Научная статья на тему 'Правовые основы применения силы и огнестрельного оружия сотрудниками Федеральной Полиции Аргентинской Республики'

Правовые основы применения силы и огнестрельного оружия сотрудниками Федеральной Полиции Аргентинской Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
264
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовые основы / органы полиции / применение силы / применение огнестрельного оружия / права и свободы человека / Федеральная Полиция / Аргентинская Республика. / legal framework / police / the use of force / the use of firearms / human rights and freedoms / the Federal Police / Argentine Republic.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Иванович Агафонов

Рассмотрены правовые основы применения силы и огнестрельного оружия сотрудниками Федеральной Полиции Аргентинской Республики. Анализируется соответствующее отраслевое аргентинское законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сергей Иванович Агафонов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS FOR THE USE OF FORCE AND FIREARMS BY OFFICERS OF THE FEDERAL POLICE OF THE ARGENTINE REPUBLIC

The article deals with the legal basis for the use of force and firearms by officers of the Federal Police of the Argentine Republic. The author analyzes the relevant sectoral Argentine legislation.

Текст научной работы на тему «Правовые основы применения силы и огнестрельного оружия сотрудниками Федеральной Полиции Аргентинской Республики»

УДК 342 Doi 10.24411/2073-0454-2018-10043

ББК 67 © С.И. Агафонов, 2018

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПОЛИЦИИ АРГЕНТИНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Сергей Иванович Агафонов, кандидат юридических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Рассмотрены правовые основы применения силы и огнестрельного оружия сотрудниками Федеральной Полиции Аргентинской Республики. Анализируется соответствующее отраслевое аргентинское законодательство.

Ключевые слова: правовые основы, органы полиции, применение силы, применение огнестрельного оружия, права и свободы человека, Федеральная Полиция, Аргентинская Республика.

LEGAL BASIS FOR THE USE OF FORCE AND FIREARMS BY OFFICERS OF THE FEDERAL POLICE OF THE ARGENTINE REPUBLIC

Sergey I. Agafonov, candidate of legal sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: office@unity-dana.ru

Annotation. The article deals with the legal basis for the use of force and firearms by officers of the Federal Police of the Argentine Republic. The author analyzes the relevant sectoral Argentine legislation.

Keywords: legal framework, police, the use of force, the use of firearms, human rights and freedoms, the Federal Police, Argentine Republic.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Агафонов С.И. Правовые основы применения силы и огнестрельного оружия сотрудниками Федеральной Полиции Аргентинской Республики. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(6):211 —213.

Сотрудники Федеральной Полиции Аргентинской Республики в своей служебной деятельности руководствуются множеством нормативных правовых актов как национальных, так и международных, положения которых, в том числе, регламентируют порядок применения силы и огнестрельного оружия.

Уважение международных обязательств в контексте соблюдения прав человека — необходимое условие построения социального, правового и демократического государства, где одну из главных ролей в обеспечении и защите таких прав играет институт полиции1.

Так, к основным международным нормативным правовым актам в рамках рассматриваемого вопроса отнесятся:

♦ Американская декларация о правах и обязанностях человека2;

♦ Американская конвенция о правах человека3;

♦ Всеобщая декларация прав человека4;

♦ Международный пакт о гражданских и политических правах5;

♦ Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания6;

1 Мышко Ф.Г., Саудаханов М.В. Функции полиции Республики Аргентина по предупреждению и подавлению преступной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 5. С. 37-40.

2 Принята на 9-й Международной Американской Конференции в колумбийском городе Богота в 1948 г. // URL: https://www. oas.org/dil/esp/Dedaraci%C3%B3n_Americana_de_los_Derec-hos_y_Deberes_del_Hombre_1948.pdf

3 Заключена в Сан-Хосе 22 ноября 1969 года / Международные акты о правах человека: Сб. док. 2-е изд. М.: Норма-Инфра-М, 2002. С. 867-886.

4 «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1995. № 67.

5 Принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

6 Принята резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1984 г.

♦ Конвенция о правах ребенка7;

♦ Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка8;

♦ Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка9 и др.

Однако, в настоящей статье основное внимание автором будет уделено национальному законодательству Аргентины о применении силы и огнестрельного оружия сотрудниками Федеральной Полиции.

В первую очередь необходимо назвать Органический Закон от 1958 г. № 333 «Об Аргентинской Федеральной Полиции»10, в соответствии со ст. 8 которого Федеральная Полиции для выполнения своих функций, в том числе для своевременной защиты лиц или их законных прав, а также собственной защиты может использовать оружие.

Следующим нормативным правовым актом является Резолюция Министерства Безопасности Нации от 2013 г. № 437 «Руководящие принципы действия сотрудников Федеральной Полиции Аргентины при применении оружия», ст. 1 которой гласит о том, что настоящими принципами необходимо руководствоваться в каждом случае применения силы и/или огнестрельного оружия вне зависимости от того, появились ли раненые или убитые в результате такого применения или не появились. Статья 7 Резолюции обязывает сотрудников полиции незамедлительно сообщать своему прямому руководителю о факте применения силы и/или огнестрельного оружия. В ст. 20 указано, что в случае, если сотрудник Федеральной Полиции действовал не в соответствии с Резолюцией, и такие действия привели к появлению раненых и/или убитых, то разбирательством по данному факту будет заниматься Департамент административных расследований Федеральной Полиции11. В случае же, если указанные выше действия были совершены сотрудником указанного департамента, то разбирательством уже будет заниматься Департамент судебных расследований.

Еще одним нормативным правовым актом является Резолюция Министерства Безопасности Нации от 2012 г. № 1515 «Руководящие принципы ограничения ношения, владения и транспортировки табельного оружия сотрудников Федеральной Полиции Аргентины». В ст. 1 данной Резолюции поименованы основания применения ее положений, среди которых можно выделить, например:

♦ отсутствие медико-психиатрического заключения, выдаваемого Постоянным Советом медицинских исследований или Высшим Советом медицинских исследований;

♦ отстранение от исполнения служебных обязанностей, снятие с должности или увольнение обязательно в связи с нарушением служебной дисциплины;

♦ несанкционированное применение силы и огнестрельного оружия и т.д.

Далее следует сказать о Регламенте № 8, утвержденном Приказом Аргентинской Федеральной Полиции от 6 февраля 2012 г. № 25 «Об оружии и стрельбе», который регулирует порядок использования огнестрельного оружия сотрудниками Федеральной Полиции Аргентины.

Применение силы и/или огнестрельного оружия может повлечь причинение смерти или серьезного ущерба для здоровья человека. Поэтому, в первую очередь, при таком применении сотрудники Федеральной Полиции Аргентины должны руководствоваться положениями ст. 3 «Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка», которая гласит: «Должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей»12.

На основании указанной нормы Регламент № 8 закрепил ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать при применении огнестрельного оружия:

♦ защита жизни. Основным руководящим принципом является сохранение собственной и общественной безопасности, защита собственной жизни и жизни третьих лиц;

♦ необходимость. Находясь в экстремальной ситуации, когда решения должны приниматься мгновенно, без времени для размышления и анализа, использование оружия должно осуществляться только

7 Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.

8 Принят резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г.

9 Приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями Гавана, Куба, 27 августа — 7 сентября 1990 г.

10 URL: http://servicios.infoleg.gob.ar/infolegInternet/anexos/20000-24999/20983/texact.htm

11 Румянцев Н.В., ВасилевичГ.А., ЭриашвилиН.Д. и т.д. Административное право зарубежных стран: Учебник. 2-е изд. М.: Юнити-Дана. 2015.

12 Официальный сайт Организации Объединенных Наций // URL: http://www.un.org/ru/documents/ded_conv/conventions/code_of_con-duct.shtml

212

Вестник Московского университета МВД России

№ 6 / 2018

лишь при наличии достаточных для этого причин, обоснованно и решительно, но при этом с минимально возможным риском для третьих лиц;

♦ побег. Огнестрельное оружие не применяется за исключением случаев, когда при побеге агрессор производит выстрелы в сторону сотрудников полиции, а также если неприменение оружия может повлечь смерть сотрудника полиции или третьего лица, или позволит агрессору скрыться;

♦ вербальное предупреждение. Перед применением оружия используется фразаы «Стоять! Полиция!»: а) когда это возможно; б) когда это не усугубит ситуацию и не повлечет дополнительных рисков для самого сотрудника полиции или для третьих лиц;

♦ предупредительные выстрелы. Не выполняются;

♦ стрельба по транспорту: а) не выполняется, если транспорт находится в движении; б) выполняется по водителю и агрессорам, если это не представляет общественной опасности13.

Кроме того, оружие применяется когда:

♦ сотруднику полиции или третьим лицам грозит неминуемая опасность;

♦ агрессор владеет оружием и его действия указывают на то, что он собирается использовать его против сотрудников или третьих лиц;

♦ вооруженный агрессор скрывается и перемещается с целью улучшить позицию для стрельбы;

♦ агрессор имеет возможность причинить смерть и серьезные травмы сотруднику или третьим лицам, демонстрирует свои намерения, хотя при этом и не имеет оружия;

♦ агрессор уже причинил смерть или серьезные травмы жертве (жертвам) или скрывается с места преступления, при этом не снижая уровень агрессии и продолжая производить выстрелы по сотрудникам полиции или третьим лицам.

«Кодекс этики Аргентинской Федеральной Полиции», утвержденный Приказом Аргентинской Федеральной Полиции от 22 сентября 2008 г. № 176, обязывает сотрудников полиции использовать оружие рационально и лишь перед лицом неминуемой опасности, когда избежать возникших угроз иным путем не представляется возможным14.

Отметим, что помимо указанных в настоящей статье нормативных правовых актов, так или иначе регламентирующих порядок применения силы и огнестрельного оружия сотрудниками Федеральной Полиции Аргентинской Республики, существуют и другие:

♦ Уголовный кодекс Нации;

♦ Уголовно-процессуальный кодекс Нации;

♦ Закон № 24.059 «О внутренней безопасности»;

♦ Закон № 21.965 «О сотрудниках Аргентинской Федеральной Полиции»;

♦ Закон № 20.429 «Об оружии и взрывчатых веществах»;

♦ Резолюция Министерства безопасности Нации от 2011 г. № 210 «Минимальные критерии действий Полицейских корпусов и Сил безопасности при общественных манифестациях» и др.

В заключение представляется необходимым указать принципы рационального использования силы.

1. Законность. Использование силы возможно лишь тогда, когда достижение преследуемой цели и средства ее достижения не выходят за рамки правовых норм, предоставляющих полномочия для такого использования. Таким образом, действия полиции должны соответствовать как национальному, так и международному законодательству, в том числе в вопросах, касающихся соблюдения прав человека.

2. Целесообразность. Использование силы возможно, когда другие законные средства достижения цели исчерпаны или неэффективны, и такое использование не приведет к более опасным последствиям, чем если бы сила не была использована вовсе. В этом смысле использование силы всегда является средством достижения законных целей полиции. При этом перед применением силы необходимо учитывать не только тактические обстоятельства сложившейся ситуации, но и этические.

3. Пропорциональность и умеренность. Уровень применяемой силы должен быть пропорционален уровню исходящей агрессии, опасности и объективных рисков, которые могут наступить как в случае применения силы, так и в случае ее неприменения.

4. Ответственность и возмещение ущерба. В случае применения силы ответственность за свои действия, а также за последствия, наступившие в результате совершения таких действий, могут нести не только сотрудники полиции, но их начальство и даже государство.

13 Саудаханов М.В., Тутханян Г.А. Конституционные и законодательные основы организации полицейской деятельности в Республике Аргентина и ее эффективность // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 10. С. 41-45.

14 Саудаханов М.В. К вопросу о профиле кадрового состава полиции в Республике Аргентина // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 11. С. 41-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.