Научная статья на тему 'Правовые аспекты информатизации регионов: опыт Канады'

Правовые аспекты информатизации регионов: опыт Канады Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
408
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / INFORMATION LAW / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / REGIONAL INFORMATIZATION / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА КАНАДЫ / THE LEGAL POLICY OF CANADA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Койбаев Борис Георгиевич, Золоева Зарина Тамерлановна

В статье рассмотрены подходы Канады к вопросам региональной информатизации. Авторы предприняли попытку выявить положительный опыт, который может быть использован Российской Федерацией для дальнейшего развития законодательства в сфере региональной информатизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF INFORMATIZING THE REGIONS: THE CANADIAN EXPERIENCE

The article describes the Canadian approach to the issues of regional informatization. The authors have attempted to specify good practices that can be used by the Russian Federation for the further development of legislation in the sphere of regional informatization.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты информатизации регионов: опыт Канады»

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 34:002

Б. Г. Койбаев, З. Т. Золоева

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕГИОНОВ: ОПЫТ КАНАДЫ

В статье рассмотрены подходы Канады к вопросам региональной информатизации. Авторы предприняли попытку выявить положительный опыт, который может быть использован Российской Федерацией для дальнейшего

развития законодательства в сфере региональной информатизации.

Ключевые слова: информационное право, региональная информатизация, правовая политика Канады.

B. G. Koybaev, Z. T. Zoloeva

LEGAL ASPECTS OF INFORMATIZING THE REGIONS: THE CANADIAN EXPERIENCE

The article describes the Canadian approach to the issues of regional informatization. The authors have attempted to specify good practices that can be used by the Russian Federation

В условиях продолжающейся в РФ административной реформы особое значение приобретает использование опыта развитых стран в сфере правового регулирования процесса информатизации. Исследование авторами статьи опыта Кореи позволило прийти им к заключению о том, что отражение в политике Российской Федерации иностранного опыта будет иметь положительные результаты и способствовать дальнейшему развитию процесса информатизации и его правовому обеспечению [2, с. 100].

Актуальность исследования вопросов региональной информатизации не вызывает сомнения, в условиях расширения полномочий региональных органов государственной власти и модернизации процесса оказания государственных услуг.

Как известно, в России существуют определенные сложности, связанные с мно-гоуровневостью системы государственного управления, в связи с чем возникает необходимость налаживания процессов внутреннего взаимодействия между ее элементами. Это и обусловило выбор для исследования схожего с Российской Федерацией федеративного государства - Канады, чей опыт в сфере правового регулирования информатизации регионов представляется интересным.

Начало разработке проблем информатизации Канады было положено в 1994 году, когда был принят Телекоммуникационный Акт, способствовавший увеличению конкуренции в ИКТ-секторе.

for the further development of legislation in the sphere of regional informatization.

Key words: the information law, regional informatization, the legal policy of Canada.

Важную роль в регулировании вопросов информатизации имел закон Канады «О доступе к информации» 1982 года, который регулировал вопросы доступа граждан к правительственной информации, а также закреплял обязанность органов государственной власти предоставлять информацию гражданам по запросу.

Д. Ремсу, старший юрисконсульт Министерства юстиции Канады в своем докладе [4] «Прозрачность принятия решений в Канаде - правовая структура электронного правительства» отмечает важность процесса гармонизации для решения проблемы информатизации государства и создания электронного правительства. Процесс гармонизации характеризуется с одной стороны восприятием международных норм (прежде всего разработанных в рамках UNCITRAL), а с другой, деятельностью Конференции Канады по единообразному законодательству внутри государства. В 1999 году ею был принят Единообразный закон об электронной торговле, (принятый на основе Типового закона об электронной торговле UNCITRAL 1996 г.) в соответствии с которым устанавливались:

- всесторонняя минимальная гибкая схема, позволяющая правительствам выполнять программы и оказывать услуги в электронном режиме, а гражданам и предприятиям -подавать электронную информацию государственным органам на надежных носителях;

- возможность заключение электронных контрактов между сторонами;

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

- не отдается предпочтения определенным технологиям;

- полномочие правительства указывать необходимые характеристики электронного документа - для соблюдения должной эквивалентности бумажному варианту;

- принцип согласия в обязательном или необязательном использовании технологи [4].

Единообразное законодательство, на разработку которого оказали влияние Типовой закон и лежащие в его основе принципы приняты в ряде провинций и территорий, включая Альберту (2001 год), Британскую Колумбию (2001 год), Манитобу (2000 год), Нью-Брансуик (2001 год), Ньюфаундленд и Лабрадор (2001 год), Новую Шотландию (2000 год), Нунавут (2004 год), Онтарио (2001 год), Остров Принца Эдуарда (2001 год), Саскаче-ван (2000 год) и Юкон (2000 год), провинция Квебек (2001 год).

В рамках процесса гармонизации Канадской конференцией по единообразным законам также был принят Закон Канады от 13 апреля 2000 г. «О доказательствах», соответствии с которым подлинность электронного документа характеризуется надежностью архивной системы, поддерживаемой соблюдением отраслевых стандартов, а также показаниями под присягой и их перекрестной проверкой.

Физические лица могут получать доступ и корректировать документы о себе, находящиеся в ведении федеральных агентств, а также в регулируемых государством структурах - телекоммуникационных компаниях и банках в соответствии с законами «О частной жизни» 1983 г. [10] и «О защите персональной информации и электронных документах» 2000 г. [11].

Однако некоторые провинции, например, Альберта, Квебек и Британская Колумбия ввели свои собственные законы по защите частной информации. Эти акты предназначены для закрытия всех персональных данных потребителей и клиентов и обеспечения их достоверности. Такая информация может включать любые данные: имя, адрес, номер телефона, номера социальной и кредитной карточек и даже ДНК, - так как она может быть использована для идентификации конкретного человека [5, с. 84].

29 ноября 2004 г. вступила в силу Стратегия Правительства Канады в области связей

с общественностью. Ее целью стало обеспечение эффективного управления и надлежащей координации в области связей с общественностью на уровне Правительства Канады, а также достижение такого порядка, при котором система связей с общественностью отвечала бы самым разным потребностям населения в информации [1, с. 103]. В соответствии со Стратегией в дальнейшем такое регулирование распространится на все виды бизнеса, за исключением регулирования в провинциях, принявшие собственные законы.

Процесс информатизации Канады всегда сопровождался активной поддержкой на региональном уровне. Во всех провинциях Канады приняты законы о свободе информации и в большинстве из них есть Комиссар по информации для осуществления наблюдения и контроля над исполнением норм закона. Создание электронного правительства сопровождалось принятием в регионах своих программ по развитию электронных правительственных услуг. Правительства регионов Новой Шотландии, Нью-Брансуика, Ньюфаундленда и Острова Принца Эдуарда в сотрудничестве с компанией Unisys запустили проект «Восточная Канада Онлайн», призванный упростить получение региональных правительственных услуг [3, с. 181].

Учитывая историческое наследие и федеративную форму государственного устройства, в Канаде существует ряд проблем в сфере информатизации. По нашему мнению, одна из причин этих проблем кроется в социально-экономическом и географическом различии регионов, что ведет к образованию цифрового разрыва. Цифровой разрыв в Канаде многоаспектен. Так, одной из его сторон выступает неравномерность доступа в Интернет. Некоторые сельские районы, например, не имеют широкополосного доступа вообще и все еще зависят от коммутируемого телефонного модема или медленных ADSL скоростей [6].

Вторым аспектом существующего цифрового разрыва является стоимость доступа в Интернет. Разрыв наблюдается как в сравнении с другими странами, так и внутри страны. Несколько международных исследований свидетельствуют о том, что канадцы не могут получить такую же скорость и сервис для широкополосного доступа в Интернет, как граждане других развитых стран, и они платят более высокую среднюю цену за месяц

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

использования [7]. На региональном уровне высокая стоимость доступа в Интернет наблюдается прежде всего в сельской местности, где чаще всего используется либо фиксированная беспроводная связь, либо спутниковый доступ, в связи с чем и существует различие цен [6].

Третьим, не менее важным аспектом цифрового разрыва, является ненадежность интернет-услуг в сельской местности, по причине того, что система в целом не может справиться с объемом деятельности.

Уровень цифрового разрыва стал вызывать обеспокоенность, и Комиссия по радио, телевидению и телекоммуникациям Канады призвала на публичных слушаниях осенью 2010 рассмотреть вопрос о необходимости новой «нормативно-правовой базы», чтобы «обеспечить всех канадцев доступом к недорогим широкополосным услугам». Но данная инициатива не вызвала положительных реакций в обществе. Так, руководители крупных кабельных и телекоммуникационных компаний, которые доминируют в отрасли, утверждают, что без огромных государственных субсидий, они никогда не смогут провести проводные соединения в малонаселенные сельские районы [9].

Особого внимания заслуживают проводимые в Канаде инициативы по поддержке коренных народов, именуемых Первыми нациями. В связи с чем, интерес представляет проект «Первая миля» (First Mile Project) [12], в рамках которого был создан портал с одноименным названием.

Проект «Первая миля» уникален своим акцентом на развитие интернет - инфраструктуры на местном уровне. Портал «Первая миля» представляет собой онлайн-простран-ство, основу которого составляет раздел обмена опытом, преследующий цель распространения передовой практики между регионами. Информация на портале специально разработана для удовлетворения уникальных

характеристик каждого региона, учитывает демографический профиль и географию.

В рамках проекта было реализовано несколько инициатив. Так, например, в отдаленной деревне Форт Северн, расположенной в провинции Онтарио, предпринята попытка разработки собственного интернет-контента, программ и услуг. На сегодняшний день они создали свои собственные: радиостанцию, кабельное телевидение, сообщество в Интернете, услуги мобильного телефона, сообщества для руководства и поддержки услуг, включая телемедицину, дистанционное образование и проведение видеоконференций. А в провинции Британская Колумбия (остров Бэнд Си-абед) в 2007 году запустили беспроводную широкополосную сеть, которая полностью принадлежит и управляется компанией группы и не получает внешнее финансирование [8].

Все это позволяет сделать вывод о том, что во многом высокие позиции в мировых рейтингах Канады обусловлены применением комплексного подхода к решению проблемы модернизации государственного управления, четко прослеживается проводимая в стране политика по разграничению полномочий между уровнями власти.

Анализ опыта Канады показал, что процесс региональной информатизации в этой стране сопровождается реализацией региональных проектов электронного правительства и происходит в рамках проводимых административных реформ. В процессе исследования было выявлено, что региональные власти рассматриваемого государства, иногда опережая федеральное законодательство, принимают правовые акты, регулирующие вопросы информатизации. По мнению авторов, отражение в политике Российской Федерации этих тенденций будет иметь положительные результаты и способствовать дальнейшему развитию системы правового регулирования процесса региональной информатизации.

Литература

1. Институты транспарентности государственного управления: канадский опыт для России / под ред. О. В. Афанасьевой и С. В. Кабышева. М.: Формула права, 2006. 205 с.

2. Койбаев Б. Г., Золоева З. Т. Правовые аспекты информатизации в республике Корея // Гуманитарные и юридические исследования. 2015. № 1. С. 96-101.

3. Приходько Л. Канадский проект электронного правительства // Труды Института государства и права РАН. 2009. № 5. С.173-184.

4. Ремсу Д. Канада - правовая структура электронного правительства Презентация для семинара Российской Федерации Оттава, Канада, 5 марта 2007г. [Электронный ресурс] URL: https://www. google.ru (Дата обращения: 21.09.2015).

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

5. Тризно Т. А. Электронное правительство как инструмент реализации государственной информационной политики Канады: дис. ... канд. полит. наук. Астрахань, 2014. 184 с.

6. Bates T. Canada's digital divide and its implications for other countries. 2010. April 4. [Electronic resource] URL: http://www.tonybates.ca/2010/04/04/canadas-digital-divide-and-its-implications-for-other-countries/ (Дата обращения 12.10.2015).

7. Broadband and telecom. OECD Broadband Portal [Electronic resource] URL: http://www.oecd.org/ sti/broadband/oecdbroadbandportal.htm#prices (Дата обращения 12.10.2015).

8. First Nations, First Mile Project: putting the «last mile first» [Electronic resource] URL: http:// www.ethnosproject.org/putting-the-last-mile-first-first-nations-first-mile-project/ (Дата обращения 12.10.2015).

9. Marlow I., Mc Nish J. Canada's digital divide. [Electronic resource] URL: http://www.theglobeandmail. com/report-on-business/canadas-digital-divide/article4313761/?page=all (Дата обращения 12.10.2015).

10. Privacy Act. 01.06.1983 [Electronic resource] URL: http://laws.justice.gc.ca/en/P-21/index.html (Дата обращения 12.10.2015).

11. The Personal Information Protection and Electronic Documents Act (PIPEDA) 13.04. 2000. [Electronic resource] URL: http://laws-lois.justice.gc.ca/PDF/P-8.6.pdf (Accessed: 12.10.2015).

12. First Mile Project [Electronic resource] URL: http://www.firstmile.ca/ (Дата обращения 12.10.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.