Научная статья на тему 'Правовые особенности классификации лизинговых правоотношений'

Правовые особенности классификации лизинговых правоотношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
953
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / ЛИЗИНГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ЛИЗИНГОДАТЕЛЬ / ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЬ / LEASING / LEASING LEGAL RELATIONS / LEASING PROVIDER / LEASING CUSTOMER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быкова Марина Владимировна

Исследуются закрепленные в законодательстве и рассматриваемые в юридической литературе формы, типы и виды лизинга. Анализируются правовые особенности классификации лизинговых правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Peculiarities of Leasing Legal Relations Classification

The article considers legally settled and considered in the juristic literature forms, types and kinds of leasing. The author analyses the legal features of leasing legal relations classification.

Текст научной работы на тему «Правовые особенности классификации лизинговых правоотношений»

M.V. Bykova

Legal Peculiarities of Leasing Legal Relations Classification

The article considers legally settled and considered in the juristic literature forms, types and kinds of leasing. The author analyses the legal features of leasing legal relations classification.

Key words and word-combinations: leasing, leasing legal relations, leasing provider, leasing customer.

Исследуются закрепленные в законодательстве и рассматриваемые в юридической литературе формы, типы и виды лизинга. Анализируются правовые особенности классификации лизинговых правоотношений.

Ключевые слова и словосочетания: лизинг, лизинговые правоотношения, лизингодатель, лизингополучатель.

УДК 336.717.71 ББК 65

М. В. Быкова

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ ЛИЗИНГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

^В настоящее время в Российской Федерации большинство предприятий сталкиваются с проблемой обновления основных средств, одним из путей решения которой может стать лизинг. Он получил широкое распространение благодаря тому, что обладает значительными преимуществами по сравнению с другими видами коммерческой деятельности [1, с. 25]. В случае реализации лизинговой операции все участники сделки извлекают определенную выгоду: производитель получает новые каналы сбыта, пользователь имеет возможность приобрести оборудование без существенных первоначальных финансовых затрат, лизинговая компания становится посредническим финансовым звеном между производителем продукции и потребителем лизинговых услуг, получая за это прибыль. В выигрыше остается и государство: расширяется производство и создаются новые рабочие места, вследствие чего увеличиваются налоговые поступления в бюджет и уменьшается социальное напряжение.

Лизинг - это особого рода коммерческие отношения, которые можно одновременно рассматривать с правовой, экономической, социологической и других точек зрения. Анализ лизинга как института особенно актуален в современной экономике и праве.

Несмотря на то что существует большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих отношения лизинга, формирование данного правового института в России

продолжается до сих пор. Следует отметить, что его успешному развитию в Российской Федерации препятствует ряд обстоятельств, основным из которых является несовершенство правовой базы. В частности, данная проблема проистекает из многообразия форм лизинга.

Рынок лизинговых услуг в России и за рубежом характеризуется многообразием форм лизинга, моделей лизинговых контрактов и юридических норм, регулирующих лизинговые операции. Формы лизинговой деятельности достаточно полно урегулированы Гражданским кодексом РФ (ст. 665) и Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)» (ст. 7) [2, 3]. Основными формами лизинга в соответствии с указанными правовыми актами считаются внутренний и международный лизинг (в зависимости от состава его участников).

Ранее в законодательстве о лизинге [3] предусматривалось, что при внутреннем лизинге лизингодатель, лизингополучатель и продавец (поставщик) являются резидентами Российской Федерации. Теперь для определения вида лизинга законодатель оставил только лизингодателя и лизингополучателя, то есть допускается, что продавец может быть нерезидентом. Исключены из закона нормы, согласно которым если лизингодатель - нерезидент, то договор международного лизинга регулируется федеральными законами в области внешнеэкономической деятельности [4]. Представляется, что необходимость подобной корректировки была обусловлена отсутствием в законах о внешнеэкономической деятельности норм о льготах, предоставляемых по лизингу, прежде всего о возможности применения механизма ускоренной амортизации с коэффициентом не выше трех.

Международный лизинг в зависимости от местонахождения сторон, участвующих в лизинговых операциях, делится на экспортный, импортный и международный транзитный лизинг [5, с. 38]. Исходя из анализа практики лизинговых отношений, следует отметить, что в последнее время все большее распространение получает так называемый косвенный международный лизинг - когда все три участника трехсторонней сделки являются юридическими лицами одной страны, а финансово-кредитное учреждение, финансирующее сделку путем представления займа лизинговой фирме, находится в другой стране.

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» (ст. 7) устанавливает только формы лизинга, исключая типы и виды [6]. Разделение на виды происходило лишь по формальным признакам и не имело практического значения. Очевидно, что исключение видов лизинга из закона связано прежде всего с тем, что имущество всегда приобретается в собственность лизингодателя и во всех случаях передается во временное пользование и владение (с правом выкупа или без него). Типы лизинга были исключены из данного закона, вероятно, в связи с тем, что срок лизинга не может зависеть от амортизации, так как амортизация устанавливается сторонами и не может быть более трех в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Срок договора лизинга устанавливается сторонами и не должен зависеть от срока амортизации, так как последний устанавливается тоже сторонами.

Тем не менее анализ в сравнительном аспекте практики тех стран, где типы и виды лизинга не исключены из национального законодательства, требует обратиться к определению типов и видов лизинга. Так, тип лизинга возможно определять, исходя из срока, на который заключена лизинговая сделка: долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный лизинг [7, с. 27]. Однако отдельного внимания заслуживает рассмотрение особенностей правового регулирования различных видов лизинга.

Вид лизинга определяется условиями лизинговой сделки. Основными видами признаются во всем мире оперативный (операционный) лизинг (operating lease) и финансовый лизинг (finance lease). Ключевыми критериями такого разграничения служат срок использования оборудования и объем распределения рисков, связанных со случайной гибелью или порчей переданного в лизинг имущества.

При оперативном лизинге срок договора лизинга существенно короче, чем нормативный срок службы имущества, а лизинговые платежи покрывают полную стоимость имущества [8, с. 67]. Лизингодатель вынужден поэтому сдавать его во временное пользование несколько раз, и для него возрастает риск по возмещению остаточной стоимости объекта лизинга при отсутствии спроса на него. Для финансового лизинга характерны длительный срок аренды и амортизация всей или большей части стоимости имущества [8, с. 69]. В течение срока договора лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает себе стоимость имущества и получает прибыль от лизинговой сделки.

В той части российского гражданского законодательства, которая регулирует лизинговые отношения, выявлены ряд недостатков. Например, из принятого юридического определения договора лизинга очевидно, что Гражданский кодекс признает только финансовый лизинг, так как предусматривает наличие в сделке трех участников - лизингодателя, лизингополучателя и продавца. Кроме того, ГК РФ (ст. 665) закрепляет разовый характер сделки, поскольку для каждой сделки арендодатель должен покупать имущество вновь [2]. Это исключает из сферы регулирования ГК РФ такие важные, выработанные многолетней практикой виды лизинга, как раздельный, револьверный, групповой и некоторые другие.

В рамках финансового лизинга возможны различные его модификации -разновидности: раздельный простой и сложный, групповой (акционерный) и другие [9, с. 123].

Раздельный лизинг (левередж, кредитный, паевой лизинг (leveraged lease), или лизинг с дополнительным привлечением средств) состоит в том, что объединяет несколько кредитных организаций для финансирования крупных дорогостоящих лизинговых проектов. Он предусматривает привлечение лизингодателем долгосрочного займа у одного-двух (простой вариант) или у нескольких (сложный вариант) кредиторов на сумму до 70-80% от стоимости объекта лизинга.

На Западе более 85% всех лизинговых сделок построены на основе раздельного лизинга [10, с. 18]. Отличительной чертой здесь является то, что лизинго-

датель, покупая оборудование, выплачивает из своих средств не всю его сумму, а только часть. Остальное он берет в ссуду у одного или нескольких кредиторов. При этом лизинговая компания продолжает пользоваться всеми налоговыми льготами, которые рассчитываются из полной стоимости имущества. «В одних странах, как, например, США или Азербайджан, лизингодатель обязательно должен использовать для покупки оборудования часть собственных средств» [11, с. 37]. В России такого жесткого требования нет и для осуществления сделки можно привлекать 100% кредитных средств. В связи с финансовой слабостью российских лизинговых компаний данный вид лизинга нашел наиболее широкое распространение у нас в стране.

Возвратный лизинг (sale and leaseback) [8, с. 70] является разновидностью двусторонней лизинговой сделки. Идея его состоит в следующем: предприятие, имеющее оборудование, но испытывающее недостаток средств для производственной деятельности, продает свое имущество лизинговой компании, которая в свою очередь сдает его в лизинг этому же предприятию. Таким образом, у предприятия появляются денежные средства, которые оно может направить, например, на пополнение оборотных средств.

В литературе выделяется также лизинг нового (first hand leasing) и подержанного (second hand) имущества [12, с. 26]. Исследование рынка лизинговых услуг в Российской Федерации позволяет сделать вывод, что существующий в настоящее время на внутреннем рынке дефицит многих форм имущества определяет перспективность лизинга именно подержанного имущества. Такой лизинг выгоден и продавцу (поставщику), который имеет возможность получить прибыль от временно простаивающей техники, сдав его на определенный срок, и лизингополучателю, который получает оборудование не по первоначальной, а по остаточной стоимости, что особенно важно в отношении сложного, дорогостоящего оборудования.

Некоторые ученые указывают на то, что есть все основания выделить фиктивный и действительный лизинг [13, с. 31; 14, с. 45]. При фиктивном лизинге сделка носит спекулятивный характер и заключается исключительно с целью извлечения наибольшей прибыли за счет получения необоснованных налоговых льгот. Однако думается, что в таком случае мы имеем дело не с лизинговой сделкой, а скорее всего со сделкой купли-продажи в рассрочку. Действительный лизинг в правовом отношении должен соответствовать экономическому содержанию лизинговой операции, определяемому нормами действующего законодательства.

Проблема отнесения действительной сделки к лизингу существует во многих странах. В российском законодательстве принципы отличия лизинговых сделок от замаскированных фиктивных операций не определены достаточно четко. Тем не менее можно предложить следующие критерии определения действительного лизинга: в договоре лизинга должно быть зафиксировано инвестирование средств в объект лизинга; юридическим собственником в течение сделки остается лизингодатель, а экономическим - лизингополучатель; имеет место передача объекта лизинга лизингополучателю; объект лизинга используется только для предпринимательских целей.

Кроме перечисленных классификаций лизинга, нашедших отражение в научной литературе, можно предложить разделение лизинга на две основные категории: розничный и корпоративный. Розничный лизинг подразумевает возможность взять в лизинг торговое или промышленное оборудования для ведения малого бизнеса. Корпоративный лизинг используется для приобретения оборудования крупными корпоративными клиентами, которые рассматривают лизинг как один из наиболее эффективных инструментов финансирования капитальных затрат и оптимизации структуры активов. Для развития лизинговых правоотношений в Российской Федерации необходимо внести в Федеральный закон «О лизинге» норму, посвященную корпоративному лизингу, поскольку ни в Гражданском кодексе РФ, ни в других нормативно-правовых актах данный вид лизинга не предусматривается.

Надо полагать, что на современном этапе развития лизинга в России не все перечисленные его виды получают одинаково широкое распространение. Как показывает отечественный опыт, предпочтение отдается в основном финансовому и оперативному лизингу, как внутреннему, так и международному.

Очевидно, что лизинг может быть сложносоставным и включать одновременно несколько типов, видов, форм. В целом же практика выработала много критериев, с учетом которых лизинг делится на виды, применение которых способствует индивидуализации и наиболее точному отражению сторонами договора своих действительных потребностей в пользовании и приобретении различных видов имущества.

Библиографический список

1. Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг. М., 1999.

2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ с изм. от 14 июля 2008 г. // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2008. № 29, ч. 1. Ст. 3418.

3. О финансовой аренде (лизинге): Федер. закон от 29 окт. 1998 г. № 164-ФЗ с изм. от 26 июля 2006 г. // СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 5394.

4. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федер. закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ с изм. от 29 апр. 2008 г. // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3697; 2008. № 18. Ст. 1941.

5. Францева Е.Ф. Лизинг: справ. пособие. М., 2006.

6. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)»: Федер. закон от 29 янв. 2002 г. № 10-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.

7. Решетник И. Юридическая конструкция лизинга // Российская юстиция. 1997. № 12.

8. Газман В.Д. Англо-русский толковый словарь терминов и понятий по лизингу. М., 2002.

9. Андреев П.А., Баутин В.М. [и др.] Лизинг. М., 1999.

10. Прилуцкий Н.Л. Финансовый лизинг: правовые основы, экономика, практика. М., 1997.

11. Маслова И., Анисимов М. Лизинговые операции в финансовой и бухгалтерской отчетности: американский опыт и российская практика // Финансовый бизнес. 2001. № 11.

12. Синъко В., Черноусое Е. Лизинг - средство подъема производства // Экономист. 1999. № 3.

13. Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. М., 1996.

14. Чекмарева Е.Н. Лизинговый бизнес. М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.