LEGAL FRAMEWORK FOR THE PROTECTION OF THE RIGHTS OF
MIGRANT WORKERS
M.TURSUNOVAa
Tashkent state University of law, Tashkent, 100047, Uzbekistan
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ТРУДЯЩИХСЯ
МИГРАНТОВ
М.ТУРСУНОВА'1
Ташкентский государственный юридический университет, Ташкент, 100047, Узбекистан
Аннотация: данная статья посвящена правовым основам защиты прав трудящихся-мигрантов. Изменения в современных мирохозяйственных связях и мировых миграционных процессах приводят к пониманию важности и значимости защиты прав трудящихся мигрантов с точки зрения, как международного, так и национального права. В исследовании рассматриваются теоретические и международно-правовые основы защиты прав трудящихся мигрантов даны предложения по совершенствованию механизмов защиты прав трудящихся мигрантов.
Ключевые слова: права человека, трудящийся-мигрант, защита прав мигрантов, дипломатическия и консульская защита, правовые основы, международно-правовые нормы, Международная организация труда.
Аннотация:мацола меунаткаш мигрант ууцуцларинихимояцилишнинг ууцуций асосларига багишланган. Замонавий ицтисодий муносабатлардаги узгаришлар уамда жауон мицёсидаги миграция жараёни халцаро ууцуц ва миллий цонунчилик нуцтаи назаридан меунаткаш мигрантларнинг ууцуцларини уимоя цилишнинг ауамияти ва унинг зарурлигини тушунишга олиб келади. Муаллиф меунаткаш мигрантларнинг ууцуцларини уимоя цилишнинг назарий ва халцаро-ууцуций асосларини урганиб чиццан уамда меунаткаш мигрантларнинг ууцуцларини химоя цилиш механизмларини такомиллаштириш буйича таклифлар тацдим этган.
Калит сузлар: инсон ууцуцлари, меунаткаш мигрант, мигрантлар ууцуцларини уимоя цилиш, дипломатик ва консуллик уимоя, халцаро-ууцуций нормалар, Халцаро меунат ташкилоти.
Abstract: This article is devoted to the legal framework for the right protection of migrant workers. Changes in modern global economic links and world migration processes lead to the understanding of the importance and value ofprotecting the rights of migrant workers from the point of view of both international and national law. The study observes the theoretical and international legal framework for the right protection of migrant workers, offers suggestions for improving mechanisms for protecting the rights of migrant workers.
Key words:human rights, migrant workers, protection of migrants' rights, diplomatic and consular protection, legal framework, international legal norms, International Labor Organization.
Для начала XXI века стало характерным резкое увеличение числа иностранцев, временно или постоянно находящихся в другой стране. Так, согласно данным журнала «TheEconomist», количество граждан Китая и Индии, проживающих в других государствах, составляет 50 и 22 миллиона человек соответственно. А число бразильцев, проживающих за рубежом, составляет 3 миллиона человек. Одновременно наблюдается рост количества туристических поездок.
Например, в 2011 году количество граждан Австралии, посетивших зарубежные страны в качестве туристов, составило 7,6 миллионов человек [1].
В связи с этим, для любого государства, в том числе и Узбекистана, необходимость защиты прав и законных интересов своих граждан, находящихся за его пределами, является важнейшей задачей, на которой строится неразрывная связь между государством и личностью, между правами и обязанностями, между долгом и ответственностью.
Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев отмечает: «Сегодня сама жизнь требует от нас достижения важнейшей цели, определенной в нашей Конституции, - всестороннего обеспечения прав и интересов человека» [2].
Сколько раз граждане нашей страны на чужбине находились на грани между жизнью и смертью, свободой и заключением, сколько раз они сталкивались со всевозможными угрозами и несправедливостью. Причем различные экстремальные ситуации могут возникать по неосторожности и халатности самих граждан. В любой ситуации, оказавшиеся в сложных условиях, узбекские граждане вправе рассчитывать на оперативную и эффективную защиту со стороны Республики Узбекистан.
В связи с этим одним из важных вопросов повестки дня международных отношений с зарубежными странами занимает вопрос о защите прав граждан Республики Узбекистан за рубежом. Современный этап развития Республики Узбекистан характеризуется тем, что создание возможностей правовой защиты граждан в любой ситуации является первоочередной задачей в стране. В настоящее время создаются все необходимые условия для оказания консульских и других услуг соотечественникам за рубежом, возможность для свободного посещения Родины, участия в развитии страны, и в дальнейшем целесообразно расширить масштабы данной работы [3].
Одной из признанных и эффективных форм защиты прав и законных интересов граждан за границей является дипломатическая и консульская защита. Возникновение этих институтов связано с зарождением и развитием института консула. Происхождение института консулов, в свою очередь, тесно связано с развитием международных связей, и особенно торговли и мореплавания.
Сегодня для Узбекистанадипломатическая и консульская защита является важным правовым инструментом обеспечения прав своих граждан за рубежом. По данным Министерства иностранных дел Республики Узбекистан в 2017 году министерством было принято 4857 обращений от граждан, находящихся за пределами страны, это в два раза больше, чем в прошлом году. Проведенный анализ содержаний данных обращений показывает, что большинство заявлений граждан направлены на восстановление прав и интересов граждан Республики Узбекистан в зарубежных странах и оказание им правовой помощи [4].Россматривая данную проблему в контексте положений "Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан", утвержденных Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года №4947, консульская защита является важнейшим элементом ведения конструктивной внешней политики Республики Узбекистан.
Особую актуальность приобретает также вопрос о взаимодействии норм международного и внутригосударственного права в рассматриваемой сфере, что выражается в их совместном применении при регулировании данных отношений.
В доктрине международного права традиционно делается различие между дипломатической и консульской защитой граждан за границей. Такое различие основывается, в первую очередь, на положениях действующих конвенций [5].
При определении и регулировании правового положения граждан за пределами страны правомерно использование как внутригосударственных норм права государства пребывания, так и норм национального права граждан. Таким образом, гражданин носит права и обязанности двух системправа: во-первых, права и обязанности, предоставляемые государством своего гражданства; во-вторых права и обязанности, предоставляемые страной пребывания для иностранных лиц.
Особое значение в защите прав трудящихся-мигрантов имеет Венская конвенции о дипломатических и консульских сношениях, а также двусторонние консульские соглашения Республики Узбекистан с иностранными государствами и некоторые иные двусторонние договора и соглашения, где содержатся положения о защите прав трудящихся мигрантов за рубежом.
Институт консульской защиты закреплен в Венской конвенции о консульских сношениях 1962 года. В двусторонних соглашениях, государства предусматривают конкретное использование этого института. Консульская защита как институт международного права является эффективным
средством защиты прав и интересов иностранцев-мигрантов. Для достижения поставленной цели консул может вступать в правоотношения с. одной стороны, с физическими и юридическими лицами государства прерывания, а с другой - с компетентными властями этого государства. Гражданин вправе выдать на имя консула доверенность, уполномочивающую того, вести определенное дело. Что касается консульских функций по защите прав мигрантов, то они могут быть сведены к защите прав и интересов мигрантов; нотариальная; функция по регистрации актов гражданского состояния; функции по защите прав мигрантов в суде и т.д. В современном мире иностранцы, в том числе и мигранты, приравниваются к гражданам государства пребывания, и вправе иметь свободный доступ к судам.
Большое значение в международно-правовом регулировании статуса мигрантов имеют конвенции и пакты общего характера, относящиеся к защите прав человека и его основных свобод. Это - Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, целый ряд конвенций МОТ, которые определяют права трудящихся-мигрантов и систему контроля по их соблюдению со стороны принимающего государства.
Основополагающие международные правовые акты о правах и свободах человека распространяются на физических лиц, включая трудящихся-мигрантов. В то же время ряд международно-правовых документов адресован непосредственно трудящимся-мигрантам.
Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году была принята Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Конвенция обязывает участвующие в ней государства предоставлять трудящимся-мигрантам обращение не менее благоприятное, чем то, которое применяется к гражданам государства работы по найму при решении вопросов вознаграждения и других условий труда (сверхурочного времени, рабочего времени, еженедельного отдыха, оплачиваемых отпусков, безопасности, охраны здоровья, прекращения трудовых взаимоотношений и любых иных условий труда, на которые в соответствии с национальными законами и практикой распространяется это понятие), а также условий занятости (вопросы минимального возраста занятости, ограничения надомного труда и любые иные вопросы, которые в соответствии с национальными законами и практикой считаются условиями занятости).
Трудящимся-мигрантам и членам их семей предоставляется, в частности, право создавать профсоюзы и ассоциации в государстве работы по найму с целью обеспечения и защиты своих экономических, социальных, культурных и иных интересов, переводить заработанные средства и сбережения, в том числе суммы, необходимые для содержания семей, из государства работы по найму в государство происхождения или любое другое государство.
Международная организация труда приняла, в частности: Конвенцию №97 о правах трудящихся-мигрантах 1949 г. [6]; Конвенцию №118 о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения 1962 г. [7]; Конвенцию №143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975 г. [8]; Рекомендация №86 о трудящихся-мигрантах 1949 г. [9]; Рекомендация №151 о трудящихся-мигрантах 1975 г. [10].
В рамках Совета Европы приняты Европейская конвенция об обустройстве и предпринимательстве, Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов 1977 г. [11], Европейская конвенция о социальном обеспечении 1972 г., Европейский кодекс социального обеспечения 1964 г., Европейская социальная хартия 1961 г.
Странами СНГ заключены многосторонние соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994 г. [12], о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. двусторонние договоры о социальном обеспечении, о трудовой деятельности и социальной защите граждан, работающих за пределами своих государств.
Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994 г. регулирует основные направления сотрудничества сторон в сфере трудовой деятельности и социальной защиты лиц (работников) и членов их семей, которые постоянно проживают на территории одной из стран-участниц и осуществляют свою трудовую деятельность на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности на территории другой страны-участницы в соответствии с законодательством стороны трудоустройства.
В Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 1990 г. указывается, что трудящиеся-мигранты пользуются не менее благоприятным обращением, чем то, которое применяется к гражданам государства работы по найму, в вопросах вознаграждения и других условий труда, а именно: сверхурочного времени, рабочего времени, еженедельного отдыха, оплачиваемых отпусков, безопасности, охраны здоровья, прекращения трудовых взаимоотношений и любых других условий труда, на которые, в соответствии с национальными законами и практикой, распространяется это понятие; других условий занятости, а именно: минимального возраста занятости, ограничения надомного труда и любых других вопросов, которые, в соответствии с национальными законами и практикой, считаются условиями занятости. Кроме того, в данном акте закрепляются и иные трудовые права, которые входят в правовой статус трудового мигранта: принимать участие в собраниях и мероприятиях профсоюзов и любых других ассоциаций, созданных в соответствии с законом с целью зашиты их экономических, социальных, культурных и других интересов, подчиняясь только правилам соответствующей организации; свободно вступать в любые профессиональные союзы и любые такие вышеупомянутые ассоциации, подчиняясь только правилам соответствующей организации; обращаться за помощью и поддержкой к любому профессиональному союзу и любой такой вышеупомянутой ассоциации. Кроме того, трудящиеся-мигранты в государстве работы по найму имеют право свободно выбирать свою вознаграждаемую деятельность. Вместе с тем Конвенция предусматривает и ряд ограничений — в отношении любого трудящегося-мигранта государство работы по найму может: 1) устанавливать ограничение категорий работ по найму, функций, рода занятий или деятельности, когда это необходимо в интересах этого государства и предусматривается национальным законодательством; 2) ограничивать свободу выбора вознаграждаемой деятельности в соответствии со своим законодательством, касающимся признания профессиональной квалификации, полученной за пределами его территории. В отношении трудящихся-мигрантов, которые получили ограниченное по срокам разрешение на работу, государство работы по найму может также: предоставлять право свободного выбора своей вознаграждаемой деятельности при условии, что трудящийся-мигрант законно проживал на его территории в целях вознаграждаемой деятельности в течение предусмотренного в его национальном законодательстве периода, который не должен превышать двух лет; ограничивать доступ трудящегося-мигранта к вознаграждаемой деятельности в осуществление политики предоставления приоритета своим гражданам или лицам, ассимилировавшимся с ними с этой целью, в силу действия законодательства или двусторонних или многосторонних соглашений. Любое такое ограничение неприменимо к трудящемуся-мигранту, который законно проживает на территории в целях вознаграждаемой деятельности в течение предусмотренного в его национальном законодательстве периода времени, который не должен превышать пяти лет.
В свою очередь, в Конвенции МОТ № 97 отмечается, что каждый член данной Организации обязуется предоставлять без дискриминации по признаку национальности, расы, религии или пола иммигрантам, законно пребывающим на его территории, условия не менее благоприятные, чем те, которыми пользуются его собственные граждане в отношении следующих вопросов (поскольку такие вопросы регламентируются законодательством или подлежат контролю административных органов): 1) заработная плата, включая семейные пособия в тех случаях, когда эти пособия составляют часть заработной платы; рабочее время; 2) сверхурочные работы; 3) оплачиваемые отпуска; 4) ограничения надомного труда; 5) возраст принятия на работу; 6) ученичество и профессиональное обучение; 7) женский труд и труд подростков; 8) принадлежность к профессиональным союзам и пользование преимуществами, предоставляемыми коллективными договорами; 9) жилищный вопрос; 10) социальное обеспечение (под которым подразумеваются постановления закона в отношении несчастных случаев на производстве, охраны материнства, болезни, инвалидности, старости, смерти, безработицы и семейных обязанностей, а также всех прочих случаев, которые, согласно законодательству страны, охватываются системой социального обеспечения) при соблюдении следующих условий: могут существовать особые соглашения для сохранения уже приобретенных прав или прав, находящихся в процессе приобретения, а законодательство страны иммиграции может предписывать особые положения относительно пособий или каких-либо частей пособии, покрываемых полностью из общественных фондов, и пособий, выплачиваемых лицам, не отвечающим условиям, необходимым для получения нормальной пенсии налоги, сборы или взносы, уплачиваемые за работника; 11) судопроизводство.
В 1975 году Генеральная конференция МОТ приняла Конвенцию № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и
обращения, в ст. 3 которой указывается, что каждый член Организации принимает все необходимые и соответствующие меры, как в рамках своей юрисдикции, так и в сотрудничестве с другими членами Организации: 1) для пресечения тайного передвижения мигрантов, ищущих работу, и незаконного найма мигрантов; 2) против организаторов незаконного или тайного передвижения мигрантов, ищущих работу, начинается ли это движение с его территории, проходит ли через эту территорию или прибывает на нее, а также против тех, кто нанимает работников, иммигрировавших в незаконных условиях.
Особое внимание в Конвенции уделяется методам обеспечения равенства возможностей и обращения в сфере труда: 1) обеспечение сотрудничества организаций работодателей и работников и других соответствующих органов в деле содействия принятию и применению политики, предусмотренной в ст. 10 настоящей Конвенции; 2) введение таких законов и содействие таким программам образования, которые могут быть рассчитаны на обеспечение принятия и применения такой политики; 3) поощрение программ образования и развитие прочей деятельности, направленной на возможно более полное ознакомление работников-мигрантов с принятой политикой, с их правами и обязанностями, а также с деятельностью, направленной на оказание им эффективной помощи в деле осуществления их прав и для их зашиты; 4) отмена любых законоположений и изменение любых административных распоряжений или практик, которые несовместимы с такой политикой; 6) по консультации с представительными организациями работодателей и работников, разработка и проведение социальной политики, соответствующей национальным условиям.
Таким образом, все международные акты о труде мигрантов можно подразделить на 3 группы: акты ООН (например, Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-ми грантов и членов их семей от 1990 г.1Х4); акты МОТ (Конвенция(пересмотренная) №97 от 1949 г. и Рекомендация № 86 о работниках-мигрантах; Рекомендация МОТ 1955 г. о работниках мигрантах в слаборазвитых странах № 100; Конвенция МОТ№ 143 от 1975 г. и Рекомендация № 151 о работниках-мигрантах (дополнительные положения); Акты региональных организаций (например, Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов №185 от 1977 г.).
Следует упомянуть также и Нью-Йоркскую декларацию о беженцах и мигрантах все 193 государства, которые являются членами Организации Объединенных Наций, обязались рассмотреть вопрос о выработке в процессе проводимой государствами работы факультативных принципов и предусматриваемых для добровольного применения рекомендаций в отношении обращения с мигрантами, находящимися в уязвимом положении[13]. Они обязались также развернуть процесс межправительственных переговоров, итогом которых станет принятие глобального договора о безопасной, упорядоченной и законной миграции, в котором можно было бы отразить, в частности, такие элементы как эффективная защита мигрантов, находящихся в уязвимом положении. Признавая проблемы, создаваемые миграцией в принимающих государствах и общинах, следует отметить, что в общем и целом она положительно и благотворно влияет как на самих мигрантов, так и на страны и общины, которые их принимают. Вместе с тем, как признано в Нью-Йоркской декларации, на различных этапах следования мигранты могут оказываться в уязвимом положении, нуждаясь в защите и помощи: в дороге, по прибытии в пункт назначения или когда они строят свою жизнь в новой стране. Мигранты, находящиеся в уязвимом положении, часто испытывают особые потребности, которые должны удовлетворяться в соответствии с международным правом. Нью-Йоркская декларация призывает государства-члены ООН:
• рассмотреть вопрос о разработке принципов и рекомендаций в отношении обращения с мигрантами, находящимися в уязвимом положении, которые дополняли бы усилия государств по оказанию защиты и помощи мигрантам;
• рассмотреть вопрос о включении в глобальный договор о безопасной, упорядоченной и законной миграции таких элементов, как «эффективная защита прав человека и основных свобод мигрантов, включая женщин и детей, независимо от их миграционного статуса, и особые потребности мигрантов, находящихся в уязвимом положении» [14].
Республика Узбекистан заключила двусторонние консульские конвенции с 12 странами мира, в том числе Болгарией, Грузией, Грецией, КНР, Киргизской Республикой, Латвией, Пакистаном, Польшей, Россией, Турцией, Украиной, Азербайджаном. При разработке и проработке двусторонних консульских конвенции стороны основываются на положения Венской конвенции о консульских сношениях от 1963 года. Данными двусторонними конвенциями регулируются вопросы деятельности консульских учреждений, иммунитеты, привилегии, сроки давности и многое другое.
В ходе Государственного визита Президента Турции РеджепаТайипаЭрдогана в Узбекистан 30 апреля - 1 мая 2018 г. было подписано соглашение о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей. Документ регулирует вопросы, касающиеся защиты прав трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Республики Узбекистан в Турции и членов их семей и трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Турецкой Республики и членов их семей в Узбекистане. Ответственными за реализацию данного Соглашения, являются: от Республики Узбекистан -Министерство занятости и трудовых отношений и Министерство внутренних дел, а также Агентство по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений; от Турецкой Республики - Министерство труда и социального обеспечения и Министерство внутренних дел.
Согласно Соглашению трудящиеся-мигранты могут осуществлять трудовую деятельность на территории принимающего государства на основании заключенных с работодателями договоров, в соответствии с законодательством государства принимающей стороны.
Также стороны всячески будут способствовать регулированию миграционных потоков в своих странах и сотрудничают по пресечению нелегальной трудовой деятельности в своих странах [15].
Что касается национального законодательства, в Узбекистане созданы национально-правовые основы защиты прав трудящихся мигрантов Республики Узбекистан за рубежом:
Статья 22 Конституции гласит: Республика Узбекистан гарантирует правовую защиту и покровительство своим гражданам как на территории Республика Узбекистан, так и за её пределами [16]. Это значит, трудящиеся мигранты из Республики Узбекистан работающие в зарубежных странах имеют право на покровительство и защиту их прав на территории страны пребывания.
Пункт 1 ст. 1 Закона о гражданствеРеспублики Узбекистан также гласит: Республика Узбекистан осуществляет защиту прав, свобод и интересов граждан на территории Республики Узбекистан и за ее пределами.
Кроме того, в ст. 8 этого закона закреплено: Граждане Республики Узбекистан за границей пользуются защитой и покровительством Республики Узбекистан [17].
Консульский Устав Республики Узбекистан (ст.ст. 3 п.1, 23, 24)также гласит: консульские учреждения Республики Узбекистан защищают за границей права и интересы Республики Узбекистан, граждан и юридических лиц Республики Узбекистан, принимать меры к тому, чтобы они пользовались, всеми правами и меры для восстановления нарушенных прав граждан и юридических лиц Республики Узбекистан [18].
Кроме того, во исполнение Закона Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц» [19] и в целях создания благоприятных условий для граждан Республики Узбекистан в получении ими своевременной помощи по консульско-правовым и иным вопросам, повышения качества работы по оказанию им консульских услуг в Консульском управлении МИД учрежден и успешно функционирует Сектор по работе с обращениями граждан и приему посетителей для предоставления им бесплатных консультаций по различным вопросам консульского характера.
Таким образом, в целях обеспечения эффективной защиты прав и законных интересов граждан Республики Узбекистан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом, оказания им качественной консульско-правовой помощи, осуществления координации и мониторинга трудовой деятельности и содействия в реализации их прав и законных интересов в государстве пребывания, необходимо разработать проект Постановления Президента Республики Узбекистан «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Узбекистан по вопросам оказания консульско-правовой помощи гражданам Республики Узбекистан, выезжающим за рубеж для осуществления временной трудовой деятельности», в котором предлагается введение в штатное расписание посольств Узбекистана дополнительных единиц.
В целях совершенствования порядка оказания консульских услуг, оказываемых Министерством иностранных дел и заграничными учреждениями Республики Узбекистан, изучен передовой опыт внешнеполитических ведомств Франции, Израиля, Японии, Бельгии, Великобритании, США, Сингапура, Кореи и России, исходя из которого необходимо разработать план мероприятий по совершенствованию и развитию информационно-коммуникационных технологий в деятельности МИД, переводу консульских услуг в интерактивную форму.
Также считаем целесообразным подготовить план совместных мероприятий с другими министерствами и ведомствами для решения следующих задач:
- вести учет граждан Республики Узбекистан, выезжающих за рубеж для занятия трудовой деятельностью;
- создать единый Центр подготовки и отправки за границу студентов, с созданием банка данных на всех студентов, выезжающих для обучения за рубеж;
- создать единый Центр подготовки и отправки за границу для трудоустройства, с созданием банка данных на всех граждан, выезжающих для осуществления за рубежом трудовой деятельности;
- проводить разъяснительную работу на местах по ознакомлению граждан Республики Узбекистан, выезжающих для осуществления трудовой деятельности за рубеж, с порядком и правилами въезда-выезда, пребывания и трудоустройства в странах, планируемых к выезду;
- разработать заключения двусторонних межправительственных соглашений об организованном привлечении рабочей силы. В случае заключения подобных соглашений с зарубежными странами, принимающими трудовых мигрантов из Республики Узбекистан (наподобие имеющихся соглашений с Россией, Республикой Корея, Турцией) удастся избежать большинства проблем, с которыми сталкиваются граждане Республики Узбекистан, выезжающие на работу в индивидуальном порядке (нарушение законодательства, попадание в рабство и т.п.);
- внести изменения в нормативные документы, предусмотрев возможность обмена и оформления паспортов для всех граждан Республики Узбекистан, легально пребывающих (постоянно или временно) за рубежом;
- выработать механизма по оказанию помощи гражданам Узбекистана за рубежом, оказавшимся без средств существования (предусмотрев возможность обращения дипмиссий в НАК «УзбекистонХавойуллари» и АО «Узбекистонтемирйуллари» для выделения им бесплатных билетов).
На наш взгляд, эти предложения будут способствовать совершенствованию обеспечения эффективной защиты прав и законных интересов граждан Республики Узбекистан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом, оказанию им качественной консульско-правовой помощи, осуществлению координации и мониторинга трудовой деятельности и содействию в реализации их прав и законных интересов в государстве пребывания.
References:
1. Yuldasheva G. Transformatsiya diplomaticheskix i konsulskix funksiy na sovremennom etape. // InternationalLawandlnternationalOrganizations. - 2016. - №3. DOI: 10.7256/2226-6305.2016.3.15903- S.321
2. Mirziyoyev Sh.M. Obespecheniye verxovenstva zakona i interesov cheloveka - garantiya razvitiya strani i blagopoluchiya naroda - trebovaniye vremeni. Doklad na torjestvennom sobranii, posvyashennom 24-y godovshine prinyatiya Konstitutsii Respubliki Uzbekistan. 7 dekabrya 2016 goda. / Sh.M.Mirziyoyev. - Tashkent: Uzbekistan, 2017. - S.37.
3.Poslaniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan Sh.MirziyoyevaOliyMajlisu. uza.uz/ru.
4. Ofitsialniy sayt Ministerstva inostrannix del Respubliki Uzbekistan. https://mfa.uz/ru/about/activity/13823/
5. Al-FakiGamilXizamYaxya. Diplomaticheskiye i konsulskiye meri po zaщite prav grajdan za rubejom. Avtoreferat dissert. na soiskaniye uchenoy stepeni kand.yurid.nauk. - M.: Rossiyskiy universitet Drujbi narodov.
6. Konvensii i rekomendatsii, prinyatie Mejdunarodnoy konferensiyey truda. 1919-1956. T. I. Jeneva: Mejdunarodnoye byuro truda, 1991. - S. 965-981.
7. Konvensii i rekomendatsii, prinyatie Mejdunarodnoy konferensiyey truda. 1919-1956. T. I. Jeneva: Mejdunarodnoye byuro truda, 1991. - S.1330-1337.
8. Tam je. - S.1779-1794.
9. Tam je. T. I. - S. 982-999.
10. Tam je. T. U. - C.1787 1794.
11. Tam je. T. U. - C.1787 1794.
12. Soglasheniye o sotrudnichestve v oblasti trudovoy migratsii i sotsialnoy zashiti trudyashixsya-migrantov 1994 g. moscow.iom.int/russian/Legislation/CIS_LabourMigration_ru.pdf.
13. Migranti, naxodyashiyesya v uyazvimom polojenii. Tochka zreniya UVKB OON . http://www.refworld.org/cgi-bin/texis/vtx/rwmain/opendocpdf.pdf?reldoc=y&docid=5a7c5e0c4.
14. Migrantbi, naxodyashiyesya v uyazvimom polojenii. Tochka zreniya UVKB OON . http://www.refworld.org/cgi-bin/texis/vtx/rwmain/opendocpdf.pdf?reldoc=y&docid=5a7c5e0c4.
15. Uzbekistan i Tursiya obespechat zashitu prav trudovix migrantov.www.mfa.uz.
16. Konstitutsiya Respubliki Uzbekistan. - T.: Uzbekistan, 2014. - S.7.
17. Zakona o grajdanstve Respubliki Uzbekistan. WWW: Lexuz.
18. Konsulskiy Ustav Respubliki Uzbekistan. WWW: Lexuz.
19. Zakona Respubliki Uzbekistan ob obra щeniyax fizicheskix i yuridicheskix lits. 2014g