Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАБОТЫ ГОСУДАРСТВА О СЕМЬЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В ФОРМАХ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ И УКРЕПЛЕНИЯ БРАКА'

ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАБОТЫ ГОСУДАРСТВА О СЕМЬЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В ФОРМАХ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ И УКРЕПЛЕНИЯ БРАКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
276
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БРАК / ЗАЩИТА / ОХРАНА / РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА / СЕМЬЯ / УКРЕПЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрияшко Марина Васильевна

Приведен анализ отдельных мер, направленных на защиту и укрепление в Республике Беларусь институтов брака и семьи, в частности, таких как установление дифференцированного размера ставок государственной пошлины, взимаемой за расторжение брака как в судебном, так и административном порядках, а также предоставление основного и дополнительного сроков для принятия разводящимися супругами мер для примирения. Статья основана как на нормах международных правовых актов и их толковании уполномоченными органами, так и нормах национального законодательства Республики Беларусь и актуальных статистических данных. Сделан ряд выводов: о неединообразном применении охранной терминологии применительно к институтам брака и семьи; нерациональном подходе к установлению ставок государственной пошлины, взимаемой за расторжение брака в административном порядке; излишних административных барьерах в виде двухмесячного срока при оформлении расторжения брака в органах загс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL MEASURES OF STATE CARE FOR THE FAMILY IN THE REPUBLIC OF BELARUS IN THE FORMS OF FAMILY PROTECTION AND MARRIAGE STRENGTHENING

The article analyzes individual measures aimed at protecting and strengthening the institutions of marriage and family in the Republic of Belarus, in particular, the establishment of a differentiated rate of state duty charged for divorce in both judicial and administrative procedures, as well as the provision of basic and additional term for divorcing spouses to take reconciliation measures. The article is based both on the norms of international legal acts and their interpretation by the authorized bodies, as well as on the norms of the national legislation of the Republic of Belarus and current statistical data. The article draws a number of conclusions: on the non-uniform application of security terminology in relation to the institutions of marriage and family; on the irrational approach to setting the rates of state fees charged for divorce in an administrative procedure; on unnecessary administrative barriers in the form of a two-month term for registration of a divorce in administrative procedure.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАБОТЫ ГОСУДАРСТВА О СЕМЬЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В ФОРМАХ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ И УКРЕПЛЕНИЯ БРАКА»

гражданское и семейное право

УДК 347.62 DOI: 10.17277^^.2021.01^.045-053

Приведен анализ отдельных мер, направленных на защиту и укрепление в Республике Беларусь институтов брака и семьи, в частности, таких как установление дифференцированного размера ставок государственной пошлины, взимаемой за расторжение брака как в судебном, так и административном порядках, а также предоставление основного и дополнительного сроков для принятия разводящимися супругами мер для примирения. Статья основана как на нормах международных правовых актов и их толковании уполномоченными органами, так и нормах национального законодательства Республики Беларусь и актуальных статистических данных. Сделан ряд выводов: о неединообразном применении охранной терминологии применительно к институтам брака и семьи; нерациональном подходе к установлению ставок государственной пошлины, взимаемой за расторжение брака в административном порядке; излишних административных барьерах в виде двухмесячного срока при оформлении расторжения брака в органах загс.

Ключевые слова: брак; защита; охрана; расторжение брака; семья; укрепление.

Марина Васильевна Андрияшко, канд. юрид. наук, доцент,

старший научный сотрудник, кафедра «Гражданское право и гражданское судопроизводство», ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)», Челябинск, Россия;

andryiashkamv@susu.ru

ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАБОТЫ ГОСУДАРСТВА О СЕМЬЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В ФОРМАХ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ И УКРЕПЛЕНИЯ БРАКА

Введение. В Республике Беларусь проводится целенаправленная широкомасштабная государственная семейная политика, направленная на защиту и укрепление институтов брака и семьи. Однако сведения государственной статистики свидетельствуют о высоких показателях расторжения браков. Указанным обосновывается теоретический интерес к содержанию мер, предпринимаемых государством в целях защиты и укрепления институтов брака и семьи.

Методология и методы исследования. Вопросы правового регулирования отношений по поводу защиты семьи отражаются в данных государственной статистической отчетности и довольно часто освещаются исследователями.

Использованы общенаучные логические методы: системного анализа, дефинирования, теории аргументации, а также частноюридические методы: формально-юридический и сравнительно-правовой.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно ст. 16 Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.), семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

Впоследствии в ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) (далее - Пакт) было воспринято положение о том, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства (п. 1), а также было определено, что государства должны принять надлежащие меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении; в случае расторжения брака должна предусматриваться необходимая защита всех детей; за мужчинами и женщинами, достигшими брачного возраста, признается право на вступление в брак и право основывать семью; ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в брак.

Указанные положения Пакта получили детальное толкование в ряде Замечаний общего порядка (далее - ЗОП) Комитета ООН по правам человека. В частности, в пп. 23 - 24 ЗОП № 28 (2000 г.) к ст. 3 (о равноправии мужчин и женщин) Пакта отмечается, что государства обязаны одинаково относиться к мужчинам и женщинам в вопросах брака. Мужчины и женщины имеют право вступать в брак только со своего свободного и полного согласия, и государства обязаны защищать осуществление этого права на равной основе. При этом многие факторы могут мешать женщинам принимать свободное решение о вступлении в брак:

1) минимальный возраст для вступления в брак должен быть установлен государством на базе одинаковых критериев для мужчин и женщин, позволяющих обеспечивать способность женщины принять осознанное решение без какого бы то ни было принуждения;

2) согласие на вступление в брак в отдельных государствах вместо самой женщины дает опекун, каковым обычно является мужчина, - подобное требование, предусмотренное статутным или обычным правом, исключает возможность свободного выбора со стороны женщины [3].

В п. 1 ЗОП № 19 к ст. 23 (семья) Пакта поясняется, что защита семьи и ее членов также прямо или косвенно гарантируется другими положениями Пакта:

1) запрет произвольного или незаконного вмешательства в семейную жизнь (ст. 17);

2) защита прав ребенка как такового или в качестве члена семьи (ст. 24) [4].

Комитет ООН по правам человека привел ряд важных замечаний применительно к содержанию ст. 23 Пакта:

1) для обеспечения защиты семьи необходимы меры законодательного, административного и иного характера;

2) во время состояния в браке оба супруга должны обладать равными правами и обязанностями в семье в вопросах выбора места жительства, ведения домашнего хозяйства, образования и воспитания детей, распоряжения имуществом;

3) равенство в правах и обязанностях в семье должно быть обеспечено также в случае соглашения или решения суда о раздельном проживании супругов или в случае расторжения брака;

4) запрет дискриминационного подхода в вопросах мотивов и процедур установления режима раздельного проживания или развода.

Положения международно-правовых документов преимущественно восприняты Конституцией Республики Беларусь, которая в частях первой и второй ст. 32 определила, что брак, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства; женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью; супруги равноправны в семейных отношениях.

Конституционный принцип защиты семьи государством ретранслируется через отраслевые принципы семейного законодательства, закрепленные кодифицированным источником. В частности, в соответствии со ст. 3 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее - КоБС) предусматривается ряд мероприятий, направленных на полную и всестороннюю реализацию гарантированной конституционной нормой защиты. Так, например, в силу того, что семья, являясь естественной и основной ячейкой общества, находится под защитой государства, государство считает приоритетной задачей в сфере социальной политики защиту брака, семьи, охрану материнства, отцовства и детства и проявляет заботу о семье путем создания условий для экономической самостоятельности и роста благосостояния семьи, льготной налоговой политики, выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, предоставления государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений, создания и развития учреждений образования, организаций культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, создания условий для сочетания родителями трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, развития инфраструктуры быта. Закрепление в законодательстве механизмов реализации перечисленных направлений, по которым государство гарантирует предоставление семье заботы, свидетельствует о выполнении рекомендации Комитета о необходимости функционирования мер защиты семьи законодательного, административного и иного характера.

В соответствии с п. 2 Указа Президента Республики Беларусь 21 января 1998 г. № 46 «Об утверждении Основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь», основными целями государственной семейной политики являются:

1) обеспечение улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи и выполнения ею репродуктивной, экономической и воспитательной функций;

2) укрепление нравственных основ семьи и повышение ее престижа в обществе.

Достижению перечисленных целей государственной семейной политики, согласно абзацам второму-третьему ст. 1 КоБС, должно способствовать решение задач законодательства о браке и семье, в частности, таких как:

1) укрепление семьи в Республике Беларусь как естественной и основной ячейки общества на принципах общечеловеческой морали, недопущение ослабления и разрушения семейных связей;

2) построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, равенстве прав супругов в семье, на взаимной любви, уважении и взаимопомощи всех членов семьи.

Резюмируя, отметим, что закрепленный законодательством Республики Беларусь методологический аппарат социальной политики в аспекте государственной семейной политики может стать предметом самостоятельного исследования в силу дискуссионности его ключевых понятий в части совпадения задач и целей, неединообразного применения терминологии и прочих аспектов юридической техники. Однако провозглашенный приоритет и особая защита институтов брака и семьи не вызывает сомнений.

Таким образом, национальное белорусское законодательство наряду с закрепленным в международно-правовых актах термином «защита» применительно к институту семьи использует термин «укрепление». Полагаем, термин «укрепление» в большей степени востребован применительно к институту брака как основанию возникновения прав и обязанностей в семье, так как слово «укрепить» толкуется в словарях в значении «3. Сделать более крепким, здоровым, сильным, стойким, надежным. 4. Сделать надежным, твердым, устойчивым» [7, с. 678]. Крепкий брак порождает здоровую семью и способствует повышению статуса семьи в обществе.

Полагаем, применительно к законодательству Республики Беларусь, что охранная терминология в сфере институтов брака и семьи имеет следующие уровни: забота государства о семье (в значении, используемом в ст. 3 КоБС), включающая укрепление брака и защиту семьи (рис. 1).

Особый интерес представляют порождающие дискуссию отдельные механизмы, направленные на укрепление брака и защиту семьи. Особенно в аспекте статистических данных о расторжении браков в Республике Беларусь: в 2019 г. заключено 62 744 браков и произведено 34 470 разводов; в 2018 г. - 60 714 браков и 33 152 развода [6, с. 58].

1. Дифференцированный размер государственной пошлины за расторжение брака. С 2013 года в КоБС вновь была закреплена возможность для супругов расторгать брак не только в судах (как это было предусмотрено с 1999 года), но также и в органах загс по взаимному согласию супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей и спора об имуществе.

Рис. 1. Формы заботы государства о семье

При этом ставки государственной пошлины за расторжение брака в суде в период с 1999 по 2020 гг. постоянно увеличивались, а с 2009 г. стал применяться дифференцированный подход к установлению ставок государственной пошлины в зависимости от очередности расторгаемого брака для одного из супругов. Так, в соответствии п. 2.1 и п. 2.2 Приложения 13 к Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, ставка государственной пошлины за расторжение первого и второго (последующих) браков составляет соответственно 4 и 8 базовых величин. При этом в случае расторжения брака в органах загс, вне зависимости от очередности расторгаемого брака, ставка государственной пошлины составляет 4 базовые величины в соответствии с п. 3 Приложения 20 к Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

2. Предоставление срока для принятия мер к примирению. При расторжении брака в органах загс срок для принятия мер к примирению не предоставляется. Однако расторжение брака в органах загс производится в согласованный с супругами срок, но не ранее чем через месяц и не позднее чем через два месяца со дня подачи совместного заявления о расторжении брака (ч. 3 ст. 351 КоБС). Также супругам в обязательном порядке разъясняется их право на участие в информационной встрече с медиатором (ч. 2 ст. 351 КоБС). Указанное позволяет усмотреть в действиях органов загс признаки легально закрепленного механизма, непозволяющего надлежащим субъектам - супругам, не имеющим общих несовершеннолетних детей и спора об имуществе (ч. 1 ст. 351 КоБС), расторгнуть свой брак.

В соответствии с п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 22 июня 2000 г. № 5 «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» (далее -Пленум № 5), судам при рассмотрении дел о расторжении брака необходимо принимать исчерпывающие меры, направленные на примирение супругов и сохранение семьи.

В суде брак расторгается в общем и особом порядках. Общий порядок предполагает при приеме искового заявления о расторжении брака предоставление судом супругам трехмесячного срока для принятия мер к примирению и достижения соглашения об общих несовершеннолетних детях и разделе имущества, а также разъяснение супругам права на добровольное урегулирование спора с участием медиатора (медиаторов), включая их право на участие в информационной встрече с медиатором (ч. 2 ст. 36 КоБС). Согласно ч. 3 п. 7 Пленума № 5, расторжение брака до истечения предоставленного судом трехмесячного срока является нарушением норм права и может повлечь отмену судебного решения. Если по истечении трехмесячного срока супруги не пришли к примирению и истец не отказался от поданного искового заявления о расторжении брака, судья назначает дело к слушанию (ч. 1 п. 7 Пленума № 5).

При рассмотрении искового заявления суд принимает меры, направленные на сохранение семьи, и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам дополнительный срок для примирения в пределах шести месяцев (ч. 5 ст. 36 КоБС). Отложение разбирательства дела для примирения супругов в пределах этого срока может быть неоднократным (ч. 2 п. 9 Пленума № 5). Суд по заявлению супругов или одного из них при

наличии к тому оснований вправе изменить дополнительный срок, предоставленный для примирения, и рассмотреть дело до его истечения.

Полагаем, что принцип свободы брачного союза, предполагающий свободу вступления в брак, подразумевает также и свободу расторжения брака. Искусственное создание препятствий для расторжения брака едва ли может служить целям сохранения семьи и укрепления брака. Больший акцент, полагаем, законодателю следовало бы делать на сохранении здоровых отношений между родителями-супругами, намеренными расторгнуть свой брак, и их детьми. Указанное обусловлено тем, что путем расторжения брака прекращаются лишь правоотношения между супругами, но сохраняются правоотношения между родителями и детьми. Поэтому наиболее востребованы меры по защите и наилучшей реализации правоотношений между ребенком и отдельно проживающим в связи с расторжением брака родителем.

3. Семейный капитал. В целях создания дополнительных условий для укрепления института семей с детьми, формирования долгосрочных экономических предпосылок устойчивых процессов демографического прироста населения республики, усиления социальной защиты семей, воспитывающих детей, Указом Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2014 г. № 572 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей», с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2019 г. были установлены дополнительные меры государственной поддержки семьям, воспитывающим детей, в частности, единовременное предоставление семьям безналичных денежных средств в размере 10 000 долларов США при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей. Семья может реализовать право на назначение семейного капитала один раз и использовать эти средства в Республике Беларусь в полном объеме либо по частям в безналичном порядке по одному или нескольким направлениям: 1) улучшение жилищных условий; 2) получение образования; 3) получение услуг в сфере социального обслуживания, здравоохранения; 4) формирование накопительной пенсии матери (мачехи) в полной семье, родителя в неполной семье. По программе «Семейный капитал» 2015 - 2019 гг. для многодетных семей открыто 82 139 депозитных счетов «Семейный капитал» (каждая многодетная семья - это один депозит) на сумму 821,39 млн долларов США [5].

Стабильный интерес у населения вызван к программе «Семейный капитал» 2015 - 2019 гг., выраженный в численности детей, рожденных третьими в семьях (в 2017 г. - в семьях родилось 15 114 третьих ребенка; в 2018 г. - 14 492; в 2019 г. - 14 240 [6, с. 50]), рекордно малая численность родившихся в стране за весь послевоенный период (уровень естественного прироста в 2019 г. составил всего лишь 87,6 тыс. человек против 120,5 тыс. умерших человек [1, с. 12]), привязка сумм капитала к иностранной валюте и другие причины послужили основаниями для принятия решения о пролонгации программы «Семейный капитал». В силу этого и в целях развития долгосрочной государственной поддержки многодетных семей, стимулирования рождаемости и укрепления института семьи была разработана программа «Семейный капитал» на 2020 - 2024 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 18 сентября 2019 г.

№ 345 «О семейном капитале», согласно которому с 1 января 2020 г. семьям при рождении (усыновлении, удочерении) в 2020 - 2024 гг. третьего или последующих детей предоставляется единовременная государственная поддержка в форме безналичных денежных средств в размере 22 500 рублей. С января 2020 г. по обновленной программе «Семейный капитал» открыто 7 505 депозитных счетов «Семейный капитал» на сумму 168,863 млн рублей [5].

Наряду с публично-правовыми средствами защиты семьи и укрепления брака (установление срока для принятия мер к примирению; установление дифференцированного размера государственной пошлины в зависимости от очередности расторгаемого брака; налоговые вычеты; мероприятия по подготовке к браку в рамках ст. 14 КоБС; договор об условиях воспитания и содержания детей, передаваемых органом опеки и попечительства на воспитание в приемные семьи и детские дома семейного типа; и многие другие), широкое развитие в законодательстве получают и частноправовые средства, например, Брачный договор.

4. Брачный договор. Возможность для супругов вступать между собой в не запрещенные законодательством сделки появилась в белорусском законодательстве в 1998 году и была закреплена в части первой ст. 259 нового Гражданского кодекса Республики Беларусь: имущество, нажитое супругами во время брака, находится в их совместной собственности, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Впоследствии в части первой ст. 13 (Брачный договор) КоБС определено, что в целях повышения культуры брачных и семейных отношений и ответственности одного супруга перед другим, определения прав и обязанностей супругов в браке и(или) после его расторжения лица, вступающие в брак, и супруги в любое время и в определенном ими объеме имущественных и неимущественных прав и обязанностей вправе заключить Брачный договор.

Практика заключения подобных договоров в Беларуси только начинает становиться устойчивой - в среднем порядка 4 тыс. Брачных договоров заключается в Республике Беларусь в год [2], а в первое после вступления КоБС в силу время институт Брачного договора подвергался постоянно критике и был абсолютно не востребованным в обществе, о чем свидетельствовали эпизодические факты заключения этого договора в пределах всей страны.

Цель заключения Брачного договора не содержит прямого указания на защиту или укрепление, но предусмотренные в рамках цели действия по повышению культуры и повышению ответственности, полагаем, соответствуют контексту укрепления.

Наряду с Брачным договором, весомым потенциалом в вопросах защиты семьи и укрепления брака обладают такие частноправовые инструменты, как Соглашение о детях (в редакции, вступившей в силу с 2020 года); Соглашение об уплате алиментов; медиативные соглашения.

Заключение. В ходе исследования сделаны следующие выводы и внесен ряд предложений.

1. Национальное белорусское законодательство, наряду с закрепленным в международно-правовых актах термином «защита» применительно к институту семьи, использует термин «укрепление».

2. В отличие от международно-правовых актов национальное белорусское законодательство применительно к институту брака использует термины «защита» и «укрепление».

3. Полагаем, применительно к законодательству Республики Беларусь охранная терминология в сфере институтов брака и семьи имеет следующие уровни: забота государства о семье, включающая укрепление брака и защиту семьи.

4. Не оспаривая первостепенное значение институтов брака и семьи, отметим, что закрепленный законодательством Республики Беларусь методологический аппарат социальной политики в аспекте государственной семейной политики может стать предметом самостоятельного исследования в силу дискуссионности его ключевых понятий в части совпадения задач и целей, неединообразного применения терминологии и прочих аспектов юридической техники. Видится целесообразным применительно к институту брака применять охранный термин «укрепление»; применительно к институту семьи - «защита».

5. Предлагается п. 3 Приложения 20 к Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь изложить в новой редакции следующего содержания: «Регистрация расторжения брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей и спора об имуществе (в соответствии со ст. 351 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье), включая выдачу свидетельств: первого брака - 4 базовые величины; повторного брака - 8 базовых величин».

6. Помимо публично-правовых средств защиты семьи и укрепления брака все более востребованными и используемыми становятся частноправовые средства (Брачный договор, Соглашение о детях, Соглашение об уплате алиментов; медиативные соглашения).

Список литературы

1. Беларусь в цифрах - 2020: статистич. справочник / М. В. Медведева (председ.), И. С. Кангро [и др.]. Минск: Нац. Нац. статистич. комитет Респ. Беларусь, 2020. 72 с.

2. Брачный договор: нюансы заключения, статистика, история [Электронный ресурс] // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь, 2003 - 2020. URL: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2019/may/ 35517/ (дата обращения: 24.10.2020).

3. Замечание общего порядка 28. Равноправие мужчин и женщин (статья 3) [Электронный ресурс] // Комитет ООН по правам человека, шестьдесят восьмая сессия, 2000 г. URL: http://hrlibrary.umn.edu/russian/gencomm/Rhrcom28.html (дата обращения: 22.10.2020).

4. Замечание общего порядка 19. Семья (статья 23) [Электронный ресурс] // Комитет ООН по правам человека, тридцать девятая сессия, 1990 г. URL: http://hrlibrary.umn.edU/russian/gencomm/Rhrcom19.html (дата обращения: 22.10.2020).

5. Семейный капитал [Электронный ресурс]: офиц. сайт М-ва труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 2012. URL: http://www.mintrud.gov.by/ru/ Semeinii_kapital (дата обращения: 24.10.2020).

6. Статистический ежегодник Республики Беларусь - 2020 / Нац. статистич. комитет Респ. Беларусь; под ред. И. В. Медведева (председ.), И. С. Кангро [и др.]. Минск: Нац. статистич. комитет Респ. Беларусь, 2020. 436 с.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / под ред. член-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. 750 с.

References

1. Medvedeva M.V. (Ed.), Kangro I.S. et al. Belarus' v tsifrakh - 2020: statistich. spravochnik [Belarus in figures - 2020: statistic. reference book], Minsk: Nats. Nats. statistich. komitet Resp. Belarus', 2020, 72 p. (In Russ.).

2. [The marriage contract: the nuances of the conclusion, statistics, history], 2003 - 2020, available at: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2019/may/ 35517/ (accessed October 24, 2020).

3. [General comment 28. Equality of rights between men and women (article 3)], available at: http://hrlibrary.umn.edu/russian/gencomm/Rhrcom28.html (accessed October 22, 2020).

4. [General comment 19. Family (article 23)], available at: http://hrlibrary. umn.edu/russian/gencomm/Rhrcom19.html (accessed October 22, 2020).

5. [Family capital], available at: http://www.mintrud.gov.by/ru/ Semeinii_kapital (accessed October 24, 2020).

6. Medvedeva M.V. (Ed.), Kangro I.S. et al. Statisticheskiy yezhegodnik Respubliki Belarus' - 2020 [Statistical Yearbook of the Republic of Belarus - 2020], Minsk: Nats. statistich. komitet Resp. Belarus', 2020, 436 p. (In Russ.).

7. Ozhegov S.I., Shvedovoy N.Yu. (Ed.). Slovar' russkogo yazyka: Ok. 57 000 slov [Dictionary of the Russian language: Ok. 57,000 words], 20-ye izd., stereotip. Moscow: Russkii yazyk, 1988, 750 p. (In Russ.).

Legal Measures of State Care for the Family in the Republic of Belarus in the Forms of Family Protection and Marriage Strengthening

M. V. Andryiashka, Cand. Legal Sci., Associate Professor, Senior Researcher, Department of Civil Law and Civil Justice, South Ural State University (National Research University),

Chelyabinsk, Russia; andryiashkamv@susu.ru

The article analyzes individual measures aimed at protecting and strengthening the institutions of marriage and family in the Republic of Belarus, in particular, the establishment of a differentiated rate of state duty charged for divorce in both judicial and administrative procedures, as well as the provision of basic and additional term for divorcing spouses to take reconciliation measures. The article is based both on the norms of international legal acts and their interpretation by the authorized bodies, as well as on the norms of the national legislation of the Republic of Belarus and current statistical data. The article draws a number of conclusions: on the non-uniform application of security terminology in relation to the institutions of marriage and family; on the irrational approach to setting the rates of state fees charged for divorce in an administrative procedure; on unnecessary administrative barriers in the form of a two-month term for registration of a divorce in administrative procedure.

Keywords: marriage; protection; preservation; divorce; family; strengthening.

© М. В. Андрияшко, 2021 Статья поступила в редакцию 24.10.2020

При цитировании использовать:

Андрияшко М. В. Правовые средства заботы государства о семье в Республике Беларусь в формах защиты семьи и укрепления брака // Право: история и современность. 2021. № 1(14). С. 45 - 53. doi: 10.17277/pravo.2021.01.pp.045-053

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.