Научная статья на тему 'Христианизация российских евреев в первой четверти XIX века'

Христианизация российских евреев в первой четверти XIX века Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
226
60
Поделиться
Ключевые слова
АССИМИЛЯЦИЯ / ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС / ИУДАИЗМ / КОМИТЕТ / ХРИСТИАНИЗАЦИЯ / ЧЕРТА ОСЕДЛОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Егоров Вадим Валерьевич

В статье анализируется конфессиональное законодательство в отношении еврейского населения. Подчеркивается стремление правительства к разрушению еврейской общины путем христианизации евреев и предоставления им прав христиан с целью их последующей ассимиляции.

CHRISTIANIZATION OF RUSSIAN JEWS IN THE FIRST QUARTER OF THE 19th CENTURY

The article analyzes confessional laws applied to the Jewish population. It underlines the government’s efforts to destroy the Jewish community by converting Jews to Christian faith and giving them the same rights as Christians for their subsequent assimilation.

Текст научной работы на тему «Христианизация российских евреев в первой четверти XIX века»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. ЭКОНОМИКА

УДК 321(091)

ЕГОРОВ Вадим Валерьевич, аспирант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского. Автор 20 научных публикаций

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ РОССИЙСКИХ ЕВРЕЕВ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА

В статье анализируется конфессиональное законодательство в отношении еврейского населения. Подчеркивается стремление правительства к разрушению еврейской общины путем христианизации евреев и предоставления им прав христиан с целью их последующей ассимиляции.

Ключевые слова: ассимиляция, еврейский вопрос, иудаизм, комитет, христианизация, черта оседлости.

Важным направлением политики правительства Российской империи в первой четверти XIX века было сближение еврейского иудейского населения с христианами. Профессор Ш. Эттингер указывает, что император Александр I находился под влиянием религиозно-мистических идей и стремился сблизить

евреев с христианами путем поощрения их к крещению. Император даже выразил готовность предоставить евреям-выкрестам различные льготы: разрешить им селиться по всей стране1, передать им в безвозмездное пользование земельные наделы2, а также позволить им заниматься пивоварением и ви-

1 От расселения по всей территории страны еврейское население удерживал указ «О предоставлении Евреям прав гражданства в Екатеринославском Наместничестве и Таврической области» от 23 декабря 1791 года, который стал законодательной основой черты оседлости, ограничивающей территорию жительства евреев западными территориями [4].

2 Отвращение евреев от традиционного занятия - торговли - было важнейшим направлением политики российского правительства первой четверти XIX века. Так, в соответствии со ст. 24 положения «О устройстве евреев» от 9 декабря 1804 года евреям разрешался переход в земледельческое состояние. По ст. 25 того же законодательного акта евреи, перешедшие в земледельческое сословие в числе более 40 чел. (данное число считалось значительным), имели право образовать новое общество. В соответствии со ст. 28 того же законодательного акта производился отвод казенных земель для поселения евреев-хлебопашцев. Кроме того, в соответствии со ст. 40 евреи, перешедшие в земледельческое сословие, освобождались от рекрутской повинности (в случае, если поселялись на казенных землях «в значительном числе на 50 лет, а в малом - на 25 лет»), от земских денежных повинностей сроком на 10 лет. По той же статье евреи, арендовавшие земли у частных лиц, освобождались от подушной подати сроком на 5 лет.

© Егоров В.В., 2013

нокурением3. Дело в том, что классовая и сословная структура замкнутого русского общества того времени не давала возможности даже единичному еврею проникнуть в него. У правительства возник план объединения выкрестов в особую общественную группу [9].

Серьезное влияние на Александра I оказывали проповеди митрополита Филарета (Дроздова), который учил, что «Господь Иисус Христос был распят потому, что иудейские старейшины и книжники ненавидели Его за то, что Он обличал их ложное учение и беззаконную жизнь, и завидовали Ему, потому что народ уважал Его за учение и чудеса больше, чем их, и потому они оклеветали Его и осудили на смерть» [1]. По нашему мнению, в основе данной политики лежали не только религиозные идеи, но и политические и экономические интересы российского правительства. Кроме того, правительство стремилось ассимилировать евреев, а для этого представлялось важным преодолеть различия в вероисповеданиях.

25 марта 1817 года был издан указ «Об учреждении Комитета для Всех обращающихся в Христианство Евреев и о даровании им прав и выгод, с отведением к поселению земель в Южных и Северных губерниях под наименованием оного обществом израильских христиан»

[6]. В преамбуле к данному указу основной его целью провозглашалась помощь евреям, перешедшим в христианство, а также подтверждалось, что евреи испытывают притеснения и гонения со стороны христиан. По ст. 1 светские и духовные власти обязывались помогать выкрестам. В соответствии со ст. 3 для «Общества Израильских Христиан» утверждались особые правила, в соответствии с которыми евреям-выкрестам бесплатно предоставлялись земли, где они могли селиться «по произволу своему». Государь провозглашал свое покровительство над обществом. Учреждалось правление «Общества Израильских Христиан», которому надлежало всемерно заботиться о делах Общества.

Гражданские споры и уголовные дела члены Общества должны были разрешать в соответствии с гражданским и уголовным законом в Присутственных местах. Вместе с тем правлению разрешалось учредить свою полицию «для охранения тишины и порядка по всем местам ведомства своего, и сверх того, иметь бдительный надзор за поведением и благонравием каждого из членов Общества». Непокорных членов Общества надлежало из него исключить. Для членов Общества упразднялась черта оседлости. Им позволялось свободно торговать в любой части страны, а также «производить всякие ремесла, художества и промыслы, иметь дома, лавки, а также содержать фабрики, мануфактуры и заводы, ни записываясь ни в гильдии, ни в цеха». На землях, отведенных Обществу, евреи имели право варить вино и пиво, производить разные сорта водки как для собственного потребления, так и для продажи. Более того, никто, кроме евреев, не имел права заводить на данных землях своих питейных заведений и даже селиться на них. Правлению разрешалось снабжать паспортами членов Общества. Все члены Общества освобождались от гражданской и военной службы, но вместе с тем членам Общества разрешалось добровольное поступление на службу. Всем евреям, вступающим в Общество, предоставлялась льгота от платежа податей на 20 лет. Иностранным евреям разрешалось вступать в Общество и поселяться на землях, ему отведенных.

По мнению историка Ю.И. Гессена, задачей Общества израильских христиан было поощрение евреев к крещению [2]. По мнению ученой Л.Р Романовской, целью Общества являлась помощь крестившимся евреям [10]. По нашему мнению, создание Общества израильских христиан было важнейшим шагом к крещению и последующей ассимиляции еврейского населения. Общество преследовало цель разрушения иудейской общины путем постепенного выхода евреев из нее.

3 В соответствии со ст. 34 положения «О устройстве евреев» от 9 декабря 1804 года еврейскому населению запрещалось содержать в черте оседлости аренды, шинки, кабаки и постоялые дворы [5].

государство и право. экономика

Важно отметить, что в тот же день, 25 марта 1817 года, был издан указ «О назначении Членов в Комитет для обращения Евреев в Христианскую веру» [3]. Ими становились директор департамента народного просвещения, действительный статский советник В.С. Попов, директор почтового департамента Н.Д. Жул-ковский, обер-прокурор Правительствующего Сената князь П.С. Мещерский и др.

Интересно отметить, что Обществу было выделено 25 тыс. десятин земли, отобранной у мариупольских греков [12]. По нашему мнению, данный шаг демонстрировал намерения власти отвратить евреев от иудаизма, ибо мариупольские греки сами исповедовали православие.

По мнению профессора А.К. Тихонова, негативное отношение к евреям со стороны властных структур было вызвано именно неприязнью традиционной религии еврейства -иудаизма [11]. По мнению историка В.Н. Никитина, правительство изначально не планирова-

ло предоставлять евреям льготы. Однако члены Комитета решили, что евреям, переходящим в христианство, нужно предоставлять права христиан [8]. По мнению профессора Д.Д. Клиера, усилия, направленные на обращение евреев в христианство, проливают свет на один из важных аспектов российского правового понятия «еврей». В глазах закона еврей прежде всего являлся членом особой конфессии - иудаизма. После крещения он как бы переставал быть евреем и переходил в другое сословие, в зависимости от профессиональной принадлежности

[7]. По нашему мнению, указ «Об учреждении Комитета для Всех обращающихся в Христианство Евреев и о даровании им прав и выгод, с отведением к поселению земель в Южных и Северных губерниях под наименованием оного обществом израильских христиан» от 25 марта 1817 года был направлен на разрушение еврейской общины путем предоставления прав христиан крестившимся евреям и последующей ассимиляции еврейского населения.

Список литературы

1. Гаврилкин К.К. Митрополит Филарет (Дроздов) и евреи. URL: http://www.pagez.ru/philaret/about029.php.

2. Гессен Ю.И. Израильские христиане // Еврейская энциклопедия / под общ. ред. Г.Д. Гинсбурга, Л.И. Кан-цельсона. СПб., 1911. Т. 8. С. 57.

3. О назначении Членов в Комитет для обращения Евреев в Христианскую веру: Именный, данный Сенату, от 25 марта 1817 г. // Полн. собр. законов Рос. империи. Изд. 1-е. СПб., 1836. Т. 34. Ст. 26.753.

4. О предоставлении Евреям прав гражданства в Екатеринославском Наместничестве и Таврической области: Именный, данный Сенату, от 23 дек. 1791 г. // Полн. собр. законов Рос. империи. Изд. 1-е. СПб., 1830. Т. 23. Ст. 17.006.

5. О устройстве Евреев: Высочайше утвержденное Положение от 19 дек. 1804 г. // Полн. собр. законов Рос. империи. Изд. 1-е. СПб., 1836. Т. 28. Ст. 21.547.

6. Об учреждении Комитета для всех обращающихся в Христианство Евреев и о даровании им прав и выгод, с отведением к поселению земель в Южных и Северных Губерниях под наименованием оного Обществом Израильских Христиан. С приложением правил для сего Общества: Именный, данный Сенату, от 25 марта 1817 г. // Полн. собр. законов Рос. империи. Изд. 1-е. СПб., 1836. Т. 34. Ст. 26.752.

7. Клиер Д.Д. Россия собирает своих евреев. М., 2000. С. 154.

8. Никитин В.Н. Евреи-земледельцы. Историческое, законодательное, административное и бытовое положение колоний со времени их возникновения и до наших дней. СПб., 1887. С. 163.

9. Очерки по истории еврейского народа / под общ. ред. Ш. Эттингера. Тель-Авив, 1972. С. 245.

10. Романовская Л.Р. Иноверцы в Российской империи (историко-правовое исследование): дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2006. С. 207.

11. Тихонов А.К. Политика Российской империи по отношению к католикам, мусульманам, иудеям в последней четверти XVIII - начале XX в.: дис. ... д-ра ист. наук. СПб., 2007. С. 126.

12. Электронная еврейская энциклопедия. Евреи в России первой половины XIX в. иЯЬ: http://www.eleven. co.il/article/15440.

References

1. Gavrilkin K.K. MitropolitFilaret (Drozdov) i evrei [Metropolitan Philaret (Drozdov) and the Jews]. Available at: http://www.pagez.ru/philaret/about029.php.

2. Gessen Yu.I. Izrail'skie khristiane [Israeli Christians]. Evreyskaya entsiklopediya [The Jewish Encyclopaedia]. Ed. by Ginsburg G.D., Kantsel'son L.I. St. Petersburg, 1911. Vol. 8, p. 57.

3. On the Appointment of Members to the Committee on Conversion of Jews to Christianity: Nominal Decree to the Senate of 25 March 1817. Collected Laws of the Russian Empire. 1st ed. St. Petersburg, 1836. Vol. 34. Art. 26.753 (in Russian).

4. On the Granting of Citizenship Rights to Jews of the Yekaterinoslav and Taurida Regions: Nominal Decree to the Senate of 23 December 1791. Collected Laws of the Russian Empire. 1st ed. St. Petersburg, 1830. Vol. 23. Art. 17.006 (in Russian).

5. On the Jews Arrangement: Statute of 19 December 1804 Approved by the Emperor. Collected Laws of the Russian Empire. 1st ed. St. Petersburg, 1836. Vol. 28. Art. 21.547 (in Russian).

6. On the Establishment of the Committee for All Jews Converting into Christianity and on Granting Them Rights, Benefits and Lands in the Southern and Northern Provinces for Settlement to be Named “The Community of Israeli Christians”. The Community Rules Enclosed: Nominal Decree to the Senate. Collected Laws of the Russian Empire. 1st ed. St. Petersburg, 1836. Vol. 34. Art. 26.752 (in Russian).

7. Klier J.D. Russia Gathers Her Jews: The Origins of the “Jewish Question" in Russia, 1772-1825. Northern Illinois University Press, 1986 (Russ. ed.: Klier D.D. Rossiya sobiraet svoikh evreev. Moscow, 2000, p. 154).

8. Nikitin V.N. Evrei-zemledel’tsy. Istoricheskoe, zakonodatel'noe, administrativnoe i bytovoe polozhenie koloniy so vremeni ikh vozniknoveniya i do nashikh dney [Jewish Farmers. Historical, Legislative, Administrative and Life Situation in the Colonies from Their Establishment to the Present Day]. St. Petersburg, 1887, p. 163.

9. Ocherkipo istorii evreyskogo naroda [Essays on the History of the Jewish People]. Ed. by Ettinger Sh. Tel-Aviv, 1972, p. 245.

10. Romanovskaya L.R. Inovertsy v Rossiyskoy imperii (istoriko-pravovoe issledovanie): dis... kand. yurid. nauk [Those Adherent of a Different Faith in the Russian Empire (Historical and Legal Research): Cand. Jurid. Sci. Diss.]. Nizhny Novgorod, 2006, p. 207.

11. Tikhonov A.K. Politika Rossiyskoy imperii po otnosheniyu k katolikam, musul'manam, iudeyam v posledney chetvertiXVIII-nachaleXXv.: dis. dokt. ist. nauk [Policy of the Russian Empire on Catholics, Muslims and Jews in the Last Quarter of the 18th - Early 20th Century: Dr. Hist. Sci. Diss.]. St. Petersburg, 2007, p. 126.

12. Jewish Encyclopaedia Online. Jews in Russia in the First Half of the 19th Century. Available at: http://www. eleven.co.il/article/15440 (in Russian).

Egorov Vadim Valeryevich

Postgraduate Student, Faculty of Law, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

(Nizhny Novgorod, Russia)

CHRISTIANIZATION OF RUSSIAN JEWS IN THE FIRST QUARTER OF THE 19th CENTURY

The article analyzes confessional laws applied to the Jewish population. It underlines the government’s efforts to destroy the Jewish community by converting Jews to Christian faith and giving them the same rights as Christians for their subsequent assimilation.

Keywords: assimilation, the Jewish question, Judaism, committee, Christianization, pale of settlement.

Контактная информация: адрес: 603950, Нижний Новгород, просп. Гагарина, д. 23;

e-mail: vadimego@gmail.com

Рецензент - Красавцев Л.Б., доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права юридического института Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова