И. И. Ситникова*
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ФИНЛЯНДИИ
Статья посвящена исследованию судебной системы Финляндии. Проанализированы нормативные акты, регулирующие деятельность судов Финляндии. Изучены структура судебной системы и компетенция судов. Выявлены основополагающие принципы функционирования судебной системы. Рассмотрен порядок назначения на должность судей, а также требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи.
Ключевые слова: судебная система Финляндии, судья, назначение судей, суды общей юрисдикции, административные суды, суды со специальной юрисдикцией
The paper is devoted to the study of the judicial system of Finland. Analyzed the regulations governing the courts of Finland. The structure of the judicial system and the competence of the courts are studied. Revealed the fundamental principles of the functioning of the judicial system. Considered the appointment of judges, as well as the requirements for a candidate for judge.
Key words: Finland's judicial system, the judge, the appointment of judges, courts of general jurisdiction, administrative courts, courts with special jurisdiction
Основными нормативными актами, регулирующими деятельность судов Финляндии, являются Конституция Финляндии 1999 г.1, Судебно-процессуальный кодекс Финляндии 1734 г.2 и законы «О Верховном суде Финляндии» 1918 г.3, «О суде импичмента и министре, ответственном за рассмотрение дел» 2000 г.4, «О Высшем административном суде Финляндии» 2006 г.5, «Об административном судопроизводстве» 1996 г.6, «О назначении судей» 2000 г.7, «Об апелляционном суде» 1994 г.8, «О гласности судопроизводства» 1984 г.9, «О гласности судопроизводства в судах общей юрисдикции» 2007 г.10, «О гласности судебного разбирательства в административных судах» 2007 г.11, «О компенсации за чрезмерную продолжительность судебного разбирательства» 2009 г.12, «О доставке некоторых документов в суды» 1965 г.13
В соответствии с § 98 Конституции Финляндии судебную систему Финляндии составляют суды общей юрисдикции и административные суды. Кроме того, в стране существует несколько судов со специальной юрисдикцией: суд по трудовым спорам, страховой суд, рыночный суд и созывавшийся всего несколько раз за всю историю своего существования суд по делам государственной важности — Верховный суд импичмента.
Ранее действовавшие суды по земельным спорам, по спорам, вытекающим из отношений аренды и найма, по водным делам и т. п., были расформированы в ходе судебной реформы начала 2000 г., а подведомственные им дела рассматриваются теперь либо судами общей юрисдикции, либо административными судами14.
В Финляндии нет конституционного суда. Вопросы о соответствии Конституции иных законодательных актов решает Парламент. Суды и другие органы государственной власти обязаны толковать законодательство таким образом, чтобы соблюдать Конституцию и уважать права человека15.
* Ситникова Инна Ивановна — соискатель кафедры международного и европейского права Воронежского государственного университета (Воронеж). Email: birukovpn@yandex.ru.
Страховой суд
Суды со специальной юрисдикцией
Рыночный суд
Суд по трудовым спорам
Судебная система Финляндии
Принципы функционирования судебной системы Финляндии закреплены в Конституции Финляндии, а также в ряде законов, регулирующих судопроизводство.
Конституция Финляндии (§ 21) гарантирует каждому право на рассмотрение его дела надлежащим образом и без необоснованных задержек в суде или ином органе государственной власти. Законом «О компенсации за чрезмерную продолжительность судебного разбирательства» для участников судебного разбирательства предусмотрена компенсация за счет государственных средств в случае затягивания судебного процесса.
Принцип гласности, право быть услышанным, право на получение решения, касающегося его прав и обязанностей, право на пересмотр дела судом или другим уполномоченным государственным органом, другие принципы и гарантии справедливого судопроизводства закреплены в законах. Например, принцип гласности назван в законах «О гласности судопроизводства», «О гласности судопроизводства в судах общей юрисдикции», «О гласности судебного разбирательства в административных судах».
Согласно § 3 Конституции Финляндии суды действуют независимо от законодательной и исполнительной ветвей власти. Другие государственные органы не могут вмешиваться в осуществление правосудия. Мнения и позиции участников дела не влияют на самостоятельность судов при оценке ими доказательств и осуществлении правоприменительной деятельности. Независимость судей обеспечивается их несменяемостью или специальным правом сохранения должности. В силу § 103 Конституции судья не может быть освобожден от своей должности иным путем, кроме как по решению суда, вследствие признания его виновным в совершении преступных действий. Судья не может быть назначен без его согласия на другую должность, если это назначение не является следствием реорганизации судебной системы. Порядок наделения судей полномочиями составляет часть системы независимости судебных органов. Судья должен быть беспристрастен. Он не может рассматривать дело и выносить по нему решение, если имеются основания для отвода судьи. Для обеспечения беспристрастности судов судья должен рассматривать дело и принимать решение непредубежденно и свободно без всякого неправомерного влияния или внешнего вмешательства в осуществление правоприменительной деятельности (Судебно-процессуальный кодекс Финляндии).
Штатных судей назначает Президент Республики (§ 102 Конституции). Предписания о назначении других судей устанавливаются законом «О назначении судей». При открытии вакантной должности судьи суд принимает решение об объявлении конкурса на ее
замещение. По истечении срока приема заявлений и на основании проведения собеседований с кандидатами суд дает заключение по кандидатам на должность судьи. Подготовка замещения вакантной должности судьи осуществляется квалификационной комиссией, состоящей из 12 человек (секции 6, 7 закона «О назначении судей»). Членами комиссии выступают представители судебных органов, государственной обвинительной службы, адвокатского корпуса, а также науки и образования. Квалификационная комиссия составляет обоснованное представление кандидатур для назначения на должность судьи и направляет его в Государственный совет. Президент принимает решение о назначении судьи на должность по представлению Государственного совета (секции 2, 3 закона «О назначении судей»). Вакансии председателя Верховного суда, председателя Высшего административного суда и вакансии членов высших судов замещаются на заявительной основе. Президент Республики назначает их непосредственно на основании представления данного суда (секция 4 закона «О назначении судей»).
Судьей может быть назначено лицо, которое имеет высшее юридическое образование, опыт работы и гражданство Финляндии и доказало своей деятельностью, что у него есть достаточная квалификация и необходимые личные качества (секция 11 закона «О назначении судей»).
Суды общей юрисдикции
В Финляндии существует трехуровневая судебная система судов общей юрисдикции, состоящая из 27 судов первой инстанции (уездные суды), шести судов апелляционной инстанции и Верховного суда.
До 2010 г. в Финляндии действовал 51 уездный (районный) суд. В результате объединения и укрупнения небольших судов в настоящее время осталось 27 таких судов, они были образованы на основе территориального принципа деления страны16. Объединение проводилось для повышения качества правоприменительной деятельности и экономической эффективности судов. Оно способствовало росту уровня профессиональной компетенции сотрудников и облегчило специализацию судей.
Суды первой инстанции рассматривают уголовные и гражданские дела, дела заявительного производства. В рамках гражданско-правовых процессов суды разрешают разногласия, возникшие между гражданами или между юридическими лицами (например, дела о возмещении ущерба, споры по договору найма или о прекращении договора купли-продажи). Также в названных судах рассматриваются уголовные дела обо всех преступлениях, предусмотренных УК Финляндии17. В порядке заявительного производства проводятся бракоразводные процессы, решаются вопросы о назначении опекунства, реструктуризации долгов18.
Суд состоит из руководителя суда и действующих судей19. Основная задача руководителя суда заключается в совершенствовании работы отдела и осуществлении правоприменительной деятельности. Задача районного судьи состоит в рассмотрении всех принятых к производству дел в пределах его компетенции. Юристы, проходящие стажировку в суде (они именуются в Финляндии нотариусами), работают в качестве помощников судьи и сами осуществляют правоприменительную деятельность. Начальник управления, начальник хозяйственного отдела и секретарь отдела готовят и решают административные и хозяйственные вопросы.
В Финляндии действует шесть апелляционных судов общей юрисдикции: суды Хельсинки, Турку, Коувола, Вааса, Рованиеми и Восточной Финляндии20. Большая часть дел, принимаемых апелляционными судами, связана с пересмотром решений нижестоящих судов. Апелляционные суды также рассматривают в качестве судов первой инстанции дела о государственной измене и некоторые дела по обвинению лиц, занимающих государственные должности. Дела решаются коллегией в составе трех судей.
Решение апелляционного суда может быть обжаловано в Верховном суде в случае выдачи последним разрешения на подачу жалобы (закон «О Верховном суде»). Главная задача Верховного суда заключается в вынесении решений, имеющих прецедентный характер. Прецедентные решения принимаются в том случае, если в законодательстве возникает спор о праве, а также при выявлении пробелов в законодательстве. Эти решения устанавливают правовые ориентиры для нижестоящих судов и обеспечивают единство правоприменительной практики21.
В соответствии с законом «О Верховном суде» его основной функцией является осуществление надзора за деятельностью нижестоящих судов22. Верховный суд также рассматривает ходатайства о принятии к пересмотру решений, вынесенных страховым судом, рыночным судом и судом по трудовым спорам. Верховный суд расположен в Хельсинки.
Административные суды
В силу § 98 Конституции в Финляндии существует двухзвенная система административных судов: действуют Высший административный суд и девять губернских административных судов (включая суд Аландских островов), которые рассматривают дела по территориальному признаку.
Губернские (региональные) административные суды рассматривают жалобы на постановления, вынесенные органами публичной власти (государственной и муниципальной власти) по административным вопросам. Жалобу в суд могут подавать как физические, так и юридические лица. Муниципалитеты и государство также имеют право обжаловать постановление другого органа публичной власти в административном суде (закон «Об административном судопроизводстве»).
Решение губернского административного суда можно обжаловать в Высший административный суд. В соответствии с законом «О Высшем административном суде» этот суд является высшим судебным органом по административным делам.
Специальные суды
В § 98 Конституции Финляндии предусмотрено создание специальных судов, т. е. судов с особой юрисдикцией. В настоящее время в Финляндии действуют страховой суд, рыночный суд, суд по трудовым спорам23.
Страховой суд входит в судебную систему Финляндии в качестве независимого суда. Он рассматривает дела, связанные с пенсией по труду, народной пенсией, пособием по безработице граждан и с гарантией выплаты заработной платы в случае банкротства или неплатежеспособности работодателя. По данной категории дел страховой суд является единственной судебной инстанцией. Судопроизводство ведется в соответствии с Кодексом об административной процедуре24. Руководство судом осуществляет верховный судья, в чьем подчинении находятся судебные поверенные, эксперты и прочий персонал. Суд разделен на три коллегии, которые, в свою очередь, поделены на рабочие группы25. В рабочие группы входят от трех до пяти членов суда. Решения страхового суда обжалованию не подлежат26. Юрисдикция страхового суда охватывает территорию всей страны. Сам суд расположен в Хельсинки27.
В рыночном суде рассматриваются дела, связанные с коммерческим правом, конкуренцией и закупками организаций28. Суд возглавляет верховный судья. Как правило, дела рассматриваются коллегией из трех судей, в более сложных делах верховный судья может назначить слушания расширенным составом суда, состоящим не более чем из четырех судей и четырех экспертов29. При наличии устоявшейся правоприменительной практики дело может быть рассмотрено коллегией в составе двух судей. Решения рыночного суда по одним категориям дел могут быть обжалованы в Высший админи-
стративный суд, а по другим — в Верховный суд. Юрисдикция рыночного суда распространяется на всю страну. Суд находится в Хельсинки.
Суд по трудовым спорам рассматривает дела, возникающие из трудовых правонарушений, а также споры, связанные с неправильным толкованием коллективных договоров и регламентов государственных служащих30. Суд рассматривает и утверждает решения, принятые комиссиями по трудовым спорам, дает заключения для других судов по вопросам трудового права. Решения суда по трудовым спорам являются окончательными и не подлежат обжалованию. Однако они могут быть отменены Верховным судом по общим основаниям отмены таких решений. Суд по трудовым спорам не рассматривает частные споры, а также споры, вытекающие из трудовых отношений, которые относятся к подсудности общегражданских судов. Юрисдикция суда по трудовым спорам распространяется на всю страну.
1 The Constitution of Finland (731/1999) // URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/alkup/1999/19990731.
2 The Code of Judicial Procedure (4/1734) // URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/1734/en17340004. pdf.
3 The Supreme Court Act (74/1918) // URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/1918/en19180074.pdf.
4 The Act on the Court of Impeachment and the Minister responsible for the processing of cases // URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/alkup/2000/20000196.
5 The Supreme Administrative Court Act (1265/2006) // URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/2006/ en20061265.pdf.
6 The Administrative Judicial Procedure Act (586/1996) // URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/kaannok-set/1996/en19960586.pdf.
7 The Act on Judicial Appointments (205/2000) // URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/2000/ en20000205.pdf.
8 The Court of Appeal Act (56/1994) // URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/1994/19940056.
9 The Act on the Publicity of Court Proceedings (945/1984) // URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/kaannok-set/1984/en19840945.pdf.
10 The Act on the Publicity of Court Proceedings in General Courts (370/2007) // URL: http://www.finlex.fi/ fi/laki/kaannokset/2007/en20070370.pdf.
11 The Act on the Publicity of Administrative Court Proceedings (381/2007) // URL: http://www.finlex.fi/fi/ laki/kaannokset/2007/en20070381.pdf.
12 The Act on Compensation for the Excessive Length of Judicial Proceedings (362/2009) // URL: http://www. finlex.fi/fi/laki/kaannokset/2009/en20090362.pdf.
13 The Act on the Delivery of Certain Documents to Courts of Law (248/1965) // URL: http://www.finlex.fi/fi/ laki/alkup/1965/19650248?search%5Btype%5D=pika&search%5Bpika%5D=248%2F1965.
14 URL: http://www.delo.fi/info-bank/deyatelnost-kompanii/stati/sudebnaya-sistema-finlyandii.
15 URL: http://www.om.fi/en/Etusivu/Julkaisut/Esitteet/TheJudicialSystemofFinland/JurisdictioninConsti-tutionalMatters.
16 URL: http://www.oikeus.fi/48725.htm.
17 The Criminal Code of Finland (39/1889) // URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/1889/18890039101.
18 URL: http://www.delo.fi/info-bank/deyatelnost-kompanii/stati/sudebnaya-sistema-finlyandii.
19 Ibid.
20 URL: http://www.oikeus.fi/4322.htm.
21 URL: http://www.kko.fi.
22 URL: http://www.kko.fi/27080.htm.
23 URL: http://www.oikeus.fi/819.htm.
24 The Administrative Procedure Act (434/2003) // URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/2003/ en20030434.pdf.
25 URL: http://www.delo.fi/info-bank/deyatelnost-kompanii/stati/sudebnaya-sistema-finlyandii.
26 URL: http://www.oikeus.fi/vakuutusoikeus/46219.htm.
27 Ibid.
28 URL: http://www.oikeus.fi/markkinaoikeus/15570.htm.
29 URL: http://www.delo.fi/info-bank/deyatelnost-kompanii/stati/sudebnaya-sistema-finlyandii.
30 Ibid.