С. А. Морозова,
доцент кафедры теории права и гражданско-правового образования
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ПОДРОСТКОВ В ЖИЗНИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Гражданское общество есть сфера са-мопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся общественных организаций, огражденных законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти. Гражданское общество — это сфера жизни граждан страны, не контролируемая государством. Гражданское общество представлено развитой системой неправительственных организаций, в число которых входят общественные организации, церковь, семья, негосударственные средства массовой информации. Вмешательство государства в сферу гражданского общества сводится, как правило, к законодательному регламентированию и финансовой поддержке.
Одной из форм проявления гражданской активности является социальная переписка, в которой наряду со взрослыми участвуют и несовершеннолетние граждане. Когда появляется социальная проблема, требующая решения, люди, применяя свои знания об обществе, пытаются ее осознать, высказывают свою позицию, свое мнение. В сопоставлении этих взглядов и позиций рождается общественное мнение. Гражданин, желающий, чтобы его мнение было учтено, прибегает к социальной переписке. Очень часто граждане всех возрастов пишут письма в средства массовой информации для того, чтобы выразить сочувствие другим людям, ставшим жертвами социальных трагедий, природных или технических катастроф. Выражение приветствия
или сочувствия развивает понимание гражданского единства, чувства общей принадлежности к гражданскому обществу.
Социальная переписка как способность человека передавать в письменной форме свои идеи, свое мнение по проблемам общественной жизни является одним из способов участия человека в жизни гражданского общества.
Человек, пользуясь возможностями, которые ему предоставляет социальная переписка, может убеждать других членов гражданского общества в правильности определенной точки зрения. Социальная переписка может иметь разные цели. Одной из типичных ее форм являются письма-мнения. Например, 15-летняя школьница написала в редакцию одной из газет: «Я рада, что мне 15 лет, а не 50 и не 75, как моим маме и бабушке, потому что мне не с чем сравнивать. Пару недель назад я пробегала мимо книжного магазина и увидела картину: молодой человек сидел среди свечей и цветов на асфальте, держал плакат и плакал — на этом месте был убит его друг. 10 декабря — День прав человека. В этот день в 1948 году Организация Объединенных Наций (ООН) приняла Всеобщую декларацию прав человека, которая провозгласила столько свобод, что поневоле задумаешься: нужны ли они нам, если мы не можем пользоваться даже малым?! Какие умные мысли в этом утопическом документе! Статья 3 гласит, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. А как же убитый юноша?»
Примером писем-протестов являются «открытые письма» современных деятелей культуры к властям, цель которых состоит в том, чтобы привлечь внимание общественности к конкретной общественной проблеме.
С помощью писем-предложений их юные авторы, обращаясь к другим гражданам, призывают их к поддержке или критике, например, существующих законодательных актов, проектов или реформ. Еще одной целью письменной деятельности граждан может быть получение информации или помощи, в которой они нуждаются. Так, несовершеннолетние граждане с помощью писем-просьб запрашивают информацию о потерявшемся четвероногом друге, потерянных ключах или документах, ищут добровольцев для оказания помощи в лечении.
Таким образом, жизнь в демократическом государстве, а Россия именно такое государство, предполагает, чтобы российские граждане, в том числе и юные, имели собственную позицию по отношению к власти, личной свободе, гражданской ответственности, законности и самоуправлению, то есть имели собственное мнение и умели его представить, используя возможности социальной переписки.
Другой возможностью участия в жизни гражданского общества является участие несовершеннолетних в общественных объединениях.
Общественные объединения граждан составляют важнейший элемент гражданского общества. В российском обществе существует множество разнообразных общественных организаций. Они представляют интересы самых различных групп населения, а их деятельность основывается на принципах добровольности, законности, равноправия и самоуправления. Граждане имеют право создавать свои объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления. Каждый гражданин имеет право на объединение, которое включает в себя право создавать
объединения либо воздерживаться от вступления в них.
Несовершеннолетние граждане не наделены правом учреждать объединения, но они могут быть членами и участниками уже существующих объединений. В молодежные общественные объединения подростки могут вступить по достижении возраста 14 лет. Членами и участниками детских общественных объединений могут стать граждане с 8 лет. Общественные объединения создаются в форме общественных организаций, движений или органов общественной самодеятельности, члены которых совместными усилиями решают различные проблемы, возникающие у граждан по месту учебы, жительства, работы. Особыми видами общественных объединений являются благотворительные, религиозные организации, а также профессиональные союзы.
Подобно другим общественным организациям, профсоюзы являются независимыми. В своей деятельности они не подчиняются государственным органам, работодателям, другим общественным объединениям и отчитываются только перед своими членами. В профессиональные союзы люди объединяются по профессиональным интересам для защиты своих трудовых и социальных прав. Профсоюзы защищают право своих членов на труд, ведут переговоры и заключают коллективные договоры с работодателями, контролируют соблюдение законодательства о труде и его охране, и имеют право на организацию и проведение забастовок. Таким образом, профсоюзы ограничивают власть работодателя и делают производственную жизнь демократичнее. Профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими профессиональными интересами по роду их деятельности. Профсоюз создается в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Каждый, кто достиг возраста 14 лет и осуществляет трудовую (профессиональную) деятельность, вправе стать членом профсоюзной организации.
Порядок вступления в общественное объединение можно узнать из его устава — документа, в котором закреплены цели деятельности объединения, права и обязанности его членов. Общественное объединение вправе свободно распространять информацию о своей деятельности, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
Подростки могут совершенствовать свою школьную жизнь, участвуя в ученическом самоуправлении. Ученическое самоуправление — управление жизнедеятельностью школьного коллектива, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувства ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.
В своей деятельности ученическое самоуправление руководствуется законами РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка и уставом школы.
Деятельность школьного ученического самоуправления направлена на достижение школьниками соответствующего образовательного и культурного уровня, на социализацию учащихся, на воспитание у ребят гражданственности, уважения к правам и свободам человека, толерантности, трудолюбия, бережного отношения к природе.
Целями создания и деятельности органов ученического самоуправления может быть: обеспечение условий для защиты прав и интересов учащихся, творческой самореализации школьников в соответствии с их потребностями; содействие в удовлетворении потребностей учащихся в дополнительных образовательных услугах.
Для достижения своих целей ученическое самоуправление решает следующие задачи: организация взаимопомощи в целях достижения целей обучения; формирование качеств личности школьников с помощью организации их жизни и дея-
тельности; оказание помощи учащимся в социальный защите их прав.
Организация деятельности ученического самоуправления строится на интересах учащихся и не входит в противоречие с уставом школы. Органы ученического самоуправления создаются в целях осуществления взаимодействия учащихся и педагогического коллектива. Органы ученического самоуправления подразделяются на классные и общешкольные. Деятельность органов ученического самоуправления охватывает все сферы урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Периодически, не реже одного раза в полугодие, классные органы ученического самоуправления должны отчитываться и частично обновляться с тем, чтобы каждый ученик за годы пребывания в школе поработал не один раз в органах ученического самоуправления.
Органы ученического самоуправления создаются на добровольных началах, выборной основе. Ученическое самоуправление строится на принципах: взаимопомощи и доверия, равноправия всех учащихся, коллегиальности принятия решений, гуманности по отношению к каждой отдельной личности.
Высшим органом ученического самоуправления является ученический совет школы, норма представительства от каждого класса в ученический совет определяется школьным правительством.
Ученический совет обычно собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в четверть. Он принимает решения по всем вопросам деятельности школьного ученического самоуправления простым большинством голосов представителей. Общее руководство деятельностью ученического самоуправления в период между работой ученического совета школы осуществляет школьное правительство. Школьное правительство является исполнительным органом общешкольного ученического самоуправления.
Как члены гражданского общества подростки также имеют право на участие в
публичных мероприятиях. Публичное мероприятие — это открытая, доступная каждому акция, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Его целью является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение различных требований.
Школьники могут проводить собрания и митинги по вопросам защиты своих прав во внеучебное время. Организатором митингов и собраний могут быть граждане РФ, достигшие возраста 16 лет. Организатор публичного мероприятия обязан в установленный законом срок подать уведомление о проведении публичного мероприятия в органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления. Уведомление — это документ, которым сообщается органам власти о проведении мероприятия для того, чтобы обеспечить безопасность и правопорядок при его проведении. Участники публичного мероприятия, то есть те, кто добровольно в нем участвует, должны соблюдать общественный порядок и выполнять законные требования организатора акции. В противном случае публичное мероприятие может быть прекращено, особенно, если при его проведении создается реальная угроза для жизни, здоровья, имущества граждан или участники акции совершают противоправные действия. Закон устанавливает время проведения публичного мероприятия: не ранее 7 часов утра и не позднее 23 часов текущего дня по местному времени. Школьники могут проводить собрания и митинги на территории или в помещении школы при условии соблюдения правил проведения собраний и митингов. Собранием считается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем общественно-политического характера.
Организаторами демонстраций, шествий и пикетирований может быть гражданин РФ, достигший возраста 18 лет. Во время демонстраций граждане организованно и публично выражают общественные на-
строение и используют во время передвижения плакаты и транспаранты. Для того, чтобы привлечь внимание к каким-либо проблемам, граждане прибегают к такой форме публичных акций, как шествие. Шествие — это массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту. Достаточно часто граждане организуют пикетирование для того, чтобы публично выразить свое мнение. Во время акции пикетирующие размещаются у определенного объекта и могут при этом использовать плакаты. Закон устанавливает места, где проводить публичные мероприятия запрещено. Например, около зданий судов, резиденций Президента РФ, высоковольтных линий электропередач.
Таким образом, как представители гражданского общества взрослые и подростки могут создавать общественные объединения, участвовать в таких публичных акциях, как собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикеты.
Участие в жизни гражданского общества позволяет гражданам России оказывать влияние на общественную жизнь, на деятельность государства в интересах граждан. Осознавая себя независимыми, самостоятельными личностями, наделенными неотчуждаемыми правами и свободами, граждане активно участвуют в социальной переписке. По собственной инициативе они создают различные негосударственные общественные организации. Очень важно, чтобы все граждане России могли беспрепятственно пользоваться своими конституционными правами и свободами, а также выполняли свои обязанности. Отношения между гражданами и государством должны строиться только на основе закона. Достижению этих целей во многом способствует деятельность негосударственных общественных организаций.
Умение участвовать в жизни гражданского общества дает возможность несовершеннолетним гражданам привлечь внимание властей к решению социальных проблем, защитить свои права, права дру-
гих людей, заявить свою гражданскую позицию.
Итак, в нашей стране существуют разные способы заявить свое мнение по проблемам общественной жизни, защитить
свои права и права других людей: социальная переписка, законные способы самозащиты, обращение граждан в судебные органы, органы государственной власти и самоуправления.