Научная статья на тему 'Правовые основы управления земельными ресурсами Российской Федерации в современных условиях'

Правовые основы управления земельными ресурсами Российской Федерации в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государство / государственная власть / муниципальная власть / публичное управление / правовое регулирование / земельные ресурсы / правовые основы / модернизация правовой системы / state / state power / municipal power / public administration / legal regulation / land resources / legal foundations / modernization of the legal system

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Королёв С. Ю.

в статье рассматриваются правовые основы управления земельными ресурсами Российской Федерации в современных условиях. Актуальность исследования определяется неэффективным использованием земельного фонда и состоянием земель, имеющим устойчивую тенденцию к деградации, что требует совершенствования правового регулирования. Цель статьи заключается в анализе правовых основ управления земельным фондом на разных исторических этапах развития нашего государства. Поставленные задачи были реализованы при помощи общенаучных методов (анализ, синтез, диалектический метод) и формально-юридического метода. На основе полученных результатов делаются выводы и предложения по совершенствованию правового регулирования института управления земельными ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal basis of land resources management of the Russian Federation in modern conditions

the article examines the legal foundations of land management in the Russian Federation in modern conditions. The relevance of the study is determined by the inefficient use of the land fund and the state of the land, which has a stable tendency to degradation, which requires improvement of legal regulation. The purpose of the article is to analyze the legal foundations of land fund management at different historical stages of the development of our state. The tasks set were implemented using general scientific methods (analysis, synthesis, dialectical method) and the formal legal method. Based on the results obtained, conclusions and proposals are made to improve the legal regulation of the Institute of land management.

Текст научной работы на тему «Правовые основы управления земельными ресурсами Российской Федерации в современных условиях»

С.Ю.Королёв, S.Yu. Korolev,

кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Law, Associate Professor, старший научный сотрудник Senior Researcher of the Saratov

Саратовского филиала Branch of the Institute of State and Law g

Института государства и права of Russian Academy of Sciences ю

Российской академии наук skorolevl976@mail.ru g

5

DOI: 10.24412/1608-8794-2024-1-65-73 §

w

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ 1

ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ РОССИЙСКОЙ |

ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ |

Аннотация: в статье рассматриваются правовые основы управления земельны- |

ми ресурсами Российской Федерации в современных условиях. Актуальность исследо- §

вания определяется неэффективным использованием земельного фонда и состоянием g

земель, имеющим устойчивую тенденцию к деградации, что требует совершенство- |

вания правового регулирования. Цель статьи заключается в анализе правовых основ |

управления земельным фондом на разных исторических этапах развития нашего g

государства. Поставленные задачи были реализованы при помощи общенаучных ме- 1

тодов (анализ, синтез, диалектический метод) и формально-юридического метода. 5

На основе полученных результатов делаются выводы и предложения по совершен- С

ствованию правового регулирования института управления земельными ресурсами. |

с

Ключевые слова: государство, государственная власть, муниципальная власть, g

публичное управление, правовое регулирование, земельные ресурсы, правовые основы, ®

модернизация правовой системы. g

LEGAL BASIS OF LAND RESOURCES MANAGEMENT n

OF THE RUSSIAN FEDERATION IN MODERN CONDITIONS £

o

Abstract: the article examines the legal foundations of land management -55

in the Russian Federation in modern conditions. The relevance of the study is determined |

by the inefficient use of the land fund and the .state of the land, which has a stable tendency ï

to degradation, which requires improvement of legal regulation. The purpose of the article 5

is to analyze the legal foundations of land fund management at different historical stages g

of the development of our state. The tasks set were implemented using general scientific n

methods (analysis, synthesis, dialectical method) and the formal legal method. Based on g the results obtained, conclusions and proposals are made to improve the legal regulation of the Institute of land management.

Keywords: state, state power, municipal power, public administration, legal regulation, ^

land resources, legal foundations, modernization of the legal system. g

Россия - самое большое государство в мире. Ее площадь составляет более 17 млн км2, что равняется 12,5 % мировой территории [1]. Обширные пространства, различные природно-климатические условия обусловили наличие огромного количества природных

ресурсов. В нашей стране сосредоточено 55 % мировых запасов чернозема, более 20 % запасов пресной воды, примерно такое же количество лесных ресурсов планеты [2, с. 5]. Основой всего этого богатства является земля. В сегодняшних, отнюдь не простых условиях, в которых выстраивается внешняя и внутренняя политика государства, эффективная и рациональная эксплуатация земельного потенциала России выступает залогом устойчивого развития экономики, ее конкурентоспособности, а также повышения благосостояния граждан.

Конституционные положения о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов России предполагают создание условий, при которых:

1) осуществлен кадастровый учет всех земельных участков;

2) каждый из них используется максимально эффективно;

3) в полном объеме воспроизводятся их полезные свойства и ка-„о чественные характеристики [2, с. 3].

го Данные статистики свидетельствуют о том, что сложившееся на сегодняшний день в нашем государстве и обществе отношение № к земле не в полной мере соответствует конституционным нормам, § и до выполнения вышеуказанных условий необходимо пройти еще § долгий путь. Так, несмотря на то, что по площади пашни на душу 2 населения Россия находится на лидирующих позициях (в 3,3 раза ^ превосходя среднемировой уровень), по показателям эффективности — землепользования мы заметно отстаем. Девять процентов сельскохо-§ зяйственных угодий мира, аккумулированных на нашей территории, 5 дают всего лишь 1,1 % валовой продукции сельского хозяйства [2, с. 5]. § Кроме того, серьезные опасения вызывает качественное состояние ^ земли. Развитие негативных процессов, причиной которых являются не столько силы природы, сколько деятельность человека, - устояв-о шаяся тенденция, зародившаяся десятки лет назад и продолжающая ^ набирать обороты.

С Нельзя отрицать тот факт, что государство обеспокоено наличием проблем в этой сфере. Еще в 2002 г. Экологическая доктрина РФ 66 определила факторы деградации природной среды. Среди них: преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре (V экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов ® и деградации природной среды; низкая эффективность механизмов ^ природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами; резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды и т.д. [3]. Сейчас определенно можно сказать, что спустя

более двадцати лет со дня утверждения доктрины все они в полной мере присутствуют в сфере земельных отношений. Это вызывает еще

большую озабоченность как со стороны общества, так и со стороны э

государства. О

Выходом из сложившейся ситуации является усиление роли §

государства в регулировании процессов, происходящих в области 2

О

охраны и использования земель. При этом речь не идет о возврате о

в эпоху СССР. Суть в том, чтобы создать эффективно работающие ^ механизмы государственного управления, используя опыт прошлого,

наложив на него инновационные наработки настоящего. Создание |

такой системы управления земельным фондом невозможно без долж- |

ного правового обеспечения. Именно это становится основой любой |

деятельности. |

В исторической ретроспективе правовое обеспечение управления § земельными ресурсами всегда было важной составляющей осущест- * вления публичной власти в России. На каждом этапе были свои особенности, обусловленные потребностями общества и государства. Нормы, 2 закладывающие правовые основы процесса управления землей, при- | сутствовали уже в самых первых источниках древнерусского права, о появившихся на рубеже ГХ-ХП вв. [4]. Нормативные правовые акты пе- О риода феодализма в России (ХП-ХУ вв.) отражали уже более высокую | ступень развития права по сравнению с законодательством Киевского £ государства, в том числе и в области земельных отношений. Устоялась * система органов управления, в компетенцию которых входило решение земельных вопросов. В нее входили: князь, посадник, сотские. Именно о они, в частности, определяли действительность земельных грамот, осу- * ществляли контроль за использованием земли и т.д. [5]. Нормативные £ правовые акты, появившиеся в период сословно-представительной § монархии в России (XVI - XVII вв.), период Российской Империи ^ (XVIII - начало XIX вв.), также совершенствовали систему органов § управления землей (с учетом усиления власти единого центрального § аппарата, необходимого для управления государством на этом этапе), расширяли круг регулируемых вопросов, увеличили число наказуемых 6~1 деяний в сфере землепользования. Особо, в контексте рассматриваемой п темы, следует выделить внедрение системы Генерального межевания, з прообразом которого стали писцовые, переписные и дозорные книги, § предусмотренные Соборным Уложением 1649 [6]. §

Ф:

В целом, вплоть до 1917 г., государство при регулировании ю землепользования придерживалось «не столько чисто экологических мотивов, сколько других - частнособственнических, военных, фискальных и т.д.» [7], в том числе и в ходе реформы 1861 г., одной

из задач которой была задача обеспечения казенного интереса в процессе использования земли [8].

Социалистическая революция 1917 г. разрушила не только сложившуюся систему права, но и всю систему управления в целом. Началось формирование новой системы правого регулирования, новых органов управления государством. При этом земельные ресурсы опять оказались в центре внимания. Уже первые нормативные правовые акты Советской власти заложили основу регулирования земельных отношений на десятки лет вперед. 26 октября 1917 г., Второй Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов принял Декрет «О земле», отменяющий право частной собственности на землю [9]. Положения, развивающие и конкретизирующие данный нормативный акт, были закреплены также и в других законодательных актах, например Декрете от 20 августа 1918 г. «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах» [10], Декрете го СНК РСФСР от 30 апреля 1920 г. «О недрах земли» [11].

Важными этапами развития законодательства в сфере управления земельными ресурсами стали принятие 15 декабря 1928 г. Общих начал землепользования и землеустройства [12], а также Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 13 декабря 2 1968 г. [13]. Данными нормативными правовыми актами была разгра-^ ничена компетенция между органами государственного управления — Союза ССР, союзных республик и автономных республик, четко опре-§ делены функции органов управления в области земельных ресурсов. 25 Начавшееся с 1990 г. реформирование земельного строя России § можно отчасти сравнить с событиями 1917 г., в том плане, что наряду ^ с обратным переходом от исключительной государственной формы собственности на землю к ее многообразию претерпела серьезные изо менения существовавшая на тот момент система права и управления ^ государством. По сути, правовые основы государственного управления С земельными ресурсами начали создаваться с нуля. Базисом данного процесса стала ныне действующая Конституция РФ, принятая всена-68 родным голосованием 12 декабря 1993 г. Для этого периода характерно частое упразднение одних органов управления земельным фондом СЧ и создание новых, такая же частая перетасовка функций между ними. ® К началу 2000 г. в России 7,6 % лучших земель (по площади срав-^ нимо с территорией континентальной Европы) были переданы в собственность. Большинство этих земель являются сельскохозяйственными угодьями, расположенными в регионах с наиболее благоприятными почвенно-климатическими условиями. И эта собственность оказалась неспособной приносить доход и создавать богатство, т.е. выполнять

свое основное предназначение [14]. Реализация широкого объема прав по самостоятельному хозяйствованию на земле в совокупности

с отсутствием должной системы государственного регулирования э

привела к плачевным результатам. Назрела острая необходимость О

комплексной перестройки всей функциональной модели. В 2003 г. о§

началась масштабная инвентаризация и ревизия всех функций госу- §

дарственного управления на федеральном уровне. О

Основой сформированной и действующей в настоящее время 2

системы органов исполнительной власти стал Указ Президента РФ 2

от 9 марта 2004 г. N° 314 «О системе и структуре федеральных органов £

исполнительной власти» [15], в соответствии с которым в России была |

создана трехзвенная система федеральных органов исполнительной |

власти, состоящая из федеральных министерства, служб и агентств. |

С 2005 г. государственное управление, в том числе и в области охра- §

ны и использования земель, стало развиваться в рамках концепции * административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг.,

одобренной Правительством РФ, а также планом мероприятий 2

по ее проведению [16]. |

Указанные в Концепции приоритетные направления не были теми о

руководящими идеями, в соответствии с которыми должно было осу- О

ществляться поступательное развитие сферы управления земельными |

ресурсами. По сути это была лишь конкретизация представленного £

выше Указа Президента РФ. Именно он разделил функции нормотвор- *

чества, надзора и контроля, а также предоставления государственных §

услуг физическим и юридическим лицам между федеральными ми- о

нистерствами, службами и агентствами. Позволило ли это повысить *

прозрачность и эффективность работы органов власти, сделать ее мак- £

симально удобной для бизнеса и граждан, включить механизм досудеб- §

ного обжалования действий чиновников, остается большим вопросом. 2

Оценивая итоги того периода, Дмитрий Медведев (Президент РФ §

2008-2012 гг., Председатель Правительства РФ 2012-2020 гг.) прямо § сказал: «Мы в течение многих лет говорили, что земля - это наша

высшая ценность, что мы ее не можем распродавать, что это богатство 69

будущих поколений. Ну и что в результате мы имеем? Очень часто мы п

имеем просто деградацию земельного фонда и отсутствия реальных 3

возможностей для строительства, в том числе жилья, социальной §

инфраструктуры, решения насущных проблем, которые стоят перед §

гражданами» [17]. Таким образом, к 2012 г. вопросы эффективного О управления земельными ресурсами не только не утратили своей актуальности, а стали еще более значимым предметом научных дискуссий и обсуждения в государственных органах власти [18].

Начало 2012 г. ознаменовалось принятием одного из важнейших в стратегическом плане документов в области земельных правоотношений, а именно Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 гг. [19]. В рамках поставленной цели (повышение эффективности использования земель, а также охраны земель как основного компонента окружающей среды и главного средства производства в сельском хозяйстве при обеспечении продовольственной безопасности страны) Основы задали новый вектор развития государственного управления землей. Основной упор был сделан не на систему органов, а на их совершенствование.

В целом необходимо отметить, что за прошедшее десятилетие

государственное управление в сфере земельных ресурсов, а также

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

его правовое регулирование стали гораздо эффективнее. Выстроена

определенная система органов управления земельным фондом специ-

„о альной компетенции. К ним относятся: Министерство природных ре-

го сурсов и экологии РФ [20], Министерство сельского хозяйства РФ [21],

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и карто-

а графии [22], Федеральная служба по надзору в сфере природопользо-

о5 вания [23], Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному

§ надзору [24], Федеральное агентство по управлению государственным

2 имуществом [25]. Качественной переработке подверглись такие функ-

^ ции управления, как предоставление земельных участков, находящихся

— в государственной или муниципальной собственности, государствен-

§ ный земельный надзор, изъятие земельных участков для государев «

§ ственных и муниципальных нужд, прекращение прав на земельный § участок в связи с его ненадлежащим использованием, государственный ^ мониторинг земель. Положительным образом сказывается применение новых подходов, в частности, при осуществлении федерального о государственного земельного контроля (надзора), новых технологий ^ в области кадастрового учета и мониторинга земель. В то же время С как никогда актуальны слова В.Н. Манохина о том, что: «.. .система государственного управления постоянно совершенствуется: создаются 70 новые органы, обновляется их личный состав, пересматривается компетенция и структура и т.д. Вызывается это сложностью и обширностью СЧ задач государственного управления, довольно частыми изменениями ® в административно-территориальном делении, стремлением улучшить ^ аппарат и рядом других обстоятельств» [26].

Совершенствование деятельности предполагает выявление и устранение проблемных моментов, которые препятствуют выполнению поставленных задач. Следует поддержать мнение Е.А. Галиновской о том, что у нас отсутствуют правовые нормы,

определяющие стратегическое государственное управление землей (именно оно является наиболее существенным), вследствие чего

органы государственной власти ограничивают свою деятельность э

лишь оперативным управлением в области отношений по охране и ис- О

пользованию земли [27]. Это можно признать основной системной §

ошибкой, которую необходимо ликвидировать в кратчайшие сроки. §

В настоящее время в России нет официального документа, определя- §

со

ющего дальнейший вектор развития деятельности государства в рас- 2

сматриваемой сфере. А он, безусловно, должен быть. Тем более что Ц

мы имеем положительный опыт принятия и реализации таких поли- £

тико-правовых документов. Примером могут выступить упомянутые |

выше Основы государственной политики использования земельного |

фонда РФ на 2012-2020 годы [19] или Концепция развития государ- |

ственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, §

используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства *

в составе земель иных категорий, и формирования государственных 2

информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года [28]. 2

Вопрос, должен ли это быть отдельный документ или часть общей I

Доктрины земельной политики Российской Федерации [2, с. 68], оста- о

ется на усмотрение законодателя, однако именно в рамках такой своего Ц

рода дорожной карты должны вноситься изменения в действующее |

законодательство, а также приниматься новые нормативные правовые £

акты. Подводя итог, необходимо сказать: *

■ в настоящее время наше государство и общество перестраи- § ваются под воздействием внешних факторов. Главной целью этих о изменений является обеспечение экономической, продовольственной, * экологической безопасности. На всех этапах исторического развития £ земля являлась основой устойчивого развития; §

■ деятельность по управлению земельными ресурсами обеспе- 2 чивается сформированной системой нормативных правовых актов, § которые закрепляют систему органов управления, а также их функции, § порядок взаимодействия;

■ рассматриваемую деятельность необходимо признать не вполне 77 эффективной и отвечающей конституционным положениям об охране п и использовании земли (что подтверждается данными статистики). 3 Это обуславливает необходимость совершенствования правовой базы. § Следует разработать и принять положения концептуального характера, §

^ (О:

в рамках которых будет совершенствоваться управление земельными ю ресурсами в России. Думается, что именно такой подход обеспечит дальнейшее развитие рассматриваемой сферы, а значит, и благосостояние страны в целом.

Список литературы:

1. Географический справочник «О странах». - URL: httpV/Площадь стран мира (ostranah.ru) (дата обращения: 02.02.2024).

2. Аналитическая записка «Земельный потенциал России: состояние, проблемы и меры по его рациональному использованию и охране».

- М., 2023. - 70 с.

3. Об Экологической доктрине Российской Федерации : распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 36, ст. 3510.

4. Правда Русская / под общ. ред. Б.Д. Грекова. - М., 1963. - Т. III. - 472 с.

5. Российское законодательство Х-ХХ вв. - М. : Юрид. лит., 1984. - Т. 1. Законодательство Древней Руси. - 430 с.

6. Российское законодательство Х-ХХ вв. - М., 1985. - Т. 3. Акты Земских соборов. - 511 с.

7. Боголюбов, С. А. Земельное право / С. А. Боголюбов. - М., 2006.

- 414 с.

8. Литвак, Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась 2 реформаторская инициатива / Б.Г. Литвак. - М., 1991. - 300 с.

| 9. О земле : декрет от 26 октября 1917 г. // СУ РСФСР. - 1918. - № 25, 2 ст. 346.

§ 10. Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах :

О декрет от 20 августа 1918 г. // СУ РСФСР. - 1918. - № 42, ст. 522. < 11. О недрах земли : декрет СНК РСФСР от 30 апреля 1920 г. //

£ СУ РСФСР. - 1920. - № 36, ст. 171.

S 12. Общие начала землепользования и землеустройства : постановление

g ЦИК СССР от 15 декабря 1928 г. // СЗ СССР. - 1928. - № 69, ст. 642. jj 13. Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР

j; и союзных республик : закон СССР от 13 декабря 1968 г. // Ведомости § Верховного Совета СССР. - 1968. - № 51, ст. 485.

С 14. Кухтин, П.В. Управление земельными ресурсами : учеб. пособие /

^^ П.В. Кухтин, А. А. Левов, В. Ю. Морозов и др. 2-е изд. - СПб. : Питер, 2006. g - 448 с. - (Серия «Учебное пособие»).

cq 15. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти :

2 указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 // Собр. законодательства Рос. С Федерации. - 2004. - № 11, ст. 945; 2023. - № 14, ст. 2394.

16. О Концепции административной реформы в Российской Федерации 72 в 2006-2010 годах : распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г.

№ 1789-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 46, ст. 4720; eS 2009. - № 12, ст. 1429.

О 17. Землю в дело // Рос. газ. - 2012. - 25 июля.

¡^ 18. Чмыхало, Е.Ю. Управление земельными ресурсами: правовые аспек-

ты / Е. Ю. Чмыхало // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2013. - № 6 (95). - С. 70-78.

19. Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы : распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 297-р (в ред. от 28 августа

2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 12, ст. 1425; 2014. - № 36, ст. 4880.

20. Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов

и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими ■З1

силу некоторых актов Правительства Российской Федерации : постановление О

Правительства РФ от 11 ноября 2015 г. № 1219 (в ред. от 18 октября 2023 г.) £

// Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 47, ст. 6586. о

21. О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации : по- О становление Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 450 (в ред. от 30 ноября 2 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 25, ст. 2983; З 2023. - № 49, ч. 4, ст. 8779. £

22. О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра § и картографии : постановление Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457 £ (в ред. от 8 февраля 2024 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. £

- № 25, ст. 3052; 2024. - № 7, ст. 978. |

23. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору | в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление * Правительства РФ от 22 июля 2004 г. № 370 : постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 (в ред. от 27 октября 2023 г.) // Собр. законодатель- "2 ства Рос. Федерации. - 2004. - № 32, ст. 3347. §

24. Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарно- § му и фитосанитарному надзору : постановление Правительства РФ от 30 июня § 2004 г. № 327 (в ред. от 14 сентября 2023 г.) // Рос. газ. - 2004. - 15 июля. |

25. О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом : постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432 (в ред. £ от 16 февраля 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. £*

- № 23, ст. 2721. £

' а

26. Манохин, В.М. Порядок формирования органов государственного О

управления / В.М. Манохин. - М., 1963. - 183 с. О

27. Галиновская, Е.А. Концепция государственного стратегического £ управления земельными ресурсами (правовой аспект) / Е.А. Галиновская, £ // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2017. - № 3. §

- С. 167-178. *

28. Об утверждении Концепции развития государственного мониторинга § земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предо- | ставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, § и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях 73

на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации _

от 30 июля 2010 г. № 1292 (в ред. от 30 мая 2014 г.) // Собр. законодательства 3

Рос. Федерации. - 2010. - № 32, ст. 4366; 2014. - № 23, ст. 3043. 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.