Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО АРЕСТА ВОДИТЕЛЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ОСТАВИВШЕМУ МЕСТО ДТП'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО АРЕСТА ВОДИТЕЛЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ОСТАВИВШЕМУ МЕСТО ДТП Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административное наказание / административный арест / КОАП РФ / лишение права управления транспортными средствами / ДТП / administrative punishment / administrative arrest / Administrative Code of the Russian Federation / deprivation of the right to drive a vehicle / road accident

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николай Викторович Румянцев, Максим Борисович Кузнецов

Рассматриваются вопросы применения мер административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Анализируется судебная практика по применению мер административной ответственности за оставление места дорожно-транспортного происшествия. Предлагается авторское определение «неумышленного оставления дорожно-транспортного происшествия», которое позволит решить ряд вопросов, связанных с привлечением к ответственности лиц, в действиях которых отсутствует объективная сторона анализируемого правонарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECTS OF THE IMPOSITION OF PUNISHMENT IN THE FORM OF ADMINISTRATIVE ARREST TO THE DRIVER OF A VEHICLE THAT LEFT THE SCENE OF AN ACCIDENT

The issues of application of administrative punishment measures for the commission of an offense under p. 2 of art. 12.27 of the Administrative Code of the Russian Federation. Judicial practice on the application of measures of administrative responsibility for leaving the scene of a traffic accident is being analyzed. The author's definition of «unintentional abandonment of a traffic accident» is proposed, which will solve a number of issues related to the prosecution of persons whose actions lack an objective side of the analysed offense.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО АРЕСТА ВОДИТЕЛЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ОСТАВИВШЕМУ МЕСТО ДТП»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24412/2073-0454-2021 -3-281-285 © Н.В. Румянцев, М.Б. Кузнецов, 2021

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО АРЕСТА ВОДИТЕЛЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ОСТАВИВШЕМУ МЕСТО ДТП

Николай Викторович Румянцев, профессор кафедры административного права, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: rumyantsevn.v@ya.ru

Максим Борисович Кузнецов, преподаватель-методист ОПУП ООУП управления учебно-методической работы Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: m.borisovich@hotmail.com

Аннотация. Рассматриваются вопросы применения мер административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Анализируется судебная практика по применению мер административной ответственности за оставление места дорожно-транспортного происшествия. Предлагается авторское определение «неумышленного оставления дорожно-транспортного происшествия», которое позволит решить ряд вопросов, связанных с привлечением к ответственности лиц, в действиях которых отсутствует объективная сторона анализируемого правонарушения.

Ключевые слова: административное наказание, административный арест, КОАП РФ, лишение права управления транспортными средствами, ДТП.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECTS OF THE IMPOSITION OF PUNISHMENT IN THE FORM OF ADMINISTRATIVE ARREST TO THE DRIVER OF A VEHICLE THAT LEFT THE SCENE OF AN ACCIDENT

Nikolay V. Rumyantsev, Professor of the Department of Administrative Law, Chief Researcher of the Federal State Institution Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Doctor of Legal Sciences,Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: rumyantsevn.v@ya.ru

Maxim B. Kuznetsov, Teacher-Methodist of the OPUP OOUP of the Department of Educational and Methodical Work Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: m.borisovich@hotmail.com

Abstract. The issues of application of administrative punishment measures for the commission of an offense under p. 2 of art. 12.27 of the Administrative Code of the Russian Federation. Judicial practice on the application of measures of administrative responsibility for leaving the scene of a traffic accident is being analyzed. The author's definition of «unintentional abandonment of a traffic accident» is proposed, which will solve a number of issues related to the prosecution of persons whose actions lack an objective side of the analysed offense.

Keywords: administrative punishment, administrative arrest, Administrative Code of the Russian Federation, deprivation of the right to drive a vehicle, road accident.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Румянцев Н.В., Кузнецов М.Б. Административно-правовые аспекты назначения наказания в виде административного ареста водителю транспортного средства, оставившему место ДТП. Вестник Московского университета МВД России. 2021 ;(3):281—285.

Вопросы безопасности дорожного движения остаются одним из приоритетных направлений государственного регулирования, что обусловлено большим числом происшествий с участием транспортных средств, в которых причиняется вред имуществу, получают травмы и гибнут люди [2, с. 71-76]. Их решение в рассматриваемой сфере общественных отношений требует комплексного использования мер убеж-

дения и принуждения, применяемых к нарушителям запретов, установленных Правилами дорожного движения (далее — ПДД)1. Ответственность участников

1 Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 31 декабря 2020 г.) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») // СПС «КонсультантПлюс».

дорожного движения за невыполнение требований ПДД предусмотрена нормами гл. 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ)2. В указанной главе рассматриваются правонарушения в области безопасности дорожного движения, в том числе — оставление места дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП) его участником. При отсутствии обстоятельств, влекущих уголовную ответственность, таких как гибель людей или причинение тяжкого вреда, наказание за данное деяние предусмотрено ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Необходимость детального изучения данной нормы обосновывается наличием двух альтернативных санкций, применяемых судьями: с одной стороны, — это административный арест на срок до 15 суток, а с другой, — лишение специального права на управление транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет.

Оба вида административного воздействия сопряжены с существенными правоограничениями, а их применение обусловлено необходимостью противодействия нарушителям, допускающим совершение столь серьезного деяния. Предусмотренная строгость указанных мер ответственности обусловлена необходимыми для административного наказания свойствами — предупредительной и профилактической направленностью административного наказания [1].

При анализе судебной статистики назначения обозначенных санкций судами общей юрисдикции за правонарушение, закрепленное в рассматриваемой статье, наблюдается увеличение числа назначения судами наказаний в виде административного ареста, несмотря на значительное снижение количества правонарушений, связанных с оставлением места ДТП за последние три года. Например, согласно статистике Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации за оставление водителем транспортного средства места ДТП, участником которого он стал, в 2018 г.3 вынесено 29 945 судебных решений о назначении административного ареста и 27 497 о применении к правонарушителю лишения специального права, за 2019 г.4 — 28 388 решений о назначении административного ареста и 26 454 решения о лишении специального права, а за I полугодие 2020 г.5 судом назначено 12 321 наказание в виде административного ареста и 11 314 в виде лишения специального права; т.е., за анализируемый период больше назначено наказаний, связанных с времен-

ным легитимным правоограничением личной свободы — административным арестом. Средняя продолжительность ареста, назначаемого судом, составляет 3-5 суток. Относительно непродолжительный срок ограничения свободы, применяемый к правонарушителям, делает данный вид наказания более «выгодным» по сравнению с лишением специального права до полутора лет, в особенности для водителей, ежедневно вовлеченных в дорожное движение, использующих транспорт для осуществления трудовой деятельности. Полагаем, что административному аресту следует подвергать наиболее злостных нарушителей правопорядка [4]. Участник ДТП, не имеющий или лишенный водительского удостоверения, пытающийся оставить место происшествия, является злостным правонарушителем и наказание в таких ситуациях должно быть достаточно строгим. В связи с этим, предлагается закрепление правовой позиции в соответствии с которой назначение наказания в виде административного ареста будет уместным для водителей, совершивших рассматриваемое правонарушение при отсутствии у них водительского удостоверения, а в отношении водителей, имеющих таковое, логичнее применять наказание в виде лишения специального права.

Анализ материалов дел о рассматриваемых административных правонарушениях позволяет выделить следующие основные причины оставления места ДТП водителями транспортных средств:

1) нежелание нести административную ответственностью за нарушение ПДД;

2) нахождение водителя в состоянии опьянения;

3) отсутствие необходимого времени для процессуального оформления ДТП;

4) управление автомобилем водителем, лишенным права управления транспортными средствами;

5) нежелание возмещать материальный ущерб.

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

3 Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях (№ 1-АП) за

2018 г. // URL://http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4891

4 Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях (№ 1-АП) за

2019 г. // URL://http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5258

5 Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях (№ 1-АП) за I полугодие 2020 г. // URL://http://www.cdep.ru/index.php?id=-79&кет=5461

Несомненно, что наибольшую опасность для рассматриваемой сферы общественных отношений представляют нетрезвые участники дорожного движения. Сознательно оставляя место происшествия, находящиеся в состоянии опьянения водители пытаются избежать более серьезного наказания, предусмотренного ст. 12.8 КоАП РФ, заключающегося в наложении на водителя административного штрафа с обязательным лишением специального права на срок до двух лет. По этой причине водителю в состоянии опьянения выгоднее умышленно покинуть место ДТП и дождаться вытрезвления, что, в свою очередь, позволит избежать обязательного назначения административного наказания в виде лишения права на управление транспортными средствами.

Сложившаяся ситуация, по мнению ряда ученых и правоприменителей, негативно отражается на степени превентивного воздействия, существующего деликтного законодательства и способствует росту числа ДТП с участием водителей, находящихся в состоянии опьянения6. В этой связи, в целях соотнесения административно-правовых санкций с реальной степенью общественной опасности рассматриваемой категории деяний, видится разумным уравнение срока лишения специального права в ч. 2 ст. 12.27 со сроком, закрепленным в ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.

Необходимо отметить, что водитель транспортного средства, совершивший ДТП в состоянии опьянения и оставивший место происшествия, получает еще одно преимущество по сравнению с водителем, выполнившим свои обязанности, предусмотренные ПДД. В случаях совершения водителем правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, срок давности привлечения его к ответственности составляет один год, в то время как водителю, оставившему место ДТП, наказание может быть назначено не позднее трех месяцев со дня нарушения рассматриваемого запрета. В силу отмеченных причин, действующее административно-деликтное законодательство ставит водителя, выполнившего обязанности на месте ДТП, в неравные условия с водителем транспортного средства, который оставил место происшествия. В целях устранения условий, создающих преимущественное положение скрывшимся с места ДТП водителям, представляется необходимым и логичным рассмотрение вопроса об увеличении срока давности привлечения к ответ-

ственности за правонарушение, указанное в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ до шести месяцев.

Отметим, что стать субъектом, рассматриваемого правонарушения, можно не только умышленно скрывшись с места ДТП (например, с целью ожидания истечения срока давности привлечения к юридической ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ). Более того, к ответственности за рассматриваемое правонарушение может быть привлечено как виновное лицо, так и пострадавшее, если последнее оставило место происшествия, не оформив ДТП в установленном ПДД порядке.

Следует учесть, что водитель может покинуть место ДТП в виду своей неосведомленности о факте участия в нем. Это может быть следствием специфики транспортного средства или обстоятельств, касающихся места ДТП (например, высокий уровень шума), когда сделать безусловный вывод о виновности лица не предоставляется возможным. Подобные ситуации не редкость, в связи с чем, депутатами Государственной Думы в 2019 г. был подготовлен и внесен законопроект7, направленный на смягчение ответственности водителей, оставивших место ДТП. Парламентарии, в качестве обоснования необходимости смягчения ответственности, отметили указанные ранее ситуации, допуская, что водитель транспортного средства, покидая место происшествия, не знал о совершении им ДТП. В качестве смягчений предлагалось введение альтернативной санкции в виде штрафа и исключение минимального срока лишения специального права. На наш взгляд, позиция, предусмотренная в указанном законопроекте, противоречит положениям ст. 1.5 КоАП РФ, в силу которых лицо должно нести ответственность только за те правонарушения, в отношении которых будет установлена его вина. Выбор административного штрафа в качестве менее строгого наказания, в данной ситуации, не окажет необходимого воздействия на сознание правонарушителей и, тем самым, не позволит реализовать его превентивную функцию [3]. Также необходимо отметить, что, в соответствии

6 Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в уголовный кодекс Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

7 Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 3.5 и 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «КонсультантПлюс».

с позицией Верховного суда8, субъективная сторона состава административного правонарушения, обозначенного в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, выражается в умышленной форме вины. При реализации предложенного законопроекта, достижение заявленной цели является маловероятным, так как при отсутствии умысла со стороны водителя не будет и субъективной стороны состава рассматриваемого правонарушения. В связи с этим рассмотрение подобных дел должно основываться на всестороннем изучении обстоятельств ДТП, характере механических повреждений и показаниях свидетелей. При отсутствии законодательно закрепленного определения, рассматриваемые ситуации следует считать «неумышленным оставлением места ДТП». Отметим, что отсутствие подобного понятия в законодательстве может быть использовано и правонарушителями, скрывшимися с места дорожно-транспортного происшествия намеренно. Умышленно покинувший место ДТП водитель может попытаться оправдать свои действия невнимательностью, либо тем, что не заметил происшествия. На наш взгляд, законодательное закрепление подобного определения позволит решить данные вопросы. Предлагается закрепить понятие «неумышленное оставление места ДТП» и использовать его в следующем виде: оставление места дорожно-транспортного происшествия водителем транспортного средства, в результате которого незначительно повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной малозначительный материальный ущерб, в силу неосведомленности о наступлении указанных последствий или при действии водителя в состоянии крайней необходимости.

Анализируя объективную сторону рассматриваемого правонарушения, необходимо обозначить и ситуации, когда участник имеет право покинуть место ДТП. В соответствии с п. 2.6 ПДД, участникам ДТП разрешается покинуть место происшествия при:

1) составлении двумя участниками европротокола;

2) отсутствии спора об обстоятельствах происшествия и в случаях, когда участники происшествия, составив схему дорожно-транспортного происшествия, направились к ближайшему посту ДПС;

3) необходимости освободить проезжую часть от поврежденного транспортного средства или отдельных его фрагментов, предварительно зафиксировав все обстоятельства происшествия.

Отдельно следует отметить, что виновник ДТП может временно оставить место дорожно-транспортного происшествия при необходимости перевозки пострадавшего в медицинское учреждение, но только если нет попутного транспорта, а скорая помощь задерживается. При этом в медицинском учреждении водитель обязан оставить свои данные, включая государственный номер транспортного средства, после чего вернуться к месту аварии и дождаться прибытия сотрудников ДПС. Отдельные авторы отмечают, что, закрепляя в ПДД РФ обязанности водителей, ставших участниками ДТП, законодатель допускает использование не в полной мере точных формулировок. Например, как отмечалось выше, в экстренных случаях ПДД предусматривают право водителя доставить пострадавших на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, что противоречит обязанности водителя, связанной с запретом покидать место ДТП и ожидать прибытия сотрудников ДПС [2, с. 71-76]. Уточнение подобных исключений в запрете, по нашему мнению, позволит исключить подобные расхождения, что, в свою очередь, в экстренных ситуациях даст возможность добросовестным водителям незамедлительно доставить пострадавших в медицинскую организацию.

Таким образом, рассмотрев ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, отметим, что подход к применению мер административного наказания при рассмотрении каждого случая оставления места дорожно-транспортного происшествия должен учитывать все обстоятельства происшествия. Вопрос виновности всегда зависит от представленных доказательств, процесса административного расследования, объективного и всестороннего рассмотрения дела судьей, что особенно важно при наличии столь строгих мер наказания, как административный арест или лишение специального права. Важную роль в осуществлении правосудия имеет факт определения наличия умысла в действиях водителя при оставлении места правонарушения. Так, в силу отсутствия законодательного определения «неумышленного оставления места ДТП» у добросовестных водителей создаются трудности при

8 Постановление Пленума ВС РФ от 25 июня 2019 г. № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // URL://https://www.-vsrf.ru/documents/own/28033/

отстаивании своих прав, в то время как недобросовестные водители нередко пытаются заявить о неумышленном оставлении места происшествия с целью избежать ответственности. Предложенное в статье определение «неумышленное оставление места ДТП» позволит судам при рассмотрении административных дел, связанных с оставлением места ДТП, руководствоваться установленными критериями для освобождения от ответственности лиц, в действиях которых отсутствует объективная сторона правонарушения.

Литература

1. Васильев В.Н. Административный арест как мера административного наказания: Дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005.

2. Здольник А.В., Журавлев В.В. О некоторых вопросах реализации прав и обязанностей участников дорожного движения при возникновении дорожно-транспортных происшествий: Сб. мат. недели Рос. науки в Рязанском филиале Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Рязань, 2019. С. 71-76.

3. Лукьянова Г.В. Административный штраф как вид административных наказаний (по материа-

лам ОВД ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2007.

4. Тархов А.В. Административные наказания, ограничивающие личную свободу: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

References

1. Vasil'yev V.N. Administrativnyy arest kak mera administrativnogo nakazaniya: Diss. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2005.

2. Zdol'nik A. V., Zhuravlev V.V. O nekotorykh voprosakh realizatsii prav i obyazannostey uchastni-kov dorozhnogo dvizheniya pri vozniknovenii do-rozhno-transportnykh proisshestviy: Sb. mat. nedeli Ros. nauki v Ryazanskom filiale Moskovskogo univer-siteta MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya. Ryazan', 2019. S. 71-76.

3. Luk'yanova G.V. Administrativnyy shtraf kak vid administrativnykh nakazaniy (po materialam OVD GUVD Sankt-Peterburga i Leningradskoy oblasti: Diss. ... kand. yurid. nauk. SPb., 2007.

4. Tarkhov A.V. Administrativnyye nakazaniya, ogranichivayushchiye lichnuyu svobodu: Diss. ... kand. yurid. nauk. M., 2004.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИИ

7-е изд., перераб. и доп. Учебник. 744 с. Гриф МО РФ Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» Гриф НИИ образования и науки (Серия «Dura lex, sed lex») Под ред. В.Я. Кикотя, Н.В. Румянцева

В учебнике предложено оригинальное видение предмета административного права, механизма административно-правового регулирования общественных отношений, во многом отличающееся от стереотипов, сложившихся в административно-правовой науке в течение многих десятилетий. Особое внимание уделено таким малоизученным вопросам административного права, как особенности административно-правового статуса организаций (в том числе государственных учреждений, должностных лиц), основы правоохранительной службы, административно-правовые действия, методы осуществления административной деятельности, основы теории административно-публичного обеспечения безопасности.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.