Научная статья на тему 'Правовые особенности привлечения к ответственности за оставление места дорожно-транспортного преступления'

Правовые особенности привлечения к ответственности за оставление места дорожно-транспортного преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
дорожно-транспортное происшествие / оставление места ДТП / статистические данные / дорожно-транспортный травматизм / транспортное средство / безопасность дорожного движения / traffic accident / leaving the scene of an accident / statistical data / road traffic injuries / vehicle / road safety

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Юрьевна Кузминова

В данной статье рассматриваются правовые основы и особенности привлечения к ответственности за оставление места дорожно-транспортного происшествия. В работе представлены статистические данные о дорожно-транспортном травматизме за период с января по декабрь 2020 года. В ходе исследования анализируется опыт привлечения к ответственности за указанное правонарушение в иностранных государствах, а также на территории России в различные исторические периоды. Сформулированные выводы, направленные на совершенствование действующего законодательства в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елена Юрьевна Кузминова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal features of bringing to responsibility for leaving the scene of a traffic crime

This article discusses the legal basis and features of bringing to responsibility for leaving the scene of a traffic accident. In addition, the paper presents statistical data on road traffic injuries for the period from January to December 2020, as well as for the first half of 2021. The study analyzes the experience of bringing to responsibility for this offense in foreign countries, as well as on the territory of Russia in various historical periods. The formulated conclusions are aimed at improving the current legislation in this area.

Текст научной работы на тему «Правовые особенности привлечения к ответственности за оставление места дорожно-транспортного преступления»

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

Государственная служба и кадры. 2021. № 4. С. 67 — 68. State service and personnel. 2021;(4):67 — 68. Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24411/2312-0444-2021-4-67-68

NIION: 2012-0061-04/21-012 MOSURED: 77/27-008-2021-04-212

Правовые особенности привлечения к ответственности за оставление места дорожно-транспортного преступления

Елена Юрьевна Кузминова

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орловская область,

Орел, Россия, ele-kuzminova@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются правовые основы и особенности привлечения к ответственности за оставление места дорожно-транспортного происшествия. В работе представлены статистические данные о дорожно-транспортном травматизме за период с января по декабрь 2020 года. В ходе исследования анализируется опыт привлечения к ответственности за указанное правонарушение в иностранных государствах, а также на территории России в различные исторические периоды. Сформулированные выводы, направленные на совершенствование действующего законодательства в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, оставление места ДТП, статистические данные, дорожно-транспортный травматизм, транспортное средство, безопасность дорожного движения.

Для цитирования: Кузминова Е.Ю. Правовые особенности привлечения к ответственности за оставление места дорожно-транспортного преступления // Государственная служба и кадры. 2021. № 4. С. 67—68. https://doi.org/ 10.24411/2312-0444-2021-4-67-68.

Original article

Legal features of bringing to responsibility for leaving the scene of a traffic crime

Elena Yu. Kuzminova

Oryol Law Institute of the Ministry of internal affairs of Russia

named after V.V. Lukyanov, Oryol Region, Orel, Russia, ele-kuzminova@yandex.ru

Abstract. This article discusses the legal basis and features of bringing to responsibility for leaving the scene of a traffic accident. In addition, the paper presents statistical data on road traffic injuries for the period from January to December 2020, as well as for the first half of 2021. The study analyzes the experience of bringing to responsibility for this offense in foreign countries, as well as on the territory of Russia in various historical periods. The formulated conclusions are aimed at improving the current legislation in this area.

Keywords: traffic accident, leaving the scene of an accident, statistical data, road traffic injuries, vehicle, road safety.

For citation: Kuzminova E.Yu. Legal features of bringing to responsibility for leaving the scene of a traffic crime // State service and personnel. 2021;(12):67—68. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2312-0444-2021-4-67-68.

Функционирование и совершенствование любого государства на современном этапе невозможно без развитой дорожно-транспортной инфраструктуры. В свою очередь, обеспечение безопасности работы последней является одной из приоритетных задач государственных органов и их должностных лиц. Безусловно, добиться полного отсутствия дорожно-транспортных происшествий (ДТП) по ряду причин невозможно, количество транспортных средств на душу населения со временем только

© Кузминова Е.Ю. М., 2021.

увеличивается; однако все доступные инструменты должны быть направлены на снижение количества ДТП и их последствий.

Так, в период с января по декабрь 2020 г. совершено 137 662 ДТП, в которых погибло 15 788 человек и еще 175 170 человек получили ранения различной степени тяжести. При этом остаются неутешительными цифры статистики, свидетельствующей об аварийности с участием водителей с признаками опьянения. В частности, за 2020 г. с участием водителей вышеуказанной категории совершено 18 583 ДТП, в которых погибло 4438 человек и 24 809 человек ранено [1].

№ 4/2021

Государственная служба и кадры

Желая избежать ответственности за свои действия, некоторые водители покидают место совершения ДТП, руководствуясь различными мотивами. Одни надеются, что их причастность к ДТП не будет установлена, другие пытаются скрыть состояние опьянения, третьи находят иное оправдание своим поступкам.

В советский период за оставление места ДТП предусматривалась административная ответственность, наказание включало штраф или лишение права управления транспортным средством [2].

В настоящее время за аналогичное нарушение предусмотрена ответственность ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, но так было не всегда.

До 2003 г. УК РФ содержал норму (ст. 265), предусматривающую уголовную ответственность за оставление места ДТП в случаях, если причинялся средний или тяжкий вред здоровью [3].

Неоднозначным остается и подход зарубежного законодателя в выборе наказаний для лиц, покидающих место ДТП.

Так, в США за подобное нарушение назначается штраф в размере от 1000 до 10 000 долл. и / или от 1 до 5 лет лишения свободы. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что размер вышеуказанных наказаний зависит от вредных последствий, наступивших в результате ДТП.

Схожа ответственность за оставление места ДТП и в Германии, где наказание представляет собой штраф или лишение свободы. При этом в случае, если пострадавшему или очевидцам сообщить свои данные, то оставление места ДТП не будет являться противоправным деянием. Не менее интересным представляется ситуация, когда в результате ДТП причиняется незначительный вред, тогда отсутствующего владельца транспорта ожидают в течение 60 минут, после чего виновник может покинуть место ДТП [4].

Проблема оставления места ДТП сопряжена не только с нарушением административного, а иногда и уголовного законодательства, но и с морально-нравственными ориентирами лиц, управляющих транспортным средством. Своевременное оказание помощи после ДТП нередко может спасти жизнь пострадавшему. Именно поэтому вопросы транспортной безопасности должны регулироваться не только государством, но и со-

провождаться соответствующей реакцией гражданского общества [5].

Список источников

1. Статистические данные ГУОБДД МВД России. Офиц. сайт Госавтоинспекции // URL: http:// stat.gibdd.ru/

2. Об административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения: Указ Президиума ВС СССР от 15.03.1983 № 8918-X (ред. от 06.02.1989) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_39570/

3. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960, ред. от 30.07.1996) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/

4. Лачин АА., Лачина ЕА. Уголовная ответственность за оставление места ДТП: история, современность и международный опыт // Ученые записки. 2018. № 2 (26). С. 90—93.

5. Трофимов В.Е. Некоторые особенности субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ // Современное общество и право. 2021. № 1 (50). С. 80—86.

References

1. Statistical data of the GUOBDD of the Ministry of internal affairs of Russia. Official website of the State Traffic Inspectorate // URL: http://stat .gibdd.ru/

2. On administrative responsibility for violation of traffic Rules: Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR of 15.03.1983 № 8918-X (ed. of 06.02.1989) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_39570/

3. The Criminal Code of the RSFSR (approved by the Supreme Council of the RSFSR 27.10.1960, ed. from 30.07.1996) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_39570/

4. Lachin AA., Lachina EA. Criminal liability for leaving the scene of an accident: history, modernity and international experience // Scientific notes. 2018. № 2 (26). Pp. 90—93.

5. Trofimov V.E. Some features of the subjective side of the crime under Article 264.1 of the Criminal Code of the Russian Federation // Modern Society and Law. 2021. № 1 (50). Pp. 80—86.

Информация об авторе

Кузминова Е.Ю. — старший преподаватель

Information about the author

Kuzminova E.Yu. — senior lecturer

Статья поступила в редакцию 21.09.2021; одобрена после рецензирования 08.11.2021; принята к публикации 14.11.2021.

The article was submitted 21.09.2021 ; approved after reviewing 08.11.2021 ; accepted for publication 14.11.2021.

№ 4/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.