Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовые основы / оперативно-розыскная деятельность / органы дознания / борьба с преступностью / законодательство / законодатель / legal frameworks / operational and investigative activities / investigative bodies / crime control / legislation / legislator

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алымбеков Бактыбек Маданбекович

С построением правового государства в Кыргызстане, произошла переориентация ценностей общества, где личность, ее права и свободы, их охрана и защита встали в число приоритетных направлений развития государственности. В Конституции Кыргызской Республики признаются и гарантируются основные права и свободы человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, в связи с чем совершенствование правовых основ оперативнорозыскной деятельности органов внутренних дел Кыргызской Республики имеют существенное значение. В данной статье рассмотрены понятие и актуальность совершенствования правового регулирования оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Кыргызской Республики в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алымбеков Бактыбек Маданбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

With the construction of the rule of law in Kyrgyzstan, there was a reorientation of the values of society, where the individual, his rights and freedoms, their protection and protection became among the priorities of the development of statehood. The Constitution of the Kyrgyz Republic recognizes and guarantees basic human rights and freedoms in accordance with generally accepted principles and norms of international law, and improving the legal framework for the operational and investigative activities of the internal affairs bodies of the Kyrgyz Republic is essential. This article examines the concept and relevance of improving the legal regulation of the operational and investigative activities of the internal affairs bodies of the Kyrgyz Republic in the current conditions.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

УДК 343.14 ББК 67.410

Бактыбек

Маданбекович

Алымбеков

заведующий кафедрой

международного права

Учебно-научно-

производственного

комплекса

Международного

университета

Кыргызстана,

доктор юридических наук

kafedra.mp93@mail.ru

Кыргызская Республика, 720074, г. Бишкек, ул. 7 апреля, д. 4

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация. С построением правового государства в Кыргызстане, произошла переориентация ценностей общества, где личность, ее права и свободы, их охрана и защита встали в число приоритетных направлений развития государственности. В Конституции Кыргызской Республики признаются и гарантируются основные права и свободы человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, в связи с чем совершенствование правовых основ оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Кыргызской Республики имеют существенное значение. В данной статье рассмотрены понятие и актуальность совершенствования правового регулирования оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Кыргызской Республики в современных условиях.

Ключевые слова: правовые основы, оперативно-розыскная деятельность, органы дознания, борьба с преступностью, законодательство, законодатель.

B.M. ALYMBEKOV, Head of the Department of International Law Educational scientifically production complex of the International university of Kyrgyzstan,

Doctor of Law kafedra.mp93@mail.ru The Kyrgyz Republic, 720074, Bishkek, 4, St. April 7

LEGAL FRAMEWORK FOR THE OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE KYRGYZ REPUBLIC

Annotation. With the construction of the rule of law in Kyrgyzstan, there was a reorientation of the values of society, where the individual, his rights and freedoms, their protection and protection became among the priorities of the development of statehood.

The Constitution of the Kyrgyz Republic recognizes and guarantees basic human rights and freedoms in accordance with generally accepted principles and norms of international law, and improving the legal framework for the operational and investigative activities of the internal affairs bodies of the Kyrgyz Republic is essential.

This article examines the concept and relevance of improving the legal regulation of the operational and investigative activities of the internal affairs bodies of the Kyrgyz Republic in the current conditions.

Key words: legal frameworks, operational and investigative activities, investigative bodies, crime control, legislation, legislator

Правовая основа борьбы с преступностью чаще других подвергается изменениям. Каждый случай такого изменения представляет собой результат постоянного поиска наилучших правовых средств борьбы с антиобщественными, преступными проявлениями. Непрерывное ведение такого поиска обусловлено большим значением, которое придается государством охране правопорядка, общественной безопасности. Естественно, что основным источником путей совершенствования любого закона является практика его применения.

В законодательных актах зарубежных стран ключевой задачей деятельности органов дознания является поиск и фиксация фактических данных криминального характера. Например, законодатель в Латвии и Литве, предусматривает сбор информации в сфере уголовных и государственных преступлений и инфраструктуре преступности.

В структуре законодательства, непосредственно регламентирующего сферу борьбы с преступностью, наряду с уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством Кыргызской Республики появилась автономная группа принципиально новых законодательных актов, не имевших ранее аналога. Для их обозначения можно использовать термин «оперативно-розыскное законодательство», так как все они в силу многосубъекгности оперативно-розыскного закона взаимосвязаны между собой. Принципиально важно здесь то, что оперативно-розыскная деятельность получила законодательную основу.

Так, И.Б. Новицкий справедливо считает показательным афоризм римских юристов: «Неправильно давать ответы, консультации или решать дело, не имея в виду всего закона, а, принимая во внимание только какую-нибудь его часть» [2, с. 25]. Оперативно-розыскная деятельность должна быть качественно урегулирована с тем, чтобы обеспечить ее эффективное осуществление в интересах разрешения задач борьбы с преступностью, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий в точном соответствии с законодательными

основаниями и условиями, исключая нарушение прав и свобод гражданина [4, с. 4-5].

Поэтому важной проблемой законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности Кыргызской Республики является ее регламентация таким образом, чтобы исключить пробелы, снижающие результативность этого важнейшего вида правоохранительной деятельности.

Качественная регламентация ОРД важна и для определения сотрудникам оперативных подразделений четких правил их деятельности, что в свою очередь обуславливает надлежащее их применение при разрешении задач оперативно -розыскной деятельности. Вместе с тем, форма и содержание действующего оперативно-розыскного законодательства Кыргызской Республики далеко не бесспорна.

Следует отметить проявляющиеся в настоящее время тенденции к многообразию законодательных новопосвящений и фиксации их в законах, которые должны содержаться в минимальном количестве в силу принятия законодателем Кыргызской Республике обобщенного оперативно-розыскного закона. Речь идет о насыщении оперативно-розыскными нормами таможенного, уголовно-исполнительного кодексов, противоречащих по своему содержанию тексту Закона Кыргызской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности». Наряду с этим необходимо отметить и об отсутствии правовых документов, которые прояснили бы правовой статус оперативных подразделений правоохранительных органов.

Исходя из вышеизложенного, можно выдвинуть гипотезу относительно дальнейших вариантов совершенствования и развития оперативно-розыскного законодательства Кыргызской Республики. Так, вполне вероятна нормотворческая деятельность по восполнению пробелов и совершенствованию закона об ОРД.

В настоящее время необходим всесторонний анализ оперативно-розыскного законодательства Кыргызской Республики, стран СНГ и, других зарубежных государств, систематизация их норм и на этой основе формулирование научно обоснованной концепции законодательного регулирования и построение с учетом этого оптимальной модели оперативно-розыскного закона, учитывающего интересы правоохранительных органов, а также внесение научно обоснованных рекомендаций законодательным органам по различным вопросам правового регулирования ОРД, что в свою очередь предполагает:

— изучение и анализ обстоятельств, обусловивших необходимость законодательного регулирования ОРД и определение степени их влияния на

процесс совершенствования и развития оперативно-розыскного законодательства;

— анализ законопроектов и законодательных актов, регламентирующих ОРД, с точки зрения их формы и выяснения оптимального варианта регулирования ОРД на уровне закона, в частности, определение возможности их трансформации в кодекс;

— комплексное исследование законопроектов, законодательных актов стран СНГ, других зарубежных стран, посвященным отдельным аспектам и направлениям ОРД, и определение возможности адаптации этого законодательного опыта к условиям Кыргызской Республики;

— анализ оперативно-розыскных норм, определяющих задачи и инструментарий ОРД, системно-процессуальный аспект ОРД и построение их оптимальной модели;

— изучение вопросов определения законодателем основных направлений использования результатов ОРД и выработка рекомендаций, направленных на совершенствование этой сферы оперативно-розыскного законодательства;

— анализ проблемы рассредоточения оперативно-розыскной функции между различными правоохранительными органами, спецслужбами, и внесение предложений по правовому регулированию при разрешении сходных по характеру задач;

— изучение вопроса о закреплении в оперативно-розыскном законе полномочий субъектов ОРД и построение модели соответствующего раздела указанного законодательного акта.

Таким образом, оперативно-розыскное законодательство Кыргызской Республики представляет собой комплекс взаимосвязанных законодательных актов, во-первых, определяющих правовое содержание различных видов сыска, во-вторых, предусматривающих нормативно-правовой статус органов дознания, осуществляющих ОРД. Оперативно-розыскное законодательство составляет правовую основу оперативно-процессуальной деятельности, то есть правоохранительной деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями-органами дознания в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, уголовно-процессуальных и иных правовых действий в целях разрешения возложенных на них задач.

Законодательное регулирование ОРД, прежде всего определение перечня оснований и условий осуществления оперативно-розыскных мероприятий не устранило барьер между ОРД и уголовным процессом, как это имеет место в

законодательстве ряда стран (концепция «преактивных» расследований в США). Поэтому необходимы организационные меры, обеспечивающие оптимизацию предварительного расследования по уголовным делам, возбужденным на основе результатов ОРД.

При определении на законодательном уровне задач ОРД в качестве ключевой из них, должен быть предусмотрен поиск и фиксация информации в сфере и инфраструктуре преступности, использование которой позволило бы предупреждать, пресекать, раскрывать преступления, обнаруживать разыскиваемых лиц. При законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности задачам ОРД должен соответствовать ее инструментарий, обеспечивающий их разрешение. Для законодательного закрепления оперативно-розыскных мероприятий важен не фиксационный вариант, а форма, отражающая процессуальные аспекты проведения каждого оперативно-розыскного мероприятия.

Законодательная регламентация системно-процессуального аспекта оперативно-процессуальной деятельности должна быть адекватна объективной картине оперативно-розыскного процесса. Модель подобного рода регламентации должна охватывать соответствующие стадии оперативно -розыскного процесса, а не его отдельные фрагменты.

Оперативно-розыскное законодательство, как элемент государственно-правовой системы борьбы с преступностью получило свое закрепление с принятием 5 октября 1998 года Закона Кыргызской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности» (Далее Закон КР об ОРД)1. Принципиально важное здесь то, что она получила законодательную основу. Вместе с тем, чтобы обеспечить ее дальнейшее эффективное осуществление в интересах решения задач борьбы с преступностью оперативно-розыскная деятельность должна быть качественно урегулирована, исключая нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Однако форма и содержание оперативно-розыскного законодательства Кыргызской Республики не бесспорно. В нем обнаруживаются непоследовательность в закреплении оперативно-розыскных процедур, некоторая декларативность, неконкретность отдельных положений, недостаточно проработанный механизм гарантий соблюдения прав и свобод граждан, терминологические проблемы в оперативно-розыскной деятельности.

1 Закон Кыргызской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности», принят Жогорку Кенешем КР 5.10.1998 (в редакции Законов КР от 4.08.2001 № 81, 20.03.2002 № 41, 11.06.2003 № 98, 12.06.2003 № 105, 28.03.2004 № 52, 15.08.2007 № 152, 23.05.2008 № 97, 14.07.2008 № 143, 11.03.2009 № 80, 24.02.2010 № 33 Декрета Временного правительства КР от 17.09.2010 № 128).

Следует отметить, что процесс становления законодательства Кыргызстана, регулирующее ОРД, протекал параллельно аналогичной нормотворческой деятельности в странах СНГ. Поэтому необходимо исследование и этих законодательных актов для сближения оперативно -розыскного законодательства Кыргызской Республики и стран СНГ, а также установления подходов законодателей этих стран к решению наиболее сложных проблем в правовом регулировании ОРД.

Принятие Закона Кыргызской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности» и некоторых других законодательных актов, регулирующих те или иные стороны ОРД, не разрешила большей части поставленных проблем законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в Кыргызской Республике. Сложившуюся ситуацию в данной сфере научного познания можно охарактеризовать как зарождающуюся.

Актуальность данной проблемы связана и с тем, что оперативно-розыскная деятельность образует особый органически целостный вид деятельности государственного аппарата. Исследования на понятийном и функциональном уровнях (что в значительной мере осуществлено в теории) не исчерпывают всей сложной проблематики законодательного регулирования ОРД. Она требует комплексного изучения для определения места во всей правоохранительной практике и через последнюю — в реализации задач уголовной политики, определения предмета и границ деятельности ее подсистем, ее социальной обусловленности, особенности организационной и научной базы; специфики органов и лиц, участвующих в этой деятельности, и их законодательного статуса; особенности правового регулирования системы действий разведывательно-поискового характера.

Оперативно-розыскная деятельность имеет сложную правовую основу, углубленное исследование которой предполагает научную интерпретацию соответствующих норм Конституции Кыргызской Республики 1, использование достижений правовой науки, познания общих принципов природы общественных отношений, возникающих между субъектами ОРД.

В теории права под правовым регулированием понимается специфическая деятельность государства, его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношений путем установления правовых норм и принятия в необходимых случаях индивидуально-регламентирующих решений в соответствии с этими нормами по юридически значимым вопросам, возникающим в рамках таких отношений [5, с. 135].

1 Конституция Кыргызской Республики, принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 года.

Известны и другие определения. Например, С.С. Алексеев считает, что правовое регулирование — это результативное, нормативно организующее воздействие на общественные отношения, осуществляемое при помощи таких правовых средств, как юридические нормы, индивидуальные предписания, правоотношения и др. [3, с. 226].

Следовательно, назначение правового регулирования вообще функциональное, управленческое. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности также носит, прежде всего, функциональный характер, причем в этой работе посредством правовых норм регулируются отношения между государством (его представителями) и гражданином (в первую очередь лицом, посягающим на охраняемые уголовным законом объекты) в связи с необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.

В этой связи трудно не согласиться с утверждением В.А. Кирина о том, что многообразие общественных отношений требует строго определенного, целенаправленного выделения из них тех, которые нуждаются, во-первых, в правовом регулировании вообще, во-вторых, в законодательном регулировании, в-третьих, в регулировании нормами данной отрасли законодательства [1, с. 58].

Таким образом, в оперативно-розыскной теории стал утверждаться термин «правовая основа». К настоящему времени накоплен значительный научный материал, упорядочение которого может открыть пути к дополнительным исследованиям.

По нашему мнению, Закон Кыргызской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности» должен быть скорректирован соответствующим образом в интересах эффективной деятельности правоохранительных органов. Наиболее важные вопросы, имеющие принципиально новое теоретическое и практическое значение для законодательного регулирования ОРД, состоят в:

— определении концепции законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в условиях современной криминогенной ситуации в стране;

— соотношении оперативно-розыскных, уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм при регламентации единых правовых институтов;

— необходимости дальнейшей систематизации и совершенствования правовых норм в сфере оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов Кыргызской Республики.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Кирин В.А. Законодательство о борьбе с преступностью: отрасли и их взаимосвязь. — М.: Юрид. лит., 1978. — 279 с.

2. Новицкий И.Б. Римское право. Изд. 6-е. — М., 1994. — 245 с.

3. Проблемы теории государства и права: Учебник / Под С.С. Алексеева.

— М.: Юрид. лит., 1987. — 446 с.

4. Сурков К.В. Оперативно-розыскное законодательство России: пути совершенствования и развития: автореферат. дис. ... доктора юрид. наук: 12.00.09 / МВД РФ. НИИ. — М., 1997. — 43 с.

5. Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права: Курс лекций,

— Казань, 1987. — 334 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.