Научная статья на тему 'Возникновение и развитие политической реакции в отношении еврейского населения Российской империи во второй четверти XVIII века как форма экономической конкуренции'

Возникновение и развитие политической реакции в отношении еврейского населения Российской империи во второй четверти XVIII века как форма экономической конкуренции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
424
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Егоров Вадим Валерьевич

В статье изучается правовое положение еврейского населения Российской империи во второй четверти XVIII века. Говорится об экономических и политических санкциях в отношении евреев. Отдельно изучается вопрос влияния деятельности А.Д. Меньшикова на законодательство в отношении еврейского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Егоров Вадим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of political reaction in relation to Jews in the Russian Empire in the second quarter of the XVIII century as form of economic competition

In this paper we study the legal status of the Jewish population of the Russian Empire in the second quarter of the XVIII century. Talk about economic and political sanctions against the Jews. Separately, studies the impact of the A.D. Menshikov on the legislation in respect of the Jewish population.

Текст научной работы на тему «Возникновение и развитие политической реакции в отношении еврейского населения Российской империи во второй четверти XVIII века как форма экономической конкуренции»

Егоров В.В. Возникновение и развитие политической реакции в отношении еврейского населения Российской империи во второй четверти XVIII века...

В.В. Егоров

Егоров Вадим Валерьевич — аспирант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета

Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

E-mail: vadimego@gmail.com

Возникновение и развитие политической реакции в отношении еврейского населения Российской империи во второй четверти XVIII века как форма экономической конкуренции

В статье изучается правовое положение еврейского населения Российской империи во второй четверти XVIII века. Говорится об экономических и политических санкциях в отношении евреев. Отдельно изучается вопрос влияния деятельности А.Д. Меньшикова на законодательство в отношении еврейского населения.

In this paper we study the legal status of the Jewish population of the Russian Empire in the second quarter of the XVIII century. Talk about economic and political sanctions against the Jews. Separately, studies the impact of the A.D. Menshikov on the legislation in respect of the Jewish population.

Период императрицы Екатерины I (1725—1727) ознаменовался возникновением первой политической реакции в отношении евреев. Она начала с малого. 14 марта 1727 года был издан Именной указ «О высылке из России Жидов Борха и Лейбова за рубеж и неотдаче Жидам на откуп кабацких и таможенных сборов»1. В соответствии с ним евреев Борха и Лейбова отстраняли от сборов таможенных кабацких платежей и высылали из страны немедленно, а «сборы отдавали на откуп другим, кроме Жидов». Как указывает Д.Д. Клиер, причиной высылки Борха и Лейбова были протесты со стороны православного духовенства2.

Правительство приняло радикальную меру по высылке евреев из страны. 26 апреля 1727 года был издан Именной указ «О высылке Жидов из России и о наблюдении, дабы они не вывозили с собой золотых и серебряных Российских денег»3. Указ гласил: «Жидов, как мужеска, так и женска пола, которые обретаются на Украине и в других Российских городах, тех всех выслать вон из России за рубеж немедленно и впредь их ни под каким образом в Россию не впускать. Того предостерегать, чтобы они за рубеж червонных и других каких серебряных монет не вывозили». По мнению А.И. Солженицына, могло иметь значение участие евреев в винных промыслах4. По нашему мнению, причиной издания Указа была боязнь экономической конкуренции со стороны евреев.

Реакционность курса политики императрицы в отношении евреев была продиктована влиянием на нее ближнего окружения. По мнению Л.П. Бердникова, близкий друг императрицы А.Д. Меньшиков (1673—1729), президент Военной коллегии, первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга (1703—1727), первый российский сенатор, ставший

после смерти Петра I фактическим правителем России, был антисемитом5.

Императрица Екатерина I скончалась 6 мая 1727 года. К власти в стране пришел малолетний Петр II. В период его правления (1727—1730) в отношении евреев было издано несколько законодательных актов.

27 мая 1727 года был издан Манифест «О винах Антона Девиера и товарищей, и о наказании тех, которые будут говорить что-либо противное постановлению о наследии Российского престола»6. Манифест гласил: «Открылись такие мятежники, которые хотели к наследию вымышлять зле способы и Нас не только до сего законного наследия не допустить; но и от Отечества нашего в чужие края отлучить, и избирали наследника каждый по своей воле, кто кого хотел, а именно в том совещании приличились: Антон Девиер, Петр Толстой, Иван Бутурлин, Григорий Скорняков-Писарев, Генерал-лейтенант Андрей Ушаков. Тщились отвратить сватовство наше с Принцессой Меньшиковой». О наказании А.М. Девиера в Манифесте сказано: «Антона Девиера лишить всех чинов и чести, и данных ему Деревень и дворов, и послать Антона Девиера, бив кнутом, в Сибирь». По мнению Л.П. Бердникова, расправа над А.М. Девиером была организована А.Д. Меньшиковым и имела под собой националистическое основание. По нашему мнению, данный Манифест имел не только националистическое, но и политическое значение. После смерти императрицы Екатерины I бывшими ее приближенными велась борьба за влияние на молодого императора Петра II, победу в которой одержал А.Д. Меньшиков.

27 августа 1728 года было принято «Решение, учиненное по его Императорскому указу в Верховном, Тайном Совете на поданное прошение войска

Запорожского обоих сторон Днепра, Гетмана Апостола»7. Статья 14 данного Решения гласила: «Жидам в Малую Россию на ярмарки для купеческого промысла въезжать позволяется, только продавать им свои товары оптом, а в рознь на локти и фунты не продавать и на вырученные деньги покупать товары те же, а денег золота и серебра за границу из Малой России не вывозить, чтобы оные Жиды в Россию копеек и другой монеты под Российским гербом не ввозили, и того накрепко смотреть приказать. А житие Жидам в Малой России, и чтоб никто из них не принимал и иметь запрещается и иметь то было по силе указа прошлого». Ю.И. Гессен декламирует, что эта мера стала своеобразным послаблением для евреев8. По нашему мнению, российское правительство отлично понимало высокую значимость предпринимательской деятельности евреев для экономики страны, и в особенности для слабо развитого в экономическом отношении юга, и потому стремилось к привлечению еврейских предпринимателей в эти края. Период правления Петра II (1727—1730), когда у власти в стране сначала находился А.Д. Меньшиков, а затем — А.И. Остерман и князья Долгорукие, характеризовался двоякостью политики правительства. С одной стороны, Манифестом 27 мая 1727 года самый известный еврей России А.М. Дивиер был отстранен от власти, а с другой — Решением от 27 августа 1728 года евреям было позволено приезжать в Малую Россию на ярмарки для оптовой продажи товаров. Важно отметить, что розничная продажа товаров была евреям запрещена.

В период царствования императрицы Анны Иоанновны (1730—1740) в отношении еврейского населения появилось несколько законодательных актов. 10 сентября 1731 года был издан Сенатский указ «О пропуске Жидов с товарами в Смоленскую губернию»9. В соответствии с ним евреям разрешалось приезжать в Смоленскую губернию для торговли своими товарами оптом, но запрещалась продажа их «в рознь и на локти». Кроме того, евреям запрещалось ввозить в Смоленск и Малую Россию денежных единиц низкого номинала: «копеек и дугой монеты под Российским гербом». Из текста указа видно, что, несмотря на определенную либеральность, он содержал также и важные ограничения для торговли евреев.

4 марта 1734 года был издан синодский Указ «О взятии у иностранцев, желающих принять закон Грекороссийского исповедания, сказок: о рождении, религии, о родителях и приезде их в Россию»10. Важно отметить, что никаких ограничений для перехода в христианскую веру для иудеев, как и для представителей любых других конфессий, в нем не предусматривалось. Более того, Указ гласил: «у требующих и хотящих своевольно иноземцев и иноземок, в совершенных летах сущих, разных наций и религий, воспринять православный Христианского греческого исповедания закон, отныне без всякого упущения брать обстоятельно своими руками сказки». По нашему мнению, дан-

ный Указ был направлен на упрощение процедуры перехода в православие представителей других конфессий как необходимого факта укрепления Русской православной церкви — оплота великорусской державности.

31 июля 1734 года был издан Именной указ, в соответствии с которым евреям разрешалось «продавать свои товары по ярмаркам в рознь на локти и фунты»11. Указ гласил: «Хотя прежними указами в Малороссии Жидам на локти и фунты торговля и запрещена, но током, как Вы представляете, что в Слободских полках купецких людей мало и торговый промысел имеют недовольный, того ради во оных полках для пользы обывательской, тем Жидам врознь на локти и фунты товары свои продавать по ярмаркам позволить, а о покупке Жидам товаров, на вырученная из товаров же деньги и о невывозе же за границу золота и серебра, а из-за границы в Россию копеек и другой монеты под Российским гербом, чинить по прежним указам непременно».

Важно отметить, что 8 августа 1734 года был издан указ, который подтверждал право евреев «торговать на локти и фунты», однако содержал приписку «впредь до Нашего указа»12. Интересно отметить, что, по мнению Д.Д. Клиера, сначала право торговать в розницу распространилось только на Харьков, а уже потом — на всю Малороссию13. По нашему мнению, правительство Российской империи отлично понимало пользу экономической деятельности евреев для слаборазвитого юга страны, и потому допустило их до торговли в этом крае, однако опасение экономической конкуренции со стороны евреев, а также национальные и религиозные предрассудки вызывали у высших сановников государства нетерпимость к евреям и существенным образом тормозили либерализацию законодательства о евреях, а также замедляли экономический рост в Российской империи. Как указывал Ю.И. Гессен, временное пребывание евреев в Малороссии положительно влияло на обстановку в этом регионе и вскоре послужило основанием для прочной оседлости евреев. Доходы с питейных промыслов составляли в ту пору основу бюджета самого государства и частных лиц, а общие интересы требовали, чтобы питейные промыслы широко развивались, и с этой целью евреев активно привлекали и монастыри, и сановные лица. Так, в Киево-Софийском монастыре числилось три еврея, в отписных местностях — одиннадцать, за генералом-фельдмаршалом Г.В. Минхом — пятнадцать14.

Период правления Анны Иоанновны (1730— 1740) нельзя оценивать однозначно. По мнению С.М. Дубнова, правление императрицы можно характеризовать как время репрессий по отношению к евреям15. Как считает А.И. Ребель, императрица лично ненавидела евреев и препятствовала их проникновению в Россию16. По нашему мнению, с одной стороны, были изданы законодательные акты, разрешающие евреям производить торговлю в Малороссии и на Смоленщине, а с другой — эти законодательные акты содержали ограничения для эко-

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2012, № 18

173

Егоров В.В. Возникновение и развитие политической реакции в отношении еврейского населения Российской империи во второй четверти XVIII века...

Егоров В.В. Возникновение и развитие политической реакции в отношении еврейского населения Российской империи во второй четверти XVIII века...

номической деятельности евреев, выразившиеся в запрете покупки одних товаров на деньги, вырученные от продажи других товаров, и запрете на вывоз серебряных и золотых денег из России и ввоз мелких монет под гербом Российской империи. Также Указ от 10 сентября 1731 года разрешал евреям производить только оптовую торговлю и запрещал розничную. Этот запрет был снят Указом 31 июля 1734 года, то есть только через три года после принятия указа, содержащего данное ограничение. Важно отметить, что своей высокопрофессиональной предпринимательской деятельностью евреи сумели доказать правительству пользу от своего пребывания в Российской империи, и потому им разрешили доступ в Малороссию, а потом и на Смоленщину для оживления слаборазвитых в экономическом отношении регионов страны.

Период правления императрицы Елизаветы Петровны (1742—1761) ознаменовался принятием нескольких реакционных указов в отношении евреев. 2 декабря 1742 года был издан Именной указ «О высылке, как из Великоросских, так и из Малоросских городов, сел и деревень, всех Жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со всем их имением за границу и о невпускании оных на будущее время в Россию, кроме желающих принять Христианскую веру греческого исповедания»17. В данном Указе говорилось о том, что им подтверждалась сила Указа от 26 апреля 1727 года «О высылке Жидов из России и о наблюдении, дабы они не вывозили с собой золотых и серебряных Российских денег» и предписывалась высылка всех евреев из Малороссии, продолжающих там жительство и занимающихся предпринимательской деятельностью. В Указе строго предписывалось местным чиновникам: «При высылке Жидов накрепко смотреть, чтобы они никакой Российской золотой и серебряной монеты и ефимков отнюдь не вывозили, а ежели у кого золотая и серебряная монета найдется, отбирая платить Российскими медными деньгами». Важно отметить, что данный Указ предписывал не высылать из страны евреев, желающих перейти в православие. Ю.И. Гессен декламирует: «Указ был опубликован по всему государству, дабы повеление стало известным всем подданным».

16 декабря 1743 года была издана Резолюция на доклад Высочайшего Сената «О воспрещении жидам проживать в России»18. В самом докладе было сказано о том, что греки, откупщики сборов, указывают государыне на тот факт, что часть евреев уже выслана из Малороссии, но если выслать остальных, то сильно пострадает государственный бюджет, ибо евреи, приезжающие на ярмарки, исправно платят казенные подати. В резолюции императрица написала: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли». По мнению О.А. Платонова, неприязнь Елизаветы Петровны к иудеям носила религиозно-ритуальный характер19. Вместе с тем, интересы не только отдельных лиц, но и государства требовали присутствия евреев как торгово-промышленного элемента20. В период прав-

ления императрицы вопрос о допущении евреев в Россию больше не поднимался21.

28 сентября 1743 года был издан Высочайше утвержденный доклад сената «О жаловании и должности, определяемых к новокрещенным инородцам; о даче сим последним льгот от податей; о суммах на содержание школ и чиновников, обретающихся в тех местах, где оные инородцы жительство имеют». В нем говорилось о том, что «в Казанской, Астраханской, Сибирской, Нижегородской и Воронежской губерниях к иноверцам Магометанской веры, идолопоклонникам и никакого закона не имеющим быть в Казани Архимандриту Дмитрию Сеченову. Священный Синод повелел ново-крещенных Христианскому закону обучать и всячески в них Христианские обычаи вводить. При этом, новокрещенным из холопства свободным навеки быть. Во всех государственных сборах давать льготы на три года, а всяких чрезвычайных сборов с них не спрашивать, а взыскивать их с некрещеных иноверцев и с некрещеных их помещиков, а чтобы они меж басурманами находясь, в искушение по старой вере не впадали, поселить их в одну деревню. Когда же их помещики Мурзы сами Святое крещение воспримут, тогда оные же имеют отданы во владение быть прежнему».

Из содержания видно, что этот Указ был посвящен магометанам, идолопоклонникам и атеистам, а о евреях-иудеях в нем не говорилось. По нашему мнению, связано это было с тем, что до времен аннексии территорий Речи Посполитой в Российской империи евреев жило немного. Однако после разделов Польши в конце XVIII века численность евреев значительно увеличилась и действие данного Указа было обращено на них. Это подтверждается тем, что в Указе от 8 марта 1829 года давалась ссылка на Указ «О жаловании и должности, определяемых к новокрещенным инородцам; о даче сим последним льгот от податей; о суммах на содержание школ и чиновников, обретающихся в тех местах, где оные инородцы жительство имеют»22 и говорилось о том, что новокрещенные евреи, указанные в нем, привилегии имеют.

По нашему мнению, вторая четверть XVIII века была периодом возникновения и развития политической реакции в отношении еврейского населения Российской империи. Причиной ее была боязнь коренного населения экономической и политической конкуренции со стороны евреев.

Примечания

1. ПСЗ РИ. — Изд. 1-е. — СПб., 1830. — Т. 7. — Ст. 5032.

2. См.: Клиер Д.Д. Россия собирает своих евреев. — М., 2000. — С. 34.

3. ПСЗ РИ. — Изд. 1-е. — СПб., 1830. — Т. 7. — Ст. 5063.

4. См.: Солженицын А.И. Двести лет вместе (1795—1995). — М., 2001. — Ч. I: Исследования новейшей русской истории. — С. 20.

трибуни молодого ученого

5. Подробнее см.: Бердников Л.П. Сожженные заживо // шшш.ісгеІа1:іоп8.пе1:/ги/?гїет=3279

6. ПСЗ РИ. — Изд. 1-е. — СПб., 1830. — Т. 7. — Ст. 5084.

7. ПСЗ РИ. — Изд. 1-е. — СПб., 1830. — Т. 8. — Ст. 5324.

8. См.: Гессен Ю.И. Закон и жизнь. Как созидались ограничительные законы1 о жительстве евреев в России. — СПб., 1911. — С. 12—15.

9. ПСЗ РИ. — Изд. 1-е. — СПб., 1830. — Т. 8. — Ст. 5852.

10. ПСЗ РИ. — Изд. 1-е. — СПб., 1830. — Т. 9. — Ст. 6549.

11. Указ «О подтверждении прежде данны1х в Слободские полки о подотях жалованны1х грамот; о бьытии судны1м и военным делам оны1х полков под ведением князя Шаховского; о нераздавании никому без именного указа диких поль; об оставлении при Бухтумских соляньых заводах указанного числа солеваров и об определении на убьыпая места их детей и свойственников и об оставлении таможенных сборов в ведомстве Полквой канцелярии; об учреждении в слободских полках почт и дач подвод; о знаменах и гербах Слободским полкам; о неотходе Малороссиянам, живущим по желанию своему в услугах и для наук, прежде урочньых лет, и о позволении Жидам по ярмаркам продавать свои товары1 врознь на локти и фунты1» // ПСЗ РИ. — Изд. 1-е. — СПб., 1830. — Т. 9. — Ст. 6610.

12. Указ «О содержании в Малороссии артиллерии доходами города Коропа; о порядке сбора с тамошних обывателей раций и порций для драгунских лошадей; о

перводе Малороссийских прав на Российский зык; о бытие в Малороссии Третейским Судам по прежнему обыкновению; о производстве в оной ревизии душ, со значением людей, которм положить вновь в оклад следует; о нечинении одиноким казакам в повинностях облегчения; о невзымании на мостах и перевозах никакой пошлины; о продаже грунтов; о числе значковых товарищей в Малороссийских полках; о попах и дьяконах, посвещенных без надлежащих аттестатов и о невступлении Арихиереям в Гражданские дела; о имении Греческим купцам в Нижнем живущим расправы между собою по прежнему обыкновению» // ПСЗ РИ. — Изд. 1-е. — СПб., 1830. — Т. 9. — Ст. 6614.

13. См.: Клиер Д.Д. Указ. соч.

14. См.: Гессен Ю.И. Указ. соч.

15. Дубнов С.М. Новейшая история евреев. — СПб., 1914. — С. 29.

16. См.: Ребель А.И. Евреи в России: самые влиятельные и богатые. — М., 2011. — С. 25.

17. ПСЗ РИ. — Изд. 1-е. — СПб., 1830. — Т. 11. —

Ст. 8673.

18. ПСЗ РИ. — Изд. 1-е. — СПб., 1830. — Т. 11. — Ст. 8840.

19. См.: Платонов О.А. Терновый венец России. История цареубийства. — М., 1998. — С. 177.

20. Гессен Ю.И. Указ. соч.

21. См.: Дикий А.Д. Евреи в России и СССР. — 2-еизд. — Новосибирск, 1994. — С. 14.

22. ПСЗ РИ. — СПб., 1830. — Т. 11. — Ст. 8792.

A.A. Игнатов

Игнатов Александр Александрович — адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Дальневосточного

юридического института МВД России

E-mail: ovd.oxt@mail.ru

О необходимости приведения российского законодательства о правовом статусе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в соответствие с международно-правовыми стандартами

В статье подвергается критическому анализу действующее российское законодательство о правовом статусе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и обосновывается необходимость приведения его в соответствие с общепризнанными нормами и принципами международного права и международными договорами Российской Федерации.

This article reviews existing Russian legislation about the legal status of small autochthonal population groups of North, Siberia and Far East and justifies the necessity to adjust it in accordance with generally acknowledged standards and principles of international law and international treaties made by Russia.

Статья 69 Конституции РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами меж-

дународного права и международными договорами Российской Федерации. В самом общем виде это означает, что Россия взаимодействует с иными

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2012, № 1S

175

Игнатов А.А. О необходимости приведения российского законодательства о правовом статусе коренных малочисленных народов Севера, Сибири...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.