Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОРГАНИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА'

ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОРГАНИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ / МАРКИРОВКА / СЕРТИФИКАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ельникова Елена Васильевна

В статье рассматривается состояние российского органического сельскохозяйственного производства, факторы и перспективы его развития, значение этого направления для развития внутреннего и внешнего рынков. Анализируются нормы российского законодательства, регулирующие производство органической продукции, в том числе стандарты и порядок сертификации, маркировка, создание Единого государственного реестра производителей органической продукции. Выявлена проблема «двойной сертификации» и предложены возможные способы её решения. Автор приходит к выводу о необходимости комплексного подхода к формированию правовых средств стимулирования развития российского органического сельскохозяйственного производства, в том числе разработки системы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей органической продукции, системы контроля её качества, гармонизации стандартов производства органической продукции, создания благоприятных условий её реализации через торговые сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL MEANS OF STIMULATING THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN ORGANIC AGRICULTURAL PRODUCTION

The article examines the state of Russian organic agricultural production, factors and prospects for its development, the importance of this direction for the development of domestic and foreign markets. The norms of Russian legislation regulating the production of organic products are analyzed, including standards and procedures for certification, labeling, and the creation of a Unified state Register of producers of organic products. The problem of "double certification" is revealed and possible ways of its solution are proposed. The author comes to the conclusion about the need for an integrated approach to the formation of legal means to stimulate the development of Russian organic agricultural production, including the development of a system of state support for agricultural producers of organic products, a system of quality control, harmonization of standards for the production of organic products, the creation of favorable conditions for its sale through retail chains.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОРГАНИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_11_140 УДК 346.7

ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОРГАНИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА LEGAL MEANS OF STIMULATING DEVELOPMENT RUSSIAN ORGANIC AGRICULTURAL PRODUCTION

ЕЛЬНИКОВА Елена Васильевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Россия, Московская область, г. Реутов, ул. Комсомольская 18/2. E-mail: femida-67@yandex.ru;

Elnikova Elena V.,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Business and Corporate Law Kutafin Moscow State Law University, Moscow, Russian Federation. Russia, Moscow region, Reutov, Komsomolskaya str. 18/2. E-mail: femida-67@yandex.ru

Краткая аннотация. В статье рассматривается состояние российского органического сельскохозяйственного производства, факторы и перспективы его развития, значение этого направления для развития внутреннего и внешнего рынков. Анализируются нормы российского законодательства, регулирующие производство органической продукции, в том числе стандарты и порядок сертификации, маркировка, создание Единого государственного реестра производителей органической продукции. Выявлена проблема «двойной сертификации» и предложены возможные способы её решения. Автор приходит к выводу о необходимости комплексного подхода к формированию правовых средств стимулирования развития российского органического сельскохозяйственного производства, в том числе разработки системы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей органической продукции, системы контроля её качества, гармонизации стандартов производства органической продукции, создания благоприятных условий её реализации через торговые сети.

Abstract. The article examines the state of Russian organic agricultural production, factors and prospects for its development, the importance of this direction for the development of domestic and foreign markets. The norms of Russian legislation regulating the production of organic products are analyzed, including standards and procedures for certification, labeling, and the creation of a Unified state Register of producers of organic products. The problem of "double certification" is revealed and possible ways of its solution are proposed. The author comes to the conclusion about the need for an integrated approach to the formation of legal means to stimulate the development of Russian organic agricultural production, including the development of a system of state support for agricultural producers of organic products, a system of quality control, harmonization of standards for the production of organic products, the creation of favorable conditions for its sale through retail chains.

Ключевые слова: органическая продукция, сельскохозяйственный товаропроизводитель, маркировка, сертификация, государственная поддержка.

Keywords: organic products, agricultural commodity producer, labeling, certification, state support.

Для цитирования: Ельникова Е.В. Правовые средства стимулирования развития российского органического сельскохозяйственного производства //Аграрное и земельное право. 2022. № 11(215). С. 140-143. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_140.

For citation: Elnikova E. V. Legal means of stimulating development of Russian organic agricultural production // Agrarian and Land Law. 2022. No. 11(215). pp. 140-143. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_140.

Статья поступила в редакцию: 29.10.2022

В XXI веке ключевым направлением развития аграрной отрасли ведущих мировых держав становится производство органической сельскохозяйственной продукции вследствие комплексного воздействия целого ряда политических, экономических, правовых, мировоззренческих факторов, среди которых: 1) возрастание потребительского спроса населения на безопасные для здоровья продукты питания; 2) широкая общественная поддержка системы мероприятий по охране окружающей среды; 3) усиление тенденций по сокращению использования пестицидов и агрохимикатов в связи с их негативным воздействием на здоровье человека и состояние окружающей среды; 4) резкое увеличение на мировых рынках стоимости агрохимических средств защиты вследствие роста цен на энергоносители и нарушения логистических связей; 5) устойчивый рост темпов развития рынка органической продукции; 6) формирование международно-правовых и национально-правовых основ органического сельского хозяйства; 7) создание разветвлённой инфраструктуры, обеспечивающей содействие развитию органического сельскохозяйственного производства.

В России потребление органической продукции пока ещё не стало популярным среди широких слоёв населения, однако интерес к этому сегменту постепенно возрастает, прежде всего, среди граждан со средним и высоким уровнями доходов, и пока ещё во многом (до 90 процентов) удовлетворяется за счет импорта органических товаров из других стран. В условиях импортозамещения в целях обеспечения продовольственной безопасности российского государства одним их важных направлений является формирование необходимых условий для развития производства отечественной органической продукции, в том числе выращивания органической сельскохозяйственной продукции.

Несмотря на пока ещё совсем незначительную долю органической продукции на отечественном продовольственном рынке (около 0,1 % при объёме продаж в 10-12 млрд. руб.) и в мировом рынке (0,17%) [1], Россия обладает необходимым потенциалом для развития этого направления в ближайшей перспективе. Прежде всего, это наличие больших площадей залежных земель, пригодных для выращивания органической сельскохозяйственной продукции, а также достижений отечественной науки в сфере биотехнологий, в том числе по созданию биологических средств защиты растений; высокие темпы роста внутреннего рынка потребления органической сельскохозяйственной продукции.

Создание развитой системы производства органической продукции в России создаст новые возможности для малых и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализация которых позволит им занять свою нишу в агробизнесе и избежать прямой конкуренции с

крупными агрохолдингами. Кроме того, ввиду устойчивого роста потребления органических продуктов на мировых рынках отечественная органическая продукция, соответствующая стандартам стран-импортеров, будет обладать высоким экспортным потенциалом и может быть реализована с добавленной стоимостью.

В октябре 2022 года Министерство сельского хозяйства Российской Федерации представило проект Стратегии развития органического производства, согласно которому к 2030 году объём внутреннего рынка органической продукции составит около 150 млрд. руб., при этом средний уровень потребления такой продукции превысит одну тысячу рублей на человека в год Экспортный потенциал органической продукции оценивается в 3,7 млрд руб. [2].

Успешное развитие этого направления возможно лишь при наличии необходимой нормативной правовой базы, направленной на стимулирование производства органической продукции, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Следует отметить, что вплоть до начала 2020 года в России имело место отставание нормативно-правового регулирования деятельности по производству органической продукции, в том числе и на федеральном уровне, поскольку в этой сфере не применялись единые для всех заинтересованных хозяйствующих субъектов правила. Вместе с тем в отдельных регионах и ранее предпринимались действия по разработке правового регулирования рассматриваемых отношений (например, в Ульяновской области был принят Закон от 5 июля 2013 года № 106-З0 «О мерах государственной поддержки производителей органических продуктов в Ульяновской области»), однако это не могло существенное влиять на ситуацию в целом.

Значительным событием в формировании нормативной правовой основы развития производства органических продуктов в России стало принятие Федерального закона от 03.08.2018 N 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 280-ФЗ), в ст. 3 которого обозначены три уровня регулирования отношений в области производства органической продукции:1) акты, составляющие право Евразийского экономического союза; 2) федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации; 3) принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации [3]. Таким образом, правовое регулирование рассматриваемых отношений осуществляется на международном, федеральном и региональном уровнях. В мае 2022 года был впервые представлен проект модельного закона «Об органическом сельском хозяйстве» стран СНГ [4]. Несмотря на то, что большинство стран СНГ уже успели принять национальные законодательные акты в этой сфере, их структура и содержание во многом различаются. Принятие модельного закона направлено на гармонизацию национального законодательства и расширение беспрепятственного доступа органической продукции на внешние рынки.

Вступление в силу Закона № 280-ФЗ с 1 января 2020 года способствовало активизации разработки и принятия соответствующих законодательных актов на уровне субъектов РФ. К настоящему времени законы, регулирующие отношения в области производства, реализации органической продукции, а также государственной поддержки этого направления, приняты, кроме Ульяновской области, также в Тюменской, Саратовской, Воронежской областях, Краснодарском крае, Республике Татарстан. Вместе с тем во многих субъектах Российской Федерации, имеющих необходимые условия для ведения органического сельскохозяйственного производства, развитие его сдерживается ввиду отсутствия регионального правового регулирования этой сферы отношений.

В Законе № 280-ФЗ установлены требования к производству органической продукции (ст. 4), определён способ подтверждения соответствия им производства органической продукции в форме добровольной сертификации, осуществляемой аккредитованными в области производства органической продукции органами по сертификации, которые выдают сертификат соответствия производства органической продукции (ст. 5). Право осуществлять добровольную сертификацию органической продукции имеют только сертификаторы, прошедшие аккредитацию в Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитации).

К настоящему моменту функционируют 11 органов по сертификации органической продукции в России, аккредитованных Росаккреди-тацией. По сведениям на начало 2022 года по трём крупнейшим государствам-производителям и потребителям органической продукции в Европе в Германии на 34 тысячи производителей и 16 тысяч переработчиков органической продукции приходится 19 сертификационных компаний, во Франции их 12 - на 47 тысяч производителей органики и 19 тысяч переработчиков, в Италии действует 70 тысяч производителей и 22 тысячи компаний-переработчиков органики, которых сертифицируют 20 компаний [5].

В соответствии с Законом № 280-ФЗ органической может считаться только продукция, соответствующая национальному стандарту Российской Федерации, в качестве которого с 1 января 2018 года утверждён межгосударственный стандарт ГОСТ 33680-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации». Аккредитованные органы по сертификации осуществляют проверку соответствия органической продукции российскому стандарту «органик».

В связи с введением нового законодательного регулирования производства органической продукции в России возникла проблема так называемой «двойной сертификации», на которой следует остановиться более подробно. Следует отметить, что в силу низкого потребительского спроса многие российские производители органической продукции предпочитают реализовывать её на внешних рынках. Сертификация такой продукции осуществляется по стандартам стран-импортеров, в том числе применяются Международные стандарты страны ЕС - регламенты EU Regulations №889/2008, №848/2018, 1235/2008, США — USDA ORGANIC, Япония — JAS. До вступления в действие Закона № 280-ФЗ не было препятствий для реализации органической продукции, сертифицированной по международным и иностранным стандартам, на внутреннем рынке. Однако после вступления с 1 января 2020 года новых правовых норм сложилась ситуация, что для реализации продукции внутри страны как органической производители должны повторно проходить сертификацию, но уже по российскому национальному стандарту. Это же требование введено и в отношении импортируемой в Россию органической продукции, которая теперь должна получить сертификат соответствия ГОСТу

33680-2016. Необходимость повторной сертификации связана с дополнительными расходами отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые еще больше удорожают стоимость органической продукции и затрудняют её реализацию.

Принимая во внимания различные мнения по данному вопросу, представляется, что способами решения проблемы «двойной сертификации» могло бы стать взаимное признание международных и национальных стандартов и сертификатов на основе международных соглашений, разработка унифицированных стандартов для стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), одностороннее признание сертифицированной по стандартам других стран органической продукции при условии соответствия их уровня российскому национальному стандарту.

Статья 6 рассматриваемого закона предусматривает создание Единого государственного реестра производителей органической продукции (далее - ЕГРПОП), который выступает в качества правового средства обеспечения предоставления на безвозмездной достоверной информации о производителях и видах производимой ими продукции, получивших сертификат соответствия. Наличие сведений о производителе и его продукции в названном реестре позволяет ему использовать конкурентные преимущества при реализации органической продукции, а также способствует укреплению делового имиджа производителя. По сведениям на конец сентября 2022 года в ЕГРПОП внесены сведения о 129 производителях органической продукции, сертифицированной по ГОСТ 33680-2016 [6]. В настоящее время в ЕГРПОП не могут быть зарегистрированы производители органической продукции, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, но в целях устранения этого пробела в Государственную Думу РФ уже внесен законопроект, предлагающий разрешить включать самозанятых в реестр производителей органической продукции [7].

В Законе № 280-ФЗ установлены требования обособления производства органической продукции от иной другой, а также запрета на её смешивание при хранении и транспортировке с продукцией, не относящейся к органической. Однако применительно к реализации органической продукции законодательством не установлено требование её раздельного размещения в универсальных торговых объектах или продажи в специализированных магазинах. В этих условиях особо важное значение приобретает использование в качестве правового средства индивидуализации продукции права на размещение маркировки органической продукции после подтверждения её соответствия установленным требованиям в виде комбинации надписей и графического изображения (знака) органической продукции единого образца (ст. 7).

Маркировка органической продукции в перспективе способна стать эффективным правовым средством борьбы с «гринвошингом», когда в маркетинговых целях в качестве экологической заявляется продукция, не соответствующая установленным стандартам производства органической продукции. Однако в настоящее время маркировка ещё не способна выполнять эти задачи в полном объёме, поскольку вступление в действие Закона № 280-ФЗ не повлекло за собой необходимую корректировку с учетом его новелл ранее принятых законодательных актов. На эту проблему обращала внимание К.В. Соколова, отмечая, что «требования к документации, необходимой при регистрации обозначений, заявленных в качестве товарных знаков и содержащих указание на их экологические свойства, не изменились», и «при регистрации таких обозначений в качестве товарных знаков (знаков обслуживания) экспертиза Роспатента не запрашивает специальную документацию или подтверждение сертификации» [8].

Развитие органического сельскохозяйственного производства связано с повышенными по сравнению с традиционными затратами производителей на его ведение и соответствие установленным требованиям, что неизбежно порождает объективную потребность в перераспределении необходимых расходов между производителями и государством. В статье 9 Закона № 280-ФЗ закреплена отсылочная норма об обеспечении государственной поддержки производителей органической продукции в порядке и формах, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Как справедливо отмечает А.В. Тихомирова, «на федеральном уровне отсутствует единая государственная программа по развитию производства органической продукции, где были бы закреплены конкретные меры поддержки» [9, с. 119], что вынуждает субъекты РФ восполнять данные пробел на региональном уровне, однако проведенный вышеназванным автором анализ действующих в настоящее время в сфере регулирования производства органической продукции законов субъектов РФ показал, что некоторые из них содержат нормы декларативного характера или же отсылают к федеральному законодательству.

Наряду с осуществлением поддержки со стороны государственных структур имеется опыт предоставления финансовой помощи производителям «органики» некоммерческими организациями, созданными в целях содействия производству российской органической продукции и формирования культуры их потребления. Значение их деятельности в указанном направлении приобретает особую важность в условиях не-сформированности на данном этапе федеральной системы поддержки производителей органической сельскохозяйственной продукции и различий в объёме предоставляемой им помощи на уровне отдельных субъектов РФ, вплоть до полного её отсутствия. Особого внимания заслуживает деятельность в этом направлении Фонда поддержки производителей органической продукции «Органика», созданного при поддержке «Россель-хозбанка», который осуществляет стимулирование её через предоставление грантов для участия в специализированных выставках, фестивалях и ярмарках; сертификацию органической продукции; организацию стажировок для обмена лучшими практиками в России и за рубежом.

С 18 мая по 30 июня 2022 года Фонд «Органика» провел первый Конкурс грантов для субъектов бизнеса, планирующих или уже ставших сертифицированными производителями органической продукции, по итогам которого из 47 участников были признаны победителями 19 производителей органической продукции, которые получат гранты на расходы, связанные с прохождением сертификации, в размере до 500 тысяч рублей [10].

Система правовых средств, направленных на стимулирование развития производства органической сельскохозяйственной продукции, находится в стадии формирования, поэтому на данном этапе представляют интерес отдельные локальные инициативы, опыт успешной реализации которых может быть впоследствии масштабирован в рамках отдельных регионов или стран в целом. В качестве одного из примеров таких

инициатив можно привести опыт Краснояружского района Белгородской области, в котором была проведена инвентаризация земель в целях их последующего предоставления в аренду мелким и средним фермерам с предоставлением преимуществ тем из них, которые планируют ведение органического сельскохозяйственного производства на арендованных земельных участках. Представляется, что наделение определёнными преимуществами сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющим ведение органического сельхозпроизводства, при предоставлении в аренду сельхозугодий можно рассматривать как одно из правовых средств стимулирования развития производства органической сельскохозяйственной продукции на федеральном уровне, для чего требуется внесение изменений в федеральное законодательство о предоставлении в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения [11].

Еще одним направлением формирования системы правовых средств, содействующих развитию органического сельскохозяйственного производства, могло бы стать обеспечение повышенного уровня защиты при заключении договора сельскохозяйственного страхования, что требует разработки соответствующего механизма и его нормативного закрепления.

Немаловажное значение будет иметь разработка и применение правовых средств, стимулирующих не только производство, но и сбыт органической продукции, поскольку без успешной её реализации деятельность по ведению органического сельского хозяйства может стать убыточной, вплоть до банкротства и последующей ликвидации сельскохозяйственного товаропроизводителя.

В перспективе развитие системы правовых средств стимулирования развития в России органического сельскохозяйственного производства должно быть направлено на формирование её комплексного характера, предполагающего, с одной стороны, принятие государственной программы по развитию производства органических продуктов и разработку специальных мер государственной поддержки этого направления не только на региональном, на и на федеральном уровне, с другой стороны - привлечение негосударственного сектора, заинтересованного в развитии отечественного производства органических продуктов. Для развития внутреннего рынка органической продукции необходимо оптимизировать систему сертификации органической продукции и выстроить действенный механизм контроля её качества, создать благоприятные условия реализации органической продукции, в том числе через крупные торговые сети [12].

Библиогра фия:

1. Органический рынок в мире и России, 2021 г. // Официальный сайт Национального органического союза [Электронный ресурс]. - URL: https://rosorganic.ru/files/Анализ%20органического%20рынка%202021%20г.pdf. (дата обращения: 21.10.2022).

2. Официальный сайт Союза органического земледелия [Электронный ресурс]. - URL: https://soz.bio/minselkhoz-razrabotal-strategiyu-raz/ (дата обращения: 21.10.2022).

3. Федеральный закон от 03.08.2018 N 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.08.2018. N 32 (часть I). Ст. 5073.

4. Официальный сайт Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ [Электронный ресурс]. - URL: // https://iacis.ru/novosti/postoyannye_komissii/v_proekt_modelnogo_zakona_ob_organicheskoj_produktcii_predlozheno_vnesti_obyazatelnie_trebovaniya_o_markirovke (дата обращения: 21.10.2022).

5. URL: https://agbz.ru/news/v-rossii-poyavitsya-organ-po-sertifikatsii-organicheskoy-produktsii-mirovogo-urovnya/ (дата обращения: 21.10.2022).

6. Официальный сайт фонда поддержки производителей органической продукции [Электронный ресурс]. - URL: https://organicfund.ru/new/samozanyatym-hotyat-razreshit-dobavlyatsya-v-reestr-proizvoditelej-organicheskoj-produkcii/(дата обращения: 21.10.2022).

7. Официальный сайт Союза органического земледелия [Электронный ресурс]. - URL: https://soz.bio/edinyy-gosudarstvennyy-reestr-proiz-3/(дата обращения: 21.10.2022).

8. Соколова К.В. Использование слов «эко», «био», «органик» в товарных знаках: коллизии правового регулирования // ИС. Промышленная собственность. 2022. N 5. С. 49 - 56.

9. Тихомирова А.В. Государственная поддержка производства органической продукции в Российской Федерации // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право».

- 2021. - Т.21, № 3. - С. 117-123.

10. Официальный сайт автономной некоммерческой организации «Российская система качества» [Электронный ресурс]. - URL: https://roskachestvo.gov.ru/news/stali-izvestny-pobediteli-konkurs-grantov-dlya-sertifitsirovannykh-proizvoditeley-organiki/ (дата обращения: 21.10.2022).

11. Отчет Союза органического земледелия за 2021 год [Электронный ресурс]. - URL: // https://soz.bio/otcheti-soz/ (дата обращения: 21.10.2022).

12. Чухланцев А.Ю. Органическая продукция. Основные требования // Санэпидконтроль. Охрана труда. 2019. № 2. С. 116-126.

References:

1. The organic market in the world and Russia, 2021 // Official website of the National Organic Union [Electronic resource]. - URL: https://rosorganic.ru/files/Анализ%20органического%20рынка%202021%20г.pdf . (accessed: 10/21/2022).

2. Official website of the Union of Organic Farming [Electronic resource]. - URL: https://soz.bio/minselkhoz-razrabotal-strategiyu-raz / (date of notification: 21.10.2022).

3. Federal Law No. 280-FZ of 03.08.2018 "On organic products and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 06.08.2018. N 32 (Part I). Article 5073.

4. Official website of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States [Electronic resource]. - URL: // https://iacis.ru/novosti/postoyannye_komissii/v_proekt_modelnogo_zakona_ob_organicheskoj_produktcii_predlozheno_vnesti_obyazatelnie_trebovaniya_o_markirovke (accessed: 10/21/2022).

5. URL: https://agbz.ru/news/v-rossii-poyavitsya-organ-po-sertifikatsii-organicheskoy-produktsii-mirovogo-urovnya / (accessed: 10/21/2022).

6. Official website of the Organic Producers Support Fund [Electronic resource]. - URL: https://organicfund.ru/new/samozanyatym-hotyat-razreshit-dobavlyatsya-v-reestr-proizvoditelej-organicheskoj-produkcii/( date of reference: 10/21/2022).

7. Official website of the Union of Organic Farming [Electronic resource]. - URL: https://soz.bio/edinyy-gosudarstvennyy-reestr-proiz-3 /(date of notification: 21.10.2022).

8. Sokolova K.V. The use of the words "eco", "bio", "organic" in trademarks: conflicts of legal regulation // IP. Industrial property. 2022. N 5. pp.

49-56. 9. Tikhomirova A.V. State support for the production of organic products in the Russian Federation // Bulletin of SUSU. The series "Law". - 2021. - Vol.21, No. 3.

- pp. 117-123.

10. The official website of the autonomous non-profit organization "Russian Quality System" [Electronic resource]. - URL: https://roskachestvo.gov.ru/news/stali-izvestny-pobediteli-konkurs-grantov-dlya-sertifitsirovannykh-proizvoditeley-organiki / (accessed: 10/21/2022).

11. Report of the Union of Organic Agriculture for 2021 [Electronic resource]. - URL: // https://soz.bio/otcheti-soz / (date of reference: 10/21/2022).

12. Chukhlantsev A.Yu. Organic products. Basic requirements // Sanepidcontrol. Labor protection. 2019. No. 2. pp. 116-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.