Научная статья на тему 'Правовые основы организации судебной системы в Южно-Африканской Республике'

Правовые основы организации судебной системы в Южно-Африканской Республике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
судебная система ЮАР / Конституционный суд ЮАР / Верховный апелляционный суд ЮАР / Комиссия судебной службы / назначение судей / специализированные суды / judiciary of South Africa / Constitutional Court of South Africa / Supreme Court of Appeal of South Africa / Judicial Service Commission / appointment of judges / specialized courts

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евгений Юрьевич Комлев, Владислав Владимирович Конюхов

В статье представлен обзор правовых основ организации судебной системы Южно-Африканской Республики. Представлена характеристика судов различного уровня, проанализирован порядок назначения судей, рассмотрены основные полномочия судов и судей. Отдельное внимание уделено высшим судам и Комиссии судебной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal basis of the organization of the judicial system in the Republic of South Africa

The article provides an overview of the legal framework for the organization of the judicial system of the Republic of South Africa. It describes the different levels of the courts, analyses the procedure for the appointment of judges, and considers the basic powers of the courts and judges. Special attention is paid to the High Courts and the Judicial Service Commission.

Текст научной работы на тему «Правовые основы организации судебной системы в Южно-Африканской Республике»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 29 — 33. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):29 — 33.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья УДК 342.55

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-29-33 NIION: 2007-0062-3/24-118

EDN: https://elibrary.ru/FJCCWO MOSURED: 77/27-004-2024-03-318

Правовые основы организации судебной системы в Южно-Африканской Республике

Евгений Юрьевич Комлев1, 2, Владислав Владимирович Конюхов3

1 3 Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

2 Высшая школа экономики, Москва, Россия, komleve@mail.ru

3 vladislaw.conyuhov@yandex.ru

Аннотация. В статье представлен обзор правовых основ организации судебной системы Южно-Африканской Республики. Представлена характеристика судов различного уровня, проанализирован порядок назначения судей, рассмотрены основные полномочия судов и судей. Отдельное внимание уделено высшим судам и Комиссии судебной службы.

Ключевые слова: судебная система ЮАР, Конституционный суд ЮАР, Верховный апелляционный суд ЮАР, Комиссия судебной службы, назначение судей, специализированные суды

Для цитирования: Комлев Е.Ю., Конюхов В.В. Правовые основы организации судебной системы в Южно-Африканской Республике // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 29 — 33. https://doi.org/10.24412/ 2073-3305-2024-3-29-33. EDN: https://elibrary.ru/FJCCWO.

PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES

Original article

Legal basis of the organization of the judicial system in the Republic of South Africa

Evgeny Yu. Komiev1- 2, Vladislav V. Konyukhov3

1 3 People's Friendship University of Russia, Moscow, Russia

2 Higher School of Economics, Moscow, Russia, komleve@mail.ru

3 vladislaw.conyuhov@yandex.ru

Abstract. The article provides an overview of the legal framework for the organization of the judicial system of the Republic of South Africa. It describes the different levels of the courts, analyses the procedure for the appointment of judges, and considers the basic powers of the courts and judges. Special attention is paid to the High Courts and the Judicial Service Commission.

Keywords: judiciary of South Africa, Constitutional Court of South Africa, Supreme Court of Appeal of South Africa, Judicial Service Commission, appointment of judges, specialized courts

For citation: Komlev E.Yu, Konyukhov V.V. Legal basis of the organization of the judicial system in the Republic of South Africa // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):29 — 33. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-29-33. EDN: https://elibrary.ru/FJCCWO.

Судебная власть в современных государствах призвана обеспечивать правосудие и судеб-•^«■^ную защиту прав граждан, юридических лиц в стране. Суды действуют на основании закона и разрешают споры между различными субъектами правоотношений, осуществляют судебный контроль и иные функции.

© Комлев Е.Ю., Конюхов В.В., 2024

Правовая система ЮАР является смешанной и дуальной. Опыт колониальной зависимости в совокупности с национально-этническими особенностями оказывали влияние на формирование судебной системы [1]. На построении судебной власти также сказался период апартеида, политика расовой сегрегации отразилась на последующем развитии законодательства (1989—1994). До этого судебная система была ограничена в своей

легитимности и способности опираться на чувство справедливости всех граждан.

Согласно Конституции ЮАР, «судебная власть принадлежит судам, которые подчиняются только Конституции и являются независимыми. Никакой орган государственной власти или индивидуальное лицо не имеют права оказывать влияние на работу судов». Несмотря на это, государственные структуры обязаны содействовать судам, обеспечивая их независимость, беспристрастность, достоинство и эффективность. В ЮАР судебная ветвь власти является самостоятельной, а судьи в ней — правоприменители, которые призваны исполнять и следовать правовым источникам республики.

Конституционный суд ЮАР (Constitutional Court) является вершиной судебной системы страны. Он состоит из 11 судей, включая Главного судью (Chief Justice), его заместителя (Deputy Chief Justice) и остальных судей. Для принятия решений по важным делам требуется участие не менее восьми членов состава, что гарантирует обоснованность и легитимность принимаемых решений. Такой подход не только обеспечивает независимость и беспристрастность суда, но и отражает разнообразие мнений в его составе, что соответствует принципам, закрепленным в Конституции ЮАР, отражает мнение его многополярного состава, что также закреплено в Конституции ЮАР. Эта норма не случайно получила свое отражение в основном законе государства после политики сегрегации: новеллой стало наличие широкого круга расового и гендерного представительства в судебной власти [2].

Судьи Конституционного суда ЮАР назначаются на двенадцатилетний срок или до достижения возраста 70 лет, в зависимости от того, что наступит раньше. Однако этот срок может быть продлен актом Парламента, что способствует регулярной смене состава судей в высшем суде страны. Председателя и его заместителя назначает президент после проведения консультаций с Комиссией судебной службы и лидерами партий, представленными в Национальном Собрании. Назначение судей Конституционного суда происходит после консультации с председателем и лидерами партий. Кандидаты на пост судьи должны соблюсти ряд требований для назначения. Отталкиваясь от Основного закона, можно выделить такие критерии, как: южноафриканское гражданство; соответствующая квалификация; соответствующая репутация. Это минимальный набор требований, который устанавливает Конституция ЮАР.

Конституционный суд имеет две категории полномочий: принимать решения по конституционным вопросам и делам, которые связаны с решениями по вышеуказанным вопросам. Важно отметить, что принимаемые решения являются окончательными.

В иерархической структуре судебной системы важнейшую роль играет Верховный апелляционный суд ЮАР. Этот судебный орган, первоначально учрежденный в 1910 г. в качестве высшей апелляционной инстанции при формировании Союза Южной Африки, наследует функции Апелляционной палаты (Appellate Division). С введением в действие Конституции 1996 г., в частности ст. 166, и последующим созданием Конституционного суда наименование было изменено на Верховный апелляционный суд (Supreme Court of Appeal). Композиция суда предусматривает наличие председателя суда, его заместителя и определенного числа судей апелляционной инстанции, количество которых устанавливается актом парламента.

Количество судей, определенных актом Парламента, в настоящее время составляет 23 человека, включая председателя и его заместителя. Президент, как глава исполнительной власти, назначает председателя и его заместителя после консультации с Комиссией судебной службы. Член Кабинета министров, ответственный за отправление правосудия, обязан назначать судей после консультации с Президентом суда. Судьи занимают свои должности до момента увольнения с действительной службы на основании акта Парламента. В доктрине утверждается, что «рассматриваемый суд выступает как высшая апелляционная инстанции по всем неконституционным вопросам» [3].

Согласно положениям Конституции ЮАР, Верховный апелляционный суд обладает компетенцией по вынесению вердиктов по разнообразным категориям юридических споров. В число этих категорий включены апелляционные обращения, вопросы, прямо связанные с апелляционным процессом, а также любые другие вопросы, направленные в суд в соответствии с условиями, установленными законодательным актом Парламента.

Из данной компетенции исключаются дела, касающиеся трудовых отношений и конкуренции, причем границы этого исключения определяются на законодательном уровне. Суд принимает решения на основании протокола судебного разбирательства, рассмотренного судом по апелляции, после рассмотрения представленных

письменных и устных доводов. Свидетели не появляются в суде, и стороны не обязаны присутствовать при рассмотрении апелляционной жалобы. Письменное решение обычно выносится вскоре после окончания спора. Суд рассматривает апелляции по фактическим обстоятельствам, и поскольку в нем нет судов присяжных, он обладает достаточно широкой свободой действий для вынесения собственных фактических заключений. В связи с такой юрисдикцией судьям приходится знакомиться с протоколами всех разбирательств в судах низшей инстанции. Каждому судье передаются заявления о разрешении на подачу апелляции, исторически именуемыми «петициями».

Отдельного внимания заслуживает Высокий суд ЮАР, который состоит из отделений, определенных парламентским актом, который предусматривает создание этих отделений. На данном этапе в ЮАР существуют отделения Восточного Кейпа, Свободного штата, Гаутенг, Квазу-лу-Натал, Лимпопо, Мпумаланга, Северного Кейпа, Северо-Западное, Западно-Капское.

Каждое отделение имеет ряд зданий в провинциях, что определяется территориальным фактором для доступности судов для граждан. Эти отделения имеют судью-председателя, одного или несколько заместителей. Количество иных судей, согласно Конституции ЮАР, определяется в соответствии с национальным законодательством. В качестве первоначального арбитра по гражданским спорам суд действует в одностороннем порядке, при этом председательствующий судья обладает полномочиями в любой момент инициировать пересмотр дела коллегией судей, число которых не должно превышать трех лиц. В дополнение к этому данный суд также выполняет функции суда первой инстанции при рассмотрении уголовных дел, однако в ином порядке, определенном законодательством ЮАР. Решение большинства судей полного состава суда отделения является решением суда. Если большинство судей любого такого суда не согласны, слушание должно быть отложено и начато заново в суде, состоящем из трех других судей [4]. Данный суд может рассматривать дела как коллегиально, так и единолично, это всецело зависит либо от самой процедуры, например в уголовных делах, либо от требований Закона о высших судах 2013 г.

Низшим звеном судебной системы выступают магистратские суды. Это суды, которые рассматривают уголовные и гражданские дела. Они разделены на региональные и районные суды.

В настоящее время региональные суды рассматривают только уголовные дела, тогда как районные суды рассматривают уголовные и гражданские дела. В этих судах решения принимает магистрат, иногда при поддержке народных заседателей. Региональные суды занимаются рассмотрением более значимых дел, связанных с убийствами, изнасилованиями, грабежами и разбойными нападениями, в то время как районные суды рассматривают менее серьезные преступления. Например, районные суды могут выносить приговоры, наказание по которым предусматривает тюремное заключение сроком до трех лет или наложение штрафа в размере до 100 000 южноафриканских рэндов.

Районные суды могут рассматривать гражданские дела с ценой иска менее 100 000 рэндов [5]. Важно отметить наличие специализированных судов, которые функционируют на уровне магистратских судов: суды по делам детей, суды по алиментам, суды по половым преступлениям, суды для вождей и старост. Последние предназначены для рассмотрения споров с точки зрения обычного права. Уполномоченный староста или его заместитель могут решать дела, используя законы и обычаи коренных народов (например, споры о праве собственности на скот), переданные ему сторонами в пределах его юрисдикции. Лицо, предъявившее иск, имеет право выбирать, в какой суд его подать. Любое лицо, не удовлетворенное решением суда вождя или старосты, может обратиться в обычный суд.

Следующим звеном судебной системы выступают специализированные суды, которые по Конституции ЮАР относятся к иным судам. Выделяют специализированные суды, которые соответствуют статусу Высоких судов и которые имеют особый статус. К первой категории относятся четыре суда: трудовой и трудовой апелляционный суд, апелляционный суд по вопросам конкуренции, земельный суд и избирательный суд (рассматривающий споры и избирательных правоотношений). К судам, имеющим особый статус, относятся: специальные налоговые суды, суды по делам о разводе, комиссия по установлению истины и примирению, суды мелких исков и др. Таких судов в ЮАР достаточно много и это связано с обеспечением права граждан на доступ к правосудию благодаря различным международным актам, которые рекомендовали создание специальных судов. Например, таким актом выступил «Доклад рабочей группы по универсальному периодическому обзору», который рекомендовал создание судов по вопросам равенства [6].

Нельзя не отметить суд по земельным искам, который специализируется на рассмотрении споров, возникающих из законов, лежащих в основе инициативы земельной реформы ЮАР. К ним относятся Закон о реституции земельных прав 1994 г., Закон о земельной реформе 1996 г. и Закон о продлении гарантий владения землей 1997 г. Суд, занимающийся рассмотрением земельных исков, обладает тем же статусом, что и любой Высокий суд. Любая апелляция против решения суда по земельным искам подается в Верховный апелляционный суд.

Суд по земельным искам может проводить слушания в любой части страны, если он считает, что это сделает его более доступным, и может проводить разбирательства в неформальной обстановке, если это целесообразно. Суд по земельным искам был создан в 1996 г. на основании Закона о реституции земли. Его основное внимание уделяется делам о земельных претензиях. Основная задача суда в этом отношении состоит в том, чтобы «выносить решения по любым правовым вопросам, содержащимся в делах, и обеспечивать передачу земли тем, кто отвечает требованиям закона» [7]. В результате при осуществлении своих обязанностей суд организует слушания для принятия решений по всем вопросам, связанным с упомянутым законодательством, в различных регионах — провинциях, районах, городах и поселках страны.

Комиссия судебной службы в ЮАР является важнейшим элементом судебной системы и играет ключевую роль в формировании судейского корпуса. Положение Комиссии и ее состав определены в Конституции (ст. 178) [8]. В составе Комиссии есть главный судья, который одновременно является председателем Конституционного суда. Членами Комиссии являются также председатель Верховного апелляционного суда, судья-председатель, представитель Кабинета министров, практикующие адвокаты, преподаватели права, члены Национального Собрания, делегаты в Национальный совет провинций и другие лица. Комиссия имеет право консультировать правительство по вопросам судебной системы и определять свою процедуру, решения принимаются большинством голосов членов. Комиссия рассматривает вопросы, касающиеся конкретных палат Высокого суда ЮАР, с участием судьи-председателя палаты и премьер-министра соответствующей провинции или их заместителей [9]. Комиссия судебной службы обладает полномочиями консультировать национальное правительство по всем вопросам, свя-

занным с деятельностью судебной системы и осуществлением правосудия.

Исходя из изложенного, стоит отметить, что судебная система ЮАР является достаточно прогрессивной и направлена на обеспечение эффективного и доступного правосудия для граждан ЮАР и государства в целом. В судебной системе присутствуют такие особенности, как высокий уровень построения внутренний организации судебного корпуса, жесткие требования к судьям высших судов, наличие большого количества специализированных судов, учет исторических, территориальных, культурных особенностей развития государства.

Список источников

1. Constitution of the Republic of South Africa, 1996 // Government Gazette of South Africa // URL: https://www.gov.za

2. Денисенко B.B., Трикоз E.H. Типология смешанных правовых систем / / Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 2 (42). С. 29—37.

3. Качалия А. Южно-Африканская Республика // СКО. 2014. № 6 (103). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/yuzhno-afrikanskaya-respublika

4. Langa P., Cameron E. The Constitutional Court and Supreme Court of Appeal / / Advocate. 2010. Р. 28—33.

5. Act № 10 of 2013: Superior Courts Act, 2013; Government Gazette of South Africa // URL: https://www.gov.za/documents/superior-courts-act

6. Magistrates Courts // The South African Judiciary. URL: https://www.judiciary.org.za/ index.php

7. Доклад Рабочей группы по универсальному периодическому обзору от 23 мая 2008 г. Южная Африка // URL: http://daccess-ods. un.org/access.nsf/Get?Open&DS=A/HRC/8/ 32&Lang=R

8. Land Court Act 6 of 2023; Government Gazette of South Africa // URL: https:// www.gov.za/documents/acts/land-court-act-6-2023-english-isizulu-27-sep-2023

9. Соловьев АА., Ястребов OA. Африканские модели организации и функционирования органов судейского сообщества: Алжир, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Лесото, Малави, Марокко, Намибия, Свазиленд (Эсватини), Танзания, Тунис, ЮАР. М.: Российский университет дружбы народов, 2022. 419 с.

References

1. Constitution of the Republic of South Africa, 1996 // Government Gazette of South Africa // URL: https://www.gov.za

2. Denisenko V.V., Trikoz E.N. Typology of mixed legal systems / / Legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 2 (42). pp. 29—37.

3. Kachalia A. South African Republic // SKO. 2014. No. 6 (103). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/yuzhno-afrikanskaya-respublika

4. Langa P., Cameron E. The Constitutional Court and Supreme Court of Appeal // Advocate. 2010. pp. 28—33.

5. Act №№ 10 of 2013: Superior Courts Act, 2013; Government Gazette of South Africa // URL: https://www.gov.za/documents/superior-courts-act

6. Magistrates Courts // The South African Judiciary. URL: https://www.judiciary.org.za/ index.php

7. Report of the Working Group on the Universal Periodic Review of May 23, 2008, South Africa // URL: http://daccess-ods.un.org/access. nsf/Get?Open&DS=A/HRC/8/32&Lang=R

8. Land Court Act 6 of 2023; Government Gazette of South Africa // URL: https://www.gov. za/documents/acts/land-court-act-6-2023-english-isizulu-27-sep-2023

9. Solovyov A.A., Yastrebov O.A. African models of organization and functioning of judicial community bodies: Algeria, Botswana, Zambia, Zimbabwe, Lesotho, Malawi, Morocco, Namibia, Swaziland (Eswatini), Tanzania, Tunisia, South Africa. Moscow: Peoples' Friendship University of Russia, 2022. 419 p.

Информация об авторах

Е.Ю. Комлев — заведующий кафедрой судебной власти, гражданского общества и правоохранительной деятельности Юридического института Российского университета дружбы народов, доцент департамента публичного права Высшей школы экономики, кандидат юридических наук;

В.В. Конюхов — студент Юридического института Российского университета дружбы народов.

Information about the authors E.Yu. Komlev — Head of the Department of Judiciary, Civil Society and Law Enforcement of the Law Institute of the Peoples' Friendship University of Russia, Associate Professor of the Department of Public Law of the Higher School of Economics, Candidate of Law;

V.V. Konyukhov — Student of Peoples' Friendship University of Russia.

Сведения о вкладе каждого автора Е.Ю. Комлев — научное руководство; концепция исследования; развитие методологии; анализ источников; написание текста; итоговые выводы.

В.В. Конюхов — анализ источников; перевод источников на иностранных языках; написание текста; итоговые выводы.

Contribution of the authors

E.Yu. Komlev — scientific management; research concept; methodology development; source analysis; text writing; final conclusions.

V.V. Konyukhov — source analysis; translation of sources in foreign languages; text writing; final conclusions.

Статья поступила в редакцию 1 2.07.2024; одобрена после рецензирования 1 2.08.2024; принята к публикации 12.09.2024.

The article was submitted to the editorial office 1 2.07.2024; approved after review 1 2.08.2024; accepted for publication 12.09.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.