Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗА ОСТАВЛЕНИЕ МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗА ОСТАВЛЕНИЕ МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ / САНКЦИЯ / ПРАВОВАЯ КОЛЛИЗИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / TRAFFIC ACCIDENT / CRIMINAL LIABILITY / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / STATE OF INTOXICATION / DRIVING / SANCTION / CONFLICT OF LAWS / INTERNATIONAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лачин Александр Александрович, Савельев Игорь Игоревич

Статья посвящена теме становления уголовной ответственности за оставление места ДТП, эволюции законодательства в этой сфере. Рассмотрена правовая коллизия, возникшая в правоприменительной практике. Автором приводится международный опыт, существующий в ряде стран, направленный на борьбу с оставлением места дорожно-транспортного происшествия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лачин Александр Александрович, Савельев Игорь Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF CRIMINAL LEGISLATION FOR LEAVING THE SCENE OF A TRAFFIC ACCIDENT

The article is devoted to the topic of the formation of criminal liability for leaving the place of an accident, the evolution of legislation in this area. The legal conflict arising in law enforcement practice is considered. The author presents the international experience existing in a number of countries aimed at combating the abandonment of the road accident

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗА ОСТАВЛЕНИЕ МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ»

УДК 343.614 ЛАЧИН Александр Александрович,

кандидат юридических наук, доцент, Владимирский филиал РАНХиГС e-mail: Alexlachin@mail.ru

САВЕЛЬЕВ Игорь Игоревич,

кандидат экономических наук, доцент, ВЮИ ФСИН России, ВлГУ e-mail: sii-33@mail.ru

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗА ОСТАВЛЕНИЕ МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО

ПРОИСШЕСТВИЯ

Аннотация: Статья посвящена теме становления уголовной ответственности за оставление места ДТП, эволюции законодательства в этой сфере. Рассмотрена правовая коллизия, возникшая в правоприменительной практике. Автором приводится международный опыт, существующий в ряде стран, направленный на борьбу с оставлением места дорожно-транспортного происшествия.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, уголовная ответственность, административная ответственность, состояние опьянения, управление транспортным средством, санкция, правовая коллизия, международный опыт.

LACHIN Alexander Alexandrovich,

PhD in Law, associate Professor, Vladimir branch of RANEPA

SAVELEV Igor Igorevich,

candidate of economic Sciences, associate Professor, VUI of the Federal penitentiary service of Russia,

Vladimir state University

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF CRIMINAL LEGISLATION FOR LEAVING THE SCENE OF A TRAFFIC ACCIDENT

Annotation. The article is devoted to the topic of the formation of criminal liability for leaving the place of an accident, the evolution of legislation in this area. The legal conflict arising in law enforcement practice is considered. The author presents the international experience existing in a number of countries aimed at combating the abandonment of the road accident.

Key words: traffic accident, criminal liability, administrative responsibility, state of intoxication, driving, sanction, conflict of laws, international experience

В последнее время участились случаи, когда водители оставляют место дорожного происшествия из-за боязни быть привлеченным к ответственности. Дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом является наибольшей неприятностью для водителя из тех, которые могут случиться с ним в дороге. Как известно, транспортное средство само по себе несёт повышенную опасность для общества, поскольку представляет технически сложное устройство, конструктивно предназначенное для перевозки

людей или грузов, которое может в себе содержать факт неисправности.

Особую опасность транспортное средство приобретает, когда в его управлении принимает участие лицо, находившееся в состояние опьянения, будь то алкогольное или наркотическое. Совокупность этих факторов может привести или способствовать возникновению дорожно-транспортного происшествия, с последствиями различной тяжести. Очень часто лицо, ставшее участником ДТП, в силу своего внутреннего состояния старается незамедлительно его поки-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

нуть с целью смягчения, а то и вовсе избегания наказания. Стоит отметить, что в последнем случае к водителю применяются более мягкие санкции. Между тем само по себе оставление места дорожно-транспортного происшествия является правонарушением. Возникает неправильная ситуация, когда совершение правонарушения позволяет водителю избежать более строгого уголовного наказания.

Только за последние 9 месяцев 2018 г., по данным ГИБДД, зарегистрировано 12 338 ДТП, когда автомобили скрывались с места происшествия. Еще 1724 водителя скрылись, бросив свои машины на месте аварии. Так же произошло 5093 ДТП с неустановленными автомобилями [1].

Оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, предполагает неблагоприятные последствия как для самого водителя, так и для других участников ДТП.

Данная проблема особо актуальна в современной России и требует решения в кратчайшие сроки. Так, согласно статистке за 2017 г. на дорогах Российской Федерации в ДТП погибло 19 тыс. чел., и большее количество из них погибло по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения [2].

Для нашего общества эту проблему нельзя назвать новой, но никогда она не стояла так остро, как сегодня.

Правовая система Советского Союза предусматривала меры ответственности и наказание за оставление места ДТП. Так, согласно ст. 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта 1983 г. № 8918-Х «Об административной ответственности за нарушение правил дорожного движения» предусматривалась юридическая ответственность.

За оставление места дорожно-транспортного происшествия водители подвергались штрафу в размере 30 руб. или лишались права управления транспортными средствами на срок от 3 до 6 мес. [3].

Уголовное законодательство РСФСР не содержало ответственности за оставление места ДТП. В УК РСФСР содержалась норма, содержащая ответственность за причинение тяжкого телесного повреждения или смерти в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 211 УК РСФСР).

Санкция статьи подразумевала наказание за это деяние в виде лишение свободы сроком до 10 лет с лишением права управлять транспорт-

ными средствами на срок до 5 лет или без такового. В случае когда действия виновного повлекли гибель нескольких лиц, то наказание предусматривало уже лишение свободы на срок от 3 до 15 лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до 5 лет или без такового [4].

Как видно из анализа статьи, санкция данной нормы была достаточно сурова и без учёта условия опьянения. Вероятно, это и было одним из условий эффективности данной нормы.

Законодательной новеллой УК РФ 1996 г. стало появление ст. 265, предусматривающей уголовную ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия. Данный состав был отнесён законодателем к преступлениям небольшой тяжести и предусматривал наказание в виде ограничения свободы на срок до 3 лет либо ареста на срок до 6 мес., либо лишения свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Уголовная ответственность наступала по ст. 265 УК РФ за оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, когда наступали последствия в виде причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека по неосторожности, смерти человека по неосторожности либо смерти двух или более лиц. Вышеуказанная норма действовала в УК РФ вплоть до 2003 г., когда, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» была исключена из УК РФ [5]. Видимо, законодатель решил, что имеет место конкуренция норм ст. 265 УК РФ и ст. 125 УК РФ - оставление в опасности. На наш взгляд, этот состав, являясь специальным, играл значительную предупредительную роль в системе автотранспортных составов преступлений.

Видимо, можно признать, что в части защиты граждан от автодорожных хулиганов за рулем государство не должно было идти по пути гуманизации.

В настоящее время в правовой системе России оставление места дорожно-транспортного происшествия является административным правонарушением и регламентировано п. 2 ст. 12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На наш взгляд, неоправданные меры по декриминализации ст. 264 УК РФ привели к правовой коллизии, которая проявилась на

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

практике. Суть её такова, что виновник ДТП в состоянии опьянения, причинивший человеку тяжкий вред здоровью или смерть, может существенно уменьшить себе наказание, а то и избежать его, просто уехав с места происшествия, а в суде заявить о своём абсолютно трезвом состоянии в момент происшедшего.

Так, в 2017 г. в Ивановской области произошло ДТП. Гражданин Ж. в состоянии алкогольного опьянения насмерть сбил двух человек и скрылся с места дорожно-транспортного происшествия. Почти год он скрывался, а затем добровольно пришёл в полицию и сдался. В судебном заседании подсудимый утверждал, что во время ДТП был трезв. Однако суд отнёсся к его доводам критически, поскольку принял во внимание показания свидетелей и потерпевших, видеозаписи и чеки из баров, где перед последней поездкой отдыхала компания с Ж., и другие улики.

Обвинительный приговор в отношении ^К. был им обжалован в установленном порядке. Верховный Суд РФ, основываясь на спорном примечании к ст. 264 УК РФ, признал доводы о неправомерном признании его пьяным заслуживающими внимания.

В итоге президиум Ивановского областного суда приостановил производство по делу и обратился в Конституционный Суд РФ. По его мнению, действующая норма не соответствует Конституции РФ, поскольку не позволяет признавать сбежавших с места ДТП водителей нетрезвыми по совокупности иных доказательств, как это обычно происходит в уголовном процессе.

Конституционный Суд РФ согласился с тем, что оспариваемая норма не предусматривает возможности признания пьяным водителя, если он скрылся с места ДТП [6].

Данное обстоятельство, по мнению Суда, ставит этого гражданина в более выгодное положение по сравнению с водителями, оставшимися на месте аварии, что противоречит конституционным принципам равенства и справедливости. Именно поэтому всецело поддерживаем инициативу Конституционного Суда РФ о пересмотре законодательных норм, регламентирующих порядок и условия привлечения к ответственности водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

В настоящее время законодатель работает над новой законодательной конструкцией. На наш взгляд, существует несколько вариантов разрешения сложившейся правовой коллизии: вернуть в Уголовный кодекс РФ ст. 265 либо внести изменения в примечание к ст. 264 УК РФ с учетом мнения Конституционного Суда РФ.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

Министерством внутренних дел РФ подготовлен пакет изменений в действующее уголовное законодательство, которым устанавливается уголовная ответственность за оставление места ДТП водителями. По новому законопроекту санкции статьи будут распространяться только на ДТП, повлекшие тяжкие последствия и смерть участников дорожного движения [7].

При этом новые статьи в уголовный закон не будут введены. Поправки будут внесены в пункты ст. 264 УК РФ, предусматривающие ответственность за ДТП в нетрезвом виде. Предлагается приравнять скрытие виновного водителя с места ДТП с жертвами или тяжкими травмами по тяжести наказания к «пьяным» ДТП с аналогичными последствиями. В настоящее время водитель, оставивший место ДТП после наезда на пешехода с причинением последнему тяжкого вреда здоровью, согласно санкции статьи рискует получить лишение свободы сроком до 2 лет по ч. 1 ст. 264 УК РФ (или ограничение свободы, или принудительные работы до 3 лет). При этом водитель дополнительно будет привлечен по п. 2 ст. 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП с лишением прав от года до полутора лет либо осуждением к аресту до 15 суток. С учетом поправок, предлагаемых МВД России, водитель, сбивший пешехода, будет привлекаться уже по ч. 2 ст. 264 УК РФ, предусматривающей санкцию до 4 лет лишения свободы.

Вместе с тем изучение законодательства других стран с гораздо более высоким уровнем безопасности дорожного движения показывает, что в них уголовно-правовые санкции в сфере безопасности дорожного движения применяются более широко.

В частности, в соответствии с уголовным законодательством Великобритании, Дании, Норвегии, США, Японии уголовная ответственность наступает не только за причинение тяжкого вреда здоровью или смерти потерпевшего, но и за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. При этом в зависимости от уровня алкоголя в крови виновного в Норвегии водитель может быть приговорен либо к условному сроку заключения, либо к реальному лишению свободы. Еще одним деянием, совершение которого в ряде стран влечет наступление уголовной ответственности в виде лишения свободы, является оставление места ДТП и неоказание помощи пострадавшему. При этом сроки лишения свободы за данную группу преступлений за рубежом отличаются разнообразием - от нескольких дней (часов) в США до 5 лет в Японии [8].

В США громоздкая формулировка «оставление места ДТП» имеет простое название

and-run (дословно - «ударить и убежать»), именно в таком виде она присутствует во многих штатах. Оставление места ДТП в США карается довольно строго: штрафом $1000-10000 и/или от 1 года до 5 лет тюрьмы. Что принципиально важно, размер штрафа и срок тюремного заключения напрямую зависят от того, какие последствия вызвала авария [9].

Ответственность за незаконное оставление места ДТП в Германии предусмотрено § 142 StGB (УК ФРГ) и подразумевает собой лишение свободы сроком до 3 лет или денежным штрафом. Следует отметить важный момент, если оставить личные данные о себе владельцу пострадавшего автомобиля или позволить свидетелям и очевидцам зафиксировать автомобиль и свои данные, то покидание места ДТП не будет являться незаконным. А если ущерб от ДТП незначительный, то в течение 60 мин. необходимо дождаться владельца автомобиля, но по истечению этого времени виновник ДТП имеет право покинуть место происшествия. Причинение смерти при ДТП немецкие суды рассматривают как причинение смерти по неосторожности или как умышленное убийство [10].

Таким образом, считаем, что современное российское уголовное законодательство нуждается в совершенствовании.

Предлагаем ввести в уголовное законодательство новую редакцию ст. 265.1 УК РФ «Оставление места дорожно-транспортного происшествия» и изложить ее в следующей редакции:

«1. Оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -наказывается принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

2. Деяние, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок от 1 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожно-

сти смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок от 4 до 9 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет».

Список литературы:

[1] Водителей, скрывшихся с места ДТП, приравняют к пьяным. URL: http^/первоу-ральск.рф/news/692/53390/

[2] Показатели состояния безопасности дорожного движения. URL: http://stat.gibdd.ru

[3] Об административной ответственности за нарушение правил дорожного движения: Указ Президиума ВС СССР от 15.03.1983 г. № 8918-X (в ред. от 06.02.1989 г.) // СПС «Кон-сультантПлюс».

[4] Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960 г.) (в ред. от 30.07.1996 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

[5] О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ (в ред. от 07.12.2011 г.) // Росс. газ. 2003. № 252.

[6] В Уголовный кодекс могут вернуть статью за оставление места ДТП. URL: http://www. vedomosti.ru/politics/

articles/2018/04/26/767911-ugolovnii-kodeks-dtp; МВД готовит уголовную ответственность за оставление места ДТП. URL: http://1dtphelp.ru/ novosti/mvd-gotovit-ugolovnuyu-otvetstvennost-za-ostavlenie-mesta-dtp/

[7] Ответственность за нарушение правил дорожного движения: обзорная информация. М.: НИЦ ГАИ МВД России, 1997. Вып. 6.

[8] За что сажают в Америке и отпускают в России? URL: http://www.kolesa.ru/article/ za-chto-shtrafuyut-v-ssha-i-ne-shtrafuyut-v-rossii-1-2014-04-10

[9] Оставление места ДТП - наказание в 2018 году. URL: http://ostavlenie-mesta-dtp. com/uehal/

Spisok literatury:

[1] Voditelej, skryvshihsya s mesta DTP, priravnyayut k p'yanym. URL: http:// pervoural'sk.rf/news/692/53390/

[2] Pokazateli sostoyaniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya. URL: http://stat.gibdd. ru

[3] Ob administrativnoj otvetstvennosti za narushenie pravil dorozhnogo dvizheniya: Ukaz Prezidiuma VS SSSR ot 15.03.1983 g. № 8918-X (v red. ot 06.02.1989g.) // SPS «Konsul'tantPlyus».

[4] Ugolovnyj kodeks RSFSR (utv. VS RSFSR 27.10.1960 g.) (v red. ot 30.07.1996 g.) // SPS «Konsul'tantPlyus».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

[5] О vnesenii izmenenij i dopolnenij V Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon 08.12.2003 g. № 162-FZ (V red. 07.12.2011 g.) // Ross. gaz. 2003. № 252.

[6] V Ugolovnyj kodeks mogut vernut' stat'yu za ostavlenie mesta DTP. URL: http:// www.vedomosti.ru/politics /

articles/2018/04/26/767911-ugolovшi-kodeks-dtp; MVD goto-vit ugolovnuyu otvetstvennost' za ostavlenie mesta DTP. URL: http://1dtphelp.ru/ novosti/mvd-gotovit-ugolovnuyu-otvetstvennost-za-ostavlenie-mesta-dtp/

[7] Otvetstvennost' za narushenie pravil dorozhnogo dvizheniya: obzornaya informaciya. М.: NIC GAI MVD Rossii, 1997. Vyp. 6.

[8] Za chto sazhayut V Атепке i otpuskayut V Rossii? URL: http://www.kolesa.ru/article/ za-chto-shtrafuyut-v-ssha-i-ne-shtrafuyut-v-rossii-1-2014-04-10

[9] Ostavlenie mesta DTP - nakazanie V 2018 godu. URL: http://ostaVlenie-mesta-dtp.com/ uehal/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.