Научная статья на тему 'Новое в законодательстве о применении огнестрельного оружия Федеральными Силами Безопасности Аргентинской Республики'

Новое в законодательстве о применении огнестрельного оружия Федеральными Силами Безопасности Аргентинской Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовые основы / органы полиции / применение силы / применение огнестрельного оружия / права и свободы человека / Федеральная Полиция / Аргентинская Республика / Федеральные Силы Безопасности / legal framework / police / the use of force / the use of firearms / human rights and freedoms / the Federal Police / Argentine Republic / Federal Security Forces

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мурадин Мухамедович Хамгоков

В статье рассмотрены некоторые новеллы в законодательстве о применении огнестрельного оружия Федеральными Силами Безопасности Аргентинской Республики. Автор проводит анализ соответствующего сегмента отраслевого аргентинского законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мурадин Мухамедович Хамгоков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New in the legislation on the use of firearms by the Federal Security Forces of the Argentine Republic

The article considers some novels in the legislation on the use of firearms by the Federal Security Forces of the Argentine Republic. The author analyzes the relevant segment of Argentine sectoral legislation.

Текст научной работы на тему «Новое в законодательстве о применении огнестрельного оружия Федеральными Силами Безопасности Аргентинской Республики»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10161

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ПРИМЕНЕНИИ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ СИЛАМИ БЕЗОПАСНОСТИ АРГЕНТИНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Мурадин Мухамедович ХАМГОКОВ, начальник кафедры огневой подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук E-mail: hamgok@mail.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые новеллы в законодательстве о применении огнестрельного оружия Федеральными Силами Безопасности Аргентинской Республики. Автор проводит анализ соответствующего сегмента отраслевого аргентинского законодательства.

Ключевые слова: правовые основы, органы полиции, применение силы, применение огнестрельного оружия, права и свободы человека, Федеральная Полиция, Аргентинская Республика, Федеральные Силы Безопасности.

Annotation. The article considers some novels in the legislation on the use of firearms by the Federal Security Forces of the Argentine Republic. The author analyzes the relevant segment of Argentine sectoral legislation.

Keywords: legal framework, police, the use of force, the use of firearms, human rights and freedoms, the Federal Police, Argentine Republic, Federal Security Forces.

Понимание и знание порядка применения и использования огнестрельного оружия уполномоченными на то органами — это вопросы, которые напрямую касаются не только сотрудников этих органов, но и вообще всех лиц, поскольку каждый может оказаться в ситуации, сопряженной с угрозой применения такого оружия в отношении себя. И тем более активно общественность обсуждает данные вопросы, чем больше полномочий на использование огнестрельного оружия приобретают соответствующие силовые структуры, которые очень часто, по мнению населения, могут злоупотреблять предоставленными властными полномочиями.

В связи с этим полезным представляется изучение опыта зарубежных государств в вопросах регламентации использования огнестрельного оружия уполномоченными на то полицейскими, военными и иными органами.

В данной статье речь пойдет о новом в законодательстве о применении огнестрельного оружия Федеральными Силами Безопасности Аргентинской Республики.

26 ноября 2018 г. Министерство Безопасности Нации Аргентинской Республики приняло и опубликовало в Официальном бюллетене Резолюцию 956/2018, утвердившую «Генеральный регламент по применению огнестрельного оружия сотрудниками Федеральных Сил Безопас-ности»1, который вступил в силу 4 декабря того же года. Данный Регламент распространяется на применение огнестрельного оружия сотрудниками структур, входящих в Федеральные Силы Безопасности: федеральная полиция, жандармерия, Аргентинская морская префектура и полиция аэропортов.

Необходимость принятия подобного нормативного правового акта давно обсуждалась в высших эшелонах власти Аргентинской Республи-

№ 3/2019

ки, поскольку, по мнению многих руководителей государства, сотрудники Федеральных Сил Безопасности часто оказывались в невыгодной позиции по отношению к преступникам из-за того, что первым приходилось соблюдать строгий порядок действий, прежде чем применить огнестрельное оружие.

Председатель Совета Министров Республики Херардо Мильман в ходе обсуждения проекта Регламента заявил: «Случается, что федеральные агенты безопасности вынуждены дожидаться, когда по ним откроют стрельбу, прежде чем начать стрелять самим. Это просто нелепо»2.

В свою очередь, Министр Безопасности Нации Патрисия Буллрич отметила, что если сотрудник полиции не может адекватным сложившейся ситуации образом использовать оружие, то это худшее, что может быть как в борьбе с преступностью, так и для безопасности государства3.

Диаметрально противоположные точки зрения звучали и продолжают звучать как из уст общественности, так и из уст видных политических, религиозных и общественных деятелей.

Так, даже Папа Римский Франциск заявил, что принятие нового Регламента может стать преступлением государства против своего народа4.

Тем временем социальные опросы показали, что 59% граждан Аргентины полагают, что применение огнестрельного оружия сотрудниками Федеральных Сил Безопасности непременно будет сопряжено с неадекватным и несоразмерным его применением, а также превышением должностных полномочий5.

Несколько забегая вперед, следует отметить, что Регламент не предусматривает применение оружия в отношении лиц, участвующих в проведении манифестаций и общественных протестах.

Обратимся же непосредственно к положениям нового «Генерального регламента по применению огнестрельного оружия сотрудниками Федеральных Сил Безопасности», состоящего из пяти статей, и его нововведениям.

Согласно ст. 1 Регламента сотрудники Федеральных Сил Безопасности исполняют обязанности, возложенные на них законом, служат обществу и защищают всех лиц от незаконных посягательств. Использование оружия допускается только во исполнение возложенных обязанностей, когда это является необходимым и того требуют служебные задачи.

Во статье 2 перечислены случаи, когда разрешается применять огнестрельное оружие, с

учетом того, что использование других ненасильственных методов оказывается неэффективным:

A. Для собственной защиты и защиты третьих лиц, когда существует опасность причинения смерти или нанесения тяжелых травм.

Б. Для предотвращения тяжкого преступления, создающего неминуемую опасность для жизни или физической неприкосновенности.

B. Для задержания лица, действия которого создают неминуемую опасность и оказывающего сопротивление власти.

Г. Для предотвращения побега лица, действия которого создают неминуемую опасность, вплоть до его задержания.

В статье 3 закреплено общее требование о том, что сотрудники Федеральных Сил Безопасности до применения оружия при наличии возможности должны идентифицировать себя перед правонарушителем как таковые и потребовать прекратить противоправные действия. И если в прежнем Регламенте6, например, сотрудники полиции обязаны были вслух произнести слова: «Стоять! Полиция!», а также предупредить правонарушителя о намерении открыть огонь, то в соответствии с новым Регламентом делать этого не требуется.

Отметим, вместе с тем, что сохранилась норма, согласно которой открывать огонь разрешается сразу на поражение, без произведения предупредительных выстрелов вверх или иное безопасное направление.

Статья 4 Регламента установила, что в любой ситуации, когда применение оружия стало причиной смерти или травм, сотрудники Федеральных Сил Безопасности обязаны:

а) в кратчайшие сроки обеспечить присутствие медицинских работников для оказания необходимой помощи пострадавшим;

б) незамедлительно сообщить непосредственному и вышестоящему начальству о произошедшем с последующим предоставлением подробного доклада в письменной форме;

в) в кратчайшие сроки сообщить о произошедшем родственникам или близким людям пострадавших.

В статье 5 закреплены обстоятельства, позволяющие квалифицировать ситуацию как ту, при которой существует неминуемая опасность:

а) когда существует угроза причинения смерти или нанесения серьезных травм сотруднику Федеральных Сил Безопасности или третьим лицам;

б) когда предполагаемый преступник владеет летальным оружием или, исходя из всех признаков, имеются основания полагать, что ору-

№ 3/2019

жие летальное, даже если после завершения инцидента будет установлено, что оно таковым не являлось;

в) когда существует высокая вероятность того, что подозреваемый завладеет летальным оружием;

г) когда, будучи вооруженным, правонарушитель изыскивает возможность скрыться, укрыться или улучшить свою позицию для атаки;

д) когда существует высокая вероятность того, что, даже не владея оружием, правонарушитель может причинить смерть или нанести тяжелые травмы сотруднику Федеральных Сил Безопасности или третьим лицам;

е) когда преступник совершает побег после причинения смерти или нанесения серьезных травм, равно, как и после попытки причинения смерти или нанесения серьезных травм;

ж) когда непредсказуемость действий правонарушителя, число агрессоров или оружие, которым они владеют, могут стать фактором, существенно затрудняющим сотрудникам Федеральных Сил Безопасности выполнение обязанностей, самооборону или оборону третьих лиц.

Надо сказать, что в соответствии с положениями прежнего Регламента сотрудники полиции при попытке правонарушителя совершить побег могли использовать огнестрельное оружие лишь в случаях, когда последний сам начинал производить выстрелы в сторону полицейских; когда неприменение оружия могло повлечь смерть полицейского; когда правонарушитель мог скрыться.

Наряду с представленными выше новеллами сегодня в Аргентине создана Комиссия по проведению реформы Уголовного кодекса, среди разработок которой также есть предложение внести изменения в ст. 34 Кодекса. Предлагается сделать ненаказуемыми применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, повлекшими смерть или травмы, если сотрудники Федеральных Сил Безопасности действовали во исполнение возложенных на них служебных обязанностей.

В начале 2019 г. Комиссия представила проект нового Уголовного кодекса Президенту Республики, который, в свою очередь, уже в марте сего года направил его в Национальный Конгресс для изучения и обсуждения7.

В заключение отметим, что принятие нового Регламента и скорая реформа Уголовного кодекса породили серьезную волну протестов и возмущений, многие граждане и общественные организации обращаются в судебные органы власти и требуют признать Регламент неконституционным и не соответствующим положениям «Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка»8 и «Основным принципам применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка»9.

При этом власти Аргентинской Республики отметают любые обвинения подобного рода и настаивают на соответствии Регламента всем международным нормам о правах человека, участником которых является Аргентина. Суды же, в свою очередь, продолжают выносить решения о соответствии положений «Генерального регламента по применению огнестрельного оружия сотрудниками Федеральных Сил Безопасности» Национальной Конституции Аргентины10.

1 «Reglamento general para el empleo de las armas de fuego por parte de los miembros de las fuerzas federales de seguridad» aplicado por la Resolución 956/2018 el 26 de noviembre de 2018.

2 https://www.perfil.com/noticias/politica/que-dice-resolucion-habilita-policias-armas-de-fuego-sin-voz-alto.phtml

3 https://www.perfil.com/noticias/politica/patricia-bullrich-dijo-si-policia-no-puede-usar-arma-es-el-peor-de-los-mundos.phtml

4 http://extranews.com.ar/puede-crimen-estado-advirito-bergoglio-abuso-la-fuerza-policial/

5 https://www.perfil.com/noticias/politica/nuevo-protocolo-6-de-cada-10-argentinos-creen-que-habra-excesos-de-las-fuerzas-de-seguridad.phtml

6 Регламент № 8, утвержденный Приказом Аргентинской Федеральной Полиции № 25 от 06.02.2012 г. «Об оружии и стрельбе».

7 https://www.infobae.com/opinion/2018/12/07/los-policias-y-el-uso-de-armas-de-fuego-en-el-nuevo-codigo-penal/

8 Принят резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17.12.1979 г.

9 Приняты восьмым Конгрессом ООН но предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Гавана, Куба. 27 августа — 7 сентября 1990 г.

10 См., напр.: https://www.perfil.com/noticias/politica/ un-juez-ratifico-la-constitucionalidad-del-nuevo-protocolo-de-uso-de-armas-de-fuego.phtml

№ 3/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.