Научная статья на тему 'Правовые предпосылки инвестирования'

Правовые предпосылки инвестирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
778
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ ИНВЕСТИЦИЙ / ВИДЫ ИНВЕСТОРОВ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ МОТИВАЦИИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INVESTMENT / IDENTIFI CATION OF INVESTMENT / TYPES OF INVESTORS / INVESTMENT INCENTIVES / LEGAL REGULATION OF INVESTMENT RELATIONS / THE INVESTMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литягин Николай Николаевич

Статья посвящена актуальным проблемам инвестирования: идентификации инвестиций как объекта правового регулирования; анализу факторов, влияющих на инвестиционные мотивации; особенностям осуществления инвестиций, обусловленным качественными различиями сфер инвестирования и видов инвесторов. Акцентируется внимание на том, что государственная инвестиционная политика должна быть облечена в адекватные правовые формы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal assumptions of investment

Article is devoted to topical issues of investment: identify the investments as the object of legal regulation, the analysis of factors infl uencing investment incentives, investment characteristics, due to qualitative differences of the spheres of investment and investors. Attention is drawn to the fact that the state investment policy should be clothed in appropriate legal form.

Текст научной работы на тему «Правовые предпосылки инвестирования»

УДК 34. 347. 457. 34. 09.

литягин н. н.

кандидат экономических наук, профессор Государственного университета Министерства финансов Российской Федерации

ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ

Стимулирование инвестиционной активности является одним из ключевых элементов системы модернизации экономики России, ее инновационного развития. Решение этой актуальной задачи зависит от многих обстоятельств, предполагает необходимость осуществления различных по содержанию мер. На формирование инвестиционных мотиваций и принятие инвестиционных решений, осуществление инвестиций влияет множество объективных и субъективных факторов, проблема инвестирования является комплексной, ее решение зависит от различных экономических, социальных, правовых и иных условий, формирующих инвестиционные мотивы, создающих инвестиционную среду. Из их многообразия можно выделить два основных, универсальных - ожидаемый уровень доходности инвестиций и безопасность инвестирования, т. е. осуществление инвестиций возможно при наличии соответствующих экономических и правовых предпосылок. Каждое из этих условий имеет самостоятельное значение, реализует свою специфическую функцию.

Главной целью правового регулирования инвестиций является создание благоприятного правового режима инвестиционной деятельности, добротной правовой основы для ее осуществления; оно должно формировать позитивные инвестиционные мотивации посредством оптимизации инвестиционной среды, способствовать увеличению объемов инвестируемого капитала, производительному его использованию.

Развитие рыночных отношений, либерализация экономики России открыли широкий простор для проявления инициативы в этой сфере, но вместе с тем в

инвестиционной деятельности проявились и негативные свойства, распространенным явлением стали противоправные сделки, ориентированные на незаконное завладение чужими финансовыми средствами, имуществом. Инвестирование, как вид экономической деятельности, связанный с обособлением материальных и финансовых ресурсов инвестора и передачей их другим лицам, создает для этого определенные предпосылки. Эти свойственные осуществлению инвестиций риски могут быть минимизированы правовыми средствами, надлежащей правовой регламентацией инвестиционных отношений, учитывающей особенности инвестиций как объекта правового регулирования, что предполагает необходимость их системного и комплексного исследования.

В экономической и правовой литературе данное понятие трактуется неоднозначно, что затрудняет идентификацию инвестиций, их правовое регулирование. Доктринальные и легальные определения инвестиций нуждаются в конкретизации, которая должна основываться на существенных их свойствах. Особенностью инвестиций как экономико-правового явления, их глубинным, базовым свойством, квалифицирующим признаком является то, что в результате их осуществления создается новый, приносящий доход или удовлетворяющий иную, не имеющую антисоциальной направленности потребность, актив, либо модернизируется созданный ранее. На основе этих наиболее значимых их свойств, раскрывающих их сущность, инвестиции могут быть идентифицированы как объект правового регулирования, отграничены от смежных экономикоправовых явлений.

Разработка и законодательное закрепление научно обоснованного понятия инвестиций имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, позволяет установить границы действия регулирующих их правовых норм, определить круг лиц, на которых они распространяются, и принимать обоснованные решения о предоставлении инвесторам предусмотренных законодательством гарантий, налоговых льгот и иных преференций, не допускать произвольного толкования данного понятия и предоставления статуса инвестора лицам, которые таковыми не являются.

Из понятия «инвестиции» следует исключить кредиты и банковские вклады - они могут быть источниками инвестиционных ресурсов, но инвестициями по своей правовой природе не являются. Из данного понятия должны быть также исключены носящие спекулятивный характер краткосрочные вложения в обращающиеся на фондовом рынке ценные бумаги. Эти активы необходимо дифференцировать, разграничить на инвестиционные и спекулятивные, установить для них различный правовой режим, исключить спекулятивные вложения из числа инвестиций. Осуществление этих мер позволит выделить позитивные, созидательные свойства инвестиций, акцентировать на них внимание и целенаправленно стимулировать инвестиционную деятельность.

В определение понятия «инвестиции» необходимо включить пожелание о признании инвестициями вложений, осуществляемых экономическими субъектами в свою производственную и социальную инфраструктуру, обладающих признаками обособленности и другими присущими инвестициям свойствами. Придание этим активам статуса инвестиций станет основанием для предоставления указанным субъектам, в установленных законом случаях, налоговых льгот и иных преференций.

С учетом вышеназванных обстоятельств под инвестициями следует понимать обособленные от иного имущества вложения: материальных и финансовых средств, имущественных прав, интеллектуальных ценностей и других активов, в отношении которых государством установлен особый правовой режим, - осуществляемые субъектами предпринимательской деятельности и не обладающими данным статусом физическими и юридическими лицами, а также публичными образованиями, - в свою инфраструктуру и внешние по отношению к ним факторы производства и другие объекты, в целях получения дохода или достижения иного экономического либо социального эффекта.

Как отмечено выше, на осуществление инвестиций влияет множество объективных и субъективных факторов; детерминирующие инвестиционное поведение обстоятельства зависят от сферы инвестирования, видов инвесторов. Инвестиционное поведение частных инвесторов, особенно физических лиц, существенно отличается от публичных, у них большая свобода действий и их подход к инвестированию более

избирателен; в расчет ими принимается значительно большее количество факторов, причем не только экономических. Основным фактором, определяющим их инвестиционные мотивации, является сохранность инвестиций, безопасность инвестирования. Что же касается публичных инвесторов (государства, муници-пальныхобразований),тоихинвестиционноеповедение детерминировано иначе, более жестко; инвестирование осуществляется ими преимущественно в социальной сфере, инфраструктурном секторе экономики и не направлено, по общему правилу, на извлечение прибыли: оно имеет место при любом инвестиционном климате, решающими его условиями являются наличие потребности в инвестициях, ее острота и значимость, наличие инвестиционных ресурсов. Указанные обстоятельства оказывают влияние на правовую регламентацию инвестиций. Как объект правового регулирования, инвестиции имеют общие, присущие всем им качества, черты и свойства, и вместе с тем между ними имеются различия, обусловленные специфическими условиями инвестирования, субъектным составом инвесторов. С учетом данных факторов законодательством установлены специальные правовые режимы инвестиционной деятельности в реальном и финансовом секторах экономики, социальной сфере.

Экономический рост и социальная стабильность непосредственно связаны с активизацией инвестирования в реальной экономике. В настоящее время в ней имеется, как известно, множество проблем, для решения которых необходимо адекватное правовое регулирование, развитие эффективных форм взаимодействия между хозяйствующими субъектами, их горизонтальная и вертикальная интеграция, установление глубоких и системных взаимосвязей между смежными производствами.

По уровню развития производительных сил Россия значительно отстает от промышленно развитых стран: предельно изношены основные фонды, не развита транспортная инфраструктура и т. д. Существенное значение имеет в этой связи оптимизация инвестиционного взаимодействия реального и финансового секторов экономики, сбалансированного их развития, обеспечивающего увеличение объемов функционирующего в реальной экономике капитала, совершенствование деятельности коммерческих банков и других кредитных организаций, участвующих в инвестиционном процессе. Нуждается в развитии и используемый для этих целей правовой инструментарий, он также должен быть ориентирован на создание правовыми средствами оптимальных условий для инвестирования.

В целях инвестиционного кредитования представляется возможным использование такого правового инструмента, как залог прав по договору банковского вклада, под который могли бы выдаваться кредиты. Такой вид залога мог бы стать одним из активов и способствовать увеличению объемов вовлекаемых в экономический оборот инвестиционных ресурсов.

Одной из проблемных областей инвестирования является социальная сфера. В отличие от реальной экономики собственных инвестиционных ресурсов многие её сектора не имеют. Осуществляемые в настоящее время преобразования, изменение правового статуса государственных и муниципальных учреждений создают определенные предпосылки для роста их финансового потенциала, в частности, широкое вовлечение в экономический оборот объектов интеллектуальной собственности становится действенным средством интеграции образования, науки и бизнеса, установления договорных отношений в данной сфере и осуществления на их основе прикладных исследований, необходимых бизнесу для производства востребованных рынком новых видов товаров и услуг. Но уязвимой в этом отношении является фундаментальная наука. Со стороны государства и бизнеса необходимы меры, обеспечивающие объективно существующую взаимосвязь и преемственность между прикладными и фундаментальными научными исследованиями, должен быть создан эффективный механизм заказа на комплексные (прикладные и фундаментальные) научные исследования.

Специфической областью экономической деятельности и социальной сферы является жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Оно находится в непосредственной взаимосвязи с жизнедеятельностью населения, в значительно большей мере чем другие отрасли хозяйства сочетает в себе экономический и социальный аспекты. Эта объективная предпосылка является важным фактором привлечения средств домашних хозяйств в качестве источника инвестиционных ресурсов для модернизации ЖКХ и развития самоуправления по месту жительства граждан.

Имеются особенности и в правовой регламентации публичных инвестиций. Их специфика обусловлена публично-правовой природой государства, его особенностями как экономического субъекта, трансформацией его социально-экономических функций в рыночной экономике, которые проявляются и в инвестиционной сфере, оказывают влияние на правовой статус государства как инвестора, придают его инвестиционной деятельности ярко выраженную целевую направленность. Инвестирование осуществляется государством прежде всего в социальной сфере.

Участие государства в экономических отношениях, составной частью которых являются инвестиционные отношения, многообразно по своему содержанию, государство выступает непосредственным их участником и регулятором. Являясь органами публичной власти, государственные органы осуществляют правотворческие и правоприменительные функции, пресекают антисоциальную деятельность в этой сфере. Существенной является и деятельность государства как экономического субъекта, в частности как инвестора.

Свое воздействие на экономику и социальную сферу, на решение приоритетных социально-экономических задач государство оказывает прежде всего

через бюджетную систему, концентрирующую публичные финансовые ресурсы, являющуюся важным инструментом макроэкономического регулирования, осуществления назревших в экономике структурных реформ, что обуславливает необходимость модернизации управления государственными финансами, более эффективного их использования в качестве инвестиционных ресурсов, потребность в которых, в условиях выхода из экономического кризиса, существенно увеличилась. Это обстоятельство, а также дефицит федерального, региональных и местных бюджетов вновь актуализировали проблему приватизации государственной собственности. Однако используя этот источник доходов, следует учитывать негативный опыт приватизации 90-х годов, исключить возможность имевшихся ранее злоупотреблений, обеспечить правовыми средствами трансформацию доходов, полученных от приватизации объектов государственной собственности в инвестиционные ресурсы.

Приватизация государственной собственности существенно затрагивает публичные интересы. В данной связи представляется необходимым усиление влияния институтов гражданского общества на принятие решений о ее проведении и использовании полученных от приватизации средств, разработке и закреплении в законе регламентных процедур принятия инвестиционных решений.

Качественным своеобразием отличается инвестирование в особых экономических зонах (ОЭЗ): присущая им территориально-экономическая обособленность, особый правовой режим хозяйствования проявляются и в инвестиционной сфере. Территориальный признак является определяющим основанием осуществления инвестиций в ОЭЗ, их классификации. Другие классифицирующие признаки вторичны, про-изводны от территориального критерия, их использование возможно для инвестиционной характеристики особых экономических зон, их сфер инвестирования и видов инвесторов, осуществляющих в них инвестиционную деятельность.

Создание ОЭЗ имеет целью стимулирование социально-экономического развития «застойных» территорий, решение отдельных общегосударственных задач, однако их образование имеет и негативные аспекты, связанные с локальными изменениями условий хозяйствования, ограничением действия конституционного принципа единого экономического и правового пространства. Предоставление налоговых и иных преференций резидентам ОЭЗ влечет за собой переток капиталов, затрагивает интересы других территорий, создает проблемы для общего экономического развития. Поэтому образование ОЭЗ возможно в качестве временной меры, - они должны создаваться для достижения четко определенных целей и на ограниченный срок, по общему правилу, стимулироваться должны прогрессивные виды социально-экономической деятельности, а не территории, на которых она осуществляется.

Специфика ОЭЗ проявляется и в том, что наряду с отечественным в них функционирует иностранный капитал, так как особые экономические зоны ориентированы на его привлечение, и это существенно повышает их значимость. Объемы иностранных инвестиций в России все еще незначительны, не соответствуют имеющимся в ней потенциальным возможностям. Сдерживающие иностранные инвестиции факторы разнообразны, обусловлены как внутренними, так и внешними, в том числе внешнеполитическими, обстоятельствами. Негативное влияние на приток иностранного капитала в Россию оказывает и несовершенное правовое регулирование иностранных инвестиций, нерешенность некоторых теоретических вопросов. В конкретизации нуждается само понятие иностранных инвестиций. В юридической литературе под ними понимается такое предоставление средств иностранными инвесторами, при котором обязательной является экономическая активность иностранного элемента, направленная на согласованное целевое использование этих средств, при условии что эта деятельность (с участием или без участия местного капитала) приведет к созданию обусловленного производственного объекта, способствующего развитию экономики1. В данном определении в качестве квалифицирующего признака иностранных инвестиций указывается на экономическую активность инвестора, что нельзя признать обоснованным. Осуществивший вложение средств инвестор в процессе их использования далеко не всегда проявляет активность, дальнейшее его поведение может быть и пассивным, оно предопределено видом инвестиций, сферой инвестирования. В случае признания экономической активности инвестора необходимым условием инвестирования, обязательным элементом инвестиций возникает также вопрос о соотношении понятий «инвестиции» и «инвестиционная деятельность», происходит их смешение, отождествление.

Уяснение понятия «иностранные инвестиции» имеет важное значение как для внутригосударственного их регулирования, так и для участия России в различных международных конвенциях по иностранным инвестициям. Обоснованно признавая то или иное лицо иностранным инвестором, государство тем самым признает его право на льготы и гарантии, установленные законом для данных экономических субъектов, и обеспечивает приток капиталов. Вместе с тем нельзя допускать неоправданно широкого толкования этой правовой категории, в частности представляется необходимым отграничить иностранные инвестиции от так называемого «беглого» капитала, т. е. вывезенного из страны, а затем посредством использования противоправных схем возвращенного в нее в целях получения установленных для иностранных инвесторов льгот и преимуществ.

Совершенствование правового регулирования иностранных инвестиций, повышение качественного уровня законодательства, регулирующего отношения в этой сфере, являются одной из актуальных задач, непосредственно связанных с привлечением иностранного капитала в Россию. Как обоснованно отмечает М. И. Дзлиев, иностранный инвестор осуществляет инвестирование в необычной для него экономической и правовой среде, в установленном другим государством порядке; это делает его весьма уязвимым и предполагает необходимость специального правового регулирования иностранных инвестиций в рассматриваемом аспекте, т. е. в плане их гарантий с точки зрения защиты прав инвесторов. Для России, с ее высоким уровнем коррупции и другой экономической преступности, эта задача особенно актуальна, так как в условиях нашей страны даже далекий от цивилизованных норм отечественный бизнес способен существовать лишь постольку, поскольку он овладел методами защиты от негативных факторов2.

При этом прежде всего необходимы эффективные правовые средства защиты прямых иностранных инвестиций, которые являются наиболее уязвимыми и вместе с тем имеют множество достоинств: создают дополнительные производственные мощности и увеличивают спрос на внутреннем рынке, способствуют стабилизации финансово-экономического положения страны-реципиента. В отличие от широко использовавшихся российскими предпринимателями до мирового финансового кризиса зарубежных кредитов, прямые иностранные инвестиции не увеличивают внешний долг, не оказывают негативного воздействия на платежный баланс государства в форме «бегства капиталов». В целях их стимулирования, следует предусмотреть поощрительные налоговые и таможенные льготы, а также другие преференции для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, осуществляющих крупные инвестиционные проекты в реальном секторе экономики.

Акцентируя на этом внимание, признавая необходимость создания для иностранных инвесторов благоприятной правовой и экономической инвестиционной среды, следует учитывать и другое: негативные стороны и свойства иностранных инвестиций, заключающиеся в потенциальной возможности, а нередко и фактически имеющей место практике оказания экономического, а вслед за ним и политического давления на принимающие инвестиции иностранные государства. В нынешних условиях функционирования мировой экономической системы, угроза экономической безопасности государств-реципиентов существует, экономическая мощь транснациональных компаний делает ее реальной. Эти факторы также имеют существенное значение и должны приниматься во внимание.

1 См.: Вознесенская Н. Н. Иностранные инвестиции и смешанные предприятия в странах Африки. М., 1975. С. 32.

2 Дзлиев М. И. Цена экономической внелегальности // Материалы научно-практической конференции «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности в России и СНГ». М., 2000. С. 42.

Определяя правовой режим иностранных инвестиций, повышая уровень их гарантий, необходимо учитывать особенности инвестиционных мотиваций иностранных инвесторов, которые не всегда отвечают интересам страны-реципиента, а также принимать в расчет обстоятельства, связанные с обеспечением экономической безопасности государства. Объективно существующая потенциальная возможность таких негативных явлений предполагает необходимость надлежащего правового регулирования иностранных инвестиций и в этом аспекте, то есть правовое регулирование иностранных инвестиций является многообразным по своему содержанию, охватывает два принципиально важных, основополагающих направления: создание необходимых гарантий иностранным инвесторам и защита национальных интересов, предотвращение возможности использования иностранного капитала как средства подрыва национальной экономики, оказания политического давления на Россию. Достижение этих целей возможно посредством адекватного правового регулирования, учитывающего взаимные интересы участников инвестиционных правоотношений, связанных с инвестированием иностранного капитала, и установления приемлемых условий допуска иностранного капитала на российский рынок.

В соответствии с международной практикой в ключевых отраслях экономики деятельность иностранных инвесторов должна лицензироваться. Осуществление некоторых видов деятельности может быть государственной монополией. Важным фактором правовой регламентации иностранных инвестиций является ее унификация, установление однообразного правового режима для внутренних и иностранных инвестиций. На это ориентирует мировая инвестиционная практика. Унифицированные нормы и принципы активно внедряются в национальное инвестиционное законодательство в процессе либерализации инвестиционных режимов, охватившем практически все страны3.

Дифференциация льгот и преференций должна осуществляться по видам деятельности инвесторов с учетом сферы инвестирования. В частности, льготный режим инвестиций необходим в реальной экономике и социальной сфере, и он должен в равной мере распространяться как на отечественных, так и на иностранных инвесторов. Правовое регулирование иностранных инвестиций должно обеспечивать также учет взаимных интересов инвесторов и национальных интересов России, способствовать устранению имеющих место ярко выраженных структурных диспропорций в инвестировании иностранного капитала в России, его сырьевой ориентации. Сферами приложения иностранного капитала должны стать отрасли, осуществляющие переработку сырьевых ресурсов и экспорт готовой продукции, машиностроение. Адекватными должны

быть и условия выхода российских инвесторов на зарубежные рынки, создавая благоприятные условия для функционирования иностранного капитала в России. Российская Федерация вправе рассчитывать на аналогичные действия стран-экспортеров капитала. В этом отношении учета взаимных интересов не наблюдается, в частности имеет место противодействие выходу российских компаний на рынки Европейского Союза (ЕС). Попытки российских предприятий стать акционерами зарубежных компаний часто терпели неудачу.

Для обеспечения притока иностранных инвестиций в Россию необходимы институциональные преобразования в этой сфере, совершенствование организационно-правовых форм инвестирования зарубежного капитала, правового статуса коммерческих организаций, созданных с участием иностранных партнеров, установление количественных критериев, характеризующих вклад субъектов иностранного права в уставной капитал создаваемых в России юридических лиц, позволяющих идентифицировать их как иностранных инвесторов.

Не менее значима и проблема информационного обеспечения деятельности иностранных инвесторов. Представляется необходимым осуществление этой функции специально созданным государственным органом, персонифицирующим государство (Российскую Федерацию) во взаимоотношениях с ними.

Институциональная специфика иностранных инвестиций обусловлена их правовой природой, тем, что они осуществляются на территории другого государства. Их реализация часто связана с изменением традиционной правовой конструкции юридических лиц, что осложняет правовое регулирование в этой сфере, предполагает необходимость создания новых организационно-правовых форм юридических лиц, в том числе обладающих статусом субъекта международного права, который могут иметь не только международные организации, созданные для защиты прав иностранных инвесторов, но и сами инвесторы, осуществляющие инвестирование в различных государствах, деятельность которых становится вследствие этого объектом правового воздействия многих национальных правовых систем и международного права. Объективная потребность в такого рода новациях наглядно проявляется в международной экономической практике. Процессы глобализации, развитие мирохозяйственных связей обусловили появление различных групп юридических лиц и других образований, которые, представляя единое целое с экономической точки зрения, являются самостоятельными в юридическом отношении4.

Переход России к рыночной системе хозяйствования сопровождается формированием новой модели инвестиционного процесса. Существенно изменилась

3 См.: Ершов Ю., Цветков Н. Хотели как лучше, а получилось как всегда // Инвестиции в России. 2000. № 2. С. 4.

4 Асосков А. В. Методы частноправового регулирования статуса коммерческих организаций, действующих на территории иностранных государств: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2001. С. 4.

роль государства в этой сфере: его влияние на инвестиционную деятельность перестало быть всеобъемлющим, носит стратегический характер. Разрабатывая и осуществляя инвестиционную политику, государство обеспечивает присущими ему средствами целенаправленные изменения в экономической и социальной сферах, создает условия для перетока капиталов, активизации инвестиционных вложений в приоритетные сферы для ускоренного их развития, оптимизирует структуру общественного производства; принимает другие меры, носящие стратегический характер, для осуществления которых требуются видение экономической системы в целом и которые не могут быть реализованы рыночными механизмами. Для надлежащего осуществления государством этой деятельности необходимо усиление нормативно-правового воздействия на принимаемые государством инвестиционные решения, вовлечение институтов гражданского общества в этот процесс, т. е. государственная инвестиционная политика должна быть облечена в адекватные правовые формы. Приоритетные цели инвестиционной политики должны определяться правовыми средствами, создавать благоприятную правовую среду для действия экономических регуляторов.

Многогранный созидательный потенциал инвестиций может быть использован в полной мере при наличии качественного законодательства. В настоящее время оно таковым не является, нормативные правовые акты детально не продумываются, фрагментарно регулируют общественные отношения, не обеспечивают системности и комплексности правовой регламентации. Следствием этого являются многочисленные изменения, вносимые в федеральные законы и другие нормативные правовые акты после их принятия. Осложняет ситуацию и несвоевременное принятие решений о приведении законодательных актов в соответствие с позднее принятыми актами.

Правотворческую деятельность в инвестиционной сфере необходимо скорректировать. Она должна соответствовать принципам объективности и своевременности принятия нормативных актов, их непротиворечивости и системности. Межотраслевой характер инвестиционных отношений предполагает необходимость инкорпорации нормативных правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере, и последующей более глубокой их систематизации посредством интеграции правовых норм, регулирующих однородные отношения, принятия более совершенных, консолидированных нормативных правовых актов по одному и тому же предмету правового регулирования.

На состояние и развитие законодательства оказывает существенное влияние отраслевое строение права. Система законодательства органически связана с системой права, производна от нее, поэтому и для совершенствования инвестиционного законодательства необходимо развитие отечественного права в этом аспекте, в плане его структурной организации. На основе научно обоснованного отраслевого строения ин-

вестиционного права должна быть создана комплексная отрасль законодательства, регулирующего отношения в инвестиционной сфере.

Осуществление инвестиций связано с разнообразными рисками. Кроме объективно присущего инвестированию естественного риска, инвесторы испытывают и иные негативные влияния, поэтому одной из приоритетных задач в области правового регулирования инвестиций является правовая защищенность инвестора, обеспечение безопасности инвестирования. В настоящее время эта проблема в полной мере не решена, сложившийся правопорядок затрудняет процессы инвестирования, сдерживает инвестиционную активность не только иностранных, но и российских инвесторов. Значимость этой проблемы возрастает с увеличением объемов инвестирования; с ростом стоимости осуществляемых вложений должна повышаться степень их правовой защищенности. Система гарантий инвестиций должна учитывать особенности данного вида экономической деятельности, долгосрочный характер инвестиционных отношений, обеспечивать их надлежащую страховую защиту. В более обстоятельной регламентации нуждается правовой режим незавершенных инвестиционных объектов; необходимы правовые гарантии от необоснованногоприостановления и прекращения осуществления инвестиционных проектов помимо воли и желания инвестора.

Права инвесторов порой нарушаются противоправными действиями органов государственной власти при исполнении нормативных актов, регулирующих отношения в данной сфере. Актуальной является в связи с этим задача совершенствования правоприменительной практики, реализация принципа законности в деятельности органов публичной власти. Ее решению должно способствовать установление обоснованного соотношения ответственности государства за неправомерные действия его органов и должностных лиц и персонифицированной юридической ответственности самих государственных служащих, совершивших противоправные действия, разграничение их служебной и частной деятельности с использованием служебного положения, но вопреки интересам службы, вопреки публичным интересам. Представляется, что действия указанных лиц утрачивают в этих случаях публичноправовой характер, становятся частноправовыми, и задача правовой защищенности инвесторов, рассматриваемая в таком аспекте, является составной частью более широкой проблемы - обеспечения законности и правопорядка в обществе, построения правового государства.

Наряду с общими, имеющими целью защиту прав и законных интересов всех инвесторов, необходимы меры, обеспечивающие правовую защищенность отдельных их видов.

Криминогенная ситуация в инвестиционной сфере обусловливает необходимость повышенного уровня правовой защиты инвесторов - физических лиц, осуществляющих инвестирование в потребительских

целях, в частности для удовлетворения потребности в жилье и участвующих в его долевом строительстве. В юридической литературе существует точка зрения о том, что распространение на участвующих в долевом строительстве жилых домов граждан «потребительского» правового режима является ошибкой за-конодателя5. С данным мнением нельзя согласиться, оно является обоснованным лишь в случаях, когда инвестирование осуществляется физическим лицом в коммерческих целях. Что же касается потребительских инвестиций, и прежде всего жилищных, то они нуждаются в дополнительных гарантиях. Эта область правового регулирования является весьма специфической, требует сочетания ясности, доступности инвестиционных схем и достаточно высокого уровня их формализации, правовой регуляции, детального императивного регулирования потребительских инвестиций. При таком субъектном составе императивное регулирование должно быть весьма значительным. Данные инвестиционные отношения следует предель-

но регламентировать, поставить их участников в процессуальные рамки, императивно устанавливать правовые основы деятельности привлекающих средства граждан инвестиционных институтов. Для уменьшения инвестиционных рисков должны использоваться в той мере, в какой это возможно, стандартизация, сертификация и другие средства публично-правовой унификации.

Необходима также надлежащая регламентация рекламной деятельности, должны быть устранены информационное насилие, агрессивная и недостоверная реклама. Предоставляемая инвесторам информация должна обеспечивать понимание сущности инвестиционного проекта, степень связанного с его реализацией риска, создавать условия для принятия взвешенных решений. Для потребительских инвестиций следует предусмотреть типовые инвестиционные договоры. Осуществляемое гражданами инвестирование в строительство жилья должно гарантироваться государством.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асосков А. В. Методы частноправового регулирования статуса коммерческих организаций, действующих на территории иностранных государств : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03. - М., 2001. - 23 с.

2. Вознесенская Н. Н. Иностранные инвестиции и смешанные предприятия в странах Африки. - М., 1975. -185 с.

3. Дзлиев М. И. Цена экономической внелегальности // Материалы научно-практической конференции «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности в России и СНГ». - М., 2000. - 237 с.

4. Ершов Ю., Цветков Н. Хотели как лучше, а получилось как всегда // Инвестиции в России. - 2000. -№ 2. - С. 3-11.

5. Майфат А. В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования : монография. - М. : Волтерс Клувер, 2006. - 328 с.

5 См., напр.: Майфат А. В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 103.

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.