Научная статья на тему 'Правовые основы управления в сфере социального обеспечения и его тенденции'

Правовые основы управления в сфере социального обеспечения и его тенденции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
780
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ТРУДОВОЙ КОДЕКС / LABOR CODE / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / POLITICAL FUNCTION / УПРАВЛЕНИЕ / CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильясова Индира Самединовна, Ералиева Жазира Дуйсенбековна, Суйменбаева Акмарал Мукатаевна

По Конституции РК социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Президент РК в соответствии с конституцией издает указы, которыми регулируются общественные отношения в области социальной политики, социальной защиты граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы управления в сфере социального обеспечения и его тенденции»

Литература

1. Константинов А. В. Специфика юридической природы правового режима в административном праве // Наука, техника и образования. 2015. № 11 (17). С. 129-131.

2. Константинов А. В. К вопросу о правовом регулировании общественных отношений // Вестник науки и образования. 2015. № 9 (11). С. 58-61.

3. Константинов А. В. Некоторые аспекты понятия и сущности механизма административно-правового регулирования // Вестник науки и образования. 2015. № 10 (12). С. 84-87.

4. Константинов А. В. Административно-правовая сущность актов применения норм права // Наука, техника и образования. 2015. № 10 (16). С. 176-180.

The legal bases of management of social security and its trends Il'jasova I.1, Eralieva Zh.2, Sujmenbaeva A.3 (Republic of Kazakhstan) Правовые основы управления в сфере социального обеспечения и его тенденции Ильясова И. С.1, Ералиева Ж. Д.2, Суйменбаева А. М.3 (Республика Казахстан)

'Ильясова Индира Самединовна /Il'jasova Indira - магистр права, старший преподаватель;

2ЕралиеваЖазира Дуйсенбековна / Yeralieva Zhazira - магистр юридических наук, старший преподаватель, кафедра юриспруденции, Таразский иннавационно-гуманитарный университет;

3Суйменбаева Акмарал Мукатаевна /Suimenbaeva Akmaral - магистр права, старший преподаватель, кафедра юриспруденции, Таразский государственный университет им. М. Х. Дулати, г. Тараз, Республика Казахстан

Аннотация: по Конституции РК - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Президент РК в соответствии с конституцией издает указы, которыми регулируются общественные отношения в области социальной политики, социальной защиты граждан.

Abstract: the constitution of the republic of Kazakhstan social state whose policy is aimed at creating conditions for a worthy life and free development. The President of the Republic of Kazakhstan determined in accordance with the Constitution of the main directions of domestic policy, issues decrees, which are governed by public relations in the field of social policy, social protection of citizens.

Ключевые слова: конституция, трудовой кодекс, политическая функция, управление. Keywords: constitution, labor code, political function, control.

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

По Конституции РК - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1].

Президент РК, определяя в соответствии с Конституцией основные направления внутренней политики государства, издает указы, которыми регулируются общественные отношения в области социальной политики, социальной защиты граждан.

В данной сфере значительное место отводится деятельности Правительства РК. Оно обеспечивает проведение в РК единой государственной политики в области социального обеспечения, поддержку наименее социально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан; принимает меры по обеспечению социальной защищенности граждан, их права на труд; совершенствует систему социального обеспечения; принимает меры по укреплении системы социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, другим категориям граждан (пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны, малоимущим и др.); разрабатывает и утверждает программы занятости населения и др.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время, в связи с принятием нового Трудового кодекса РК, видоизменяются вся система и содержание правовых актов, регулирующих отношения в сфере труда и социального развития.

Новым Трудовым кодексом РК предусмотрены современные, соответствующие характеру рыночных отношений и правового государства требования, положения, нормы, регулирующие трудовые отношения, их организацию и функционирование, а также повышенная ответственность за нарушение законодательства о труде и его охране [2].

В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В семантическом понимании социальное обеспечение означает «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества». Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение. Между тем, формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия - экономическая и правовая. Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Представители правовой концепции изначально базировали свою позицию одновременно на нескольких, порой мало совместимых критериях, в частности, экономическом и субъектном. Они считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан. Социальное обеспечение заключается в замещении заработка (дохода и содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки [4].

Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана регулировать и стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего ощущать им себя полноценными членами общества [5].

Таким образом, социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению централизованных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределение части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан (и членов их семей) в случае утраты источника средств к существованию, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также оказания медицинской помощи, содействия семье в содержании и воспитании детей, предоставления других социальных льгот и услуг.

В правовой литературе понятие социального государства справедливо увязывается с понятием социальной защиты, а также его соотношение с социальным обеспечением. Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно; отношения по поводу денежных выплат; отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения; отношения процедурного и процессуального характера [6].

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе, независимо от его экономического и политического устройства, всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший

88

способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья. По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

Литература

1. «Конституция РК» 30.08.1995г.

2. «Семейный кодекс РК» 14.11.2014г.

3. «Гражданский кодекс РК» 01.01.2015г.

4. Закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РК» (ред. от 14.07.20083.04.2000.

5. Закон от 17.12.2001 N 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РК» (ред. от 22.07.2008 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.08) [Текст] // Собрание законодательства РК», 24.12.2001, N 52 (1 Ч.), ст. 4920.

6. Закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РК» (ред. от 14.07.2008) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4832.

The protection of labor rights of citizens of the prosecuting authorities Tsoy M. (Russian Federation) Защита трудовых прав граждан органами прокуратуры Цой М. И. (Российская Федерация)

Цой Марина Игоревна / Tsoy Marina - магистрант, кафедра конституционного и муниципального права, Институт права, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

Аннотация: в статье рассматриваются основные вопросы осуществляемого прокуратурой надзора за соблюдением трудового законодательства, аспекты прокурорского надзора в указанной сфере. Abstract: the article examines the main issues the Prosecutor's Office carried out monitoring of compliance with labor legislation, aspects of prosecutorial supervision in this area.

Ключевые слова: прокуратура РФ, прокурорский надзор, защита трудовых прав граждан, заработная плата.

Keywords: prosecutor's office of the Russian Federation, procurator's supervision, protection of labor rights, wages.

Основным социально-экономическим правом человека и гражданина является право на труд. Реализуя свое право на труд в безопасных условиях и за справедливое вознаграждение, человек обеспечивает достойные условия жизни для себя и членов своей семьи. Поэтому обеспечение трудовых прав граждан было и остается важнейшим направлением деятельности государства.

Наряду с постоянными изменениями и совершенствованием трудового законодательства, неизменной остается актуальность защиты трудовых прав граждан средствами прокурорского надзора.

Защита трудовых прав граждан является одним из приоритетных направлений надзора органов прокуратуры Российской Федерации, которому уделяется значительное внимание, в этой связи деятельность практически всех организаций и индивидуальных предпринимателей подвергалась тщательной проверке соблюдения требований вышеуказанного законодательства.

Так, прокурорами неоднократно и повсеместно вскрываются нарушения трудового законодательства в части оформления и расторжения трудовых отношений с работниками, выплаты расчетных сумм, выдачи выходного пособия уволенным работникам, а также законодательства о занятости населения в случае ликвидации предприятия, сокращения численности (штата) работников организации и др.

Между тем, основным и злободневным нарушением трудового законодательства в настоящее время является несоблюдение прав граждан на полную и своевременную оплату труда [3].

Принятые органами прокуратуры меры по результатам проведенных проверочных мероприятий существенно улучшили ситуацию с выплатой гражданам положенного вознаграждения за труд, способствовали значительному снижению задолженности по заработной плате в организациях и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.