Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ'

ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ОРГАНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / РЫНОК / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ УГОДЬЯ / РАСТЕНИЕВОДСТВО / ЖИВОТНОВОДСТВО

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Стрельцова Т.В.

Состояние вопроса : Одним из направлений сельского хозяйства является производство органической продукции. Однако темпы потребления такой продукции в мире более чем в два раза превышают производство, в связи с чем необходимо оценить потенциал органического производства и факторы, сдерживающие его развитие. Российский рынок отстает от западного, однако имеет большой аграрный потенциал, в результате использования которого в последние годы произошло значительное увеличение производства органической продукции. Материалы и методы : В процессе исследования применены монографический, экономико-статистический методы научных исследований. Теоретико-методологическую основу исследования составили научные исследования и рекомендации Союза органического земледелия, законы, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, стандарты IFOAM. Результаты : Рассмотрены основные направления развития рынка органической продукции, аграрный потенциал отрасли, выявлены сдерживающие факторы развития рынка, представлены результаты маркетинговых исследований. Выводы : Определены перспективы развития рынка органической продукции, предложены основные направления стратегии развития органического производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE PROSPECTS FOR MARKET DEVELOPMENT OF ORGANIC PRODUCTS

Background : One of the areas of agriculture is the production of organic products. However, the rate of consumption of products in the world is more than two times higher than production, in this regard, it is necessary to evaluate the potential of organic production and the factors constraining its development. The Russian market lags behind the Western market, but has a large agricultural potential, as a result of the use of which in recent years there has been a significant increase in the production of organic products. Materials and methods : In the process of research applied monographic, economic and statistical methods of scientific research. Theoretical and methodological basis of research included scientific studies and recommendations of the Union of Organic Agriculture, laws, regulations of subjects of the Russian Federation, IFOAM standards. Results : The main directions of development of the organic products market, the agricultural potential of the industry are considered, the constraints of market development are identified, the results of marketing research are presented. Conclusions : The prospects for the development of the market of organic products are determined, the main directions of the strategy for the development of organic production are proposed.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ»

Для цитирования: Стрельцова Т.В. Оценка перспектив развития рынка органической продукции //

URL: http://rectors.altstu.ru/ru/periodical/archiv/2022/2/articles/1_5.pdf EDN: https://elibrary.ru/jpzydi

УДК 338.43

Оценка перспектив

развития рынка органической продукции

Т.В. Стрельцова1

1 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет», г. Барнаул, Россия E-mail: tv_strelsova@mail.ru

Введение

Одним из направлений развития сельского хозяйства в мире является производство органической продукции, которое в качестве самостоятельного получило свое развитие в начале 20 века. За последнее десятилетие прирост производства органической продукции составляет более чем 10% в год, и темпы роста потребления превышают темпы роста производства более чем в два раза [1].

Потребление органической продукции в мире за анализируемый период выросло более чем в 3 раза (рис.1) [2], однако рынки сбыта органической продукции в Европе и США не обеспечены собственным производством.

Рисунок 1. Мировое потребление органической продукции, млрд долл. [2].

Figure 1. Global consumption of organic products, billion dollars [2].

Площадь органических сельхозугодий в мире в 2021 году достигла 74,9 млн га, возрастая ежегодно в среднем на 10% (рис.2). По данным IFOAM [2], 70% площади сертифицированных органических земель в мире составляют пастбища, на долю пашни приходиться всего 15%, что связано с наиболее простой системой сертификации и минимальными финансовыми вложениями для поддержания земель.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

I

2000

2010

2013

2015

2016

2018

2019

2021

Рисунок 2. Органические сельскохозяйственные угодья, млн га [2].

Figure 2. Organic agricultural land, million hectares [2].

Российский рынок органической продукции значительно позже западного начинает свое развитие, вследствие чего объемы производства и потребления в стране незначительные. Однако за счет богатства природными и трудовым ресурсами, предшествующего отставания сельскохозяйственного производства, сопровождавшегося ограниченными использованием удобрений, а также современного растущего спроса на качественные продукты питания — производство органической продукции увеличивается. Наиболее интенсивный рост объема рынка происходит до 2014 года, далее прирост происходит стабильными темпами — в среднем по 10% в год (рис.3) [3], что связано с формированием нормативно-правовой базы органического производств, которая позволила законодательно закрепить производство, переработку, реализацию, обозначение и сертификацию продукции [4; 5; 6; 7; 8; 9].

300

250

200

150

100

50

2004

2006

2008

I

2010

2012

2014

2016

2020

2021

Рисунок 3. Объем российского рынка органической продукции, млн EUR [10]. Figure 3. The volume of the Russian market for organic products, million EUR [10].

0

Несмотря на некоторое снижение темпов роста органической продукции в последнее десятилетие, российский рынок показал активный рост площадей сельскохозяйственной земли под органическое земледелие.

450 -

400 -

350 -

300 -

250 -

200 -

150 -

100 -

50

0 ■

2004 г

Рисунок 4. Площадь сельхозземель под органическую продукцию, тыс. га [10].

Figure 4. The area of agricultural land for organic products, thousand hectares [10]. * Составлено автором по данным источника [10].

* Compiled by the authors according to sources [10].

В структуре производства российского рынка органической продукции наибольший удельный вес занимают крупы, овощи, фрукты и молочная продукция. Однако в органическом сельском хозяйстве России наиболее популярными являются отрасли, ориентированные на экспорт, такие, как зерновые, масличные, зернобобовые культуры. Среди конкретных культур на рынке органической продукции наибольшим спросом пользуются пшеница, горох, соя, гречиха, продукция овощеводства закрытого грунта. В животноводстве наиболее перспективным направлением для производства органической продукции является скотоводство, что определяется достаточно высоким спросом на органическое мясо и молоко на внутреннем рынке [11]. Рост производства органической продукции животноводства неизбежно приводит к росту потребности в органических кормах, которые на сегодняшний день в России производятся в ограниченном количестве, однако опыт производства уже имеется, и товаропроизводители, занимающиеся производством органической продукции животноводства, вынуждены производить собственные корма.

Перспективность рынка органической продукции растениеводства и животноводства характеризуется имеющимися условиями в регионе, оценка перспектив которого является важным элементом готовности региона для органического производства. Особый интерес в производстве органической продукции представляет Алтайский край с его особенностями развития и природно-климатическим потенциалом.

2006 г. 2008 г. 2010 г. 2012 г. 2014 г. 2016 г. 2018 г. 2020 г.

Основную территорию края занимают сельскохозяйственные угодья с большим удельным весом пашни, сенокосов и пастбищ. Имея значительное количество залежных земель, регион располагает достаточным ресурсным потенциалам для перехода на органически ориентированное сельское хозяйство. В структуре сельскохозяйственных угодий наибольший удельный вес занимает (рис.5.) пашня, имеются значительные площади сенокосов и пастбища, достаточное количество пригодных для производства неиспользуемых сельскохозяйственных угодий [12, 13].

Пастбища

Пашня

Сенокосы

Многолетние насаждения

Залежь

Рисунок 5. Структура сельскохозяйственных угодий Алтайского края, тыс. га [12, 13].

Figure 5. The structure of agricultural land in the Altai state, thousand hectares [12, 13]. * Составлено автором по данным источников [12, 13].

* Compiled by the authors according to sources [12, 13].

В структуре посевных площадей края наибольший удельный вес занимают зерновые и зернобобовые, технические, масличные и кормовые (рис. 6). В регионе наблюдается незначительное уменьшение площадей под зерновыми культурами с одновременным увеличением под техническими и масличными, что связано со спросом на внутренних и внешних рынках.

2500 -

2000

2010 г. 2015 г. 2018 г. 2021 г. Пшеница «Технические культуры — — — Масличные культуры ......Кормовые культуры

Рисунок 6. Структура посевных площадей Алтайского края, тыс. га [12, 13]. Figure 6. The structure of sown areas in the Altai state, thousand hectares [12, 13]. *Составлено автором по данным источников [12, 13].

*Compiled by the authors according to sources [12, 13].

0

В животноводстве наблюдается снижение поголовья крупного рогатого скота, свиней, овец и коз (рис. 7), что связано, среди прочего, со спецификой отрасли — трудоемкость воспроизводства стада, высокая стоимость приобретения племенного скота, удорожание кормов и др.

1000 - 800 _

600 -

400 - * * • » • ^ f _

200 - - .. - •• - • ' - ' ' ' ^ • • - . .

0

2010 г. 2015 г. 2018 г. 2021 г.

......КРС — • -Свиньи — • Овцы и козы

Рисунок 7. Поголовье скота в Алтайском крае, тыс. голов [12, 13].

Figure 7. Livestock in the Altai state, thousand heads [12, 13]. *Составлено автором по данным источников [12, 13].

*Compiled by the authors according to sources [12, 13].

Таким образом, Алтайский край имеет аграрный потенциал для производства органической продукции: огромные площади сельскохозяйственных земель; количество рабочей силы — 43% населения края проживают в сельской местности, где насчитывается 460 тысяч личных подсобных хозяйств; высокий экологический рейтинг; производимый большой объем сельскохозяйственной продукции; активное развитие малых форм хозяйствования; производственные мощности в АПК, загруженность которых составляет не более 55%; наличие потенциальных рынков сбыта (санаторно-курортные зоны, сельский туризм); большой объем экспорта продукции АПК. Однако, несмотря на узнаваемый бренд и производство «зеленой продукции», на долю которой в Алтайском крае проходиться более 40%, процесс сертификации и продвижения проходит медленно. На сегодня в регионе четыре предприятия выпускают сертифицированную органическую продукцию, два из которых занимаются производством зерновых и зернобобовых культур и их переработкой.

Основные производители органической продукции в Алтайском крае — достаточно крупные организации, хотя данный рынок ориентирован прежде всего на производство продукции в малых формах хозяйствования, более гибких в части изменений технологических процессов органического производства. Не представлена на рынке органической продукции Алтайского края продукция животноводства, несмотря на имеющийся в регионе потенциал. Кроме производства органического молока и мяса, край обладает ресурсами для производства органических кормов, что могло бы позволить частично решить проблему кормопроизводства, существующую в России в настоящее время.

На рынке органической продукции России в последние годы наблюдается рост спроса на данную продукцию на 10-13% ежегодно, чему способствовало как увеличение интереса людей к здоровому питанию, так и принятие Федерального закона №280-ФЗ от 3 августа 2018 года [14], который реализует правовые отношения при производстве и реализации органической продукции. Маркетинговые исследования, проведенные в Алтайском крае, показали, что 63% потребителей знают о существовании органической продукции, около 90% связывают состояние здоровья с качеством питания, только 15% готовы платить за повышение цены на товар, почти 32% не готовы к удорожанию. Следовательно, реальный потребительский спрос сдерживается низким уровнем информирования потребителей об органической продукции и низкими доходами населения в крае.

Таким образом, при имеющемся потенциале, объективных предпосылках развития отрасли и сдерживающих факторах стратегия органического производства должна включать:

— комплекс мер поддержки отрасли, в том числе государственная поддержка в виде льготного кредитования;

— создание кластеров по производству органической продукции, где сосредоточена необходимая для производителей инфраструктура, включая логистику, сертификацию, поддержку науки, подготовку кадров (образование);

— продвижение продукции на рынок.

Список литературы

1. ФГБУ «Центр Агроаналитики». — URL : https://specagro.ru/news/202009/ (дата обращения 18.05.2022).

2. Ежегодный консолидированный отчет IFOAM - 2021. — URL : https://ifoam.bio/ (дата обращения 18.09.2022).

3. Национальный органический союз. — URL : https://rosorganic.ru/ (дата обращения 04.04.2022).

4. Федеральный закон №280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 3 августа 2018 года. — URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304017/ (дата обращения 18.09.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. ГОСТ Р 56508-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования». М.: Стандартинформ, 2015. 71 с.

6. ГОСТ Р 33980-2016 (межгосударственный) «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации». М.: Стандартинформ, 2016. 42 с.

7. Приказ Минсельхоза РФ «О разработке и утверждении формы и порядка использования графического изображения (знака) органической продукции единого образца». Режим доступа: https://soz.bio/baza-znaniy/zakony/ (дата обращения 18.09.2019).

8. ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства». М.: Стандартинформ, 2016. 28 с.

9. Приказ Минсельхоза РФ «Об утверждении порядка ведения единого государственного реестра производителей органической продукции по межгосударственному стандарту ГОСТ 33980-2016». Режим доступа: https://soz.bio/baza-znaniy/zakony/ (дата обращения 18.09.2022).

10. Объем внутреннего рынка экопродукции оценивается в $250 млн уже в 2020 году. — URL : https://www.agroinvestor.ru/markets/article/ (дата обращения 22.03.2022).

11. Перспективы развития органического сельского хозяйства в России. — URL : https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/ (дата обращения 05.04.2022).

12. Официальный сайт управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай: электрон. текст. данные. — URL : https://akstat.gks.ru/ (дата обращения: 05.02.2022).

13. Продукция сельского хозяйства. — URL : http://rosstat.gov.ru/, (дата обращения 08.02.2022).

14. Рынок органической продукции растет// Сельская жизнь №40 (24257) 15-21 октября 2021 г., с.4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.