ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Правовые основы противодействия коррупции в таможенных органах Российской Федерации Иванец Г. И.
Иванец Галина Ивановна / 1уапве ОаИпа 1уапота - доцент, кандидат юридических наук,
магистрант, кафедра таможенного права, Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования Российская таможенная академия, г. Люберцы
Аннотация: в статье анализируется правоприменительная практика реализации мер по профилактике и борьбе с коррупционными правонарушениями в среде сотрудников таможенных органов Российской Федерации.
Ключевые слова: правовые основы, противодействие коррупции, таможенные органы.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности [5], коррупцию в Российской Федерации можно рассматривать как одну из угроз национальной безопасности страны, с которой органы государственной и муниципальной власти ведут последовательную борьбу.
Правовой основой противодействия коррупции являются Конституция Российской Федерации [1], федеральные конституционные законы, федеральные законы, принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты.
В последнее время в нашей стране ведется жесткая борьба с коррупцией. В связи с этим принят ряд законов, и получила свое широкое применение антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.
Проблемы коррупции необходимо решать системным и комплексным методом, а именно, необходимо систематическое проведение мероприятий, влияющих на решение организационных, кадровых и правовых вопросов посредством специальных мер, включая общегосударственные, направленные, в первую очередь, на демотивацию коррупционных проявлений, закрепленных в других федеральных и ведомственных программах [8, с. 23].
В настоящее время проблема коррупции является одной из важнейших и широко обсуждаемых не только для нашей страны, но и для большинства других стран мира. Для этого, очень важным является изучение и анализ опыта противодействия коррупции в зарубежных странах с целью дальнейшего принятия мер эффективного противодействия коррупции в России.
Одним из основных и важных направлений противодействия коррупции на протяжении долгих лет является международное сотрудничество, неотъемлемым элементом которого выступает разработка международно-правовой антикоррупционной базы.
Международное законодательство, которое занимается регламентированием вопросов противодействия коррупции, является наиболее обширным и включает в себя порядка шестидесяти различных нормативных правовых актов.
Все международные нормативные правовые акты о противодействии коррупции можно разделить на три группы:
1. Правовые акты ООН (Конвенция ООН против коррупции 2003 г. [2], ратифицированная Российской Федерацией 08 марта 2006 г. и т. д.).
2. Правовые акты СНГ (Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-3 «О борьбе с коррупцией» [7]; Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [4]);
3. Двусторонние нормативные правовые акты.
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [4] дал четкое определение коррупции и раскрыл понятие «противодействие коррупции», а также определил субъекты, участвующие в противодействии коррупции.
Так, под коррупцией следует понимать злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных выше деяний от имени или в интересах юридического лица [4].
Цель данного закона заключается в повышении эффективности административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе федеральных органов государственной власти Российской Федерации и государственных органов субъектов Российской Федерации, а также решение ряда иных многочисленных социально-экономических проблем.
Также в настоящее время утвержден и вступил в законную силу Национальный план противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы [6], направленный на устранение причин и условий, способствующих совершению должностными лицами коррупционных правонарушений и должностных преступлений, формирование и поддержание у должностных лиц таможенных органов ответственного отношения к экономической безопасности, профессиональной служебной деятельности по защите экономических интересов Российской Федерации, и в котором отражены следующие направления деятельности:
1) создание, функционирование и развитие специализированного информационно -методического ресурса, связанного с вопросами реализации требований о противодействии коррупции;
2) выявление случаев несоблюдения требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов;
3) борьба с незаконной передачей должностному лицу заказчика средств, которые получены поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в результате исполнения контракта, а так же за предоставление права его заключения (т. е. «откат») и хищениями в области закупок;
4) просветительские мероприятия по информированию граждан о требованиях законодательства о противодействии коррупции;
5) ежегодное проведение конкурсов социальной антикоррупционной рекламы (плакаты, баннеры, видеоролики);
6) реализация антикоррупционных мероприятий на международной арене;
7) предоставление отчетов, докладов о выполненных поручениях в данном направлении.
Одним из субъектов борьбы с коррупцией выступает Федеральная таможенная служба, на которую законодатель возложил функции по обеспечению экономической безопасности и экономических интересов государства. При этом на основании исследовательских данных, таможенные органы Российской Федерации являются одними из самых коррумпированных ведомств в стране [9, с. 8]. В связи с этим, коррупция в области внешней экономической деятельности представляет повышенную общественную опасность и посягает не только на интересы государственной службы, но и на экономическую безопасность государства в целом.
Поэтому, задача по совершенствованию комплекса мер по противодействию коррупции в таможенной сфере приобретает повышенную актуальность.
Одним из приоритетных направлений противодействия коррупции в ФТС России является выявление из числа сотрудников таможенных органов лиц, вставших на путь совершения противоправных деяний, а также выявление недобросовестных участников ВЭД, пытающихся склонять сотрудников таможенных органов к совершению коррупционных правонарушений, в том числе путем подкупа.
Системная коррупция находит свое проявление в формировании взаимосвязей и взаимозависимостей между чиновниками различных уровней управления разных ведомств и структур. В состав коррупционной сети могут входить группы государственных чиновников, обеспечивающих соответствующие решения; коммерческие и финансовые структуры, занимающиеся реализацией получения выгоды, льгот, доходов, квот; правоохранительные работники, обеспечивающие «прикрытие» со стороны органов МВД России, ФСБ России, СК России, органов прокуратуры, налоговых органов.
Законодательством о службе в таможенных органах предусмотрены административно-правовые средства противодействия коррупции. Так, в Федеральном законе от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» [3] содержатся положения о том, что сотрудник таможенного органа не вправе:
- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
- состоять членом органа управления коммерческой организации; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в таможенных органах;
- использовать в неслужебных целях средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию;
- получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей и т. д.
Таким образом, исходя из анализа принимаемых нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции, можно сказать о том, что происходит постоянное увеличение роли подразделений кадровых служб федеральных органов власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Анализ российского и зарубежного опыта показывает, что посредством только административно-правовых инструментариев проблему решить невозможно.
Основным элементом процесса противодействия коррупции является формирование у сотрудников таможенных органов нетерпимости к коррупционному поведению. Полагаем, что основным элементом комплексной реформы правоохранительной системы должна стать реформа сознания у лиц, определяющих будущее отечественных правоохранительных органов, которые в настоящее время не обладают не только средствами, но и интеллектом, а также моральными и физическими силами. По-прежнему, определенная часть, как руководителей различного уровня, так и рядовых сотрудников в таможенных органах занимается не работой, а дополнительными «заработками».
Решение данной задачи возможно, главным образом, только в результате повышения уровня правовой культуры, достижение которой возможно только при совершенствовании правового воспитания, под которым понимается целенаправленная деятельность государства, общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры общества.
Антикоррупционная направленность правового воспитания базируется на повышении в обществе в целом позитивного отношения к законодательству, его соблюдению, повышению уровня правовых знаний, включая коррупционные формы поведения и меры по их предотвращению и предупреждению, формированию представления у государственных и муниципальных служащих, а так же у граждан о мерах юридической ответственности, применяемых в случае совершения коррупционных правонарушений.
Таким образом, возникает необходимость совершенствования основных форм реализации правового антикоррупционного воспитания, к которым следует отнести:
- антикоррупционное образование, то есть формирование нетерпимости к коррупционному поведению в рамках обучающих программ, школьного, высшего, послевузовского и дополнительного образования;
- антикоррупционная пропаганда, главным образом, через средства массовой информации, в том числе с использованием социальной рекламы;
- проведение органами государственной власти и местного самоуправления различных мероприятий (слушания, совещания, семинары, конференции) антикоррупционной направленности.
Алгоритм формирования в обществе нетерпимого отношения к коррупции четко изложен в Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы [5], реализация которого может способствовать снижению уровня коррупции, в том числе в таможенных органах Российской Федерации.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СЗ РФ. 2006. № 26. Ст. 2780.
3. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.
4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
5. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. 2016, № 1 (часть II). Ст. 212.
6. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы» // СЗ РФ. 2016. № 14. Ст. 1985.
7. Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 №305-З «О борьбе с коррупцией» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 23 июля 2015 года. 2/2303.
8. Карпович О. Г. Правовые меры по борьбе с коррупцией в России // Юридический мир, 2009. № 8.
9. Краморова М. В. О некоторых направлениях противодействия коррупции в таможенных органах // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 2014. № 9 (52). С. 7-12.