, невозможно определить обязанную сторону в случае неисполнения (либо ненадлежащего исполнения) договора.
По правилам ст. 9—10 и 10.1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» стороной, на которую ложатся обязательства в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения договора о реализации турпродукта, всегда является туроператор. Однако при юридическом анализе договора выясняется, что ответственность ни одна из сторон, кроме туриста, не несет.
Такое некорректное отношение к туристу вызвано, прежде всего, как отсутствием необходимых правовых актов, так и противоречиями в имеющихся российских законах, нормами
которых регулируются общественные отношения в области туризма.
Под правовым регулированием в теории государства и права понимается «осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочивания» [7. С. 39]. Из этого следует, что правовое регулирование туристской деятельности следует рассматривать как «систему нормативно-правовых актов, регламентирующих правовое положение лиц, осуществляющих туристскую деятельность, а также порядок ее осуществления публичной организацией» [8. С. 2].
В России на сегодняшний день исследуемая отрасль регулируется следующими правовыми актами:
• Конституцией Российской Федерации;
• Гражданским кодексом Российской Федерации (Часть первая. Утв. Федеральным законом от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ, Часть вторая, принята 26 января 1996 года № 14-ФЗ);
• Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 5 февраля 2007 года № 12-ФЗ); Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»);
• Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 года № 452;
• иными нормативными правовыми актами, в частности, приказом Минфина России от 9 июля 2007 года № 60н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности» (зарегистрировано в Минюсте РФ 17 июля 2007 года № 9857), который утвердил требования к форме и содержанию туристской путевки.
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» заложил основу формирования правовой системы в сфере туризма. Это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой в области туристских отношений. Многие нормы названного закона имеют прямое действие и не требуют для их исполнения принятия иных нормативно-правовых актов. Но и он на сегодняшний день не отвечает требованиям ни внутригосударственного, ни международного правового регулирования туристической деятельности и нуждается в дальнейшей коррек-
56 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1
Проблемы регулирования защиты прав потребителей...
тировке и внесении дополнений и изменений с учетом развивающихся отношений в сфере туризма.
Как было отмечено выше, отношения между туристом и туристической организацией оформляются договором, который должен отвечать требованиям действующего внутригосударственного и международного законодательства, принципами которого являются в первую очередь равноправие сторон, свобода договора и автономия воли. Он должен быть единого образца, одного вида и содержать в себе существенные условия, которые гарантируют исполнение обязательств, принятых на себя сторонами, а также предусматривать ответственность сторон (с конкретным указанием обязанного лица, а не в завуалированной форме).
В соответствии с частью второй ст. 779 ГК РФ, правила главы 39, регулирующие возмездное оказание услуг, применяются к туристическому обслуживанию. Из этого следует, что отношения между сторонами (турист и турфирма) должны оформляться договором возмездного оказания услуг. Большая часть турфирм оформляют отношения именно таким договором.
В соответствии с правилами ст. 9 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» «продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом». Однако в законе не установлен вид гражданско-правового договора. Более того, ст. 10 и 10.1 указанного Закона прямо указывают на заключение договора между турагентом и туристом на «реализацию турпродукта», то есть очевидно, что законодатель имеет в виду договор купли-продажи, который регулируется совершенно иными правилами, отличными от договора возмездного оказания услуг. Практика показывает, что ряд турфирм недобросовестно пользуются неопределенностью правовой природы договора, понятие которого, к сожалению, не содержится ни в одном из нормативно-правовых актов, регулирующих туристическую деятельность.
Можно сказать, что сегодня ни в юридической доктрине, ни в практической деятельности не имеется единой, общепринятой концепции о правовой природе исследуемого договора, поэтому столкнулись в противоречии
нормы, регулирующие одни и те же правоотношения, то есть налицо коллизия права, которая используется недобросовестными предпринимателями во вред интересам потребителей и требует законодательного решения.
Не менее важной проблемой в правовом регулировании туристской деятельности является ответственность туроператора и турагента перед туристом за неисполнение либо ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств по договору.
Пункт 5 ст. 9 ФЗ РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предусматривает ответственность туроператора перед туристом за действия (бездействия), совершенные от имени туроператора его турагентами «в пределах своих обязанностей (полномочий)». А о каких полномочиях (объеме обязанностей) идет речь в законе? Если туроператор в соответствии со ст. 10.1 названного Закона продаст турпродукт турагенту и последний будет его реализовывать (продвигать) от своего имени, то в таком случае туроператор снимает с себя обязанности перед туристом. И турист, в случае не предоставления (либо ненадлежащего представления) ему турпродукта не сможет применить правила п.5 ст. 9 Закона, потому что как по правилам, регулирующим договор купли-продажи, после передаче продавцом товара покупателю, с продавца товара снимается какая-либо ответственность за дальнейшие действия покупателя с товаром.
Более того, вышеназванный Закон во всех случаях (либо сам туроператор заключает договор с туристом, либо от его имени заключается договор третьими лицами с туристом, либо третье лицо заключает договор от своего имени с туристом) предусматривает ответственность туроператора за ненадлежащее исполнение обязательств по договору. Данное положение вытекает из общего правила ст. 403 ГК РФ (ответственность должника за действия третьих лиц). И, соответственно, об ответственности турагента перед туристом за неисполнение обязательств или ненадлежащее исполнение Закон ничего не говорит. Из этого следует, что надлежащим ответчиком всегда должен выступать туроператор. Но как он может выступать ответчиком, если он по договору купли-продажи реализовал турпродукт турагенту и больше не является собственником турпродукта?
И этот неразрешенный вопрос осложняется п. 7 ст. 9 указанного Закона, которым законода-
57
ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
тель, определяя порядок заключения договора между туроператором и турагентом на продажу («реализацию») турпродукта, предусматривает включение в условие договора «взаимной ответственности» перед туристом, а именно: «В договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, должны содержаться: .. .взаимная ответственность туроператора и турагента, а также ответственность каждой из сторон перед туристом и (или) иным заказчиком за непредставление или представление недостоверной информации о туристическом продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристического продукта»[4. С. 9]
Данное положение, представляется не корректным по нескольким основаниям. Во-первых, ГК РФ (главы 21—26) регулирует обязательственные правоотношения в гражданском обороте, в т.ч. и виды ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств. Следует заметить, что такого вида ответственности, как «взаимная», он не содержит. А какой же вид ответственности тогда будут предусматривать стороны? Самое печальное, что здесь невозможно применить аналогию закона, потому что «солидарная ответственность» регулируется совершенно другими правилами, нежели субсидиарная.
Если исходить из интересов потребителя, то правильнее было бы применять «солидарную» ответственность, потому что в свете новых дополнений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [4. С. 1], которыми были увеличены размеры финансового обеспечения туроператора, при наступлении «страхового случая», в частности, неисполнения либо ненадлежащего исполнения договора туроператором, потребитель при «солидарной ответственности» всегда будет защищен финансовым обеспечением туроператора. Если в договоре между туроператором и турагентом так называемая «взаимная» ответственность определяется за конкретные действия (бездействия), то не исключается, что туроператор может своим финансовым обеспечением и не нести ответственности за виновные действия турагента. В этом случае турист окажется незащищенным, так как законодатель не обязывает турагента обеспечивать сделку страхованием либо банковской гарантией.
К тому же если законодатель определяет «реализацию» турпродукта туроператором ту-
рагенту по договору купли-продажи, то «взаимная ответственность» правилами, регулирующими данный договор, не предусмотрена.
Из этого следует, что необходимо законодательно определить правовую природу договоров как с туристом, так и между туроператором и турагентом, при этом следует исходить в первую очередь из интересов туриста, потому что он на сегодняшний день является самой незащищенной стороной в обязательствах.
Продолжая рассуждать о гарантиях и защите прав потребителей в туристской деятельности, следует также остановить внимание на страховом возмещении в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств со стороны турфирмы.
Согласно п. 5 ст. 17.6 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения туристу и (или) иному заказчику, если турист и (или) иной заказчик обратились к страховщику с требованием о возмещении упущенной выгоды и (или) компенсации морального вреда, возникших в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристического продукта. Из этого положения следует, что страховая компания либо банк-гарант возмещают туристу (или) заказчику только реальный ущерб, понесенный туристом в результате неисполнения либо ненадлежащего исполнения туроператором своих обязанностей по реализации турпродукта.
Из анализа правоприменительной практики установлено, что иски по большей мере заявляются туристами не о возмещении материального ущерба, а о взыскании компенсации морального вреда за причиненные нравственные или физические страдания в результате неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств турфирмами, а также присутствуют (но в меньшем количестве) претензии о взыскании упущенной выгоды.
И, как правило, иски удовлетворяются, но их исполнение иногда бывает невозможным, так как у ответчика нет обеспечительных средств, он утверждает и подтверждает документально, что вся прибыль потрачена на договор страхования: «Ждите, появятся свободные денежные средства, выплатим». А ждать, как показывает практика, можно неопределенное время. В связи с этим суды при взыскании ком-
58 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1
Проблемы регулирования защиты прав потребителей...
пенсации за причиненные страдания исходят из реальной возможности ответчика выплатить денежные средства, и нередко взысканные суммы ничтожны, никак не соответствуют компенсации за страдания, которые были причинены потребителям виновными действиями туристических фирм (автобусы переворачиваются, туристам причиняются физические страдания, некоторые погибают, их близким людям причиняются нравственные страдания, которые по большому-то счету неоценимы, а взыскивают по 5—10 тыс. руб.; туристы стоят по двое суток на обочине дороги без еды, тепла, ночлега из-за неисправного транспорта, а за эти страдания им взыскивают компенсацию в размере 500 руб., которые вряд ли будут получены с ответчика).
Представляется, что законодателю следует внести изменения в ст. 17.6. Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», включив в страховое возмещение в том числе упущенную выгоду и компенсацию за причиненный моральный вред туристу. При таких правилах, возможно, туристические фирмы изменят свое отношение к принятым на себя обязательствам.
В продолжение исследования вопроса о защите прав потребителя от неисполнения либо ненадлежащего исполнения по реализации туристического продукта со стороны туристических фирм, следует обратить внимание на правила расторжения договора и выплаты компенсации за неполучение либо ненадлежащее получение турпродукта.
Согласно ст. 10 исследуемого Закона каждая сторона вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.
К существенным изменениям обстоятельств законодатель относит:
• ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристической путевке;
• изменение сроков совершения путешествия;
• непредвиденный рост транспортных тарифов;
• невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
Приведенный перечь оснований, допускающий расторжение или изменение договора, является исчерпывающим. Такого основания, как неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по реализации турпродукта со стороны турфирмы, в законе не имеется. Более того, в законе не прописана процедура расторжения договора.
По основанию «ухудшение условий путешествия» фактически невозможно расторгнуть договор, так как турист находится за пределами территории турфирмы, и как правило, в другой стране. Когда он вернется и потребует расторжения договора, то ему могут в этом отказать по причине того, что договор уже исполнен. В этом случае турист может только реализовать свое право на возмещение реального ущерба, который тоже не так просто взыскать, потому что по правилам п. 3 ст. 17.4 названного закона основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования туроператора является факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристического продукта, если это является существенным нарушением условий такого договора.
По этой причине туристу проблематично поставить вопрос о расторжении договора в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, а для того, чтобы взыскать реальный ущерб, требуются доказательства (квитанции, справки, акты и др.). Если, к примеру, туроператор был обязан предоставить гостиницу пятизвездочную, а предоставил трёхзвёздочную, то в этом случае турист другую гостиницу искать уже не будет (и страну не знает, и денег, может быть, не имеет в достаточном количестве и др.). Он вправе потребовать от администратора справку о комфортности, но не факт, что она будет выдана. Более того, гостиница, может быть, по документам и считается для русских туристов пятизвездочной, но по уровню комфорта она не отвечает и требованиям, предъявляемым к трехзвездочной гостинице. Что в этом случае может сделать турист? Фактически материальный ущерб ему не причинен, значит, можно взыскивать только компенсацию за нравственные страдания, но эта компенсация в страховое возмещение не включается (об этом говорилось выше).
59
ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Далее, если все же туристу удастся расторгнуть договор, то какую компенсацию он вправе получить? Об этом Закон умалчивает.
По правилам п. 5 ст. 14 Закона [4. С. 14], которые регулируют расторжение договора в связи с чрезвычайными обстоятельствами, угрожающими безопасности туристу, при расторжении договора до начала путешествия туристу возвращается денежная сумма, равная общей цене туристического продукта, а после начала путешествия — ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристических услуг. Однако эти правила не могут быть применимы к расторжению договора по вине туроператора. Других правил в законе не имеется, на что следует обратить внимание законодателя.
Представляется необходимым внести дополнение в ст. 10 Федерального закона Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», определив порядок, основания, а также размер возмещения при расторжении договора в одностороннем порядке в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязательств туроператором по реализации турпродукта туристу.
Литература
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая.
4. Федеральный закон от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
5. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 5 февраля 2007 года № 12-ФЗ; от 28 июня 2009 года № 123-ФЗ).
6. Стратегия развития туризма в Российской федерации на период до 2015 года. Федеральное агентство по туризму, 2008.
7. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Норма, 2003.
8. ПисаревскийЕ.Л. Туристическая деятельность: проблемы правового регулирования // Юрист. 2000. № 1.
9. Саченкова Н.И. Туризм как отрасль народного хозяйства и сферы реализации человеческого потенциала. Казань, 1999.
Кроме этого, в целях конкретизации прав и обязанностей сторон, необходимо предусмотреть договором между туристом и турфирмой ответственность последней за качество и своевременность оказания туристических услуг.
Таким образом, в законодательстве России, регулирующем общественные отношения в сфере туризма, есть серьезные проблемы, а состояние сферы туризма сегодня не отвечает потребностям населения. Необходимо значительно улучшить туристское обслуживание, а это невозможно без совершенствования правового регулирования в данной сфере.
Законодательство, регулирующее туристскую деятельность, необходимо систематизировать, привести в соответствие с потребностями гражданского оборота, убрать непоследовательность и фрагментарный характер, которые способствуют возникновению как теоретических, так и практических проблем, которые возможно разрешить путем устранения противоречий и пробелов в российском законодательстве, регулирующем гражданские правовые отношения в сфере туризма.
60 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1