Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В КАНАДЕ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В КАНАДЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
589
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / КАНАДА / DIGITAL TRANSFORMATION / DIGITALIZATION / DIGITAL GOVERNMENT / LEGAL SUPPORT / PUBLIC ADMINISTRATION / INFORMATION LAW / CANADA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Золоева Зарина Тамерлановна

Развитие цифровых технологий способствовало изменениям не только в сфере экономики, но и стимулировало модернизацию всех отраслей общественной жизни. Для Канады развитие цифровых технологий является одним из приоритетных направлений деятельности государства. Политика в сфере перевода сервисов Правительства в режим онлайн, начала складываться еще в конце 1990 годов. В статье анализируются политико-правовые основы цифровой трансформации в Канаде. Автор также уделяет внимание, рассмотрению опыта провинций Канады в сфере правового регулирования развития цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Fundamentals of Digital Transformation in Canada

The development of digital technologies contributed to changes not only in the economy, but also stimulated the modernization of all sectors of public life. For Canada, the development of digital technologies is one of the priorities of the state. The policy in the sphere of transfer of services of the Government in a mode online, began to develop in the end of 1990. The article analyzes the political and legal foundations of digital transformation in Canada. The author also pays attention to the experience of the provinces of Canada in the field of legal regulation of the development of digitalization.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В КАНАДЕ»

Информационное право

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В КАНАДЕ

ЗОЛОЕВА Зарина Тамерлановна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права

ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт» (государственный технологический университет). E-mail: 4noiabria@mail.ru

Краткая аннотация: Развитие цифровых технологий способствовало изменениям не только в сфере экономики, но и стимулировало модернизацию всех отраслей общественной жизни. Для Канады развитие цифровых технологий является одним из приоритетных направлений деятельности государства. Политика в сфере перевода сервисов Правительства в режим онлайн, начала складываться еще в конце 1990 годов. В статье анализируются политико-правовые основы цифровой трансформации в Канаде. Автор также уделяет внимание, рассмотрению опыта провинций Канады в сфере правового регулирования развития цифровизации.

Abstract: The development of digital technologies contributed to changes not only in the economy, but also stimulated the modernization of all sectors of public life. For Canada, the development of digital technologies is one of the priorities of the state. The policy in the sphere of transfer of services of the Government in a mode online, began to develop in the end of 1990. The article analyzes the political and legal foundations of digital transformation in Canada. The author also pays attention to the experience of the provinces of Canada in the field of legal regulation of the development of digitalization.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровизация, цифровое правительство, правовое обеспечение, государственное управление, информационное право, Канада.

Keywords: digital transformation, digitalization, digital government, legal support, public administration, information law, Canada.

В настоящее время подъем цифровой экономики является одной из определяющих черт 21-го века, а цифровые технологии являются фундаментальным фактором общественного развития. Цифровые технологии способствовали модернизации всех отраслей общественной жизни, в том числе при помощи новых средств коммуникации и сотрудничества; новых продуктов, которые имеют сильную сервисную составляющую; автоматизации задач с помощью искусственного интеллекта; повышения роли данных как движущей силы экономического роста.

Для Канады развитие цифровых технологий является одним из приоритетных направлений деятельности государства. Политика в сфере перевода сервисов Правительства в онлайн режим начала реализоваться в Канаде еще в конце 1990 годов. В соответствии с данными индекса электронного правительства Организации Объединенных Наций за 2018 год Канада заняла 23 место, а ее уровень признан очень высоким[1]. Во многом, это связано с реализацией эффективной государственной политики, опирающейся на действенные правовые основы. Опыт Канады, по нашему мнению представляет большой научный и практический интерес для России, так как он может быть заимствован, как на федеральном, так и на региональном уровне[2].

Правовые основы развития цифровой трансформации в Канаде содержатся в следующих политико-правовых документах: Стратегическом плане цифровых операций: 20182022 годы; Стратегическом плане Правительства Канады по управлению информацией и информационными технологиями на 2017-2021 годы; Стратегии Правительства Канады по внедрению облачных технологий: обновленной в 2018 году.

Основы развития цифровых технологий заложены также в таких документах как, Политические рамки в области информации и технологий, Политика управления информационными технологиями, Политика управления информацией,

Политика обслуживания и Политика допустимого использования сети и устройств. Однако перечисленные документы действительны лишь до 1 апреля 2020 года, так как с этой даты начинает действовать Политика в отношении услуг и цифровых технологий. Политика в отношении услуг и цифровых технологий служит интегрированным набором правил, направленных на улучшение опыта обслуживания клиентов и правительственных операций при помощи цифровой трансформации[3].

1 апреля 2020 года вступает в силу еще один важный документ - Директива по обслуживанию и цифровым технологиям, регулирующая процесс управления предоставлением услуг, информацией и данными, информационными технологиями и кибербезопасности в цифровую эпоху, правительственными организациями Канады. Данная Директива заменит Директиву по управлению информационными технологиями, Директиву о ролях и обязанностях управления информацией и Директиву по ведению документации.

В рамках данной работы интерес представляет также анализ Директивы об автоматизированном принятии решений вступившая в силу 1 апреля 2019 г. Как показывает практика, Правительство Канады все чаще стремится использовать искусственный интеллект для принятия (или оказания помощи в принятии) административных решений, с целью улучшения предоставления услуг. Правительство делает это таким образом, чтобы это соответствовало основным принципам прозрачности, подотчетности, законности и процессуальной справедливости. Следует обратить внимание на то, что в тексте Директивы отражено понимание того, что технология искусственного интеллекта быстро развивается. В связи, с чем предполагается дальнейшее развитие ее положений, с целью обеспечить ее актуальность. По нашему мнению, такой подход является единственно верным в столь динамично развивающейся отрасли.

Новый этап развития цифровизации в Канаде связан с запуском Канадской цифровой Хартии в мае 2019 года. При-

Информационное право

нятию Хартии, способствовали участившиеся случаи утечки данных, в связи с чем в обществе возникла обеспокоенность по поводу того как обрабатывается личная информация граждан.

Цифровая хартия фокусируется на следующих десяти принципах:

1) Универсальный доступ. Все канадцы будут иметь равные возможности для участия в цифровом мире и необходимые для этого инструменты, включая доступ, связь, грамотность и навыки.

2) Безопасность и защита. Канадцы смогут полагаться на целостность, подлинность и безопасность услуг, которые они используют, и должны чувствовать себя в безопасности в Интернете.

3) Контроль и согласие. Канадцы будут контролировать, какими данными они делятся, кто использует их личные данные и для каких целей, и знают, что их конфиденциальность защищена.

4) Прозрачность, мобильность и функциональная совместимость. Канадцы будут иметь четкий и управляемый доступ к своим личным данным и должны иметь возможность делиться ими или передавать их без чрезмерного бремени.

5) Открытое и современное цифровое правительство. Канадцы смогут получить доступ к современным цифровым услугам правительства Канады, которые безопасны и просты в использовании.

6) Равное игровое поле. Правительство Канады обеспечит честную конкуренцию на онлайн-рынке, чтобы способствовать росту канадского бизнеса и подтвердить лидерство Канады в области цифровых технологий и инноваций, одновременно защищая канадских потребителей от злоупотреблений на рынке.

7) Данные и цифра для пользы. Правительство Канады обеспечит этическое использование данных для создания ценности, содействия открытости и улучшения жизни людей -дома и во всем мире.

8) Сильная демократия. Правительство Канады будет защищать свободу выражения мнений, и защищать от сетевых угроз и дезинформации, призванных подорвать честность выборов и демократических институтов.

9) Свобода от ненависти и насильственного экстремизма. Канадцы могут ожидать, что цифровые платформы не будут поощрять или распространять ненависть, насильственный экстремизм или криминальный контент.

10) Строгое соблюдение и реальная ответственность. За нарушение законов и нормативных актов, которые поддерживают эти принципы, будут наложены существенные санк-ции[4].

По нашему мнению Цифровая Хартия вполне отвечает духу времени, и отражает важнейшие демократические

принципы. Однако, Хартия не является юридическим документом и, следовательно, не имеет юридической силы. Для того чтобы реализовать ее положения на практике, Правительство должно пересмотреть действующее законодательство и нормативные акты, чтобы привести в действие принципы Хартии, в том числе подвергающийся критике Закон о защите персональной информации и электронных документов (Р!РЕйА).

Таким образом, перечисленные акты создают политико-правовые основы для развития цифровых технологий на территории Канады. Однако, на уровне провинций также предпринимаются попытки правового регулирования в исследуемой сфере. Так, 10 октября 2019 вступил в силу Закон «О содействии цифровой трансформации государственного управления провинции Квебек»[5]. Закон принят с целью содействия цифровому преобразованию государственной администрации посредством установления правил, применимых в контексте реализации проектов в области информационных ресурсов, представляющих общегосударственный интерес.

Власти провинции активно реализует политику в сфере развития цифровизации, в связи, с чем были такие сделаны важные шаги, как:

- принятие в 2011 году Закона «Об управлении и контроле информационных ресурсов государственных органов и предприятий Правительства»;

- принятие Рамочной политики в области управления информационными ресурсами государственных учреждений и управления ими в 2012 году;

- утверждение Советом казначейства в 2012 году правил, касающихся заявок на получение разрешений на проекты и инструментов управления информационными ресурсами и др.

В провинции Квебек с конца 2017 года Правительство реализует широкий пятилетний план стоимостью 1,5 миллиарда долларов США по адаптации общества к цифровой экономике. Это влечет за собой обеспечение того, чтобы больше граждан имели доступ к высокоскоростному Интернету, и чтобы люди были обучены тому, как им воспользоваться.

В марте 2017 года министерство экономики, науки и инноваций (МЕЭ!) решило поддержать ускорение и оптимизацию развития экосистемы искусственного интеллекта в Квебеке на общую сумму 100 млн. Долларов США в течение пятилетнего периода[6]. В сентябре 2017 года Консультационный совет по вопросам экономики и инноваций (ССЕ1) высоко оценил целенаправленные амбиции правительства Квебека, направленные на то, чтобы искусственный интеллект стал реальной движущей силой экономики Квебека[7].

Интересный опыт имеется также в провинции Онтарио, которая стала первой провинцией, которая приняла Международную хартию открытых данных. На сегодняшний день провинция занимает довольно высокие позиции в сфере циф-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2019. № 12(180)

ровых технологий. Так, в провинции создан каталог данных, который включает в себя полный список данных, принадлежащих или управляемых правительством. Кроме того, на сегодняшний день в Онтарио выпущено более 700 наборов открытых данных.

Органом ответственным за развитие цифровых технологий выступает Цифровая служба Онтарио. Работа Цифровой службы основана на использовании инструментов цифровой эпохи для создания сервисов, ориентированных на пользователя. Одним из достижений, Цифровой службы, можно назвать введение Стандарта цифровых услуг, включающего 14 пунктов направленных на предоставление качественных он-лайн-услуг.

Важно отметить, что Правительство Онтарио, внедряя новые цифровые технологии, и технологии, обеспечивающие получение услуг, ориентировано, прежде всего, на интересы и нужды жителей провинции. В целом в провинции широко применяется практика по привлечению населения в обсуждение вопросов развития цифровых технологий, например, Плана действий Открытого правительства, Структуры взаимодействия с общественностью, Директивы об открытых данных, и анализу результатов, деятельности открытого правительства, с целью улучшения реализуемых программ и услуг.

Особенности механизма получения услуг получили свое отражение в Законе «Об упрощении, ускорении и улучшении услуг», вступившем в силу 6 августа 2019 года. По нашему мнению, новый закон обладает значительным потенциалом и позволит значительно улучшить работу Правительства и усовершенствовать процесс оказания услуг населению провинции Онтарио.

Библиография:

Закон «Об упрощении, ускорении и улучшении услуг» был принят с целью содействия преобразованию процесса оказания государственных услуг, чтобы обеспечить:

- доступ населения к высококачественным цифровым услугам из любого места и в любое время;

- цифровые услуги, которые хорошо спроектированы и работали эффективно функционируют;

- лучший доступ к полезным правительственным данным;

- оптимальное использование цифровых ресурсов и данных широким кругом организаций государственного сектора для разработки и реализации политики, программ и услуг[8].

Анализ законодательства Канады позволяет сделать вывод о том, что оно находится в непрерывном развитии. В стране реализуется эффективная политика позволившая стране занять высокие позиции в международных рейтингах. Провинции Канады также проявляют активность в вопросах регулирования цифровизации.

В настоящее время, произошло осознание того что использование технологических достижений уже не просто конкурентное преимущество, а необходимость процветания. Чтобы позиционировать Канаду как мирового лидера в современной цифровой экономике, необходимы совместные национальные усилия во всех секторах и всеми заинтересованными сторонами. Канада имеет достаточный потенциал, для того чтобы стать глобальным центром инноваций. И ее главным достоянием продолжает оставаться ее народ. В связи, с чем обеспечение всех канадцев возможностями извлечь выгоду из инклюзивной экономики, основанной на цифровых технологиях, является ключом к навигации в этом развивающемся цифровом ландшафте.

URL:

https://publicadministration.un.org/publications/content/PDFs/UN%20E-

1. UN E-Government Survey 2018. Government%20Survey%202018%20Russian.pdf(fla:ra обращения 21.11.2019).

2. Койбаев Б.Г., Золоева З.Т. Правовые аспекты информатизации регионов: опыт Канады // Гуманитарные и юридические исследования. 2015. №4. С. 151154.

3. Policy on Service and Digital. URL: https://www.tbs-sct.gc.ca/pol/doc-eng.aspx?id=32603(дaтa обращения 22.11.2019).

4. Canada's Digital Charter in Action: A Plan by Canadians, for Canadians. URL: https://www.ic.gc.ca/eic/site/062.nsf/vwapj/Digitalcharter_Report_EN.pdf/$file/Digitalcharter_Report_EN.pdf(дaтa обращения 21.11.2019).

5. An Act to facilitate the public administration's digital transformation URL: http://m.assnat.qc.ca/Media/Process.aspx?MediaId=ANQ.Vigie.Bll.DocumentGenerique_144079en&process=Default&token=ZyMoxNwUn8ikQ+TRKYwPCjWrKwg+vIv9rjij7p3xLGTZ DmLVSmJLoqe/vG7/YWzz(дaтa обращения 22.11.2019).

6. Strategy for the Development of Quebec's Artificial Intelligence Ecosystem URL: https://ai.quebec/wp-content/uploads/sites/2/2018/06/AI-Strategy_EN-ACJ-19-juin-v8.pdf(дaтa обращения 22.11.2019).

7. Agir ensemble Pour un Québec innovant, inclusif et prospère URL: http://s3.amazonaws.com/medias.ccei.quebec/report/CCEI_rapport_integrateur.pdf(дaтa обращения 22.11.2019).

8. Simpler, Faster, Better Services Act, 2019, S.O. 2019, c. 7, Sched. 56. URL: https://www.ontario.ca/laws/statute/19s07(дaтa обращения 21.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.