Правовые проблемы создания малых инновационных предприятий при вузах
И. А. Франк,
ассистент кафедры финансов и кредита
е-mail: [email protected]
А. М. Скурихина,
студент
e-mail: [email protected]
Т. Г. Скурихина,
к. э. н., доцент, начальник управления научноинновационной деятельности
е-mail: [email protected]
Сибирский институт - филиал Российской академии народного хозяйства
и государственной службы
С2009 г. в России бюджетными научными и образовательными учреждениями создано более тысячи малых инновационных предприятий по Федеральному закону № 217-ФЗ. При создании малых инновационных предприятий бюджетные научные и образовательные учреждения столкнулись с проблемами нормативно-правового обеспечения. В статье представлен перечень проблем нормативно-правового обеспечения реализации на практике положений Федерального закона № 217-ФЗ и определены пути их преодоления.
Ключевые слова: малое инновационное предприятие, результат интеллектуальной деятельности, нормативноправовое обеспечение.
В августе 2009 г. был принят Федеральный закон № 217-ФЗ регламентирующий создание бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. Малые инновационные предприятия (МИП) — хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (РИД), исключительные права на которые принадлежат бюджетным образовательным и научным учреждениям, которые имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями таких хозяйственных обществ [3].
Федеральный закон № 217-ФЗ призван решать определенные проблемы связанные с развитием инновационного бизнеса, вовлечением вузов в практическое применение и внедрение результатов интеллектуальной деятельности, трудоустройством студентов и молодых специалистов.
При создании МИП бюджетные научные и образовательные учреждения столкнулись с проблемами нормативно-правового обеспечения. Под нормативноправовым обеспечением создания и развития МИП
понимается пакет необходимых законодательных актов, нормативных положений, определяющих для бюджетных научных и образовательных учреждений механизм создания, функционирования и ликвидации МИП, а также систему мер государственной и муниципальной поддержки деятельности МИП. Практическая реализация положений Федерального закона № 217-ФЗ в значительной мере зависит от соответствия существующего нормативно-правовым обеспечением поставленным целям и задачам в вопросе развития МИП.
Нормативно-правовое обеспечение реализации Федерального закона № 217-ФЗ на момент его принятия было далеко несовершенно и на практике были выявлены недостатки в правовых нормах и коллизии. Однако в настоящее время решена большая часть проблем, связанных с несовершенством нормативноправовой базы, касающейся МИП: с января 2011 г. МИП разрешено применять упрощенную систему налогообложения после внесения поправок в статью 346.12 Налогового кодекса РФ упрощена процедура аренды имущества МИП у вузов-учредителей после поправок в Федеральные законы № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», теперь МИП могут арендовать имущество без конкурсов и аукционов на льготных условиях; поправки в Федеральный закон № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд
ИННОВАЦИИ № 1 (159), 2012
ИННОВАЦИИ № 1 (159), 2012
РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» обеспечили МИП льготы по выплатам страховых взносов.
Устранение указанных проблем способствовало созданию МИП при вузах Томской области. С 2009 г. вузы Томской области создали 72 МИП [9, 10], что составляет 6,5% от общего числа МИП созданных за рассматриваемый период в России. Для сравнения, всего в СФО за это время создано 244 МИП при 30 вузах [9, 10]. В этих 72 МИП создано 257 рабочих мест, объем продукции, который они произвели, по данным на 1 ноября 2011 г. составляет 87,8 млн руб.
В Томской области первое место среди вузов, институтов и академий по количеству созданных МИП занимает ТПУ (рис. 1). Специализация МИП, созданных при ТПУ [12] — технологии неразрушающего контроля, рациональное природопользование, энергетика, наноматериалы и новые материалы, информационные технологии и телекоммуникационные системы (рис. 2).
Второе место по количеству созданных МИП занимает ТУСУР. Специализация МИП, созданных при ТУСУР [11] — ИТ, диагностика, тепло- и энергорегулирование, приборостроение, микроэлектроника и прочие (рис. 3).
Третье место по количеству созданных МИП занимает ТГУ. Специализация МИП, созданных при ТГУ [13] — химия, сельское хозяйство, медицина и прочее (рис. 4).
Дальнейшему динамичному развитию МИП при вузах Томской области препятствуют все еще остающиеся недостатки в правовых нормах и коллизии в сфере применения Федерального закона № 217-ФЗ.
Согласно ст. 27 п. 8 Федерального закона от
22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [4] высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, и созданные государственными академиями наук высшие учебные заведения имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической
деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) РИД, исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям. Денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении данных высших учебных заведений, могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. Таким образом, указано, что высшие учебные заведения имеют право быть учредителями МИП, однако ничего не сказано о праве быть участником уже созданного до принятия Федерального закона № 217-ФЗ от 2009 г. хозяйственных обществ. Однако практика создания таких предприятий есть и они непосредственно используют РИД исключительные права на которые принадлежат вузам.
Согласно п.1 ст. 47 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» [6] образовательное учреждение вправе вести приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям. Осуществление указанной деятельности государственными (муниципальными) образовательными учреждениями допускается, если это не противоречит федеральным законам. Также п. 4 ст. 66 Гражданского кодекса РФ [1] говорит о том, что учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом.
Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную деятельность приносящую доход, быть участниками хозяйственных обществ и т. д., если это предусмотрено уставом и служит достижению целей, ради которых они созданы. В целях практической реализации данного права целесообразно внести поправку в п.8 ст. 27 Федерального закона от
22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском
Рис. 1. Количество МИП созданных с 2009 г. при вузах, институтах и академиях Томской области
Рис. 2. Направления деятельности МИП ТПУ
ИТ
34%
Диагностика
14%
Рис. 3. Направления деятельности МИП ТУСУР
профессиональном образовании» и предоставить право вузам быть не только учредителями хозяйственных обществ, но и участниками, т.е. вступать в уже созданные хозяйственные общества.
Хозяйственные общества, созданные по Федеральному закону № 217-ФЗ могут быть созданы в виде ООО и АО. После принятия Федерального закона № 217-ФЗ бюджетные научные и образовательные учреждения столкнулись с некоторой коллизией, которая заключается в противоречии данного закона со ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [5]. Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности. Однако на хозяйственные общества, созданные по Федеральному закону № 217-ФЗ, наложены ограничения в плане выбора вида деятельности. Поскольку в законе сказано, что деятельность данных хозяйственных обществ может заключаться только в практическом применении (внедрении) РИД.
Данное ограничение не позволяет бизнесу быть диверсифицированным, что снижает финансовую устойчивость и конкурентоспособность, а также делает хозяйственное общество более уязвимым в сравнении с конкурентами. Целесообразно снять ограничения на деятельность хозяйственных обществ, созданных по Федеральному закону № 217-ФЗ или предусмотреть, чтобы деятельность данных хозяйственных обществ, заключающаяся в практическом применении (внедрении) РИД была основной, но не единственной.
В настоящее время права участников рассматриваемых нами хозяйственных обществ от имени вузов осуществляет руководитель вуза. Руководитель наделен достаточно большими обязанностями в части деятельности самого вуза, нецелесообразно и не продуктивно права участников хозяйственных обществ от имени данных научных учреждений осуществлять
Рис. 4. Направления деятельности МИП ТГУ
также руководителю. При росте количества МИП, созданных при вузе, руководитель вуза столкнется с проблемой осуществления своих рабочих обязанностей и в вузе, и в хозяйственных обществах. По законодательству руководитель вуза может делегировать часть своих полномочий другим сотрудника. Целесообразно разрешить делегировать полномочия руководителя в МИП другим сотрудникам вуза в соответствии с доверенностью, выданной руководителем вуза. Данный сотрудник подотчетный руководителю вуза будет нести права и обязанности в части деятельности МИП, об исполнении которых будет предоставлять отчет.
Следует отметить о существовании у МИП проблемы, связанной со спецификой ранних стадий жизненного цикла инновационного бизнеса. На ранних стадиях жизненного цикла МИП начальные финансовые ресурсы учредителей, расходуются на финансирование НИОКР, создание прототипа, маркетинговые исследования, управленческие нужды и т. д. В среднем данные вложения окупятся не ранее чем через полтора года работы МИП. Именно поэтому требуется правовой инструмент, позволяющий снизить налоговую нагрузку на МИП и сделать начальные стадии жизненного цикла более привлекательными для инвестирования.
В мировой практике для снижения налоговой нагрузки используются налоговые льготы, которые можно разделить на 3 укрупненные группы: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты [8]. В российской практике в целях стимулирования инновационной-инвестиционной активности предприятий используется инвестиционный налоговый кредит. Согласно ст. 66 Налогового кодекса РФ [2] «инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов». В ст. 67 Налогового кодекса
ИННОВАЦИИ № 1 (159), 2012
ИННОВАЦИИ № 1 (159), 2012
РФ [2] в качестве оснований отмечается проведение организацией научно-исследовательских, опытноконструкторских работ, технического перевооружения собственного производства или осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. На каждый налог заключается договор, позволяющий уменьшать величину налоговых выплат на величину не более 50% от нормальной величины налога за период.
Понятие «налоговый кредит» в зарубежной практике отличается от понятия «инвестиционный налоговый кредит», применяющегося в российском законодательстве о налогах и сборах. В отличие от России налоговым кредитом в большинстве зарубежных стран признается вычет определенной суммы из суммы налога к уплате без обязательства впоследствии выплатить эту сумму в бюджет [7].
Для МИП актуальность инвестиционного налогового кредита снижает тот факт, что на первых этапах деятельности данные предприятия в основном выбирают в качестве налогового режима упрощенную систему налогообложения. Для МИП, использующего общую систему налогообложения, инвестиционный налоговый кредит действительно позволяет снизить налоговую нагрузку. Следует отметить, что по общей системе налогообложения работает значительно меньшее число МИП — только те, что не попали под критерии упрощенной системы налогообложения. Предлагается для МИП законодательно закрепить возможность получения на начальных стадиях жизненного цикла налоговых каникул, т. е. полного освобождения от уплаты налога (налогов) на определенный период времени, независимо от используется система налогообложения.
Внесение указанных изменений даст инновационной деятельности огромный толчок и подтолкнет бюджетные научные и образовательные учреждения к созданию новых перспективных проектов по продвижению своих РИД.
Список использованных источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011 г.). Официальный сайт компании «Консультант-Плюс». Ьйр://да^».сошикаМ. ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=122395;p=3.
2. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 07.06.2011 г.). Официальный сайт компании «Гарант». http://base.garant.ru/10900200.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания
бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. Официальный сайт компании «Консультант-Плюс». http:// www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=90201.
4. Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ (ред. от
03.12.2011 г.) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»(с изм. и доп., вступающими в силу с
01.01.2012 г.). Официальный сайт компании «Консультант-Плюс». http://www.consultant.ru/popular/education.
5. Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ (ред. от
30.11.2011 г.) «Об обществах с ограниченной ответственностью». Официальный сайт компании «Консультант-Плюс». http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n= 117153.
6. Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 (ред. от 03.12.2011 г.) «Об образовании» (с изм. и доп., вступающими в силу с
01.01.2012 г.). Официальный сайт компании «Консультант-Плюс». http://www.consultant.ru/popular/edu.
7. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. (одобрено Правительством РФ 20.05.2010 г.). Официальный сайт компании «Гарант». http://base.garant.ru/12176083.
8. С. В. Барулин, А. В. Макрушин, А. В. Ефимов. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой поли-тики//Финансы, № 2, 2002.
9. Зеленый свет для инноваторов. http://pressoboz.ru/our-news/163-innovative-policy/2853-green-light-for-innovators.
10. Вузы Томска создали с 2009 г. более 70 малых инновационных предприятий. http://ria.ru/nano_news/20111109/484583209. html.
11. Перечень МИП, созданных по Федеральному закону № 217-ФЗ при ТГУ. http://csrs.ru/reestr/spisok.asp?var=1.
12. Перечень МИП, созданных по Федеральному закону №217-ФЗ при ТПУ. http://portal.tpu.ru/departments/head/uipd/ inn_plants.
13. Перечень МИП, созданных по Федеральному закону №217-ФЗ при ТУСУР. // http://csrs.ru/reestr/spisok.asp?var=67.
Law issues of creation of universities’ small innovative enterprises T. G. Skurichina, Ph. D. in Economics, associate professor, the head of research and innovation activities, Siberian filiation of Russian academy of national economy and public administration.
I. A. Frank, Finance and credit cathedra assistant, Siberian filiation of Russian academy of national economy and public administration.
A. M. Skurichina, student, Siberian filiation of Russian academy of national economy and public administration.
Annotation: From 2009 by budget-funded science and educational organizations in Russia were founded more than thousand of small innovative enterprises under Federal Law 217. Creating the small innovative enterprises, budget-funded science and educational organizations have faced problems with regulatory support. Article describes the list of regulatory support problems of practical realization of FL-217 and the ways of solving this problems.
Keywords: small innovative enterprise, intellectual activities results, regulatory support.