Научная статья на тему 'Правовые основы реализации пенсионной программы'

Правовые основы реализации пенсионной программы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишкова Надежда Дмитриевна

В статье излагаются современные правовые основы и проблемы реформирования пенсионной системы РФ. Основное внимание уделено вопросам совершенствования пенсионного законодательства РФ, созданию новых механизмов взаимодействия государства, рынка и человека в пенсионной системе и повышению ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal principles of realizing pension program

Legal principles and the problems of realizing the pension reform of the Russian federation are revealed in the article. Special attention is paid to the questions of improving pension legislation of the Russian federation, forming new mechanisms of interaction between the state, market and a person in the pension system, increasing its efficiency.

Текст научной работы на тему «Правовые основы реализации пенсионной программы»

Правовые основы реализации пенсионной программы

Н.Д. Шишкова

В статье излагаются современные правовые основы, и проблемы реформирования пенсионной системы РФ. Основное внимание уделено вопросам совершенствования пенсионного законодательства РФ, созданию новых механизмов взаимодействия государства, рынка и человека в пенсионной системе и повышению ее эффективности.

Legal principles and the problems of realizing the pension reform of the Russian federation are revealed in the article. Special attention is paid to the questions of improving pension legislation of the Russian federation, forming new mechanisms of interaction between the state, market and a person in the pension system, increasing its efficiency.

П енсионное обеспечение является одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а оно обычно составляет свыше 25 - 30% населения любой страны.

Пенсионеры - особая категория граждан, которые утратили трудоспособность (т.е. источник своего материального обеспечения) вследствие наступления конкретных страховых случаев: преклонного возраста, инвалидности, смерти единственного трудоспособного кормильца и др. В нашей стране численность такой категории граждан значительна и продолжает быстро увеличиваться.

В цивилизованном обществе проблема накопления средств для обеспечения людей в старости перерастает из индивидуальной в общенациональную.

Государство с социально ориентированной экономикой не может игнорировать проблемы материального обеспечения значительной части своего населения.

Таким образом, можно констатировать, что проблема пенсионного обеспечения является одной из актуальнейших задач, стоящих на данный момент перед нашим государством.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации реализуется через систему обязательного государственного пенсионного страхования, являющегося основной частью системы социального страхования. Государственное пенсионное страхование является страхованием, осуществляющимся за счет обязательных страховых взносов работодателей и граждан с целью обеспечения населения трудовыми пенсиями по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет в соответствии с законодательством РФ. Оно представляет собой часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Пенсионное обеспечение, в свою очередь, должно быть ориентировано, во-первых, на

Шишкова Надежда Дмитриевна - старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Тихоокеанского государственного университета

удовлетворение материальных потребностей нетрудоспособного населения путем обеспечения минимальных стандартов жизни, во-вторых, на возмещение гражданам части дохода, который они имели до утраты способности к производительному труду.

На уровне пенсионного обеспечения в конкретный период времени в равной мере влияют социально-экономическое положение страны, демографическая ситуация, система оплаты труда, налоговое законодательство. Иными словами, размер и условия выплаты пенсий отражают все стороны жизни современного общества.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации идет реформирование пенсионной системы. Эффективность деятельности Пенсионного фонда России (ПФР) и решение им социальных задач напрямую зависят от порядка начисления и уплаты страховых взносов в этот фонд. В нашей стране, единственной из всех стран, страховые взносы уплачиваются только работодателями.

Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем, в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателей за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсии не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплаченных пенсионных взносов.

Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений, производимых работодателем в Пенсионный фонд. Это должно стимулировать работников (а следом за ними и работодателей) к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплаты из тени, тем самым, увеличив поступление средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

К основным федеральным законам, регулирующим в настоящее время пенсионное обеспечение в РФ, относятся:

- ФЗ №166 от 15.12..2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;

- ФЗ №167 от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страх овании в РФ >>;

- ФЗ №173 от 17.12.2001' г. «О трудовых пенсиях в РФ»;

- ФЗ №27 от 01.04.1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированной!) учете в системе государственного пенсионного страхования» .

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормат ивными правовыми актами органов государственной власти соответствующих субъектов, органов местного самоуправления и актами организаций.

В современных экономических условиях повысить уровень пенсионного обеспечения и добиться объективной дифференциации размеров пенсий можно путем устранения неоправданных «излишеств» (нестраховые льготы и привилегии) пенсионной системы.

В результате проведения реформы с 2002 года положение пенсионеров не улучшилось. Если в начале реформы средний размер пенсии составлял 32% от средней заработной платы, то сейчас - всего 25% .

С января 2002 года произошли изменения в начислении и уплате страховых взносов в пенсионный фонд. Изменились тарифы страховых взносов по категориям плательщиков. Так, для лиц старше 66 года рождения для основной категории работодателей применяются следующие тарифы страховых взносов: база для начисления страховых взносов до 280.000 рублей - 14% , 280.001-600.000 рублей - 39.200 + 5,5% с суммы, превышающей 280.000 рублей, более 600.000 рублей - 56.800 рублей.

В 2002-2004 гг. уплата страховых взносов происходила по другим ставкам, размер которых был изменен с 01.01.2005 г. Федеральным законом от 20.07.2004 г. №>70-ФЗ.

С 01.01.2005 г. были внесены изменения в статью 2 Федерального закона от 20.07.2007 г. №70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса РФ, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ, где были произведены корректировки тарифов страховых взносов по

обязательному пенсионному страхованию».

В результате, из Пенсионной реформы были исключены граждане России до 1967 года рождения, т.е. поколение 40-летних, которые к этому времени научились зарабатывать деньги, но уже не будут иметь накопительной части трудовой пенсии.

Такая политика государства в сфере регулирования пенсионных отношений, на наш взгляд, привела к социальной несправедливости и в дальнейшем может усугубить процесс реформирования пенсионной системы.

В силу Закона от 15.12.2001 г. Ш67-ФЗ (с учетом конституционно правового истолкования содержащихся в нем законоположений, осуществленного Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении от 23.12.2004 г. №19-П), они вправе добровольно вступить в правоотношения по уплате страховых взносов.

Тем самым, будет осуществлено выравнивание пенсионных прав, которое образуется у застрахованных лиц и которые относятся к различным возрастным категориям. За пять лет проведения Пенсионной реформы многие пенсионеры лишились возможности реализации этого права.

В целях упрощения порядка добровольного вступления в правоотношения по ОПС (обязательного пенсионного страхования) подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию», который в настоящее время находится в процессе завершения.

В случае применения данного законопроекта за всеми застрахованными лицами, не достигшими возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, будет закреплено право на добровольное вступление в правоотношение по ОПС в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии. Реализация этого права будет происходить теперь за счет собственных средств застрахованных лиц.

Изъявившие желание производить добровольные отчисления на финансирование накопительной части его трудовой пенсии должны подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, который направит соответствующее уведомление работодателю о необходимости

уплаты страховых взносов за счет средств его работника.

Оформление заявления и дальнейший контроль по взиманию страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии по старости создаст очередную цепочку документооборота, что приведет к «затягиванию» дела.

Сегодня у части работающего населения отсутствует стимул получать легальную заработную плату и платить с нее налоги и взносы, т.к. оказывается, что обесценивается не только накопительная, но и страховая часть пенсии, при этом накопительная часть пенсии обесценивается быстрее страховой. Суммы находятся в управлении Государственной управляющей компании и Пенсионного фонда, доходность по которым не компенсирует даже уровня инфляции. Поэтому, когда молодое поколение выйдет на пенсию, то их пенсионный капитал обесценится.

Граждане, которые моложе 1967 года рождения, а это молодежь, о пенсии сегодня не задумываются. Более того, они не верят в пенсионную реформу и, более, готовы получать заработную плату в конвертах сейчас, чем вкладывать свои накопления в обесцененную в дальнейшем пенсию.

Из всего изложенного можно сделать вывод, что государство должно быть заинтересовано в реализации Пенсионной реформы не только сегодняшних пенсионеров, но и молодого поколения - будущих пенсионеров.

Ожидаемое повышение базовой части трудовой пенсии по старости в 2007 году составило с 1 апреля 7,5%. В октябре 2007 года планируется установить размер базовой части трудовой пенсии по старости в сумме 1.260 рублей. В результате этих повышений пенсия по старости увеличится на 469 рублей и на конец года будет составлять 3.556 рублей5.

Однако в последующие годы следует ожидать дальнейшего уменьшения относительных доходов пенсионеров, так как рост пенсии запланирован значительно меньший, чем рост заработной платы.

Для увеличения среднего размера пенсии предлагаем упростить метод расчета трудовой пенсии по старости, заменив базовую часть прожиточным минимумом пенсионера (ПМП). Базовая часть, как известно, является фиксированной, тогда как размер ПМП рассчитывается для каждого субъекта РФ дифференцированно с учетом соци-

альных, экономических, географических и других факторов.

Используемый расчет:

П = Бч + Сч + Нч

где, П - пенсия; Бч - базовая часть; Сч -страховая часть; Нч — накопительная часть, которая до 2013 года равна 0.

Предлагаемый расчет:

П = ПМП + Сч + Нч.

Данное предложение будет способствовать созданию новых механизмов взаимодействия государства, рынка и человека в пенсионной системе.

В Послании Президента РФ В.В. Путина от 26.04.2007 г. был затронут вопрос о возможном повышении пенсионного возраста. Интерес к этой проблеме обусловлен тем, что в обозримом будущем возможен дефицит пенсионной системы (в период 2012-2030 гг.) в связи со сложной демографической ситуацией и индексацией базовой части пенсий темпами, превышающими инфляцию.

Президент считает, что для повышения пенсионного возраста в нашей стране нет необходимости. Россия остается единственной страной, где возраст выхода на пенсию является самым низким как для мужчин, так и для женщин. Другое дело, что необходимо создать систему стимулов, чтобы люди добровольно могли продолжать трудовую деятельность при достижении пенсионного возраста. Не секрет, что сегодня многие пенсионеры, выйдя на пенсию, продолжают трудиться, так как прожить на пенсионную выплату, которая ниже прожиточного минимума, невозможно. Поэтому добровольное продолжение трудовой деятельности должно привести в будущем к значительному повышению пенсионных выплат. Кроме того, одновременно с индексацией пенсии необходимо стимулировать и добровольные пенсионные накопления. В этом случае предлагается часть средств Фонда национального благосостояния (стабилизационный Фонд) на-

правлять на софинансирование таких добровольных пенсионных накоплений. По сути, предлагается сформировать пенсионный капитал граждан. На каждую тысячу рублей добровольного взноса гражданина на его персональный накопительный счет в ПФР государство предлагает добавить еще одну тысячу рублей. Чтобы эти взносы не обесценились, в течение определенного времени их необходимо инвестировать в высоколиквидные ценные бумаги.

В дальнейшем свободные денежные средства Фонда национального благосостояния могли бы расходоваться и на покрытие дефицита пенсионной системы, при необходимости.

В комплексе все эти меры должны обеспечивать увеличение объема пенсионных накоплений граждан и надежную работу пенсионной системы в будущем.

Литература и источники:

1. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-93.

2. Об организации Пенсионного фонда РСФСР: Постановление Верховного Совета РФ от 25.12.1991 г. №2122-1.

3. Карловская, ЕЛ. Бюджетная система Российской Федерации в аналитических таблицах и структурно-логических схемах: Учебное пособие / ЕЛ. Карловская, A.B. Клюев, СЛ. Поликарпов, О.В. Репина, С.Р. Титов, ВЛ. Фёдоров, Н.Д. Шишкова: Под ред. ВЛ. Фёдорова. - Хабаровск: Изд-во ХГТУ. - 2005. - 80 с.

4. Бюджетный кодекс Хабаровского края: Закон Хабаровского края от 28.07.1999 г. №152.

5. Пенсионные фонды и инвестиции. - 2007. - №1(31) - С. 13 - 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.