Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ДОСТИГАЕТСЯ НЕОБХОДИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ'

ПРАВОВЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ДОСТИГАЕТСЯ НЕОБХОДИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

120
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / МЕТОД И ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / СОЦИАЛЬНО-ПАРТНЁРСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ / СУБЪЕКТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Процевский Виктор Александрович, Горлов Евгений Владимирович, Запорожец Сергей Андреевич

В статье рассмотрены вопросы правового регулирования общественных отношений, возникающих в результате реализации гражданами конституционного права на труд. Определены понятие и механизм правового регулирования несамостоятельных отношений в сфере труда. Руководствуясь содержанием нормативных правовых актов, регулирующих наёмный труд, авторы исследовали правовые нормы, издаваемые государством и нормы, формулируемые на локальном уровне, в частности, коллективные, индивидуальные и другие. Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы, содержащиеся в трудах российских и зарубежных учёных: С. С. Алексеева, Д. А. Керимова, Н. М. Коршунова, В. М. Лебедева, Р. З. Лившиц, А. М. Лушникова, М. В. Лушниковой, В. В. Мамонтова, И. А. Покровского, В. А. Процевского, А. В. Шматко, В. Ф. Яковлева и др. Выделены характерные особенности комплексного метода правового регулирования трудовых и тесно с ними связанных социальных отношений. Получила дальнейшее обоснование научная позиция об изменениях в подходе к определению особенностей характерных признаков в регулировании социально-трудовых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATIONS BY MEANS OF WHICH THE NECESSARY BEHAVIOR OF SUBJECTS OF LABOR RELATIONS IS ACHIEVED

The article deals with the issues of legal regulation of public relations arising as a result of the realization by citizens of the constitutional right to work. The concept and mechanism of legal regulation of non-independent relations in the field of labor have been defined. Guided by the content of normative legal acts regulating wage labor, legal norms issued by the state and norms formulated at the local level, in particular, collective, individual and others have been studied. The theoretical basis of the study is in the provisions and conclusions contained in the works of Russian and foreign scientists: S. S. Alekseeva, D. A. Kerimov, N. M. Korshunov, V. M. Lebedev, R. Z. Livshits, A. M. Lushnikova, M. V. Lushnikova, V. V. Mamontov, I. A. Pokrovsky, V. A. Protsevsky, A. V. Shmatko, V. F. Yakovlev and others. The characteristic features of the complex method of legal regulation of labor and closely related social relations are highlighted. The scientific position on changes in the approach to determining the features of characteristic features in the regulation of social and labor relations has been further substantiated.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ДОСТИГАЕТСЯ НЕОБХОДИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ»

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022. Т. 24, № 2. С. 111-118. Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2022. Vol. 24, no. 2. Р. 111-118.

Научная статья УДК 349.23/24

https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-2/111-118

ПРАВОВЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ДОСТИГАЕТСЯ НЕОБХОДИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ*

Виктор Александрович Процевский1, Евгений Владимирович Горлов2, Сергей Андреевич Запорожец3

1 2 3 Севастопольский государственный университет, 299053, Россия, г. Севастополь, ул. Университетская, 33

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы правового регулирования общественных отношений, возникающих в результате реализации гражданами конституционного права на труд. Определены понятие и механизм правового регулирования несамостоятельных отношений в сфере труда. Руководствуясь содержанием нормативных правовых актов, регулирующих наёмный труд, авторы исследовали правовые нормы, издаваемые государством и нормы, формулируемые на локальном уровне, в частности, коллективные, индивидуальные и другие. Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы, содержащиеся в трудах российских и зарубежных учёных: С. С. Алексеева, Д. А. Керимова, Н. М. Коршунова, В. М. Лебедева, Р. З. Лившиц, А. М. Лушникова, М. В. Лушниковой, В. В. Мамонтова, И. А. Покровского, В. А. Процевского, А. В. Шмат-ко, В. Ф. Яковлева и др. Выделены характерные особенности комплексного метода правового регулирования трудовых и тесно с ними связанных социальных отношений. Получила дальнейшее обоснование научная позиция об изменениях в подходе к определению особенностей характерных признаков в регулировании социально-трудовых отношений.

Ключевые слова: труд, трудовые правоотношения, понятие правового регулирования, метод и предмет правового регулирования, механизм правового регулирования, трудовой договор, социально-партнёрские соглашения, субъекты трудовых правоотношений, социально-экономический интерес.

* © Процевский В. А., Горлов Е. В., Запорожец С. А., 2022

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН: экономика, политика, право ■ 2022 ■ Т. 24 ■ № 2 111

Для цитирования: Процевский В. А., Горлов Е. В., Запорожец С. А. Правовые предписания, с помощью которых достигается необходимое поведение субъектов трудовых правоотношений // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022. Т. 24, №. 2. С. 111-118. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-2/111-118

Original article

LEGAL REGULATIONS BY MEANS OF WHICH THE NECESSARY BEHAVIOR OF SUBJECTS OF LABOR RELATIONS IS ACHIEVED

Victor A. Protsevskiy1, Evgeniy V. Horlov2, Sergey A. Zaporozhets3

1 2 3 Sevastopol State University, 299053, Russia, Sevastopol, 33 Universitetskaya St.

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Abstract. The article deals with the issues of legal regulation of public relations arising as a result of the realization by citizens of the constitutional right to work. The concept and mechanism of legal regulation of non-independent relations in the field of labor have been defined. Guided by the content of normative legal acts regulating wage labor, legal norms issued by the state and norms formulated at the local level, in particular, collective, individual and others have been studied. The theoretical basis of the study is in the provisions and conclusions contained in the works of Russian and foreign scientists: S. S. Alekseeva, D. A. Kerimov, N. M. Korshunov, V. M. Lebedev, R. Z. Livshits, A. M. Lushnikova, M. V. Lushnikova, V. V. Mamontov, I. A. Pokrovsky, V. A. Protsev-sky, A. V. Shmatko, V. F. Yakovlev and others. The characteristic features of the complex method of legal regulation of labor and closely related social relations are highlighted. The scientific position on changes in the approach to determining the features of characteristic features in the regulation of social and labor relations has been further substantiated.

Keywords: labor, labor relations, the concept of legal regulation, method and subject of legal regulation, mechanism of legal regulation, employment contract, social partnership agreements, subjects of labor relations, socio-economic interest.

For citation: Protsevskiy V. A., Horlov Ye. V., Zaporozhets S. A. Legal regulations by means of which the necessary behavior of subjects of labor relations is achieved // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2022. Vol. 24, no 2. P. 111-118. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-2/111-118

Правовое регулирование общественных отношений, возникающих в результате реализации права граждан на труд в процессе трудовой деятельности, относится к элементам организации общественного труда. Через правовое регулирование происходит государственное воздействие на социально-трудовые отношения, направленные на обеспечение интересов человека, общества и государства. Правила поведения закреплены в нормах права, которые выстраивают модель соответствующего поведения участников общественных отношений и определяют необходимость такого поведения субъектов.

Реализация норм права означает влияние трудового законодательства на жизнь общества. Благодаря волевой, сознательной деятельности участников процесса труда возникают соответствующие правоотношения. Через осуществление прав и обязанностей субъектов трудового процесса достигается основная цель правового регулирования.

Сформулированное в правовом предписании нормы, правило поведения выполняет в результате свою социальную регулятивную функцию. Такая реализация обеспечивает переход содержания норм права в правомерное поведение, чем достигается необходимый социальный результат.

Исследование проблем регулирования трудовых правоотношений связано с определением способов поведения его субъектов с целью содействия росту производительности труда. В этом заключается одна из задач трудового права, раскрывающая социальное назначение этой отрасли права России.

Для того чтобы выполнить поставленную задачу, необходимо разобраться в категориях «возможность» и «действительность» (реальность). Содержание нормы права относится к категории «возможность», причём независимо от того, идёт речь о праве или обязанности, правовое предписание закрепляет общеобязательное правило поведения. Права до момента их реализации являются всего лишь возможностью лица. И только после реализации право становится действительностью. Выдающийся учёный Д. А. Керимов, который исследовал философию права, писал, что только подвижки, движение права от возможности к действительности, только претворение правовых норм в регулирование отношений оказывается назначением права, его действительностью [1, с. 352].

Следовательно, нормы трудового права представляют собой продукт деятельности государства, с помощью которого последнее выполняет в концентрированной форме конституционные функции, в том числе и обязанности государства, которые сформулированы и закреплены, в частности, в ст. ст. 2, 7, 30, 37, 39 и др. Конституции РФ [2].

Важно акцентировать внимание на форме выражения правового предписания ст. 2 Основного закона России: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина» [2]. Обратим внимание на то, что в конституционной норме прямого действия правовое предписание сформулировано и направлено не на «покровитель-

ство» гражданина, не на «поддержку» его, а на утверждение и обеспечение - как главная обязанность государства. Что касается правового статуса работников, то он реализуется через профессиональные союзы, относящиеся к специфическим организациям гражданского общества. Конституция РФ трансформировала право граждан на свободу объединения в общественные организации и облекла его правовую форму реализации их прав и свобод. Конечной целью последней является всестороннее и полное удовлетворение экономических, социальных, культурных интересов.

Конституция нашего государства сконцентрировала особое внимание на специфической общественной организации, какой являются профессиональные союзы. В ст. 30 Конституции РФ определено правовое положение этой общественной организации. Защита трудовых и социально-экономических прав граждан находится во главе угла деятельности профессиональных союзов. Членство в такой общественной организации зависит от применения труда граждан, связанных общими интересами, в соответствии с родом их профессиональной деятельности, для создания которой не требуется предварительного разрешения соответствующих государственных органов. Всевозможные ограничения членства в этой общественной организации могут быть установлены исключительно Конституцией или Федеральным законом РФ. Без сомнения, все эти конституционные положения имеют важное значение в отношении деятельности профессиональных союзов.

В соответствии с нормами ТК РФ род профессиональной деятельности определяется условиями трудового договора, сторонами которого являются работодатель и работник, при реализации последним конституционного права на труд. В то же время, после заключения трудового договора по факту членства в профессиональных союзах работники реализуют также своё конституционное право на защиту трудовых, социально-экономических интересов.

Права и свободы человека являются неотчуждаемыми и незыблемыми, а потому посягательства на них, независимо от того, от кого они исходят, запрещаются. Вот почему правовое регулирование обеспечивает надлежащее осуществление деятельности органов государственной власти, обеспечивающих необходимую охрану и защиту прав, свобод и законных интересов. Через функционирование механизма правового регулирования и достигается необходимый уровень организации общества, демократии и экономической свободы.

Посредством юридического факта правовая норма устанавливает необходимую модель поведения участников социально-трудовых отношений и обеспечивает соответствующую её реализацию. От этого элемента механизма правового регулирования общественных отношений зависит результативность правового реагирования. Создается юридическая возможность для закрепления фактов, влекущих возникновение, изменение и прекращение трудовых правоотношений. Правовая норма устанавливает жизненные обстоятельства, наличие которых запускает в действие

правовой механизм. Основанием при этом является не закон, а установленные на его основе юридические факты.

Эффективность правового регулирования зависит от конкретных конструкций правовых норм, благодаря которым и возникают правоотношения. Применение правовых норм к требованиям и потребностям общества обеспечивает эффективность действия механизма правового регулирования. Удовлетворение интересов участников правоотношений и наступление желаемого результата относят к основной цели механизма правового регулирования.

Механизм правового регулирования обладает своими определенными способами и средствами, которые обеспечивают достижение поставленной цели. Способами правового регулирования являются пути юридического воздействия, зафиксированные в юридических нормах и других элементах правовой системы. С. С. Алексеев, в свою очередь, выделил следующие основные способы правового регулирования «разрешение - предоставление субъектам права на собственные активные действия; запрет -возложение на лиц обязанности воздерживаться от осуществления определенных действий; положительное обязательство - возложение на лиц обязанности активного поведения (что-то сделать, передать, уплатить)» [3, с. 215-217].

Результативность метода правового регулирования в такой области права России, как трудовое, существенно зависит от предмета его регулирования - то есть от круга общественных отношений. Необходимо отметить неразрывную связь между методом правового регулирования и фактическими отношениями. По мнению В. М. Лебедева, «во-первых, надо учитывать возможные изменения в общественных отношениях, которые могут повлиять на содержание метода правового регулирования; во-вторых, эти изменения должны отражать рыночный характер использования работодателем наёмного труда» [4, с. 75].

Наука трудового права при рассмотрении этого вопроса указывает на необходимость сочетания централизованного и локального способов регулирования социально-трудовых отношений; участие трудовых коллективов и др.

Специфика поставленных целей требует определённых средств и способов правового воздействия на общественные трудовые отношения. И поэтому В. М. Лебедев обратил внимание на тот факт, что важен «метод трудового права как всё более распространённое в рыночных условиях хозяйствования коллективное и индивидуальное договорное определение юридического положения субъектов социально-трудовых отношений, ограничение императивных государственных стандартов наёмного труда, предусмотренных законодательством о труде» [5, с. 83].

Метод правового регулирования олицетворяет в себе более объёмную юридическую категорию. Норма права, юридический факт, договор, санкция, принципы, функции - важные юридические средства, способы, приёмы, различные по своей структуре, задачам, но сходные по своей природе и функциональному назначению.

В определении метода правового регулирования важное место отводится цели. По этому поводу Д. Керимов писал, что как без средств цель нереальна, невыполнима, так и при отсутствии цели существующие средства не помогут достичь соответствующего результата [5, с. 279].

Для определения предмета регулирования отношений соответствующей отрасли права государство устанавливает метод правового регулирования, путём которого оно желает достичь поставленной цели. Руководствуясь этой целью, определяются содержание и характер нормы права, регулирующей этот вид общественных отношений. Способ воздействия правовой нормы на волю людей позволяет достигнуть эффективность правового регулирования трудовых отношений, что обеспечивает развитие общественного производства. Сторонам отношений предоставлена через норму права определённая инициатива, а государство, в свою очередь, оказывает влияние на соответствующее поведение участников отношений.

А. М. Лушников, М. В. Лушникова определяют метод правового регулирования через социальное партнёрство, отмечая «двуединую роль государства в правовом регулировании трудовых отношений как законодателя и участника социального партнёрства в сфере труда» [6, с. 491-497]. Дополнительные аргументы в обосновании указанной точки зрения были изложены несколько позже другими учёными в области трудового права [7, 8, 9].

Необходимое сочетание в правовом механизме особенностей частных и публичных интересов обеспечивается благодаря уменьшению государственного влияния на коллективно-договорное и индивидуально-договорное регулирование, чем обеспечивается реализация принципа единства и дифференциации в социально-трудовых отношениях.

В настоящих условиях хозяйствования наблюдается тенденция к усилению децентрализованного правового регулирования, что объясняется правовой природой общественных трудовых отношений, которым присущ договорный порядок их регулирования. Правовые отношения внутреннего трудового распорядка соответствующего юридического лица также являются результатом договорных обязательств.

Стороны в трудовом праве находятся в партнёрских отношениях и действуют в пределах предоставленных им прав на всех стадиях срока действия коллективных договоров или соглашений. В том числе и подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка возможно только при достижении соглашения между сторонами трудового договора.

Государство лишь определяет основные принципы правового регулирования общественного труда. Это касается государственных гарантий: минимальной платы за труд, продолжительности рабочего времени, отпусков и др. Большая часть трудовых отношений относится к локальному правовому регулированию. Условия труда работников не могут ухудшаться в процессе их конкретизации в локальных нормативных актах.

Необходимость диалектического сочетания централизованного (публично-правового) и децентрализованного (частноправового) регулирования трудовых и тесно связанных с ними отношений определяет прогрессивные тенденции в разработке методов такой отрасли права России, как трудовое. Современное развитие норм трудового права частного или публичного характера должно осуществляться в направлении уменьшения роли централизованного регулирования в сторону более широкого применения индивидуально-договорного и коллективно-договорного регулирования общественных отношений, возникающих в сфере социального труда.

Список источников

1. Керимов Д. А. Философские проблемы права. М.: Мысль, 1972. 472 с.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.

3. Алексеев С. С. Общая теория права. 2-е изд. М.: Проспект, 2008. 565 с.

4. Лебедев В. М., Воронкова Е. Р., Мельникова В. Г. Современное трудовое право: (опыт трудоправового компаративизма). М.: Статут, 2007. 301 с.

5. Керимов Д. А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. [4-е изд.]. М.: Изд-во СГУ, 2008. 520 с.

6. Лушников А. М., Лушникова М. В. Курс трудового права. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Статут, 2009. 879 с.

7. Лазор Л. И. Метод трудового процессуального права: понятие, сущность, характерные особенности // Актуальные проблемы права: теория и практика. 2015. № 31. С. 8-16.

8. Потапова Н. Д. Об особенностях метода трудового права // Труд и социальные отношения. 2014. Т. 25, № 4. С. 96-100.

9. Процевский В. А. Частноправовое и публично-правовое регулирование социально-трудовых отношений: монография. Харьков: Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет, 2012. 332 с.

References

1. Kerimov D. A. Philosophical problems of law. Moscow: Mysl' Publ., 1972. 472 p. (In Russ.).

2. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12/12/1993 with amendments approved during the nationwide vote on 07/01/2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/. (In Russ.).

3. Alekseev S. S. General theory of law. 2nd ed. Moscow: Prospekt Publ., 2008. 565 p. (In Russ.).

4. Lebedev V. M., Voronkova E. R., Melnikova V. G. Modern labor law: (experience of labor law comparativeism). Moscow: Statut Publ., 2007. 301 p. (In Russ.).

5. Kerimov D. A. Methodology of law: subject, functions, problems of philosophy of law. 4th ed. Moscow: Publishing House of Modern Humanities University, 2008. 520 p. (In Russ.).

6. Lushnikov A. M., Lushnikova M. V. Course of labor law. Ed. 2nd, revised. and add. Moscow: Statut Publ., 2009. 879 p. (In Russ.).

7. Lazor L. I. Method of labor procedural law: concept, essence, characteristic features. Aktual'nye problemyprava: teoriya i praktika, 2015, no. 31, pp. 8-16. (In Russ.).

8. Potapova N. D. On the peculiarities of the labor law method. Trud i sotsial'nye otnosheniya, 2014, vol. 25, no. 4, pp. 96-100. (In Russ.).

9. Protsevsky V. A. Private law and public law regulation of social and labor relations: monograph. Kharkov: Kharkov National Automobile and Road University, 2012. 332 p. (In Russ.).

Информация об авторах

B. А. Процевский - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры трудового права Юридического института Севастопольского государственного университета, г. Севастополь, Россия.

Е. В. Горлов - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и административного права Юридического института Севастопольского государственного университета, г. Севастополь, Россия.

C. А. Запорожец - кандидат политических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Юридического института Севастопольского государственного университета, г. Севастополь, Россия.

Information about the authors

V. A. Protsevskiy - Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of "Labor Law" of the Law Institute, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia.

Ye. V. Horlov - Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of "Constitutional and Administrative Law", of the Law Institute Sevastopol State University, Sevastopol, Russia.

S. A. Zaporozhets - Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of "Constitutional and Administrative Law" of the Law Institute, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.