Научная статья на тему 'Правовые особенности политики правительства Екатерины II в отношении еврейского населения Российской империи во второй половине XVIII века'

Правовые особенности политики правительства Екатерины II в отношении еврейского населения Российской империи во второй половине XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1641
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Егоров Вадим Валерьевич

В статье рассматриваются особенности политики правительства Екатерины II в отношении еврейского населения Российской империи во второй половине XVIII века. Говорится о присоединении к России территории Речи Посполитой, повлекшем существенное увеличение еврейского населения. Отдельно изучается вопрос возникновения черты еврейской оседлости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые особенности политики правительства Екатерины II в отношении еврейского населения Российской империи во второй половине XVIII века»

трибунй молодого ученого

В.В. Егоров

Егоров Вадим Валерьевич — аспирант кафедры теории и истории государства и права Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

E-mail: vadimego@gmail.com

Правовые особенности политики правительства Екатерины II в отношении еврейского населения Российской империи во второй половине XVIII века

В статье рассматриваются особенности политики правительства Екатерины II в отношении еврейского населения Российской империи во второй половине XVIII века. Говорится о присоединении к России территории Речи Посполитой, повлекшем существенное увеличение еврейского населения. Отдельно изучается вопрос возникновения черты еврейской оседлости.

In this paper we study the features of the Government’s policy of Catherine II against the Jewish population of the Russian Empire in the second half of XVIII century. It is said to j oin the Russian territory of Poland, which resulted in a significant increase in the Jewish population. Separately, we study the problem of the features of Jewish Settlement.

Вторая половина XVIII века охарактеризовалась двоякой политикой правительства Екатерины II в отношении евреев. 4 декабря 1762 года был издан Манифест «О позволении иностранцам, кроме жидов, выходить и селиться в России и о свободном возвращении в свое Отечество русских людей, бежавших за границу»1. В соответствии с данным Манифестом в Россию допускались на постоянное жительство иностранцы, «кроме жидов», а также было «дозволено вернуться всем до того бежавшим из своего Отечества подданным». По мнению Д.Д. Клиера, императрица не допустила евреев в Россию в угоду общественным настроениям2.

22 июля 1763 года был издан Манифест «О дозволении всем иностранцам, в Россию взъезжающим, поселяться в которых губерниях, где они пожелают и о дарованных им правах»3. В данном законодательном акте не было ограничений для лиц еврейской национальности.

Важные события происходили в Речи Посполитой. Начиная с середины XVIII века вследствие фактического поражения поляков в Северной войне (1700—1721), многолетних внутренних смут и вызванных ими политических кризисов страна находилась в упадке. В 1764 году королем Польши под давлением русской дипломатии был избран Станислав Август Понятовский (1732—1778). Фактически над Польшей устанавливается русский протекторат. Чрезвычайно влиятельное в Польше католическое духовенство подталкивало правительство к притеснению православной церкви и православных подданных. В 1762 году присутствовавший на коронации Екатерины II епископ Могилевский Георгий (Конисский) в речи перед императрицей рассказал об ущемлении православных в Польше и

просил за них заступиться. С другой стороны, прусское правительство, недовольное притеснением протестантов в Польше, предложило России разделить Польшу4. 19 февраля 1772 года в Вене была подписана Конвенция о первом разделе Речи Посполитой между Российской империей, Австрийской империей и Прусским королевством. В соответствии с ней Россия получила территории в Прибалтике: Ливонию и Задвинское герцогство, часть современной территории Беларусии до Двины, Дру-ти и Днепра, включая районы Витебска, Полоцка и Мстиславля. Под власть российской короны перешли территории площадью 92 тыс. км с населением 1 млн 300 тысяч человек5. Евреев было примерно 50 тысяч человек6.

Конвенция отразилась на внутреннем законодательстве Российской империи в виде Именного указа от 16 августа 1772 года «О принятии по Российскую Державу уступленных от Польши провинций, о назначении жителям срока для принятия присяги, о постановлении столбовым новых границ, о сборах в казну всех публичных доходов, и о произвождении суда и расправы в настоящих судебных местах по тамошним правам и обычаям»7.

В официальном плакате к Указу провозглашалось: «Всем новым подданным, а теперь любезным согражданам, Величественная государыня изволит не только подтверждать при совершенной и неограниченной свободе в публичном отправлении веры, также и при записи каждого владения имуществом, но и совершенно под державою своей усыновляя, наградить их в полной мере и без всякого изъятия всеми теми правами, вольностями и преимуществами, какими пользуются ее древние подданные, что каждое состояние из жителей присоединенных земель вступает с самого сего дня

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2012, № 20

109

Егоров В.В. Правовые особенности политики правительства Екатерины II в отношении еврейского населения Российской империи во второй половине XVIII века

Егоров В.В. Правовые особенности политики правительства Екатерины II в отношении еврейского населения Российской империи во второй половине XVIII века

во все оному свойственные выгоды по всему пространству империи Российской».

В 1790 году Московское купечество обратилось к Московскому главнокомандующему князю А.А. Прозоровскому с жалобой на евреев, которые якобы продавали москвичам контрабандный товар по низким ценам8. По мнению В.П. Желтовой, московские купцы просто не желали конкурировать с евреями9. По нашему мнению, они опасались конкуренции с маститыми соперниками. Параллельно евреи обратились к императрице с жалобой на то, что их перестали записывать в Московское и Смоленское купечество. Обе жалобы рассматривались Советом государыни — высшим совещательным и распорядительным органом с участием Екатерины II и главных чиновников, решавшим некоторые важнейшие вопросы государственной политики.

23 декабря 1791 года появился Указ, оформивший пресловутую черту оседлости — границу территории, за пределами которой не разрешалось проживание евреям, исповедующим иудаизм. Он гласил: «Рассматривая с одной стороны прошения поданные от евреев, касательно ни записи их в Московское и Смоленское купечество, а с другой — представленную нам от генерала, главнокомандующего в Москве и тамошней губернии князя А.А. Прозоровского обстоятельства до сего же случая относящиеся, находим, что евреи не имеют никакого права записываться в купечество во внутренние Российские города и порты, а только по указам нашим дозволено им пользоваться правом гражданства и мещанства в Белоруссии. Мы признали сверх Белорусских губерний, Екате-ринославское наместничество и область Таврическую»10. По мнению Г.А. Сигида, правительство позволило евреям переселяться в Екатеринос-лавское наместничество и область Таврическую ввиду крайней заинтересованности в заселении данных земель11. Таким образом, евреям было разрешено проживание в Белорусских губерниях, присоединенных к Российской империи, в результате первого раздела Речи Посполитой: Полоцкой, Витебской, Мстиславской, а также в Ека-теринославском наместничестве и Таврической области. По мнению И.И. Толстого и Ю.И. Гессена, Указом 23 декабря 1791 года правительство все же не планировало создать для евреев особо стеснительное положение. Ученые указывают на то обстоятельство, что в конце XVIII века «в обществе все еще держался порядок, прикреплявший обывателей. Мещане не могли переходить из одной категории в другую, и, следовательно, евреи, почти поголовно записавшиеся в мещанство, за исключением малого числа купцов, не могли бы переселиться из губернии в губернию в Белоруссии, если бы указ не подтвердил, что евреи могут переселяться в белорусских губерниях»12. Более того, Указ давал разрешение евреям выбирать место постоянного жительства, наряду с Белоруссией, также в Новороссии13. Также Ю.И. Гессен полагал, что императрица желала направить деятель-

ность евреев именно на юг России, так как этот край особенно нуждался в торговом элементе и, вследствие этого, запретила евреям переходить в купечество во внутренних торговых городах России14. Однако именно Указ 1791 года послужил толкованием, что евреи, независимо от христиан, пользуются правом оседлого жительства (то есть правом приписки), лишь в определенных губерниях. В результате, «черта оседлости» стала — основой ограничительного законодательства15. По мнению Г.А. Козлитина, на возникновение черты оседлости как особого правового состояния евреев в Российской империи оказали влияние две основные причины: вероисповедание и экономические аспекты16. По мнению Т.С. Лызловой, причина утверждения черты оседлости носила экономический характер17.

Важно отметить, что внутри черты оседлости в местах компактного проживания евреи были объединены в общины-кагалы (собрания еврейских старейшин, как судебного и административного органа еврейской общины)18, возглавляемые правлением из 5—6 человек. Члены общин были связаны коллективной ответственностью перед государством за выполнение плана поставки рекрутов на военную службу, выплату различных налогов, в том числе свечного и коробочного сборов для содержания казенных еврейских училищ, исполнения религиозных обрядов, продажи кашер-ного мяса и т. д.19

Интересно мнение А.Н. Гончарова, полагавшего, что черта оседлости являлась звеном, с помощью которого различные законоположения соединялись воедино в целостный, но замкнутый узел20. По мнению Л.Р. Романовской, установление черты оседлости преследовало своей целью удержание евреев от расселения в центральных областях России, прикрепление их к своим общинам для удобства взимания налогов, заселение пустынных пограничных районов21.

В 1793 году произошел второй раздел Речи Посполитой, в результате которого к России были присоединены земли, образовавшие Изъяславскую, Брацлавскую (Волынскую и Подольскую) и Минскую губернии, где было разрешено жительство

евреев22.

В 1794 году был издан Указ «О сборе с евреев, записавшихся по городам в мещанство и купечество, установленных податей вдвое противу положенных с мещан и купцов Христианского закона разных исповеданий», в соответствии с которым с евреев за отправление мещанских и купеческих промыслов в губерниях: Минской, Изяславской, Брацлавской, Полоцкой, Могилевской, Черниговской, Новгород-Северской, Екатеринославской и Таврической стали взимать пошлины вдвое большие, чем с мещан и купцов адептов христианских конфессий23. Д.Д. Клиер полагал, что в России существовала традиция прагматического подхода к евреям, побуждавшая искать способы получения максимальной выгоды от их присутствия в импе-

рии. Это течение подкреплялось широко распространенным мнением о евреях прежде всего как о городском, торговом, коммерческом элементе24.

В результате третьего раздела Речи Посполи-той в состав Российской империи вошли земли, образовавшие Виленскую и Г родненскую губернии, в которых разрешено было проживать евреям. В результате в черту оседлости входило пятнадцать южнорусских и западнорусских губерний25. Этими губерниями были: Бессарабская, Виленская, Витебская (включая Себежский и Невельский уезды (ныне — часть Псковской области), Велижский уезд (в настоящее время — часть Смоленской области) и три Инфлянтских уезда (сейчас — часть Латвии), Волынская, Гродненская, Екатеринославская, Киевская, Ковенская, Минская, Могилевская, Подольская, Полтавская, Таврическая, Херсонская, Черниговская (включая Суражский, Мглинский, Новозыбковский и Стародубский уезды (в настоящее время в составе Брянской области)26.

Указ 15 апреля 1795 года оформил присоединение к Российской империи Курляндского герцогства27. Евреи получили возможность записываться в Гозентопское купечество. По мнению Ю.И. Гессена, это облегчило положение лишь единичных личностей. Важно отметить, что евреи не получили права участвовать в сословно-городском общественном самоуправлении28.

3 мая 1795 года был издан Именной указ «О разных расположениях касательно устройства Минской губернии»29. В соответствии со статьей 3 данного Указа имена евреев, которым Указом от

23 июня 1794 года было позволено жить в губерниях, пользоваться там торговым и мещанскими промыслами, надлежало внести в городовые окружные книги по Городовому положению 1785 года30, подчинить Магистратам и «стараться переселять их в уездные города, дабы сии люди не скитались во вред обществу, но производя торговлю и ремесла и себе, и обществу пользу приносили. Кагалы Еврейские в уездных городах и Губерниях находящихся не должны касаться ни до каких дел, кроме обрядов закона и богослужениях их».

8 июня 1795 года был издан Именной указ «Об увольнении Таврических Евреев, именуемых Караимы, от положенных вообще на всех Евреев двойных полатей»31. В соответствии с ним евреи-караимы освобождались от двойной подати и должны были вносить подать «наравне с купцами и мещанами в области Таврической живущими». Д.Д. Клиер указывает, что ни традиционные евреи, ни хасиды (религиозное течение иудаизма, распространенное среди малороссийских евреев XVIII в.) от двойного налогообложения освобождены не были. По мнению ученого, причиной данного преобразования было ходатайство генерал-губернатора Новороссии, графа П.А. Зубова, к которому обратилась с прошением об этом депутация караимов, прибывшая из Крыма. Важно учесть и то обстоятельство, что евреи-караимы появились на территории будущей России еще во времена дохрис-

тианской диаспоры, что позволяло им отстаивать свою непричастность к «убийству Христа евреями». Также караимы отвергали Талмуд (многотомный религиозно-философский, моральный, бытовой, законодательный и судебный кодекс евреев)32, который чем дальше, тем больше казался русским властям сводом вредных для общества суеверий, средоточием фанатизма и невежества33.

По мнению Ю.И. Гессена, для правительства Екатерины II была не столь важна национальность жителей присоединенных к России территорий от Польши. Вопрос о евреях разбирался с точки зрения их полезности для государства34. А.Д. Градовс-кий полагал, что суть политики Екатерины II заключалась в следующих двух основных постулатах: 1) евреи по самому существу своей религии противники христианства, притом противники опасные для господствующей церкви ввиду предполагаемого в них прозелитизма; 2) евреи, по роду своей жизни и занятиям суть непроизводительный и вредный элемент народонаселения, который предстоит обратить к полезному для государства и общества труду. Этими двумя началами объясняется весь ряд многочисленных мер, принятых относительно евреев как в царствование Екатерины II, так и в позднейшие времена35. По мнению А.Д. Дикого, Екатерина II проводила политику в отношении евреев наперекор всем существовавшим в ее время в отношении них предрассудкам36. По мнению Д.Д. Клиера, в период правления императрицы (1762—1796) прочно укоренился принцип, в соответствии с которым все, не разрешенное евреям особыми постановлениями, было им запрещено37. По мнению А.А. Безбородко, политика императрицы в отношении евреев характеризовалась двумя тенденциями: первая — политика была направлена на извлечение максимальной пользы от экономической деятельности евреев, составлявших важный, если не важнейший, элемент в экономике западного региона, вторая, противоположная ей — стремление власти не вызывать недовольства местного населения38.

По нашему мнению, Екатерина II в период до присоединения к Российской империи территории Речи Посполитой, густо населенной евреями, проводила политику недопущения евреев в Россию. Это предположение подтверждает Манифест от 22 июля 1763 года39. После присоединения к Российской империи указанных земель императрица вынуждена была смириться с жительством евреев в Российской империи. Однако императрица не пожелала допустить евреев во внутренние губернии страны. Вследствие этого ее правительством был издан печально известный Указ от 23 декабря 1791 года40, в соответствии с которым была оформлена черта оседлости. Важно отметить, что размеры черты оседлости в дальнейшем не оставались неизменными: они то расширялись, то сужались в зависимости от господствовавших в то или иное время в высших правительственных кругах настроений и взглядов на евреев41.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2012, № 20

151

Егоров В.В. Правовые особенности политики правительства Екатерины II в отношении еврейского населения Российской империи во второй половине XVIII века

Егоров В.В. Правовые особенности политики правительства Екатерины II в отношении еврейского населения Российской империи во второй половине XVIII века

Примечания

1. Манифест «О позволении иностранцам, кроме жидов, выходить и селиться в России и о свободном возвращении в свое Отечество русских людей, бежавших за границу» от 4 декабря 1762 г. // ПСЗ РИ. — 1-е изд. — СПб., 1830. — Т. 16. — Ст. 11.720.

2. См.: Клиер Д.Д. Россия собирает своих евреев. — М., 2000. — С. 37.

3. ПСЗ РИ. — 1-е изд. — СПб., 1830. — Т. 16. — Ст. 11.880.

4. ги.шікіресІіа.огд/шікі/История_Польши#.00.А0.00. B0.D0.B7.D0.B4.D0.B5.D0.BB.D1.8B_D0.A0.D0.B5.D1. 87.D0.B8_D0.9F.D0.BE.D1.81 .D0.BF.D0.BE.D0.BB.D0.B8. D1.82.D0.BE.D0.B9

5. ги^^ре^а.огд^к^Разделы1_Речи_Посполитой

6. Журнал «Русская идея» // коІ-ЬедетоН.І^еіоитаІ. сот/1076361 .И1тІ

7. ПСЗ РИ. — 1-е изд. — СПб., 1830. — Т. 19. — Ст. 13.850.

8. См.: Гессен Ю.И. Закон и жизнь. Как созидались ограничительные законы1 о жительстве евреев в России. — СПб., 1911. — С. 24.

9. См.: Желтова В. П. Правовое положение евреев в Российской империи // Призвание историка. Проблемы духовной и политической истории России: Сборник статей. — М., 2001. — С. 76.

10. Указ «О предоставлении евреям прав гражданства в Екатеринославском наместничестве и Таврической области» // ПСЗ РИ. — 1-е изд. — СПб., 1830. — Т. 23. — Ст. 17.006.

11. См.: Сигид Г.А. Етнічний склад купецтва південної України першої половини XIX століття // Державна етнонаціональна политіка: правовий та культорологич-ній аспеткі в Ухомвах півдня Украіні: Збірник наукових праць V Всеукраїнської науково-практичної конференції 2—3 жовтня 2003 року, м. Запоріжжя. — С. 85.

12. Толстой И.И. Факты1 и мыюли. Еврейский вопрос в России / И.И. Толстой, Ю.И. Гессен. — СПб., 1907. — С. 3.

13. ги.шікіреСіа.огд/шікі/Черта_оседлости

14. См.: Гессен Ю.И. Законодательство о жительстве евреев в России. — М., 1911. — С. 6.

15. См.: Гессен Ю.И. Закон и жизнь. Как созидались ограничительные законы о жительстве евреев в России. — СПб., 1911. — С. 25—26.

16. См.: Козлитин Г.А. Правовое положение евреев в Российской империи. Конец XVIII—XIX вв.: Автореф. дис... канд. юрид. наук. — Ростов-на-Дону, 2004. — С. 7.

17. См.: Лызлова Т.С. Реализация национальной политики Советской власти в отношении еврейского населения 1917—1938 гг. (На материалах Смоленской области): Дис.. канд. ист. наук. — Смоленск, 2004. — С. 25.

18. См.: Толковый словарь русского языка / Под общ. ред. Д.Н. Ушакова. — М., 1935. — Т. 1. — С. 1277.

19. См.: Гонтмахер М.А. Евреи на донской земле. История, факты, биографии. — Ростов-на-Дону, 2007. — С. 15.

20. См.: Гончаров А.Н. Развитие российского законодательства о праве жительства и передвижения евреев. Черта еврейской оседлости. Популярный очерк // Сибирский еврейский сборник. — Иркутск, 1992. — Вып. 1: «Арком». — С. 79.

21. См.: Романовская Л.Р. Иноверцы в Российской империи (историко-правовое исследование): Дис... канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2006. — С. 201—202.

22. См.: Гессен Ю.И. Закон и жизнь. Как созидались ограничительные законы о жительстве евреев в России. — СПб., 1911. — С. 26.

23. ПСЗ РИ. — 1-е изд. — СПб., 1830. — Т. 23. — Ст. 17.224.

24. См.: Клиер Д.Д. Указ. соч. — С. 178.

25. См.: Костырченко Г.В. Тайна политики Сталина. Власть и антисемитизм. — М., 2003. — С. 28.

26. ги.ш11фесПа.огд^1^/Черта_оседлости

27. Сенатский указ «О присоединении на вечные времена к Российской империи княжеств Курляндского и Семигальского, также округа Пильтенского и о приглашении уполномоченных в Сенат для учинения присяги на верность подданства» от 17 апреля 1795 г. // ПСЗ РИ. — 1-е изд. — СПб., 1830. — Т. 23.— Ст. 17.319.

28. См.: Гессен Ю.И. Закон и жизнь. Как созидались ограничительные законы о жительстве евреев в России. — СПб., 1911. — С. 28, 182.

29. Сенатский указ «О разных расположениях касательно устройства Минской губернии» от 3 мая 1795 г. // ПСЗ РИ. — 1-е изд. — СПб., 1830. — Т. 23. — Ст. 17.327.

30. Грамота на права и выгоды городам Российской империи. Городовое положение от 21 апреля 1795 г. // ПСЗ РИ. — 1-е изд. — СПб., 1830. — Т. 22. — Ст. 16187.

31. Именной указ, данный Екатеринославскому, Таврическому, Вознесенскому генерал-губернатору графу Зубову П.А. от 8 июня 1795 г. // ПСЗ РИ. — 1-е изд. — СПб., 1830. — Т. 23. — Ст. 17.340.

32. См.: Религии России / Под общ. ред. В.А. Сомова, В. К. Романовского. — Н. Новгород, 2006. — С. 80, 87.

33. См.: Клиер Д.Д. Указ. соч. — С. 78.

34. См.: Гессен Ю.И. О жизни евреев в России. Записка в Государственную Думу. — СПб., 1911. — С. 4.

35. См.: Градовский А.Д. Начала русского государственного права: В 3 т. — СПб., 1891. — Т. 1. — С. 147.

36. См.: Дикий А.Д. Евреи в России и СССР. — 2-е изд. — Новосибирск, 1994. — С. 17.

37. См.: Клиер Д.Д. Указ. соч. — С. 82.

38. См.: Безбородко А.А. Спорное дело 1790 г. о положении еврейских купцов в Москве (из архива А.А. Безбородко) // www.vestarchive.ru/issleCovaniia/611-1790-n--e.html

39. ПСЗ РИ. — 1-е изд. — СПб., 1830. — Т. 16. — Ст. 11.880.

40. Указ «О предоставлении евреям прав гражданства в Екатеринославском наместничестве и Таврической области» // ПСЗ РИ. — 1-е изд. — СПб., 1830. — Т. 23. — Ст. 17.006.

41. ru.wikipeCia.org/wiki/Черта_оседлости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.