Научная статья на тему 'Политика правительства императрицы Анны Иоанновны в отношении евреев во второй четверти XVIII в'

Политика правительства императрицы Анны Иоанновны в отношении евреев во второй четверти XVIII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
1422
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРЕИ / ПОЛИТИКА / АНТИСЕМИТИЗМ / ДИСКРИМИНАЦИЯ / ИУДАИЗМ / ХРИСТИАНСТВО / JEWS / POLITICS / ANTI-SEMITISM / DISCRIMINATION / JUDAISM / CHRISTIANITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Егоров Вадим Валерьевич

В статье изучается политика правительства Российской империи в отношении евреев в период правления Анны Иоанновны (1730-1740). Отмечается, что российские чиновники стремились использовать потенциал евреев для оживления слаборазвитого в экономическом отношении юга страны и вместе с тем пытались не допустить усиления конкуренции со стороны евреев купечеству и связанному с ним экономическими интересами дворянству. В контексте исследования политика правительства Анны Иоанновны сравнивается с политикой правительства Елизаветы Петровны. Отмечается, что в период ее правления (1742-1761) сановники стали более активно стремиться перевести евреев в православие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Empress Anna Ivanovna’s policy relating to the Jews in the second quarter of the 18th century

The paper considers the policy of the Russian empire’s government relating to the Jews within the period of Anna Ivanovna’s reign(1730-1740). Russian officials sought to exploit the Jews’s potential to revive the economically underdeveloped south of the country and at the same time tried to prevent increased competition between the Jew and merchantry and the related economic interests of the nobility. The author compares the policy of Anna Ivanovna’ government with that of Elizaveta Petrovna’ government. It is noted that during her reign (1742-1761) dignitaries became more active in their desire to convert Jews into Christianity.

Текст научной работы на тему «Политика правительства императрицы Анны Иоанновны в отношении евреев во второй четверти XVIII в»

В.В. Егоров

Политика правительства императрицы Анны Иоанновны в отношении евреев во второй четверти XVIII в.

В статье изучается политика правительства Российской империи в отношении евреев в период правления Анны Иоанновны (1730-1740). Отмечается, что российские чиновники стремились использовать потенциал евреев для оживления слаборазвитого в экономическом отношении юга страны и вместе с тем пытались не допустить усиления конкуренции со стороны евреев купечеству и связанному с ним экономическими интересами дворянству. В контексте исследования политика правительства Анны Иоанновны сравнивается с политикой правительства Елизаветы Петровны. Отмечается, что в период ее правления (1742-1761) сановники стали более активно стремиться перевести евреев в православие.

Ключевые слова: евреи, политика, антисемитизм, дискриминация, иудаизм, христианство.

В период царствования императрицы Анны Иоанновны (1730-1740) в отношении еврейского населения появилось несколько законодательных актов. 10 сентября 1731 г. был издан Сенатский указ1, в соответствии с которым евреям разрешалось приезжать в Смоленскую губернию для торговли своими товарами оптом с запрещением продажи их «в рознь и на локти». Кроме того, им запрещалось ввозить в Смоленск и в Малую Россию валюты низкого номинала: «копеек и другой монеты под Российским гербом». Из текста указа видно, что несмотря на определенную либеральность, он содержал также и важные ограничения для торговли евреев.

4 марта 1734 г. вышел синодский указ2. В нем не предусматривалось никаких ограничений для перехода в христианскую веру для иудеев, как и для адептов любого другого вероисповедания.

© Егоров В.В., 2016

Более того, указ обязывал чиновников не препятствовать иноверцам, переходящим в православие. По моему мнению, данный указ был направлен на упрощение процедуры перехода в православие для адептов других вероисповеданий как необходимого факта укрепления Русской православной церкви - оплота великорусской державности.

31 июля 1734 г. был издан именной указ, в соответствии с которым евреям разрешалось «продавать свои товары по ярмаркам в рознь на локти и фунты»3. По указу евреям разрешалось продавать свои товары в городах Малороссии «врозь на локти и фунты», но не дозволялось вывозить с собой за границу золото и серебро, а также ввозить в Россию из-за границы монеты под российским гербом. Вместе с тем данный законодательный акт содержал приписку «впредь до Нашего указа». Интересно отметить, что, по мнению израильского профессора Д.Д. Клиера, сначала право торговать в розницу распространилось только на Харьков, а уже потом - на всю Малороссию4. По-видимому, правительство Российской империи отлично понимало пользу экономической деятельности евреев для слаборазвитого юга страны и потому допустило их до торговли в этом крае, однако опасение экономической конкуренции со стороны евреев, а также национальные и религиозные предрассудки вызывали у высших сановников государства нетерпимость к евреям и существенным образом тормозили либерализацию законодательства о евреях и эмансипацию еврейского населения, а также замедляли экономический рост в Российской империи. Однако временное пребывание евреев в Малороссии положительно влияло на обстановку в этом регионе и вскоре послужило основанием для их прочной оседлости.

Период правления Анны Иоанновны (1730-1740) нельзя оценивать однозначно. По словам историка С.М. Дубнова, правление императрицы можно характеризовать как время репрессий по отношению к евреям5. Публицист А.И. Ребель отмечала, что императрица лично ненавидела евреев и препятствовала их проникновению в Россию6. По моему мнению, с одной стороны, были изданы законодательные акты, разрешающие евреям производить торговлю в Малороссии и на Смоленщине, а с другой - эти законодательные акты содержали ограничения для экономической деятельности евреев, выразившиеся в запрещении покупки одних товаров на деньги, вырученные от продажи других товаров, запрещении на вывоз серебряных и золотых денег из России и ввоз мелких монет под гербом Российской империи. Также указ 10 сентября 1731 г. разрешал евреям производить оптовую торговлю

и запрещал розничную. Этот запрет был снят указом 31 июля 1734 г., т. е. только через три года после принятия указа, содержащего данное ограничение. Важно отметить, что своей высокопрофессиональной предпринимательской деятельностью евреи сумели доказать пользу от своего пребывания в Российской империи и потому им разрешили доступ в Малороссию, а потом и на Смоленщину для оживления слаборазвитых в экономическом отношении регионов страны.

Теперь хотелось бы сравнить политику императрицы Анны Иоанновны в отношении евреев с политикой императрицы Елизаветы Петровны, правящей после Анны Иоанновны. Период правления императрицы Елизаветы Петровны (1742-1761) ознаменовался принятием нескольких реакционных указов в отношении евреев. 2 декабря 1742 г. был издан именной указ7. В нем говорилось о том, что им подтверждалась сила указа от 26 апреля 1727 г. «О высылке Жидов из России и о наблюдении, дабы они не вывозили с собой золотых и серебряных Российских денег»8, и предписывалась высылка всех евреев из Малороссии, продолжающих там жительство и занимающихся предпринимательской деятельностью. В указе строго предписывалось местным чиновникам не позволять евреям вывозить из России золото и серебро. Таким образом, правительство пыталось бороться с контрабандой. Важно отметить, что указ предписывал не высылать из страны евреев, желающих перейти в православие. Историк Ю.И. Гессен отмечал, что «указ был опубликован по всему государству, дабы повеление стало известным всем подданным»9. Причиной данного послабления было стремление к христианизации евреев, так как иудейская религия считалась главной противницей христианской. Кроме того, правовое управление единоверцами упростилось бы, поскольку они подпадали бы преимущественно под действие тех же норм, что и христиане.

В целях поддержки новокрещенных 28 сентября 1743 г. был издан Высочайше утвержденный доклад сената10. В нем говорилось о том, что необходимо передать в управление дела мусульман, идолопоклонников и атеистов Казанской, Астраханской, Симбирской, Нижегородской и Воронежской губерний Архимандриту Дмитрию Сеченову. Священный Синод повелел построить для новокрещенных 30 церквей. Для поселения их следовало выбрать область между Саратовом и Царицыном. Им полагалось освобождение из холопства, и они на три года освобождались от уплаты чрезвычайных пошлин. Из содержания видно, что этот указ относился к магометанам, идолопоклонникам и атеистам, а о евреях-иудеях в нем не говорилось.

Связано это было с тем, что до времен аннексии территорий от Речи Посполитой в Российской империи евреев жило немного. Однако после разделов Польши в середине - конце XVIII в. численность евреев значительно увеличилась, и действие данного указа было обращено на них. Это обстоятельство подтверждается тем, что в указе от 8 марта 1829 г.11 давалась ссылка на указ от 28 сентября 1743 г.12 и говорилось о том, что новокрещенные евреи, указанные в нем, привилегии имеют. Полагаю, что новокрещенные евреи недолго оставались в христианском законе. Многие тайно продолжали исповедовать религию предков и даже полностью возвращались к ней, хотя ношение нательных крестиков, посещение храмов (особенно в православные праздники, когда это было строго необходимо по православной традиции) и общение в православных кругах не могли не наложить своего отпечатка, и евреи-выкресты постепенно русифицировались. Аналогичная практика имела место в России при крещении других иноверцев. 16 декабря 1743 г. была издана Высочайшая резолюция на доклад Сената «О воспрещении Жидам проживать в России»13. В самом докладе было сказано, о том, что греки, откупщики сборов, указывают государыне на тот факт, что часть евреев уже выслана из Малороссии, но если выслать остальных, то сильно пострадает государственный бюджет, так как евреи, приезжающие на ярмарки, исправно платят казенные подати. В резолюции императрица написала: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли». Даже сама формулировка данной фразы была неполиткорректной.

По мнению ученого О.А. Платонова, неприязнь Елизаветы Петровны к иудеям носила религиозно-ритуальный характер14. Историк и писатель А.Л. Пятковский указывает, что под религиозными мотивами дискриминации евреев нетрудно было усмотреть чисто государственную и национальную цель: охранить коренное население от эксплуатации и нравственного развращения15. По моему мнению, ортодоксальные евреи не только не эксплуатировали и не развращали коренное население, а, наоборот, устанавливали между собой в регионах своего проживания высоконравственный и высокоморальный порядок, который мог служить примером для всех. Хотя возможно, что в торговой деятельности, которая, как известно, зачастую не обходится без нарушений, со стороны евреев тоже были злоупотребления. В период правления императрицы вопрос о допущении евреев в Россию больше не поднимался16.

Важно отметить, что в период правления императрицы Анны Иоанновны (1730-1740) российское правительство стремилось получить от евреев большую экономическую выгоду, но вместе

с тем не желало создавать конкуренцию для экономических кругов российского купечества. Однако правительству приходилось использовать евреев для разрешения экономических проблем в Малороссии. Вместе с тем они стремились делать это с как можно меньшим ущербом для торгового элемента из коренного населения. Что же касается религиозного компонента политики правительства Анны Иоанновны, то следует отметить, что российские сановники не желали допустить еврейского прозелитизма, но все же основу для ограничений составляли экономические расчеты. Данные обстоятельства были связаны и с личностью императрицы. Обратимся к ее биографии. В 1710 г., в возрасте 17 лет, она была выдана своим дядей императором Петром I (1672-1725) замуж за Курляндского герцога Фридриха Вильгельма, и после его неожиданной и скоропостижной смерти в 1712 г. еще в течение 18 лет оставалась в Курляндии. За это время она порядком отвыкла от российских обычаев и нравов. Тем более что ее фаворит остзейский дворянин Э.И. Бирон (1690-1772) был человеком еще более далеким от российской ментальности. В период жизни в Курляндии (1710-1730) Анна Иоанновна лично общалась с евреями, несмотря ни на какие запреты, проникавшими в Курляндию по Балтийскому морю.

Что же касается правления Елизаветы Петровны (1742-1761), то следует отметить, что сама императрица во многом поддалась антиеврейским настроениям российских чиновников и духовенства и проводила политику депортации иудеев из России. При этом разрешалось остаться евреям-выкрестам. Дело в том, что в изучаемый период к некрещенным евреям отношение разных слоев общества было предвзятым. Использовать их деятельность на благо государства было сложно. А крещеные евреи воспринимались уже как единоверцы, которым во многом можно было доверять. Хотелось бы обратить внимание на то, что Елизавета Петровна пришла к власти в период нарастания патриотических настроений в дворянской среде и борьбы с политическим явлением, называемым «бироновщиной», связанной с хищениями государственной собственности и жестким попранием иноземцами многих российских обычаев17. Императрица вовсе не была чужда российскому духу и православию. Она постоянно жила в России. Поэтому религиозная составляющая была для нее важна. Следует отметить, что в общем и целом политика правительства Российской империи в отношении евреев была в оба периода ограничительной, а послабления и либеральные меры допускались только в случае особой необходимости. В отношении еврейского населения сложилась формула христианизации, аккультуризации и последующей ассимиляции,

дабы сделать евреев более адекватной и легко управляемой частью общества. При этом аккультуризация евреев проводилась в отношении уже крещенных лиц. Она была следующим этапом после христианизации и использовалась в целях укрепления христианских убеждений среди евреев. Важная роль в этом вопросе отводилась церковному образованию, посредством которого необходимо было обучать новокрещенных евреев христианскому закону и всячески вводить среди них христианские обычаи. В последующем должна была произойти ассимиляция, и евреи должны были смешиваться с коренным населением и растворится в нем.

Можно ли говорить о русификации в изучаемый период? Для правительства большую важность представляла именно религиозная составляющая, вопрос о национальностях сформировался во второй половине XIX в., когда европейские нации стали стремиться к самоопределению. Поэтому речь шла именно об ассимиляции. Данная политика правительства была вызвана его желанием наилучшим образом использовать экономический потенциал евреев. Однако следует отметить, что поскольку евреев было немного, то она проводилась в ракурсе общей политики по христианизации, аккультурации и ассимиляции всех иноверцев. Российские чиновники стремились охранять от евреев сложившиеся политические и экономические отношения, потому что, во-первых, не желали делить с евреями прибыль и сферы управления и влияния, а, во-вторых, эти отношения итак уже подверглись существенной ломке и в петровский период. В общем и целом срабатывала концепция элитаризма, подразумевающая закрытость элиты и неприемлемость чужаков. Необходимо отметить, что для верующих иудеев в данных условиях представлялось важным сохранить свою религию и самобытность. Но не забывали они и об экономической составляющей и стремились наиболее выгодно совершать торговые операции на просторах российской Евразии.

Усилению экономического и политического интереса евреев к России способствовали также внешние и внутренние обстоятельства российской истории. Важно отметить, что в период царствования Анны Иоанновны, в 1734 г. российская армия одержала победу в военном конфликте с Францией за «польское наследство» и способствовала утверждению на польском престоле короля Августа III. В 1735-1739 гг. Россия вела войну с Турцией. Войны, которые Россия вела в правление императрицы, не доставляли империи выгод, хотя и поднимали ее престиж в Европе18. В период правления Елизаветы Петровны (1742-1761) Россия, с 1747 г. участвовавшая в войне за Австрийское наследство, выигравшая войну

со Швецией 1741-1743 гг. и участвовавшая в Семилетней войне с 1757 г., становилась все более известной и значимой в глазах правителей и населения других государств. Российская экономика постепенно росла. Все это привлекало евреев.

Примечания

Сенатский. - «О пропуске Жидов с товарами в Смоленскую Губернию» от 10 сентября 1731 г. // Полн. собр. законов Рос. империи. 1-е изд. СПб.: Тип. II Отд. Собст. Е. И. В. канц., 1830. Т. 8. Ст. 5852.

Синодский. - «О взятии у иноземцев, желающих принять закон Грекороссийского исповедания, сказок: о рождении, религии, о родителях и приезде их в Россию» от 4 марта 1734 г. // Полн. собр. законов Рос. империи. Изд. 1-е. СПб.: Тип. II Отд. Собст. Е. И. В. канц., 1830. Т. 9. Ст. 6549. Именный, данный генерал-лейтенанту Князю Шаховскому. - «О подтверждении прежде данных в Слободские полки о податях жалованных грамот; о бытии судным и военным делам оных полков под ведением Князя Шаховского; о нераздавании никому без именного указа диких поль; об оставлении при Бухтумских соляных заводах указанного числа солеваров и об определении на убылая места их детей и свойственников и об оставлении таможенных сборов в ведомстве Полковой канц.; об учреждении в слободских полках почт и дач подвод; о знаменах и гербах Слободским полкам; о неотходе Малороссиянам, живущим по желанию своему в услугах и для наук, прежде урочных лет, и о позволении Жидам по ярмаркам продавать свои товары врознь на локти и фунты» от 31 июля 1734 г. // Полн. собр. законов Рос. империи. изд. 1-е. СПб.: Тип. II Отд. Собст. Е. И. В. канц., 1830. Т. 9. Ст. 6610.

Клиер Д.Д. Россия собирает своих евреев. М.: Мосты культуры // Гешарим. 2000. С. 34.

Дубнов С.М. Новейшая история евреев. СПб.: Центральная Типолит. М.Я. Минкова, 1914. С. 29.

Ребель А.И. Евреи в России: самые влиятельные и богатые. М.: Эксмо, 2011. С. 25. Именный. - «О высылке, как из Великоросских, так и из Малоросских городов, сёл и деревень, всех Жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со всем их имением за границу и о невпускании оных на будущее время в Россию, кроме желающих принять Христианскую веру Греческого исповедания» от 2 декабря 1742 г. // Полн. собр. законов Рос. империи. Изд. 1-е. СПб.: Тип. II Отд. Собст. Е. И. В. канц., 1830. Т. 11. Ст. 8673.

Именный, состоявшийся в Верховном Тайном Совете. - «О высылке Жидов из России и о наблюдении, дабы они не вывозили с собой золотых и серебряных Российских денег» от 26 апреля 1727 г. // Полн. собр. законов Рос. империи. Изд. 1-е. СПб.: Тип. II Отд. Собст. Е. И. В. канц., 1830. Т. 7. Ст. 5063.

3

4

5

16 17

Гессен Ю.И. Закон и жизнь. Как созидались ограничительные законы о жительстве евреев в России. СПб.: Тип. А.Г. Розена, 1911. С. 14. Высочайше утвержденный доклад Сената. - «О жаловании и должности, определяемых к новокрещенным инородцам; о даче сим последним льгот от податей; о суммах на содержание школ и чиновников, обретающихся в тех местах, где оные инородцы жительство имеют» от 28 сентября 1743 г. Изд. 1-е. СПб.: Тип. II Отд. Собст. Е. И. В. канц., 1830. Т. 11. Ст. 8792. Сенатский. - «Об учинении выговора Членам Московского Губернского Правления за неправильное освобождение Еврея Длугача от ссылки в Сибирь на поселение» от 8 марта 1829 г. // Полн. собр. законов Рос. империи. СПб.: Тип. II Отд. Собст. Е. И. В. канц., 1830. Т. 4. Ст. 2716.

Высочайше утвержденный доклад сената. - «О жалованиях и должности, определяемых священно-служителей к новокрещенным инородцам; о даче сим последним льготы от податей; о суммах на содержание школ и чиновников, обретающихся в тех местах, где оные инородцы жительство имеют» от 28 сентября 1743 г. // Полн. собр. законов Рос. империи. Изд. 1-е. СПб.: Тип. II Отд. Собст. Е. И. В. канц., 1830. Т. 11. Ст. 8792.

Высочайшая резолюция на доклад Сената. - «О воспрещении Жидам проживать в России» от 16 декабря 1743 г. // Полн. собр. законов Рос. империи. Изд. 1-е. СПб.: Тип. II Отд. Собст. Е. И. В. канц., 1830. Т. 11. Ст. 8840. Платонов О.А. Терновый венец России. История цареубийства. М.: Институт русской цивилизации, 1998. С. 177.

Пятковский А.Л. Евреи в России (от древних времен до конца царствования Екатерины II) // Государство в государстве (к истории еврейского вопроса в России и в Западной Европе): Сб. ст. СПб.: Тип. гл. управ. уделов, 1901. С. 47. Платонов О.А. Указ. соч. С. 14.

Следует отметить, что Петр I и сам во многом сменил русские обычаи при дворе на иноземные, но одно дело, когда такую политику проводил сам император, а другое, когда этим занимался человек, презрительно называемый при дворе «иностранным регентом», к тому же русские дворяне уже изрядно устали от попраний российской ментальности.

РИА Новости. Биография императрицы Анны Иоанновны. [Электронный ресурс] ИИЬ: http://ria.ru/history_spravki/20130527/939660769.html (дата обращения: 10.03.2016).

9

10

11

12

13

14

15

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.