Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ'

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС / РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СЕМЕЙНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / СЕМЬЯ / ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЮРИСТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аргудяев Дмитрий Николаевич

Данная статья посвящена проблеме определения понятия семейного бизнеса в России и его закрепления в российском законодательстве. В статье проводится анализ и рассуждение определения, что такое «Семейный бизнес», чем он важен для России, какие проблемы возникают при его реализации, особенно касается неустойчивости и недолговечности семейного бизнеса, кратко приводится исторический опыт успешных фамилий семейных предпринимателей в истории России, а также важность института семьи, приводятся некоторые определения отдельных юристов исследователей и ученых, также в статье рассматривается взаимопроникновение семейных отношений в корпоративное право и наоборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROBLEMS OF DEFINING THE CONCEPT OF FAMILY BUSINESS IN RUSSIA

This article is devoted to the problem of defining the concept of family business in Russia and its consolidation in Russian legislation. The article analyzes and discusses the definition of what a “Family business” is, why it is important for Russia, what problems arise during its implementation, especially concerns the instability and fragility of family business, briefly describes the historically successful surnames of family entrepreneurs in the history of Russia and the importance of the institution of the family in general, some definitions of individual lawyers, researchers and scientists are given the article also examines the interpenetration of family relations in corporate law and vice versa.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ»

УДК 334.722.24

Д. Н. АРГУДЯЕВ Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

D. N. ARGUDYAEV Financial University under the Government of the Russian Federation

Правовые проблемы определения понятия семейного бизнеса

в России

Legal problems of defining the concept of family business in Russia

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме определения понятия семейного бизнеса в России и его закрепления в российском законодательстве. В статье проводится анализ и рассуждение определения, что такое «Семейный бизнес», чем он важен для России, какие проблемы возникают при его реализации, особенно касается неустойчивости и недолговечности семейного бизнеса, кратко приводится исторический опыт успешных фамилий семейных предпринимателей в истории России, а также важность института семьи, приводятся некоторые определения отдельных юристов исследователей и ученых, также в статье рассматривается взаимопроникновение семейных отношений в корпоративное право и наоборот.

Ключевые слова: семейный бизнес, российское законодательство, семейные предприниматели, семья, определения юристов исследователей.

Abstract

This article is devoted to the problem of defining the concept of family business in Russia and its consolidation in Russian legislation. The article analyzes and discusses the definition of what a "Family business" is, why it is important for Russia, what problems arise during its implementation, especially concerns the instability and fragility of family business, briefly describes the historically successful surnames of family entrepreneurs in the history of Russia and the importance of the institution of the family in general, some definitions of individual lawyers, researchers and scientists are given the article also examines the interpenetration of family relations in corporate law and vice versa.

Keywords: family business, Russian legislation, family entrepreneurs, family, definitions of legal researchers.

Введение

Сегодня в Российской Федерации определенная часть юристов-исследователей и иных ученых поднимают одну из проблемных тем для страны, которая имеет место после распада СССР и становления рыночной экономики в государстве. В российском законодательстве не закреплено определение семейного бизнеса, отсюда вытекает вопрос, чем именно так важно его понимание и что он дает в первую очередь для государства.

Данный вопрос нас приводит к краткому экскурсу в политические условия, в которых оказалась сегодня Россия после событий 2022 года, повлекших наложение новых политических санкций на Российскую Федерацию. Множество иностранных производителей и компаний решили «уйти» из российского рынка, кто-то по самостоятельной инициативе, кто-то из-за национального и международного давления. Данное обстоятельство нарушило систему логистики товарооборота, из-за этого пострадали отечественные компании и население в целом. Пробле-

мой для отечественных компаний и вообще бизнеса является не только то, что они находятся еще в начальной стадии своего развития, но большей проблемой становится их недолговечность и неустойчивость. Проблема недолговечности и неустойчивости семейного бизнеса иногда кроется в проблемах при разводе супругов, которые, к сожалению, из-за иррациональных убеждений не все пытаются сохранить после расторжения брака сам бизнес в пользу кого-то, который они вели совместно в брачный период, а это чревато тем, что люди, работавшие в бизнесе потеряют свои рабочие места, что приведет к дефициту определенного товара на рынке, производившегося этим семейным бизнесом, что сейчас для России не очень выгодно.

В истории немало есть примеров семейного бизнеса, которые давали толчки развития определенным отраслям экономики государств и создавали производственные предприятия, влияющие на экономическое благосостояния государства. Такие фамилии как Строгановы, Морозовы, Демидовы, Третьяковы,

Прохоровы и т.д. являются примерами отечественного устоявшегося семейного бизнеса, который начинался с одного человека и продолжался последующими его потомками, которые приумножали наследие своих отцов и прадедов, но данные традиции к сожалению в России были прерваны из-за катастрофических событий революции 1917 года.

«Семья» как социальный институт является древнейшим явлением, которое не только воспроизводит человеческое население, но главное объединяет родственных друг другу людей в нечто большее и наделяет их определенным смыслом существования, а главное учит ценить, сохранять и уважать труд своих предков в последующем приумножая их с новым поколением. Семейный бизнес и является таким видом объединения, который ставит перед семьей цель сохранять и расширять, что потом ведет к удовлетворениям интересов государства и общества в целом.

Основное исследование

В Российской Федерации уже многие юристы-исследователи и ученые в иных областях знания пытались и пытаются дать свое теоретическое определение семейного бизнеса, но они не доходят до общего законодательного уровня закрепления. Если рассматривать с обывательской точки зрения, то под пониманием семейного бизнеса будут подразумеваться компании, принадлежащие родственникам, например отцу и сыну, мужу и жене и т.д.

Примером формирования понимания семейного бизнеса (пускай даже малого) является попытка И. А. Плотниковой, которая под семейным предпринимательством понимает социально-институциональную форму малого бизнеса, представляющую собой определенным образом организованную систему эконо-

мической и трудовой деятельности, функционирующую в процессе социальных отношений между родственниками или членами одной семьи, которая объединяет значимые общественные ценности, целесообразно ориентированные стандарты и нормы поведения, удовлетворяющие потребности общества. Как подметил в своей статье А. А. Мохов, несмотря на социологический, а не правовой подход к пониманию семейного предпринимательства, он может быть взят за основу правовой доктриной с учетом некоторых уточнений и пояснений [3].

Другим примером может послужить точка зрения Э. С. Киренкиной, которая под семейным предпринимательством подразумевает динамичный, активный элемент бизнеса, инициативная, самостоятельная деятельность, осуществляемая под свою имущественную ответственность и на свой риск объединениями граждан, где хотя бы два участника — члены одной семьи. Эта деятельность направлена на производство продукции (оказание услуг) в целях получения прибыли. В соответствии с данным определением под семейным бизнесом следует понимать предприятие, находящееся во владении и управлении представителями одной семьи, которое планирует передать следующему поколению по наследству [5].

Есть еще огромное количество разных авторов, дающих свои определения понимания семейного бизнеса, отдельно стоит также отметить, что некоторые исследователи даже говорят о проникновении семейных отношений в корпоративное право и наоборот. Так одна американская исследовательница Э. А. Тейт в своей статье высказывает свое непонимание, почему семейное и корпоративное право не рассматривают в США более тесных связях друг с другом, когда семейный бизнес в США занимает 80% вообще предприятий

в стране и обеспечивают население 60% рабочих мест.

Другой американский исследователь С. Ф. Гиббон под семейным бизнесом подразумевает, который принадлежит членам одной семьи и находится под их контролем, тесно ассоциируется с этой семьей и осуществляется на благо этой семьи. Из таких убеждений он пришел к выводу, что любой бизнес имеет гибридную природу, так для семейного бизнеса одна его сторона имеет чисто близкие социальные связи между участниками, а с другой сохраняет туже предпринимательскую организацию свойственную любому другому бизнесу, но главное в семейном бизнесе он видит отражающийся семейные ценности на облике самого бизнеса, который ставит свою цель не только извлечение прибыли, но и передача умений из поколение в поколение [1].

Само столкновение семейных и корпоративных отношений не является чем-то из ряда исключения в семейном бизнесе. Иногда семейные отношения в семейном бизнесе играют, как и положительную, так и отрицательную роль, которая может пойти вразрез с корпоративными правами, установленными в этом бизнесе. Природа семейных отношений между участниками одной семьи в бизнесе носит более иррациональный характер, в отличие от корпоративных прав, которые основываются на определенных рациональных аспектах управления бизнесом, поэтому можно согласиться с исследователями, которые изучают такие взаимосвязи между семейными отношениями и корпоративным правом, и утверждающие, что природа семейного бизнеса носит смешанный или, по-другому, гибридный характер и в ходе практики судьи должны данный аспект учитывать, и возможно как-то пролоббировать через решение сохранение бизнеса в пользу конкретного лица.

Стоит также отметить, что гражданское и семейное законодательство России не в полной мере регулируют вопросы семейного бизнеса супругов. В этой связи особый интерес представляет складывающаяся судебная практика по вопросам банкротства одного из супругов. Недавно Верховный суд Российской Федерации определил, что полученные одним из супругов - должником заемные денежные средства, использованные должником на нужды семьи (развитие семейного бизнеса другого супруга) являются общими обязательствами должника и его супруга (Определение Верховного Суда РФ от 08 сентября 2021 г. № 306-ЭС21-15254 по делу № А55-7739/2018). Вместе с тем отсутствие доказательств того, что заемные средства, полученные супругом - должником израсходованы в интересах семьи, вложены в совместный бизнес супругов, является основанием для отказа в признании спорного долга общим обязательством супругов.

В 2019 году Минэкономразвития России была предпринята попытка закрепления на законодательном уровне понятия «семейное предпринимательство» путем внесения соответствующих изменений в федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Предлагалось закрепить критерии отнесения предприятий малого и среднего бизнеса к семейным. В частности, к семейным предприятиям предлагалось отнести: - организации, в которых пятьдесят процентов долей в уставном капитале либо голосующих акций принадлежат членам одной семьи, а также при условии, что член данной семьи является единоличным исполнительным органом такой организации либо председателем совета директоров организации;

- производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства пятьдесят процентов членов, которых являются членами одной семьи;

- индивидуальных предпринимателей, у которых пятьдесят процентов работников составляют члены их семей. Вместе с тем указанные предложения

Минэкономразвития России не нашли своего логического завершения.

В данной связи следует отметить, что крестьянское (фермерское) хозяйство исторически является одной из форм осуществления семейного бизнеса. Данная организационно-правовая форма после распада СССР была призвана заместить коллективные хозяйства.

Данный вывод подтверждается многочисленными исследованиями. Например, по мнению Ершовой И.В.: «семейное предпринимательство, основанное на объединении семейного труда и семейного капитала, может облекаться в различные формы ведения бизнеса: индивидуального предпринимательства, крестьянского (фермерского) хозяйства, производственного кооператива» [2].

Попова О.В. в своей статье о признаках крестьянского (фермерского) хозяйства отметила, что «родство является признаком К(Ф)Х для договорной организационно-правовой формы хозяйства. Исключение признака родства из особенностей К(Ф)Х, на наш взгляд, было бы ошибкой. К(Ф)Х именно тем и отличается от других форм хозяйствования, что содержит в себе большой потенциал семейных и социальных ценностей, что должно быть поддержано государством и обществом» [4].

Следует отметить, что в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия нашло свое отражение

нормативно-правовое определение семейной фермы.

В действующей редакции Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, к семейной ферме относится крестьянское (фермерское) хозяйство, членами которого являются не менее двух членов семьи, либо индивидуальный предприниматель, являющийся главой такого крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющие деятельность на территории сельской агломерации субъекта Российской Федерации не менее года.

Таким образом, наличие правового регулирования в вопросе предоставления грантов на развитие семейных ферм и налоговой поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств является положительным примером развития одного из направлений семейного бизнеса.

В соответствии с Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р, развитие экономической самостоятельности семей предполагается добиваться путем обучения членов семьи основам семейного предпринимательства и ведения бизнеса.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в июле 2019 года поддержал идею законодательного закрепления понятий «семейный бизнес» и «семейный патент». Реализация данной идеи по мнению ее авторов позволит оказать господдержку таким лицам, упростить налоговый ре-

жим и оформление трудовых отношений между членами семьи. Работа по данному направлению до сих пор не завершена.

Представляется возможным реализовать указанные предложения путем внесения изменений в Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Для этого необходимо предусмотреть специальный налоговый режим для самозанятых граждан, осуществляющих деятельность в сфере семейного бизнеса, упростить оформление трудовых отношений между самозанятыми членами семьи, задействованными в семейном подряде.

Заключение

Учитывая вышеизложенное, нельзя отрицать наличие в Российской Федерации правовых механизмов, позволяющих субъектам семейного бизнеса получать государственную финансовую поддержку. Но, очевидным остается факт, что дей-

ствующих правовых механизмов недостаточно и их развитие без законодательных новаций представляется затруднительным.

Отсутствие в российском современном законодательстве понятия «семейный бизнес» либо «семейное предпринимательство», межотраслевого регулирования их статуса, а также единого правоприменительного подхода способствует правовой неопределенности и не позволяет говорить о полноценности правового режима регулирования их деятельности. Представляется необходимым определить правовой режим «семейного предпринимательства» с учетом интересов членов семьи, в том числе супругов, принимающих участие в бизнес-процессах. При этом правовой режим должен конструироваться с учетом целей развития данного института (экономическая самостоятельность семьи, повышение предпринимательской активности населения, расширение мер государственной поддержки, льготное налогообложение).

Список литературы

1. Афанасьева Е. Г. Проникновение семейных отношений в корпоративные // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4, Государство и право: Реферативный журнал. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proni-knovenie-semeynyh-otnosheniy-v-korpora-tivnye.

2. Ершова И. В. Микропредприятие: «микро» не значит «малое» // Предпринимательское право. - 2018. - № 2. - С. 11-18. - EDN XNSGVV.

3. Мохов А. А. Семейное и малое предпринимательство в современной России: доктрина и законодательство // Журнал предпринимательского и корпоративного права. — 2017. — № 2. - С. 25-28.

References

1. Afanasyeva E. G. Penetration of family relations into corporate (review). / Scientific journal on the topic: Law. Social sciences and humanities. Domestic and foreign literature. Ser. 4, State and Law: An abstract journal, 2020, pp. 122-126. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proni-knovenie-semeynyh-otnosheniy-v-korporativ nye?ysclid=lbw4780tt3399972829

2. Ershova I. V. Microenterprise: "micro" does not mean "small" // Entrepreneurial law, 2018. No 2, pp. 11-18.

3. Mokhov A. A. Family and small business in modern Russia: doctrine and legislation // Journal of Business and Corporate Law, 2017, No 2.

4. Popova O. V. Signs of peasant (farmer) economy // Lawyer, 2018, No 5, pp. 44-50.

4. Попова О. В. Признаки крестьянского (фермерского) хозяйства // Юрист. — 2018. — № 5. С. 44-50.

5. Потий К. М. Отечественный опыт определения понятия «семейное предпринимательство» // ЭНСР. — 2018. — № 2 (81). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otechestven-nyy-opyt-opredeleniya-ponyatiya-semeynoe-predprinimatelstvo.

5. Poti K. M. Domestic experience of defining the concept of "family entrepreneurship" / | Scientific journal on the topic: Economics and Business. Economic Science of modern Russia. No. 2(81). 2018. pp. 24-32. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/otechestvennyy-opyt-opredeleniya-ponyatiya-semeynoe-pred-prinimatelstvo?ysclid=lbw6fl1p2n914012374.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Аргудяев Дмитрий Николаевич, магистрант юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

argudyaev00@mail.ru

Научный руководитель: Матвеева Наталья Алексеевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

ABOUT THE AUTHOR

Dmitry N. Argudyaev, graduate student of the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation

argudyaev00@mail.ru

Scientific supervisor:

Natalia A. Matveeva, Associate Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Activity of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

Статья поступила в редакцию 04.12.22; одобрена после рецензирования 25.12.22;

принята к публикации 30.12.22; Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted 04.12.22; approved after reviewing 25.12.22; accepted for publication 30.12.22; The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.